Конспект на тему обстоятельство
Обновлено: 06.07.2024
Обстоятельство в русском языке — это второстепенный член предложения, поясняющий сказуемое.
В составе предложения, как правило, имеются главные члены и второстепенные. Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, составляют его грамматическую основу. В предложении могут быть и другие члены:
Перечисленные члены предложения являются второстепенными. Если в предложении имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространенным.
Обстоятельство — второстепенный член предложения
В предложении обстоятельство чаще всего характеризует сказуемое. Понаблюдаем:
Бабушка нас навестит (когда?) сегодня (время).
Туристы идут (как?) гуськом по лесной тропе (образ действия).
У меня на глазах слезы выступили (почему?) от радости (причина).
Подружка пришла (с какой целью?) узнать задание на завтра (цель).
Мама очень (в какой мере?) сердита на кошку (мера).
К соседу нельзя идти (при каком условии?) без предупреждения (условие).
Несмотря на снег с дождем , (несмотря на что?) все равно гуляю с собакой (уступка).
Снег колет (подобно чему?), как иголкой , нос и щеки (сравнение).
Что выражает обстоятельство
Как видно из приведенных примеров, обстоятельство описывает
Обстоятельство может указывать на интенсивность или степень признака действия: в какой мере или степени совершается действие или проявляется признак, состояние предмета:
На этот раз я был (в какой степени?) совершенно спокоен на экзамене.
Мне немного (в какой мере?) жаль эту глупышку.
Настолько (в какой степени?) ярко сияет солнце, отраженное от снега, что невольно зажмуришься.
Определение
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, цель, условие, образ и степень действия, характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? зачем? почему? как? при каком условии? вопреки чему?
Как выражаются обстоятельства
Второстепенный член предложения обстоятельство выражается словами, принадлежащими к разным частям речи:
- рассказать весело ;
- идти пешком ;
- наелся вдоволь ;
- рассматривает неспроста ;
- слышалось оттуда ;
- откуда взялось;
- всегда радостный;
- относится по-всякому ;
- никогда не узнаем;
3. существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них
- сиять огнями ;
- рассыпалось крошками ;
- порвать от злости ,
- петь фальцетом ;
- растолочь в порошок ;
- в течение суток лил дождь;
- несмотря на темень , прогуляемся;
- говорил задыхаясь ;
- отворив дверь , вошел;
- стоял, облокотившись на перила ;
5. инфинитивом (неопределенной формой глагола)
- пришла развлекаться ;
- сел отдохнуть ;
- помчался увидеть ;
- с тех пор не виделись;
- несколько лет тому назад произошло;
- с того времени помним;
Что тут распаляешься во всю ивановскую ?
Девушка исписала всю тетрадь от корки до корки своими стихами.
От каких слов зависит обстоятельство
В предложении этот второстепенный член поясняет слова со значением действия, состояния, признака и обозначает различные условия ( время, место, причину, цель и пр.), при которых выполняется это действие или существует признак.
Обстоятельство зависит, в первую очередь, от глагола, а также от прилагательного или наречия, обозначая интенсивность признака:
- остановиться (с какой целью?) на отдых ;
- седой (в какой степени?) слегка ;
- чересчур (как? в какой мере?) быстро .
Виды обстоятельств
В связи с этим по значению различают следующие виды обстоятельств:
1. обстоятельства места
- спустился на санках (откуда?) с горы ;
- заходим (куда?) в лес ;
- плаваю (где?) в реке ;
2. обстоятельства времени
- приду (когда?) завтра ;
- выполню задание (когда?) вечером ;
- (с каких пор?) с детства не люблю манную кашу;
3. обстоятельства причины
- укололся (отчего?) сослепу ;
- делаю (по какой причине?) поневоле ;
4. обстоятельства цели
- пошел (с какой целью) проверить ;
- уехал (с какой целью?) навестить ;
- сказал (с какой целью?) назло .
5. обстоятельства образа действия
- петь (как?) громко ;
- идти (каким образом?) вдвоем ;
- подбодрить(как?) дружески ;
6. обстоятельства меры и степени
- весьма (в какой мере?) скудный запас;
- ответил чрезвычайно (насколько?) скованно;
- совершенно (в какой степени?) беззлобный ответ;
7. обстоятельства сравнения
- топорщится (подобно чему?) ёршиком ;
- лед обжигает, (подобно чему?) как огонь .
8. обстоятельства уступки
- несмотря на ливень , (несмотря на что?) сбегаю в магазин;
- невзирая на холодное утро , (невзирая на что?) отправлюсь на рыбалку;
- вопреки его совету , (вопреки чему?) сделаю по-своему;
9. обстоятельства условия
- имея палатку , (при каком условии?) остаемся ночевать у озера;
- останемся, (при каком условии?) при нежелании ехать .
Синтаксический разбор обстоятельства
План разбора
- второстепенный член — обстоятельство;
- вид обстоятельства по значению;
- определить, какой частью речи и в какой форме оно выражено.
Пример разбора обстоятельства
А в осенние дни в дом приносят яблоки из здешних садов (С. Гейченко)
В этом предложении укажем несколько обстоятельств:
- приносят когда? в осенние дни (= осенью);
- приносят куда? в дом;
- приносят откуда? из садов.
- В осенние дни — обстоятельство времени; выражено словосочетанием существительного в форме винительного падежа с предлогом и прилагательного.
- В дом — обстоятельство места; выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.
- Из садов — обстоятельства места, выраженное существительным в форме множественного числа родительного падежа с предлогом.
Видеоурок
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.
Дополнительная литература:
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.
2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.
3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.
Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.
Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.
Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.
Вернёмся к нашим предложениям.
Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.
Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?
Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.
К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет – дополнение.
Это хорошо видно в следующих предложениях.
В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.
На этом уроке мы выясним, на какие вопросы отвечают обстоятельства в предложении. Поговорим о типах обстоятельств. Научимся отличать обстоятельство от других второстепенных членов.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Обстоятельство. Основные виды обстоятельств"
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения – обстоятельством, изучим его виды, научимся отличать обстоятельство от других второстепенных членов предложения.
На уроке мы
Мы уже изучили такие второстепенные члены предложения, как дополнение (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей) и определение (второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? который? скольких? сколькими?).
Теперь нам предстоит узнать, чем отличается от них обстоятельство.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака. Обстоятельство отвечает на множество вопросов: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Второстепенные члены предложения
Обстоятельство может выражаться разными частями речи:
1. Существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Он жил (где?) в доме. Иван говорил о походе (как?) с радостью.
2. Наречием: Старик жил (как?) уныло. Спортсмен бежал (как?) быстро.
3. Местоимением-наречием: Обеспокоенный, он пошел (куда?) туда.
Обстоятельство выражается
4. Деепричастием: Усталый друг сидел (как?) сгорбившись. Ежиха лежала (как?) свернувшись,
5. Инфинитивом: После он вышел (с какой целью?) освежиться. Отец пришел (зачем?) узнать о поездке.
6. Деепричастным оборотом: Вьются над розами, (с какой целью?) собирая пыльцу, деловитые пчелы. Ольга спешила, (почему? по какой причине?) боясь опоздать на поезд.
Обстоятельство выражается
7. Фразеологическим сочетанием: Роман всегда вставал (когда?) ни свет ни заря. Он работал (как?) ни шатко ни валко. Дети слушали сказку (как? каким образом?) затаив дыхание.
Обстоятельство выражается
В русском языке очень много видов обстоятельств. Чтобы не ошибиться в определении вида обстоятельства, нужно знать, на какие вопросы они отвечают.
Виды обстоятельств
Виды обстоятельств и вопросы, на которые они отвечают:
1. Обстоятельство места отвечает на вопросы где? куда? откуда?
Мне прекрасно дышится (где?) здесь. Я ухожу (куда?) домой. Брат приехал (откуда?) из Владивостока.
Обстоятельство места
2. Обстоятельство времени отвечает на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
Мама встала (когда?) на рассвете. От брата нет вестей (с каких пор?) с весны. Я буду работать (до каких пор?) до вечера. Четыре долгих года (как долго?) длилась эта страшная война.
Обстоятельство времени
3. Обстоятельство образа действия, меры и степени отвечает на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько?
Отец посматривал (как?) грозно. Нам предложили вернуться (как?) пешком. Платок выгорел (в какой степени?) сильно. Он забыл все страдания (насколько? в какой степени?) совершенно.
Обстоятельство образа действия, меры и степени
4. Обстоятельство причины отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?
Я говорил (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от тяжкого горя. Он покраснел (по какой причине?) от стыда.
Обстоятельство причины
5. Обстоятельство цели отвечает на вопросы для чего? зачем? с какой целью?
Я сделал это (зачем? с какой целью?) для пользы семьи. Мы присели (зачем? для чего?) отдохнуть. Я пришел (с какой целью?) проведать больного.
Обстоятельство цели
6. Обстоятельство условия отвечает только на один вопрос: при каком условии?
Он просил навестить (при каком условии?) в случае необходимости. Озеро спокойно (при каком условии?) при отсутствии ветра. Плаванье состоится (при каком условии?) в случае готовности команды.
Обстоятельство условия
7. Обстоятельство уступки отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Мама выздоровела (вопреки чему?) вопреки прогнозам врачей. Команда (не смотря на что?), несмотря на плохие погодные условия, выиграла матч.
Обстоятельство уступки
Подведем итог:
- Сегодня на уроке мы изучили третий второстепенный член предложения – обстоятельство.
- Мы узнали, что это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака.
- Обстоятельство отвечает на множество вопросов: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?
3) использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.
4) развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение навыками смыслового чтения текста;
овладение логическими действиями сравнения и анализа;
умение работать в группе.
Предметные результаты:
понимание содержания прочитанных учебно-научных текстов и их устное воспроизведение;
использование приёмов работы с учебной книгой;
создание устных монологических высказываний;
умение находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).
Материально - техническое обеспечение.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
1. Практическое задание на известный материал. Синтаксический разбор предложения.
Рано утром, взяв ружьё и прихватив двух собак, я отправился в лес на охоту.
- Выполните синтаксический разбор предложения. ( сл.1)
2. Подводящий к теме диалог.
- Разбирая данное предложение, вы определили, что по наличию второстепенных членов оно распространенное. Какими второстепенными членами оно распространено?. (Обстоятельствами)
- Как вы думаете, случайно ли я подобрала такое предложение? О каких второстепенных членах предложения пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об обстоятельствах)
- Какова же тема сегодняшнего урока? (Обстоятельство) ( сл.2)
- Запишите тему урока в справочник.
- Каких целей вы должны будете достичь на сегодняшнем уроке? Что вы должны будете знать об обстоятельстве? (Что обозначает; на какие вопросы отвечает; к чему относится, чем может быть выражено, какие виды обстоятельств существуют, каким способом подчинительной связи может быть связано)
- А что вы должны будете уметь? (Находить обстоятельства в предложениях, определять их виды.
3. Работа над новым материалом. Практическая работа.
- Об обстоятельстве как второстепенном члене вы многое уже знаете из предыдущих классов? Поэтому я предлагаю вам практическую работу. Вы должны изучить эту тему, опираясь на ваши знания и умения, полученные в 5-7 классах, а также на материал, изученный в этом учебном году.
- Перед вами лежат листы. Выполнив задания, вы должны будете сделать выводы об обстоятельстве и его видах. Свои выводы записывайте на втором листе.
Задание: ( сл. 3)
- Работая с предложениями, определите, к чему относится обстоятельство, что обозначает, на какой вопрос отвечает, к какому виду относится, чем выражен, каким способом подчинительной связи связан.
Я весьма озадачена таким приемом. ( признак признака, в какой мере? мера, наречие, примыкание)
В лесу раздавался топор дровосека (признак действия, где? место, сущ. с предлогом, управление)
Мы вышли из дома ни свет ни заря. ( признак действия, когда? время, фразеологизм, примыкание)
От радости в зобу дыханье сперло. (признак действия, почему? причина, сущее. с предлогом, управление)
Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.( признак действия, зачем? цель, инфинитив, примыкание)
В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, маленький щенок. (признак действия, каким образом? образ действия, д/о, примыкание)
Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. (признак действия, как? сравнение, управление)
При старании вы сможете добиться больших успехов (признак действия, при каком условии? условие, управление)
Несмотря на усталость, спать не хотелось. (признак действия, несмотря на что? уступка, управление)
4 Формулирование выводов.( сл.4)
- Подведем итог вашему исследованию.
- Что обозначают обстоятельства? (признак действия или признак признака)
- К группе какого главного члена относятся обстоятельства? (к группе сказуемого)
- На какие вопросы могут отвечать обстоятельства? (в какой мере? где? когда? почему? зачем? как? каким образом? при каком условии? несмотря на что?)
- В зависимости от того, на какие вопросы отвечает этот второстепенный член предложения, выделяется несколько видов обстоятельств по значению. Сколько всего видов обстоятельств получилось? (9)
( сл. 5) - Назовите эти виды? (меры, места, времени, причины, цели, образа действия, сравнения, условия, уступки)
- ( сл. 6) Чем могут быть выражены обстоятельства чаще всего? (наречиями, существительными в косвенных падежах)
- Чем ещё могут быть выражены обстоятельства? (деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами)
- Что вы можете сказать о знаках препинания в предложениях, осложненных обстоятельствами, выраженными деепричастными и сравнительными оборотами? (они обособляются)
- А чем ещё иногда могут быть выражены обстоятельства? (инфинитивом, фразеологизмом)
- Каким способом подчинительной связи связываются обстоятельства? (примыкание или управление)
- Сделайте общий вывод об обстоятельстве как второстепенном члене предложения.
5. Закрепление изученного материала.
- А теперь давайте проверим на практике, как вы усвоили новый материал.
( сл. 7) 1. Найдите предложение с обстоятельством времени.
а) Мы очень устали.
б) Кругом кричали коростели.
в) Вчера я приехал в Тамбов.
г) Он изменился до неузнаваемости.
( сл.8) 2. В этом предложении есть обстоятельство цели.
а) Степаныч с утра отправился в лес поохотиться.
б) Сгоряча он не почувствовал боли.
в) Сенокос запоздал из-за дождей.
г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.
( сл.9) 3. В этом предложении есть обстоятельство места.
а) Я всегда много читал.
б) Всю дорогу мы шли пешком.
в) В один из таких дней мы отправились гулять.
г) В лесу раздавалось пение птиц.
( сл.10)4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства образа действия.
а) Рассказы эти были данью моему детству.
б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
в) Семен работал спустя рукава.
г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
( сл. 11) 5. Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.
а) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
в) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
- Подведем итог вашей работе. Оцените ее.
- Достигли ли вы цели находить обстоятельства в предложениях, определять их виды и способы выражения?
6. Роль обстоятельств в языке.
- Перед вами отрывок из текста.
- Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.
1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталину.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.
(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).
1) Утром в степи появились орлы.
2) Немного отдохнув, они поднялись с земли.
3) Орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) Под вечер они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, припоздав, шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, словно дозорные, осматривались вокруг.
7) Успокоясь, орлы вышли на открытое место.
- Какую же роль играют обстоятельства в нашей речи? (Делают ее более точной, конкретной, выразительной, яркой)
7. Подведение итогов урока.
– Сумели ли вы достичь поставленных в начале урока целей?
- Что такое обстоятельство?
- Сколько видов обстоятельств вы узнали? Какие?
– Чем оно может быть выражено?
– Какова роль обстоятельств в тексте?
8. Рефлексия.
9. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
( сл. 14) § 19, записи; упражнение 191.
Читайте также:
- Параграф 9 конспект темы понятия моральный выбор свобода 3 правила морального поведения стр 78
- Конспект на тему правильное питание 8 класс
- Знакомство с акварелью в старшей группе конспект занятия
- Конспект занятия в старшей группе по экологии получаем талую воду
- Конспект урока размножение водорослей 7 класс