Конспект музыкального занятия на тему фольклор в средней группе

Обновлено: 09.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИО педагога, должность _ Макарова Мария Владимировна ___________________________________________________

Возрастная группа _подготовительная группа (4-5лет)___________________________ ___________________________

Тип занятия: Тематическое музыкальное занятие.

Время реализации 20 мин________________________________________________________________

Цель занятия :Продолжать знакомство с разнообразными жанрами фольклора.___________________________________________________________________________________________________________

1. Образовательные задачи:

- Продолжать знакомство с разнообразными жанрами фольклора: скороговорками, потешками, колыбельными песнями.

-Учить вступать в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий.

- Развивать музыкальные и творческие способности детей, через приобщение к русскому народному музыкальному исскуству.

-Разнообразить музыкальную, художественно- игровую деятельность.

-Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со скороговорками и потешками. Прививать любовь к родной культуре.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность)

-Творческая деятельность.(Танец, пение)

Форма организации детей: коллективные, групповые, индивидуальные. __________________________________________________________________________________________

Материал и оборудование :_Ноутбук, пианино,коляска, кукла. __________________________________________________________

1.Закрепить умения рассказывать потешки и скороговорки.

2.Тренировать в исполнении танцевальных элементов хоровода.

3.Развивать умения взаимодействовать со сверстниками ,координировать свое поведение с поведением других детей.

Предварительная деятельность с воспитанниками: разучивание потешек, скороговорок, русских народных игр и песен.___________________________________________________________________

Примечание: при написании конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности на каждом из ее этапов необходимо отразить цели и задачи деятельность педагога и деятельность детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание соответствующих этапов, организацию и осуществление образовательной деятельности на каждом этапе с учетом реальных особенностей детей данной возрастной группы, а также варианты поддержки детской инициативы.

Деятельность воспитателя

(подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности (например: задает вопросы к детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям; осуществляет совместные игровые действия и т.п.)

Деятельность детей

(прописывает деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности (например: отбирают необходимый материал из предложенного; высказывают свои предположения; определяют последовательность выполнения задания и т.п.)

1 часть – вводная

Подготовка детей к работе на занятии

Цель:создание положительного настроя на предстоящую деятельность.

Создание образовательной ситуации

Сюрпризный момент:Воспитатель включает фонограмму детского плача.

Дети находят коляску с младенцем и рассказывают, как можно успокоить малыша.

Концентрация внимания и интереса к предстоящей деятельности- сюрпризный момент(находят коляску с плачущим малышом)

2 часть – основная

Цель:создание содержательных и организационных условий усвоения детьми изучаемого материала.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Музыкальный руководитель предлагает успокоить плачущего малыша.(спеть колыбельную песню).Предлагается вспомнить, какие стишки-песенки приговаривают маленьким детям. Педагог просит детей рассказать несколько потешек и скороговорок.

Предлагается показать, какие танцевальные движения используются

Дети рассказывают несколько потешек и скороговорок.

Дети заводят хоровод( 3 девочки показывают, какие танцевальные движения есть в этом хороводе).

Смена видов деятельности.

Слушание потешек и скороговорок.

Умение ориентироваться в зале.

Подгрупповое задание.(показ детьми элементов танца)

Песня-хоровод.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Вопросы для закрепления: Как называются маленькие стишки для развлечения детей? Какие смешные стишки нужно скоро говорить? Понравилось ли детям водить хоровод?

Дети говорят, что маленькие стишки называются потешками и скороговорками .Отвечают, что им понравилось ходить хоровод и петь колыбельную песню.

Этап осуществления самостоятельной деятельности детьми

Педагог спрашивает детей, какие народные игры они знают и предлагает поиграть в любимую игру.

Предлагается обьяснить правила игры ребенку с долее высоким уровнем развития. Музыкальный руководитель включает музыку для игры.

Воспитанники называют известные им народные игры и выбирают наиболее полюбившуюся. Ребенок с более высоким уровнем развития рассказывает правила игры

3 часть – заключительная

Педагогическая оценка деятельности детей и самооценка их эмоционального состояния .

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Педагог показывает детям грустные и веселые смайлики и предлагает выбрать тот, который соответствует их настроению.

.Дети выбирают смайлики, соответствующие их настроению.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Музыкальный руководитель прощается с детьми и предлагает им на прогулке поиграть в полюбившиеся народные игры.

Задачи: умение выразительно выполнять музыкально – ритмические движения, развитие творческого воображения через прослушанную музыку, развивать звуковысотный слух, учить петь в ансамбле со всеми вместе, закреплять навык игры на детских музыкальных инструментах, учить двигаться под музыку хороводным шагом.

Предварительная работа: разучивание песни, заклички, ритмических и танцевальных движений; оркестра, слушание рассказов о деревне; наблюдения за домашними животными и обьектами природы.

Экран для презентации, домик плоский, стулья по количеству детей, а так же воспитателя, коробка с ложками, колокольчиками и бубнами по кол-ву детей, пособия для рефлексии, пряники.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

Слайд 1. Дети вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал (встают в круг). Музыкальный руководитель встречает их:

Муз. рук. Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга.

2 Вводная часть

Муз. рук; А живу я вон за тем зелёным лугом. Сейчас мы с вами возьмёмся за руки и пойдём ко мне в гости, я буду показывать вам движения, а вы внимательно за мной повторяйте.

3 Основная часть

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла,

Я по лугу гуляла.

(Хороводный шаг)

Я с комариком, я с комариком,

С комариком плясала,

С комариком плясала.

Комар ножку мне, комар ножку мне,

Комар ножку отдавил,

Комар ножку отдавил.

И на травушку, и на травушку,

На травушку усадил,

На травушку усадил.

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла,

Я по лугу гуляла.

(Хороводный шаг)

Слайд 3. Муз. рук; Вот мы и пришли в деревню. Ребята, что – то погода за окном испортилась. (Дождь на слайде) Как нам не хватает солнышка. Давайте, его дружно позовем.

Выгляни в окошко.

Слайд 4.(Появляется солнышко на слайде).

Слайд 5. Муз. рук; А вот и мой домик. Садитесь, располагайтесь.

(Дети садятся).

А хотите узнать, кто живет у меня на дворе? Но сначала отгадайте загадки:

-Пяточком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь. (свинья) Слайд 6.

-Везет она воз, ест сено да овес. (лошадь) Слайд 7.

-В стаде все они живут, целый день траву жуют, шерсть закручена в колечки. Это дружные. (овечки) Слайд 8.

-Каждый вечер так легко, она дает нам молоко. говорит она два слова. Как зовут ее.? (корова) Слайд 9. Какие вы все молодцы. Все загадки отгадали.

А теперь послушайте и отгадайте, кто же это так громко поёт?

Слайд 10. Дети:Петушок!

Слайд 11. Муз. рук: Правильно,это Петушок – золотой гребешок!

(Дети подходят к инструменту)

Что ты рано встаешь?

Деткам спать не даешь!

Муз. рук:А ещё у меня на дворе живут гуси.

Муз. рук: Ребята, послушайте, что это за песня (играет вступление)А вы знаете песню про двух весёлых гусей? Давайте споём?

Два веселых гуся:

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Муз. рук: Ай молодцы! Так с вами хорошо и весело, что так и хочется сплясать.

А для веселья я сундучок приготовила, посмотрите ка что тут есть! Ложки, бубны и колокольчики!

Муз. рук: Какие молодцы, и спели, и плясали, а на хоровод остались силы?

Мы выберем водящего, он будет ходить по кругу, затем выберет себе кого то из ребят и станет танцевать с ним, а мы хлопать в ладошки.

Посреди кружочка,

Посреди кружочка.

Все себе дружочка,

Все себе дружочка.

Для себя дружочка,

Для себя дружочка

4 Заключительная часть

Ребята, вы все молодцы, и пели и танцевали, и на инструментах играли замечательно, а сейчас я вас попрошу оценить занятие : если вам понравилось – поднимите солнышко, а если не понравилось – тучку.

Молодцы, а теперь вам пора в группу, я прощаюсь с вами, досвидания.

Прикреплённые файлы:

На занятии дети знакомятся деревянными расписными ложками. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ложки – известны во всем мире, они являются символом русского народа! Через это познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания о ложках в повседневной жизни – в играх, в самостоятельной деятельности.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

I. Вводная часть
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Показ музыкального короба и загадывание загадки про ложки.
Вопрос детям – знают ли они, как появилась ложка, как музыкальный инструмент?
История деревянных ложек насчитывает много веков и даже тысячелетий. Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Для изготовления деревянных ложек применяется древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. (демонстрация слайдов с изображением темы рассказа педагога)
Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Расписные деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

1.3. Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Музыку исполнял оркестр, а мы тоже можем играть в оркестре! 2,5 мин

2. Мы стучать в них не устали,(повороты вправо-влево)
Даже ножки заплясали.
Ножки озорные, Ложки расписные!
Припев тот же: (перетопы)

3. Прыгать мы умеем ловко,(повороты вправо-влево).
Пляшут ложки над головкой.
Ложки расписные, Детки озорные!
Припев тот же: (прыжки на 2-х ногах).

4. Что-то мы плясать устали,
даже ложки замолчали.
Спрячем их за спинку,
Сделаем `пружинку` (прячут ложки).
Припев на слог `Ля` (выполняют `пружинку`)

5. Ложки вверх подняли дружно,
Поклониться всем нам нужно,
Вот как вас мы удивили,
Вот как вас повеселили!
Поклон.

III. Заключительная часть
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей
Дети отвечают на вопросы о том, из чего изготавливается ложка, что необходимо, чтобы она была яркой, о значении ложек в жизни русского народа. 1 мин





- формировать музыкальные способности дошкольников средствами русского музыкального фольклора.

Обучающие задачи:

- учить двигаться в соответствии с характером музыки прямым галопом, простым хороводным шагом;

- учить узнавать знакомые произведения;

- учить детей вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы;

- формировать вокально-певческие навыки, умение, выразительно исполнять звукоподражания;

- учить различать темп в музыке, передавать его в игре на ложках.

Развивающие задачи:

- развивать чувство ритма, метра, закреплять умение передавать ритмические особенности через игру на музыкальных инструментах, отмечать окончание музыкальных фраз;

- развивать музыкальную память, внимание;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать творческое воображение, импровизировать под плясовую музыку, в соответствии с приобретёнными навыками;

- развивать интерес к предметам деревенского быта.

Воспитательные задачи:

-воспитывать духовные и нравственно-патриотические чувства дошкольников через музыкальный и устный фольклор;

- приобщать к русской народной музыке, произведениям современных композиторов, написанных в народном стиле;

- воспитывать культуру общения, коммуникативные качества.

Предварительная работа:

- чтение пословиц и поговорок, разучивание потешек, подговорок;

- беседы о добре, рассматривание тематических иллюстраций: пряха, кузнецы;

Виды детской деятельности в НОД:
- музыкально-художественная (пение, движение, музицирование на русских музыкальных инструментах в ансамбле с музыкальным руководителем)
- игровая
- коммуникативная

Занятие интегрирует с развитием речи, с познавтельным.

Планируемые результаты:

развитие у детей интереса к музыкальной культуре русского народа, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера и содержания, воспитание нравственных качеств, развитие навыков выразительного исполнительства, чувства ритма во всех видах музыкальной деятельности, расширение и активизация словарного запаса.

Место проведения

М.Р.: Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, ребятки, розовые пятки.

Звонкие соловушки, умные головушки!

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло.

Давайте мы поздороваемся, как бывало в старину. На меня глядите, за мной повторите. (Поём)

Дети: Доброго здоровьица, гости дорогие! Милости просим, заходите. Как живём, поглядите!

М.Р.: Посмотрите, ребята, как я обрядилась, вас дожидалась.

И вы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли дружно петь, играть
Себя людям показать!

Гляжу, вот только не все детушки весёлые, не улыбаются.

И сегодня я хочу поднять вам настроение, пригласить вас в одну очень необычную деревню, в гости к дедушке Фольклору.

А кто знает, что же такое фольклор? Почему дедушку так зовут?

Дети: Это народная мудрость, песни, пословицы, потешки, прибаутки и т.д., которые сочинил народ.

М.р. Какие вы молодцы, всё знаете.

Ну, что же отправляемся в деревню, в гости к дедушке Фольклору, он обещал нас познакомить с народным творчеством. А, чтобы мы быстрее к нему добрались, он прислал за нами лошадей. (дети берут лошадей)

А какие звуки издаёт лошадка?

Дети: И - го-го!

М.Р.:(с лошадкой в руках). Вот лошадка закричала.

Д е т и (вместе с воспитателем).

М.Р.: На полянке закричала.

Д е т и. И- го-го!

М.р. И в овраге закричала…

Д е т и. И -го-го!

М.р. А потом совсем устала…

Д е т и. И -го-го!

(дети берут лошадей)

М.р. А как лошадка скачет? (дети показывают) Ну, что отправляемся?

Д е т и. Да!

М.р.( поёт)Едем - едем на лошадке,
Д е т и . Но, но, но!
М.р. Рады-рады все ребятки,
Д е т и. Но, но, но!
М.р. Рады-рады прокатиться,
Д е т и. Но, но, но!
М.р. Звонко цокают копытца:
Д е т и: Но, но, но!

(дети выполняют прямой галоп по кругу).

Посмотрите на экран, послушайте, какая музыка, а какие ещё звуки вы услышали?

Дети: услышали пение птиц, журчание ручейка и т.д.

М.р. Красота! Правда?

А вот и дедушка Фольклор.

Д.Фольклор: Здравствуйте, ребятки! Молодцы, что приехали. Заждался я вас.

М.р. Дедушка Фольклор, мы с ребятами приехали к тебе не просто в гости, мы хотим, чтобы ты нам рассказал, что же интересного есть в вашей деревне.

Д.Фольклор: Ну, что же, это можно.

В нашей деревне все живут дружно, любят веселиться, поют песни, пляшут, играют на разных народных инструментах.

Вот послушайте, ребятки
Загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперёд -
Вы смекалистый народ!
Деревянная подружка
Без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт.
Дети: Ложка.

Д.Фольклор достаёт деревянную ложку.

М.р. Дедушка Фольклор, а расскажи нам, кто ещё живёт в твоей деревне.

Дедушка Фольклор: Ну ещё у меня есть гуси. (слайд)

Хочешь мы для тебя споём?

Дедушка Фольклор: Конечно.

Дедушка Фольклор: Ай молодцы, а ещё у меня есть козлик.

И я знаю очень интересную игру. Хотите поиграть?

М.р.: Как интересно д. Фольклор в твоей деревне. Ребята вам понравилось?

Дедушка Фольклор: А я приготовил для вас угощение, яблочки из моего сада.

(угощает детей, прощается и уходит)

М.р.: Но к сожалению нам пора прощаться, давайте скажем спасибо дедушке. Дети: Спасибо! До свидания! (д.Ф. уходит)

М.Р.: Вы, ребята, молодцы! Все старались от души!
Пели и играли, красиво танцевали!
Тут занятию конец, а кто пришёл к нам – молодец!

Читайте также: