Конспект на тему гипотеза

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие представлений о возникновении жизни

Теория возникновения жизни на Земле. С глубокой древности и до нашего времени было высказано бессчетное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Все их многообразие сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения.

Многие ученые Средневековья допускали возможность самозарождения жизни. По их мнению, рыбы могли зарождаться из ила, черви из почвы, мыши из грязи, мухи из мяса и т. д.

Против теории самозарождения в XVII в. выступил флорентийский врач Франческо Реди. Положив мясо в закрытый горшок, Реди показал, что в гнилом мясе личинки мясной мухи не самозарождаются. Сторонники теории самозарождения не сдавались, они утверждали, что самозарождение личинок не произошло по той лишь причине, что в закрытый горшок не поступал воздух. Тогда Реди поместил кусочки мяса в несколько глубоких сосудов. Часть из них он оставил открытыми, а часть прикрыл кисеей. Через некоторое время в открытых сосудах мясо кишело личинками мух, тогда как в сосудах, прикрытых кисеей, в гнилом мясе никаких личинок не было.

Споры между сторонниками абиогенеза и биогенеза продолжались и в XIX в. Даже Ламарк в 1809 г. писал о возможности самозарождения грибков.

ЛУИ ПАСТЕР (1822—1895) — французский микробиолог и химик. Основоположник микробиологии. Открыл анаэробные бактерии. Показал энергетическое значение брожения. Исследовал проблему возможности зарождения жизни. Предложил прививки против бешенства, сибирской язвы, а также пастеризацию (нагревание до 70 °С) как способ уничтожения живых бактерий (но не их спор) для сохранения продуктов.

Схема опыта Л. Пастера

Рис. 68. Схема опыта Л. Пастера в колбах с S-образным горлом.
А — в колбе с S-образным горлом питательная среда после кипячения долго остается стерильной; Б — если удалить S-образное горло, то в среде быстро развиваются микроорганизмы

Абиогенный синтез органических веществ. Эксперимент Пастера продемонстрировал невозможность самопроизвольного зарождения жизни в настоящее время. Вопрос о возникновении жизни на нашей планете долгое время еще оставался открытым.

В 1924 г. известный биохимик А. И. Опарин высказал предположение, что при мощных электрических разрядах в земной атмосфере, которая 4—4,5 млрд лет назад состояла из аммиака, метана, углекислого газа и паров воды, могли возникнуть простейшие органические соединения, необходимые для возникновения жизни. Предсказание академика Опарина подтвердилось. В 1955 г. американский исследователь С. Миллер, пропуская электрические разряды напряжением до 60 000 В через смесь СН4, NH3, Н2 и паров Н20 под давлением в несколько паскалей при температуре 80°С, получил простейшие жирные кислоты, мочевину, уксусную и муравьиную кислоты и несколько аминокислот, в том числе глицин и аланин (рис. 69).

Рис. 69. Схема прибора С. Миллера, в котором синтезированы аминокислоты

Назовите известные вам гипотезы о возникновении жизни на Земле. Раскройте их сущность.

В чем заключается сущность гипотезы абиогенного синтеза органических веществ?

27. Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы происхождения жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Жизнь — одно из сложнейших явлений природы. Со времен глубокой древности она казалась таинственной и непознаваемой — вот почему по вопросам ее происхождения всегда шла острая борьба между материалистами и идеалистами. Приверженцы идеалистических взглядов считали (и считают) жизнь духовным, нематериальным началом, возникшим в результате божественного творения. Материалисты же, напротив, полагали, что жизнь на Земле могла возникнуть из неживой материи путем самозарождения (абиогенез) или занесения из других миров, т.е. является порождением других живых организмов (биогенез).

По современным представлениям, жизнь — это процесс существования сложных систем, состоящих из больших органических молекул и неорганических веществ и способных самовоспроизводиться, саморазвиваться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.

С накоплением человеком знаний об окружающем мире, развитием естествознания изменялись взгляды на происхождение жизни, выдвигались новые гипотезы. Однако и сегодня вопрос о происхождении жизни еще окончательно не решен. Существует множество гипотез происхождения жизни. Наиболее важными из них являются следующие:

Креационизм (жизнь была создана Творцом);

Гипотезы самопроизвольного зарождения (самозарождение; жизнь возникала неоднократно из неживого вещества);

Гипотеза стационарного состояния (жизнь существовала всегда);

Гипотеза панспермии (жизнь занесена на Землю с других планет);

Биохимические гипотезы (жизнь возникла в условиях Земли в ре зультате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам, т.е. в результате биохимической эволюции).

Креационизм. Согласно этой религиозной гипотезе, имеющей древние корни, все существующее во Вселенной, в том числе жизнь, было создано единой Силой — Творцом в результате нескольких актов сверхъестественного творения в прошлом. Организмы, населяющие сегодня Землю, происходят от сотворенных по отдельности основных типов живых существ. Сотворенные виды были с самого начала превосходно организованы и наделены способностью к некоторой изменчивости в определенных границах (микроэволюция). Этой гипотезы придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений.

Процесс божественного сотворения мира представляется как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения. В связи с этим гипотеза творения не может быть ни доказана, ни опровергнута и будет существовать всегда наряду с научными гипотезами происхождения жизни.

Мнение Левенгука разделял итальянский ученый Ладзаро Спалланцани (1729— 1799), который решил доказать опытным путем, что микроорганизмы, часто обнаруживаемые в мясном бульоне, самопроизвольно в нем не зарождаются. С этой целью он помещал жидкость, богатую органическими веществами (мясной бульон), в сосуды, кипятил эту жидкость на огне, после чего сосуды герметично запаивал. В итоге бульон в сосудах оставался чистым и свободным от микроорганизмов. Своими опытами Спалланцани доказал невозможность самопроизвольного зарождения микроорганизмов.

Противники этой точки зрения утверждали, что жизнь в колбах не возникала по той причине, что воздух в них во время кипячения портится, поэтому по-прежнему признавали гипотезу самозарождения.

Сокрушительный удар по этой гипотезе был нанесен в 19 в. французским ученым-микробиологом Луи Пастером (1822—1895) и английским биологом Джоном Тиндалем (1820—1893). Они показали, что бактерии распространяются по воздуху и что если в воздухе, попадающем в колбы с простерилизованным бульоном, их нет, то и в самом бульоне они не возникнут. Пастер пользовался для этого колбами с изогнутым S -образ-ным горлышком, которое служило для бактерий ловушкой, тогда как воздух свободно проникал в колбу и выходил из нее (рис. 5.3).

Тиндаль стерилизовал воздух, поступающий в колбы, пропуская его сквозь пламя или через вату. К концу 70-х гг. 19 в. практически все ученые признали, что живые организмы происходят только от других живых организмов, что означало возвращение к первоначальному вопросу: откуда же взялись первые организмы?

Гипотеза стационарного состояния. Согласно этой гипотезе Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда. Эту гипотезу называют иногда гипотезой этернизма (от лат. eternus — вечный).

Гипотеза этернизма была выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г. Взгляды Прейера поддерживал академик В.И. Вернадский, автор учения о биосфере.

Гипотеза панспермии. Гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет неких зародышей жизни получила название

панспермии (от греч. pan — весь, всякий и sperma — семя). Эта гипотеза примыкает к гипотезе стационарного состояния. Ее приверженцы поддерживают мысль о вечном существовании жизни и выдвигают идею о внеземном ее происхождении. Одним из первых идею о космическом (внеземном) происхождении жизни высказал немецкий ученый Г. Рихтер в 1865 г. Согласно Рихтеру жизнь на Земле не возникла из неорганических веществ, а была занесена с других планет. В связи с этим вставали вопросы, насколько возможно такое перенесение с одной планеты на другую и как это могло быть осуществлено. Ответы искали в первую очередь в физике, и неудивительно, что первыми защитниками этих взглядов выступили представители этой науки, выдающиеся ученые Г. Гельмгольц, С. Аррениус, Дж. Томсон, П.П. Лазарев и др.

Согласно представлениям Томсона и Гельмгольца споры бактерий и других организмов могли быть занесены на Землю с метеоритами. Лабораторные исследования подтверждают высокую устойчивость живых организмов к неблагоприятным воздействиям, в частности к низким температурам. Например, споры и семена растений не погибали даже при длительном выдерживании в жидком кислороде или азоте.

Современные приверженцы концепции панспермии (в числе которых — лауреат Нобелевской премии английский биофизик Ф. Крик) считают, что жизнь на Землю занесена случайно или преднамеренно космическими пришельцами.

К гипотезе панспермии примыкает точка зрения астрономов Ч. Вик-рамасингха (Шри-Ланка) и Ф. Хойла

Человек занимает следующее положение в современной систематике живых организмов: тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, семейство Люди, род Человек, вид Человек разумный.

Как у хордовых, у человека на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, глотка имеет жаберные щели, нервная трубка развивается над хордой, кишечная трубка формируется под хордой, тело имеет двухстороннюю симметрию.

Как у позвоночных, у человека по мере развития хорда заменяется позвоночным столбом, формируется череп и челюстной аппарат, имеется пять отделов головного мозга, сердце располагается на брюшной стороне тела.

Как у млекопитающих, у человека имеются молочные, потовые и сальные железы, волосяной покров, диафрагма, четырехкамерное сердце, позвоночник разделен на пять отделов, хорошо развита кора головного мозга, внутриутробное развития зародыша, теплокровность.

Как у плацентарных, у человека имеется матка, питание плода осуществляется через плаценту, зубы дифференцированы (на резцы, клыки и коренные).

Как у приматов, у человека передние конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), имеются ногти, одна пара сосков молочных желез, глаза расположены в одной плоскости, что обеспечивает объемное зрение, происходит замена молочных зубов.

У человека много общих признаков с человекообразными обезьянами: сходное строение мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона, большое число извилин коры больших полушарий, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника; развитие мимических мышц; сходны резус-факторы и группы крови (AB0); наличие менструального цикла у самок; продолжительность беременности около девяти месяцев; сходство кариотипов; общие болезни и др.

Родство человека и животных подтверждается наличием у него рудиментов и атавизмов. Рудименты — недоразвитые органы, практически утратившие в процессе эволюции свои функции по сравнению с гомологичными органами предковых форм и находящиеся на стадии обратного развития (исчезновения). У человека насчитывают около 90 рудиментов, например копчик, червеобразный отросток (аппендикс), третье веко, зубы мудрости, мышцы, двигающие ушную раковину, и др. Атавизмы — появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции. Например, рождение людей с хвостом, густым волосяным покровом тела, дополнительными сосками, сильно развитыми клыками и др. Появление атавизмов свидетельствуют о том, что гены, ответственные заданный признак, сохраняются в процессе эволюции в генофонде, но их действие при нормальном онтогенезе блокировано. Рудименты встречаются практически у всех особей данного вида, а атавизмы являются отклонением от нормы.

общие черты строения человека и животных;

сходство эмбрионального развития;

наличие у человека рудиментов и атавизмов;

сходство человека и человекообразных обезьян;

обнаруженные ископаемые предки человека.

В то же время существуют видовые признаки человека разумного, коренным образом отличающие его от других животных, в том числе от наиболее близких к нему человекообразных обезьян.

Высокая степень развития головного мозга. Масса головного мозга человека в 2-2,5 раза больше массы мозга человекообразных обезьян. В результате у человека мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым. Особенное развитие получила кора переднего мозга с большим количеством борозд и извилин. Значительно развиты теменные, лобные и височные доли, где расположены важнейшие центры психики и речи. Развитие мозга привело к появлению абстрактного мышления, сознания и речи.

Прямохождение. Оно привело к ряду изменений в строении скелета (изгибы позвоночника, уплощенная грудная клетка, широкий таз, сводчатая стопа) и мускулатуры (сильное развитие мышц пояса нижних конечностей и самих нижних конечностей: ягодичных, икроножных и др.).

Значительное противопоставление первого пальца руки остальным. Это делает человеческую кисть прекрасным органом труда.

Гипотеза — этовсеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зави­симостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связую­щим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логи­ческий переход от прежнего неполного и неточного знания к ново­му, более полному и более точному.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Отмеченные особенности дают возможность более четко опреде­лить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат — предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания — провер­ка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объектуисследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

(1)Описательная гипотеза это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называютэкзистен­циальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка за­падного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеори­те; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предполо­жения о причинах вымирания животных в

2. По объекту исследования различают гипотезы:общие и част­ные.

(1)Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примера­ми общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоно­совым гипотеза об атомистическом строении вещества; современ­ные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академи­ка В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об орга­ническом и неорганическом происхождении нефти и другие.

Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2)Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений.

Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаружен­ных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимо­связи между конкретными историческими событиями или действия­ми отдельных лиц.

Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотеза­ми, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В одних случаях гипотеза возникает как результат сравнения двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, но чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не наблюдались ранее, но предполагается их связь с уже исследованной и ставшей частью достоверного знания реальностью. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой теориям. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов и была бы по возможности простой по форме и содержанию.

В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов.

1-й этап. Выделение группы фактов, которые обнаружены исследователем и не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап. Формулировка предположений, которые объясняют данные факты.

3-й этап. Выведение из данной гипотезы как можно большего числа вытекающих из нее следствий.

4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с наблюдениями, близкими данным фактов, результатами экспериментов, с научными законами.

5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Гипотеза живет до тех пор, пока предположения не станут достоверными знаниями.

Чтение

С какой целью? Что? Как?
Удовольствие, воздействие на чувства, эмоции и другое. Расширение кругозора. Художественная литература. Общее, глобальное понимание, запоминание информации, информация предназначена для развития критического отношения к миру.
Информирование с целью какого-либо воздействия, установки. Инструкции, рецепты, приказы, программы. Детальное понимание, информация предназначена для дальнейшего использования.
Образование, расширение языковых познаний профессионального кругозора. Тексты по специальности, газеты, журналы. Детальное понимание, глубокая интерпретация с помощью словаря, запоминание информации.

Виды чтения

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Основные виды фиксирования информации: ключевые слова, план, тезисы, конспект

Чтение — важнейший путь познания окружающего мира. Чем больше человек читает, тем шире его кругозор, богаче его духовный мир. Правильное чтение предполагает умение извлекать из напечатанного текста максимум того, что в нём содержится. Чтобы как можно лучше воспринять содержание книги, учебника, статьи и т. п., необходимо научиться читать сосредоточенно, внимательно, вдумчиво. Очень важно приучать себя пользоваться словарями, чтобы правильно понимать прочитанное. Вместе с тем чтение предполагает и работу памяти. Поэтому, прочитав книгу, журнал, следует подумать над тем, каковы основные мысли прочитанного текста, в чём автор хочет убедить читателей, чем обогатило вас чтение и т. п. Важно также выработать в себе потребность читать систематически, каждый день. Это позволит полнее, глубже воспринимать содержание прочитанного. Прочитанное лучше усваивается и запоминается, если процесс чтения сопровождается определёнными записями. Существует несколько видов записи прочитанного: ключевые слова, план, тезисы, конспект.

— План лежит в основе всякой сознательной деятельности человека. Когда вы готовитесь к урокам, то тоже составляете план ответа. Работа над планом у вас чаще происходит мысленно, примерно так: сначала я скажу об этом, затем о том и т. д.

Для чего нужен план? Чтобы предусмотреть качественное выполнение работы, если это хозяйственная сфера деятельности; чтобы речь была логичной, если это выступление. У вас есть уже опыт в составлении планов к сочинению. Всегда ли он был удачным?

В чём основные недостатки плана? План должен быть таким, чтобы по нему было ясно не только то, о чём написано сочинение, но и то, какова его основная мысль. Каждый пункт плана должен нести определённую информацию, содержать в себе какую-то оценку, позицию.

Тезис в записи — это положение, вбирающее в себя суть значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор; то, в чём он стремится убедить читателя; вывод, к которому он его подводит. Тезис — это доказываемое или опровергаемое положение. Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей? Тезисы, как никакая другая формы записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих всё произведение. Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нём, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.

Ключевые слова — это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.

Слово конспект происходит от латинского — conspektum — и означает обзор. Рассмотрим несколько определений.

1) Конспект — это краткое изложение чего-то (С. И. Ожегов. Словарь русского языка);

2) конспект — краткий, но связный и последовательный варианттекста;

3) конспект — это систематизированная логическая запись, которая даёт возможность продуманно, самостоятельно осмыслить важнейшие положения и доказательства научного текста;

4) конспект — это самостоятельный вторичный текст, результат смыслового свёртывания информации. Он включает только отдельные элементы первоисточника, представляющие значимость для пишущего. Конспект имеет структурные, функциональные и языковые особенности. Главная цель конспекта — запись смысла, а не текста.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Сформулируйте основную мысль текста. Сопоставьте приведённые ниже план, тезисы, конспект этого текста. Скажите, чем они отличаются?

На земном шаре существует множество языков. Количество языков на земле определяется по-разному. Основные затруднения в точных подсчётах обусловлены слабой изученностью некоторых языковых семей и отсутствием надёжных критериев при определении статуса языка или диалекта. В особенности это относится к странам Азии, Африки и латинской Америки.

Среди языков мира выделяется ряд языков, имеющих международное значение. Это обусловлено авторитетом народов и данных языков в современном мире, большой численностью говорящих на этих языках, фактическим использованием их в международном общении. Внешнее выражение статус мировых языков нашёл в официальном признании их со стороны Организации Объединённых Наций.

Официальными мировыми языками ООН признаёт английский, французский, испанский, русский, китайский и арабский (с 1973 года). любой официальный документ в ООН распространяется на этих шести языках.

(По Н. Кондрашову)

1) Сколько языков на земле?

2) Что необходимо для выдвижения языка в разряд мировых?

3) Какие языки признаны международными и почему?

1) На земле примерно 3 000 языков, но точных сведений нет.

2) Некоторые языки выдвигаются в разряд мировых, если приобретают функцию международного общения.

3) ООН пользуется шестью языками: английским, французским, испанским, русским, китайским и арабским.

Методы поиска информации

Адресный поиск

Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.
Для осуществления нужны следующие условия:

1. Наличие у документа точного адреса

2. Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилищесистемы.

Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографическойзаписи, и адреса хранения документов в хранилище.

Семантический поиск

Процесс поиска документов по их содержанию.
Условия:

· Перевод содержания документов и запросов с естественного языка на информационно-поисковый язык исоставление поисковых образов документа и запроса.

· Составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресномпоиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске - с точкизрения содержания.
При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.
В этом принципиальное отличие каталогов и картотек.
Библиотека - собрание библиографических записей без указания адресов.

Документальный поиск

Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данныхвторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Два вида документального поиска:

1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в видебиблиографических записей.

Фактографический поиск

Процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так ивторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащихфакты.

2. Фактологический (описание фактов), предпологающий создание новых фактографических описаний впроцессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

Запрос и объект запроса

Говоря о системах ИП, употребляют термины запрос и объект запроса.

Запрос — это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователемсистемы. Для выражения информационной потребности используется язык поисковых запросов, синтаксисварьируется от системы к системе. Кроме специального языка запросов, современные поисковые системыпозволяют вводить запрос на естественном языке.

Объект запроса — это информационная сущность, которая хранится в базе автоматизированной системыпоиска. Несмотря на то, что наиболее распространенным объектом запроса является текстовый документ, несуществует никаких принципиальных ограничений. В частности, возможен поиск изображений, музыки идругой мультимедиа информации. Процесс занесения объектов поиска в ИПС называется индексацией. Далеко не всегда ИПС хранит точную копию объекта, нередко вместо неё хранится суррогат.

Вопросы для подготовки к экзамену (к зачету)

1. Проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающегося. Цели и задачи курса.

Социальный, смешанный).

Этапы проектирования.

Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации.

Типы проектов

Публичные пробы.

I Организационный момент.

II Подготовка к новой теме.

У. О чем мы будем говорить на занятии, вы узнаете, если решите задачу этого хитрого прямоугольника. Какое слово спряталось? Как вы его нашли?

У. Как вы думаете, что такое гипотеза?

Д. Это предположение, догадка, рассуждение.

  1. гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
  2. гипотеза – предположение вообще, требующее подтверждение.

III Новый материал.

а) У. Я вам загадаю загадку.

Трещит, а не кузнечик.

Летит, а не птица.

Везет, а не лошадь.

У. Как вы думаете, почему я решила загадать вам эту загадку?

Д. Возможно, вы любите путешествовать на самолете.

А я предполагаю, что это самый быстрый способ передвижения на далекое

расстояние и т.д.

У. А если посмотреть как летит самолет, то что можно увидеть в небе?

Д. Самолет оставляет след.

Д. Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути.

Допустим, потому, что он разрезает небо…

Предположим, что по его следу летят другие самолеты…

б) Работа с учебником – стр.5

У. Посмотрите на те гипотезы, которые составлены к картинкам.

Д. Ответы учеников.

У. Молодцы ребята! Вот вы сейчас и попробовали решить проблему, т.е.

заставили появиться на свет гипотезу.

В исследовательской профессиональной работе обычно бывает так

(учитель показывает схему).

много читает беседует с

Результат: находит что-то новое или какое-то противоречие.

Для того, чтобы нам с вами научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять и задавать вопросы. Но сначала я хочу обратить ваше внимание на важные слова, которые мы используем, делая предположения:

IV Упражнения на способность вырабатывать гипотезы .

У. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

  • Письменный стол
  • Апельсин
  • Чайник
  • Букет ромашек
  • Мобильный телефон
  • звонят колокола
  • друзья поссорились
  • пожарный вертолет весь день кружил над лесом
  • медведь зимой не заснул, а бродил по лесу

У. При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

  • Игрушечный кораблик
  • Реактивный самолет
  • Нефтяное месторождение
  • Охотничья собака
  • Почему многие дети любят компьютерные игры?
  • Почему весной тает снег?

У. Придумайте несколько неправдоподобных объяснений к этим вопросам.

Можно придумать не только гипотезы, но и фантастические идеи.

V Творческое задание по выработке гипотез и идей.

У. Представь, что ты познакомился с волшебником. Что бы могло произойти с тобой, если бы он исполнил 3 твоих желания. Зарисуй.

- Что открыли нового для себя?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное приложение к уроку "Гипотезы о возникновении Земли"

Электронное приложение к уроку природоведения в 5 классе по теме "Гипотезы о возникновении Земли." представляет собой электронный учебник, созданный в виде сайта в программе Microsoft Office FrontPage.


Презентация к уроку "Гипотезы о возникновении жизни на Земле"

Презентация предназначена для использования на уроке биологии в 11 классе по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле". В работе рассматриваются 6 основных гипотез. Работа с презентацией предполага.

Эксперимент – один из приемов организации проверки гипотезы учебного исследования.

Учебное исследование – это одна из основных форм в проектной деятельности учащихся. Именно исследования учащихся позволят вам оценить работу учащихся, их учебные достижения.

Урок по теме "Гипотеза как метод научного познания. Обучение основам построения гипотезы".


Группа МЖКХ 3 Индивидуальные проекты 28.10. 2020. Тема 2. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования.

Тема 2. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследованияЗадание1. Изучить теоретический материал по теме «Формулирование цели, определение задач, выбор предмета .


Пректная деятельность №3.Практическая работа №2"Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования". Для группы МЖКХ-3 за 31.10.20.


Определение цели и задач, выдвижение гипотезы, выбор методов исследования. Планирование исследования

Обучающая презентация подробно рассказывает о 3-м и 4-м этапах исследования.


Содержимое разработки

Разработка занятия.

Задачи занятия:

Развивать навыков исследовательской деятельности учащихся;

Формировать умений работать с информацией;

Формировать навыков взаимодействия в группе;

Развивать творческое, критическое мышление;

Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, или карточки с заданиями; папки исследователей, листы бумаги, галстуки лидерам, карточки – ПМИ, с/анализ работы в группе, цифры 1,2,3,4; номер группы.

Ход занятия:

1. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

У. Чем предлагаете заняться сегодня на занятии научного общества? (продолжить учиться вести исследования по выбранным темам).

- Как предлагаете поработать? Почему?

(в группах, т.к. на предыдущих занятиях научного общества учениками выбрано четыре темы исследования; учащиеся распределились по интересу к теме, начали исследования)

Деление на группы.

У. В группах определите лидеров на это занятие.

Лидеры групп надевают галстуки.

2. Актуализация знаний.

Вспомните, с чего мы начали исследование.

Определили тему исследования;

Определили цель и задачи исследования;

Сформулировали проблему исследования;

Проблемная ситуация.

Можем ли мы завершить исследование на этом этапе? Почему? (учитель выслушивает и записывает на доске ответы детей)

- исследование не может быть таким маленьким;

- мы не решили задач исследования;

- мы нашли мало информации по теме исследования;

- мы изучили не все этапы исследования;

Вы высказали разные мнения. Абсолютно ли вы уверены в правильности всех суждений? (нет, не уверены)

Учитель дописывает к ответам детей на доске слова:

У. Как вы думаете, что это за высказывания? (предположения, догадки, идеи, допущения, версии, предвидение событий…)

У. На какой вопрос мы отвечали, выдвигая такие предположения? (Почему мы не можем завершить исследование на этом этапе?)

У. У научных высказываний, версий, догадок есть научное название. Знаете ли вы его?

У. Определите тему нашего занятия. (Гипотеза. )

3 группа – в словаре Ушакова;

жен., ·*греч. гипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, -тичный; гадательный, предполагаемый.

ГИП’ОТЕЗА, -ы, жен. (книжн.). Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще предположение, требующее подтверждения. Выдвинуть плодотворную гипотезу. Г. подтвердилась.

ГИП’ОТЕЗА, гипотезы, ·жен. (·греч. hypothesis) (·книж. ). Научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (научн.). Создать гипотезу. Прийти к гипотезе. Строить гипотезы. Рабочая гипотеза (см. рабочий2).
Всякое предположение, допущение, домысел.

Толковый словарь Ефремовой

[гипотеза]
ж.
1) Научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем.
2) разг. Любое предположение, догадка, допущение.

Вывод: Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать.

3 Постановка учебной задачи.

У. Что бы вы хотели узнать на занятии о гипотезах?

Ответы детей учитель записывает на доске.

Зачем нужны гипотезы?

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как научиться выдвигать гипотезы?

3. Какими бывают гипотезы?

4. Как строить гипотезы?

5. Как проверить гипотезу?

6. Сколько гипотез может быть?

Сформулируйте задачи нашего занятия.

1.Выяснить, зачем нужны гипотезы.

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как бы решали эти задачи ученые - исследователи? (искали бы информацию в различных источниках).

У. Как нам организовать нашу деятельность, чтобы успеть решить все поставленные задачи? (в группах)

4.Открытие нового знания.

1. Зачем нужны гипотезы?

У. Ответ на этот вопрос найдите в определении гипотезы. ( для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать опытным путем.)

У. Вывод: Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

2. Как появляются, рождаются гипотезы? Как научиться выдвигать гипотезы?

Как рождаются гипотезы

3. Какими бывают гипотезы?

Как строить гипотезы?

У. К гипотезе предъявляют определённые требования:

Она должна содержать предположение;

Она должна быть проверяема, подтверждаема;

Она должна быть логически непротиворечивой;

Она должна быть реально опровергаема или доказуема;

4. Как проверить гипотезу?

Способы проверки гипотез

(опора на логику,

анализ имеющихся знаний из разных источников)

5 Первичное закрепление.

Проблема: Как птицы узнают дорогу на юг?

Карточка или слайд №1

У. Прочитайте:

У. Какие из данных гипотез можно проверить теоретически, а какие эмпирически?

У. Что произойдёт с гипотезой, если она подтвердится? ( Она становится теорией, знанием.)

У. Что произойдёт с гипотезой, если она будет опровергнута? (Она становится ложным предположением.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

Помните! Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Выступление учащихся.

В строке М (минус) то, что не понравилось, осталось непонятным.

В строке И (интересно) то, о чем хотелось бы узнать поподробнее (очень любопытно).

Читайте также: