Конспект на тему обстоятельство

Обновлено: 06.07.2024

Обстоятельство в рус­ском язы­ке — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щий сказуемое.

В соста­ве пред­ло­же­ния, как пра­ви­ло, име­ют­ся глав­ные чле­ны и вто­ро­сте­пен­ные. Главные чле­ны пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. В пред­ло­же­нии могут быть и дру­гие члены:

Перечисленные чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми. Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ство чаще все­го харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Понаблюдаем:

Бабушка нас наве­стит (когда?) сего­дня (вре­мя).

Туристы идут (как?) гусь­ком по лес­ной тро­пе (образ действия).

У меня на гла­зах сле­зы высту­пи­ли (поче­му?) от радо­сти (при­чи­на).

Подружка при­шла (с какой целью?) узнать зада­ние на зав­тра (цель).

Мама очень (в какой мере?) сер­ди­та на кош­ку (мера).

К сосе­ду нель­зя идти (при каком усло­вии?) без пре­ду­пре­жде­ния (усло­вие).

Несмотря на снег с дождем , (несмот­ря на что?) все рав­но гуляю с соба­кой (уступ­ка).

Снег колет (подоб­но чему?), как игол­кой , нос и щеки (срав­не­ние).

Что выражает обстоятельство

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, обсто­я­тель­ство описывает

Обстоятельство может ука­зы­вать на интен­сив­ность или сте­пень при­зна­ка дей­ствия: в какой мере или сте­пе­ни совер­ша­ет­ся дей­ствие или про­яв­ля­ет­ся при­знак, состо­я­ние предмета:

На этот раз я был (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но спо­ко­ен на экзамене.

Мне немно­го (в какой мере?) жаль эту глупышку.

Настолько (в какой сте­пе­ни?) ярко сия­ет солн­це, отра­жен­ное от сне­га, что неволь­но зажмуришься.

Определение

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет место, направ­ле­ние, вре­мя, цель, усло­вие, образ и сте­пень дей­ствия, харак­те­ри­зу­ет обыч­но ска­зу­е­мое и отве­ча­ет на вопро­сы: где? когда? куда? отку­да? зачем? поче­му? как? при каком усло­вии? вопре­ки чему?

Обстоятельство это

Как выражаются обстоятельства

Второстепенный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство выра­жа­ет­ся сло­ва­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к раз­ным частям речи:

  • рас­ска­зать весе­ло ;
  • идти пеш­ком ;
  • наел­ся вдо­воль ;
  • рас­смат­ри­ва­ет неспро­ста ;
  • слы­ша­лось отту­да ;
  • отку­да взялось;
  • все­гда радостный;
  • отно­сит­ся по-всякому ;
  • нико­гда не узнаем;

3. суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них

  • сиять огня­ми ;
  • рас­сы­па­лось крош­ка­ми ;
  • порвать от зло­сти ,
  • петь фаль­це­том ;
  • рас­то­лочь в поро­шок ;
  • в тече­ние суток лил дождь;
  • несмот­ря на темень , про­гу­ля­ем­ся;
  • гово­рил зады­ха­ясь ;
  • отво­рив дверь , вошел;
  • сто­ял, обло­ко­тив­шись на пери­ла ;

5. инфи­ни­ти­вом (неопре­де­лен­ной фор­мой глагола)

  • при­шла раз­вле­кать­ся ;
  • сел отдох­нуть ;
  • помчал­ся уви­деть ;
  • с тех пор не виделись;
  • несколь­ко лет тому назад произошло;
  • с того вре­ме­ни помним;

Что тут рас­па­ля­ешь­ся во всю ива­нов­скую ?

Девушка испи­са­ла всю тет­радь от кор­ки до кор­ки сво­и­ми стихами.

От каких слов зависит обстоятельство

В пред­ло­же­нии этот вто­ро­сте­пен­ный член пояс­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем дей­ствия, состо­я­ния, при­зна­ка и обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия ( вре­мя, место, при­чи­ну, цель и пр.), при кото­рых выпол­ня­ет­ся это дей­ствие или суще­ству­ет признак.

Обстоятельство зави­сит, в первую оче­редь, от гла­го­ла, а так­же от при­ла­га­тель­но­го или наре­чия, обо­зна­чая интен­сив­ность признака:

  • оста­но­вить­ся (с какой целью?) на отдых ;
  • седой (в какой сте­пе­ни?) слег­ка ;
  • черес­чур (как? в какой мере?) быст­ро .

Виды обстоятельств

В свя­зи с этим по зна­че­нию раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды обсто­я­тельств:

1. обсто­я­тель­ства места

  • спу­стил­ся на сан­ках (отку­да?) с горы ;
  • захо­дим (куда?) в лес ;
  • пла­ваю (где?) в реке ;

2. обсто­я­тель­ства времени

  • при­ду (когда?) зав­тра ;
  • выпол­ню зада­ние (когда?) вече­ром ;
  • (с каких пор?) с дет­ства не люб­лю ман­ную кашу;

3. обсто­я­тель­ства причины

  • уко­лол­ся (отче­го?) сосле­пу ;
  • делаю (по какой при­чине?) поне­во­ле ;

4. обсто­я­тель­ства цели

  • пошел (с какой целью) про­ве­рить ;
  • уехал (с какой целью?) наве­стить ;
  • ска­зал (с какой целью?) назло .

5. обсто­я­тель­ства обра­за действия

  • петь (как?) гром­ко ;
  • идти (каким обра­зом?) вдво­ем ;
  • подбодрить(как?) дру­же­ски ;

6. обсто­я­тель­ства меры и степени

  • весь­ма (в какой мере?) скуд­ный запас;
  • отве­тил чрез­вы­чай­но (насколь­ко?) скованно;
  • совер­шен­но (в какой сте­пе­ни?) без­злоб­ный ответ;

7. обсто­я­тель­ства сравнения

  • топор­щит­ся (подоб­но чему?) ёрши­ком ;
  • лед обжи­га­ет, (подоб­но чему?) как огонь .

8. обсто­я­тель­ства уступки

  • несмот­ря на ливень , (несмот­ря на что?) сбе­гаю в магазин;
  • невзи­рая на холод­ное утро , (невзи­рая на что?) отправ­люсь на рыбалку;
  • вопре­ки его сове­ту , (вопре­ки чему?) сде­лаю по-своему;

9. обсто­я­тель­ства условия

  • имея палат­ку , (при каком усло­вии?) оста­ем­ся ноче­вать у озера;
  • оста­нем­ся, (при каком усло­вии?) при неже­ла­нии ехать .

Виды обстоятельств таблица

Синтаксический разбор обстоятельства

План разбора

  1. вто­ро­сте­пен­ный член — обстоятельство;
  2. вид обсто­я­тель­ства по значению;
  3. опре­де­лить, какой частью речи и в какой фор­ме оно выражено.

Пример разбора обстоятельства

А в осен­ние дни в дом при­но­сят ябло­ки из здеш­них садов (С. Гейченко)

В этом пред­ло­же­нии ука­жем несколь­ко обстоятельств:

  • при­но­сят когда? в осен­ние дни (= осе­нью);
  • при­но­сят куда? в дом;
  • при­но­сят отку­да? из садов.
  1. В осен­ние дни — обсто­я­тель­ство вре­ме­ни; выра­же­но сло­во­со­че­та­ни­ем суще­стви­тель­но­го в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом и прилагательного.
  2. В дом — обсто­я­тель­ство места; выра­же­но суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.
  3. Из садов — обсто­я­тель­ства места, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла роди­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Видеоурок

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.

3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.


Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.

Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.

Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.

Вернёмся к нашим предложениям.


Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.


Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?

Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.

К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет – дополнение.

Это хорошо видно в следующих предложениях.


В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.


На этом уроке мы выясним, на какие вопросы отвечают обстоятельства в предложении. Поговорим о типах обстоятельств. Научимся отличать обстоятельство от других второстепенных членов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Обстоятельство. Основные виды обстоятельств"


Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения – обстоятельством, изучим его виды, научимся отличать обстоятельство от других второстепенных членов предложения.

На уроке мы


Мы уже изучили такие второстепенные члены предложения, как дополнение (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей) и определение (второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? который? скольких? сколькими?).

Теперь нам предстоит узнать, чем отличается от них обстоятельство.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака. Обстоятельство отвечает на множество вопросов: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Второстепенные члены предложения


Обстоятельство может выражаться разными частями речи:

1. Существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Он жил (где?) в доме. Иван говорил о походе (как?) с радостью.

2. Наречием: Старик жил (как?) уныло. Спортсмен бежал (как?) быстро.

3. Местоимением-наречием: Обеспокоенный, он пошел (куда?) туда.

Обстоятельство выражается


4. Деепричастием: Усталый друг сидел (как?) сгорбившись. Ежиха лежала (как?) свернувшись,

5. Инфинитивом: После он вышел (с какой целью?) освежиться. Отец пришел (зачем?) узнать о поездке.

6. Деепричастным оборотом: Вьются над розами, (с какой целью?) собирая пыльцу, деловитые пчелы. Ольга спешила, (почему? по какой причине?) боясь опоздать на поезд.

Обстоятельство выражается


7. Фразеологическим сочетанием: Роман всегда вставал (когда?) ни свет ни заря. Он работал (как?) ни шатко ни валко. Дети слушали сказку (как? каким образом?) затаив дыхание.

Обстоятельство выражается


В русском языке очень много видов обстоятельств. Чтобы не ошибиться в определении вида обстоятельства, нужно знать, на какие вопросы они отвечают.

Виды обстоятельств


Виды обстоятельств и вопросы, на которые они отвечают:

1. Обстоятельство места отвечает на вопросы где? куда? откуда?

Мне прекрасно дышится (где?) здесь. Я ухожу (куда?) домой. Брат приехал (откуда?) из Владивостока.

Обстоятельство места


2. Обстоятельство времени отвечает на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

Мама встала (когда?) на рассвете. От брата нет вестей (с каких пор?) с весны. Я буду работать (до каких пор?) до вечера. Четыре долгих года (как долго?) длилась эта страшная война.

Обстоятельство времени


3. Обстоятельство образа действия, меры и степени отвечает на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько?

Отец посматривал (как?) грозно. Нам предложили вернуться (как?) пешком. Платок выгорел (в какой степени?) сильно. Он забыл все страдания (насколько? в какой степени?) совершенно.

Обстоятельство образа действия, меры и степени


4. Обстоятельство причины отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Я говорил (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от тяжкого горя. Он покраснел (по какой причине?) от стыда.

Обстоятельство причины


5. Обстоятельство цели отвечает на вопросы для чего? зачем? с какой целью?

Я сделал это (зачем? с какой целью?) для пользы семьи. Мы присели (зачем? для чего?) отдохнуть. Я пришел (с какой целью?) проведать больного.

Обстоятельство цели


6. Обстоятельство условия отвечает только на один вопрос: при каком условии?

Он просил навестить (при каком условии?) в случае необходимости. Озеро спокойно (при каком условии?) при отсутствии ветра. Плаванье состоится (при каком условии?) в случае готовности команды.

Обстоятельство условия


7. Обстоятельство уступки отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Мама выздоровела (вопреки чему?) вопреки прогнозам врачей. Команда (не смотря на что?), несмотря на плохие погодные условия, выиграла матч.

Обстоятельство уступки


Подведем итог:

- Сегодня на уроке мы изучили третий второстепенный член предложения – обстоятельство.

- Мы узнали, что это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака.

- Обстоятельство отвечает на множество вопросов: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.

4) развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

освоение способов решения проблем поискового характера;

овладение навыками смыслового чтения текста;

овладение логическими действиями сравнения и анализа;

умение работать в группе.

Предметные результаты:

понимание содержания прочитанных учебно-научных текстов и их устное воспроизведение;

использование приёмов работы с учебной книгой;

создание устных монологических высказываний;

умение находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).

Материально - техническое обеспечение.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

1. Практическое задание на известный материал. Синтаксический разбор предложения.

Рано утром, взяв ружьё и прихватив двух собак, я отправился в лес на охоту.

- Выполните синтаксический разбор предложения. ( сл.1)

2. Подводящий к теме диалог.

- Разбирая данное предложение, вы определили, что по наличию второстепенных членов оно распространенное. Какими второстепенными членами оно распространено?. (Обстоятельствами)

- Как вы думаете, случайно ли я подобрала такое предложение? О каких второстепенных членах предложения пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об обстоятельствах)

- Какова же тема сегодняшнего урока? (Обстоятельство) ( сл.2)

- Запишите тему урока в справочник.

- Каких целей вы должны будете достичь на сегодняшнем уроке? Что вы должны будете знать об обстоятельстве? (Что обозначает; на какие вопросы отвечает; к чему относится, чем может быть выражено, какие виды обстоятельств существуют, каким способом подчинительной связи может быть связано)

- А что вы должны будете уметь? (Находить обстоятельства в предложениях, определять их виды.

3. Работа над новым материалом. Практическая работа.

- Об обстоятельстве как второстепенном члене вы многое уже знаете из предыдущих классов? Поэтому я предлагаю вам практическую работу. Вы должны изучить эту тему, опираясь на ваши знания и умения, полученные в 5-7 классах, а также на материал, изученный в этом учебном году.

- Перед вами лежат листы. Выполнив задания, вы должны будете сделать выводы об обстоятельстве и его видах. Свои выводы записывайте на втором листе.

Задание: ( сл. 3)

- Работая с предложениями, определите, к чему относится обстоятельство, что обозначает, на какой вопрос отвечает, к какому виду относится, чем выражен, каким способом подчинительной связи связан.

Я весьма озадачена таким приемом. ( признак признака, в какой мере? мера, наречие, примыкание)

В лесу раздавался топор дровосека (признак действия, где? место, сущ. с предлогом, управление)

Мы вышли из дома ни свет ни заря. ( признак действия, когда? время, фразеологизм, примыкание)

От радости в зобу дыханье сперло. (признак действия, почему? причина, сущее. с предлогом, управление)

Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.( признак действия, зачем? цель, инфинитив, примыкание)

В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, маленький щенок. (признак действия, каким образом? образ действия, д/о, примыкание)

Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. (признак действия, как? сравнение, управление)

При старании вы сможете добиться больших успехов (признак действия, при каком условии? условие, управление)

Несмотря на усталость, спать не хотелось. (признак действия, несмотря на что? уступка, управление)

4 Формулирование выводов.( сл.4)

- Подведем итог вашему исследованию.

- Что обозначают обстоятельства? (признак действия или признак признака)

- К группе какого главного члена относятся обстоятельства? (к группе сказуемого)

- На какие вопросы могут отвечать обстоятельства? (в какой мере? где? когда? почему? зачем? как? каким образом? при каком условии? несмотря на что?)

- В зависимости от того, на какие вопросы отвечает этот второстепенный член предложения, выделяется несколько видов обстоятельств по значению. Сколько всего видов обстоятельств получилось? (9)

( сл. 5) - Назовите эти виды? (меры, места, времени, причины, цели, образа действия, сравнения, условия, уступки)

- ( сл. 6) Чем могут быть выражены обстоятельства чаще всего? (наречиями, существительными в косвенных падежах)

- Чем ещё могут быть выражены обстоятельства? (деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами)

- Что вы можете сказать о знаках препинания в предложениях, осложненных обстоятельствами, выраженными деепричастными и сравнительными оборотами? (они обособляются)

- А чем ещё иногда могут быть выражены обстоятельства? (инфинитивом, фразеологизмом)

- Каким способом подчинительной связи связываются обстоятельства? (примыкание или управление)

- Сделайте общий вывод об обстоятельстве как второстепенном члене предложения.

5. Закрепление изученного материала.

- А теперь давайте проверим на практике, как вы усвоили новый материал.

( сл. 7) 1. Найдите предложение с обстоятельством времени.

а) Мы очень устали.
б) Кругом кричали коростели.
в) Вчера я приехал в Тамбов.
г) Он изменился до неузнаваемости.

( сл.8) 2. В этом предложении есть обстоятельство цели.

а) Степаныч с утра отправился в лес поохотиться.
б) Сгоряча он не почувствовал боли.
в) Сенокос запоздал из-за дождей.
г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

( сл.9) 3. В этом предложении есть обстоятельство места.

а) Я всегда много читал.

б) Всю дорогу мы шли пешком.

в) В один из таких дней мы отправились гулять.

г) В лесу раздавалось пение птиц.

( сл.10)4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства образа действия.

а) Рассказы эти были данью моему детству.
б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
в) Семен работал спустя рукава.
г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

( сл. 11) 5. Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.
а) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
в) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

- Подведем итог вашей работе. Оцените ее.

- Достигли ли вы цели находить обстоятельства в предложениях, определять их виды и способы выражения?

6. Роль обстоятельств в языке.

- Перед вами отрывок из текста.

- Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталину.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.


(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

1) Утром в степи появились орлы.
2) Немного отдохнув, они поднялись с земли.
3) Орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) Под вечер они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, припоздав, шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, словно дозорные, осматривались вокруг.
7) Успокоясь, орлы вышли на открытое место.

- Какую же роль играют обстоятельства в нашей речи? (Делают ее более точной, конкретной, выразительной, яркой)

7. Подведение итогов урока.

– Сумели ли вы достичь поставленных в начале урока целей?

- Что такое обстоятельство?

- Сколько видов обстоятельств вы узнали? Какие?

– Чем оно может быть выражено?

– Какова роль обстоятельств в тексте?

8. Рефлексия.

9. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

( сл. 14) § 19, записи; упражнение 191.

Читайте также: