Конспект урока слово о полку игореве 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

На этой странице вы найдёте много полезного и интересного материала к изучению "Слова о полку Игореве". Это и тест по произведению, и ауди- и видео-файлы, и иллюстрации к произведению, и исторические комментарии.

Историческая справка о князе Игоре

Отец Игоря Святославича – Святослав Ольгович, мать – дочь новгородского посадника Петрилы. У Игоря было пять сыновей и одна дочь. В Новгород-Северске стал княжить в 1178 году, когда скончался князь Олег Северский.

В 1180 году от рождества Христова князь Игорь вступил в междоусобную борьбу против смоленских князей, взяв приступом город Глебов. На помощь он призвал внука Шарукана.

В 1184 году Киевский князь Святослав предпринял поход против половцев, собрав многих русских князей. Князь Игорь не участвовал в этом походе. По одной версии он не успел прибыть к началу похода, так как была гололедица, и ноги у коней разъезжались. По второй версии, которая кажется более правдоподобной, от похода на половцев отказался старший из рода черниговских князей Ярослав Всеволодович. Игорь, являясь его вассалом, досадовал на старшего князя, но подчинился. Поход Святослава закончился удачей, князья пришли с богатой добычей. Князь Игорь позавидовал Святославу, его славе и богатству, поэтому решил сам в одиночку выступить против половцев. В его походе участвовал его сын Владимир, его брат Курский князь Всеволод и несколько других князей.

С князем Всеволодом Игорь встретился у города Оскол и отправился далее. Первая битва 10 мая у реки Сюурлий недалеко от Азовского моря увенчалась победой, так как русичи встретились с малочисленным отрядом половцев. Победа окрылила их, беспечные, они заснули. Ночью хан Кончак и Гзак привели большое войско. Во второй битве и Игорь, и Всеволод бились как настоящие богатыри, но силы были слишком неравные. Войско Игоря было разбито, а сам князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом был взят в плен.

В плену Игорь был достаточно свободен. К нему были приставлены 20 воинов, которые выполняли его приказания. Игорь не сидел под замком, а мог спокойно ездить на коне.

Бежать из плена Игорю помог половец Лавр.

Историческая справка о хане Кончаке.

Хан Кончак – сын половецкого хана Отрока, внук Шарукана, свояк князя Игоря, так как сын Игоря Владимир женился на дочери Кончака. Хан Кончак принимал активное участие в княжеских междоусобицах Руси. В 1180 году он ввязался в крупную междоусобицу смоленских и черниговских князей , на стороне последних.

Хан Кончак был дружен с Игорем. Они вместе воевали на стороне черниговских князей. После битвы у Долобска они вместе бежали с поля боя в одной ладье

В битве с Игорем у Каял-реки хан Кончак разбил войско своего прежнего соратника, а самого его взял в плен.

После победы над Игорем Кончак пошёл к Переяславлю, обступил город и бился целый день с князем Владимиром Глебовичем. Владимир попросил помощи у Святослава. Тот поплыл по Днепру, и половцы бежали от Переяславля. Потом Кончак осадил город Римов, взял его, набрал множества пленных и пошёл к себе домой.

Вплоть до 1190 года хан Кончак беспокоил и разорял русские земли, сжига города, угонял в плен людей, пока не потерпел сокрушительного поражения от объединённой рати Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича.

Историческая справка о князе Святославе Киевском.

Сын Всеволода Ольговича, двоюродный брат Игоря Новгород-Северского и Всеволода Трубчевского и Курского. Отец Святослава – Всеволод Ольгович по летописям и былинам известен как жестокий и коварный князь, не один раз разорявший соседние княжества, приводивший на Русь степняков, затеявший междоусобные войны.

Детство и юность Святослава прошли в Чернигове, где его отец был князем. После того, как отец стал князем в Киеве, ему был передан в удел город Владимир Волынский.

Святослав был женат на дочери полоцкого князя Василька Рогволодовича.

После смерти отца Святослав остался князем-изгоем среди враждебной родни, обозлённой действиями его отца. Молодому княжичу пришлось долгие годы заискивать перед сильными.

Среди других русских князей 12 века Святослав не считался выдающейся личностью. В годы своего княжения на Киевском престоле он тем не менее боролся против междоусобиц и половцев. В 1184 году он возглавил удачный поход против половцев, в котором Игорь не участвовал. Но поход князя Игоря Новгород-Северского в 1185 году перечеркнул все завоевания Святослава.

Историческая справка о Ярославне.

Евфросинья Ярославна – вторая жена князя Игоря. Она была дочерью Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с Ольгой Юрьевной. Во время походя князя Игоря на половцев ей исполнилось всего 14 лет.

Историческая справка о Всеволоде Трубчевском.

Он участвовал в неудачном походе Игоря, командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на Каяле. Личное мужество Всеволода вдохновило всех русских дружинников, окружённых половцами после того, как черн7иговские ковуи дрогнули, открыв брешь в обороне русских. Он устремился на помощь брату, но в это время был ранен в руку и схвачен половцами. Вернулся из плена в 1187 году вместе с племянником Владимиром. Всеволод, по свидетельству летописи, более всех Ольговичей был отмечен добродетелью и мужественной доблестью. Он был могучего телосложения и большой физической силы. Это выяснили антропологи, которые исследовали его захоронение.

Князь Игорь выступил из Новгород-Северска. В поход он пригласил своего племянника Святослава Ольговича из Рыльска, сына Владимира из Путивля . У города Оскол он встретился с дружиной своего брата Всеволода Трубчевского, который шёл из Курска.

Утром на другой день встретили полки половецкие. Шесть полков выступили под прикрытием стрельцов. Половцы обратились в бегство, русичи же взяли большую добычу.

На другой день, в субботу, против русских выступили основные силы половцев. Игорь решил пробиваться к Донцу. Они могли уйти на конях, но были чёрные воины, пешие, поэтому Игорь и Всеволод решили сражаться. Битва длилась всю субботу, ночь и утро воскресенья. Игорь был ранен в руку. Все князья спешились, Игорь же сидел на коне, потому что, видя бегство своих коуёв, поскакал за ними, снял шлем, чтобы они князя узнали и вернулись. Но отъехал очень далеко и попал в плен. Попал в плен и сын Игоря, и Всеволод.

Целый год был пленником Игорь. Однажды стражники напились кумыса, а половец Лавр помог Игорю бежать из плена. Всеволод с Владимиром вернулись из плена ещё через год.

Князь Игорь Новгород Северский был не единственным, кто искал личной славы в походах против половцев. С большим или меньшим успехом в походы против половцев ходили многие князья. Так, 1111 году Владимир Мономах организовал грандиозный поход против половцев, который получил название крестового. 27 марта 1111 года на реке Сольнице, притоке Днепра, половцы были разбиты, и лишь небольшая их часть с ханом Шаруканом смогла уйти в степь.

Святослав Киевский в 1184 году на берегах Орели разбил хана Кончака, несмотря на то, что он имел самострельные луки и греческий огонь.

Вообще же отношения с половцами были очень разнообразны в тот период. Русские князья нередко обращались за помощью к половецким ханам. Дед князя Игоря, Олег Святославович, ещё в 1073 году привёл на русскую землю половцев для борьбы с Всеволодом Ярославичем, занявшим черниговский престол.

К 13 веку отношения со степняками ещё более осложнились. Здесь было обычным и дружба, и родство, и предательство, и вражда.

Ни одна из этих гипотез до сих пор не доказана. Мы можем сказать только одно, что этот человек был очень образованным, знающим историю русских князей, прекрасно владеющий образным и выразительным словом, прекрасно разбирающийся в воинском деле. Кроме того он имеет своё мнение, так как не защищает местные интересы, не является идеологом князей и бояр, хотя, несомненно, человек очень образованный, следовательно, аристократ.

В конце изучения "Слова о полку Игореве" рекомендую провести урок-диспут на тему "Можно ли оправдать князя Игоря". Учащиеся произвольно делятся на две группы - "за" и "против". Дома они собирают аргументы, отвечая на вопросы листа "Задания для учащихся". Ниже вы найдёте как вопросы для учащихся, так и примерный конспект урока.

Небольшой тест, который я провожу в конце изучения "Слова о полку Игореве"

Познакомьтесь также с внеклассным мероприятием "Суд истории над князем Игорем Новгород-Северским"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

IV ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление патриотических чувств, гордости за достижения русской культуры разных веков.

— укрепление и расширение знаний о жанре оперы;

— развитие навыков сравнительного анализа литературного первоисточника и музыки оперы.

Учебно-дидактическое обеспечение:

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

· Какая особенность исполнения объединяет эти музыкальные фрагменты? В чём их схожесть?

· А чем они отличаются?

- Схожесть - в хоровом исполнении. Различие – в музыкальных образах: противопоставление различных образных сфер и, соответственно, в характере музыки.

- Почему оперу называют синтетическим жанром?

Ответы учащихся.

3. Работа по теме урока

В живописи поход князя Игоря на половцев изображали великие художники: Виктор Васнецов, Владимир Фаворский, Илья Глазунов, Иван Билибин. В своих героях художники подчёркивали лучшие нравственные качества.

Н. Рерих. Поход князя Игоря. 1942 г.


И. Билибин. Князь Игорь. 1929 г.

Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. Опера – это синтез слова, сценического действия и музыки.

Ария – законченный по построению сольный эпизод в опере, являющийся музыкальной характеристикой героя.

Либретто – литературный текст оперы, балета (музыкального спектакля).

Оперу завершили друзья и коллеги композитора - Н.А. Римский-Корсаков и А. Глазунов.

Опера включает в себя пролог и четыре действия. Пролог, I и IV действия происходят в старинном городе Путивле, II и III действия — в половецком стане.

Главные герои — князь Игорь, его жена Ярославна, сын Владимир – представляют в опере образы русских с положительной стороны. Есть в опере и отрицательные русские персонажи - Владимир Галицкий (брат Ярославны), скоморохи Скула и Ерошка. Русской сфере в опере противостоят образы половецкого стана — грозный хан Кончак и его дочь Кончаковна.

А. Бородин проявляет себя в опере как великий мастер музыки Востока - роскошной, многозвучной и богатой. Если музыка русских основана на песенных интонациях, то восточная связана с танцевальными огненными ритмами.

3) Сольные номера оперы

Ярко и выпукло обрисованы в опере главные её персонажи. Как обычно в оперном жанре, музыкальная характеристика героев осуществляется в сольных номерах – ариях, ариозо, каватинах.

А) Музыкальный образ князя Игоря

Князь Игорь – главное действующее лицо оперы – получает многогранную характеристику уже в Прологе, где он обращается к своему войску:

Идём на брань с врагом Руси!

Идём на ханов половецких!

Но, взглянув на солнце в это день,

Подивился Игорь на светило:

Середь бела дня ночная тень

Ополченья русские покрыла…

Вспала князю эта мысль на ум –

Искусить неведомого края,

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом,

С вами, братья, голову сложить

Дурное предзнаменование небес сбылось: поход оказался неудачным, дружина Игоря после трёх дней неравной битвы была разбита, а сам Игорь оказался в плену у половцев.

а) Слушание арии Князя Игоря

Ни сна, ни отдыха измученной душе,

Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,

Всё прошлое я вновь переживаю

Один в тиши ночей.

И божья знаменья, угрозу

И бранной славы пир весёлый.

Мою победу над врагом

И бранной славы горестный конец,

Погром и рану, и мой плен,

И гибель всех моих полков,

Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё - и честь моя, и слава,

Позором стал я земли родной.

Плен, постыдный плен —

Вот удел отныне мой,

Да мысль, что все винят меня.

Однако военное поражение не сломило дух Игоря. Не случайно его главная ария – своеобразный музыкальный портрет – звучит во втором действии, когда Игорь уже находится в плену. Замечательные свойства его натуры – бесстрашие, мужество, воля к свободе – раскрываются в арии с полной силой, рисуя образ человека глубоко незаурядного, подлинного национального героя.

О, дайте, дайте мне свободу,

Я свой позор сумею искупить.

Спасу я честь свою и славу,

Я Русь от недругов спасу.

б) Работа над нотным примером

Нотный пример 41 представляет собой важнейшую тему из арии Игоря. Ария выражает тяжёлые мысли князя в половецком плену. Это — тема свободы. Её смелый благородный характер создают гордая мелодия, многозвучные аккорды аккомпанемента, громкая динамика, подвижный темп.

в) Лирическая часть арии Игоря

И рядом с этим бесстрашием, несгибаемым мужеством, вызывающим восхищение даже у врагов, обнаруживается другая – нежная, лирическая – сторона его натуры. Она связана с обращением к Ярославне, милой далёкой подруге, которая единственная только и способна понять и простить князя.

(Обращаясь к Ярославне): Ты одна голубка-лада,

Ты одна винить не станешь,

Сердцем чутким всё поймешь ты,

Всё ты мне простишь.

Лирический раздел арии поднимает образ Игоря на новую высоту подлинной человечности: мы видим не плакатного героя, неустрашимого и безудержно смелого, а живого человека, страдающего и тоскующего.

г) Работа над нотным примером

Нотный пример 42 также, как и предыдущий пример, демонстрирует значимую тему из арии. Эта вторая тема контрастна первой — это тема любви Игоря к Ярославне. Она звучит в среднем разделе арии.

Певучую мелодию сопровождают широкие арпеджио аккомпанемента. Музыка звучит в сдержанном темпе, тихой динамике, в мажорном ладу. Мысль о Ярославне — светлый эпизод в тяжёлых мыслях Игоря.

Впоследствии тема любви прозвучит и в партии Ярославны: в плаче из IV действия в этой мелодии она мысленно обращается к Игорю.

Б) Музыкальный образ хана Кончака

И в то же время он способен проявить великодушие и восхищение мужеством князя Игоря. Умение по достоинству оценить высокие качества противника придают образу Кончака бóльшую объёмность: перед нами не просто коварный и своенравный восточный владыка, но умный и по-своему тонкий человек, способный на благородные поступки.

а) Слушание арии Кончака


Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!

(Князь Игорь:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.)

Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын - с тобой, дружина - тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.

К. Коровин. Эскиз костюма Кончака. 1909 г.

б) Работа над нотным примером

Нотный пример 43 — это одна из тем арии Кончака, её средний раздел. Образ Кончака противопоставлен образу Игоря. Если Игорь благороден, серьёзен, строг, мудр, то Кончак характеризуется как необузданная, своевольная натура. Крайние разделы арии Кончака посвящены воспоминаниям о битве, в которой победили половцы. В них как будто слышен топот коней, азарт схватки.

В среднем разделе изображены царственные, барские черты облика Кончака. В важной, горделивой музыке хан предлагает князю Игорю дружбу. Малоподвижная мелодия в медленном темпе звучит в низком регистре у баса — тембр голоса Кончака.

В) Музыкальный образ Ярославны

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.

Рефрен:
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.

Я омою князю раны на его кровавом теле.

б) Работа над нотным примером

Нотный пример 44 — плач Ярославны. Учитель рассказывает, что образ Ярославны обрисован в опере многогранно. В I действии у неё есть небольшой сольный номер, ариозо, посвящённое настроению ожидания Игоря. Ариозо имеет довольно спокойный характер, Ярославна ещё не знает о проигранной битве и плене. В плаче из IV действия настроение другое — Ярославна скорбит, предаётся горестным чувствам.

Плач — жанр бытовой народной поэзии, лирико-драматическая импровизация в стихах, связанный, преимущественно, с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью. Плач известен в русской обрядовой (голошение) и бытовой народной поэзии с глубокой древности.

Обе песни соответствуют по содержанию теме нашего урока и посвящены Родине.

По жанровым признакам песни разнообразны. Первая — гимн светлого торжественного характера с одноголосным запевом и двухголосным припевом.

(Вся песня исполняется хором.)

(Для выразительности и задушевности пения рекомендуется исполнять песню сольно или малыми группами, так как в песне шесть куплетов, в исполнении будет задействовано много учеников.)

5. Подведение итогов: Музыкальная драматургия оперного жанра

В опере огромное выразительное значение имеет не только музыкальное развитие внутри отдельных номеров, раскрывающее различные стороны характера героев или движение внутри массовых сцен, но и распределение номеров во времени, их последовательность, контрастное или неконтрастное сопоставление. В этом проявляет себя крупномасштабное музыкальное мышление создателей оперы, стремящихся к достижению целостности как на уровне отдельного образа, так и на уровне всей оперной формы.

И в результате перед нами открывается широкая и полная неисчерпаемых богатств музыкальная картина, дающая высокое обобщение избранного сюжета. Мы постигаем его не только в цепи определённых событий, которые можно пересказать словами, но как эмоционально насыщенное повествование, где глубоким сопереживанием охвачено всё – от человеческого поступка до картины природы. И сколь бы далеки ни были исторические события, о которых повествует нам опера, мы переживаем их как реальные, сегодняшние благодаря тому чудесному воздействию музыки, что приобщает нас к их жизненному, всегда современному смыслу. Ведь и сегодня жизнь требует от нас незаурядного мужества и бесстрашия, и сегодня, как и в былые времена, мы тревожимся о наших близких и оплакиваем погибших. Всем нам небезразлична судьба страны, в которой мы живём.

6. Рефлексия. Вопросы и задания


1) Оформите записи в рабочей тетради по теме урока как показано в рамке:

А́рия — законченный вокальный номер в опере, исполняемый главным героем в сопровождении оркестра.

Ария выражает характер или состояния героя, раскрывает его роль в развитии сценического действия.

2) Продумайте ответы на следующие вопросы, запишите ответы в тетради:

· В каких сольных жанрах раскрываются характеристики главных героев оперы?

· Что явилось дурным предзнаменованием небес, предвещавшим неудачный поход Князя Игоря?

· Сломило ли военное поражение дух Игоря?

· В какой момент действия оперы звучит ария князя Игоря?

· Определите главенствующий музыкальный образ в Арии князя Игоря.

· Каким становится образ в музыкальной теме "Ты одна голубка-лада. "?

· Какой музыкальный признак связывает образ Ярославны с образом князя Игоря в их сольных номерах?

· К каким человеческим качествам обращена музыка оперы Князь Игорь?

3) Сфотографируйте или отсканируйте рабочую тетрадь с записями по теме урока и отправьте файл через форму обратной связи: E - mail учителя или dnevnik . ru .


4) Разучите песню (обязательно!).

По желанию, для получения дополнительной оценки за пение

Запишите своё исполнение песни (1 - 2 куплета) на диктофон или видео и отправьте через форму обратной связи. Песню для записи можно выбрать одну из двух.

Критерии оценки пения:

1. Чистота интонации (попадание во все ноты в пределах диапазона выбранной песни).

2. Ровность звучания отдельных нот (ноты, особенно долгие должны звучать ровно, без отклонений от правильной высоты).

2. Какие последствия для Руси имела феодальная раздробленность?

3. Какие письменные исторические источники времен феодальной раздробленности вы знаете? (“Слово Даниила Заточника”)

III. Слово учителя истории:

– Девять веков прошло со времени создания поэмы “Слова о полку Игореве” – великого памятника древнерусской литературы. Но и сегодня не ослабевает интерес к его подлинному тексту. К этому произведению обращаются музыканты, художники, поэты: А.П. Бородин – опера “Князь Игорь”, А.С.Пушкин – поэма “Руслан и Людмила”, К.Ф.Рылеев – поэма “Мстислав Удалой”…

– В чем исторический смысл и значение поэмы?

– Какие идеи воспевает автор?

– О чем повествует это произведение?

Слово учителя литературы:

– “Слово…” состоит из вступления, трех частей и концовки.
Во вступлении автор вспоминает вещего Бояна, прославляющего в своих песнях подвиги русских князей. Обратите, ребята, внимание на картину В.М.Васнецова “Баян”. Автор “Слова…”, стремясь передать людям суровую правду, излагает события по-своему.
В I части изображены две битвы Игоревой дружины с половцами.
Во II части Киевский князь Святослав горько сетует на своих младших двоюродных братьев – Игоря и Всеволода.
В III части – “Плачь Ярославны”; концовка – Игорь бежит из плена.

Слово учителя истории:

– Летопись сообщает, что 23 апреля 1185 года князь Новгород-Северский – Игорь Святославович с небольшим войском вышел в поход на половцев, которые совсем недавно стали соседями Киевской Руси. По дороге к нему присоединился со своим отрядом его брат Всеволод Святославович. За год до этого Игорь и Всеволод уклонились от участия в походе, предпринятом их двоюродным братом Великим князем Киевским Святославом Всеволодовичем (1184 год – разгромил половецкие войска и взял в плен Хана Кобяка).
Раздосадованный чужой удачей Игорь и Всеволод задумали свой собственный поход.
В “Слове” об этом сказано так:
“Помужествуем сами. Прошлую славу сами похитим, а грядущую сами поделим!”
Время выступления было выбрано не случайно: 23 апреля – день памяти покровителя воинства Святого Георгия Победоносца. (Игорь при крещении – Георгий; надеялся на помощь Святого покровителя.)

И тогда Игорь
Изострил он мужеством сердце,
Ратным духом исполнился,
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.

– Какие образы использует автор поэмы, описывая начало сражения?

– Слушая эти строки, можем ли мы с вами предугадать исход этой битвы?

Слово учителя литературы:

– Язык русский за девять веков во многом изменился. Но торжественная напевность речи, яркая образность, доброта автора понятны нам. Создатель поэмы с большим мастерством применил образные средства устного народного творчества, близкой ему по духу.
Да, ребята, вы оказались правы, все предвещало плачевный исход сражения.
Русские воины сражались храбро, мужественно, но силы были неравные. Смогли пробиться и уйти на Русь лишь несколько всадников. Полегли русские воины на поле половецком.
В.М.Васнецов сопереживает это событие с автором “Слова о полку Игореве”.

А такого боя не слышано:
От раннего утра и до вечера,
От вечера до света
Летят стрелы каленые, сабли о шлемы гремят,
Копия трещат булатные
В поле незнаемом,
Среди земли половецкой…
Бились так день,
Бились другой,
А к полудню на третий день –
Пали знамена Игоревы…
И вина кровавого тут недостало;
Тут пир докончили
Храбрые русичи;
Сватов напоили,
А сами полегли
За землю русскую.

– В.М. Васнецов решает изобразить не ожесточенную схватку русских с половцами, а торжественное скорбное безмолвие, наступившее после побоища, когда сгустились сумерки над полем битвы.
Разлилась тоска по русской земле, никнет трава от жалости, а кроваво-красная Луна медленно всплывает в потемневшем небе. На фоне подернутого сизыми тучами неба яростно бьются степные орлы, взмахом могучих крыльев и клекотом нарушая скорбную тишину родной земли после Игорева побоища.
Автор “Слова” горько упрекает Игоря, “пересевшего из золотого княжеского седла в седло холопа-пленника”.

– А теперь обратимся к следующей части “Слова…”, которую вы назовете сами, показав знания по изучаемой теме.

IV. Интеллектуальную разминку проводит учитель истории:

“. Характер хозяйства на Руси во время феодальной раздробленности? (Натуральное)
З. Когда произошло Крещение Руси? (988 г.)
О. Княжение Вл. Мономаха в Киеве? (1113–1125 гг.)
Л. Распад Руси на самостоятельные княжества? (Начало XII в.)
О. Первое упоминание о Москве? (1147 г.)
Т. Поход князя Игоря Старого за данью в Древлянские земли? (945 г.)
О. Земельные владения за службу и на время службы? (Поместье)
Е. Княжение Ярослава Мудрого в Киеве? (1019–1054 гг.)

С. Княжение Владимира Святославовича? (980–1015 гг.)
Л. Племена кочевников, разоривших русскую землю с юга-востока? (Половцы)
О. “Русская правда” – сборник законов? (1072 г.)
В. Форма государственной власти в Новгородской земле? (Республика)
О. Религия, принятая на Руси в 988 году? (Христианство)
”. Глава русской церкви? (Митрополит)

V. Учитель литературы читает “Золотое слово” Святослава

И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
“О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
А ведь было время – без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
“Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую”.
Диво ль старцу – мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Вы, князья Мстислав и буй Роман!
Вы, князья буй Рюрик и Давид!
Ярослав, князь Галицкий!
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!

VI. Беседа

– В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода?

– С каким призывом обращается Святослав к князьям?

– На какую главную помеху в деле защиты Руси указывал автор?

– Какие чувства у вас вызывает Игорь? Как бы вы охарактеризовали князя?

VII. Слово учителя литературы:

– А в это время с путивльской стены Ярославна зовет Игоря, как “Зегзица” (кукушка), обращается к ветру, Днепру и солнцу с просьбой вернуть ей мужа.

– С каким жанром перекликается плач Ярославны? (Обратите внимание на повтор.)

– Какие чувства вызывает у вас плач?

– Но слова Ярославны – не только плач, а и заклинание. Доверие, надежда на справедливость природы слышатся в её голосе. По глубине чувства, по задушевности и мелодичности плач близок к лирической народной песне. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушились ужасами войны. Тоскуя о любимом муже, она сокрушается и о его храбрых воинах – стойких защитниках родины.

VIII. Плач Ярославны читает ученица 9 класса:

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
“Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь”.
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?”
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
“Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?”

IX. Слово учителя истории:

– Какие идеи воспевает автор “Слова…”?

– В чем исторический смысл, значение поэмы?

Вывод: Потери, горе, несчастье, вскрылись самые тяжелые раны государственного устройства – раздробленность, разобщенность, это повторяется и в наши дни.
“Слово…” созвучно и с современными чаяньями людей. Оно не потеряло значимость и в наше время.

– Как перекликается содержание поэмы с событиями наших дней?

Слово учителя литературы:

На уроках литературы мы не раз еще вернемся к разговору о таких художественных произведениях,

. В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно.

X. Задание на дом

– Написать рассказ от имени очевидца о тех событиях, которые описаны в “Слове…”. Отразите в рассказе свое отношение к происходившему.

План урока:

Краткий обзор древнерусской литературы и ее жанров

Со временем на почве религиозной литературы в русской культуре под влиянием фольклора, преодолев строгие церковные каноны [1] , возникает оригинальная духовная и историческая национальная литература, в которой развиваются жанры жития, летописи, поучения, слова, хождения, воинские повести и др.

В отличие от западноевропейской средневековой литературы, истоками для которого было античное творчество, древнерусская литература создавалась не для развлечения читателя, ее целью была духовно-просветительская миссия. Главной темой произведений древнерусской литературы был поиск смысла жизни человека, также основными темами были прославление Родины и ее защитников, осуждение раздоров, вредящих устоям государственности, вера в торжество добра.

Древнерусская литература развивалась в непростых условиях, Киевская Русь в беспрерывных войнах постоянно отстаивала свою независимость, после правления Ярослава Мудрого началась раздробленность и княжеская междоусобица. Временем была продиктована потребность в произведениях патриотической направленности.

Древнерусская рукописная книга

История открытия литературного памятника, историческая основа сюжета, проблема авторства

Известный коллекционер древних рукописей А.И.Мусин-Пушкин, работая в архивах Спасо-Ярославского монастыря, в 1792 г. обнаружил уникальный список XVI в. (рукописную копию) древнего манускрипта [6] . Само произведение, по мнению исследователей, было создано в XII в. По повелению Екатерины II для нее была сделана копия, а в 1800 г. был опубликован первый перевод рукописи. В 1812 г., во время нашествия Наполеона в Москву, список XVI в. погиб в пожаре вместе со всем книжным собранием Мусина-Пушкина, поэтому материалом исследования для историков, литературоведов и лингвистов остались тексты первого издания и Екатерининской копии.

Автором мог быть и монах-летописец или грамотный дружинник. Но вряд ли воин мог быть столь начитанным и обладать литературным талантом. А летописцы, хотя были очень образованными людьми, в летописях использовали иной стиль изложения событий, не столь поэтический.

Первая часть посвящена походу Игоря, который начинается с картины затмения солнца, что считалось грозным знамением, но Игорь игнорирует это. Первая битва завершается победой Игоря. Автор восхищается дружиной Всеволода и бескорыстием Игоря, который из всей добычи берет себе лишь знамена и оружие. Вероломные кочевники настигают дружину и нападают ночью. К полудню третьего дня боя русское войско было разгромлено половцами, князя Игоря пленяют.

Третья часть начинается с плача Ярославны о воинах дружины мужа, говорится о судьбе плененного Игоря. В заключительной части рассказывается о побеге Игоря из плена и его приезде в Киев.

Образы русских князей Игоря и Всеволода

В образе князя Игоря изображен человек, одержимый жаждой подвига и славы, он дерзок и безудержен. Ему не хватает рассудительности и политической зрелости. Он храбрый воин и готов сложить голову вместе со своими дружинниками. Осознав, какую страшную цену он заплатил за свое тщеславие,Игорь после половецкого плена едет к отчему престолу в Киев, как и библейский блудный сын. И за это раскаяние ему в конце поется слава.

Образы природы. Плач Ярославны

Природа сочувствует героям, пытается им помочь. Сами герои изображаются как часть природы, они сравниваются с птицами и зверями: туром, кукушкой, волком, соколом, горностаем. Образ русской природы и герои воспринимаются как единое целое.

С природой связано языческое восприятие мира. Ярославна, плача, ищет у заступницы природы помощи, взывает к ветру, солнцу, Днепрус просьбой пощадить дружинников князя Игоря. Стоя на крепостной стене в Путивле, она представляет себя кукушкой, которая полетит на поле брани к Каяле-реке и утрет кровавые раны милому мужу.

Словарь

1. Канон – обязательные правила в православной церкви

2. Канонизированный – причисленный церковью к лику святых

3. Паломник – человек идущий на богомолье к святым местам

4. Игумен – настоятель монастыря

5. Митрополит – высший духовный сан в христианстве

6. Манускрипт – древний рукописный текст

7. Реконструкция (текста) – воссоздание, восстановление первоначального источника

Читайте также: