Конспект на тему движение транспортных средств

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель Швалева Ю. Р.

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.

-Закреплять знания детей о видах транспорта.

-Совершенствовать речь как средство общения.

-Осуществлять правильный подбор прилагательных к существительным, употреблять множественное число существительных.

-Продолжать учить проговаривать и запоминать пальчиковые игры.

-Развивать интерес детей к нетрадиционным формам рисования (крупой).

-Отрабатывать аккуратность при наклеивании крупы.

-Развивать познавательный интерес : наблюдательность, внимание, память, мышление.

-Развивать мелкую моторику руки у детей посредством пальчиковых игр, имитации видов транспорта, работы с крупой.

-Воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.

Оборудование: дорожные знаки, схемы, магнитная доска и мольберт, заготовки бумажных корабликов, игрушки: Красная шапочка, кукла (мальчик, Незнайка, иллюстрации транспорта и видов транспорта, клей, кисти для клея, салфетки, крупа: манка и пшено.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг. К нам сегодня пришли гости, посмотреть на нас, как мы будем отвечать громко, правильно. Поздороваемся с гостями.

Дети. Здороваются.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А потом пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

И занятие начнём.

Воспитатель. Посмотрите в окно! Какой сегодня замечательный день. Несмотря на то, что на улице пасмурно, у нас с вами хорошее настроение.

Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам отправимся в путешествие. Хотите? (Да)Но сначала я загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать. Тогда мы узнаем, на чем отправимся в путешествие. Слушайте внимательно.

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус).

2. Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль).

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед).

4. Ходит город- великан

На работу в океан. (Корабль).

5. Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит

И меж собою говорит. (Самолет).

6. Железные избушки

Прицеплены друг дружке.

Одна из них с трубою,

Везет всех за собою. (Поезд).

Воспитатель. Молодцы ребята!

Вы назвали самолет, автомобиль, автобус, корабль. А как можно назвать все эти названия одним словом?

Дети. Самолет, корабль, автомобиль- это транспорт.

На картинках изображено несколько видов транспорта. Нужно эти картинки с транспортом расположить правильно под схемами : на небе, на воде и на дороге (на земле).

Дети работают у доски.

Воспитатель. Почему автобус и автомобиль расположили на дороге?

Дети. Автобус и автомобиль-это наземный вид транспорта.

Воспитатель. Теплоход и катер расположили на воде (т,е, на картинке). Почему?

Ответы детей. Теплоход и катер относятся к водному транспорту.

Воспитатель. Почему самолет и вертолет расположили на небе?

Дети. Самолет и вертолет летают высоко в небе по воздуху.

Воспитатель. Молодцы, правильно!

Воспитатель. И мы отправляемся в путешествие на наземном транспорте. Давайте представим, что мы все водители автобусов. Покажем, как водители рулят (имитация руля, проходим вокруг столов).

Воспитатель. Путешествие у нас не обычное, а с заданиями, которые у сказочных героев, поможем героям решить их проблему? (Да)

А вот и первое задание.

Открываем красный конверт с заданием:

Воспитатель. Ну что же, поможем Красной шапочке? (Да).

- Скажите, пожалуйста, по какой части улицы должны идти люди или пешеходы?

Дети. Пешеходы должны ходить по тротуару.

Воспитатель. А по какой части улицы должны ездить машины?

Дети. Машины должны ездить по проезжей части.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Я думаю, Красная шапочка осталась довольна.

А мы отправляемся дальше в путешествие на воздушном транспорте.

Воспитатель. Ребята, покажем, как летают самолеты (имитация самолета).

Воспитатель. У нас следующее задание, в синем конверте. К нам пришел еще один наш любимый гость. И он тоже хочет нас о чем-то попросить. Прочитаем, что же пишет нам мальчик Коля.

Воспитатель. Дорожных знаков очень много, правда, ребята, но с некоторыми из них сегодня познакомим мальчика Колю и сами вспомним.

(Вывешиваю на доске знаки, дети рассказывают стихи про дорожные знаки.)

1. Этот знак такого рода-

Он на страже пешехода.

Переходим с вами вместе

Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)

2. В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

3. На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя.

Можно ехать, знайте, дети,

Только на велосипеде. (Велосипедная дорожка)

4. Знак запомните, друзья,

Взрослые и дети.

Там, где этот знак висит

Нельзя ездить на велосипеде. (Движение на велосипедах

5. А здесь, ребята, не до смеха

Ни на чем нельзя тут ехать.

Можно только своим ходом,

Можно только пешеходам. (Пешеходная дорожка)

6. Этот знак дорожный

Знают все на свете.

На дороге ДЕТИ! (Осторожно, дети)

Воспитатель. Дальше в путешествие отправимся на водном транспорте. Изобразим, как плывет корабль (имитация корабля).

Воспитатель. А здесь нас ждет Незнайка Он пишет:

Воспитатель. Дети, о каком чудовище пишет Незнайка?

Дети. Незнайка пишет о светофоре.

Воспитатель. Объясним Незнайке, чтобы он знал, что светофор- наш главный помощник на дороге, знать и понимать его сигналы очень важно. Давайте скажем значение сигналов светофора.

-Что означает красный сигнал светофора?

Дети. Красный сигнал светофора означает, что движение запрещено.

-Что означает желтый сигнал светофора?

Дети. Желтый сигнал светофора-предупреждает.

-Что означает зеленый сигнал светофора?

Дети. Зеленый сигнал означает, что движение разрешено, можно переходить дорогу.

Воспитатель. Правильно. Думаю, что Незнайка обязательно запомнит и будет знать, что

Если свет зажегся красный,

Значит двигаться опасно.

Желтый свет- предупрежденье-

Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит:

Желтый – руки на пояс,

Зеленый – шагаем на месте.

Воспитатель. Проходите ребята, за столы, приготовим свои пальчики, поиграем с пальчиками.

Будем пальчики сгибать,

Будем транспорт называть :

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Все пальцы в кулачки зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю украсить кораблик. Но украшать будем не обычным способом- а клеем и крупой. К столам проходите сначала девочки, а теперь мальчики.

-Кораблик состоит из двух частей: нижняя часть – корма, верхняя – парус. Я предлагаю верхнюю часть кораблика- парус посыпать манкой, а нижнюю часть- корму, пшеном.

-На столах перед вами в стаканчиках крупа. В одном стаканчике пшено. Потрогайте его пальчиками. По форме оно какое?

Дети. По форме пшено круглое.

Воспитатель. Какого оно цвета?

Дети. Пшено желтого цвета.

Воспитатель. В других стаканчиках – манка.

Давайте его потрогаем.

-Какого цвета манка?

Дети. Манка белого цвета.

Воспитатель. Манка по размеру такая же, как пшено?

Дети. Нет, крупинки пшена крупнее, чем крупинки манки.

Воспитатель. Перед вами заготовки корабликов. Украсим кораблики крупой!

-С помощью кисточки наносим клей на верхнюю часть корабля- парус. Затем берем пальчиками манку и посыпаем аккуратно парус. То же самое мы должны сделать с нижней частью кораблика- кормой.

-Подождем немного, пока кораблики подсохнут.

-Поиграем с пальчиками.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки друзья-

Это лодочка моя.

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Воспитатель. У вас на столах подносы. Двумя ручками берем листочки и аккуратно лишние крупинки встряхнем в подносы.

Воспитатель. У каждого корабля есть капитан- моряк.

Я хочу подарить вам медали моряков.

Девочкам подарю розовые медальки, а мальчикам синие.

Воспитатель. Вот и пришло время попрощаться с нашими любимыми сказочными героями. Они очень рады, что мы помогли им.

Дети. До свидания.

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами снова возвращаемся в группу. Скажите, вам понравилось путешествие с заданиями? Что именно понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель. Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня отвечали активно. (Отметить каждого ребенка).

Воспитатель. Ребята, поблагодарим наших гостей за внимание, мы очень надеемся, что понравились им.

Воспитатель. Попрощаемся с гостями.

Дети. До свидания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Движение транспортных средств

Цель: - раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе / селе, поселке;

Задачи: - вспомнить основные правила поведения на дороге;

Тип урока: комбинированный

Учебно-методическое обеспечение: учебник.

Организационный момент

Проверка отсутствующих, оформление тетрадей.

Актуализация знаний

Вспомнить с учащимися пройденный материал в 6 классе.

Изучение нового материала

Вопросы для учащихся.

Какова интенсивность движения вокруг школы? По каким пешеходным путям вы идете к ней? Где и как вы пересекаете дорогу? По какому пути идти к школе безопаснее?

С каждым годом увеличивается население страны., растет и число транспорта на дорогах. Мы настолько привыкли к машинам, что порой забываем, что это источник повышенной опасности, это сотни килограммов металла на стремительных колесах. От нас с вами, от всех участников движения зависит благополучие на дорогах, будут ли машины нашими помощниками и друзьями, или они принесут беду, порой непоправимую. Нельзя забывать о том, что машину может занести на повороте, может отказать руль и т.д., машины не всегда управляемы. А если в это время дорогу перебегает взрослый или ребенок? Даже если машина исправна, водитель при всем своем мастерстве и желании не может остановить ее мгновенно. Вот почему так важно выработать в себе привычку не торопиться, не экономить секунды, перебегая дорогу перед транспортом.

Сегодня делается многое, чтобы лучше организовать движение транспорта и пешеходов. Строятся пешеходные переходы, устанавливаются светофоры, выставляются дорожные знаки, на проезжей части улиц и дорог наносятся специальные линии разметки и устанавливаются дорожные ограждения. Четкая и бесперебойная работа транспорта может быть только в том случае, если и пешеходы, и водители будут взаимно предупредительны, внимательны к окружающей обстановке, будут строго соблюдать установленные правила движения.

Основным правилам поведения на дороге учащиеся обучались в начальной школе, а вспомнить их помогут следующие вопросы.

Перейти улицу – это просто или сложно? Почему? Многие уверены, что нет ничего проще: посмотри налево, направо и шагай, если машин нет. Перейти улицу было бы просто, если бы машина всегда была заранее замечена пешеходом. Но на дороге много машин, стоящих и движущихся, за одной может быть скрыта другая. Заметить ее вовремя не всегда просто.

Какое главное правило при переходе улицы? Переходить ее надо только в установленных местах на перекрестках и пешеходных переходах, но самое главное – обеспечить себе хороший обзор дороги справа и слева. А там, где обзор плохой (стоят машины, кусты, деревья и другие помехи), необходимо, по возможности, отойти подальше от стоящих машин, кустов, мешающих осмотреть дорогу.

Как быть, если все же приходится переходить улицу рядом со стоящим автомобилем или другой помехой обзору? Может оказаться так, что как раз там, где разрешен переход, сломалась и стоит машина. В таких случаях подойдя к ней (или другому предмету, который мешает обзору), необходимо остановиться и осторожно выглянуть. Только убедившись в том, что скрытой опасности нет, можно переходить.

Почему опасно переходить улицу бегом? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге. А при переходе улицы главное – внимательно посмотреть и влево, и вправо, потому что часто улица обманчива: кажется безопасно, но внезапно может выехать машина из переулка или из-за другой машины. Еще труднее заметить мотоцикл.

Общественный транспорт - это специальные средства, предназначенные для перевозки людей: трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси, метрополитен.

Пассажир - лицо, пользующееся ТС и находится в нем, но не участвует в управлении им.

Во время движения ТС пассажиры должны сидеть на сиденьях или, если это разрешено, стоять в предназначенных для этого местах, держась за поручни, ручки или другие приспособления, чтобы не упасть в случае резкого торможения ТС в сложных дорожных обстоятельствах. Запрещается открывать двери ТС, а также препятствовать закрытию дверей ТС перед началом движения, ездить на подножках или каких выступлениях ТС.

Посадка и высадка пассажиров должна происходить только после полной остановки ТС и только с площадки для посадки, а за его отсутствия - с тротуара или обочины, а если и это невозможно - по крайней полосы проезжей части, через задний борт автомобиля при условии, что это будет безопасно, не будет мешать и не создаст помех другим участникам дорожного движения.

Посадку в общественный транспорт, что уже отходит, делать запрещается.

На трамвайных остановках , не оборудованных площадками для посадки (остановка трамвая расположена посередине улицы), начинать переход проезжей части дороги с целью посадки в трамвай разрешается только после полного остановки.

После выхода из трамвая , если рельсы проложены посередине проезжей части дороги, пешеходы должны соблюдать Правила дорожного движения. Нельзя внезапно выбегать на проезжую часть, предназначенную для движения нерельсового транспорта. Если пешеходам, которые вышли из трамвая, необходимо перейти на противоположную сторону дороги, им следует выйти сначала на ближайший тротуар, пешеходную дорожку или обочины, определить, где находится участок дороги с разрешенным переходом, и перейти там проезжую часть с соблюдением соответствующих требований Правил дорожного движения.

Учащиеся помечают в тетради:

Общее правило: трамвай обходите спереди, автобус и троллейбус сзади.

Посадку и высадку пассажиров из легкового автомобиля стоит делать не на проезжей части, а в специально отведенных для этого местах или возле бордюра дороги (на специально отведенной для этого площадке, на обочине, возле тротуара, на крайней полосе дороги и только после полной остановки транспортного средства). Посадку и высадку необходимо производить со стороны тротуара (обочины); если это невозможно, то с крайней полосы проезжей части (но не со стороны сопредельной полосы движения).

Необходимо помнить, что самым опасным является переднее сиденье рядом с водителем, поэтому перевозка детей до 12 лет на этом сидении строго запрещено.

Наиболее безопасные задние сиденья, особенно сидение за водителем, поэтому там необходимо помещать специальные детские сиденья.

При столкновении или резком торможении ребенок, сидящий на коленях у не пристегнутого ремнем безопасности взрослого, может пострадать не только от удара, но и от массы взрослого.

При столкновении автомобилей или наезде на препятствие тем, кто сидит в салоне легкового автомобиля, необходимо принять положение, что препятствует перемещению вперед и защитить голову. Для этого водитель должен упереться ногами в пол, голову наклонить вперед и, напрягая все мышцы тела, упереться руками в руль. Пассажир, сидящий на переднем сидении, должен принять такую же позу, упершись руками в переднюю панель автомобиля. Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если в салоне автомобиля находится ребенок, его нужно крепко прижать, накрыть собой и также упасть набок.

Во время езды на велосипеде не стоит очень сильно держаться за руль, смотреть нужно не на колесо, а метров на 5-6 вперед. Педали нужно вращать равномерно, без толчков. При наклоне велосипеда руль нужно повернуть в ту же сторону, и тогда велосипед выпрямится.

Во время езды на велосипеде корпус должен быть слегка наклонен вперед, руки согнуты в локтях. На педаль нужно нажимать передней частью ступни.

Двигаться по дороге на велосипеде разрешается лицам, достигшим 14-летнего возраста. При движении по дороге велосипедист должен иметь карточку с информацией о себе.

Велосипеды должны быть оборудованы звуковым сигналом и светоотражателями: спереди - белого цвета, по сторонам - оранжевого, сзади - красного.

Для движения в темноте и в условиях недостаточной видимости на велосипеде необходимо включить фонарь (фару).

Водители велосипедов, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения.

Колонна велосипедистов, движущаяся по проезжей части, должна быть разделена на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80-100 м.

Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, водители мопедов и велосипедов обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, которые двигаются по дороге.

Запрещается

1) Управлять велосипедом с неисправным тормозом, звуковым сигналом, а затемно и в условиях недостаточной видимости - с невключенной фарой и без светоотражателей;

2) двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом есть велосипедная дорожка;

3) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);

4) во время движения держаться за другое транспортное средство;

5) ездить не держась за руль и снимать ноги с педалей;

6) буксировать велосипеды.

Велосипедисты могут перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять транспортным средством и не создают препятствий другим участникам дорожного движения.

Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров на велосипеде, за исключением детей до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежно закрепленными подножками.

Обобщение и систематизация знаний

Какое главное правило при переходе улицы?

Вспомните общее правило, где нужно переходить транспортное средство?

С какого возраста можно передвигаться на велосипеде по дороге?

До какого возраста нужно ездить детям в детском кресле?

Информирование о домашнем задании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под порядком движения понимают взаимосвязанные правила расположения транспортных средств на проезжей части, .

ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Под порядком Движения понимают взаимосвязанные правила расположения транспортных средств на проезжей части, маневрирования, в том числе правила обгона, встречных разъездов, подачи предупредительных сигналов, а также ограничения, касающиеся скоростных режимов движения транспортных средств. расположение транспортных средств на проезжей части. Пропускная способность дороги зависит от ширины ее проезжей части. Однако, чем шире дорога, тем строже должно упорядочиваться на ней движение разнообразных транспортных средств.

Транспортные средства никогда не движутся строго прямолинейно. Даже на самой хорошей дороге они постоянно отклоняются то в одну, то в другую сторону. Поэтому ширина полосы, занимаемой автомобилем при движении, больше его габаритной ширины. Максимальная ширина транспортных средств 2,5 м, а ширина полосы движения 3,0—3,75 м., следовательно, дорога с проезжей частью шириной 6—7 м имеет по одной полосе для движения в каждом направлении, шириной 9—l1 м — три полосы, а 12—15 м — четыре полосы для движения в обоих направлениях.

Информацию о числе полос для движения в одном направлении безрельсовых транспортных средств водители получают с помощью продольной разметки или дорожных знаков 5.15.l, 5.15.2, 5.15.7 и 5.15.8. На дороге, проезжая часть которой разделена на полосы линиями разметки, водители должны вести транспортные средства строго по полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

Если разметка и знаки отсутствуют, водители сами определяют число полос с учетом ширины транспортных средств и необходимых интервалов (боковых расстояний) между ними. При этом следует считать стороной, предназначенной для встречного движения, половину ширины расположенной слева проезжей части. Безопасный интервал зависит от скорости движения транспорт ны х средств: чем больше скорость, тем большим должен быть интервал. В пределах скоростей 20—90 км/ч безопасный интервал при следовании транспортных средств в одном направлении 0,9 - 1,6, а при встречном движении – 1,2 – 1,9 м.

Общее правило расположения транспортных средств на проезжей части таково: чем ниже скорость, тем ближе к правой стороне дороги нужно двигаться, а для быстроходных транспортных средств предназначены левые полосы. В связи с этим чрезвычайно опасен и поэтому запрещен выезд транспортных средств на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если на дороге с двусторонним движением имеются четыре полосы и более. По этой же причине тракторы и другие механические транспортные средства, у которых конструктивные особенности или техническое состояние не позволяют двигаться со скоростью более 40 км/ч, на любых дорогах должны следовать по крайней левой полосе. Это необходимо, чтобы исключить заторы и помехи движению. Менять полосу этим транспортным средствам можно лишь для объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево или разворотом.

Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд, возможно правее. Если же эти транспортные средства не создают помех пешеходам, допускается их движение по обочине.

Вне населенных пунктов на дорогах всех типов водители любых транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Это создает благоприятные условия для опережения и обгона на дорогах, имеющих две полосы и более для движения в одном направлении, а также для более безопасного обгона на наиболее загруженных дорогах.

Во всех перечисленных случаях водителям запрещается занимать левые полосы, если свободны правые. Если же заняты правые полосы, разрешается движение по левым. Однако на дорогах, обозначенных знаками 5.1 и 5.3 для исключения помех быстроходным транспортным средствам запрещается движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы.

Большинство улиц в населенных пунктах позволяет транспортным средствам двигаться сравнительно медленно и ближе друг к другу, чем вне населенных пунктов, потребность же в перестроении возникает чаще. Поэтому в населенных пунктах с учетом изложенных выше требований Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. Однако, учитывая достаточно высокую плотность расположения транспортных средств на проезжей части (ограниченные дистанции и интервалы), менять полосу разрешается только перед поворотом налево, разворотом, обгоном или остановкой.

Итак, в населенных пунктах и вне их на дорогах, имеющих несколько полос одного направления, возможно движение не только по правым полосам. Причем движение транспортных средств по одной полосе со скоростью, большей, чем по соседней полосе, т. е. с опережением, не считается обгоном, если это связано с перестроением на ранее занимаемую правую полосу.

Однако если на любых дорогах для движения транспортных средств в одном направлении имеется три полосы (или более на крайнюю левую полосу можно выезжать только при интенсивном движении на остальных полосах, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 3,5 т — только для поворота налево и разворота. На дорогах в населенных пунктах с односторонним движением, имеющих три полосы и более, выезжать на левую полосу разрешается, кроме того, для останови стоянки, а для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т — только для остановки с целью загрузки или разгрузки.

В городах и населенных пунктах с оживленным движением основную массу пассажиров перевозят маршрутные транспортные средства — трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрут такси. Чтобы обеспечить бесперебойную и безопасную раб этих транспортных средств, для них предусмотрены некоторые преимущества. Так, трамвай имеет преимущество перед всеми безрельсовыми транспортными средствами не только на перекрестках, но и вне перекрестков, когда его пути пересекают путь движения безрельсовых транспортных средств.

Трамвайные пути не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Для повышения пропускной способности дорог по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, можно двигаться и безрельсовым транспортным средствам, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне повороте налево или развороте. Такое движение допускается вне перекрестков, а при отсутствии знаков 5.15.1 или 5.15.2 — и при проезде перекрестков. При этом в любом случае нельзя создавать помехи для движения трамвая. Поэтому перед выездом на трамвайные пути нужно рассчитывать на то, что их можно будет достаточно быстро освободить.

Особенно нежелательна задержка безрельсового транспортного средства на трамвайных путях в местах, возле которых обычно устраивают трамвайные остановки. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.

Если на дороге выделена специальная полоса для маршрутных транспортных средств, обозначенная знаками 5.14 или 5.11.l, 5.13.1, 5.13.2, то движение других транспортных средств по этой полосе запрещено. Нельзя по этой полосе и останавливаться, исключение составляют случаи, когда полоса, обозначенная знаком 5.14, расположена у правого края проезжей части и не отделена от нее сплошной линией разметки. На эту полосу можно заезжать при въезде на дорогу с правым поворотом, для остановки при посадке или высадке пассажиров. На эту полосу можно также перестраиваться перед поворотом направо, если при этом не создается помеха водителям, для которых предназначена данная полоса.

При виде троллейбуса или маршрутного автобуса, отъезжающих в населенных пунктах от обозначенных остановок, водители должны уступить им дорогу, т. е. снизить скорость или заблаговременно перестроиться на соседнюю полосу. В свою очередь, водители троллейбуса и автобуса перед началом движения обязаны убедиться в том, что им уступают дорогу.

Вне населенных пунктов, где транспортные средства движутся с более высокой скоростью, водители троллейбусов и маршрутных автобусов при начале движения преимущества не имеют.

В отдельных регионах встречаются трехполосные дороги, обозначенные продольными линиями разметки (кроме разметки 1.9), с шириной проезжей части 9 — l1 м, по которым организовано двустороннее движение. Средняя полоса на таких дорогах предназначена только для объезда, обгона, поворота налево и разворота. Выезд на крайнюю полосу, предназначенную для встречного движения, запрещен.

В некоторых городах наблюдается резкое изменение интенсивности движения по направлениям в разное время суток и в различные дни недели. Так, например, в пятницу вечером большое количество горожан выезжает на дачи, и основная масса транспортных средств движется из города в пригородные зоны. В воскресенье вечером и понедельник утром жители возвращаются на работу, и число транспортных средств, движущихся в город, в несколько раз больше выезжающих из города. Во многих городах утром заметно увеличивается интенсивность движения от жилых массивов в сторону районов с крупными предприятиями или учреждениями, а вечером — в обратную сторону.

Чтобы избежать заторов и повысить пропускную способность дорог, в таких районах применяют реверсивное движение. для этого в середине проезжей части специальной разметкой выделяют одну или несколько полос. В начале и конце каждой полосы Следование по трехполосным дорогам с двухсторонним Движением устанавливается реверсивный светофор, который в зависимости от плотности транспортного потока запрещает или разрешает движение по полосе. Начало участка, на котором организовано реверсивное движение, обозначают дорожным знаком 5.8, конец такого участка — знаком 5.9, а выезд на дорогу с реверсивным движением — знаком 5.10.

Выезд на реверсивную полосу разрешается при включенном зеленом сигнале светофора или при перестроении с соседней полосы, по которой осуществляется движение в том же направлении.

При запрещающем сигнале светофора по реверсивной полосе транспортные средства движутся во встречном направлении. Если светофор выключен, выезд на реверсивную полосу запрещен. В этих случаях реверсивная полоса разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Если водитель заметил, что выключается разрешающий сигнал светофора, он должен немедленно покинуть реверсивную полосу, выехав вправо, так как на реверсивной полосе может начаться встречное движение.

После выезда на дорогу с реверсивным движением, обозначенную знаком 5.10, водители должны двигаться только по крайней правой полосе, так как они могут не заметить, как располагается реверсивная полоса и какой сигнал светофора включен. Перестраиваться они могут только, убедившись в том, что движение в данном направлении разрешено и по другим полосам.

Все транспортные средства должны двигаться только по проезжей части, не выезжая на тротуары и пешеходные дорожки. На обочины можно выезжать лишь для остановки и стоянки транспортных средстве

Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна обеспечиваться безопасность движения.

При движении в транспортном потоке следует постоянно уделять внимание движущемуся впереди транспортному средству лидеру. Часто переднее транспортное средство ограничивает обзор дороги, поэтому во избежание столкновений с лидером при внезапном его торможении водитель должен выбирать безопасную дистанцию. Она зависит от особенностей конструкции автомобиля-лидера, состояния проезжей части и главным образом от скорости движения.

Для однотипных транспортных средств, движущихся друг за другом с одинаковой скоростью, безопасная дистанция численно равна примерно половине скорости в километрах в час. Дистанция может быть и меньше указанной, если водитель, следующий за лидером, хорошо видит дорогу впереди лидера. При следовании автомобиля или автопоезда с пневматическим тормозным приводом за лидером, имеющим гидравлический привод, безопасная дистанция должна быть больше, чем рекомендовано. В любых ситуациях водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Транспортные средства, скорость которых не должна превышать 40 км/ч, на дорогах вне населенных пунктов должны выдерживать дистанцию, достаточную для того, чтобы обгоняющие их транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую полосу. При подготовке к обгону еще более тихоходных транспортных средств, а также при интенсивном движении и при движении в организованной транспортной колонне это требование не действует.

Конспект урока

Чтоб жить, не зная огорчения,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.

На всю улицу раздался пронзительный сигнал сирены.

- Пропустите меня скорей! Я тороплюсь к больному! Ему очень плохо, он нуждается в срочной помощи! Я везу к нему врача. Не мешайте мне, дайте дорогу! – “кричала” машина с красным крестом.

- Так что же мы должны делать? Ведь, для нас горит разрешающий сигнал светофора? – подумал Сергей услышав сирену.
- Действительно, как же быть пешеходам в этой ситуации?

Изучение нового материала.

Мы живем в XXI веке. Каждый человек хотя бы 1 раз пользовался каким-нибудь транспортом. А что такое транспорт? Давайте посмотрим в словарь.

1. Словарная работа

Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Термин транспорт происходит от транс (“через”) и portare (“нести”).

В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие категории: воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный и другой.

Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию — меньше.

Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота.

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. На сегодняшний день самой длинной протяженностью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %. Специализированная лёгкая железная дорога, применяемая в качестве городского пассажирского транспорта, называется трамваем. В нашем городе, есть тоже один из крупнейших ЖД узлов – Станция Валуйки.

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их. В качестве транспортных средств использовались: лошади, волы, слоны, верблюды, ламы, собаки.

Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура “по совместительству” является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные станции.

Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость.

3. Сценка “Баба Яга в городе”.

(Вдруг из-за угла появляется Баба Яга. Она растрёпана и очень сердита).

Баба Яга (Б.Я.). Безобразие! Постоянно одна и та же история!
В. Что с тобой Яга?
Б.Я. Оштрафовали! Не там видите ли улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! “Не положено, говорят, в городе на таком виде транспорта передвигаться”. Я им объясняю: Я – Баба Яга! Мне только на метле как раз и положено.

В. А они?
Б.Я. Иди, говорят, в лес. Там, пожалуйста, летай сколько угодно и хоть на чём.
В. Ну, так ты бы в другом месте, на другом участке улицу перелетела.
Б.Я. На другом? Там знаешь, сколько этих…как их…слово-то такое мудрёное.
В. Инспекторов что ли?
Б.Я. Вот-вот. В если этих нет, так знаков на дорогах понавешали, светофоров, указателей. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!

Попав в большой и шумный город
Я потерялась, я пропала!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно – я не знаю
Где мне дорогу перейти?
Ребята! Вы мне помогите!
И если можно, расскажите…
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!

1-й ученик . Не переживай. Оставайся с нами.
2-й ученик. Мы тебе поможем!

В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 3 января 1683 года. Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне.

5. Практика под руководством учителя.

- Перед вами круги различного цвета. Ваша задача собрать из них светофор.

Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.

Ежегодно на дорогах Донецкой Республики погибает около 120 человек, среди них половина детей чьих-то самых лучших друзей, самых любимых, чьих-то самых, самых…

24 тысячи получают ранения. Это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Кто виноват в их смерти? Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит непослушания и забирает жизни.

- Ребята, мы с вами уже 5 год на уроках ОБЖ изучаем знаки дорожного движения. И я сейчас проверю, как вы их знаете. Я читаю стихотворение, кто догадается выбирает нужный знак.

“Азбука дорог”.

- Я читаю стихотворение, кто догадается, выбирает нужный знак.

Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослый,
На ту сторону ведет – (пешеходный переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро не возможно,
Знают люди все на свете:
в этом месте ходят…… (дети)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте –
Дети, только на …… (велосипеде)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской…….. (помощи)
Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить
Должен знать и ты, и он
В этом месте…(телефон)
Какой дорожный знак
расположен в районе нашей школы?

Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

Кроссворд “Самое важное на дороге”.

1. Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

2. Трехглазый постовой. (Светофор)

3. Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

4. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

5. Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

Читайте также: