Конспект музыкальное занятие с детьми с дцп

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Павлова Марина Ефимовна, Пантелеева Жанна Алексеевна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Возраст детей: 5-6 лет

Цель ООД: социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.

  • способствовать развитию и коррекции психических процессов;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
  • совершенствовать слуховое внимание, память, мышление;
  • учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног;
  • стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;
  • вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
  • формировать представление об окружающем мире;
  • обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать радостное настроение;
  • воспитывать дружеское отношение к сверстникам.

ХОД

1.Доброе утро - улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее.

2.Мы погладим лобик, носик и щечки

Будем мы красивыми, как в саду цветочки.

3.Разотрём ладошки сильнее-сильнее,

А теперь похлопаем смелее-смелее.

4.Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Педагог: Молодцы! А теперь я возьму ноты и сыграю вам добрую песенку, чтобы стало ещё веселее. (Открываю ноты и вижу пустые листы с дырками) Что случилось с нотами? Откуда эти дырки? (Ответы детей). Похоже, что ноты съели мышки. Что же делать? (Ответы детей) Давайте, позвоним в музыкальное справочное бюро.

- Алло! Справочное? Помогите! Нам помощника пришлите!

Надо нотки нам найти, чтоб занятье провести. (Голос: Мы сейчас кота пришлём)

Вот спасибо! Очень ждем! Про кота игру мы знаем и сейчас в неё сыграем!

Девочки: Тра-та-та! Тра-та-та! Вышла кошка за кота!

Мальчики: За Кота-Котовича?

Девочки: За Петра Петровича!

Вместе: Он усат, полосат, в ушах кисточки висят. Ну не кот, а просто клад!

Появляется Кот Мурзик.

Кот Мурзик: Мяу-Мяу! Да, я такой! Я просто клад для всех ребят! Мяу! Всем привет, друзья! Как же рад вас видеть я!

Педагог: Какой красивый котик! Как тебя зовут?

Котя-котик белый ротик - мяу, мяу, мяу, мяу.

Тихий голос, гладкий волос - мяу, мяу, мяу, мяу.

Хвостик пышный, шаг не слышный - мяу, мяу, мяу, мяу.

Только лапки цап-царапки - мяу, мяу, мяу, мяу.

Педагог: Мурзик, где же нам нотки найти?

Кот Мурзик: Все мыши живут в Мышином королевстве. А правит там королева Мышильда – злая и коварная.

Педагог: Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть?

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. поскоки на правой ноге

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. поскоки на левой ноге

Не сутультесь, грудь вперед, замечательный народ! выравнивание осанки

По тропинке побежим, до лужайки добежим. легкий бег на носках

На лужайке, на лужайке мпопрыгаем, как зайки. прыжки на месте

Сладко потянулись, всем улыбнулись. руки вверх, потягиваются

Педагог: Посмотрите, ребята, впереди домик! Мурзик, это Мышиное королевство?

Кот Мурзик: Нет! Здесь мышами не пахнет. Прислушайтесь, в домике кто-то поёт.

Добрые, мажорные, весёлые, задорные!

Ох! Река проворная. Ох! Судьба минорная!

Педагог: Ребята, это же братья-гномики!

Гномик Ре: Как вы сюда попали?

Гномик До: Вы что-то потеряли?

Педагог: Мы ищем мышиное королевство. Мыши украли наши нотки. А ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть.

Гномик До: Ребята, давайте поиграем? Внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение.

Гномик Ре: Дети, очень грустно мне…

Кот Мурзик: Не грусти, наши детки сейчас тебя вмиг вылечат!

У меня такие ручки! Посмотри! Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки

Звонко хлопают в ладоши 1, 2,3! Хлопают

Твои ручки тоже на мои похожи Поворачиваются друг к другу, гладят по ручкам друг друга

У меня такие щечки! Посмотри! Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки

Я поглажу их немножко. Раз, два, три! Легко гладят щечки

Твои щечки тоже на мои похожи. Поворачиваются, растирают щечки друг друга

У меня такие ушки! Посмотри! Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей

Разотру их потихоньку. Раз, два, три! Растирают уши с усилием

Твои ушки тоже на мои похожи. Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга

У меня такая спинка! Посмотри! Стоят спиной друг к другу, гладят себя по спинке

Я похлопаю по спинке. Раз, два, три! Шлепают ладошками по спине

Твоя спинка тоже на мою похожа. Поворачиваются друг к другу, шлепают по спине друг друга

Гномик Ре: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку!

Гномик До: Братец мой здоров опять! Все пойдемте танцевать!

Кот Мурзик: А давайте станцуем танец, который очень любят в моей стране Мурляндии. Я буду вам показывать, а вы не зевайте за мной все дружно повторяйте!

Гномик До: Как с вами весело! А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому мы вам дарим разноцветные смешинки. Смейтесь на здоровье!

Гномик Ре: Счастливого пути! Гномы отдают упаковку с разноцветными конфетками и уходят. Дети останавливаются возле зеркальных цветов. (На полу лежат картонные цветы, на которых наклеены зеркальца).

Педагог: Что за чудо? Я таких цветов никогда не видела! А вы, ребята?

Кот Мурзик: Это же поляна зеркальных цветов!

Педагог: А для чего они?

Кот Мурзик: Чтобы удобнее было гимнастику для наших язычков делать!

Мы цветы сейчас возьмём и гимнастику начнём!

Котик Мурзик утром встал, чистить зубки побежал. Дети потягиваются

Пополощем ротик, как чистюля котик. Имитация полоскания ротика

Мы за ним не отстаем – все покажем язычком. Дальше по порядку делаем зарядку!

Котик спинку выгибает, Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы,

спинку языка выгнуть, удерживая под счет до восьми

Котик спинку прогибает. Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы

Гол забили мы! Ура! Вот и завтракать пора. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю

Котик нам напек блины, со сметаною они. Губу и удерживать под счет до пяти

Как сметану любит Котик? Оближи скорее ротик. Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу

А теперь чаек попьем, чай мы в чашечку нальем Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая боковые стороны язычка в виде чашечек.

Мурзик сыт, Мурзик рад! Мурзик любит всех ребят! Ритмично хлопать в ладоши

Мышильда: Тише-тише! Расшумелись тут!

Педагог: Кто вы такая?

Мышильда: Я великая королева Мышильда. Терпеть не могу музыку и смех, особенно детский. Я даже прогрызла ваши ноты с песенками. А вы опять нарушили тишину. Я сейчас вмиг превращу детей в мышей!

Кот Мурзик: Мяу! Ничего ты не сделаешь, ведь наши дети могут так весело смеяться. Ребята, давайте громко-громко засмеёмся! Дети смеются

Мышильда: Не надо! Тише! Тише! Спасите! Помогите! (убегает)

Раздается звук лопнувшего шарика, и из-за ширмы летят листочки с нотами.

Педагог: Ребята, смотрите, это же наши нотки!

Кот Мурзик: Ура, мы победили злую Мышильду!

Педагог: Спасибо тебе, котик! Без тебя мы бы никогда не нашли свои ноты. Теперь я смогу играть нашим детям музыку по нотам. Ребятки, а теперь возвращаемся в наш детский сад.

Кот Мурзик: Вы проделали такой длинный путь и, наверное, очень устали, а я знаю волшебные слова, которые помогут быстро вернуться в детский сад.

- Глазки закрывайте, ручки опускайте,

Вправо-влево повернитесь, в детский садик возвратитесь!

Педагог: Ну, вот мы с вами в детском саду. Садитесь на стульчики, а я открою ноты и сыграю вам веселую песенку.

Педагог: Ребятки, большое вам спасибо за то, что вы были такими смелыми; не испугались злой Мышильды и спасли мои ноты! Мы с вами еще увидимся. До свидания!

Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребёнка. Знакомство с музыкальными произведениями, исполнение песен, исполнение инструментальной музыки не только положительно влияет на эмоциональное состояние, но и развивает слух, чувство ритма, образное мышление, тренирует память, способствует развитию творческих способностей.

Музыкальная терапия детям с диагнозом ДЦП открывает неповторимый, прекрасный окружающий мир, помогает осмыслить и почувствовать своё место в этом мире, открыть через музыку способность дарить людям радость от общения с музыкой.

В настоящее время уже накоплен большой опыт в развитии музыкальных способностей детей с ДЦП : это и занятия вокалом, и хоровое пение, и даже игра на фортепиано или синтезаторе.

Дети с ДЦП довольно быстро усваивают технику пения, поскольку с раннего возраста вынуждены управлять своим телом, (тогда как их сверстники не замечают работу организма, но, конечно же, не без труда. Для закрепления навыков, совершенствования исполнения необходима постоянная, систематичная работа. Успехи не заставят вас долго ждать, в мире музыки вам предстоит открыть не одну дверь, и, удивительный, чудесный свет будет сопровождать вас по жизненному пути.

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ДЦП 3. Организационный раздел программы Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.

Дыхательные и расслабляющие упражнения для детей с лёгкой и средней степенью ДЦП Одними из основных задач в развитии детей с легкой и средней степенью ДЦП являются: • снижение мышечного напряжения и эмоциональной зажатости.

Игры для детей с ДЦП ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП Воспитатель спецгруппы Лисичкина О. В. Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые. Конечно, нужно.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания дошкольников с детским церебральным параличом является развитие их речи. При.

Музыкальное развитие ребёнка в семье Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.

Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП Особенности работы учителя-логопеда по стимуляции речевой активности у детей с ДЦП На современном этапе концепция интегрированного обучения.

“Забота о здоровье – это важный труд взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности образования в образовательных учреждениях. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан и с ОВЗ.

На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Специфика разработки специального Федерального Государственного Стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Цели Стандарта:

1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования.

2. Обеспечение государственных гарантий получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Обеспечение равных возможностей социального развития и освоения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

5. Обеспечение возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности, и направленности с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

С введением ФГОС ДО и нового Закона об образовании большинство образовательных учреждений работает с детьми с ОВЗ. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками.

К, сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, так как педагоги должны найти в себе силы, воспитать волю, желание к работе с детьми с ОВЗ. Да и само определение – ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий:

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением речи;

- дети с нарушением интеллекта;

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;

- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Подробнее рассмотрим организацию образовательного процесса с ребёнком с диагнозом ДЦП.

Обязательное условие развития детей с ОВЗ — взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Поэтому главная задача всех наших сотрудников – создать такую атмосферу в детском саду, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение.

В нашем детском саду созданы все условия для работы с ребёнком ДЦП:

1. Создана хорошо подготовленная развивающая предметно – пространственная среда (безопасная, комфортная, соответствует возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативная, информативная). Имеется на входной двери кнопка вызова персонала.

2. Игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями.

3. Дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии.

4. Большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте.

5. Имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.

В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена ребёнком с ОВЗ (в нашем случае с диагнозом ДЦП), составляется индивидуальная программа сопровождения ребёнка-инвалида. При составлении следует опираться на ряд принципов:

1. Принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ.

2. Принцип дозированности объёма изучаемого материала.

3. Принцип линейности и концентричности.

4. Принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной деятельности.

1. Введение в НОД специальных коррекционных упражнений (разминок, этюдов), способствующих развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве; по развитию осязания и мелкой моторики, коррекции речевых нарушений; ориентированы на зрительные нарушения у ребёнка и направлены на преодоление психофизических недостатков у детей.

2. Взаимодействие с учителем-логопедом. Изучение программ и определение направлений работы на год. Знакомство с результатами диагностики и определение индивидуальных маршрутов сопровождения.

3. Подготовка к образовательной совместной деятельности:

- подбор наглядного материала;

- подбор музыкальных произведений, текстов песен, литературного материала;

- подбор материала для организации деятельности детей в большом пространстве коррекционного зала с учётом диагноза и уровнем развития ребёнка.

4. Проведение музыкально-дидактических игр. Взаимообучение специалистов и воспитателей через открытый показ занятий, приёмов работы, дидактического материала.

5. Анализ проведенных утренников, праздников.

6. Совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности.

Коррекционная работа с ребёнком ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель работы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов у дошкольника с ДЦП. Задачи:

1. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

2. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Ребёнок с ДЦП.

Так как в моей практике появился ребёнок с ДЦП (нарушение опорно-двигательного аппарата), поэтому подробнее хочется рассказать о своей профессиональной деятельности в данном направлении.

ДЦП – это неврологическое расстройство в виде не прогрессирующих двигательных нарушений (паралич конечностей), возникающие в результате повреждения нервной системы. ДЦП относится к группе заболеваний связанных с нарушением программы неврологического развития (в данном случае двигательного). Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести физического дефекта.

Ребёнок с диагнозом – ДЦП (средней степени тяжести, паралич нижних конечностей) пришла к нам в детский сад во II младшую группу осенью 2014 года. Воспитывается в неполной семье. Воспитанием её занимается бабушка, которая очень любит её и старается сделать всё возможное, чтобы улучшить состояние здоровья. Девочка очень редко посещала детский сад, ввиду состояния здоровья. Она не ходила, только ползала. Скромная девочка, но умеет выражать свои эмоции. Музыкальные занятия посещает с удовольствием. Сидя на стуле, уже и в младшей группе, выполняла какие – либо движения ручками. Подпевала вместе со всеми детьми. Сердце замирает, глядя на неё. Благодаря проведённой операции, осенью 2015 года она пошла! Ходит, правда, с поддержкой взрослого или опираясь на предметы. С января 2016 года с помощью воспитателя танцует в кругу со всеми детьми. Глаза её светятся от счастья, что она может выполнять движения вместе со всеми. При организации какой-либо музыкально – ритмической деятельности с детьми, довольно часто слышу от неё выражение: “А как же я. Вы, что, забыли про меня?” , , , , .

Музыкальное воспитание ребёнка с ДЦП.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в рамках внедрения ФГОС ДО и “Рабочей программе музыкального руководителя”.

В современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребёнка с ограниченными возможностями развития.

Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Как работать с такими детьми?

Работая с такой категорией детей, приходится сталкиваться с особыми трудностями в разработках и проведении занятий. Исключительной значительностью для развития детей, имеющих нарушения опорно – двигательной системы, выступает комплексное воздействие: медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальная помощь. Коррекционная работа в данном направлении основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь.

Первый компонент основы – движение.

Различные нарушения мышечного тонуса не дают возможности выполнения движений в заданном ритме и темпе.

Второй компонент основы – музыка.

С одной стороны, музыка формирует у детей чувство красоты, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию в обучении. С другой стороны, одним из выразительных средств в музыке являются ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для ребёнка с ДЦП. Желание выдержать ритм, темп может провоцировать появление быстрого утомления. Дифференцированный подход зависит от формы ДЦП.

Третий компонент основы – речь.

В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что при ДЦП наряду снарушением опорно – двигательного аппарата отмечается разнообразные речевые нарушения. Наша девочка – способный ребёнок. Несмотря на свой диагноз, речь у неё практически чистая. На праздниках, несмотря на индивидуальные особенности (стеснительность, застенчивость) стала рассказывать стихи. Впервые на осеннем празднике сыграла одну из главных ролей. Пусть пока ещё недостаточно выразительно и громко, но мы считаем, что дебют удался.

Возникает вопрос: как разрешить существующие проблемы? А разрешить эту проблему можно, если использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии.

Технологии, используемые в образовательном процессе.

Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в образовательной деятельности современные методы, приёмы и образовательные технологии.

К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия.

Детям с ОВЗ (в том числе и с ДЦП) показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия. Особенно коррекционная ритмика и танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений, в том числе и в нашем случае. Поэтому, большое внимание, мы уделяем здоровьесберегающим технологиям (логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, самомассаж и др.).

Очень важны в образовательном процессе и технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия физкультурой и спортом, активный отдых (физкультурные развлечения и праздники под музыкальное сопровождение, музыкальные развлечения и праздники, “День здоровья”). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. , , .

Методы и приёмы коррекционно – развивающей работы.

В коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве. В ходе НОД создаются такие условия, чтобы у ребёнка вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого.

Также, важно использовать упражнения на развитие психических процессов (психогимнастика): игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, мимики, упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук и ног. , .

В своей профессиональной деятельности музыкального руководителя использую методику В. В. Емельянова (“Фонопедический метод развития голоса” - упражнения, направленные на развитие артикуляции, дыхания). Этот метод эффективен как для здоровых детей всех возрастов, так и детей с ОВЗ.

Работа с педагогами.

Тесное сотрудничество с педагогами детского сада (беседы, консультации, мастер-классы, подготовка к праздникам и развлечениям, организация кукольных спектаклей, информация в стендах, участие в конкурсах и др.) положительно влияет на высокие показатели воспитанности, образованности и развитости всех детей.

Работа с родителями (законными представителями).

Сотрудничество с родителями (законными представителями) строим по следующим направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный ДОУ.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания, консультации и беседы.3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников (дни открытых дверей, организация выставок-конкурсов, привлекаем родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов).

Всё вышеизложенное помогает сделать родителей (законных представителей) своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Такая деятельность носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. .


Результат моей работы:

1. Девочка с диагнозом ДЦП стала более раскрепощённой, у неё развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

2. У ребёнка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи.

3. Улучшилась речевая и сенсомоторная функция.

4. Музыкотерапия в коррекционной работе помогает установлению эмоционального диалога.

Деятельность всего педагогического коллектива положительно влияет на развитие музыкального слуха, чувства ритма, всех психических процессов, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. А так же развивается большой интерес к игре на музыкальных инструментах. В результате восприятия музыки ребёнок становится эмоционально осмысленным, формируется музыкальный вкус.

Работая с детьми дошкольного возраста, я опираюсь на следующее:

- НОД провожу в игровой и занимательной форме,

- создаю атмосферу успеха,

- развиваю музыкальность каждого ребёнка,

- обучаю детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам,

- воспитываю способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку,

- развиваю художественно-творческие способности.

Всё вышеизложенное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию и развитию всех детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.

Три года назад прослушать ребёнка меня попросила мама девочки – инвалида, больной ДЦП, учащейся школы с ОВЗ. Женщина в разговоре со мной сразу откровенно сообщила о болезни дочери, а также об увлечённости девочки пением, и я решила познакомиться с ребёнком.

На тот момент Динаре было 10 лет. При первом нашем знакомстве я заметила, что девочка передвигается достаточно быстро. Смущаясь, она пропела мне знакомую песню, и я поняла, что природа одарила ребёнка относительно чистой вокальной интонацией. Я решила взять девочку в свою студию на сольные занятия с целью развития её речи, наполнив её досуг любимым видом творчества.

Первые занятия выявили у ребёнка уровень музыкальных способностей выше среднего. Однако я быстро поняла, что будет нелегко. В исполнении вокальных упражнений слышалась интонационная и ритмическая чуткость, но отсутствовала кантилена, не было навыков певческого дыхания, подачи звука, артикуляции. Речь Динары затруднена, слегка медленна, были слышны небольшие дефекты произнесения шипящих звуков. Ребёнок общался с педагогом, чувствуя смущение, девочка не смотрела в лицо педагогу, отводила взгляд, наблюдалась зажатость в шейно-грудном отделе позвоночника. Зажим был во всём корпусе ребёнка: девочка стояла напряженно, не могла прямо держать голову, опустить (расслабить) челюсть, а ведь это очень важно при пении! Я почувствовала напряжение голосовых связок: пение крикливое, ломаное. Но радовала память Динары и её желание работать! Девочка позитивно была настроена на занятие, в её поведении чувствовался интерес к вокальному творчеству.

Мною был составлен индивидуальный образовательный маршрут, установлен режим занятий: один - два раза в неделю (один раз в неделю по чёткому расписанию, второй раз – в зависимости от временных возможностей педагога), то есть приблизительно шесть раз в месяц.

Откровенно говоря, я работала с девочкой интуитивно, применяя к ней индивидуальный подход, как и ко всем солистам.

Я поняла, что заниматься вокалом Динаре полезно. Конкретных методических рекомендаций для педагога–вокалиста по работе с особыми детьми я не обнаружила.

Получив полезную информацию, я убедилась, что в работе с Динарой нахожусь на верном пути.

Структура наших занятий такая же, как и у всех солистов студии: артикуляционные, мимические, вокальные упражнения, распевания, работа над песней (мелодией и текстом), при необходимости - работа с аппаратурой в зале.

Содержание занятий индивидуально.

Поподробнее хочется рассказать о содержании песен, то есть о содержании репертуара. Для педагога выбор песни для ребёнка - всегда очень сложная задача. Подбирая репертуар для Динары, я с усиленным вниманием отслеживаю, чтобы текст и мелодика песни соответствовали возможностям девочки, находили у неё эмоциональный отклик. Песня должна понравиться ребёнку, ведь при её исполнении каждая мысль, эмоция должны быть искренними.

Выученные песни Динара исполняет со сцены (часто в школе), а поэтому её репертуар должен показывать хороший уровень вокального развития.

Особенностью моей работы с девочкой в условиях учреждения дополнительного образования является неспешное разучивание песенного материала, скрупулёзная работа над каждой фразой, над отдельным словом и интонацией.

За два учебных года на наших занятиях мы подготовили шесть песен для выступления. К тому же Динара поёт в школьном ансамбле.

Безусловно, вокальные занятия во Дворце детского (юношеского) творчества играют огромную роль в социализации ребёнка. Девочка чувствует себя частью нашего большого (40 детей) творческого коллектива, ведь она встречается с детьми на репетициях к концертам, участвует в наших ежегодных отчётных концертах, чувствует атмосферу подготовки к совместному результату, атмосферу общего праздника, а главное, она выступает на сцене не одна!

На отчётных концертах студии Динара также принимала участие.

Для моих воспитанников – обычных здоровых детей познакомиться с Динарой, разделить с ней переживания перед выступлением, радость от удачи, и, вообще, принять её такой, какая она есть – это, я считаю, момент воспитания чуткости и толерантности, познания разных сторон человеческой жизни.

Читайте также: