Конспект на тему пожар

Обновлено: 07.07.2024

Публикации о подготовке и проведении занятий по пожарной безопасности. Закрепляем знания детей о причинах возникновения пожаров, о правилах техники безопасности в быту и на улице. Формируем представления о пользе и вреде огня. Учим детей находить правильный выход из опасных ситуаций. Систематизируем их знания о том, что горит, а что не горит. Вызываем у детей желание быть всегда и везде осторожными с огнём. Воспитываем ответственность за себя и за жизнь своих близких. Посмотрите, какие пути для занимательного изложения материала по пожарной безопасности нашли Ваши коллеги.

Не шутите вы с огнём, чтоб не пожалеть потом!

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:


Не секрет, что пожары – это нередкое явление. Сегодня мы поговорим о поражающих факторах пожаров, а также о мерах предосторожности. Мы узнаем о том, какие материалы пожароустойчивы, а какие – нет. Наконец, мы познакомимся с тем, как классифицируются пожары.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Пожары"

Пожары и взрывы являются наиболее распространенными источниками ЧС техногенного характера. Вы удивитесь, но ежегодно в мире возникает семь-восемь миллионов пожаров. В результате этих пожаров погибает примерно 85-90 тысяч человек.

В таблице приведена статистика пожаров в двадцать первом веке.

Среднее число пожаров в год

Число стран

Великобритания, Франция, Аргентина, Россия, Польша, Китай, Индия, Бразилия, Италия, Мексика, Австралия

Япония, Индонезия, Турция, Канада, ЮАР, Малайзия, Нидерланды, Украина, Испания, Иран и др.

Таиланд, Алжир, Узбекистан, Румыния, Казахстан, Куба, Чехия, Бельгия, Сербия, Дания, Финляндия и др.

Ирак, Шри-Ланка, Сирия, Тунис, Словакия, Грузия, Сингапур, Хорватия, Филиппины и др.

Явным лидером в этом списке является США, а со 2 по 12 место делят 11 стран, в числе которых Россия. Как вы видите, почти во всех странах, число пожаров в год измеряется в десятках или даже сотнях тысяч. Поэтому, изучение мер по предотвращению пожара крайне важно. Для большей убедительности приведем таблицу, в которой указано среднее число погибших при пожарах людей в год.

Число жертв пожаров в год

Число стран

США, Китай, Беларусь, Украина, ЮАР, Япония

Великобритания, Германия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Турция, Иран, Аргентина, Корея, Испания, Польша, Канада, Узбекистан, Румыния, Казахстан, Литва, Латвия, Филиппины и др.

КНДР, Австралия, Шри-Ланка, Чехия, Венгрия, Швеция, Болгария, Молдова и др.

Помимо человеческих жертв, пожары приносят немало других бед. Во-первых, они полностью уничтожают материальные ценности, такие как промышленные или жилые здания, не говоря уже о музеях, в которых может храниться культурное наследие человечества. Кроме того, пожар может уничтожить огромные лесные массивы или урожаи на больших площадях. Как следствие уничтожения лесов, пожары также приводят к гибели многих животных.



Разумеется, чаще всего пожары возникают на пожароопасных объектах. К таким объектам можно отнести объекты нефтяной, химической, металлургической, газовой, текстильной, лесной, деревообрабатывающей и хлебопродуктовой промышленности.


Например, на Камском автомобильном заводе произошла одна из самых крупных техногенных катастроф в истории российской промышленности. Четырнадцатого апреля тысяча девятьсот девяносто третьего года пожар охватил завод по производству двигателей КАМАЗа, уничтожив не только основной производственный корпус, но и сложнейшее дорогостоящее оборудование. Несмотря на то, что на восстановление завода были брошены все силы, завод начал выпускать свою продукцию лишь в декабре девяносто третьего года.


Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей. В свою очередь, горение – это физико-химический процесс превращения горящих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением. В основе процесса горения лежит химическая реакция окисления (подобные реакции более подробно изучают на уроках химии).


Чтобы начался процесс горения, необходимо наличие в одном и том же месте в одно и то же время горючего вещества, окислителя и источника воспламенения.


Под горючим веществом подразумеваются любые горючие материалы, такие как бумага, древесина, бензин, керосин, природный газ и так далее. Для реакции окисления чаще всего необходим кислород (реже – другие химические элементы могут выступить в роли окислителя). Как известно, пятую часть воздуха составляет кислород, поэтому именно воздух чаще всего выступает в роли окислителя. Также это могут быть и другие химические соединения, содержащие кислород. И, конечно, для процесса горения нужен сам источник воспламенения. Это может быть непогашенный окурок, пламя спички, костра или газовой горелки, а также – просто сноп искр. Конечно, все упомянутые источники воспламенения в большинстве случаев возникает из-за нарушения правил пожарной безопасности, неправильной эксплуатации электроприборов или просто небрежного обращения с огнем.



Поскольку при отсутствии хотя бы одного из трех элементов, возникновение пожара невозможно, существует несколько способов предупреждения пожара: либо устранение горючих материалов, либо устранение окислителя, либо устранение источника воспламенения. Поскольку в помещениях с людьми всегда есть воздух, устранить окислитель не представляется возможным. Источники воспламенения, как мы только что выяснили, в большинстве своем возникают по вине человека (а, значит, мы тоже не можем их устранить, поскольку рано или поздно происходят нарушения правил пожарной безопасности). Остается только делать здания из негорючих материалов. В связи с этим, вводится понятие огнестойкости материалов, из которых построены здания и сооружения.

Строительные и отделочные материалы имеют три степени огнестойкости: горючие материалы, трудногорючие материалы и негорючие материалы.


Горючие материалы довольно легко воспламеняются и тлеют даже после удаления огня. Примерами горючих материалов могут послужить бумага, пластмасса, древесина, рубероид, линолеум и так далее. Трудногорючие материалы под воздействием огня воспламеняются и тлеют, но после удаления огня процесс горения прекращается. В качестве примеров, можно привести деревоплиты различных видов. Наконец, негорючие материалы под действием огня не воспламеняются и не тлеют. К таким материалам относятся многие металлы, мрамор, гранит, бетон, кирпич и так далее.

В соответствии с современными правилами, жилые, общественные или производственные здания должны иметь конструкции из негорючих материалов, хотя отделка внутренних помещений может быть выполнена из трудногорючих материалов.

Например, в деревнях, пожары распространяются значительно быстрее, потому что все дома деревянные (то есть, сделаны из горючего материала). Пожар быстро перекидывается на соседние дома и может охватить значительную часть деревни, если вовремя не принять меры. В городских условиях, пожар, возникший в квартире, как правило, уничтожает все горючие материалы внутри (ковры, обои, мебель и так далее). Но вот стены пожар уничтожить не может, потому что они сделаны из негорючего материала – кирпича или бетона.


Пожары классифицируются по своей интенсивности и масштабу распространения на отдельные пожары, массовые пожары и огненные штормы.


Отдельными пожарами называют пожары, возникшие в отдельном здании или сооружении. Такие пожары, как правило, можно быстро ликвидировать при правильной организации.

Массовые пожары – это совокупность отдельных пожаров, охватывающих более четверти зданий на каком-либо участке застройки. В такой ситуации, в первую очередь, требуется локализация огня, поскольку ведение спасательных работ в зоне массового пожара почти невозможно даже при поддержке современной техники и пожарных подразделений.

Наконец, огненный шторм – это устойчивый пожар, охвативших более девяноста процентов зданий. Такая форма пожара характеризуется мощным столбом продуктов сгорания и раскаленного воздуха, восходящих вверх.

Чем характеризуются пожары в зданиях? В первую очередь, это, конечно, значительное и быстрое повышение температуры. Также, при пожарах возникает задымление помещений, образуются удушливые и ядовитые газы. Огонь распространяется открытым путем, и пожар часто сопровождается разрушением несущих конструкций.


Как бороться с пожаром? Конечно, нужно ликвидировать горение. Существует несколько способов. Первый и самый очевидный способ – это охлаждение, то есть, тушение огня водой (или другими специальными растворами, например – углекислотой). Еще один способ – это разбавить реагирующие в процессе горения вещества каким-нибудь негорючим газом (например, водяным паром, углекислым газом или азотом). Также с пожаром можно бороться, изолировав зону горения. Для этого обычно используются специальные пены, порошки или грунт, а также песок. В этом случае, в зону горения либо перестают поступать горючие вещества, либо перестает поступать воздух. Наконец, для борьбы с пожаром можно использовать различные химикаты, которые замедляют реакцию горения.


Выбор того или иного метода основывается на внешних условиях и обстановке, возникшей при пожаре, а также на наличии специальных подразделений и технического оснащения. К примеру, открытые пожары чаще всего тушатся охлаждением или изоляцией.


Наверное, вы нередко замечали, что мелкое возгорание люди часто тушат с помощью полотенца (или другой ткани). Этот метод можно отнести к методу изоляции: накрыв источник воспламенения тканью, вы не перекрываете доступ воздуха в зону горения, и горение прекращается.



В случае возникновения пожара или возгорания, следует немедленно позвонить по телефону ноль один и до прибытия пожарных попытаться затушить или изолировать огонь (если, конечно, нет угрозы для жизни).

Следует отметить, что особое внимание нужно уделить своевременному оповещению людей о появлении признаков возгорания (например, дыма или едкого запаха). Сегодня во многих зданиях (особенно таких, как школы, больницы, кинотеатры и так далее) устанавливается пожарная сигнализация. Этот прибор правильно называется автономный пожарный извещатель. Работает он довольно просто: при выявлении признаков пожара, он оповещает всех людей, находящихся в здании мощным звуковым сигналом. Некоторые такие извещатели одновременно отправляют сигнал на пульт пожарной охраны. На сигнал о пожаре вы должны среагировать немедленно, но без паники. Просто быстро и организованно покинуть здание без лишних метаний и криков.


Итоги урока:

· Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей.

· Горение – это физико-химический процесс превращения горящих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением.

· Все материалы делятся на три группы по своей огнестойкости: горючие материалы, трудногорючие материалы и негорючие материалы.

· На сегодняшний день, существуют правила, согласно которым, несущие конструкции зданий должны быть выполнены из негорючих материалов.

· При обнаружении возгорания или его признаков, следует немедленно позвонить по телефону ноль один и попытаться бороться с огнем до приезда пожарных (если нет угрозы для жизни). Также, в случае звукового сигнала автономного пожарного извещателя, нужно немедленно предпринять меры по собственному спасению.

· Бороться с огнем можно четырьмя способами: охлаждением источника воспламенения, разбавлением реагирующих в процессе горения веществ, изоляцией зоны горения, а также с помощью торможения реакции горения, используя специальные химикаты.

· Не имея специального оборудования и техники, чаще всего доступны способы: охлаждение или изоляция.

В нашем докладе для урока ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) мы рассмотрим такое опасное явление, как пожары. Это процесс неконтролируемого горения, который уничтожает всё на своём пути и представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья людей. Задача человека — вовремя заметить возгорание и предотвратить распространение огня.

Причины возникновения пожаров

Есть несколько причин возникновения пожаров:

  • неправильное использование электрических устройств и возгорание электропроводки;
  • нарушение правил эксплуатации технических агрегатов в быту и на производстве, например, при неправильном использовании отопительных приборов или газового оборудования;
  • небрежное, неосторожное обращение с огнём;
  • самовозгорание тех или иных предметов, материалов (соломы, древесного угля, ветоши, пропитанной машинным маслом и т.п.);
  • попадание молнии в объект;
  • умышленные поджоги;
  • возгорания при ведении боевых действий, взрывах боеприпасов;
  • воздействие солнечного луча увеличительное стекло.

Человек сжигает мусор.

Пожары возникают каждый день, и большая их часть является делом рук человеческих.

Понятие процесса горения

Горение — это сложный процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, сопровождающийся появлением пламени, выделением тепла и продуктов сгорания.

При пожаре нагретые частицы вздымаются вверх, а искры и горящие угольки ветром могут переноситься на значительные расстояния. Так создаются новые очаги горения. Многие продукты сгорания токсичны, особенно при воспламенении пластика, полиэтилена, резины. При бытовом пожаре люди чаще гибнут не от огня, а от отравления ядовитым дымом, даже если находятся в отдалении от огненного эпицентра.

Мальчик у костра.

Виды пожаров (классификация)

  1. Пожары внутри помещений — как следствие технических неисправностей, так и по вине людей.
  2. Лесные — бывают низовыми и верховыми. Первый подвид характеризуется сгоранием надпочвенного покрова — травы и кустарников. Второй — охватывает кору, ветви, листву или хвою деревьев. При сильных порывах ветра искры могут разлетаться на несколько сотен метров.
  3. Степные — возгорание растительности в степях по вине человека или ввиду естественных причин, например, в период засушливого жаркого лета.
  4. Подземные — возникают в торфяниках в результате самовозгорания либо из-за непотушенного костра. Скорость распространения подземного пожара — до сотни метров за сутки и больше, а глубина прогорания может превышать 3 метра.
  5. Техногенные. К этой категории относятся пожары на атомных станциях, на нефтяных и газовых предприятиях. Такие возгорания обычно сопровождаются мощными взрывами.

Лесные пожары и их последствия

Россия богата лесами. Это природное сокровище находится под охраной государства. Однако леса застрахованы от огненной стихии. В летнюю пору они часто горят, и их приходится тушить при помощи авиации, т. к. огонь распространяется на многие километры. Иногда это происходит по вине обывателей, когда они оставляют в лесу непотушенные костры, бросают непотушенные окурки на землю. Последствия такой безалаберности могут быть очень серьёзными.

Лесной пожар.

Иногда лес выжигают специально, чтобы использовать освободившиеся площади под коммерческие нужды, например, под строительство.

Кто в России отвечает за пожаротушение

В Российской Федерации за тушение пожаров, привлечение сил и средств к их ликвидации отвечает Государственная противопожарная служба. Эвакуацией при особо грозных и масштабных ситуациях занимается МЧС. На производстве организацией ликвидации огня до приезда пожарной команды ведает ответственный за пожаробезопасность.

Пожарные машины.

Служба сотрудников противопожарной службы связана с опасностью и риском.

Примерная статистика по пожарам в РФ

Согласно статистическим данным ежедневно в России регистрируется порядка 400 — 500 возгораний, сопровождающихся уничтожением имущества на десятки миллионов рублей и гибелью людей — последствия ужасные. По статистике на пожарах погибает в четыре раза больше граждан, чем во время прочих чрезвычайных происшествий.

Меры пожарной безопасности

Для профилактики пожара и предотвращения распространения огня внутри помещений предпринимаются такие меры:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В доступной форме рассказать о ситуациях, которые могут возникнуть в быту.

Цель: разобрать ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания о причинах пожара

Разбор причин возникновения пожара в быту, изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома.

Вести себя грамотно в использовании электроприборов, обращении с огнем. Воспитывать нормы поведения ребенка, отставшего одного дома, беречь своё имущество, не использовать воспламеняющийся предметы

Цель: разобрать ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания о причинах пожара.

Разбор причин возникновения пожара в быту, изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома.

Вести грамотно в использовании электроприборов, обращении с огнем.

Воспитывать нормы поведения ребенка, оставившего одного дома, беречь своё имущество, не использовать воспламеняющийся предметы

Ход занятия.

Послушайте отрывок, и догадайтесь, какого слова не хватает?

В природе от солнца бывает загар.

В доме от спичек бывает ….. (пожар)

Сегодня, мы поговорим о причинах возникновения пожара.

Какие пожароопасные предметы вы знаете?

(спички, утюг, чайник, телевизор, плита, другие электроприборы)

Запомните! Без взрослых эти предметы трогать нельзя!

Различные пожароопасные ситуации возникают в результате шалостей детей во дворе, на улице, в подъезде дома. Старшие ребята иногда поджигают тополиный пух, обшивку дверей, почтовые ящики. Такие хулиганские поступки приводят к порче имущества, несчастным случаям, травмам и строго наказываются.

Какие правила не знали девочки? Ответы детей.

Все пожары, за исключением пожаров из-за взрывов, вначале бывают небольшими, и их можно затушить. Самое главное – не растеряться!

1.Итак, что делать если начинается пожар?

(Прежде всего, надо позвать на помощь взрослых, если они рядом, и позвонить по телефону 01.)

2. Что вы должны сообщить в пожарную охрану

( указать точный адрес, где случился пожар – улица, дом, квартира, что горит).

3. Что нужно делать, если комната наполняется едким дымом?

(закрыть рот и нос мокрым носовым платком и нужно продвигаться к выходу, прижимаясь к полу)

4.А почему нельзя открывать окна?

(т.к. воздух раздует огонь, огонь больше всего любит воздух, он как бы питается кислородом)

5. Можно ли тушить водой горящие электроприборы?

(По возможности отключить из сети, т.е. вынуть вилку из розетки, а затем накрыть плотным одеялом)

Если же большой огонь, дымом всё объято.

Выбегать из дома вон надо всем ребятам.

И на площадь поскорей, ты зови, зови людей.

Пожар опасен открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами и дымом. Ни в коем случае нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом – опасен не только огонь, но и дым.

А если дыму много, то как пробираться к выходу?

(при сильном задымлении надо срочно нагнуться или лечь на пол, т.к. ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и закрыв нос и рот мокрым платком, полотенцем или частью одежды, двигаться к выходу.

Если горит многоэтажный дом,

Нельзя пользоваться лифтом.

Если близко телефон, и тебе доступен он

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!

Что делать, если во время просмотра телепередач вы увидели, что из телевизора пошел дым?

(на помощь позвать взрослых, отключить от сети, позвонить по 01 и приступить к тушению)

-Кто, почуяв, запах гари, сообщает о пожаре? +

-Кто из вас, заметив дым, закричит : Пожар! Горим! +

-Кто из вас шалит огнем, утром, вечером и днем?

-Кто, почуяв, газ в квартире, позвонит по 04 +

-Кто из вас шалит с огнем, признавайтесь честно в том!

-Кто костров не разжигает, и другим не разрешает? +

В заключении мы проведем тест

Если случится пожар, как вы будете действовать?

-позвоню по телефону 01

-позову на помощь

-убегу, никому ничего не скажу

2.Каковы ваши действия, если комната наполняется дымом?

-открою окно, не закрыв дверь

-буду продвигаться к выходу

-закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу

3.Если загорелась одежда, что вы сделаете в первую очередь?

-побегу, попытаюсь сорвать одежду

-остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя

-завернусь в одеяло

4.Если во время просмотра телепередачи из телевизора пошел дым, как вы поступите?

-продолжу смотреть телепередачу

-позову на помощь взрослых

- отключу телевизор, позову взрослых или позвоню в пожарную охрану

5.Что вы предпримите, если загорелась электропроводка?

-буду тушить водой

-обесточу электросеть, а затем приступлю к тушению

-буду звать на помощь

Спасибо за работу.

В свободное время, в гпд, на переменах попробуйте отгадать кроссворд и вписать ответы в таблицу

Читайте также: