Конспект музыкального занятия осень провожаем зиму поджидаем

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект музыкального занятия

Музыкальный руководитель Власова О.И.

Цель: закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через песенное, музыкальное и игровое творчество).

Программное содержание.

1. Продолжать развивать культуру движений под музыку, умение перестраиваться по сигналу, совершенствовать пластику детей на основе осознанного восприятия музыки, способность двигаться соответственно характеру музыки, комбинировать различные движения. (Кружение, бег на носках, перестроение из большого круга в малый, движение из стойки на одном колене, легкий бег змейкой) .

2. Совершенствовать голосовой аппарат, опираясь на диапазон, сохраняя индивидуальность типа детского голоса, воспитывать культуру пения в зависимости от образно-поэтического характера песни, продолжать развивать умение петь коллективно по подгруппам.

Способствовать дальнейшему овладению приемами игры на ДМИ детей, создавать условия для инсценирования песен.

3. Воспитывать интерес к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов. Воспитывать культуру поведения, поддерживать положительный эмоциональный настрой и доброжелательное отношение всех участников занятия.

Методические приемы.

Выразительное исполнение педагогом музыкальных произведений.

Художественное слово, показ картин.

Двигательно-речевое упражнение “Нарисуем осень”.

Упражнение на различение динамики звучания музыки.

Показ портрета композитора.

Прослушивание образца классического произведения.

Беседа с детьми.

Упражнение на распев голоса.

Дидактическая игра “ Где спрятались нотки?”.

Выкладывание длительностей на фланелеграфе.

Пение по подгруппам. (Мальчики и девочки)

Выкладывание коллективного рисунка.

Словарная работа. (“Осенняя песня” П. айковский; фоторепортер)

Материал и оборудование: листочки по количеству детей, мольберт, пособие для игр, ТСО (музыкальный центр), детские музыкальные инструменты, портрет композитора, фланелеграф.

Картина для демонстрации, эскиз для коллективной картины (с отдельными составляющими фрагментами на всех детей).

Ход занятия

Дети под музыку с листочками в руках вбегают в зал исполняют танцевальные движения, перестроение из большого круга в малый, бег змейкой, движение с положения, стоя на одном колене, плавные взмахи попеременно руками. После окончания композиции листочки пробегая, отдают воспитателю. Встают в круг

Воспитатель : Ребята, мы пришли в музыкальный зал давайте поздороваемся со всеми.

Дети говорят громко: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель : Давайте вспомним музыкальное приветствие!

Приветствие “Здравствуйте!” по полутонам.

Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня наше занятие посвящено прекрасному явлению . а какому об этом послушайте загадку:

Автор Тарабрина Е.В.

Шла волшебница по свету,
В свой черед сменила лето!
Разукрасила цветы и деревья, и сады!
Ну, скажите-ка ребятки, какая здесь отгадка?

Дети дают ответ.

Воспитатель : Пожалуйста (имя ребенка) прочитает нам стихотворение об осени.

Осень по тропинке шла, краски разные нашла.
Разукрасила весь лес от дорожки до небес!

Музыкальный руководитель : Ребята, а какая она бывает осень? Давайте кратко расскажем.

Дети перечисляют (дождливая, разноцветная, урожайная, и т.д.)

Музыкальный руководитель : Давайте поиграем в игру “Нарисуй осень”.

Двигательно-речевое упражнение “Нарисуй осень”.
Автор Тарабрина Е.В.

- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).

- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).

- Нарисуем осень (движения рисования художника).

- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).

- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).

- Речку голубую (волнообразные движения руки).

- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).

- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).

Музыкальный руководитель : Какая яркая картинка получилась!

Воспитатель: А теперь мы представим себе на миг, что мы в лесу, и все мы прекрасные осенние деревья. Звучит музыка ветерка. Легкого, чуть-чуть ласково трогающего листочки.

Воспитатель: Ребята, вы слышите шум ветерка?

Музыкальный руководитель исполняет музыкальный отрывок на различение динамических оттенков (тихое нежное звучание сменяется бурными аккордами другого музыкального отрывка).

Воспитатель : Ну что, ребята вы заметили, как быстро меняется погода осенью, Легкий ветерок сменился чем? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы заметили - я рада.

Музыкальный руководитель : А теперь мы вернулись в музыкальный зал и я приглашаю вас на стульчики. (Дети по одному садятся на стульчики)

Воспитатель дает установку на правильную осанку.

Музыкальный руководитель : Давайте поиграем с каплями дождинок. (На ниточках дыхательная гимнастика)

На капельку дует ветерок слабый и долгий. (Выполняют упражнение)

А теперь ветер дует, усиливаясь, сильнее. (Выдох глубокий)

Молодцы вы справились с упражнением (капли убирают).

Говорить об осени мы еще будем, а сейчас давайте посмотрим на нее глазами фоторепортера, фотохудожника.

Что изображено на фотографии?

Какое время года?

Почему вы так думаете?

Дети отвечают полными ответами, поднимая руку.

Ребята, а почему осень называют волшебницей?

Красотой осени восхищались поэты и художники, и фоторепортеры конечно же композиторы.

Сегодня мы с вами прослушаем произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского (показ портрета) об осени называется она “ Осенняя песня”

Слушаем внимательно, можно закрыть глаза, сесть поудобней послушать и подумать. А потом мы побеседуем немного.

Слушание музыки

Музыкальный руководитель: Вы прослушали, а теперь ответьте какая музыка по характеру?

Какие чувства она у нас вызывает. Какой инструмент звучал? Какой изобразил осень композитор?

Я рада, что вам понравилось это произведение. Давайте еще раз повторим произведение называется “Осенняя песня” П.И. Чайковский.

Музыкальный руководитель: Мы с вами знаем об осени песни, а прежде чем петь, давайте распоемся. Стараемся петь чисто, четко проговаривая слоги, губы помогают исполнить песенку правильно.

“ Дож-дик льет с утра о-пять, толь-ко мы и-дем гу-лять
Ес-ли зон-ти-ки возмем!
Не про-мок-нем под дождем! (Исполняется 2 раза)

А теперь исполним “беззвучную песенку”.

Артикуляционная гимнастика (беззвучная песенка)

Музыкальный руководитель : Теперь я думаю, мы готовы спеть песенку об осени.

Я не буду говорить название песенки, вы внимательно послушаете вступление и подхватите песенку.

Напомните мне как мы поем (передавая характер песни, настроение, стараемся правильно вести мелодическую линию и четко пропевать слова).

Песня “Ах, какая осень!”. З.Роот

Музыкальный руководитель: Эту песенку мы уже хорошо знаем, как вы думаете ребята вам удалось передать характер песни? Петь слажено? Конечно, вы постарались.

Воспитатель: Ребята, а чтобы исполнить следующую песенку нам надо вспомнить нотки. Только вот хитрые нотки от нас спрятались, нам необходимо их найти.

Игра “Найди, где спрятались хитрые нотки?”

На мольберт ставится дидактическая картинка.

Дети ищут куда спрятались нотки, проговаривая их название (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Молодцы! Вы справились с заданием.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете длительности из песенки тоже сбежали.

Нам нужно их выстроить по порядку.

Музыкальный руководитель выкладывает на мольберте песенку длительностями.

Музыкальный руководитель: Прохлопаем песенку. Узнали, что это за песенка?

Песня “Озорное солнце в золотой рубашке”.
Неизвестный автор

Сейчас мы исполним эту песенку вместе с игрой на шумовых ударных инструментах

Возьмите свои инструменты и приготовьтесь играть.

Музыкальный руководитель кратко оценивает исполнение.

Музыкальный руководитель : Ну что ж вы, конечно, все старались творчески, как вы задумали исполнить эту песенку.

Музыкальный руководитель: Ребятки, скажите какой главный подарок нам дарит осень кроме красоты природы?

Дети : Дарит щедрый урожай! А урожай раньше продавали на ярмарке. А еще за одной песенкой мы отправимся с вами на ярмарку. Какую песенку мы исполним?

Дети: “Где был Иванушка”?

Песня “Где был Иванушка? (Исполнение по подгруппам)

Музыкальный руководитель: Веселая песня у нас получилась

Воспитатель: Ребята, а возвращаться с ярмарки мы будем через лес. А чтобы нам не было скучно идти, мы поиграем в игру.

Игра называется “Найди свое дерево”
(по аналогии “ Чей кружок быстрее соберется?”)

Музыкальный руководитель: Ну что ж ребята наше занятие заканчивается.

Что нового вы узнали, что вам показалось интересным, что понравилось, что запомнилось?

Я рада, что вам понравилось на занятии.

Воспитатель: Мы очень рады, что столько узнали и вспомнили об осени, а на память мы хотим оставить картину. Говорили, что осень художник, давайте мы тоже побудем с вами немного художниками

Мы с вами украсим картину, оживим, добавим, разных красок вы поможете, хотите на минутку стать художниками?

Дети украшают отдельными элементами общий эскиз картины. (Фоном играет музыка)

Дети дают оценку.

Музыкальный руководитель: Спасибо вам ребята за активное участие на занятии, может у кого то что-то не получилось, обязательно получится в другой раз. До свидания!

Цель: Расширять представление детей о многообразии звуков природы: звук дождя, грома, шуршание листьев, пение ветра. Развитие музыкальных способностей через игру на детских музыкальных, шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческого воображения и активности детей; расширению музыкального кругозора; пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

- Повторить и закрепить знания о шумовых звуках;

- развивать умение детей ориентироваться в знакомой музыке;

- продолжать учить петь хором, не напрягая голос;

- радостно и с удовольствием выражать свои эмоции.

- развитие образного мышления и воображения детей:

- развивать творческое воображение посредством музыкально - ритмических движений

- развивать чувство ритма, выразительность танцевальных и образных движений

- развивать меж предметные связи (музыка и танец)

- воспитывать интерес к музыкальной культуре, русской классике;

- способствовать проявлению положительных эмоций;

- воспитание чуткости к красоте жизни;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач.

Пианино, музыкальный центр.

2. Структура занятия.

Приветствие: в самом начале занятия музыкальный руководитель поет "здравствуйте, ребята". Дети отвечают: "Здравствуйте"

Музыкально - ритмические движения.

Педагог учит детей шагать в колонне по одному друг за другом в соответствии с энергичным характером музыки. Идти нужно бодро, ритмично, следить за осанкой. Далее педагог предлагает детям побегать на носочках под польку, где тоже есть необходимость следить за осанкой.

Ирина Александровна излагала материал чётко, ясно, однако были представлены нетрадиционные музыкальные инструменты (деревянные палочки) и они не дали полную картину для расширения знаний по теме "Музыкальные инструменты" и накопления словаря детей. Однако запланированные руководителем задания были отработаны на хорошем уровне и дети остались довольны.

Установление обратной связи и учёт на занятии.

Музыкальный руководитель постоянно опирался на знания детей, пояснял спорные вопросы, умело разъяснял каждое из заданий.

Подводя итоги обобщила всё изученное на занятии, попросила детей рассказать о том, что им больше всего понравилось.

На занятии был использован материал, отвечающий всем требованиям. Материал был доступен для детей, была использована наглядность. Также широко использовались словесные методы, к которым относится и песня.

4. Методы работы на занятии.

На занятии музыкального руководителя были использованы словесные и наглядные методы обучения. Руководитель умело вёл беседу с воспитанниками, опирался на знания приобретённые ими ранее. Наглядные методы обучения использовались в ходе почти всех заданий.

5. Анализ деятельности детей на занятии.

Дети на занятии вели себя раскованно, дружелюбно по отношению друг к другу и педагогу. Все задания выполнялись детьми с охотой и интересом.

Музыкальное занятие было проведено музыкальным руководителем с учетом поставленных целей, задач и индивидуальных особенностей детей данного возраста. Само занятие прошло с интересом для детей и педагога, были усвоены данные понятия, изучен весь представленный педагогом материал.







Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид занятия: традиционное.

Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет).

Цель: развитие у детей музыкального слуха, певческого голоса и творческих способностей.

учить самостоятельно определять музыкальные жанры;

развивать чувство ритма, координацию движений, речь, мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

формировать умение подыгрывать простейший ритм на детских шумовых инструментах;

вызывать у детей эмоциональный отклик, подвижность, активность во время занятия;

воспитывать коммуникативные навыки, дружеские отношения.

Материалы и оборудование: кукла в костюме осени, музыкальные инструменты – бубны, ложки, цветные ленты, погремушки, музыкальный центр, фортепиано, музыкально-дидактическая игра.

Маршируя, дети входят в зал.

Музыкальный руководитель (М.р.) Здравствуйте, дети.

М.р. Вы любите отгадывать загадки?

М.р. Сейчас я вам загадаю, а вы попробуете разгадать.

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет,
Она деревья раздевает,
Ребята, когда это бывает? (Осенью)

М.р. Правильно, ребята, осенью. Вы видите, что сегодня к нам в гости пришла Осень. И мы, как воспитанные дети, должны поздороваться с ней. Пропоем музыкальное приветствие для нашей гостьи грустным, хитрым голоском, а теперь ласковым, веселым.

М.р. А давайте еще поздороваемся с Осенью и нашей любимой пальчиковой гимнастикой.

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

М.р. Ребятки, как же дружно мы поздоровались с Осенью. А сейчас она зовет нас в осенний лес. Все готовы? Поедем мы на поезде. Давайте внимательно слушать музыку и правильно выполнять все движения.

Поезд - Игровое упражнение.

И.п.: дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях.

Дети переходят на марш и расходятся в разных направлениях.

М.р. обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются топающим шагом.

М.р. Молодцы! Посмотрите, Осень принесла нам ленты. Они такие яркие и красивые, как осенние листочки. С лентами мы будем сейчас танцевать.

Танец с цветными лентами.

(Трёхчастная полька по выбору музыкального руководителя)

Описание. Дети стоят в кругу. У каждого ребёнка в правой руке цветная лента (чётное число цветов).

Дети ходят в разных направлениях, держа в поднятой правой руке ленту. Глазами заранее находят себе пару с лентой такого же цвета.

Пары с одинаковыми лентами встают друг напротив друга. Левой рукой берут ленту своего партнёра за кончик, и, выполняя пружинку, руками перед собой делают движение вперёд-назад.

Также держась за свою ленту и партнёра, дети разводят руки в стороны и кружатся.

М.р. Всё правильно вы услышали – в первом домике дети маршировали, во втором домике – танцевали, в третьем домике – пели. А сейчас и мы с вами споём. Подходите ко мне, присаживайтесь на стульчики. Осень - начали опадать листочки. Про листочки мы и споём Осени нашу распевку.

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат. (Руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вши (шаркаем ладонью об ладонь)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ногами)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (указательные пальцы шаркают друг об друга).

Выполняется 3 раза.

Дети поют песню без аккомпанемента.

Музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной

Рано утром детский сад малышей встречает.
Там игрушки ждут ребят, в уголке скучают.

Красный мяч, синий мяч, куклы, медвежата –
Детский сад, детский сад любят все ребята.

Мы водили хоровод, голубей кормили,
Поливали огород, песенку учили.

Вот стемнело во дворе, нам пора прощаться.
С детским садом детворе жалко расставаться.

М.р. Ребята, хорошо спели и сыграли песню про детский сад. Осени понравилось. А давайте ещё порадуем Весну и споём для неё .

Музыка и слова С.Насауленко.

1.Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.

Припев:
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

2.Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.

М.р. Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо танцевали, пели, играли для нашей гостьи Осени. С осенью мы не прощаемся, вы встретитесь с ней на прогулке, понаблюдаете за её приметами. А всем гостям пропоём:

Читайте также: