Конспект наблюдения на прогулке за птицами

Обновлено: 01.07.2024

Цель: Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.

Интеграция образовательных областей: “Чтение художественной литературы”, “Коммуникация”, “Труд”.

Оборудование: кормушка для птиц, зерно, картинки с изображением вороны и воробья, игрушка кошка.

Ход прогулки

Воспитатель:

Воробей, воробей,
Не боишься ты людей.
Если мы гулять пойдём,
Мы везде тебя найдём.
Не летишь ты на ют
От холодных, зимних вьюг
И купаешься весной
В первой луже дождевой.

Воспитатель: дети, посмотрите на маленькую птичку – это воробей. Воробей мал, да удал. Воробышки летают стайкой – их много. Посмотрите, у них две лапки (прошу повторить детей). Пёрышки коричневые. Воробьи очень много летают – ищут себе корм. Они разговаривают – чирикают: чик-чирик.

Дети: Чик-чирик.

Воспитатель: А теперь полетаем, как воробышки. (Дети бегают по участку, машут быстро руками, чирикают).

Воспитатель:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.

Воспитатель: Дети, а это большая птица, сидящая на ветке дерева – ворона. У вороны тоже есть клюв, крылья, хвостик, лапки.

Эта птица умеет громко разговаривать – каркать: кар-кар. Пёрышки у вороны чёрные. Давайте мы попробуем поговорить как ворона.

Дети громко : Кар-кар.

Воспитатель: Как ворона поговорили, а теперь полетаем. (дети бегают, машут руками медленно, каркают).

Воспитатель: Дети, а у меня есть кормушки для птиц. Кормушка нужна птичкам, чтобы мы положили в неё корм. Птички очень любят клевать маленькие зёрнышки. Посмотрите, у меня есть зёрнышки, возьмите каждый и насыпьте их в кормушку. (Дети насыпают корм в кормушку). А теперь отойдите от кормушки подальше, птицы бояться людей. (дети наблюдают за кормушкой, за поведением птиц).

Дидактическая игра “Узнай по голосу”.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите на картинки. Это ворона, она громко каркает: кар-кар. А это маленький воробей, он чирикает тихо: чик-чирик. Я буду говорить как птички, а вы узнайте их на картинке. (воспитатель произносит звукоподражания, а дети показывают картинку, на которой изображена птица)

Воспитатель: А сейчас вы будете разговаривать, как птички: кар-кар, чик-чирик, смотрите на картинки, они подскажут вам какая птичка разговаривает. (воспитатель показывает картинку с нужной птицей).

Воспитатель: Поиграем в птичек. Игра называется “Птички в гнёздышках”. Вы будете маленькими птичками. Закрыли глазки – раз, два, три, в птичек превратились. Ой, как много птичек!

Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке зёрнышек я дам, дам, дам.

У каждой птички есть свой домик – гнёздышко. По моему сигналу “Птички летают!” - все птички вылетают из своих гнёздышек, прыгают на двух ногах, клюют зёрнышки, пьют водичку, машут крыльями, чирикают или каркают. Когда я громко скажу: “Кошка идёт! – все птички прячутся в свои гнёздышки. (игра повторяется несколько раз).

Воспитатель: Дети поиграют на участке, а мы, Даша (Варвара), с тобой попрыгаем, как воробышек. Ножки поставьте вместе и подпрыгиваем вверх, чирикаем: чик-чирик.

- развивать интерес, внимание, наблюдательность, память.

Воспитательные:

- воспитывать заботливое и доброе отношение к живой природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель: - ребята чтобы узнать за кем мы сегодня будем наблюдать, я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте угадать о ком она.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

Воспитатель: Молодцы! Правильно угадали!

- Так за кем мы с Вами, будем наблюдать? (ответы детей).

- Правильно, ребята мы понаблюдаем за зимующими птицами, прилетающими на наш участок.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты.

В отличие от животных, часто ведущих скрытный образ жизни - птицы всегда рядом с нами.

Они радуют нас красивым пением, разнообразной окраской оперения, и люди издавна привыкли к соседству птиц.

Воспитатель: Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, всё покрыто снегом, трудно находить корм во время сильных морозов). Только люди могут помочь им для этого развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали.

Воспитатель: Чем подкармливают птиц в зимний период? (Ответы детей: пшено, просо, семена подсолнечника, хлебные крошки).

Воспитатель: Обращает внимание на стайку прилетевших птичек к кормушке.

- Посмотрите и скажите, каких птиц вы узнали?

Дети: (Воробьи, синички, снегири)

Воспитатель: Правильно. Давайте внимательно рассмотрим птичек, и понаблюдаем за ними.

Воспитатель: Птицы очень удивительные, очень любопытные и интересные. Посмотрите, птицы улетели и снова прилетели в птичью столовую.

Как вы думаете, почему они часто сюда наведываются?

(Ответ детей)

- Рассказать детям, что птицы очень пугливые, и понаблюдать за ними можно только из далека.

Обратить внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Предложить детям называть части тела птички.

Беседа по вопросам:

- Скажите, что делают птицы?

- Какие это птицы. (Зимующие).

- Почему мы их так называем?

- Каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Ответы детей)

Чтение стихотворения:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева

Трудовая деятельность: сбор опавших веточек на участке.

Цель: приучать дошкольников работать сообща, доводить начатое дело до конца; добиваться выполнения задания общими усилиями.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом и со снегом.




(неожиданная гостья)


Итог: Вам понравилась прогулка?

За кем мы сегодня наблюдали?

Каких птичек вы узнали?

Чем они были заняты?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Наблюдение
Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.
Художественное слово
На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
В. Звягина

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Н. Рубцов

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов

Голуби, голуби,
Раз, два, три.
Прилетели голуби-сизари.
И. Токмакова

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров
Загадки
Днем молчит,
Ночью кричит. (Филин, сова)

Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел)

Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится. (синица).
Е. Ильин

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера. (снегирь).
Е. Ильин

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел — а все же птица! (Воробей)

Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая! (Сорока)

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
А. Чепуров

Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут. (Дятел)
Е. Серова

Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее. (синичка).

Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым. (снегирем).

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)

Цель:
сформировать представление о жизни птиц зимой; активизировать желание детей
Задачи:
. оказывать помощь птицам, относиться к ним бережно.

Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, нетрадиционный способ рисования (оттиск ладошки).

Оценить 288 0

Конспект наблюдениядля детей старшей группы 5-6 лет



сформировать представление о жизни птиц зимой; активизировать желание детей

. оказывать помощь птицам, относиться к ним бережно.

закреплять знания о видовых признаках птиц;

вырабатывать навыки классификации по определённым признакам;

развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах;

развивать творческие способности: чувство цвета; умение размещать части тела на свои места (глаза, клюв, лапки и крылья).

Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, нетрадиционный способ рисования (оттиск ладошки).

Ход наблюдения

Организационный момент:

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем,

Как заботиться мы знаем,

Никого в беде не бросим,

не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Соберемся вместе в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:Сегодня мы с вами поговорим…А вот о ком, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Будьте внимательны! Прежде, чем ответить, дослушайте загадку до конца.

Птицу с грудкой красной

Знают все прекрасно.

Любит птица кочевать

И рябину объедать . ( снегирь)

- Кто же это? (Ответы детей)

-Слушайте дальше.

Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет? (сорока)

-Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Это – маленькая птичка.

Отгадайте, кто?(синичка)

Воспитатель: Так о ком же мы будем беседовать, кто догадался?

Воспитатель: Верно, о птицах. А на какие 2 вида делятся птицы? Вспомните.

(зимующие и перелётные).

- А воробей, синица, сорока - это перелётные или зимующие птицы?

- А как вы определили, что это – зимующие птицы?

(снегирь прилетает, когда наступает зима, а воробей и сорока остаются у нас зимовать, потому что они не бояться холодов)

- Правильно. У зимующих птиц есть под перьями подпушек, очень твёрдый клюв – и в этом их отличают от перелётных.

Воспитатель:Сегодня мы будем беседовать о зимующих птицах. Вы ещё больше узнаете о них : чем они питаются, каковы их повадки, легко ли им переносить долгую и суровую зиму и о том, как мы с вами можем помочь им.

Воспитатель:Ребята, а каких птиц ещё можно встретить зимой?

(синичка, галка, ворона)

-Дятел, синица, сорока, воробей, ворона, галка, свиристель - это зимующие птицы

-Ребята, а что вы знаете о перелётных птицах?

Дети(ответы) - (Перелётные птицы улетают осенью в тёплые края, потому что они питаются насекомыми, а с наступлением холодов насекомые прячутся, а ещё птицам становится холодно и они не могут пережить долгую и холодную зиму.)

Воспитатель:Правильно. А сейчас мы поиграем. Я хочу проверить, насколько вы внимательны.

Воспитатель:Посмотрите на картинку и найдите, кто лишний (на картинке снегирь, сорока, ласточка, воробей, синица). Кто здесь лишний и почему вы так решили?

(Ласточка, потому что она – перелётная птица.)

-Давайте проверим. Это - действительно ласточка.

(на картинке аист, кукушка, скворец, грач и снегирь)

- Кто здесь лишний?

(Сорока. Потому что она - зимующая птица, а остальные птицы - перелётные).

-Отлично! Вы очень внимательны.

Воспитатель: Сосчитайте сколько на дереве синиц, сколько голубе, а сколько снегирей? А сколько всего птиц прилетело в гости к дятлу?

(Дети считают и дают ответы).

(первый раз дети только повторяют, затем слова произносят сами).

Вот на ветках, посмотри

В красных майках снегири.

(по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы).

Греются на солнышке.

( на 1-е слово каждой строки - потряхивание руками , на 2-ое один хлопок по бокам)

(по 2 наклона головы на каждую сторону).

-Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(дети разбегаются, взмахивая руками). Повторить 2 раза. Отдохнули.

*** А теперь внимание на картинку

На картинке загадка

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

он появится опять. (снегирь) Показ картинки снегиря

Воспитатель: Что вы знаете о снегире?

(прилетает перед первым снегом, питается ягодами рябины и черёмухи)

- А какой клюв у снегиря?

( Клюв снегиря широкий и крепкий. Таким клювом легко расклевывать твёрдые ягоды.)

-Есть такая примета, если снегири прилетели, значит, завтра, послезавтра пойдёт снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он ещё и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Клюв у снегиря хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черёмухи. Он расклёвывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплёвывает на землю.

Очень шустрый, суетливый

По дорожке, прыгает

Чик-чирик! Чирикает.(воробей) Показ картинки воробья

Воспитатель: Какой он?

(ответы детей) Маленький, быстрый, шустрый, крикливый часто вступает в споры

с другими воробьями и даже дерётся с ними. У маленьких воробышков желтые рты,

которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют

( Стайками. Потому что вместе им легче заметить опасность, и быстрее найти корм. Для воробьёв годятся овёс, пшено, пшеница и хлебные крошки.

Воспитатель:

За синие крылья она так зовётся.

И в холод, и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке жёлтой и впрямь невеличка.

Так как же её назовёшь ты. (синичка) Показ картинки синички

-Что вы знаете о синице? Какая она?

Ответы детей… Синичка - маленькая птичка. У неё чёрная головка, белые щёчки, грудка жёлтая

и чёрный галстук. Они любят клевать семечки и свежее несоленое сало).

-Верно. Синички любят делать запасы. Например, поймают бабочку, гусеницу и

спрячут с внутренней стороны веточки, чтоб выпавший снег не мешал подобраться

к кладовой. Лапки у неё цепкие- это позволяет ей цепляться за ветку и висеть

Воспитатель:

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Верещунья -белобока, а зовут её . (сорока) Показ картинки сорока

-Давайте поговорим. Какая она?

Ответы детей … ( сорока черно- белая, у нее белые пятнышки на крыльях. Голова, шея, грудка-

черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле –

прыгают. Они издают стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой.

-Чем питаются сороки?

Дети: сорока-птица всеядная.

- А вы знаете, что сороку в некоторых странах считают птицей счастья?

Воспитатель:

Кто беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.(дятел) Показ картинки дятел

- Что вы можете сказать про дятла?

цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Свои

длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор.

-Дятла еще называют "барабанщиком". Почему?

Дети: он долбит кору дерева, будто играет на барабане.

Платье серое надела

И к кормушке подлетела

Стала каркать "Кар-кар-кар!"

Что за птичий туту базар?

Кто это? (ворона) Показ картинки вороны
- Посмотрите, какая она? Что вы знаете о вороне?

Ответы детей ( Она большая, умная, важная. Сама серая, а крылья, хвост, голова черные.)

-Как вы думаете, почему ее так прозвали?

Дети: потому что она любит что-нибудь воровать (брать), например, в деревнях

цыплят, утят, яйца.

Воспитатель:

Да, ребята, ворона может поживиться и запасами продуктов на балконах в городе.

Хоть ворона и вороватая птица, но от нее есть и польза. Она уничтожает вредных

насекомых и сохраняет деревья в городах. Ворона - всеядная птица.

Эти птички с хохолком

И красивые при том.

На рябину прилетели.

Эти птицы. (свиристели) Показ птицы свиристели

-Свиристели очень красивые, оперение у них плотное, спинка темная, а на крыльях

полоски белого, черного, и желтого цвета, а на голове украшение- большой хохолок

серовато-розового цвета. Такими красивыми бывают только самцы, а самки и молодые

птицы окрашены скромно. Питаются свиристели ягодами рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса.

-У зимующих птиц есть под перьями подпушек и у них очень твёрдый клюв и этим они отличаются от перелётных.

Воспитатель:

Давайте отдохнем. Я приглашаю вас поиграть в игру "Воробей".

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

(дети идут по кругу, заложив руки за спину, это "голуби")

(в центре скачет на корточках ребенок -"воробей"

Вылетай-ка не робей.

(встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом).

("воробей" пытается "вылететь", а "голуби" его не пускают).Повторить 2 раза.

Воспитатель:

Ребята, а как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?

-Руслан, как ты думаешь?

-Я думаю, что голод для птиц страшнее, потому что от холода они могут спрятаться

где-нибудь, а от голода могут погибать.

-Да, ребята, если от холода птиц спасает плотный подпушек под перьями и укрытия,

то от голода их спасти только может только человек.

Воспитатель:

А что мы с вами можем сделать,

чтобы не дать птицам погибнуть, как помочь им выжить?


- Мы можем подкармливать их и строить кормушки.

И обязательно нужно

соблюдать правила:

1. не сорить: не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки из- под

2. подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы

будут прилетать к этому времени;
3. кормить регулярно, особенно в мороз.

И весной птицы будут радовать вас своими песнями, а летом будут защищать наши

огороды от вредителей.

Воспитатель:

Сейчас мы поиграем

Игра называется "Чей корм?".

Внимательно посмотрите и назовите, чем питаются воробей, синица, снегирь, дятел.

-Давайте проверим (рассматривание картинок)

-Ребята, вы сегодня много узнали о зимующих птицах. Давайте еще раз их вместе

-Воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, свиристель. А еще, с нами зимуют

голуби. Они не улетают в теплые края. Еще эту птицу называют - птицей мира.

Вы хотите, чтобы на нашей огромной земле всегда был мир?

Дети: Да.

Воспитатель :Тогда давайте нарисуем голубей. (нетрадиционная техника рисования).

Подойдите, пожалуйста, ко мне.

( Дети походят к столу, там гуашь в баночках; кисти и бумага голубого

- Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на голубя. А вы как

думаете где голова, где шея? Покажите туловище птицы ( ответы детей). А вот

какой замечательный, пушистый хвост ( дети рассматривают свои ладошки).

- Возьмите кисти и нанесите на ладошку белую гуашь( дети выполняют задание).

А теперь приложите ладошки к листу бумаги и крепко прижмите, а потом резко

Поднимите вверх, стараясь не измазаться ( дети выполняют).

-Какие красивые у вас получились голуби! Но у них не хватает лапок, глаз, крыла

и клюва и вы их сейчас дорисуете восковыми мелками

( дети мелками дорисовывают у своих голубей недостающие детали).


Воспитатель : Вы просто художники. Пусть ваши работы подсыхают, а мы пока вспомним,

о чем мы сегодня с вами говорили на занятии.

( о зимующих птицах ; чем они питаются и о том, что их нужно беречь и

подкармливать зимой, чтобы они не погибли).

-Что нужно смастерить, чтобы удобнее было кормить птиц?

-Я благодарю вас за хорошую работу. Отдыхайте.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо большое за Ваш отзыв, нам очень приятно! Цели и задачи непосредственно прописаны в конспекте. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: