Конспект логопедического занятия животные холодных стран

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия: создание условий для развития словаря, уточнить с детьми название животных Севера, знание их внешних признаков, их строения и чем питаются.

Содержимое публикации

Логопедическое занятие по теме "Животные Севера" в старшей группе

Цель: создание условий для развития словаря, уточнить с детьми название животных Севера, знание их внешних признаков, их строения и чем питаются.

Коррекционно-образовательные задачи: совершенствование грамматического строя речи (обучение составлению предложений по вопросам, по картине и согласованию слов в предложении, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов).

Коррекционно-развивающие задачи: создать условия для развития фонематического представления, зрительного и слухового внимания, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование:картинки с изображениями животных

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение на развитие дыхания

Упражнение для языка

Вот сейчас мы с вами готовы к путешествию. Закроем глазки и все вместе мы с вами окажемся на Севере. Включается фонограмма ветра, вьюги. Вот мы с вами и оказались на севере.

3. Беседа по теме занятия.

Север – это часть Света, где снег лежит почти круглый год, дуют очень сильные ветры, метут метели, моря покрыты толстым льдом. Люди на Севере живут не постоянно, только работают, изучают погоду и жизнь местных животных. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени.

Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.

Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – что он толстый. Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на снегу, это облегчает ему охоту за тюленями. Питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.

Показ изображения моржа.

У моржа есть туловище, голова, клыки и ласты. Ласты нужны для плавания и ныряния. Моржи и медведи, не боятся холода. Так как у них есть толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С их помощью моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана. Клыки защищают моржей от врагов, а ещё они цепляются ими за края льдины для того, чтобы легко вылезти из воды. У моржихи появляется один детеныш– моржонок.

Показ Изображения тюленя.

Это тюлень. Большую часть своей жизни тюлени проводят в воде. Они очень быстро плавают, ловко ныряют. Для этого у тюленей есть ласты. Питаются тюлени рыбой и мелкими морскими животными. У тюленихи рождается белый детеныш – тюленёнок (белек).

Скажите ребята, а почему детеныша тюленя так называют?

Потому что он белый.

Показ изображения Северного оленя.

Это дикий Северный олень. На голове у него длинные рога, тело покрыто плотной шерстью. Шерсть дает защиту для оленя от стужи и сильного ветра. Олень сухопутное животное. В очень холодную погоду олени сбиваются в плотные стада. Так как животные в стаде находятся близко друг к другу – ведь так теплее. Олениха тоже рожает одного оленёнка. Питаются они сухой травой, которая прячется под слоем снега.

4. Дидактическая игра "Назови семью"

Морж – моржиха – морженок

Полярный волк – волчица – волченок

Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок

Тюлень – тюлениха – тюлененок (белек)

Олень – олениха – олененок

Пингвин – пингвиниха - пингвиненок

5. Чистоговорки

Ина – ина – ина – вот большая льдина

Эни-эни-эни – на Севере олени

Ин – ин – ин – рыбу ест пингвин

Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени

Чьи уши у медведя? – медвежьи уши

Чья голова у тюленя? – тюленья голова

Чьи рога у оленя? – оленьи рога

Чей хвост у песца? – песцовый хвост

Чьи лапы у рыси? – рысьи лапы

Чьи бивни у моржа? – моржовые бивни

Если у моржа толстая кожа, то это … (толстокожий морж)

Если у оленя длинные рога, то это … (длиннорогий олень)

Если у совы белые крылья, то это … (белокрылая сова)

Если у тюленя длинные усы, то это … (длинноусый тюлень)

Если у медведя толстые лапы, то это … (толстолапый медведь)

Если у песца острые зубы, то это … (острозубый песец)

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он – (Тюлень)

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь (Моржи)

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? – Белые медведи

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же. (Пингвин)

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный. (Олень)

Один морж, а много…

Один медведь, а много…

Один олень, а много…

Один тюлень, а много…

Одна сова, а много…

Один кит, а много…

Один морж, два моржа, пять моржей. Один медведь, два медведя, пять медведей. Один тюлень, два тюленя, пять тюлений.

(Пингвин, волк, олень)

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?

(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

Звери необычные, к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит,

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан,

Гордый северный олень

(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день.

(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

12.Письменное упражнение

-Ребята, вот у нас с вами и картинки на память о Севере есть. Ну а теперь нам пора, попрощаться с Севером и возвращаться в детский сад. Закроем все глазки и очутимся в нашем детском саду.

Цели: уточнить и расширить словарь детей о животных Севера.

Задачи: 1. Образовательные задачи:

• продолжать учить согласовывать существительные с числительными;

• образовывать множественное число существительных;

• учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

• учить подбирать слова – антонимы;

2. Развивающие задачи:

• развитие мелкой моторики, общей моторики

• развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения).

3. Воспитательные задачи:

• воспитание усидчивости, уважения друг к другу, умения выслушивать ответы других детей до конца;

• формирование умения действовать в паре.

Оборудование: глобус, животные севера (игрушки, картинки с изображением животных Севера, разрезные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Ребята, посмотрите, что это у меня? (Глобус). Рассматриваем глобус, вспоминаем какой цвет, что обозначает.

2. Введение в тему

Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а что такое Север? (Ответы детей)

Север – это часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Где находится Север на глобусе? (рассмотреть). Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно- исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течении 1-2 месяцев тает снег. А, чтобы узнать какие животные живут на севере надо отгадать загадки.

Загадки (картинки - отгадки с изображением животных выставлять на доске)

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он -. Тюлень

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь. Моржи

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые. медведи

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же. Пингвин

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный. Олень

А ещё там живут: песец, лемминг, овцебык, полярная сова и заяц-русак, белый волк,

тукан, полярная сова, касатка, белуха

3. Основная часть

-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)

-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

Папа морж, мама моржиха, детёныш моржонок, детеныши моржата;

Папа медведь, мама медведица, детеныш медвежонок, детеныши медвежата и т. д.

Кто на севере живет? Хлопки ладошки – кулачки, попеременно

Кто там ест и кто там пьёт? Разжимаем и сжимают кулачки

Звери необычные к холоду привычные. Растираем ладошки

Северный олень (какой) – сильный, быстроногий, травоядный ….

Белый медведь (какой) – неуклюжий, большой, мохнатый …

Пингвин, полярная сова, морж, тюлень…

Пингвин – пингвины – много пингвинов, песец – песцы – много песцов….

Пингвин, морж, тюлень, олень

Сова, заяц, волк, песец

Медведь, олень, морж, тюлень

5. Составьте рассказ по плану

1. Название животного

3. Окраска. Размер. Части тела

5. Взаимосвязь с человеком

Северный олень – это животное севера. Части тела: голова, шея, туловище, ноги, хвост. На голове – длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи, особенно сильно развит он на шее. У них шерсть серая, пушистая, мягкая. Копыта широкие и могут раздвигаться, как пальцы. Это позволяет оленям быстро перемещаться по снегу. К зиме олени жиреют, это им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Питаются лишайником, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез. Человек использует мясо, молоко, мех северного оленя. Оленьи упряжки надежное и быстрое средство передвижения. Из рогов и костей изготавливают сувениры, шкатулки, мебель и другие предметы. Большое значение имеют шкуры, ими утепляют юрты, из них шьют одежду, шапки, обувь.

6. Итог занятия : Где мы сегодня побывали? Что понравилось?

Автор: Пономарева Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад №44
Населённый пункт: г. Саров Нижегородская обл.
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми 5-6 лет на тему " Животные холодных стран"
Раздел: дошкольное образование

Конспект логопедического занятия

с заикающимися детьми старшей группы

на этапе контекстной речи

Словарь: Существительные:
белый медведь, морж, тюлень, северный олень, морской леопард, кит, бивни, клыки, копыта, хвост, ласты, север, мех, шерсть, лапы, ласты, уши, когти, детёныши (их названия), хищник, пасть, туловище, рога, животные, сюртук, Антарктида.

1-я часть – подготовительная

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям нравится смотреть мультфильмы, а мы, педагоги, можем сделать это занятие не только увлекательным, но и по-настоящему полезным. Это возможно при условии целенаправленной работы с детьми на основе специально отобранных, полезных мультфильмов.

с использованием мультфильмов.

Цель: закрепление представлений о диких животных холодных стран.

формирование представлений о диких животных холодных стран по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

формирование умения классифицировать животных, живущих на разных полюсах;

расширение кругозора детей.

развитие внимания и зрительного восприятия;

развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве;

расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животные холодных стран".

закрепление сформированных грамматических категорий и словообразования;

закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова, навыка чтения;

развитие внимания, памяти, мышления и фонематического восприятия.

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;

воспитание любви и бережного отношения к природе.

Беседа о животных холодных стран, их особенностях, повадках.

Составление слов из букв и слогов.

Разучивание стихотворений и загадок о животных холодных стран.

Ход занятия.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.

2. Введение в тему. Воспитатель загадывает загадку.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

Воспитатель: - Но где же находятся полюса? Это мы можем вспомнить, если

рассмотрим глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

Давайте посмотрим на наш Глобус и покажем, где находится Арктика.

Дети: - В верхней части глобуса, на макушке. (Показывают на глобусе.)

Воспитатель: Как называется противоположная часть земли?

Воспитатель: - Проходим за столы и продолжаем беседу.

- Чем похожи эти районы?

Дети: - Это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Воспитатель: - Правильно. Здесь лед никогда не тает, зимой солнце не показывается на небе, и всю зиму длится полярная ночь. В ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Кругом плавают большие ледяные горы-айсберги. Большая часть айсберга скрыта под водой. Здесь очень холодно, дуют ледяные ветры.

Воспитатель: - Ребята обитаемы эти районы или нет? Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?

Воспитатель: - Какие животные обитают на Северном и Южном полюсах? Давайте их вспомним и расселим по своим домам. ( На столах лежат плоскостные фигурки животных)

5. Беседа. Составление предложений.

Воспитатель. - Чем питаются эти животные?

Дети. - Медведь питается рыбой. Олень питается мхом. Пингвин питается рыбой.

Воспитатель. - Почему животные не мерзнут?

Дети. - У животных под кожей толстый слой жира, густой мех, у птиц – перья и пух.

Воспитатель: - Ребята, а вы слышали о пингвинёнке Лоло? Где живет его семья?

Дети: - В Антарктиде.

Воспитатель: - Сейчас мы отправимся в гости к пингвинёнку Лоло.

Воспитатель: - О каких врагах рассказывал пингвинятам воспитатель?

Дети: - На суше - поморники, на море - касатка и морской леопард.

Воспитатель: - А друзья у пингвинов есть?

Дети: - Голубой кит, морской слон.

Воспитатель: - У морского слона вместо ног ласты, значит он какой? - морской слон ластоногий.

У касатки острые зубы - . (касатка острозубая).

У морского леопарда длинные усы - . (морской леопард длинноусый).

У пингвина черные крылья - . (пингвин чернокрылый).

У кита большой рот - . (кит большеротый).

У моржа толстая кожа - . (морж толстокожий).

Воспитатель: - А вы слышали о медвежонке Умке? Где живет он со своей мамой медведицей?

Дети: - На севере.

11. Глазная гимнастика.

Воспитатель: подвигайте глазными яблоками вправо-влево;

часто поморгайте глазами;

зажмурьте глаза и откройте их (несколько раз).

12. Воспитатель: - Чему и как медведица учила медвежонка?

Дети: - Медведица учила Умку ловить рыбу, закрывая лапой чёрный нос.

Воспитатель: - Ребята, получилось у медвежонка поймать рыбу? Давайте ему поможем и сами узнаем, какая рыба живёт в холодных морях.

Дети читают слоги и составляют из них слова: пи-кша, ка-мба-ла, па-лтус.

Воспитатель: Что на занятии вам понравилось? Какое задание для вас было самым трудным? Спасибо. Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.

2. Бардышева Т. Ю. , Моносова Е. Н.. Тетрадь логопедических заданий. –

5. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. – ООО «Издательство ГНОМ

Читайте также: