Конспект на тему искусство месопотамии

Обновлено: 06.07.2024

Месопотамию стали заселять около сорока тысяч лет до новой эры. К VII тысячелетию до н. э. на территории стали появляться первые поселения Месопотамии. Первые города появились в середине IV тысячелетия до н. э. К третьему тысячелетию до новой эры появилось около двадцати городов-государств. Это были Ур, Урук, Аккад, Лагаш, Киш, Умма, Вавилон и др.

Большая часть этих городов была основана шумерами. Вот почему культуру Древней Месопотамии (Двуречья) принято называть также Шумерской культурой.

Одним из наиболее значимых достижений культуры Древней Месопотамии считается изобретение письменности. Это достижение относится к IV тысячелетию до новой эры. Это значит, что именно шумерская письменность является самой древней.

Многие культурные ценности и достижения шумеров были наследованы народом города Аккада. Вследствие чего влияние этого города на культуру Месопотамии в целом стало огромным. Поэтому целесообразнее под культурой Двуречья понимать Шумерско-Аккадскую культуру. Остановимся на ней более подробно.

Как было сказано выше, огромную роль в истории цивилизации и конкретно древних народов играла письменность Месопотамии. Но стоит отметить, что шумерская письменность отличалась от письменности Аккада. Она более древняя.

Клинописью писали следующим образом: на мягкой сырой глине палочками делались соответствующие углубления, с помощью которых получались символы, имеющие клинообразную форму. Клинопись, появившаяся в Шумере, стала позже применяться и в аккадском языке. А затем распространилась и дальше, дойдя даже до Сибири и Персии. Во второй половине второго тысячелетия до новой эры клинопись признали как международный вид письменности.

Впоследствии картинная письменность уступила место другому виду письменности, когда с помощью символов передавались не конкретные предметы или действия, а звуки. Сначала появились знаки для обозначения слогов, затем стали появляться алфавитные знаки. И к середине первого тысячелетия до новой эры клинопись полностью становится алфавитным письмом.

Но не только письменность является единственным достижением культуры Месопотамии. Огромную роль сыграла она в развитии математики. Именно здесь возникли сложные системы счета.

Другая наука, берущая начало в Древнем Двуречье, – астрономия. Именно в Месопотамии возникли первые научные мысли, которые легли в основы астрономии.

Великолепны литературные достижения народов Междуречья. Ими были созданы первые библиотечные каталоги. Такие литературные жанры, как поэма и элегия, впервые появились в Месопотамии.

Стоит отметить и монументальное искусство Двуречья, на которое отпечаток наложила местная религия. Примером архитектурных достижений являются храмы Месопотамии. Их роль в жизни людей была огромной. На их территории работали тысячи крестьян и рабов, храмы вели торговлю, в них была развита культурная жизнь: имелись свои школы и библиотеки.

Архитектурные формы, взявшие начало в Древней Месопотамии, стали основой архитектуры Древнего Рима и впоследствии – Европы средних веков.

Древнее искусство Месопотамии развивали Шумеры, Аккад, Вавилон и Ассирия до шестого века до нашей эры, когда Вавилон пал перед персами. Месопотамская скульптура (ок. 3000-500 гг. до н.э.) включает в себя множество керамических произведений, разновидностей каменной скульптуры в виде статуй и рельефов, стелл, мозаики, резных цилиндрических печатей и монументальной архитектуры, примером которой являются зиккураты, построенные в Уре, Вавилонском Уруке, Сиалке, Нимруде и в других местах (3200-500 гг. до н.э.) и легендарные Висячие сады Вавилона , построенные в древнем городе-государстве Вавилон, царем Навуходоносором II. Месопотамия была также домом для мегалитического искусства, такого как искусство Каталхоя в Малой Азии. Смотрите также: Искусство Египта (3100-395 гг. н.э.). Для сравнения с дальневосточной глиняной посудой и скульптурой, см.: Китайское искусство, а также Традиционное китайское искусство: характеристики. Для сравнения с хронологией искусства и культуры в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (ок. 18000 г. до н.э. – настоящее время).

Происхождение

Археологические раскопки показывают, что Месопотамия была впервые заселена около 10 000 г. до н.э. неизвестными племенами палеолитических охотников-собирателей. Около 7000 г. до н.э., после короткого промежуточного периода эпипалеолита, культура изменилась от примитивного полукочевого стиля охоты и сбора пищи к более оседлому образу жизни, основанному на выращивании и содержании домашних животных. В течение этой так называемой эпохи "неолита" формирование оседлых общин (деревень, а позже и городов) привело к ряду новых видов деятельности, включая быстрый рост торговли, строительство лодок для перевозки грузов, рост религиозных верований и церемоний. Все это привело непосредственно к улучшению поставок продовольствия и, как следствие, к быстрому росту населения. Возникли новые города, в том числе Эриду, Урук и Ур, а затем Ниневия, Ниппур, Ассур и Вавилон.

ПРИМЕЧАНИЕ. До 1990-х годов предполагалось, что гончарное ремесло появилось только в период неолита (8000-7000 гг. до н.э.), то есть до тех пор, пока люди не сменили кочевой охотничий промысел на более оседлый образ жизни, основанный на земледелии и животноводстве. Кроме того, плодородный полумесяц Месопотамии был замечен как один из самых ранних центров керамики. Однако недавние открытия китайской керамики в палеолите доказывают, что люди делали горшки за 10 000 лет до появления земледелия. Самые старые в мире горшки можно найти в пещере Сяньрендон (около 18000 г. до н.э.).

История

Самая ранняя из известных цивилизаций Месопотамии выросла около Шумера, на юге современного Ирака, примерно с 5000 г. до н.э. Выросла серия культур, отличающихся своей расписной глиняной посудой. Статуэтки из глины и алебастра с прожилками, амулеты и гербовые печати становились все более изощренными. В Арпачии – круглые сооружения, в Тель-ас-Саване – Т-образные дома, в то время как в Эриду археологи раскопали последовательность святынь – из раннего глиняного кирпича, хижины у сложного поднятого здания с укрепленными стенами. Эти опоры были как декоративными, так и структурными и стали характерной чертой шумерской архитектуры. К концу 4-го тысячелетия произошел ряд культурных инноваций. Появляется гончарная посуда, а также монументальная архитектура, характеризующаяся в Уруке огромными святынями со сложными планами и тщательно продуманными нишевыми стенами, или с углубленными или отдельно стоящими колоннами, усеянными мозаикой из цветных глиняных конусов с геометрическими узорами. В Укаире весь храм был украшен росписью. На цилиндрических печатях вырезали рисунки и это наш основной источник знаний об иконографии разных периодов. Кроме того, мы знаем, что первое использование меди произошло в Шумере еще в 5000 году, как и первое свидетельство иероглифических систем письма (в 3400), первый в истории колесный транспорт (в 3200) и первый клинописный текст. Все эти культурные события являются явными признаками грамотного, организованного общества. Для получения дополнительной информации см. Шумерское искусство (ок. 455-2270 до н.э.).

К 3000 г. до н.э. в результате этих нововведений мы находим обширное развитие городов и создание по меньшей мере 12 городов-государств, каждое из которых управляется царем. Среди них: Киш, Ур, Эрех, Акшак, Сиппар, Ниппур, Адаб, Умма, Ларак, Бад-Тибира, Лагаш и Ларса. Усиливающееся соперничество между этими государствами сделало их уязвимыми для захватчиков, таких как эламиты (ок. 2530-2450), а затем аккадцы (2334-2154) при их основателе Саргоне Аккаде (2334–2279). После падения Аккадской империи, около 2154 года, опустошения гутиан и возрождения шумерской культуры под предводительством Ура, Месопотамия в конечном итоге превратилась в две отдельные нации: Ассирию на севере, и Вавилонию на юге, под предводительством Хаммурапи (1792-1750). Около 934 г. ассирийцы завоевали Вавилон и ко времени Тиглата-Пилезера III они были самой могущественной нацией на земле, контролируя Вавилонию, Египет, Малую Азию, Кавказ, Северную Африку и бассейн Восточного Средиземноморья. Эта нео-ассирийская империя была окончательно разрушена во время падения Ниневии в 612 году альянсом вавилонян, скифов, мидийцев, парфян и других. После падения Вавилона в 539 году Месопотамия стала провинцией Персидской империи Ахеменидов.

Месопотамское искусство

Ранний период (c.4500-3000)

В период ок. 500-3000 гг. основным средством неолитического искусства в Месопотомии была керамическая посуда – такого типа и качества, что она намного превосходила любой тип греческой керамики, произведенной до этого момента, – лучшие примеры которой, как правило, были украшены геометрическими узорами или растительными и животными мотивами. Кроме того, различные артефакты и произведения искусства стали украшать драгоценными металлами. Около 3200 г. до н.э. в Вавилоне был создан самый ранний из известных примеров маникюрного искусства, когда мужчины красили ногти колем , древним косметическим средством, содержащим сульфид свинца.

Для сравнения с Древним Египтом, см.: Раннеегипетская Архитектура. Для сравнения с Дальним Востоком, см.: Искусство неолита в Китае (7500-2000 гг. до н.э.).

Третье тысячелетие (c.3000-2000)

В течение 3-го тысячелетия появилась скульптура из камня и дерева, отдельно стоящая, наряду с ранними бронзовыми статуэтками, примитивными личными украшениями и декоративными узорами на различных артефактах. Последовательности святынь, раскопанных в долине Дияла, содержали примеры скульптур в круге и свидетельства передовых методов литья меди и бронзы, а некоторые бронзовые скульптуры были сделаны в результате сложного процесса перетаскивания . Медный рельефный декор фасада храма в Аль-Убайд также сохранился. В Уре многие богатые захоронения, некоторые из которых находились в сводчатых гробницах, содержали прекрасное золото, серебро, лазурит, цветные известняки и предметы из ракушек, ювелирные изделия, игровые доски, арфы, оружие и цилиндрические печати. См., Например, изысканный баран в зарослях (ок. 2500 г. до н.э., раскопанный в Большой яме смерти в Уре), одну из самых захватывающих композиций в истории скульптуры. Глиняные рельефы или стеллы, используемые образованными классами для повествования историй, были другой популярной формой искусства, как и цилиндрические или кубические статуи: см., Например, император Гудея с вазой (c.2150, Лувр, Париж).

В течение этого богатого раннего династического периода Месопотамия была объединена на некоторое время (2334-2154) под семитскими царями династии Аккад, чье искусство иллюстрируется некоторыми интересными рельефами, очень мелкими фрагментарными фигурами в натуральную величину в камне и меди, и некоторыми из самых красивых цилиндрических фигур, из когда-либо вырезанных – работы, которые указывают на присутствие там лучших скульпторов и мастеров металлообработки в регионе. После периода хаоса произошло неошумерское возрождение во главе с Уром. До наших дней дожили бесчисленные статуи – см., например, статуэтку Гудеи из Лагаша (2141-2122 гг. до н.э., Детройтский институт искусств ). Многие из зданий, построенных правителями 3-й династии Ур, раскопаны и первая настоящая зиккуратная или ступенчатая пирамида храма датируется этим периодом. Сравните также: Египетская архитектура Среднего царства.

Второе тысячелетие (c.2000-1000)

Третья династия Ур пала в 2003 году до н.э. до Аморитов, которые переехали из пустыни и основали серию семитских династий. К 1750 году Северная Месопотамия находилась под влиянием Ассирии, а юг контролировался Вавилоном. Касситы из Ирана постепенно приобрели влияние на юге, но сохранили традиционные архитектурные формы, некоторые предметы в Акар-Куфе и кирпичный фасад, украшенный фигурами в натуральную величину в Уруке, показывают некоторую оригинальность. Великим новшеством 15-го века до нашей эры было использование стекла и остекления. Есть несколько примеров многоцветного, непрозрачного стекла из Тель-эль-Римы и Средней Ассирии, например, глазурованного кирпича. Смотрите также: Архитектура Египта Нового Царства.

Ассирийская империя и падение Вавилона (934-539)

Другими известными примерами трехмерного искусства, созданного в Месопотамии, являются: Голова (800-700 до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Черный обелиск Шалманезера III (860-825 до н.э., Британский музей), известняковая статуя Крылатого Быка (ок. 720 г. до н.э., Лувр, Париж), которая охраняла ворота Хорсабадского дворца Саргона II и Быка у Иштарских ворот Вавилона (605-560 г. до н. э., Музей Пергама, Берлин). Кроме того, археологи обнаружили шедевры резьбы по слоновой кости, а также исключительные бронзовые сосуды, украшенные в ассирийском стиле, которые были созданы финикийскими и арамейскими мастерами.

Коллекции месопотамского искусства

Произведения древних культур Шумеров, Аккадской империи, Ассирии, Вавилона и неоассирийской империи можно найти в постоянных коллекциях нескольких лучших мировых художественных музеев. Вот краткий список известных произведений искусства, не упомянутых выше.

Самаррская плита (5000 г. до н.э.), Музей Вордерасиатиш, Берлин.
Блюда халафа (4900, период халафа) Британский музей.
Ящик для хранения Сиалк (3500, Сиалк III периода), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Священник царя, статуэтка из известняка (3300, урукский период), Лувр, Париж.
Ваза Варка в алебастре (3200, период Урука), Музей Ирака, Багдад.
Колени Булл, серебряная статуэтка (3000, прото-эламский период), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Львица, известняковая статуэтка (2900, прото-эламский период), Бруклинский музей.
Шумерские Вотивные статуи, гипс/известняк (2600), Музей Ирака, Багдад.
Имдугуд между двумя оленями, медный рельеф (2500), Британский музей.
Стандарт Ур, известняк, мозаика из лазурита (2500), Британский музей.
Царь Аккада, медная голова (2250, Аккадская Империя), Музей Ирака, Багдад.
Стелла Нарам-Син, известняковый рельеф (2230, Аккадская империя), Лувр, Париж.
Гудея из Лагаша, бюст диорита (2075, нео-шумерский период), Лувр, Париж.
Чаша для козерога, бронза, золото, лазурит (1970, династия Симашки), Лувр, Париж.
Королева ночи, терракотовая скульптура (1775, вавилонский период) Британский музей.
Ассирийский царь со свитой, полихромная плитка (870, Ассирийская Империя), Британский музей.
Львица, пожирающая мальчика, рельеф из слоновой кости (800, финикийский стиль), Британский музей.
Бронзово-серебряный шар из Нимруда (800, период Ашурнасирпаль II), Британский музей.
Умирающий лев, алебастровый рельеф (635, Нео-Ассирийская империя), Британский музей.
Барельеф со львом , Вавилон (585) Лувр, Париж.

Чтобы увидеть, как месопотамская керамика вписывается в эволюцию гончарного дела по всему миру, смотрите: Керамика Хронология (26000 до н.э. – 1900).

Месопотамская архитектура

Наиболее важные из сохранившихся архитектурных памятников Месопотамии в грубом хронологическом порядке:
(1) храмовые комплексы в Уруке (4-е тысячелетие до н.э.);
(2) храмы и дворцы Хафаджа и Телль Асмар в долине реки Дияла, относящиеся к раннему династическому периоду;
(3) Святилище Энлиля в Ниппуре и Святилище Нанны в Уре;
(4) города среднего бронзового века Алалах, Алеппо, Эбла, Мари и Култепе;
(5) дворцы позднего бронзового века в Ашуре, Богазкой, Нузи и Угарите;
(6) Дворцы и храмы железного века: Нимруд, Хорсабад, Ниневия (Ассирия), Вавилон (Вавилония), Тушпа, Ван Калеси, Кавустеп, Аянис, Армавир, Эребуни, Бастам (Урартян), Каркамис, Телль-Халаф и Каратеп. Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 до н.э.).

Знаменитые архитектурные работы в Месопотамии

Белый храм в Уруке, Ирак (3200-3000 гг. до н.э.)
Зиккурат в Сиалке, Иран (2900 г. до н.э.)
Зиккурат в Уре (c.2113-2096 до н.э.)
Зиккурат Агаргуф, Ирак (ок. 1500 г. до н.э.)
Ассирийский город Ашур, Ирак (1400-900 до н.э.)
Зиккурат Чока Занбил, Суза (1250 г. до н.э.)
Дворец Ашур-Насир-Пал II в Нимруде, Ирак (879 г. до н.э.)
Нергалские ворота в Ниневии (ок. 700 г. до н.э.)
Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (605-562 гг. до н.э.)
Ворота Иштар, Вавилон (ок. 600 г. до н.э.)
Гробница Кира Великого, Пасаргады (ок. 530 г. до н.э.)

Дополнительные ресурсы

Чтобы узнать больше об эволюции древнего искусства, посмотрите эти ресурсы:

Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Самое важное свойство художника древних цивилизаций - это знание правил канона и способность на них опираться, а не оригинальность и индивидуальность. Сформировался самобытный шумерский эстетический канон изображения фигуры человека, встречающийся в плохо сохранившихся рельефных, округлых скульптурных произведениях глиптики. На них нос человека изображается в профиль, глаза - спереди, а ноги - сбоку. Тело человека изображается не таким, каким есть на самом деле, а каким должно быть по строгим требованиям канона, определенным традициями искусства. Горы, деревья, волны воды в глиптике и в рельефе изображаются условно, учитывая симметрию и отношение ритма. Изобразительное искусство Вавилона испытало сильное влияние египетской культуры, в т.ч. изобразительного канона. После образования на месте распавшегося на мелкие государства Вавилона Ассирии в искусстве появляется канон обезличенного изображения человека. Реализм проявился лишь в изображении животных, в частности их страданий и силы. Ассирийцы были страстными охотниками, сохранилось много барельефов с изображениями сцен охоты .Канон проявился не только во внешних правилах рисунка, но и в обязательном наборе сюжетов и воплощенных в искусстве идей Излюбленными сюжетами барельефов были сцены войны и охоты, царских приемов. Примером барельефов могут служить и цилиндрические печати и стелы, устанавливаемые в честь каких-то значимых событий. Барельефы являются ценным источником, особенно по материальной культуре народов западной Азии.

Материалы по живописному искусству немногочисленны, тем не менее они дают представления о древних символах, типичных вариантах настенных росписей и цветных мозаик. Так же сохранилось образцы росписи керамических изделий. Росписи, как элемент интерьера сохранились большей частью во внутренних интерьерах дворцов и представляют собой раскрашенные выпуклые и плоские изразцы, образующие цельную монументальную красочную картину, таковы, например, росписи внутренних помещений вавилонского дворца и ворот богини Иштар. Основными героями росписей являются животные и мифические существа.

Музыкальное искусство Месопотамии.

Музыкальное искусство Месопотамии: Шумера, Вавилонии и Ассирии, оказала влияние на соседние культуры Азии, Африки, Юж. Европы. Музыкальные инструменты в Месопотамии включали лиры, барабаны и погремушки. В Месопотамии найдены 5 500-летние трубы, треугольники, струнные инструменты и барабаны. Музыке принадлежала значит. роль в религиозной и придворной. жизни государств. Музыканты (мужчины и женщины) в социальной иерархии стояли непосредственно после богов и царей. По представлению жителей Месопотамии музыкальный звук обладал чудодейственной силой (миф о богине Иштар, явившийся прообразом мифа об Орфее). Особого расцвета достигло храмовое искусство жрецов-музыкантов. В дворцовых церемониях участвовали музыкальные ансамбли, певцы (в Ассирии, ставшей в 1-м тыс. до н. э. крупным культурным центром на Востоке, придворные музыканты давали и публичные концерты для городского населения). Музыкально.- теоретическая. система в культурах Месопотамии во многом сформировалась под влиянием астрологии (подобно китайской и др.) - особое значение имели цифры 5 (число известных в древности планет, чувств человека и др.) и 7 (число дней недели), с которыми связаны 5-ступенный и 7-ступенный звукоряды, 5- и 7-струн. инструменты (арфы). Шумерская музыка состояла из любви и пения песен и гимнов, составленных богам и царям, и плачами для мертвых.

Искусство Месопотамии

Междуречье хронология

Еще в начале XIX века ничего не было известно о древней Месопотамии, междуречье Тигра и Евфрата, где, как писалось в Библии, находился земной рай. Считалось, что именно там жили Адам и Ева. Впрочем, сегодня эта земля мало похожа на рай с жарой днем — до 60 градусов и относительной сорокаградусной прохладой ночью. В древних книгах много писалось про эти места: и о Вавилонской башне, и о висячих садах, и о смешении языков. Там назывались древние города — Ур, Ниневия. Но так как никаких следов древних городов не находилось, то вплоть до середины XIX века считалось, что это вымысел. Египтяне много строили из камня, и грандиозные храмы и пирамиды всегда стояли на виду. Междуречье было бедно камнем, здания строили, из кирпича. Во время войн города разрушались, развалины засыпались песком и землей. Кто же мог знать, что под холмами на берегах Тигра и Евфрата скрываются руины великих древних городов? И только когда в середине XIX века в пустыне на территории современного Ирака археологи начали находить остатки дворцов, библиотек, обнаружились следы цивилизации не менее древней и развитой, чем Египет.

Шумеры

Следы первых поселений в этих местах относят к 5 тысячелетию до н.э. В те времена земли между Тигром и Евфратом были сильно заболочены. Но уже в 4 веке до н.э. там были первые города- государства. Известны имена первых царей, живших в 4 тысячелетии до н.э.

Сегодня мы знаем, как назывался народ, который пришел на эти заболоченные земли, кишевшие опасными животными и вредными насекомыми. Это были шумеры. Ученые спорят, откуда они пришли и куда потом ушли, их язык не похож ни на один из известных. Но они, поселившись недалеко от впадения Евфрата в Персидский залив, сумели создать там действительно рай земной: осушили болота, прорыли каналы, насадили фруктовые сады, реки давали много рыбы, поля — богатый урожай. Они писали на глиняных табличках тонкими палочками. Их письмо назвалось клинопись. Значки правда, были похожи на клинышки, направленные в разные стороны. Когда скромный служитель Британского музея Джордж Смит расшифровал надписи на нескольких глиняных табличках, это стало сенсацией: там был рассказ о всемирном потопе, о котором повествовалось в Библии. Только таблички были на несколько тысячелетий древнее. Это был фрагмент древнейшей в мире поэмы о герое Гильгамеше.

Шумеры наука

Шумеры

В 20-х годах XIX века на протяжении нескольких лет в районе города Ур археологи откопали несколько шумерских захоронений, что было сенсацией не меньшей, чем открытие гробницы Тутанхамона. Там нашли украшения, созданные прекрасными мастерами, музыкальные инструменты (арфы), украшенные головою быка. Гробницы были с купольными перекрытиями (а раньше думали, что купольные конструкции придумали в Риме). Среди предметов, найденных в гробницах, была и статуэтка козы, сделанная из золота лазурита. Сочетание золота и лазурита в Междуречье ценили за сходство с небом и солнцем. Уже видно, как тщательно шумерские художники прорабатывали детали.

Изображение жреца Гудеа относится к 22 веку до н.э. Мы знаем, что он строил много каналов, храмов. Конечно, ничего не сохранилось. Зато известно около 20 статуй жреца, выполненных уже с большим мастерством и тщательной обработкой деталей.

В отличие от Египта, где на берегах Нила тысячелетиями жил один народ, на берегах Тигра и Евфрата жило несколько народов, между собой воевавших. К северу от Шумера, расположенного при впадении Евфрата в Персидский залив, жили аккадцы. В 24 веке до н.э. аккадский царь Саргон, воспользовавшись распрями между шумерскими жрецами, собрал войско, вооружив его дальнобойными луками, подчинив Шумер. Он стал себя именовать царем Шумера и Аккада. А вот изображение Саргона. Тщательно отделанная борода. Жестокое лицо. Скульптор явно стремится передать портретное сходство. Здесь мы уже видим тонкую проработку деталей, характерную для искусства Междуречья: завитков бороды, бровей, кожаной шапки.

Искусство Междуречья

Саргон был свергнут и предательски убит. Шумеро-аккадское государства просуществовало 100 лет. Шумеры оказали влияние на все искусство Междуречья.

Ассирийцы

В верхнем течении Тигра в III тысячелетии до н. э. жили мирные торговцы — ассирийцы. Они успешно продавали медь, золото, зерно, масло. Их земли были плодородны. Но в 1800 году их стали вытеснять с их земель. Воевать они не умели. Независимость потеряли. Снова напомнили о себе они в 14 веке. Ассирийцы по-прежнему торгуют, но у них есть уже армия, чтоб охранять караваны, есть крепости на торговом пути. За несколько веков мирные торговцы превратятся в самых удачливых и жестоких воинов. Они нападали внезапно, если противник не сдавался, убивали всех. Одно время даже Египет был под их властью. С 9 по 7 века ассирийцы были самой сильной державой Ближнего Востока.

Казалось бы, что этим жестоким завоевателям культура порабощенных ими народов? И вместе с тем, они бережно хранили глиняные таблички с уже непонятными им шумерскими письменами. Ассирийский царь Ашшурбанипал в своем дворце собрал целую библиотеку этих табличек. Именно там были найдены первые фрагменты поэмы о Гильгамеше. Искусство ассирийцев стало продолжением искусства шумеров и аккадцев. Города ассирийцев были обнесены мощными стенами с башнями. Цари жили в огромных дворцах, включающих 200 комнат.

ассирия шеду

Чаще всего дворцы украшались именно рельефами. Они вырезались на алебастровых плитах, которыми закрывалась кирпичная стена. На них изображались сцены охоты, войны. В ассирийском искусстве сложился образ красивого, физически сильного человека. Их художники прекрасно умели передать движение, подчеркивали мускулатуру. Их изображали с большими глазами, курчавыми волосами и бородой, в проработке деталей они пошли дальше шумеров и аккадцев. Рельефы эти раскрашивались, но краска почти не сохранилась. Перед нами рельефы из дворца в Ниневии.

Ассирия барельефы из Ниневии

Стены дворцов украшались и росписями. Сначала черной краской наносились контуры, а потом накладывались другие краски. Могучими были ассирийские цари, но постоянные войны ослабили страну. У них было много врагов, и в 612 году до н.э. Ниневия, столица Ассирии была взята царем Вавилона.

Вавилон

Еще при шумерах было небольшое селенье Баб Илу — врата Бога. Ему суждено будет стать одним из самых священных и почитаемых городов — Вавилоном. Даже разрушив его до основания, враги сами будут его восстанавливать, потому что все верили, что сам Бог указал, где строить этот город. Вавилон всегда был торговым и религиозным центром. Свой первый расцвет пережил в 19-18 вв до н.э. Особенно он был известен во время правления царя Хаммурапи, автора первого свода законов.

Основной текст был выбит на стеле из диорита, очень прочном камне, на котором были выбиты клинописные надписи на аккадском языке. Стела была найдена французской экспедицией в 1901 году возле города Сузы. Там было 282 параграфа по разным юридическим вопросам. Это были суровые законы. Например:

  • Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
  • Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
  • Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.

Второй расцвет был после крушения Ассирии — 626-539 гг. до н.э. Ему предшествовало полное разрушение Вавилона ассирийцами в 689 году. Они не просто уничтожили город, но разрушили дамбы, и вода его залила. Впрочем, ассирийцы побоялись гнева богов и сами начали восстанавливать древней город. Самый блестящий период Вавилона был связан с правление царя Навуходоносора. Вместо кривых улочек были проложены широкие дороги. Был построен 7-ми ступенчатый зиккурат, высотой в 91 м. Возможно, именно его евреи, как раз тогда находившиеся в вавилонском плену, назвали Вавилонской башней. Стены Вавилона были такими толстыми, что на них могли разъехаться две колесницы. Зиккурат был посвящен богу Мардуку. Говорят, его статуя была из чистого золота. И весила 2,5 тонны. В определенный день года Мардук умирал и снова воскресал.

Неподалеку от храма находились знаменитые висячие сады, признанные одним из семи чудес света. Это было несколько террас, поднимающихся уступами одна над другой. Уступы были покрыты толстым слоем почвы, на них росли деревья, кусты, цвели цветы. Но такой сад в жарком климате Вавилона был чудом. Чтоб растения не сохли, специальными насосами надо было все время подавать воду, которая стекала ручейками вниз, орошая растения, создавая прохладу.

Широкие улицы вели от царского дворца к зиккурату. Дорога процессий, по которой шли к храму, была выложена кирпичами, покрытыми голубой глазурью. Голубой глазурью покрыты и ворота богини Иштар. Ворота украшены изображениями львов, быков и сирухов, странных существ с головой змеи, тело покрывала чешуя.

Читайте также: