Конспект на тему трудолюбие

Обновлено: 05.07.2024

Дорогие ребята! Поговорим сегодня о трудолюбии и лени.

Тест

Выберите один вариант ответа и объясните его.

Друзья зовут вас погулять или поиграть в футбол, а мама просит остаться дома и присмотреть за младшей сестренкой или убрать комнату, расставить по местам игрушки и книжки. Как вы поступаете в таких случаях?

1. Не обращая внимание на просьбу мамы, уходите с друзьями.

2. Выполняете просьбу мамы.

3. Договариваетесь с друзьями, что придете позже, и выполняете поручение мамы?

Наверное, лень свойственна многим людям. Иногда не хочется вставать рано утром, делать зарядку, умываться. Хочется еще немножко понежиться в теплой, мягкой постельке. Но все-таки вы встаете и быстро делаете все утренние дела.

♦ Почему? Что вас заставляет?

Я думаю, что эти пословицы не нуждаются в особых объяснениях.

Ленивый Егорка

На все есть отговорки

У ленивого Егорки:

— Не читал я утром книжку:

Попросил меня братишка

Завязать ему шнурки,

А шнурки-то коротки!

Завязать я их не смог,

Отдохнуть чуть-чуть прилег!

Разбросал игрушки, вещи.

Молоток искал и клещи:

Забивать хотел я гвозди,

Но пришли внезапно гости.

С ними пил я чай с вареньем

И пирог с клубникой ел,

Разучить я не успел.

А посуду не помыл —

Я игрою занят был.

Да! На все есть отговорки

У ленивого Егорки.

Обсудим случай, который произошел с девочкой Машей.

В детском саду ей поручили протереть пыль, прибрать на полках, где лежат карандаши, кисти, краски. Пыль-то Маша вытерла, а мусор сбросила прямо на пол.

Но в это время ребята затеяли ставить интересный кукольный спектакль и позвали Машу принять в нем участие.

Девочке надо было бы принести совок и веник, собрать весь мусор и выбросить в мусорное ведро. Но Маше было лень убирать мусор, ей хотелось поскорее принять участие в игре, поэтому девочка тряпкой загнала сор под шкаф и побежала к ребятам.

— Машенька! Ты навела порядок на полках? — спросила ее воспитательница Анна Анатольевна.

— Да, навела, — ответила Маша.

Анна Анатольевна проверила: действительно, пыль на полках вытерта, все принадлежности для рисования аккуратно разложены по местам.

Но когда через несколько дней мячик закатился под шкаф и Анна Анатольевна стала помогать Антону его оттуда достать, она заметила под шкафом горку мусора.

— Интересно, откуда здесь взялись бумажки, обломки карандашей? — спросила она у ребят.

Никто не знал, а Маша покраснела и сказала:

— Сейчас я сбегаю за совком и веником и все уберу.

Так она и сделала.

♦ Что вы думаете о поступке Маши? Как бы поступили вы?

♦ Трудолюбива ли Маша?

♦ Умеет ли доводить дело до конца?

♦ Ответственно ли отнеслась девочка к порученному делу? Если нет, то почему?

♦ Умеете ли вы доводить дело до конца?

Чтобы добиться успеха в каком-либо деле, нужно проявлять настойчивость и терпение.

Послушайте рассказ о мальчике Лёне и его дедушке.

Как-то раз дедушка сказал внуку:

— Лёнечка! Завтра я собираюсь поработать в огороде. Ты не мог бы мне помочь? Надо прополоть и полить грядки.

— Конечно, помогу, — с радостью согласился мальчик.

Во-первых, он очень любил дедушку и беспокоился о его здоровье, ведь дедушка уже не молод, одному ему тяжело полоть грядки и лейки с водой носить. Во- вторых, мальчик и сам любил весенние работы в огороде на солнышке, на свежем воздухе. Да и приятно ему было думать, что он стал помощником и дедушке, и всей семье.

Но вечером Лёне позвонил друг Боря.

— Слушай, Лёнь! Завтра у нас очень ответственный матч по футболу с командой из соседнего двора. Ты у нас лучший вратарь. Все ребята на тебя надеются. Начало матча ровно в одиннадцать утра. Придешь? — спросил Боря друга.

— Не знаю, — неуверенно ответил Лёня. — Я обещал дедушке помочь в огороде.

— Огород не убежит, а такого матча больше не будет. Скоро все ребята разъедутся: кто в деревню, кто на дачу, кто в лагерь. Света будет!

А надо вам сказать, что Света очень нравилась Лёне.

— Сейчас, подожди одну минутку, — сказал Лёня другу. — Мне нужно посоветоваться с дедушкой.

Лёня подошел к дедушке и все рассказал ему. Дедушка тоже задумался, вздохнул, а потом ответил:

— Может быть, пойдем в огород в другой день? — предложил внук.

Тогда Леня позвонил другу и сказал:

— Боря, извини меня, пожалуйста, но на футбол я завтра не приду. Я должен дедушке в огороде помочь.

В огороде трудиться нелегко! Но Лёня помогал дедушке: полол сорняки и поливал из лейки грядки. К вечеру дедушка с внуком усталые, но довольные сделанным делом вернулись домой.

Терпение и трудолюбие помогут выполнить любую работу.

Лентяй в жизни немногого добьется, не оставит о себе доброй памяти в сердцах людей, ведь он вызывает не уважение, а раздражение, особенно, когда стараются переложить свои дела на других.

Трудолюбивого человека люди с уважением называют тружеником.

♦ Как бы поступили вы на месте Лёни?

♦ Правильное ли решение принял Лёня?

♦ Как вы думаете, легко ли ему было отказать другу? Почему?

♦ Помогаете ли вы взрослым?

♦ Что вы чувствует, когда хорошо выполните работу?

Тест

Ответьте на вопросы. Объясните свой выбор.

I. Вы хотите подарить маме на день рождения вышитую салфетку. Работа идет небыстро. Завтра у мамы праздник, а подарок еще не готов. Как вы поступите?

1. Не пойдете гулять с друзьями, отложите книжки, игрушки и весь вечер будете готовить подарок, пока не доведете дело до конца.

2. Подарите маме что-нибудь другое. Например, купите подарок в магазине.

II. Вас попросили собрать ягоды крыжовника для киселя, но день выдался жарким и душным. Собирать ягоды вам не хочется. Как вы поступите?

1. Несмотря на жару и духоту, соберете полную корзинку ягод.

2. Отложите дело до завтра, когда, может быть, станет прохладней.

3. Соберете немного ягод.

Ленивая белочка

Было у белки четверо бельчат: три сыночка и одна дочка. Сыновья — послушные, покладистые, трудолюбивые. А дочка, хорошенькая белочка по имени Лиззи, избалованная и с ленцой.

Да и как же ей не быть избалованной, если лесные жители — и звери, и птицы — на все лады расхваливали молоденькую белочку.

— До чего же хорошенькая эта Лиззи! — восхищался дядюшка-дятел, который часто лущил шишки на сосне, где жила беличья семья.

— Хвост у нее самый пушистый, золотистые кисточки на ушках — самые красивые, глазки — самые быстрые и блестящие! — вторил ему ежик, устроивший нору под корнями сосны.

Все старались угостить молоденькую белочку чем - нибудь вкусным, а другие бельчата хотели с ней дружить, играть, кувыркаться и прыгать по веткам.

Но вот лето подошло к концу, и звери стали готовиться к холодам1"5— утеплять норки и дупла, собирать припасы — ягоды, грибы, шишки и орехи.

Мама-белка собрала подросших ребятишек и сказала им:

— Милые бельчата, скоро начнется дождливая сырая осень, а за ней придет долгая морозная зима. Вы должны хорошенько к ней приготовиться: найти в лесу подходящие дупла и утеплить их. Да и о припасах пора подумать!

Сыновья-бельчата тотчас принялись за дело: отыскали в лесу пустые дупла, утеплили их сухим мхом и травинками, стали собирать орешки, сушить грибы да ягоды.

А Лиззи все никак не могла оторваться от интересных игр и забав.

Погода стояла ясная, солнышко пригревало совсем по-летнему, золотые листья украшали лесные поляны мягким ковром. Лиззи беззаботно перелетала с ветки на ветку и устраивала маленький листопад. Это занятие ей очень нравилось.

— Лиззи, ты уже позаботилась об уютном домике? — спрашивали ее другие белки.

— Ах, успеется! Зима еще не скоро, — отвечала Лиззи.

Но однажды ночью в лес залетел порывистый северный ветер. Он раскачивал деревья и кусты, срывая с них последние листочки, а утром зарядил мелкий холодный дождь.

Лесные обитатели спрятались в норы и дупла, только бедной маленькой белочке было некуда деваться. Она побежала к маме.

— Мамочка, я вся продрогла, а моя шубка намокла. Можно я спрячусь от непогоды в твоем дупле?

— Конечно, можно, — разрешила мама.

Но дупло у мамы-белки оказалось очень тесным для двоих, ведь Лиззи из маленького бельчонка уже превратилась во взрослую белку.

— Видно, придется подыскать себе дупло в лесу, — вздохнула Лиззи, когда непогода немного утихла.

— Почему ты плачешь? — спросил свою любимицу дядюшка-дятел.

Белочка объяснила ему, в чем дело.

— Слезами горю не поможешь, — ответила старая умная птица. — Не плачь зря, Лиззи! Я помогу тебе — продолблю в сосне глубокое и удобное дупло, а ты позаботься, чтобы получше утеплить его.

— Ах, спасибо, дорогой дятел! — ответила белочка.

Трудолюбивый дятел сразу же принялся долбить

дерево своим крепким клювом. Щепки полетели во все стороны! Дятел трудился весь день, а Лиззи тем временем насобирала в лесу мягкого мха и, когда новое дупло было готово, уложила его на дно.

— Какой славный домик у вас получился, — похвалила дупло лесная мышь. Она принесла белочке мешочек с зернами и желудями. — Зерна я собирала на поле, желуди — под дубом. А мешочки для них сшила зимними вечерами. Зимой я люблю заняться рукоделием!

— Спасибо, дорогая мышка, спасибо и тебе, дядюшка-дятел! — поблагодарила друзей Лиззи. — Теперь я поняла, что лень ни к чему хорошему не приведет. Если бы не вы, я бы совсем пропала!

Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:

— А мои ботинки лучше твоих блестят!

Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает!

— Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь?

— А я. а я даже не знаю. Мои ботинки почистил де душка.

— Ах, дедушка! — сказала девочка и пошла дальше,

По В. Сухомлинскому

3. Вопросно-ответная беседа

Что можно сказать о девочке, какая она?

Можно ли назвать поступок дедушки правильным?

Что дедушка должен был бы сделать?

Про таких мальчиков говорят:

Что для себя вы делаете сами?

Стойка ноги врозь .

Вращение руками перед грудью.

Руки в стороны – в полет

Развести горизонтально руки в стороны.

Правое крыло вперед,

Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед.

Левое крыло вперед.

Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

В путь отправил самолет.

Произвольный бег с расставленными в стороны руками.

4. Проблемные ситуации.

• Наташа в снегу потеряла варежку. Павлик нашел варежку,

варежку от снега, потом надели ее и пошла к подругам играть.

Какие ошибки допустил мальчик?

Какие ошибки допустила девочка?

Как им нужно было поступить?

Какие ошибки допустил мальчик?

• Идут навстречу друг другу два мальчика: один входит в класс, другой выходит. Кто кого должен пропустить?

Как вы это сделаете?

III. Итог занятия.

Цель: ⎯ коррекция самооценки

Описание. Воспитатель: «Ты сегодня словно поработал Ты устал. Похвали себя.

Обними себя обними руками.

Положи руки на шею и погладь себя по голове.

(Дети выполняют движения по ходу).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни"

Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нов.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Если человек с ранних лет усво¬ил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. .

Воспитание трудолюбия – возможности семьи

Семья имеет немало возможностей и для включения младших школьников в общественно полезный труд. Как это правильно сделать, чтобы не допустить педагогических ошибок.


Вводная статья к для проведения родительского собрания в 1 классе на тему трудового воспитания в семье.

сценарий классного часа "О трудолюбии"

Сценарий классного часа в 1 классе "О трудолюбии".


Материал для беседы с родителями на тему "Воспитание трудолюбия в семье"

В данном материале представлен текст беседы и анкета для родителей.


Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание .

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе чтения стихотворений и рассказов, с использований русского фольклора: пословиц и поговорок, объяснить детям : Что такое труд? Что значит трудиться? Кто такой "лежебока"?

Конспект занятия.

Дата __________

Направление. Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни.

Тема беседы. Что такое трудолюбие?.

Цель: Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.

Развитие способности формировать суждения, аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.

Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей.

Коррегировать личностные взаимоотношения.

Форма проведения: беседа с элементами диалога.

1. Организационный этап.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. А прежде я хочу задать вам несколько вопросов:

Почему человек иногда ленится?

Перечислите пороки, которым приводит лень.

(Самый убедительный ответ будет выбираться.

Красная карточка – ответ понравился,

зелёная – остался равнодушен.)

2. Основной этап.

- О чём пытается нам сказать автор этих строк?

Кровать лежебоке высока.

Полы от кровати далёко,

Слезать лежебоке – морока.

Вот и лежит лежебока

Спит лежебока без срока.

Уже отлежал он бока.

Спит и вздыхает глубоко:

Кабы ещё бы два бока!

Вопросы для обсуждения:

Какого человека называют лежебокой?

Как вы считаете, кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому?

Дети включаются в дискуссию и высказывают суждения.

Педагог:- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение , а вы подумаете и ответите на мой вопрос: «Правильно ли воспитывают героя этого стихотворение?

Обоснуйте свой ответ, объясните, почему вы считаете именно так.

2.На Гошкиной ладошке

Проклюнулась мозоль -

Чуть больше хлебной крошки,

Чуть меньше, чем фасоль.

Разволновалась мама:

« К директору пойду.

Пусть завтра же отменят

Ходил, насупясь, папа,

Рассерженно гудел:

«Учитель – просто шляпа,

На труд пеняла тётя,

И бабушка, и дед:

«Школьная работа

А между тем у Гошки

Мозоль была от ложки.

Педагог: Итак, дорогие ребята вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшей маме и хлопочущей весь день бабушке.

- А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?

- Думаю, нам всем будет интересно и поучительно послушать, какие домашние обязанности вы выполняете?

-Что у вас получается хорошо, а что – не очень? Существует ли бесполезный труд?

Дети включаются в диалог.

Педагог: Воля, чувство долга, ответственность – без этих важных, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, все эти качества как раз и развивают в процессе труда.

Известный российский писатель В. Закруткин писал:

Труду следует учиться всю жизнь, овладевая новыми умениями и полезными навыками, иначе может получиться так, как у несчастной неумелой мартышки из басни И. А. Крылова:

3.Мартышка вздумала трудиться:

Нашла чурбан, и ну над ним возиться!

Хлопот мартышке полон рот:

Чурбан она то понесёт,

То так, то сяк его обхватит,

То поволочет, то покатит.

Рекой с бедняжки льётся пот;

И, наконец, она, пыхтя, насилу душит,

А всё ни от кого похвал не слышит.

И не диковинка, мой свет!

Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Педагог: Вы, наверное, слышали крылатое выражение

- Что оно означает? ( Дети формулируют суждения).

принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что люди и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.

Пётр Первый.

Вопросы для обсуждения:

Что заставляло Петра Первого трудиться?

Для чего вообще трудится человек?

( Дети включаются в диалог.)

Педагог: Мне очень важно сейчас услышать ваш ответ на вопрос:

-Какому человеку интересней жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит побездельничать? Почему?

(Звучат суждения учащихся.)

-Какая работа приносит вам радость?

- Почему возникает эта радость?

Дети высказывают суждения, после чего педагог кратко резюмирует сказанное словами А. Сент – Экзюпери:

« В радость человеку только то,

над чем он хорошенько потрудился,

Зачитывается отрывок для обсуждения

- А я считаю, не только в этом дело! Увлечься нужно чем – то с детства! Вон сколько кружков замечательных – и выпиливание, и фотография, и биологический. Прямо глаза разбегаются! Во все сразу записаться хочется!

-А мы вас и записали сразу во все. Да, вы теперь будете выпиливать лобзиком, фотографировать, собирать гербарий…

-Заниматься шахматами, спортивным плаванием, играть на гитаре и в театральном кружке.

-Да, но как же мы всё успеем?

-А что ты удивляешься? Есть ещё среди нас такие, что не любят шахматы, театр…

-Ну почему ? Я люблю…

-Которые не умеют плавать…

-Да, жаль . Придётся вычеркнуть его из всех кружков.

-Подождите – подождите! Сразу вычеркнуть… Очень вы быстрые! Ладно, я попробую.

- Да? Тогда значит так: сейчас идём в бассейн, сидим на старте и выпиливаем лобзиком…

- По выстрелу стартера прыгаем в воду.

-Простите , не понял прыгаем… вместе с лобзиком ?

-Да нет, какой ты непонятливый! С гитарами! Плывём и играем!

-Но…как же мы поплывём…с гитарами? Руки заняты…

-Да, плывём на спине, на шее фотоаппарат, в зубах сачок для бабочек!

-Ну, допустим. А когда же заниматься в театральном кружке и шахматами?

- Не проблема! Ставим Шекспира прямо в воде, а приплывём к финишу – там шахматы!

-Быстренько разыграем какую - нибудь сицилийскую защиту и плывём назад…

-Минуту! Куда вы поперёк бассейна плывёте?

-Погляди, он её не сачком, а гитарой ловит!

- ( плывёт на спине, играет на гитаре и поёт) Клён ты мой опавший… Ух, хороша водичка!

- ( тоже поёт) Я встретил вас… Ой, какая бабочка! (Продолжает петь.) И всё былое в душе моей переплелось… когда я вас булавкой уколол…

-Кстати, вы не забыли, что вы ещё член фото кружка ? Где ваш аппарат?

-Аппарат? Гм. Ах, аппарат… Вы знаете, он меня, как камень, ко дну тянул. И я его подарил.

-Рыбам. Пусть у них тоже будет фото кружок…

-Ой, скоро финиш, а у нас ещё Шекспир не поставлен! Кто будет Отелло?

-Только не я! Не могу же я играть Отелло, богатого человека, военачальника в одних плавках!

-А он же совсем голый из дома убежал…

-Поздно. Мы приплыли – финиш! Ой, ещё шахматы…

-Быстренько разыграем сицилийскую… Вам шах!

-Чем? Вот этим ферзём? Да мы его сейчас… сачком поймаем.

- Нет, сачком нельзя!

-А записываться сразу во все кружки можно? Так можно только отбить охоту чем – либо заниматься!

Педагог: Как видим, заниматься сразу десятком дел очень неразумно. Человек должен стремится постигать всё постепенно, трудясь над каждым из них кропотливо и упорно.

3. Заключительный этап.

А теперь я попрошу вас вспомнить пословицы и поговорки о труде и его антидоде.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Живот, да головка – всегда у ленивых отговорка.

Лежебоке и солнце не впору всходит.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

Итог занятия

Педагог: Ну что же, мы завершаем наш разговор, и нам осталось подвести итог. Я прошу каждого самому себе честно ответить на вопрос:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия.

Дата __________

Направление. Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни.

Тема беседы. Что такое трудолюбие?.

Цель: Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.

Развитие способности формировать суждения, аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.

Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей.

Коррегировать личностные взаимоотношения.

Форма проведения : беседа с элементами диалога.

1. Организационный этап.

Педагог : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. А прежде я хочу задать вам несколько вопросов:

Почему человек иногда ленится?

Перечислите пороки, которым приводит лень.

(Самый убедительный ответ будет выбираться.

Красная карточка – ответ понравился,

зелёная – остался равнодушен.)

2. Основной этап .

- О чём пытается нам сказать автор этих строк?

Кровать лежебоке высока.

Полы от кровати далёко,

Слезать лежебоке – морока.

Вот и лежит лежебока

Спит лежебока без срока.

Уже отлежал он бока.

Спит и вздыхает глубоко:

Кабы ещё бы два бока!

Вопросы для обсуждения:

Какого человека называют лежебокой?

Как вы считаете, кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому?

Дети включаются в дискуссию и высказывают суждения.

Педагог:- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение , а вы подумаете и ответите на мой вопрос: «Правильно ли воспитывают героя этого стихотворение?

Обоснуйте свой ответ, объясните, почему вы считаете именно так.

2.На Гошкиной ладошке

Проклюнулась мозоль -

Чуть больше хлебной крошки,

Чуть меньше, чем фасоль.

Разволновалась мама:

« К директору пойду.

Пусть завтра же отменят

Ходил, насупясь, папа,

Рассерженно гудел:

«Учитель – просто шляпа,

На труд пеняла тётя,

И бабушка, и дед:

«Школьная работа

А между тем у Гошки

Мозоль была от ложки.

Педагог: Итак, дорогие ребята вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшей маме и хлопочущей весь день бабушке.

- А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?

- Думаю, нам всем будет интересно и поучительно послушать, какие домашние обязанности вы выполняете?

-Что у вас получается хорошо, а что – не очень? Существует ли бесполезный труд?

Дети включаются в диалог.

Педагог: Воля, чувство долга, ответственность – без этих важных, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, все эти качества как раз и развивают в процессе труда.

Известный российский писатель В. Закруткин писал:

Труду следует учиться всю жизнь, овладевая новыми умениями и полезными навыками, иначе может получиться так, как у несчастной неумелой мартышки из басни И. А. Крылова:

3.Мартышка вздумала трудиться:

Нашла чурбан, и ну над ним возиться!

Хлопот мартышке полон рот:

Чурбан она то понесёт,

То так, то сяк его обхватит,

То поволочет, то покатит.

Рекой с бедняжки льётся пот;

И, наконец, она, пыхтя, насилу душит,

А всё ни от кого похвал не слышит.

И не диковинка, мой свет!

Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Педагог: Вы, наверное, слышали крылатое выражение

- Что оно означает? ( Дети формулируют суждения).

принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что люди и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.

Пётр Первый .

Вопросы для обсуждения:

Что заставляло Петра Первого трудиться?

Для чего вообще трудится человек?

( Дети включаются в диалог.)

Педагог : Мне очень важно сейчас услышать ваш ответ на вопрос:

-Какому человеку интересней жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит побездельничать? Почему?

(Звучат суждения учащихся.)

-Какая работа приносит вам радость?

- Почему возникает эта радость?

Дети высказывают суждения, после чего педагог кратко резюмирует сказанное словами А. Сент – Экзюпери:

« В радость человеку только то,

над чем он хорошенько потрудился,

Зачитывается отрывок для обсуждения

- А я считаю, не только в этом дело! Увлечься нужно чем – то с детства! Вон сколько кружков замечательных – и выпиливание, и фотография, и биологический. Прямо глаза разбегаются! Во все сразу записаться хочется!

-А мы вас и записали сразу во все. Да, вы теперь будете выпиливать лобзиком, фотографировать, собирать гербарий…

-Заниматься шахматами, спортивным плаванием, играть на гитаре и в театральном кружке.

-Да, но как же мы всё успеем?

-А что ты удивляешься? Есть ещё среди нас такие, что не любят шахматы, театр…

-Ну почему ? Я люблю…

-Которые не умеют плавать…

-Да, жаль . Придётся вычеркнуть его из всех кружков.

-Подождите – подождите! Сразу вычеркнуть… Очень вы быстрые! Ладно, я попробую.

- Да? Тогда значит так: сейчас идём в бассейн, сидим на старте и выпиливаем лобзиком…

- По выстрелу стартера прыгаем в воду.

- Простите , не понял прыгаем… вместе с лобзиком ?

-Да нет, какой ты непонятливый! С гитарами! Плывём и играем!

-Но…как же мы поплывём…с гитарами? Руки заняты…

-Да, плывём на спине, на шее фотоаппарат, в зубах сачок для бабочек!

-Ну, допустим. А когда же заниматься в театральном кружке и шахматами?

- Не проблема! Ставим Шекспира прямо в воде, а приплывём к финишу – там шахматы!

-Быстренько разыграем какую - нибудь сицилийскую защиту и плывём назад…

-Минуту! Куда вы поперёк бассейна плывёте?

-Погляди, он её не сачком, а гитарой ловит!

- ( плывёт на спине, играет на гитаре и поёт) Клён ты мой опавший… Ух, хороша водичка!

- ( тоже поёт) Я встретил вас… Ой, какая бабочка! (Продолжает петь.) И всё былое в душе моей переплелось… когда я вас булавкой уколол…

-Кстати, вы не забыли, что вы ещё член фото кружка ? Где ваш аппарат?

-Аппарат? Гм. Ах, аппарат… Вы знаете, он меня, как камень, ко дну тянул. И я его подарил.

- Рыбам. Пусть у них тоже будет фото кружок…

-Ой, скоро финиш, а у нас ещё Шекспир не поставлен! Кто будет Отелло?

-Только не я! Не могу же я играть Отелло, богатого человека, военачальника в одних плавках!

-А он же совсем голый из дома убежал…

-Поздно. Мы приплыли – финиш! Ой, ещё шахматы…

-Быстренько разыграем сицилийскую… Вам шах!

-Чем? Вот этим ферзём? Да мы его сейчас… сачком поймаем.

- Нет, сачком нельзя!

-А записываться сразу во все кружки можно? Так можно только отбить охоту чем – либо заниматься!

Педагог: Как видим, заниматься сразу десятком дел очень неразумно. Человек должен стремится постигать всё постепенно, трудясь над каждым из них кропотливо и упорно.

3. Заключительный этап .

А теперь я попрошу вас вспомнить пословицы и поговорки о труде и его антидоде.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Живот, да головка – всегда у ленивых отговорка.

Лежебоке и солнце не впору всходит.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

Итог занятия

Педагог: Ну что же, мы завершаем наш разговор, и нам осталось подвести итог. Я прошу каждого самому себе честно ответить на вопрос:

Читайте также: