Конспект на тему водоросли 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Разнообразие растений. Рабочие листы..docx

Рабочий лист № 1.

Водоросли имеют:

Водоросли – водные растения, не имеют корня, стебля, листьев. Они составляют группу низших растений.

Одни из них очень малы, их можно рассмотреть только в микроскоп – это одноклеточные . Такие водоросли живут, например, в пресных водоёмах. Другие очень крупные, иногда достигающие в длину нескольких десятков метров. Эти водоросли заселяют моря и океаны. Тело многоклеточных водорослей состоит из похожих клеток и называется слоевищем.

Размножаются водоросли спорами* или путём отделения частицы от растения.

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 2.

Мох – невысокое травянистое растение, имеющее моховые стебельки и листья. Не имеет корней.

Размножается спорами*, не цветёт. Растут мхи в сырых, заболоченных местах.

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 3.

Папоротники.

Папоротники имеют:

В лесах встречаются растения с красивыми перистыми, рассечёнными листьями.

Это папоротники – травянистые растения.

Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветов, плодов и семян у них не бывает. Размножаются спорами*. На обратной стороне листа можно увидеть коричневые пятнышки – это и есть споры.

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 4.

Хвойные растения

Хвойные растения имеют:

Большую группу растений составляют хвойные: ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница.

Хвоинки – это их листья! У хвойных не бывает цветов и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Рабочий лист № 5.

Цветковые растения

Цветковые растения имеют:

Главный отличительный признак группы цветковых растений – наличие цветков и плодов. Имеют все другие части растений: корень, стебель, листья.

Цветковые растения наиболее разнообразны: цветущие деревья, кустарники и травянистые растения.

Разнообразие растений.

Папоротники

Разнообразие растений.

Папоротники

Выбранный для просмотра документ Разнообразие растений.pptx

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ


Водоросли Мхи Папоротники Хвойные Цветковые

Водоросли Мхи Папоротники Хвойные Цветковые

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глух.

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7 июля) под удары грома и раскаты молний.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

Верно ли утверждение? В морях Южного полушария встречается самая крупная в ми.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покры.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на на.

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений?

Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений?

НАУКА О РАСТЕНИЯХ БОТАНИКА -

НАУКА О РАСТЕНИЯХ БОТАНИКА -

Исследование в малых группах. План работы: Прочитать текст. Рассмотреть фотог.

Исследование в малых группах. План работы: Прочитать текст. Рассмотреть фотографии. Заполнить таблицу, отметив какие особенности имеют растения – представители данной группы.

Правила работы в группах. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. Пр.

Правила работы в группах. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. Не бойся высказывать своё мнение. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы. Работай сам, не рассчитывай на других. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалку или жребий.

ВОДОРОСЛИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Пл.

ВОДОРОСЛИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена - - - + - - -

МХИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Сем.

МХИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена - + + + - - -

ПАПОРОТНИКИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок.

ПАПОРОТНИКИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена + + + + - - -

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цв.

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена + + + - - - +

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры.

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена + + + - + + +

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ Группа растений Корень Стебель Лист Цветок Плод Семя Сп.

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ Группа растений Корень Стебель Лист Цветок Плод Семя Споры Водоросли - - - - - - + Мхи - + + - - - + Папоротники + + + - - - + Хвойные + + + - - + - Цветковые + + + + + + -

РАСТЕНИЯ НЕЦВЕТКОВЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ ВОДОРОСЛИ МХИ ПАПОРОТНИКИ ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ ЦВЕ.

РАСТЕНИЯ НЕЦВЕТКОВЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ ВОДОРОСЛИ МХИ ПАПОРОТНИКИ ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ КУСТАРНИКИ ДЕРЕВЬЯ

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глух.

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7 июля) под удары грома и раскаты молний. Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков.

Верно ли утверждение? В морях Южного полушария встречается самая крупная в ми.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покры.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки. УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО!

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на на.

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы! УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО!

Выбранный для просмотра документ Урок окружающего мира РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ..docx

Урок окружающего мира 3 класс.

Тема: Разнообразие растений.

Обобщение урока: царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.

Планируемый результат

Дети учатся:

выделять существенные признаки основных групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;

искать необходимую информацию о растениях в процессе самостоятельной совместной работы в малых группах.

Умения, характеризующие достижение результата:

различать такие группы, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, по их существенным признакам – по строению растения (наличию или отсутствию какого-либо органа);

узнавать растения различных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) по описанию, фотографиям, гербарию;

выдвигать гипотезы и обосновывать их;

составлять план работы;

собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, в том числе электронные);

анализировать, классифицировать найденную информацию.

Актуализация знаний. Мотивация.

В начале урока следует провести вводную беседу с целью актуализации знаний детей о царстве растений.

На слайде появляются фотографии представителей различных групп растений.

Учитель. Каких представителей этого Царства вы видите?

Дети. Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.

Учитель. К какой группе растений их можно отнести?

Дети называют соответствующие группы растений, и в результате рядом с фотографиями на слайде появляются названия групп:

Учитель. Царство растений пришли вы познать,

Их тайны и загадки придётся отгадать.

Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приёмом загадки.

Учитель. Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет.

На слайде появляется фотография растения и информация о нём:

О папоротнике

Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7июля) под удары грома и раскаты молний.

О мхах

Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

О водорослях

О хвойных

Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

О цветковых

Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Учитель . Какие утверждения верны, а какие нет?

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчёркивает разногласия, усиливает противоречия.

Учитель. Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении?

Дети. Изучить эти группы растений.

Учитель. Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?

Дети. Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

На слайде появляется знак вопроса. А после того как дети сформулировали вопрос, на слайде появляется и сам вопрос-предложение.

Учитель . Где правда, а где вымысел, легенда, ложь.

Без науки о растениях не поймёшь.

- Какая наука изучает растения? (Ботаника.)

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я – мхи, 3-я – папоротники, 4-я – хвойные растения, 5-я – цветущие деревья, кустарники, травы.

Исследование в малых группах.

Учитель. На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить.

- Как настоящие учёные, составим план работы . Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

На слайде появляется план работы.

Прочитать текст.

Рассмотреть гербарий, фотографии.

Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения – представители этой группы.

Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую сводную таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчёта групп на слайде появляется сводная таблица, где отмечено минусом (-), если растение не имеет этого органа, а плюсом (+) – если имеет.

Организация информации.

Учитель. Внимательно посмотрите на сводную таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

Дети. Имеющие цветы и не имеющие цветов.

Учитель. Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым?

Растения

Нецветковые Цветковые

водоросли цветущие травы

Связывание информации. Обобщение.

Учитель. Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?

Дети. Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, мхи, папоротники, хвойные.

Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путём деления или спорами.

Папоротники имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами.

Мхи имеют стебель, лист, не имеют корней, размножаются спорами.

Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист – хвою, не цветут.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель . А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?

Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.

О папоротнике . Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, они услышат голоса деревьев и трав.

О мхах . Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков.

О водорослях. Ошибка: у грушеносного макроцистиса никаких груш, конечно, не бывает, однако он обладает многочисленными грушевидными вздутиями. Внутри они пустотелые, а плотная оболочка создаёт им полную герметичность, чему и обязана водоросль своей плавучестью.

Водоросли — это низшие содержащие хлорофилл растения, не расчлененные на стебель, корень и листья. Гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде.

Общая характеристика водорослей:

водоросли

К водорослям относят различное число (в зависимости от классификации) отделов эукариот , многие из которых не связаны общим происхождением. Также к водорослям часто относят синезелёные водоросли или цианобактерии, являющиеся прокариотами . Традиционно водоросли причисляются к растениям.

Отдел зеленые водоросли.

Зеленые водоросли делятся на одноклеточные и многоклеточные формы, содержат хлорофилл. У них встречаются все виды бесполого и полового размножения. Зеленые в. встречаются в соленых и пресных водоемах, в почве, на коре деревьев, на камнях и скалах. Этот отдел насчитывает до 20 тыс. видов и включает пять классов:

  • Класс волосковые — наиболее примитивные одноклеточные в. со жгутиками. Некоторые их виды представляют собой колонию.
  • Класс протококковые — одноклеточные и многоклеточные безжгутиковые формы
  • Класс улотриксовые — имеют нитчатое или пластинчатое строение слоевища.
  • Класс жаровые — строением напоминают высшие растения — хвощи.
  • Класс сифоновые — внешне похожи на другие в. или на высшие растения, состоят из одной многоядерной клетки, достигая размеров до 1 м.

Одноклеточная зеленая пресноводная водоросль — хламидомонада. Имеет овальную или круглую форму тела, на вытянутом переднем конце два жгутика. Хроматофор чашевидный, с пиреноидом, содержащим зерна крахмала. В передней части клетки красный глазок — это светочувствительный орган. Ядро одно, с маленьким ядрышком. Две пульсирующие вакуоли смещены к переднему концу клетки. Хламидомонада питается автотрофно, но при отсутствии света может перейти на гетеротрофное питание, если в воде присутствуют органические вещества. Размножается бесполым и половым путем. При бесполом размножении содержимое клетки (спорофит) делится на 4 части и образуются 4 гаплоидных зооспоры. С наступлением холодов 2 зооспоры сливаются, образуя диплоидную зиготоспору. Весной она делится митозом, вновь образуя гаплоидные в.

Спирогира — пресноводная зеленая многоклеточная нитчатая водоросль. Нити составлены одним рядом одноядерных цилиндрических клеток со спиралевидными хлоропластами и пиреноидами. Рост нити в длину происходит бесполо за счет поперечного деления клеток. Размножается частями нити или половым путем. Половой процесс называется конъюгацией.

отделы водорослей

Отдел бурые водоросли

Многоклеточные морские водоросли. Насчитывается ок. 1500 видов. Имеют желтовато- бурую окраску, обусловленную большим количеством желтых и бурых пигментов. Размер и форма их различны. Встречаются нитевидные, корковидные, шаровидные, пластинчатые и кустообразные растения. Слоевища (тела) многих видов содержат газовые пузырьки, удерживающие в. в вертикальном положении. Вегетативное тело расчленено на подошву или ризоиды, служащие органами прикрепления, и на простую или рассеченную пластину, соединяющуюся с подошвой черешком. Пигменты, придающие им бурый цвет, сосредоточены только в поверхностных слоях клеток, внутренние клетки талома бесцветны. Это свидетельствует о дифференциации клеток по функциям: фотосимтетической и загасающей. У бурых водорослей нет настоящей проводящей системы, однако, в центре слоевища имеются ткани, по которым передвигаются продукты ассимиляции. Всасывание минеральных веществ осуществляется всей поверхностью слоевища.

У бурых водорослей встречаются все формы размножения: вегетативное (при случайных отделениях частей слоевища), споровое, половое (три формы: изогамная, гетерогамная и моногамная).

Отдел красные водоросли (багрянки)

Встречаются обычно на больших глубинах теплых морей. Насчитывают ок. 4000 видов. Имеют расчлененное слоевище, ризоидом или подошвой крепятся к субстрату. Помимо обычных хлорофиллов и каротиноидов, в пластидах багрянок содержатся фикобилины. Другая их особенность — сложный половой процесс. Гаметы и споры красных водорослей лишены жгутиков и неподвижны. Оплодотворение происходит при пассивном переносе мужских половых клеток к женскому половому органу.

многообразие водорослей

Значение водорослей

Водоросли — первичные продуценты с высокой продуктивностью. С них начинаются большинство пищевых цепей морей, океанов и пресных водоемов Одноклеточные в. являются главным компонентом фитопланктона, который служит кормом многим видам водных животных. В. обогащают атмосферу кислородом.

Из водорослей получают много ценных продуктов. Например, из красных водорослей получают полисахариды агар-агар и карраген (используются для получения желе, в косметике и как пищевые добавки); из бурых водорослей получают альгиновые кислоты (применяют в качестве отвердителей, желеобразующих веществ в пищевой, косметической промышленности, для изготовления красок и паков).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет – окружающий мир;

Тип урока – введение нового знания;

Цель урока :Знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в парах.

Задачи урока :

Познакомить с разнообразием растений на Земле.

Расширить знания детей о растениях. Закрепить навыки постановки целей работы.

Формировать навык самостоятельного изучения материала.

Формировать навыки работы в парах.

Формирование навыка выявления ошибок в своей работе и работе одноклассников.

Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.

Развитие речи, памяти, воображения

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Познакомиться с разнообразием растений на Земле.

Развивать умение работать текстом учебника.

Развивать умения выделять главное.

Учиться работать в парах.

Определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.

Оборудование :

Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир, М., Вентана – Граф, 2013.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Индивидуальные карточки для опроса д\з.

Индивидуальные карточки для проведения экспресс – теста

таблица для практической работы

Карточки для кластера

1 Оргмомент

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы сделаем много открытий, а каких - узнаете позже.

Мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь.

2 Актуализация

А ходить не может (растение)

- Вспомните, что вы знаете о растениях.

(индивидуальная работа по карточкам 4 человека)

3 Повторение пройденного и проверка знаний.

а) вступительное слово учителя:

-Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты черпали свое вдохновение в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить.

б) -Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

- Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга.

Зеленый цвет делает нашу планету удивительной. Вы наверное слышали такое

5 Работа по теме

- Ребята, используя свои знания и рисунок в учебнике на странице 59, я вам предлагаю в парах заполнить кластер.

(Дети в парах заполняют кластер на предложенных карточках, учитель выносит данный кластер на доску. После парной работы кластер заполняется с ребятами по их предложениям)

б). Осмысление . Постановка целей урока

в) Физминутка на внимание

( учитель показывает карточку со словом , дети прочитав показывают, трава- присаживаются, кустарник стоят, дерево- поднимают руки)

г) Постановка задачи урока

Наука о растениях называется ботаникой. Ботаника – это один из разделов биологии. Ботаники подразделяют царство растений на несколько групп:

-Какие у вас есть предположения ?

д) Изучение каждой группы, заполнение таблицы по ходу урока в группе.

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

Но прежде ,чем мы начнём изучать растения, ответьте на вопросы записанные в таблице.

(Работа в паре)

До изучения растений

После изучения растений

… что водоросли могут окрасить воду?

… что водоросли не имеют корней и стеблей?

… что у мха есть только стебель и листья?

… что мох может ожить после того, как его засушили?

… что папоротники когда-то были деревьями?

… что папоротники не имеют цветов?

… что хвойные растения размножаются семенами?

… что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?

… что на Земле больше всего цветковых растений?

… что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья . Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. . В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками "цветет",говорят в народе. Водоросли имеют специальные пигменты, красящие вещества, которые придают им разноцветие . Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства. Водоросли - низшие растения.

Что мы называем морской капустой? (ламинария)

Этот удивительный мир ( самостоятельное знакомство по учебнику с. 60)

VI . Практическая работа в группах.

( заполнение таблицы в группе).

1. Я- болотное растенье,

Конопатят мною стены.

2. Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

Самостоятельное изучение текста по группам с. 61 Заполнение таблицы

Научное название сфагнум . Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка .

Мхи и лишайники - высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.

Папоротники.(слайд14)

- Давайте представим, что мы с вами оказались в этом лесу.

- Какие чувства вас охватили?

- Каким вы увидели лес?

- Можно ли определить время суток, запечатленное на картине?

- Почему автор не использовал ярких и сочных красок?

- Только ли папоротники мы видим на картине

- Для чего Шишкин изобразил на заднем плане деревья?

- Так какие условия необходимы для роста папоротников?

! Папоротники растут только в тенистых и влажных местах.

Много миллионов лет назад эти растения господствовали на земном шаре.

Тогда папоротники были огромными деревьями высотой до 40 метров. В

настоящее время древовидные папоротники можно встретить только в

тропических лесах- Какие же органы имеют папоротники. У папоротников есть корень, стебель и листья..

ж) Физкультминутка

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

И зимой, и летом

В зеленую шубу одета. (ель)

Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены

(ученик) к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов.

Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину ис-

пользуют для строительства и в мебельной промышленности.

Хвойные растения (слайд 15)

- Почему эта группа получила такое название?
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

Этот удивительный мир.

Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

Хвойные - представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница.

з) Цветковые растения(слайд16)

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.

- Почему они так называются?
- Чем они отличаются от других растений?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

( Читают самостоятельно с. 64, заполняют таблицу),

6 Обобщение знаний

Водоросли. Доклад (3 класс, окружающий мир)

Водоросли – это простейшие растения. Некоторые из них невозможно рассмотреть без микроскопа, другие похожи на тонкие шелковые нити, третьи – напоминают длинные зеленые листья. Они могут быть разной окраски, все зависит от того, какой пигмент в них содержится. В большинстве из них содержится пигмент хлорофилл, придающий зеленый окрас. Но бывают бурые, коричневые, золотистые растения.

Водоросли в основном обитают в воде, как в пресной, так и в морской. Но некоторые из них можно встретить даже на суше, например на коре деревьев или на влажных камнях. В воде водоросли могут просто плавать, перемещаясь вслед за течением, а могут расти, прикрепившись к подводным предметам. Некоторые виды запросто могут путешествовать, прикрепившись к днищу морских судов.

Эти растения могут размножаться несколькими способами. Одни – вегетативным путем – когда от взрослого растения отделяется небольшой отросток, прикрепляется в воде к камню и начинает расти. Другие – образуют репродуктивные клетки, которые, соединяясь, дают жизнь новым растениям.

Люди издавна используют водоросли в качестве пищи, ведь они богаты витаминами и минералами, особенно йодом, обладают противоопухолевыми свойствами, благотворно влияют на работу сердца и выводят из организма тяжелые металлы и вредные вещества. Но кроме этого, водоросли применяются в очень многих сферах, там, где нам кажется, что им не найти применения.

  • Из водорослей добывают вещество агар, которое используют в приготовлении конфет, зефира и мармелада. Агар способен быстро застывать и превращаться в желеобразную массу.
  • Вещества, добываемые из водорослей, применяют для пропитывания ткани, чтобы сделать ее водонепроницаемой.
  • Широкое применение этим растениям нашли в фармакологии. Из них изготавливают множество лекарственных и оздоровительных средств.
  • Водоросли используют в качестве корма для животных. Их высушивают и измельчают в муку. Такой корм обладает высокими питательными свойствами.
  • Наличие водорослей в водоеме может говорить об уровне загрязненности воды, именно по этому показателю ученые судят о содержании в воде вредных веществ.
  • Выброшенные на берег растения применяют для удобрения почвы.
  • Некоторые виды водорослей способны перерабатывать органические вещества, именно поэтому их используют для очистки сточных вод.

Водоросли – удивительные растения, которые человек использует во многих сферах жизни. Благодаря большому содержанию полезных веществ, они обладают высокими питательными свойствами, кроме того, среди водорослей не встречается ядовитых для человека.

Читайте также: