Семенко поэты пушкинской поры конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ Волипельгинская СОШ

Урок литературы

Куликова Галина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

Список использованной литературы ……………………………..16

Данная разработка представляет собой конспект урока литературы в

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: создание учащимися литературных газет, используя программу Microsoft Word .

Данная разработка будет интересна всем учителям-словесникам для проведения уроков по данной тематике, а также её можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по литературе.

XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Данная разработка урока посвящена жизни и творчеству поэтов, лично знавших Пушкина и близких ему по художественным взглядам. К поэтам “пушкинской плеяды” относятся Батюшков, Д. В. Давыдов, А. Баратынский.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 3 группы, каждая получила творческое задание – создать литературные газеты, используя программу Microsoft Word по следующим темам:

1 группа – Жизнь и творчество поэта К. Батюшкова

2 группа – Д. Давыдов - поэт пушкинской поры.

4 группа – Е. Баратынский в пушкинском круге поэтов

В процессе создания литературных газет участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск фактологической информации, связанной с жизнью и творчеством поэтов, используя доступ в глобальную информационную сеть – Интернет. Учащиеся выбирали наиболее важную и интересную информацию из огромного литературного материала; знакомились с лирическими произведениями данных поэтов; учили понравившиеся стихотворения наизусть.

1) обучающие:

Выявить общность и различие поэтических систем на примере поэтов К.Батюшкова, Д.Давыдова, Е. Баратынского

2) развивающие:

Развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию,

делать выводы;

Закрепить умение составления синквейна;

3) воспитывающие:

Формировать любовь и уважение к литературным, музыкальным произведениям, а также к русской живописи как ценностям отечественной культуры;

Воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.

Тип урока: изучение нового материала;

Используемые технологии:

Технология критического мышления;

Технология сотрудничества (работа в группах)

Средства обучения:

Опережающая работа:

В процессе подготовки к уроку участники групп занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете; выпускают литературные газеты по творчеству Батюшкова, Денисова, Баратынского.

Межпредметные связи:

План проведения урока:

Организационный момент (1-2 мин)

Поэтическая пятиминутка (3-5 мин)

Литературная разминка (5-7 мин)

Объяснение нового материала:

А) вступительное слово учителя (5 мин)

Б) защита литературных газет (10 мин)

5. Физкультминутка (1-2 мин)

6. Закрепление изученного материала, интеллектуальная игра

7. Вывод урока: составление итогового синквейна (5 мин)

8. Объявление оценок, домашнее задание (3 мин)

Основная часть

Организационный момент: здравствуйте, дорогие ребята!

Начинаем наш урок! Урок литературы! А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. И это значит, что мы вновь будем восхищаться, наслаждаться поэзией, удивляться… Помогите мне, ребята! Продолжите: … (узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…). Достаточно, молодцы! Спасибо!

Поэтическая пятиминутка: начинаем наш урок литературы традиционно с поэтической пятиминутки. Сегодня её нам подготовила Лена Никитина, о выборе поэта и стихотворения она нам расскажет сама.

и на распечатках для каждого ученика)

III . Объяснение нового материала:

1. Вступительное слово учителя: Молодцы! Вы хорошо поработали!

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о литературе начала 19 века,

Послушайте строки Игоря Северянина:

Есть имена, как солнце! Имена

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине, поэте

Действительном в любые времена.

2. Историческая справка (фильм в программе Windows Movi e Maker Приложение 3)

«Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России.

(слайд №6) Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

- Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!

- А кто сегодня будет?

- Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!

(Василий Андреевич Жуковский …по щелчку) Записываем первое имя в тетрадь.

В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов

(…по щелчку), (записываем в тетрадь).

А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые: знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский (…по щелчку) – язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам.

Вчера ещё стенал над онемевшим садом

Ветр скучной осени и влажные пары

Стояли над челом угрюмыя горы

Иль мглой волнистою клубилися над бором,

Унынье томное бродило тусклым взором

По рощам и лугам, пустеющим вокруг.

А Пушкин ему отвечает:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт…

И, конечно же, всем нам хорошо знакомые строки, родные с раннего детства, помогайте мне, читаем вместе:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса……

Следующим именем в кругу старших современников великого поэта следует назвать имя Константина Николаевича Батюшкова (…по щелчку), записываем имя в тетрадь. Этому писателю ребята посвятили свою литературную газету. Итак, господа редакторы, корреспонденты, художники, вам слово.

3. Представление и защита литературных газет: (выступление учащихся, газета прикрепляется на магнитную доску).

Ещё одну литературную газету ребята посвятили творчеству героя войны 1812 года, предводителю партизанских отрядов, лихому гусару, другу Пушкина - Денису Давыдову (…по щелчку) Слушаем их.

Следующая творческая группа посвятила свою литературную газету творчеству Евгения Абрамовича Баратынского (…по щелчку)

Ну и, конечно же, в кругу пушкинской плеяды находятся такие имена, как

(слайд № 7) Итак, мы с вами только прикоснулись к изучению этой удивительной эпохи, познакомившись лишь с некоторыми поэтами пушкинского окружения. Тем не менее знакомство с этими поэтами нам позволяет сделать вывод, что каждый из них по-своему, столь же деятельно участвовал в литературной жизни первых десятилетий

19 столетия. Их стихи нередко становились событиями, рождали восторги, надежды и разочарования, вызывали яркие отклики критиков и собратьев по перу. Без сомнения, Пушкин не похож ни на одного из представленных здесь героев, но в каждом из них мы угадываем некоторые пушкинские черты.

(составление синквейна). Ну а сейчас, в качестве вывода нашего урока предлагаю написать синквейн. (слайд 8)

Первая строка – тема нашего урока –

Поэты пушкинской поры…

Желаю вам творческих успехов!

(Возможный вариант синквейна:

Поэты пушкинской поры…

Удивительные, творческие, талантливые, такие разные,

Пишут, творят, радуют читателей, восхищают…

Каждый внёс свой вклад в развитие русской литературы

Их объединяет имя Пушкина!

VI. Домашнее задание (слайд №9)

1. Дополнить презентацию о Пушкине (индивидуальное задание);

2. Выразительное чтение одного из стихотворений Пушкина (из учебника);

4. Найти в интернете иллюстрации к роману (индивидуальное задание).

И напоследок слова всё того же Игоря Северянина:

… Эпоха робкого дыханья… Где

Твоё очарованье? Где твой шёпот?

Практичность производит в лёгких опыт,

Чтоб вздох стал наглым,

И вот взамен дыханья –

Давайте позволим себе не согласиться с господином Северяниным. Пока мы с вами будем любить поэзию, восхищаться ею, изучать её, понимать – «эпоха робкого дыханья не покинет нас! Всем спасибо! До свидания!

Список использованной литературы:

2) Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : Пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2003.

4) Русская литература 19 века. 9 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: В 2 ч. – Ч.1. – М., Московский Лицей , 2003.

5) Русские поэты XVIII – XIX веков: Антология/Сост. В.И.Коровина и В.А.Сайтанова – М.: Дет.лит., 1985 год.

6) Степанова Н.Л.Поэты пушкинской поры.- М.: Художественная литература, 1972.

Читайте также: