Конспект на тему трудолюбие
Обновлено: 05.07.2024
Дорогие ребята! Поговорим сегодня о трудолюбии и лени.
Тест
Выберите один вариант ответа и объясните его.
Друзья зовут вас погулять или поиграть в футбол, а мама просит остаться дома и присмотреть за младшей сестренкой или убрать комнату, расставить по местам игрушки и книжки. Как вы поступаете в таких случаях?
1. Не обращая внимание на просьбу мамы, уходите с друзьями.
2. Выполняете просьбу мамы.
3. Договариваетесь с друзьями, что придете позже, и выполняете поручение мамы?
Наверное, лень свойственна многим людям. Иногда не хочется вставать рано утром, делать зарядку, умываться. Хочется еще немножко понежиться в теплой, мягкой постельке. Но все-таки вы встаете и быстро делаете все утренние дела.
♦ Почему? Что вас заставляет?
Я думаю, что эти пословицы не нуждаются в особых объяснениях.
Ленивый Егорка
На все есть отговорки
У ленивого Егорки:
— Не читал я утром книжку:
Попросил меня братишка
Завязать ему шнурки,
А шнурки-то коротки!
Завязать я их не смог,
Отдохнуть чуть-чуть прилег!
Разбросал игрушки, вещи.
Молоток искал и клещи:
Забивать хотел я гвозди,
Но пришли внезапно гости.
С ними пил я чай с вареньем
И пирог с клубникой ел,
Разучить я не успел.
А посуду не помыл —
Я игрою занят был.
Да! На все есть отговорки
У ленивого Егорки.
Обсудим случай, который произошел с девочкой Машей.
В детском саду ей поручили протереть пыль, прибрать на полках, где лежат карандаши, кисти, краски. Пыль-то Маша вытерла, а мусор сбросила прямо на пол.
Но в это время ребята затеяли ставить интересный кукольный спектакль и позвали Машу принять в нем участие.
Девочке надо было бы принести совок и веник, собрать весь мусор и выбросить в мусорное ведро. Но Маше было лень убирать мусор, ей хотелось поскорее принять участие в игре, поэтому девочка тряпкой загнала сор под шкаф и побежала к ребятам.
— Машенька! Ты навела порядок на полках? — спросила ее воспитательница Анна Анатольевна.
— Да, навела, — ответила Маша.
Анна Анатольевна проверила: действительно, пыль на полках вытерта, все принадлежности для рисования аккуратно разложены по местам.
Но когда через несколько дней мячик закатился под шкаф и Анна Анатольевна стала помогать Антону его оттуда достать, она заметила под шкафом горку мусора.
— Интересно, откуда здесь взялись бумажки, обломки карандашей? — спросила она у ребят.
Никто не знал, а Маша покраснела и сказала:
— Сейчас я сбегаю за совком и веником и все уберу.
Так она и сделала.
♦ Что вы думаете о поступке Маши? Как бы поступили вы?
♦ Трудолюбива ли Маша?
♦ Умеет ли доводить дело до конца?
♦ Ответственно ли отнеслась девочка к порученному делу? Если нет, то почему?
♦ Умеете ли вы доводить дело до конца?
Чтобы добиться успеха в каком-либо деле, нужно проявлять настойчивость и терпение.
Послушайте рассказ о мальчике Лёне и его дедушке.
Как-то раз дедушка сказал внуку:
— Лёнечка! Завтра я собираюсь поработать в огороде. Ты не мог бы мне помочь? Надо прополоть и полить грядки.
— Конечно, помогу, — с радостью согласился мальчик.
Во-первых, он очень любил дедушку и беспокоился о его здоровье, ведь дедушка уже не молод, одному ему тяжело полоть грядки и лейки с водой носить. Во- вторых, мальчик и сам любил весенние работы в огороде на солнышке, на свежем воздухе. Да и приятно ему было думать, что он стал помощником и дедушке, и всей семье.
Но вечером Лёне позвонил друг Боря.
— Слушай, Лёнь! Завтра у нас очень ответственный матч по футболу с командой из соседнего двора. Ты у нас лучший вратарь. Все ребята на тебя надеются. Начало матча ровно в одиннадцать утра. Придешь? — спросил Боря друга.
— Не знаю, — неуверенно ответил Лёня. — Я обещал дедушке помочь в огороде.
— Огород не убежит, а такого матча больше не будет. Скоро все ребята разъедутся: кто в деревню, кто на дачу, кто в лагерь. Света будет!
А надо вам сказать, что Света очень нравилась Лёне.
— Сейчас, подожди одну минутку, — сказал Лёня другу. — Мне нужно посоветоваться с дедушкой.
Лёня подошел к дедушке и все рассказал ему. Дедушка тоже задумался, вздохнул, а потом ответил:
— Может быть, пойдем в огород в другой день? — предложил внук.
Тогда Леня позвонил другу и сказал:
— Боря, извини меня, пожалуйста, но на футбол я завтра не приду. Я должен дедушке в огороде помочь.
В огороде трудиться нелегко! Но Лёня помогал дедушке: полол сорняки и поливал из лейки грядки. К вечеру дедушка с внуком усталые, но довольные сделанным делом вернулись домой.
Терпение и трудолюбие помогут выполнить любую работу.
Лентяй в жизни немногого добьется, не оставит о себе доброй памяти в сердцах людей, ведь он вызывает не уважение, а раздражение, особенно, когда стараются переложить свои дела на других.
Трудолюбивого человека люди с уважением называют тружеником.
♦ Как бы поступили вы на месте Лёни?
♦ Правильное ли решение принял Лёня?
♦ Как вы думаете, легко ли ему было отказать другу? Почему?
♦ Помогаете ли вы взрослым?
♦ Что вы чувствует, когда хорошо выполните работу?
Тест
Ответьте на вопросы. Объясните свой выбор.
I. Вы хотите подарить маме на день рождения вышитую салфетку. Работа идет небыстро. Завтра у мамы праздник, а подарок еще не готов. Как вы поступите?
1. Не пойдете гулять с друзьями, отложите книжки, игрушки и весь вечер будете готовить подарок, пока не доведете дело до конца.
2. Подарите маме что-нибудь другое. Например, купите подарок в магазине.
II. Вас попросили собрать ягоды крыжовника для киселя, но день выдался жарким и душным. Собирать ягоды вам не хочется. Как вы поступите?
1. Несмотря на жару и духоту, соберете полную корзинку ягод.
2. Отложите дело до завтра, когда, может быть, станет прохладней.
3. Соберете немного ягод.
Ленивая белочка
Было у белки четверо бельчат: три сыночка и одна дочка. Сыновья — послушные, покладистые, трудолюбивые. А дочка, хорошенькая белочка по имени Лиззи, избалованная и с ленцой.
Да и как же ей не быть избалованной, если лесные жители — и звери, и птицы — на все лады расхваливали молоденькую белочку.
— До чего же хорошенькая эта Лиззи! — восхищался дядюшка-дятел, который часто лущил шишки на сосне, где жила беличья семья.
— Хвост у нее самый пушистый, золотистые кисточки на ушках — самые красивые, глазки — самые быстрые и блестящие! — вторил ему ежик, устроивший нору под корнями сосны.
Все старались угостить молоденькую белочку чем - нибудь вкусным, а другие бельчата хотели с ней дружить, играть, кувыркаться и прыгать по веткам.
Но вот лето подошло к концу, и звери стали готовиться к холодам1"5— утеплять норки и дупла, собирать припасы — ягоды, грибы, шишки и орехи.
Мама-белка собрала подросших ребятишек и сказала им:
— Милые бельчата, скоро начнется дождливая сырая осень, а за ней придет долгая морозная зима. Вы должны хорошенько к ней приготовиться: найти в лесу подходящие дупла и утеплить их. Да и о припасах пора подумать!
Сыновья-бельчата тотчас принялись за дело: отыскали в лесу пустые дупла, утеплили их сухим мхом и травинками, стали собирать орешки, сушить грибы да ягоды.
А Лиззи все никак не могла оторваться от интересных игр и забав.
Погода стояла ясная, солнышко пригревало совсем по-летнему, золотые листья украшали лесные поляны мягким ковром. Лиззи беззаботно перелетала с ветки на ветку и устраивала маленький листопад. Это занятие ей очень нравилось.
— Лиззи, ты уже позаботилась об уютном домике? — спрашивали ее другие белки.
— Ах, успеется! Зима еще не скоро, — отвечала Лиззи.
Но однажды ночью в лес залетел порывистый северный ветер. Он раскачивал деревья и кусты, срывая с них последние листочки, а утром зарядил мелкий холодный дождь.
Лесные обитатели спрятались в норы и дупла, только бедной маленькой белочке было некуда деваться. Она побежала к маме.
— Мамочка, я вся продрогла, а моя шубка намокла. Можно я спрячусь от непогоды в твоем дупле?
— Конечно, можно, — разрешила мама.
Но дупло у мамы-белки оказалось очень тесным для двоих, ведь Лиззи из маленького бельчонка уже превратилась во взрослую белку.
— Видно, придется подыскать себе дупло в лесу, — вздохнула Лиззи, когда непогода немного утихла.
— Почему ты плачешь? — спросил свою любимицу дядюшка-дятел.
Белочка объяснила ему, в чем дело.
— Слезами горю не поможешь, — ответила старая умная птица. — Не плачь зря, Лиззи! Я помогу тебе — продолблю в сосне глубокое и удобное дупло, а ты позаботься, чтобы получше утеплить его.
— Ах, спасибо, дорогой дятел! — ответила белочка.
Трудолюбивый дятел сразу же принялся долбить
дерево своим крепким клювом. Щепки полетели во все стороны! Дятел трудился весь день, а Лиззи тем временем насобирала в лесу мягкого мха и, когда новое дупло было готово, уложила его на дно.
— Какой славный домик у вас получился, — похвалила дупло лесная мышь. Она принесла белочке мешочек с зернами и желудями. — Зерна я собирала на поле, желуди — под дубом. А мешочки для них сшила зимними вечерами. Зимой я люблю заняться рукоделием!
— Спасибо, дорогая мышка, спасибо и тебе, дядюшка-дятел! — поблагодарила друзей Лиззи. — Теперь я поняла, что лень ни к чему хорошему не приведет. Если бы не вы, я бы совсем пропала!
Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:
— А мои ботинки лучше твоих блестят!
Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает!
— Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь?
— А я. а я даже не знаю. Мои ботинки почистил де душка.
— Ах, дедушка! — сказала девочка и пошла дальше,
По В. Сухомлинскому
3. Вопросно-ответная беседа
Что можно сказать о девочке, какая она?
Можно ли назвать поступок дедушки правильным?
Что дедушка должен был бы сделать?
Про таких мальчиков говорят:
Что для себя вы делаете сами?
Стойка ноги врозь .
Вращение руками перед грудью.
Руки в стороны – в полет
Развести горизонтально руки в стороны.
Правое крыло вперед,
Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед.
Левое крыло вперед.
Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
В путь отправил самолет.
Произвольный бег с расставленными в стороны руками.
4. Проблемные ситуации.
• Наташа в снегу потеряла варежку. Павлик нашел варежку,
варежку от снега, потом надели ее и пошла к подругам играть.
Какие ошибки допустил мальчик?
Какие ошибки допустила девочка?
Как им нужно было поступить?
Какие ошибки допустил мальчик?
• Идут навстречу друг другу два мальчика: один входит в класс, другой выходит. Кто кого должен пропустить?
Как вы это сделаете?
III. Итог занятия.
Цель: ⎯ коррекция самооценки
Описание. Воспитатель: «Ты сегодня словно поработал Ты устал. Похвали себя.
Обними себя обними руками.
Положи руки на шею и погладь себя по голове.
(Дети выполняют движения по ходу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни"
Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нов.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Если человек с ранних лет усво¬ил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. .
Воспитание трудолюбия – возможности семьи
Семья имеет немало возможностей и для включения младших школьников в общественно полезный труд. Как это правильно сделать, чтобы не допустить педагогических ошибок.
Вводная статья к для проведения родительского собрания в 1 классе на тему трудового воспитания в семье.
сценарий классного часа "О трудолюбии"
Сценарий классного часа в 1 классе "О трудолюбии".
Материал для беседы с родителями на тему "Воспитание трудолюбия в семье"
В данном материале представлен текст беседы и анкета для родителей.
Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание .
На основе чтения стихотворений и рассказов, с использований русского фольклора: пословиц и поговорок, объяснить детям : Что такое труд? Что значит трудиться? Кто такой "лежебока"?
Конспект занятия.
Дата __________
Направление. Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни.
Тема беседы. Что такое трудолюбие?.
Цель: Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.
Развитие способности формировать суждения, аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.
Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей.
Коррегировать личностные взаимоотношения.
Форма проведения: беседа с элементами диалога.
1. Организационный этап.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. А прежде я хочу задать вам несколько вопросов:
Почему человек иногда ленится?
Перечислите пороки, которым приводит лень.
(Самый убедительный ответ будет выбираться.
Красная карточка – ответ понравился,
зелёная – остался равнодушен.)
2. Основной этап.
- О чём пытается нам сказать автор этих строк?
Кровать лежебоке высока.
Полы от кровати далёко,
Слезать лежебоке – морока.
Вот и лежит лежебока
Спит лежебока без срока.
Уже отлежал он бока.
Спит и вздыхает глубоко:
Кабы ещё бы два бока!
Вопросы для обсуждения:
Какого человека называют лежебокой?
Как вы считаете, кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому?
Дети включаются в дискуссию и высказывают суждения.
Педагог:- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение , а вы подумаете и ответите на мой вопрос: «Правильно ли воспитывают героя этого стихотворение?
Обоснуйте свой ответ, объясните, почему вы считаете именно так.
2.На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль -
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
« К директору пойду.
Пусть завтра же отменят
Ходил, насупясь, папа,
Рассерженно гудел:
«Учитель – просто шляпа,
На труд пеняла тётя,
И бабушка, и дед:
«Школьная работа
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.
Педагог: Итак, дорогие ребята вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшей маме и хлопочущей весь день бабушке.
- А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?
- Думаю, нам всем будет интересно и поучительно послушать, какие домашние обязанности вы выполняете?
-Что у вас получается хорошо, а что – не очень? Существует ли бесполезный труд?
Дети включаются в диалог.
Педагог: Воля, чувство долга, ответственность – без этих важных, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, все эти качества как раз и развивают в процессе труда.
Известный российский писатель В. Закруткин писал:
Труду следует учиться всю жизнь, овладевая новыми умениями и полезными навыками, иначе может получиться так, как у несчастной неумелой мартышки из басни И. А. Крылова:
3.Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот мартышке полон рот:
Чурбан она то понесёт,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит.
Рекой с бедняжки льётся пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу душит,
А всё ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
Педагог: Вы, наверное, слышали крылатое выражение
- Что оно означает? ( Дети формулируют суждения).
принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что люди и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.
Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.
Пётр Первый.
Вопросы для обсуждения:
Что заставляло Петра Первого трудиться?
Для чего вообще трудится человек?
( Дети включаются в диалог.)
Педагог: Мне очень важно сейчас услышать ваш ответ на вопрос:
-Какому человеку интересней жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит побездельничать? Почему?
(Звучат суждения учащихся.)
-Какая работа приносит вам радость?
- Почему возникает эта радость?
Дети высказывают суждения, после чего педагог кратко резюмирует сказанное словами А. Сент – Экзюпери:
« В радость человеку только то,
над чем он хорошенько потрудился,
Зачитывается отрывок для обсуждения
- А я считаю, не только в этом дело! Увлечься нужно чем – то с детства! Вон сколько кружков замечательных – и выпиливание, и фотография, и биологический. Прямо глаза разбегаются! Во все сразу записаться хочется!
-А мы вас и записали сразу во все. Да, вы теперь будете выпиливать лобзиком, фотографировать, собирать гербарий…
-Заниматься шахматами, спортивным плаванием, играть на гитаре и в театральном кружке.
-Да, но как же мы всё успеем?
-А что ты удивляешься? Есть ещё среди нас такие, что не любят шахматы, театр…
-Ну почему ? Я люблю…
-Которые не умеют плавать…
-Да, жаль . Придётся вычеркнуть его из всех кружков.
-Подождите – подождите! Сразу вычеркнуть… Очень вы быстрые! Ладно, я попробую.
- Да? Тогда значит так: сейчас идём в бассейн, сидим на старте и выпиливаем лобзиком…
- По выстрелу стартера прыгаем в воду.
-Простите , не понял прыгаем… вместе с лобзиком ?
-Да нет, какой ты непонятливый! С гитарами! Плывём и играем!
-Но…как же мы поплывём…с гитарами? Руки заняты…
-Да, плывём на спине, на шее фотоаппарат, в зубах сачок для бабочек!
-Ну, допустим. А когда же заниматься в театральном кружке и шахматами?
- Не проблема! Ставим Шекспира прямо в воде, а приплывём к финишу – там шахматы!
-Быстренько разыграем какую - нибудь сицилийскую защиту и плывём назад…
-Минуту! Куда вы поперёк бассейна плывёте?
-Погляди, он её не сачком, а гитарой ловит!
- ( плывёт на спине, играет на гитаре и поёт) Клён ты мой опавший… Ух, хороша водичка!
- ( тоже поёт) Я встретил вас… Ой, какая бабочка! (Продолжает петь.) И всё былое в душе моей переплелось… когда я вас булавкой уколол…
-Кстати, вы не забыли, что вы ещё член фото кружка ? Где ваш аппарат?
-Аппарат? Гм. Ах, аппарат… Вы знаете, он меня, как камень, ко дну тянул. И я его подарил.
-Рыбам. Пусть у них тоже будет фото кружок…
-Ой, скоро финиш, а у нас ещё Шекспир не поставлен! Кто будет Отелло?
-Только не я! Не могу же я играть Отелло, богатого человека, военачальника в одних плавках!
-А он же совсем голый из дома убежал…
-Поздно. Мы приплыли – финиш! Ой, ещё шахматы…
-Быстренько разыграем сицилийскую… Вам шах!
-Чем? Вот этим ферзём? Да мы его сейчас… сачком поймаем.
- Нет, сачком нельзя!
-А записываться сразу во все кружки можно? Так можно только отбить охоту чем – либо заниматься!
Педагог: Как видим, заниматься сразу десятком дел очень неразумно. Человек должен стремится постигать всё постепенно, трудясь над каждым из них кропотливо и упорно.
3. Заключительный этап.
А теперь я попрошу вас вспомнить пословицы и поговорки о труде и его антидоде.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Живот, да головка – всегда у ленивых отговорка.
Лежебоке и солнце не впору всходит.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.
Итог занятия
Педагог: Ну что же, мы завершаем наш разговор, и нам осталось подвести итог. Я прошу каждого самому себе честно ответить на вопрос:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия.
Дата __________
Направление. Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни.
Тема беседы. Что такое трудолюбие?.
Цель: Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.
Развитие способности формировать суждения, аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.
Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей.
Коррегировать личностные взаимоотношения.
Форма проведения : беседа с элементами диалога.
1. Организационный этап.
Педагог : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. А прежде я хочу задать вам несколько вопросов:
Почему человек иногда ленится?
Перечислите пороки, которым приводит лень.
(Самый убедительный ответ будет выбираться.
Красная карточка – ответ понравился,
зелёная – остался равнодушен.)
2. Основной этап .
- О чём пытается нам сказать автор этих строк?
Кровать лежебоке высока.
Полы от кровати далёко,
Слезать лежебоке – морока.
Вот и лежит лежебока
Спит лежебока без срока.
Уже отлежал он бока.
Спит и вздыхает глубоко:
Кабы ещё бы два бока!
Вопросы для обсуждения:
Какого человека называют лежебокой?
Как вы считаете, кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому?
Дети включаются в дискуссию и высказывают суждения.
Педагог:- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение , а вы подумаете и ответите на мой вопрос: «Правильно ли воспитывают героя этого стихотворение?
Обоснуйте свой ответ, объясните, почему вы считаете именно так.
2.На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль -
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
« К директору пойду.
Пусть завтра же отменят
Ходил, насупясь, папа,
Рассерженно гудел:
«Учитель – просто шляпа,
На труд пеняла тётя,
И бабушка, и дед:
«Школьная работа
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.
Педагог: Итак, дорогие ребята вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшей маме и хлопочущей весь день бабушке.
- А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?
- Думаю, нам всем будет интересно и поучительно послушать, какие домашние обязанности вы выполняете?
-Что у вас получается хорошо, а что – не очень? Существует ли бесполезный труд?
Дети включаются в диалог.
Педагог: Воля, чувство долга, ответственность – без этих важных, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, все эти качества как раз и развивают в процессе труда.
Известный российский писатель В. Закруткин писал:
Труду следует учиться всю жизнь, овладевая новыми умениями и полезными навыками, иначе может получиться так, как у несчастной неумелой мартышки из басни И. А. Крылова:
3.Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот мартышке полон рот:
Чурбан она то понесёт,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит.
Рекой с бедняжки льётся пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу душит,
А всё ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
Педагог: Вы, наверное, слышали крылатое выражение
- Что оно означает? ( Дети формулируют суждения).
принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что люди и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.
Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.
Пётр Первый .
Вопросы для обсуждения:
Что заставляло Петра Первого трудиться?
Для чего вообще трудится человек?
( Дети включаются в диалог.)
Педагог : Мне очень важно сейчас услышать ваш ответ на вопрос:
-Какому человеку интересней жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит побездельничать? Почему?
(Звучат суждения учащихся.)
-Какая работа приносит вам радость?
- Почему возникает эта радость?
Дети высказывают суждения, после чего педагог кратко резюмирует сказанное словами А. Сент – Экзюпери:
« В радость человеку только то,
над чем он хорошенько потрудился,
Зачитывается отрывок для обсуждения
- А я считаю, не только в этом дело! Увлечься нужно чем – то с детства! Вон сколько кружков замечательных – и выпиливание, и фотография, и биологический. Прямо глаза разбегаются! Во все сразу записаться хочется!
-А мы вас и записали сразу во все. Да, вы теперь будете выпиливать лобзиком, фотографировать, собирать гербарий…
-Заниматься шахматами, спортивным плаванием, играть на гитаре и в театральном кружке.
-Да, но как же мы всё успеем?
-А что ты удивляешься? Есть ещё среди нас такие, что не любят шахматы, театр…
-Ну почему ? Я люблю…
-Которые не умеют плавать…
-Да, жаль . Придётся вычеркнуть его из всех кружков.
-Подождите – подождите! Сразу вычеркнуть… Очень вы быстрые! Ладно, я попробую.
- Да? Тогда значит так: сейчас идём в бассейн, сидим на старте и выпиливаем лобзиком…
- По выстрелу стартера прыгаем в воду.
- Простите , не понял прыгаем… вместе с лобзиком ?
-Да нет, какой ты непонятливый! С гитарами! Плывём и играем!
-Но…как же мы поплывём…с гитарами? Руки заняты…
-Да, плывём на спине, на шее фотоаппарат, в зубах сачок для бабочек!
-Ну, допустим. А когда же заниматься в театральном кружке и шахматами?
- Не проблема! Ставим Шекспира прямо в воде, а приплывём к финишу – там шахматы!
-Быстренько разыграем какую - нибудь сицилийскую защиту и плывём назад…
-Минуту! Куда вы поперёк бассейна плывёте?
-Погляди, он её не сачком, а гитарой ловит!
- ( плывёт на спине, играет на гитаре и поёт) Клён ты мой опавший… Ух, хороша водичка!
- ( тоже поёт) Я встретил вас… Ой, какая бабочка! (Продолжает петь.) И всё былое в душе моей переплелось… когда я вас булавкой уколол…
-Кстати, вы не забыли, что вы ещё член фото кружка ? Где ваш аппарат?
-Аппарат? Гм. Ах, аппарат… Вы знаете, он меня, как камень, ко дну тянул. И я его подарил.
- Рыбам. Пусть у них тоже будет фото кружок…
-Ой, скоро финиш, а у нас ещё Шекспир не поставлен! Кто будет Отелло?
-Только не я! Не могу же я играть Отелло, богатого человека, военачальника в одних плавках!
-А он же совсем голый из дома убежал…
-Поздно. Мы приплыли – финиш! Ой, ещё шахматы…
-Быстренько разыграем сицилийскую… Вам шах!
-Чем? Вот этим ферзём? Да мы его сейчас… сачком поймаем.
- Нет, сачком нельзя!
-А записываться сразу во все кружки можно? Так можно только отбить охоту чем – либо заниматься!
Педагог: Как видим, заниматься сразу десятком дел очень неразумно. Человек должен стремится постигать всё постепенно, трудясь над каждым из них кропотливо и упорно.
3. Заключительный этап .
А теперь я попрошу вас вспомнить пословицы и поговорки о труде и его антидоде.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Живот, да головка – всегда у ленивых отговорка.
Лежебоке и солнце не впору всходит.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.
Итог занятия
Педагог: Ну что же, мы завершаем наш разговор, и нам осталось подвести итог. Я прошу каждого самому себе честно ответить на вопрос:
Читайте также: