Конспект занятия праздники россии подготовительная группа

Обновлено: 08.07.2024

Цель: формирование уважительного отношения к традициям русского народа.

— формировать дифференцированные представления о языческих и христианских праздниках русского народа;

— воспитывать интерес к традициям русского народа;

— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Дети. Мы можем придумать рассказы, нарисовать рисунки, сделать аппликацию, вспомнить и записать игры, приметы, пословицы и поговорки, подобрать фотографии.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно предложили. Но чтобы наша газета получилась интересной, красивой, полезной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о русских народных праздниках. Какие народные праздники вы знаете?

Дети. Масленица, праздник Ивана Купалы, Рождество, Пасха, Троица.

Воспитатель. Молодцы, ребята, много праздников вспомнили. Наши предки умели не только хорошо работать, но и отдыхать, веселиться. С чем в их жизни были связаны такие праздники, как Масленица, праздник Ивана Купалы, Капустки, Сороки?

Дети. С проводами зимы, встречей весны, наступлением лета, зимы.

Дети. Этот праздник был очень веселым, он продолжался целую неделю: люди веселились, ели вкусные блины.

Воспитатель. Ребята, с чем в жизни русских людей был связан этот праздник?

Дети. С проводами зимы, приходом весны.

Воспитатель. Каждый день Масленицы носит свое название. Как назывался первый день этого праздника?

Воспитатель. Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни, поздравляли с праздником. Накануне первого дня хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с давних времен: так наши предки-славяне отмечали приход весны. Символом чего был блин?

Воспитатель. Правильно. Из чего пеклись блины?

Дети. Из муки, молока, яиц.

Дети. Пекли очень много блинов. И ели их в большом количестве.

Воспитатель. Да, блинов пекли горы, так как съедалось их неимоверное количество. Как назывался второй день Масленицы?

Воспитатель. Почему так назвали этот день?

Дети. В этот день строили снежные крепости, катались с гор, играли в игры.

Воспитатель. Какое название было у третьего дня праздника?

Воспитатель. Почему этот день называли так?

Дети. В этот день все ходили в гости друг к другу, угощались блинами.

Воспитатель. Как называли четверг?

Воспитатель. Почему его называли так?

Дети. Потому что в этот день веселились больше всего.

до вечера. Пятница и суббота были днями посещения родных. Воскресенье — Прощеный день. Как вы думаете, почему он так называется?

Дети. В этот день все просили прощения друг у друга.

Воспитатель. Да, в этот день было принято просить прощения за свои плохие поступки перед родными и близкими. Последний день был днем проводов зимы: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так старались помочь солнцу растопить снега, прогнать зиму. После этого все начинали водить хороводы, играть в игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну из игр.

Чтобы не погасло.

Едут там трубачи

Погляди на небо:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Воспитатель. Праздники в жизни русского народа были связаны не только с природными изменениями, но и с их верой в Бога. После крещения Руси киевским князем Владимиром люди стали отмечать церковные (божественные) праздники. Какие церковные праздники вы знаете?

Дети. Рождество, Пасха, Троица.

Воспитатель. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Пасха считается самым главным церковным праздником. Как отмечали русские люди Пасху?

Дети. Красили яйца, пекли куличи.

Воспитатель. На Пасху красили и расписывали яйца, пекли куличи, дарили их родным и близким, желая счастья. Еще один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников — Рождество. Как его отмечали?

Дети. Готовили вкусную еду, ходили в церковь, обменивались подарками.

Воспитатель. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет, как Рождество. В этот праздник люди не работали, ходили в церковь, готовили вкусную еду, славили будущий урожай. Существовал обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, пели песни, поздравляли хозяев с Рождеством и желали им всего самого лучшего. Поздравляли специальными песенками. Как они назывались?

Воспитатель. Правильно, они называются колядками, отсюда — колядовать. На Рождество пели веселые песни, плясали, играли в игры. Предлагаю поиграть в одну из таких игр.

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Воспитатель. Молодцы, ребята, много игр, поговорок, закличек, связанных с русскими народными праздниками, вы сегодня вспомнили. Все ваши рассказы, которые мы поместим в нашу газету, я записала на диктофон. Сегодня после сна мы с вами отберем рисунки, фотографии для оформления газеты, подумаем, как красиво их разместить. Думаю, что у нас с вами получится замечательная газета, которая будет радовать и взрослых и детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеурочного занятия

Цель занятия: познакомить детей с праздниками России, с их классификацией

Задачи занятия:

расширение кругозора, используя материалы познавательного характера

классифицировать праздники как государственные, народные и профессиональные

воспитание патриотизма и любви к своей Родине

формирование умения работать в группе

Оборудование: средства ИКТ; презентация; раздаточный материал (для работы в группе); коробочка; карточки с названиями праздников; карманные календари; волшебный мешочек

- Доброе утро, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

- Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к работе?

- Предлагаю вам отгадать этот ребус. Отгадав его, вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

hello_html_720b8343.jpg

- Какое слово зашифровано?

- Давайте подумаем, что есть праздник?

- Как вы думаете: много ли у нас праздников? Давайте их назовём. (учитель записывает на доске, деля на 3 группы: народные, профессиональные, государственные )

- Как вы думаете, почему я разделила праздники на 3 группы?

- Верно, церковные, профессиональные, государственные.

- И мы назвали не все праздники. Их великое множество: и Валентинов день, и последний звонок, День Матери, день космонавтики и многие другие.

Работа в группах

- Задание по группам. Распределить праздники по группам:

27 августа – День Кино;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта – Международный женский день;

12 июня - День России;

29 ноября – День Матери;

18 марта – День работников торговли;

15 мая – Международный день семьи;

7 мая – День радио

24 мая – День славянской письменности и культуры;

1 мая – Праздник Весны и труда;

12 апреля – День Космонавтики;

18 мая – Международный День Музеев;

1 сентября – День Знаний;

22 августа – День Государственного флага России;

28 мая – День пограничника;

27 марта – Международный день театра

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.

9 мая – День Победы;

1 апреля – День смеха;

12 декабря – День Конституции;

30 апреля – День Пожарной Охраны;

1 июня – Международный день защиты детей;

5 октября – День учителя;

1 октября – Международный день музыки

- Прочитайте, как вы распределили праздники?

- О каких праздниках вы узнали впервые?

- Где мы можем узнать о дате праздника, как он называется? Как в календаре обозначаются праздники?

На зарядку становись

Вверх рука, другая вниз!

Делаем быстрей движенья.

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся.

- Возвращаемся к нашим праздникам

- В настоящее время в России отмечаются восемь государственных праздников. Разберем их подробнее.

Работа по следующему принципу: ученик вытаскивает карточку, читает название праздника, кратко рассказывает, что он нем знает (приветствуются дополнения других учеников). Затем учитель обобщает ответ ученика.

1. 1 января – Новый год

России Новый год официально утвердил в 14 веке Иоанн Васильевич Третий, его датой стало 1 сентября. Причиной этому послужило то, что в этот день на Руси собирали все пошлины, оброк и другие, существующие в то время налоги. Последний раз 1 сентября Новый год отметили в 1698 году. А в 1699 г. Петр I своим указом назначил новую дату празднования Нового года – 1 января.

2. 7 января - Рождество Христово

В России традиция праздновать Рождество соответствует дате юлианского календаря - 7 января, католическая церковь, отмечает его 25 декабря по григорианскому летоисчислению.

3. 23 февраля – День Защитника Отечества

4. 8 марта – Международный женский день

В России женский день впервые отпраздновали в 1913 году в Санкт-Петербурге. А уже на следующий год Международный женский праздник официально получил свою дату – 8 марта. Сегодня, отмечая это торжество, мы в первую очередь чтим женскую сущность, показываем, как ценим и любим их, любим по-разному: как жену, как мать, дочь, подругу и др.

5. 1 мая – День весны и труда

6. 9 мая – День Победы

Этот воистину великий день занимает особое положение над всеми остальными праздниками. Это и радость, и грусть одновременно. 9 мая 1945 года советские войска прекратили кровавую эпопею фашистской Германии и водрузили красный флаг над Рейхстагом. Это воистину самое значимое и торжественное событие в современной истории России. Именно поэтому этот праздник, никогда не станет мене значимым, и каждый год его с широким размахом отмечают по все стране. Школьники, студенты, рабочие - все выходят в этот день на улицу, чтобы отдать дань тем ветеранам, которые ещё есть с нами и чтобы возложить цветы на вечный огонь тем, кто не вернулся с войны домой. С каждым годом тех, кто сражался за нашу мирную жизнь становиться все меньше.

7. 12 июня – День России

8. 4 ноября – День народного единства

- Теперь переходим к народным праздникам. Народные праздники определялись знаменательными датами солнечного календаря. Эти дни являлись вехами смены времен года, а так как силы природы в древности одушевлялись, то праздничные дни встречали и провожали закличками, песнями, играми, обрядами. Праздники отличали всем селом, все вместе.

1. Масленица

Праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой.

Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми.

4. Рождество

По народному календарю, этот день являлся днем зимнего солнцеворота, когда начиналось пробуждение солнца после его длительного зимнего сна.

- Положите перед собой карманный календарь. Рассмотрите его и скажите, какие праздники там отмечены?

- А где можно узнать даты народных и профессиональных праздников?

- Об этих праздниках мы узнаем из средств массовой информации: телевидение, радио, газеты, интернет. А еще из отрывного календаря.

нод

Вызвать чувство восхищения красотой и разнообразием природы России.

Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России.

Материал:

Словарная работа:

Родная, могучая, большая, огромная.

Методы и приемы:

Рассказ воспитателя, беседа, вопросы, показ презентации.

Ход НОД

Воспитатель – Скажите , кто из вас знает как называется наша страна?

Дети - Россия

Воспитатель - правильно, Россия, а как называются люди, населяющие эту

Дети - Россияне!

Воспитатель - Наша страна – большая и красивая страна. (Слайд № 2).

Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря,

пересекает Балтийское и доходит до Черного моря. Южная граница России

проходит от берегов Черного моря до побережья японского моря. Большую

часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят

в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова).

Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана:

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом на слайде № 2

(воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя!). Слайд № 3

Горы снежные вершины

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя!). Слайд № 4

Где поля и степь без края, Слайд № 5

На цветах блестит роса. Слайд № 6

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя!) Слайд № 7

Лес, как царство Берендея, Слайд № 8

В нем живут медведь, лиса. Слайд № 9

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя!). Слайд № 10

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега. Слайд № 11

А на юге—море, солнце.

(Это Родина моя!). Слайд № 12

Где город города прекрасней

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – Белый, синий, красный,

(Это Родина моя!). Слайд № 13

Воспитатель сопровождает чтение показом слайдов, по теме каждого

четверостишия. Обращает внимание детей на величие России, ее богатства.

Просит детей подобрать слова, характеризующие Россию ( красивая,

бескрайняя, богатая, могучая, сильная).

Воспитатель – Ребята, а как называется столица нашей Родины?

Воспитатель – Правильно, Москва – столица нашей Родины. Слайд № 14.

Слайд № 15 Воспитатель сопровождает показ рассказом: «Кремль – это

находятся старинные соборы – Успенский ( Слайд № 16), Архангельский (

Слайд № 17), Благовещенский (Слайд № 18).

В Кремле расположена резиденция Президента России ( Слайд № 19).

Воспитатель – А кто является Президентом России? Слайд № 20. Главные

праздники в России принято отмечать на Красной площади. (Слайд № 21).

Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраивают военные парады,

концерты. Слайд № 22, № 23.

На Красной площади расположены известные всему миру собор Василия

Блаженного ( Слайд № 24), Исторический музей (Слайд № 25), Мавзолей

В.И. Ленина ( Слайд № 26), памятник Минину и Пожарскому ( Слайд № 27).

В память о погибших в Великой Отечественной войне в Александровском

саду был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата (Слайд №

В Москве находятся органы государственной власти, живет президент.

Москва является столицей России. Основателем Москвы был

Воспитатель – Ребята, а знаком вам это село? ( Слайд № 30).

Дети – Да, это село где мы живем.

Воспитатель – Как называется наше село?

Воспитатель –наше родное село , где мы живем, ходим в детский сад,

гуляем с друзьями во дворе. Родное село – это наша малая Родина.

Воспитатель – Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети – о Родине, о России, о Москве, о родном селе.

Воспитатель – Благодарю вас за активную работу. Я считаю, что именно

такие чудесные ребята должны жить и учиться в великой и гордой стране –

НОД :

Цель:

Совершенствовать знания детей о России.

Задачи:

Формировать представления детей о том, что наша огромная,

многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней

Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, её

Вызвать чувство восхищения красотой и разнообразием природы России.

Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России.

Материал:

Словарная работа:

Родная, могучая, большая, огромная.

Методы и приемы:

Рассказ воспитателя, беседа, вопросы, показ презентации.

Ход НОД

Воспитатель – Скажите , кто из вас знает как называется наша страна?

Дети - Россия

Воспитатель - правильно, Россия, а как называются люди, населяющие эту

Дети - Россияне!

Воспитатель - Наша страна – большая и красивая страна. (Слайд № 2).

Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря,

пересекает Балтийское и доходит до Черного моря. Южная граница России

проходит от берегов Черного моря до побережья японского моря. Большую

часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят

в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова).

Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана:

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом на слайде № 2

Беседа в детском саду в старшей группе на тему: Праздники России

❀ Посмотри на картинки и назови знакомые тебе праздники. В костюмы каких сказочных героев нарядились ребята на новогоднем празднике?



Какие бывают праздники?

Праздники бывают самые различные:

Шумные, весёлые, даже необычные.

Детские и взрослые, добрые и славные,

А бывают праздники для России — главные.

Все мы любим праздники. Взрослые и дети ждут их с нетерпением. У каждого человека бывают свои знаменательные дни: день рождения, именины. Есть праздники религиозные. Это Рождество, Крещение, Пасха, Троица и многие другие. У людей разных профессий есть свои особые праздники, например, День милиции, День космонавтики, День строителя. У тех, кто учится, тоже есть свой праздник — 1 сентября, День знаний.

Но есть праздники самые важные, их отмечает вся наша страна. Обычно эти праздничные дни бывают выходными. Такие праздники называют государственными. К ним относятся следующие праздники: День народного единства, День Конституции Российской Федерации, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, День России, День Государственного флага Российской Федерации.


1. В нарядной коробке красив он и ярок,

Под ёлкой лежит новогодний . (подарок)

2. Мы пойдём на праздничный базар,

Купим там большой воздушный . (шар)

3. Огни взлетели там и тут —

Прекрасен праздничный . (салют)

4. Сверкают шары и игрушки

На ёлочке нашей всегда,

И ярко, на самой верхушке,

Горит золотая . (звезда)

5. Красиво шагают шеренги солдат —

На Площади Красной военный . (парад)

6. В праздник по почте пришёл нам конверт,

А в этом конверте билет на . (концерт)

7. Праздник — ура! Развлекаться пора —

Пусть будет весёлой наша . (игра)

8. С хвостом, да не мышка,

Из бумаги, да не книжка.

Эта громкая игрушка

Предлагаем серию картинок - раскрасок с главными государственными праздниками России. Пусть все ваши праздники будут весёлыми, интересными и счастливыми!

Читайте также: