Конспект занятия народная игрушка в младшей группе

Обновлено: 07.07.2024

Воспитатель: Ре бята, вы любите иг рушки? (Да) А что вы с ним и делаете?

(Играем) А я слышала, что вы сти хи знаете об игру шках. Сейчас я бу ду

Воспитатель: в от , какие замечатель ные стихи мы знаем. Разные игрушки

бывают. Взрослые издавна делали для д етей различные игру шки . Для этого

подходил любой матер иал - из кусочка глины получалась свистулька, из

деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков

Воспитатель: Вы прослу шайте, ребят ки, загадаю вам зага дку:

Воспитатель: К нам пришла кукла - неваляшка , яркая рубашка. Какая она?

- Ребята, как наз ывается игру шка, кото рая у меня в ру ках? (матрешка)

- А вы, знаете , от куда взялась матрёшка? То гда давайт е расскажу , как

Давным - давно это было. Шел как - то Иванушка - добрый молодец, по

вольной земле р усской, по широк им полям да сквозь б ерезовые рощи. Вдруг

видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там

мужичок сидит у окошка, кру чинится. Расспросил его Иванушка, что

случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая.

Захворала оттог о, что скучно и гру стно ей без веселы х игрушек. "Не

печалься, добрый человек, что - нибу дь придумаем, обязатель но развеселим

девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку

да купить бо льной девочке сластей и чего - нибу дь веселого да рад остного.

Долго - долго ходили по ярмарке, рассма тривали да выбирали. Вдруг увидели

смешную, ул ыбающую ся нарядную ку колку на кар тинке. Купили о ни её и

довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела,

разрумянилась, похор ошела. Захотела она с ней поиграть, да не может -

куколка же нарисованная. Опять загру стила малышка. Тог да ее батюшка взял

деревянный чурбачок и выточил из него фигу рку к уколки. Выточил, яркими

красками разрисовал : одел в нарядное платьице, как на кар тинке. Веселая

получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее

русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой

все ее звали. И ста ла девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры

Конспект открытого занятия во второй младшей группе детского сада.

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

• Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;

• Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

• Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.

• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Ход мероприятия

Ведущая. Ребята, вы любите игрушки? (Да) А что вы с ними делаете? (Играем) А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи.

1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3. Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Ведущая. Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы, которые считаются одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек или слайды презентации)

Ведущая. Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать (надевает игрушку – Петрушку на руку, и вот игрушка ожила.

Петрушка. Смотрите, какие у меня красивые штанишки. А какого они цвета? А это моя любимая рубашка. Вы знаете, какого она цвета? А на голове красный колпачок, по нему меня все сразу узнают. Я на ваш праздник принес еще игрушки – звонкие погремушки. Хотите с ними поиграть? (Да). Тогда становитесь врассыпную, я с вами поиграю.

Игра с Петрушкой

- У меня пропали ручки.

(Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

(Показать. То же с глазками, ушками, носиком - закрывать их ладонями.)

Ведущая. А теперь послушайте загадку:

Целый день стоят как свечки

Эти чудо - человечки.

Не желают куклы спать,

Не уложишь на кровать.

И опять встают на ножки.

Подскажи - ка мне дружок:

Как название игрушки?

Отгадать совсем не сложно:

Это кукла неваляшка

Ведущая: К нам пришла неваляшка яркая рубашка. Какая она? (яркая, красивая).

Знакомство с матрешкой :

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)

- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

-Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

На две половинке.

Эту куклу открой -

Будет третья во второй.

И сумеешь ты найти

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Вот поставленные в ряд

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

Куколке - матрешке строим дом хороший:

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

Ведущая. Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

(дошкольное отделение №3)

Конспект занятия

Воспитатель: Аракчеева Е.Б.

1.Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом и элементами изготовления.

2.Вызвать радость при рассматривании народных игрушек и чтении произведений малых фольклорных форм.

3.Воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров; -воспитывать бережное отношение игрушкам.

4.Активизировать речь детей, побуждать употреблять слова, характеризующие качество предметов (дерево - деревянный, солома - соломенная, глина – глиняная, тряпичная).

5. Вспомнить полезные продукты.

1. Рассматривание иллюстраций (деревянные игрушки, глиняные игрушки, матрешки)

2. Игры с матрешками, тряпичными куклами, деревянными лошадками.

3. Знакомство с глиняной игрушкой и поделками из глины.

Материал: кукла Маша, матрешки, тряпичные куклы, свистульки, деревянная лошадка, глиняные игрушки.

Воспитатель: У меня для вас сюрприз ребята, в сказку приглашаю вас! (дети сидят на стульчиках перед ними стоит ширма)

У нас на Руси сказки очень хороши.

Сказка в гости к нам является.

Про капризных детей.

Сказку эту старую.

Слушать каждый рад.

Предлагаем сказку вам на новый лад.

Жили были мать, отец да дети, Ванечка да Машенька. Собрались как-то раз отец и мать на ярмарку, а Маше давали наказ, к подружкам не ходить и за Ванечкой следить. Не послушала Маша мать с отцом, убежала к подружкам играть. Прилетели гуси-лебеди и унесли Ваню. Возвратилась Маша домой, а братца нет.

Маша (кукла): Ваня, Ванечка. Ау!

Воспитатель: Маша, что случилось?

Маша: Ваня, братец мой пропал. Побегу его искать.

Воспитатель: Давай посмотрим, может он в гости зашел? (Маша заходит в домик).

Маша: Вани здесь нет. Здесь какие-то тряпочки лежат!

Воспитатель: Это не тряпочки, это кукла!

Маша: Но это не кукла.

Воспитатель: Давай повяжем платочек, наденем юбку и кукла готова. Ребята, расскажите, как можно играть с куклой.

Ответы детей: кормить, ходить на прогулку, укладывать спать.

Маша: Чтобы кукла уснула, ей нужно рассказать колыбельную. Воспитатель: Ребята давайте вспомним колыбельные, которые вы знатете(поют)

Воспитатель: Вот кукла и уснула. Уложим её в кроватку.

Маша: А в домике еще кто-то живет.

Воспитатель: Давай Маша посмотрим и ребятам покажем. Посмотрите здесь лошадка. Игрушка эта называется потешной и выстрогана они из дерева, на потеху и развлечение детишек.

Маша: А еще вот какая забавная девчонка. (Достает матрешку)

Воспитатель: Посмотрите, эта игрушка с сюрпризом. В каждой куколке спряталась сестричка поменьше (дети разбирают матрёшку). Матрешку раньше называли Матрена, или ласково Матрешка. Матрешка любимый русский сувенир, душа РОССИИ.

Маша: В домике еще живут птички!

Воспитатель: это свистульки, громкие да звонкие.

А сейчас ребята расскажут, в какие игрушки они играют сейчас. (Дети рассказывают)

Воспитатель: Сейчас наши дети превращаются в игрушки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Скачет конь наш, цок-цок-цок, Слышен топот быстрых ног. Кукла, кукла, попляши, Своей ручкой помаши, вот как кружится волчок, прожужжал и на пол лег, Самолёт летит, летит, Смелый летчик в нем сидит, а теперь мы все матрешки, громко хлопаем в ладошки.

Маша: Да, я с вами совсем забыла, что мне нужно Ваню искать.

Воспитатель: Машенька, мне игрушки по секрету сказали, что Ваню унесли гуси-лебеди. Беги вон туда, может тебе яблонька подскажет.

Маша: Яблонька-матушка, подскажи, куда гуси-лебеди полетели? Яблоня: Съешь моего яблочка, тогда скажу.

Маша: Да какая польза от твоих яблок? У моего батюшки и садовые не едятся.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Машеньке, какая польза от фруктов и для чего их надо кушать. (ответы детей)

Маша: Спасибо, ребята. Я теперь обязательно буду есть все фрукты. Спасибо, яблонька.

Яблоня: Беги вон по той дорожке. Воспитатель:

Бежит Машенька, видит - печка стоит.

Маша: Печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Сьешь моего хлебца, тогда скажу (Маша ест)

Печка: Вон туда полетели гуси-лебеди.

Воспитатель: Побежала Маша, куда печка указала. Добежала до молочной речки с кисельными берегами.

Маша: Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? Речка: Отгадай загадку, тогда скажу.

Каждый вечер так легко

Она дает нам молоко.

Говорит она два слова.

Как зовут её? \корова\

Речка: Молодец, Машенька, молодцы, ребята. А теперь, Машенька, ступай. У Бабки Ёжки Ванюша, там его выручай.

Воспитатель: Бежит Машенька, видит - вот и избушка Бабы Яги. Заглянула в окошко увидела братца …

Маша: Ваня, братец дорогой, побежим скорей домой!

Баба Яга: А-тя-тя-тя-тя! Куда? Я те дам домой! А есть я что буду?

Воспитатель: Что ты, бабушка! Есть надо только полезные продукты.

Баба Яга: Какие такие полезные? Вот Ваньку съем, кока-колой запью. Всё вкусно и полезно, что в рот полезло.

Воспитатель: Да ты, бабушка, ребят послушай. (дети рассказывают о полезных продуктах)

Баба Яга: Ну, ну, почти убедили. Ишь, какие шустрые. Так и быть! Отпускаю я Ивана! Пожалели вы меня старую, накормили вкуснятиной. Больше вредничать не стану и не буду больше злиться. Можно с вами подружиться? Вот и сказка кончается, Маша с Ваней домой возвращается, а вы у меня сегодня молодцы. Ваню спасли, много рассказали, да и сами много узнали. СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ.




Все любят играть, даже мы, взрослые, а вот этой игрушкой из дерева можно и играть, качать и любоваться. Посмотрите на узоры, которыми лошадка украшена. (рассматриваем). Есть у вас дома такие игрушки? Раньше, давным – давно, в такие игрушки играли все дети. А хотите, чтобы у вас были такие игрушки? (ответы детей)
2 часть. Знакомство с деревянной игрушкой. Эти игрушки изготавливают из дерева (воспитатель показывает конька – каталку и конька – качалку). Нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, туловище лошадки. (показываю игрушки: рубанок, топор, пила…) Иди, Дима, покажи, как пилили пилкой? (ребенок показывает) Покажи, Слава, как рубанком доски строгали? (показывает на деревянном кирпичике) А как, Сережа, молотком сколачивали игрушку? Когда туловище готово (показываю лошадку, без колес), что нужно было еще сделать? (колеса) (воспитатель присоединяет колеса)



— Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму!
Бух. (дети повторяют знакомые слова, в потешке, вместе с воспитателем)
А к другой лошадке, нужно было еще сделать качалку.



(на полу разложены по кругу цветные карточки)
Физминутка
Деревянная лошадка. (Е. Ковина)
Деревянную лошадку………………..сгибаем и разгибаем руки в локтях (едем на лошадке)
Папа мне вчера принёс…… руки вытянуть вперед (папа дает лошадку)
Я схватил большую шашку,……………..одеваем воображаемую шапку
Конь меня вперёд понёс………………..скачем на лошадке
Поскакал я по долинам,………………. скачут за воспитателем по кругу
Горы, реки оббежал,…………………. бегом
И в припрыжку по дорогам………….. прыжки вперед
И. немножечко устал……………….. поднять руки вверх и с наклоном вперед, опустить руки вниз
А когда я утром встал,………………..потянуться на носочках
Даже завтракать не стал,……………. показывают кушают, мотают головой влево, вправо
Я опять же поскакал……………………скачут по кругу
По долинам и холмам.
-Чем украшена игрушка?
- Какого цвета краску мастера использовали, чтобы украсить этих лошадок ( дети поднимают карточки и называют цвет) Света, покажи, где на лошадке цветы, а где листочки? Сережа покажи где ягодки, где линии, кружочки? А хотите раскрасить лошадки – качалки, которые сделали для вас дети из старшей группы?
3.Практическая деятельность детей. Рисование узоров. Давайте украсим наших лошадок, они из дерева? ( нет из бумаги, картона) Украшать их будем кружочками и точками. Кружочки и точки можно рисовать не только кисточкой, но и ватными палочками. (воспитатель показывает, как работать ватной палочкой, нужно ее менять, если меняешь цвет).
Рефлексия: (работы детей выставляются на полку)



Я сам поем —
И конь мой сыт.
Я спать ложусь —
И конь мой спит.

Я целый день вожу коня,
А ночью конь везёт меня.

Во весь опор, взметая пыль,
Несётся он вперёд,
И легковой автомобиль
Дорогу нам даёт.
(С. Маршак)

Читайте также: