Конспект на тему древняя спарта

Обновлено: 03.07.2024

Полис это город-государство, община свободных полноправных граждан, каждый из которых имеет право (обязанность) на получение надела из земель полиса, на участие в управлении им, на защиту полиса в народном ополчении.

Олигархия это власть немногих.

Илоты жители Древней Греции, обращенные завоевателями-дорийцами в рабство.

Периэки неполноправная часть населения Спарты, обладающая личной свободой, но лишенная политических прав.

Апелла народное собрание в Древней Спарте.

Герусия совет старейшин Древней Спарты, состоявший из 28 человек старше 60 лет.

Эфоры наблюдатели, следившие за исполнением законов и поведением в Древней Спарте.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 1975.
  3. Ляпустин Б. С. Древняя Греция. – М.: Дрофа, 2007.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова племена дорийцев. Они обосновались в Южной Греции на полуострове Пелопоннес. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Известна она была и как Лакедемон, хотя название Спарта стало более распространённым.

Такое деление спартанского общества существовало с 8 века до нашей эры, определялось оно законами легендарного Ликурга. Надо сказать, что эти законы спартанцы на протяжении многих столетий считали лучшими в Греции и вечными. Законы Ликурга запрещали частную собственность. Спартанец не мог оставить свой надел в наследство сыну или продать. Земля и работавшие на ней илоты считались собственностью государства.

Вся жизнь в Спарте была организована по военному образцу.

В жилищах спартанцев было только самое необходимое. Пищу употребляли скудную. Каждый день ели похлёбку, невкусную, но питательную. Спартанцы одевались одинаково летом и зимой.

Спартанское воспитание отличалось суровостью. Новорожденного осматривали старейшины. Если ребёнок рождался больным, его безжалостно бросали в пропасть. Спартанцам нужны были только здоровые дети. Их целью было вырастить идеальных воинов, готовых беспрекословно подчиняться приказам.

Главным в воспитании мальчиков являлись военная подготовка, физические упражнения, а также хоровое пение, укреплявшее чувство общности, как считали спартанцы.

Девочек тоже готовили к суровой жизни. Они занимались бегом, метанием диска и копья.


Спартанки славились своим здоровьем, выносливостью и скромностью.

Между Спартой и Афинами давно царили непримиримые разногласия. Главным образом, они были обусловлены различной формой государственности этих крупных античных полисов и стремлением установить своё господство над всей Грецией.

Крупнейшие государства образовали вокруг себя альянсы полисов, в которых господствовал аналогичный государственный строй. Спарта возглавила Пелопоннесский союз, а Афины – Делосский.

Война началась в 431 году до н.э. и длилась 27 лет. В истории она сохранилась под названием Пелопоннесской войны и проходила в два этапа.

Первый этап известен как Архидамова война – в честь Архидама II – спартанского царя. Спартанцы совершали регулярные военные набеги в Аттику, в то время как Афины сосредоточили все свои силы на море, контролируя побережье Пелопоннеса. Ионийская война – завершающий этап Пелопонесской войны. В 415 году до н. э. афиняне направили свои силы на атаку Сиракуз, однако они были полностью разгромлены. Спарта, получив весомую финансовую помощь от Персии, смогла построить мощный флот и оказать поддержку полисам, зависимым от Афин. Тем самым правители Спарты смогли основательно подорвать мощь Афинского государства и лишить его превосходства в Эгейском море. Уничтожение афинского флота в 405 году до н.э. поставило завершающую точку в этой войне, и в следующем году Афины были вынуждены капитулировать.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Ключевые слова конспекта: Спарта, полис, спартанцы, Ликург, народное собрание,

Спарта — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.

Основным занятием мужчин-спартанцев было военное дело. Им запрещалось заниматься другим делом. Общество делилось на:

  • спартанцев — обладали всеми правами;
  • периэки — коренное население Лаконики, сохранили личную свободу, но не принимали участие в управлении государством;
  • илотов — местные жители Древней Спарты, покоренные спартанцами и ставшие государственными рабами, прикрепленные к участкам земли.

Систему госуправления в Спарте создал законодатель Ликург. Основным органом управления стало Народное собрание (апелла), куда входили только мужчины-спартанцы. Собрание объявляло войну, заключало мир, выбирало:

  • Совет старейшин (герусия), в который избирались пожизненно спартанцы старше 60 лет, им принадлежала фактическая власть;
  • двух царей, которые осуществляли руководство вооруженными силами, являлись верховными жрецами и выполняли некоторые судебные функции;
  • пять эфоров, сроком на один год, наблюдавших за соблюдением законов.

спарта

Пример Спарты в этом отношении наиболее показателен, поскольку именно здесь выступают с наибольшей отчетливостью основные признаки, унаследованные полисом от его исторической предшественницы. И, вместе с тем, особенно заметны существующие между ними принципиальные различия. в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось.

Не исключено также, что у спартанцев сохранялись даже какие-то элементы общинной организации. Особая форма рабовладельческого хозяйства, сложившаяся в Спарте, предполагает в качестве естественного и необходимого дополнения особый тип организации. Или, другими словами, особый тип полисного строя. Особенность спартанской формы полиса заключается в том, что лежащий в самой природе античной собственности принцип коллективизма получил здесь яркое выражение. Воплотился в самом жизненном укладе спартиатов, пронизанном идеей равенства.

Спарта

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать чувство уважения к истории других стран.

I.Организационный момент.

Самостоятельная работа

О ком идет речь:

2.В каком году этот человек, избранный архонтом в Афинах, провел реформы?

3.Что такое ареопаг, реформы; кто такие архонты, граждане?

4.Вставьте нужные слова:

Учитель: Итак, мы познакомились с реформами Солона, которые он проводил в Афинском государстве. Греция была небольшой страной, но полисов там было много. Наиболее значительными среди них были Афины и Спарта. Греки говорили: наша Родина –Эллада, так они называли Грецию, стоит на двух ногах: Афины и Спарта. Сегодня мы познакомимся со Спартой-крупнейшим греческим полисом, узнаем, как жило население, как осуществлялось управление; сравним Спарту с Афинами.

III. Изучение новой темы

2.Спартанцы и илоты.

3.Управление в Спарте.

4.Спарта –военный лагерь. Воспитание спартанцев.

С помощью ИКТ-технологий создать яркие, запоминающиеся образы, связанные с историей Древней Спарты (см. Приложение 1)

Местоположение Спарты.

Работа с картой.

Учитель: Обратите внимание на карту. Покажите на карте Спарту и словами опишите ее местоположение.

Работа с учебником: О происхождении названия п-ова Пелопоннес греки сложили миф. Прочитайте его.

Спарта является древнейшим городом Греции, возникшим еще в IX в. до н.э. во время последней волны переселения дорийских племен. Коренные жители Лаконики ахейцы были завоеваны дорийцами. Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились на одном месте – на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население илотами. В VII в. до н.э. спартанцы после ожесточенной войны присоединили еще одну область Мессению, которая также вошла в Спартанское государство.

Закрепление:1. В какой части Греции, на каком полуострове, в какой области находилась Спарта?

Спартанцы и илоты

Самостоятельная работа с текстом учебника: прочитать п.1 стр.140-141 учебника,

положение в государстве?

Закрепление:

Учитель: Спартанцы -это полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только они имели право на участие в управлении государством.

Периэки - свободное население, потомки коренных жителей Лаконики. Когда-то они добровольно подчинились дорийцам. Они занимались торговлей и ремеслом и только, чем-то другим им заниматься было запрещено. В управлении государством они не принимали участия и должны были платить дань спартанцам.

Илоты - закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. Они должны были заниматься только земледелием, обрабатывать землю спартанцев, земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев. Некоторые историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других полисов. Они были греками (в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков). Жили на земле своих предков, жили семьями, продавать их было нельзя, они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству.

1.Почему спартанцы никогда не расставались с оружием?

2. Чем вызвана эта страшная жестокость?

3.За что спартанские юноши убивали ни в чем не повинных илотов, которые работали на них?

3.Управление в Спарте.

Работа со схемой

Управление в Спарте


Два царя командовали войском


Г ерусия Совет старейшин решал важнейшие дела,

Геронты (пожизненно, обладал бесконтрольной


не моложе 60 лет) властью

(мужчины-спартанцы)

Выбирало эфоров вопросы войны и мира

(следили за деятельностью

Вопрос: Чем отличалось управление в Афинах и Спарте?

4.Спарта – военный лагерь. Воспитание спартанцев.

Учитель: Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие- военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт. В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть.

Работа с историческим документом

Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали. Чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и неразборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии… Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы – за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.

Вопрос: Почему спартанские мальчики часто были невежественными, ограниченными и жестокими людьми?

Вопрос: Что хотела сказать этими словами женщина?

Учитель: Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле [2].

Вопрос: Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?

Вывод: VI век до н.э. Спарта – одно из самых могущественных государств – полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия.

IV Закрепление изученного материала.

1. Город Спарта был основан в

А) Лаконике Б) Мессении

В) Атике Г) на острове Крит

2. Выберите неправильный ответ. Органы управления в Спарте:

А) совет старейшин Б) Народное собрание

3 Выберите правильный ответ. Как в Спарте назывались рабы,

принадлежащие Спартанскому государству?

А) илоты Б) триеры В) архонты Г) демос

4. Объясните смысл спартанского изречения. Со щитом или на щите.

А) мужественно сражаться, погибнуть или победить

Б) во что бы то ни стало вернуться живым

В) победить любой ценой.

5. Назовите город, который соответствует данному описанию.

А) Афины Б) Спарта В) Микены

6. В Спарте в наибольшей степени ценились виды деятельности:

А) наука Б) земледельческий труд

В) труд ремесленника Г) военное дело Д) торговля

7. Лаконичная речь:

А) речь краткая, ясная, четкая

Б) речь красивая, яркая, многословная

В) речь таинственная, со скрытым смыслом.

8. В Совет старейшин входили граждане не моложе

А) 40 лет Б) 50 лет В) 60 лет Г) 70 лет

9. Войском спартанцев командовали

А) выборные полководцы Б) старейшины В) цари

Найдите в тексте ошибки.

В областях Аттика и Мессения в результате продвижения дорийских племен на реке Эврот возник город Спарта.

Он был очень красив: храмы, украшенные колоннами, бронзовые и мраморные статуи. Самой шумной частью города была рыночная площадь – агора. Здесь спартанцы вели торговлю, проводили народное собрание. В нем принимали участи все граждане Спарты. Здесь выбирали двух царей, архонтов и эфоров. Эфоры следили за исполнением обязанностей архонтами и царями. Спартанцы были очень трудолюбивы. Они занимались земледелием и разведением оливок и винограда, мореплаванием и торговлей с другими полисами. Выборы у спартанцев происходили путем опускания черных (против) и белых (за) камешков в сосуд. Такое голосование греки других полисов называли детским. Афиняне называли спартанцев знатоками, т.к. они всю жизнь учились писать, читать, петь и танцевать.

Домашнее задание: прочитайте параграф 31, ответьте на вопросы.

Вигасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира. Просвещение, 2007

О.В. Арсаланова, К.А. Соловьев Поурочные разработки по истории Древнего мира,М.:ВАКО,2007.

Книга для чтения по истории древнего мира. Под ред. А.И. Немировского. – М., Просвещение,1981.


Урок описывает жизнь в полисе воинов – Древней Спарте. Рассказывается о покорении спартанцами жителей Лаконии и превращении их в илотов. Описывается быт и основные занятия спартанцев, принципы воспитания детей и управление государством.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Древняя Спарта"

Вопросы занятия

· Территория Древней Спарты

На прошлых уроках вы познакомились с таким греческим полисом как Афины, узнали о жизни в нем и развитии демократии.

На этом уроке мы рассмотрим особенности развития еще одного города-государства – Спа́рты.

Сегодня вам предстоит узнать о том, где находилась Спарта; кто такие илоты и что значит говорить лаконично; познакомиться с политическим устройством полиса и воспитанием спартанцев.

Территория Древней Спарты.

В первую очередь, посмотрим на карту Древней Греции и узнаем, где же находилась Древняя Спарта. Это область Лако́ния.


Здесь протекает река Эвро́т, а окружают ее высокие горы. В долине реки расположились разрозненные неукрепленные поселения. Со временем они объединились и назвались Спарта, или Лакедемо́н.

Илоты.

Спартанцы не были коренным населением этих земель. Они пришли с севера Балканского полуострова и покорили местные племена. Ахе́йцы, которые жили в Лаконии, превратились в ило́тов.

Для илотов был установлен налог, который они должны были выплачивать продуктами – зерном, маслом и вином.


Ведь спартанцы были заняты на войне, им было некогда заниматься сельским хозяйством, поэтому продуктами их обеспечивали илоты. Однако с них было запрещено брать больше установленного налога, это строго наказывалось.

Так как илоты находились в распоряжении государства, то спартанцы их не продавали и не покупали. Этим они также отличались от рабов. Илот мог получить свободу и права за определенные заслуги.

Каких же прав были лишены илоты? Они не имели никаких политических прав и свободы. Не могли заниматься военной подготовкой, петь песни на праздниках. Но ведь они тоже были греками, как и спартанцы, и это вызывало недовольство. Поэтому частыми были восстания илотов против захватчиков их земель. Чтобы предотвратить очередное восстание, молодых спартанцев отправляли бродить по округе и подслушивать разговоры, а если они услышат о чем-то опасном для государства, могли тайком убить илота-заговорщика.

Жизнь в Спарте.

Пришло время узнать, что же из себя представляла Спарта. Это было государство воинов, в котором все полноправные граждане были обязаны нести военную службу на протяжении жизни. Главными занятиями для спартанцев были:

· упражнения в военном искусстве;

· война с другими государствами.


Спартанцы выступали против роскоши в повседневной жизни. Дома у всех были одинаковые и очень простые. Для постройки они могли использовать только топор и пилу – самые простые инструменты. В Спарте были свои железные деньги, которые можно использовать только в пределах государства. Соответственно спартанцы не могли себе ничего купить в соседних странах.

Вспомните, как ценилось ораторское мастерство в Древних Афинах. В Спарте на это не обращали внимания, красноречию здесь не обучали. Воин не должен был много говорить, каждая его фраза должна быть четкой и понятной. Сейчас, когда мы говорим о человеке, который использует мало слов, чтобы выразить свою мысль, мы называем его лакони́чным. Слово появилось от области Лакония, где жили спартанцы.

Соседи спартанцев говорили, что понимают, почему они с таким мужеством идут в бой, ведь их жизнь ничем не лучше смерти.

Управление Спартой.

Особенным было и управление государством в Спарте. Здесь правили сразу два царя. В их обязанности входило:

· участие в совете старейшин.

В Совет старейшин, или геру́сию, выбирали до конца жизни из тех, кому больше 60 лет. На Совете отбирались вопросы для обсуждения на Народном совете, вопросы, касающиеся внешней политики, принимались решения о мере наказания за преступления.

Народное собрание состояло из всех полноправных мужчин старше 30 лет. Собирались они каждое полнолуние, то есть примерно 1 раз в месяц. На Народном собрании

· принимались важные для государства решения или законы;

· проводились выборы в Совет старейшин;

· рассматривались вопросы объявления войны или заключения мира.

Воспитание спартанцев.

Чтобы понять, почему в Спарте было все так четко и правильно организовано, нужно узнать об особенностях воспитания.

С самого рождения детей готовили быть настоящими воинами. Философ Плута́рх писал, что если в Спарте рождались дети с какими-либо физическими недостатками, их сбрасывали со скалы. Поэтому в государстве оставались только сильные и красивые дети. Хотя современные исследователи опровергают эту информацию.

Когда мальчикам исполнялось 6 лет, их отдавали в специальные дома, где разделяли на отряды. Задачей воспитания на этом этапе было научить их военной дисциплине, умению не боятся трудностей, развить силу и ловкость. Мальчики занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием копья. Занятия проходили на улице вне зависимости от погоды. Дети были без обуви и теплой одежды. Спали они не на удобных кроватях, а на сене или соломе. Некоторые, чтобы ночью не мерзнуть, спали на крапиве, она обжигала и согревала.

Чтобы воспитать твердость характера, мальчиков подвергали телесным наказаниям. Их били даже за малейший проступок.

С 18 лет до 20 лет юноши занимались военными упражнениями. А с 20 лет поступали на службу. Из числа лучших выбирали 300, которые на войне являлись свитой царей.

Рассмотрим некоторые спартанские обычаи.

Спартанцы должны были ходить без факелов даже по неизвестным дорогам. Это должно было помочь стать бесстрашными.

Был такой обычай, что старшие спрашивали у младших, куда они идут и зачем. Строго наказывались попытки обмануть или не ответить вовсе.

С детства спартанцев приучали уважать пожилых людей. Они должны были уступать дорогу, освобождать место, чтобы они присели, не шуметь.

Юношей учили воровать еду. Это делалось для того, чтобы они могли бесшумно нападать на спящего врага. Если кого-то ловили во время кражи, жестоко наказывали.

В Спарте была под запретом торговля. Каждый мог пользоваться имуществом соседа, если оно необходимо.

Обсудите, какие из этих обычаев вы считаете правильными, а какие нет.

Благодаря суровому воспитанию и жесткой дисциплине, Спарта стала в VI веке до нашей эры одним из самых могущественных полисов в Древней Греции.

Итак, подведем итоги. Вы узнали, что

· Спарта находилась в Лаконии;

· спартанцы подчинили себе племена Лаконии и превратили местное население в илотов;

· илоты не были рабами в полном смысле слова, однако были лишены многих прав.

· управление государством осуществляли два царя, Совет старейшин и Народное собрание;

· лаконичными мы называем людей, которые в своей речи используют мало слов.

Читайте также: