Конспект на тему ася

Обновлено: 07.07.2024

История создания

Жанр и направление

Композиция

Для каждого произведения роль композиции чрезвычайно важна. Например, для того чтобы передать точную картину происходящего. Благодаря особым композиционным приёмам, читателю приятно и интересно читать книгу, так как текст выстраивается в единое целое.

  1. I Экспозиция. Воспоминания Н. Н. о своей молодости и жизни в Германии.
  2. II-VIII Завязка. Знакомство с Гагиным и его сестрой Асей. Сближение Н. Н. с ними. История детства Аси. Первый серьёзный разговор Н. Н. с героиней. Героиня больше его не боится и начинает доверять.
  3. X-XV Развитие действий. Сближение Аси и Н. Н. Переживания девушки и признание Гагину по поводу любви к повествователю. Записка от Аси.
  4. XVI -XXI Кульминация действия и мгновенная развязка. Свидание Н. Н. с Асей, которое закончилось расставанием. Неожиданный отъезд героев из города.
  5. XXII Эпилог. Раздумья Н. Н. о жизни и счастье. Сожаление об упущенном моменте.

Повествователь Н. Н. делится воспоминаниями о минувших днях своей беззаботной молодости. Он путешествовал за границей и с упоением наблюдал за людьми. Без цели и обязанностей. Основные события повести разворачиваются в немецком городке З., на берегу реки Рейн. Место было уединённым, как и требовала его душа. Сердце Н. Н. было разбито молодой вдовой, которая променяла повествователя на лейтенанта.

Расположение города, в котором поселился повествователь, было прекрасным.

Однажды Н. Н. попал на коммерш, где развлекались студенты. Там он случайно услышал беседу двух русских и ненароком с ними познакомился. Это оказалась семья Гагиных. Старший брат и младшая сестра Ася, лет семнадцати. После недолгой беседы, они пригласили повествователя к себе в гости, в одинокий домик, который находился за городом, где они отведали молока, ягод и хлеба. Когда наступил бледный вечер, и луна поднялась, Н. Н. отправился на лодке домой и ощутил себя по-настоящему счастливым.

На следующий день Гагин приехал к его дому и разбудил стуком палки, после чего они выпили кофе и поговорили о том, что волнует каждого. Н. Н. поведал о несчастной любви, а его собеседник о том, что слишком поздно начал заниматься живописью и боится не реализовать себя в творчестве. С каждым днём рассказчик всё больше и больше привязывается к Гагину и его сестре. Ася вела себя странно и всегда по-разному. То она напряжена, то весела и беззаботна, как ребёнок. Н. Н. часто присматривается не только к поведению девушки, но и к её внешности. По его мнению, у неё было самое изменчивое лицо из всех, что он видел. То оно было бледным, то в нём пряталась усмешка.

Однажды после обеда, Гагин провожал Н. Н. к лодке, чтобы тот отправился домой. По пути они сделали крюк к дому пожилой дамы, где находилась Ася. Девушка бросила Н. Н. ветку гераниума и предложила ему представить, что она дама его сердца. Мысли повествователя стали путаться. Его начала одолевать тоска по родине. Перед сном он думал об Асе, называя её в своей голове капризной девочкой. Также Н. Н. был уверен, что она не сестра Гагину. Две недели подряд он навещал их и с интересом наблюдал за поведением героини. Н. Н. понимал, что девушка привлекает его, даже когда она сердится. В один из вечеров он услышал разговор Аси и её брата. Сидя в беседке, девушка признавалась в вечной любви Гагину. С горечью на сердце Н. Н. отправился домой. Он посчитал, что его нагло обманули, и они вовсе не родственники, а любовники.

Несколько дней Н. Н. провел наедине с природой. Он не хотел видеться с Гагиным и Асей. Прогуливался по горам, рассматривал облака и разговаривал с местными жителями, которые встречались ему по пути.

Под конец третьего дня, вернувшись домой, Н. Н. обнаружил записку. В ней Гагин просил его приехать. Каково было удивление Н. Н., когда узнал он всю правду. Гагин рассказал, что познакомился с Асей, когда ей было около девяти лет. Она была дочерью его отца и горничной. Позже девочка стала сиротой, и он забрал её к себе. После того, как Н. Н. узнал всю правду, на душе стало легко. В какой-то степени он понял Асю, её беспокойство и детскую наивность. Его начала привлекала ее душа. После разговора с Гагиным, Н. Н. отправился с Асей гулять. Первый раз она не боялась что-то рассказывать и спрашивать. Н. Н. начинает замечать за собой, что ему не до её рассказов. Он любуется Асей, а она мечтает о том, чтобы у неё выросли крылья. После они отправились домой и танцевали вальс до самого вечера. Когда Н. Н. ехал домой, от счастья на его глазах были слёзы. Он не хотел думать, влюблён он или нет. Ему просто было хорошо.

На следующий день, после ещё одного разговора с Асей, Н. Н. понял, что девушка его любит. Она выглядела взволнованной. Говорила о смерти и задавала странные вопросы. В один из дней, прогуливаясь по городу, он встретил мальчика, который передал ему записку от Аси. Девушка хотела немедленно с ним увидеться, в четыре часа у часовни. Времени было только двенадцать, и он отправился к себе в комнату. Вдруг к нему пришел взволнованный Гагин. Он сообщил, что ночью у Аси был жар и лихорадка. Она призналась брату о своей влюблённости к Н. Н. и желает уехать из города. Повествователь был озадачен и рассказал Гагину о записке, которую получил от Аси. Он понял, что не женится на семнадцатилетней девочке, и нужно с этим немедленно покончить. Отправившись к назначенному месту, Н. Н. вновь встретил мальчика, который ранее передал записку от Аси. Он сообщил, что девушка изменила место встречи и ждала его в доме фрау Луизи, через полтора часа. Возвращаться домой было незачем, и Н. Н. отправился ждать в маленький сад, где выпил стакан пива. Когда пришло время, он направился к дому старухи и слабо стукнул в дверь. Фрау Луизе проводила его на третий этаж, где уже сидела Ася. Обратившись к ней по имени отчеству, Н. Н. увидел, как она дрожит. Ему стало жаль её, и он растерялся. Тогда он потянул Асю к себе, и её голова легла на его грудь. Но вдруг Н. Н. вспомнил о Гагине и их разговоре. Он начал винить Асю, что она рассказала о своих чувствах брату, и из-за этого им нужно немедленно прекратить отношения. Девушка молча слушала его, но, не выдержав, упала на колени и горько заплакала. Н. Н. испугался и понял, какую ошибку он допустил. Но она вскочила и выбежала прочь. Он направился к дому Гагиных, но Аси там не было. Бродя по улицам, Н. Н. искал её, но безуспешно. Он чувствовал раскаяние и сожаление из-за того, что не сказал Асе, как сильно любит её и не хочет терять. Вернувшись вновь к их дому, Гагин сообщил, что героиня нашлась, но она уже ложится спать. Н. Н. решил, что завтра непременно во всём признается ей. Он даже готов был на ней жениться. Но его планам не суждено было сбыться. В шесть часов утра Ася и Гагин покинули город.

Н. Н. больше никогда не видел Асю, не зная даже, жива ли она. Вскоре он смирился и всё сослал на рок судьбы. Но только лишь героиня пробуждала в нём сильные и яркие эмоции.

Краткое содержание повести и отзыв для читательского дневника Вы можете найти здесь.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Мотив России. В начале произведения, когда Н. Н. ни о чём не думал и направлялся домой, он был поражён редким для Германии запахом. Рядом с дорогой он увидел грядку конопли. Запах был ему знаком и напомнил родину. Внезапно для него же самого, его пронзила тоска по родной земле. Возникло желание вернуться обратно, чтобы вновь ходить по русским просторам и наслаждаться этим воздухом. Н. Н. стал спрашивать себя, зачем он тут и почему. После этого даже Ася стала напоминать ему абсолютно русскую девушку, и это ощущение усилило влечение героя к ней. В этом отрывке заключены личные переживания И. С. Тургенева. Хоть и проживал он за границей, тоска по родине всё равно одолевала писателя.
  2. Трагедия Аси заключается в первую очередь в её происхождении. Девушка совершенно не умеет вести себя в обществе и застенчива в общении с незнакомыми людьми. Хотя главной трагедией повести всё-таки является то, что Ася позволила себе полюбить того, кто не смог ей дать тех чувств, которые она заслуживает. Юная, искренняя и гордая девушка не смогла подавить в себе трепетную любовь и привязанность. Трагедия Аси связана с темой лишнего человека в произведениях Тургенева. Н. Н. был беззаботным и не целеустремлённым юношей. Из-за страха стать счастливым он сделал несчастной главную героиню.
  • К примеру, описывая судьбу Аси, писатель поднимает проблему внебрачных связей. Он обращает внимание читателей на то, что это ненормально, и от этого больше всего страдает ребёнок. Подобные союзы общество принять не готово, поэтому не стоит обрекать детей на непризнание и отчуждение.
  • С этим же и связана проблема переходного возраста. По сути, Ася ещё подросток, ей только семнадцать лет, и её поведение для Н. Н. не всегда понятно. Тургенев показывает, что она совсем ещё юна и не сформирована как личность, поэтому она приняла достаточно заурядного и бестолкового человека за свой идеал.
  • Проблема трусости и нравственного выбора также ярко отражена в повести. Главный герой ошибся из-за страха совершить решительное действие, также он боялся реакции общества на его брак с незаконнорожденной девушкой. Он слишком зависим от мнения со стороны, от общепринятых канонов, и даже любовь не смогла освободить его от социального рабства.

Основная идея

Главная мысль Тургенева неоспорима, но все же в ее правоте нас лишний раз убеждает трагедия первой любви, которая часто сопровождается несбыточными иллюзиями и драматическими поворотами. Писатель наглядно показывает, как трусость и страх Н. Н. перед собственными чувствами всё разрушили, как молодая девушка ошиблась в нем, но не смогла убедить в этом свое сердце.

Чему учит?

Тургенев заставляет читателей задуматься о том, что же всё-таки такое любовь. Он не желает показывать это чувство лишь через призму чего-то прекрасного. Для него важнее изобразить хоть и суровую, но реальность жизни. Любовь может излечить человека и подарить ему самые прекрасные эмоции, но иногда он не находит в себе сил, чтобы бороться за неё. Её легко потерять, но невозможно вернуть… Но не всё так печально. Важно понять, что благодарю тому, что Ася познала чувство искренней любви, она стала намного сильнее и мудрее. Ведь всё в нашей жизни — урок.

Мораль повести тоже весьма поучительна. Каждый из нас хоть раз в своей жизни сожалел о не правильном поступке или же о слове, которое было сказано от злости или усталости. Но сказанного слова назад не воротишь, поэтому люди должны ответственно подходить к тому, что говорят.

Художественные детали

Психологизм и своеобразие

Художественное своеобразие произведения заключается в том, что Тургенев переходит на так называемый новый этап своего творчества. Изучение личности с помощью психологических приемов достигается реализмом. Также Тургенев мастерски применяет литературный приём, благодаря которому он акцентирует внимание читателей на том, что воспоминания Н. Н. связаны исключительно с прошлым, показывая тем самым, что он так и не смог найти ничего значительнее и важнее в своей жизни, чем любовные отношения с Асей.

Критика

Простое, но в то же время такое глубокое и проникновенное произведение получило как положительные, так и отрицательные отзывы.

Важно отметить, что и сам Тургенев в письме к Л. Н. Толстому признавался, что согласен со всеми отзывами и был бы удивлён, если бы его творение всем понравилось:

Я знаю, Вы недовольны моей последней повестью; и не Вы одни, многие из моих хороших приятелей ее не хвалят; я убежден, что все вы правы;

Герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждёшь, разразившись упрёками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 урок.

Тема: Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести "Ася". Роль пейзажа в произведении.

Цели урока:

1) знакомство с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести "Ася";
2) углубления знаний о роли пейзажа в произведении;
3) развитие умения толковать литературный текст.

Ход урока
1. Учитель зачитывает слова И.С.Тургенева - отклик на смерть Н.В.Гоголя, чью комедию "Ревизор" только что читали и обсуждали (слова есть в начале статьи "Поборник идей доброты и гуманности" в учебнике Г.И.Беленького); говорит о том, что одно из добрых чувств, воспеваемых Тургеневым, - любовь, благородство в отношении к женщине.
- Послушайте стихотворения в прозе Тургенева, созданные им в конце жизни.
На фоне музыки П.И. Чайковского "Времена года. Баркарола. Июнь." звучат в исполнении заранее подготовленных учащихся стихотворения "Я шел среди высоких гор…" и "Роза".
- Что объединяет эти стихотворения повестью "Ася"?
(настроение, лирическое, грустное, нежное, и тема - любовь, тоска без тоски, сочетание прекрасного и печального).

2. Учитель говорит об истории создания повести "Ася", читает об этом материал из учебника, рассказывает историю незаконнорожденной дочери Тургенева.

3. Анализ повести "Ася" (1-3 главы)

1) Почему повесть называется "Ася"
(по имени главной героини)

2) Каково ее настоящее имя? (Анна)
Анна в переводе означает "грация, миловидность", а Анастасия - рожденная заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно величает Асей? Когда же происходит рождение заново? Вернемся к этому вопросу позже, а пока запомним, что у Тургенева название произведения всегда значимо.

3) От чьего имени ведется повествование?
(от лица Н.Н.)
Как зовут героя? Почему Тургенев оказывает ему в имени? Что вы можете сказать о нем, каковы его занятия, увлечения?
(ответы с цитатами из 1 главы повести)
Что значит "жил без оглядки"?

4) Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, - двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, "без всякой цели, без плана". Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, - это его собственное хотение. "Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись - я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом", - признается рассказчик. Заострим внимание учащихся на словах "…я жил без оглядки…", ибо в них выражено жизненное credo центрального персонажа повести. "Без оглядки" - показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими хлопотами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом. "Без оглядки" - значит "не задумываясь о последствиях своих поступков", "не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего". "Без оглядки" подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны. Но Н.Н. отнюдь не утратил способности отличать добро от зла, свобода воли не переходит у него в неограниченный индивидуализм. Это славный, добрый юноша, далекий от пошлости и снобизма.
(пережил несчастную любовь)
Почему Н.Н оказался в городке 3?
Посмотрим, какими словами говорит Тургенев о чувствах героя, какое отношение сквозит в словах: "поражен в сердце", "жестоко меня уязвила", "краснощекий лейтенант" и т.д. (ирония).

5) Обратим внимание, какую роль играет пейзаж в раскрытии человеческого характера. Каково отношение героя к природе?
(Герой "не любил так называемых красот" природы, "не любил, чтобы она навязывалась", "мешала" сосредоточить внимание на человеке. Городок З. Привлекает его простотой, своей умиротворенностью).
Обращаем внимание на деталь в пейзаже Тургенева: лунный свет "безмятежный", лучи - "неподвижные", свисток звучит "сонно", собака ворчит "вполголоса". В то же время все "живет" и "дышит", покой лишь видимость, статика таит в себе пульс идущей чередом жизни. Герою городок близок по ритму Н.Н., здесь чувствует себя комфортно. Итак, пейзаж помогает понять внутреннее состояние человека, его характер.

6) Куда переносится действие?
(в городок Л, на другой стороне Рейна)
Похожи ли два это городка? Докажите текстом.
(Не похожи. В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь "праздник жизни". Звучит музыка).
( В классе начинает звучать вальс Штрауса).

7) Здесь происходит знакомство Н.Н. с Асей, одной из ряда "тургеневских девушек".
Прочитаем портрет Аси (из 2-ой главы).
Красива ли она? (нет, но обаятельна, мила).
Что важно в портрете Тургеневу ? (грация, обаяние, человеческая неповторимость).
Одна из особенностей тургеневского портрета - ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.
Каково ключевое слово для Аси ? ("что-то особенное").
Этим - неповторимостью, грациозностью, обаянием - будут отличаться все "тургеневские девушки".

8) Прочтите портрет Гагина. Определите для него ключевое слово ("мягкий).

9) Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психол огический.
(Мы не столько видим, сколько узнаем героя. Главное здесь - не точное воспроизведение внешности, а то, какое впечатление производит человек).

10) Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи (конец П главы) есть много символов. Величественная река - символ жизненного пути; лунная дорожка - небесный путь, освящение свыше. И Ася отмечает: "Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!" Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал. Почему?

11) В каком состоянии герой расстался с Асей после 1 встречи?
(Он счастлив. И забыл о "жестокой красавице")
Что изменило его настроение ?
(Ася, природа, музыка)

Учитель: Природа и музыка - вечные спутники влюбленности. Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир.

12) Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе?
(приглашает полюбоваться природой)
Но в этой главе нет описания природы! Почему? Когда герой начинает восхищаться природой?
(когда появляется Ася).
Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.

Домашнее задание:
1) перечитать 4 - 10 главы;
2) выписать реплики - характеристики Аси, данные Гагиным, сделать вывод о нраве и характере героини;
3) Как понимаете слова рассказчика "Что за хамелеон эта девушка!"?
4) Индивидуальное задание двум сильным учащимся: показать зарождение и эволюцию любовного чувства в герое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель Расширить знания учащихся о личности и взглядах И.С.Тургенева;

показать связь его творчества с историей; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Оборудование Портрет И.С. Тургенва, презентация Microsoft Power Point о жизни и

Эпиграф У счастья нет завтрашнего дня…

У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье

Любовь, любовь – загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты иль благодать?

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего 1) Заслушивается ответ на проблемный вопрос по повести Н.В. Гоголя

III. Изучение нового материала

2. Знакомство с историей

1. Чтение стихотворения К. Баль- Тургенев — первая влюбленность,

монта «Тургенев - первая В напевном сердце нежный строй,

Заря целуется с зарей.

Зима наносит снег. Но лишь я

Себя я вижу юным вновь.

Дремотный старый сад. Сирени.

И Узор крестообразный лип.

Зовут заветные ступени.

Садовой и дверцы дрогнул скрип.

Они приедут перед очами –

Сплетенье призраков таких,

Что будешь днями и ночами

Их вспоминать и звать в свой стих.

На утре дней душа открыта,

Прикосновений жаждет вновь,

И вот тропинка в пей пробита —

Через любовь к любви – в любовь.

Душа нуждается в уроке,

И мир заманчив и не хмур,

Когда читаешь сердцем строки,

Что спел грустящий трубадур.

Душа ребенка — лебеденок —

Предощущает свой полет.

А старший лебедь и кличе звонок,

И в синеву душа плывет.

Блажен, кто в золото лобзанья

Возвел землистую руду

И женское очарованье

Предуказал нам, как звезду.

Кто нас увлек в такие дали,

Где все есть радость и печаль,

И мысль заветные скрижали

Взнесла в небесную эмаль.

Благословен учитель чувства,

Нам показавший образец.

Одевший и пламени искусства

И кровь и омуты сердец.

Просет сквозь действо сил слепое

Души девической ведун,

Тургенев — небо голубое,

Все утро сердце в звоне струи.

Тургенев — первая влюбленность,

В напевном сердце нежный строй,

Где близь уходит в отдаленность.

Заря целуется с зарей.

этих стихотворных строк. Как вы думаете, почему? Да, главное в нее — любви, о серьезном и строгом, сокровенном и важном. Любовь. Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. А Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом вспоминая рождение вечно юного чувства - любви.

И там вдали, где роща так туманна,

Где луг едва трепещет над тропой,

Елена, Лиза, Маша, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна —

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени.

Создания любви и красоты,

И действенной, и женственной мечты,

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

4. Беседа - Понравилась ли вам повесть?

- Кто из героев произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

- Какие эпизоды, с вашей точки зрения, являются наиболее важ­ными и почему?

5. Слово учителя Один из исследователей творчества писателя, П. Анненков, писал, что

6. Беседа - Как состоялось знакомство Н.Н. и Аси? (Герои встретились случайно,

на студенческой пирушке. Прежде всего возникает голос Аси, лицо ее закрыто от взгляда Н.Н. Знакомиться на улице было не принято, но Гагин с первого взгляда понра­вился Н.Н. Сыграло роль и то, что герой встретил своих соотечественников.)

- Как полное имя Аси? (Анна.)

- Как заканчивается второй день знакомства? (Ответить ни вопрос, почему Ася так себя ведет, Н.Н. не мог, так как не понимал ни Аси, ни самого себя. Герой не отдает себе отччета в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу; то ревнивое подозрение, что Гагины не родственники. Мысли героя постоянно возвращаются к Асе, а записка вдовы лежит на полу - бывшая надуманная любовь прошла окончательно.)

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася не брат и сестра? (Зачитаем диалог Аси и Гагина в VI главе — разговор, подслушанный Н.Н.)

- Какие чувства овладевают героем после этого? (Зачитываем конец VI — начало VII главы. Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но читатель понимает, что его уж захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он уходит в горы, а когда возвращается, то отправляется к Гагиным, прочитав записку брата Аси.)

- Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (Выборочный пересказ истории Аси, VIII глава.)

Проживая в Германии, господин Н. познакомился с братом и сестрой Гагиными. Он сразу же уделил особое внимание Асе – молодой девушке с очень странным характером. Господин Н. долго не признавался себе, что полюбил Асю. Он тайно ревновал девушку и думал, что она не сестра Гагина.

Однажды Гагин раскрыл господину Н. тайну своей семьи. Оказалось, что Ася родилась в результате связи его отца с бывшей горничной умершей супруги. Она до десяти лет росла в крестьянской среде и лишь после смерти матери была взята в господский дом. Отец умер, поэтому на Гагине лежит вся ответственность за Асю.

Господин Н. стал ежедневно посещать Гагиных и поближе познакомился с Асей. Девушка стала испытывать к нему взаимное чувство и однажды назначила свидание.

На свидании господин Н. повел себя очень глупо, упрекнув Асю в неосмотрительности. Девушка убежала и вернулась домой ночью. Господин Н. раскаивался в своем поведении и намеревался сделать предложение. Однако Гагины внезапно уехали. Найти их господину Н. уже не удалось. Он продолжает с печалью вспоминать об этой истории и о том чувстве, которое в нем вызвала доверчивая и наивная девушка.

Главные герои и их характеристика:

  • Ася (Анна Николаевна) – семнадцатилетняя девушка, незаконнорожденная сестра Гагина. “Преступное” происхождение наложило большой отпечаток на характер Аси. Она до сих пор не может привыкнуть к своему положению и дичится людей. Ася очень наивна и сама понимает это. Первая любовь обернулась для девушки трагедией из-за нерешительности и легкомыслия господина Н.
  • Господин Н. – молодой легкомысленный человек. Располагая большими средствами, господин Н. бесцельно путешествует по Европе. Встреча с Гагиными становится для него самым значительным событием за все путешествие. Любовь к Асе могла полностью изменить его жизнь, однако господин Н. сам разрушил свое счастье.
  • Гагин – старший брат Аси. Несмотря на молодость, Гагин, в отличие от господина Н., достаточно ответственный человек. Ему приходится воспитывать сестру с очень непростым характером. Гагин старается уберечь Асю от необдуманных поступков, в частности, от начала любовного романа.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Фрау Луизе – пожилая немка, подруга Аси. Фрау Луизе очень любит молодую русскую девушку и выступает посредницей в ее сердечных делах.

Глава 1.

Главный герой с инициалами Н. Н. рассказывает об одном случае, произошедшим с ним в молодости.

Тургенев

Автор: Иван Сергеевич Тургенев

В возрасте 25 лет господин Н. поехал в Европу. Он был богат и ни в чем не стеснял себя. Господина Н. не интересовали архитектурные памятники и живописные места. В заграничном путешествии его больше всего привлекало наблюдать за людьми.

Главный герой сделал остановку в Германии (в городке З.) и даже завел там роман с молодой вдовой. Любимая вскоре бросила господина Н., но он не спешил уезжать.

Однажды вечером господин Н. сидел на берегу Рейна и услышал музыку. Прохожий сообщил ему, что в соседнем городке Л. проходит студенческий праздник. Главный герой решил посетить его.

Глава 2.

На праздник съехалось множество студентов. Господину Н. было приятно смотреть на их веселье. Он даже захотел присоединиться к шумной компании.

Неожиданно до главного героя донеслась русская речь. Разговаривали молодой человек с девушкой. Господин Н. совершенно не ожидал встретить в провинциальном германском городке соотечественников. Он невольно завел с ними беседу.

Молодой человек назвался Гагиным, добавив, что девушка – его сестра по имени Ася. Новые знакомые сразу же понравились господину Н. Он с благодарностью принял их приглашение зайти в гости.

Гагины жили в очень уютном домике за городом. Молодые люди поужинали под звуки музыки, которые доносились из Л. Главного героя поражала Ася, которая была очень оживлена: пела, смеялась, постоянно бегала в дом и обратно.

Поздним вечером новые знакомые проводили господина Н. до реки. Гагин пообещал обязательно заглянуть к нему завтра. Добравшись до дома, главный герой чувствовал себя очень счастливым.

Глава 3.

Ранним утром Гагин разбудил господина Н. Во время завтрака главный герой признался ему в своей несчастной любви ко вдове. Гагин вновь пригласил его в свой дом. Он пробовал свои силы в живописи и хотел узнать мнение соотечественника.

Наброски Гагина показались господину Н. слишком слабыми, в чем он откровенно признался. Гагин согласился и предложил пойти поискать сестру, которая ушла осматривать развалины феодального замка.

Глава 4.

Молодые люди быстро нашли Асю, которая смело карабкалась по развалинам замка. На бывшем замковом дворе продавалось пиво. Гагин и господин Н. взяли по кружке и, усевшись, стали смотреть на расшалившуюся девушку.

Проведя, таким образом, какое-то время, Гагин, Ася и господин Н. отправились обедать. Во время обеда девушка совершенно переменилась и выглядела благовоспитанной барышней.

Ася ушла к своей знакомой – фрау Луизе, а Гагин с господином Н. проговорили до вечера. Провожая господина Н., Гагин предложил зайти за своей сестрой. Главный герой простился с ними и вернулся домой. Он долго не мог заснуть, так как все время думал об Асе. Господин Н. заподозрил, что она – не сестра Гагину.

Глава 5.

На следующий день главный герой вновь пришел к Гагиным. Он не хотел признаваться даже самому себе, что хочет увидеть Асю. Гагин собирался идти рисовать за город. Господин Н. вызвался его сопровождать.

Гагин рисовал недолго. Молодые люди вновь разговорились и вскоре вернулись домой. Господин Н. остался в гостях до вечера. Он все больше укреплялся во мнении, что Гагины – не брат с сестрой.

Глава 6.

Господин Н. ежедневно посещал Гагиных на протяжении двух недель. Он смог поближе узнать Асю. Это девушка удивляла его все больше. В ней было что-то странное: застенчивость переплеталась с искусственной развязностью.

Больше всего главного героя мучил вопрос об истинных отношениях между Гагиными. Однажды он случайно услышал их разговор наедине. Ася с жаром признавалась брату в любви. Господин Н. окончательно уверился в своих подозрениях.

Глава 7.

На следующее утро главный герой отправился пешком в горы. Он испытывал досаду на Гагиных, которые (как он подозревал) зачем-то скрывали свои отношения.

Стремясь избавиться от мучительных мыслей, господин Н. провел в горах три дня, обедая в деревнях. Вернувшись домой, он нашел записку от Гагина, который явно обиделся на такое внезапное исчезновение и вновь приглашал в гости.

Глава 8.

Ася опять взялась за шалости: без причины смеялась, вбегала и выбегала из комнаты. Господин Н. быстро простился, но Гагин захотел его проводить. На берегу реки он начал откровенный разговор.

Гагин рассказал, что очень рано потерял мать и до двенадцати лет жил с отцом в деревне. Затем дядя увез его в Петербург. Гагин окончил юнкерскую школу, после чего поступил в гвардейский полк. К отцу он приезжал ненадолго раз в году.

Однажды Гагин неожиданно увидел у отца ребенка – Асю. Отец сказал, что это сирота, о которой он решил позаботиться.

Спустя четыре года Гагин внезапно получил известие о том, что отец находится при смерти. Он успел признаться приехавшему тотчас же сыну, что в действительности Ася – его дочь. Впоследствии Гагину рассказали слуги, что его отец после смерти жены сошелся с ее горничной Татьяной. В результате этой связи и родилась Ася.

Гагину было 20 лет, Асе – 13. Ему с большим трудом удалось побороть недоверчивость девочки. В конце концов, она сильно привязалась к брату. Гагин привез сестру в Петербург и определил ее в пансион, где она находилась до 17 лет. Затем он вышел в отставку и решил поехать с Асей в Европу. Гагин сетовал, что ему непросто воспитывать сестру, которая обладает крайне неуравновешенным характером.

После этой истории господин Н. захотел вернуться в гости к Гагиным.

Глава 9.

Господин Н. предложил Асе погулять по саду. Во время прогулки они доверительно беседовали. О любви не было сказано ни слова, но оба намекали на это. Вернувшись домой, господин Н. с Асей долго танцевали.

Глава 10.

День прошел очень хорошо. Господин Н. покинул Гагиных уже поздно. Переправляясь на лодке через Рейн, главный герой чувствовал себя по-настоящему счастливым.

Глава 11.

На следующий день господин Н. застал Гагина за рисованием. Ася выглядела печальной. Она доверчиво попросила господина Н. указывать ей, как нужно жить: что делать, что читать.

Глава 12.

Глава 13.

Прошел еще день, во время которого господин Н. почти не видел Асю. Девушка заболела. На следующие сутки главный герой неожиданно получил от нее записку, которую принес мальчик. Ася звала его к четырем часам на развалины замка, намереваясь сообщить что-то очень важное.

Глава 14.

Господин Н. сидел в задумчивости и перечитывал записку. К нему зашел Гагин и сразу же объявил, что Ася влюблена. Она сама в этом призналась.

Гагин намеревался как можно скорее уехать, но решил сперва объясниться. Господин Н. подтвердил, что ему тоже нравится Ася. При этом он показал ее записку. Гагин не стал возражать против свидания. Однако он прямо спросил у господина Н., намерен ли тот жениться на его сестре. Господин Н. отвечал уклончиво. Молодые люди решили все обсудить уже после встречи.

Глава 15.

К четырем часам господин Н. переправился через Рейн и тут же встретил прежнего “посыльного” Аси. В новой записке было сказано, что встреча состоится через полтора часа в доме фрау Луизе.

Глава 16.

Свидание прошло очень глупо. Вместо слов о любви господин Н. осыпал девушку незаслуженными упреками и заявил, что им теперь нужно расстаться. Ася, молча, слушала человека, в которого влюбилась, затем расплакалась и стремительно выбежала из комнаты.

Глава 17.

Господин Н. тоже покинул дом фрау Луизе и вышел из города. Он упрекал себя за глупость. Главный герой только сейчас понял, насколько дорога ему Ася. Немного успокоившись, он пошел к дому Гагиных.

Глава 18.

Ася еще не вернулась. Ее брат был очень обеспокоен. Прождав какое-то время, молодые люди решили разойтись в разные стороны и искать девушку. Встретиться они договорились через час на этом же месте.

Глава 19.

Господин Н. обошел весь городок и берег Рейна, но так и не нашел Асю. Зная сумасшедший характер девушки, он серьезно опасался за ее жизнь. В конце концов, он вернулся к дому Гагиных.

Глава 20.

Оказалось, что Ася уже пришла. Господин Н. чрезвычайно обрадовался и хотел поговорить с Гагиным о предстоящей свадьбе. У него уже не было никаких сомнений. Однако Гагин мягко, но решительно отказался от разговора, сославшись на позднее время.

Глава 21.

Господин Н. утром с нетерпением пошел к Гагиным, намереваясь сделать предложение. К его удивлению и ужасу оказалось, что брат с сестрой уже уехали. В оставленной записке Гагин извинялся перед господином Н. Он писал, что свадьба все равно не состоится из-за “предрассудков”. Гагин советовал забыть Асю и не пытаться их разыскать.

Господин Н. решил догнать Гагиных. Он выяснил, что брат с сестрой отплыли в Кельн. От фрау Луизе он получил прощальную записку от Аси. В ней девушка сожалела, что во время роковой встречи ждала от любимого всего лишь одного слова, которого так и не услышала.

В этот же день господин Н. направился в Кельн.

Глава 22.

В Кельне Гагиных уже не оказалось. Дальнейшие поиски привели господина Н. в Лондон, но и там ему не удалось разыскать брата с сестрой.

Господин Н. уже никогда больше не видел Асю. Эта странная девушка и ее наивная любовь стали для него самым дорогим в жизни воспоминанием.

Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в июне-ноябре 1858 г.

Писатель начал работу над ней в Германии, а закончил в Италии.

Произведение было впервые опубликовано в журнале “Современник” (1858 г., №1).

Читайте также: