Конспект методического мероприятия с педагогами доу в нетрадиционной форме

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи:

Закрепить и обобщить представления педагогов о содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

Способствовать в игровой форме закреплению представлений педагогов о современных технологиях образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

Создать положительную атмосферу сотрудничества в коллективе педагогов в процессе решения игровых задач.

Материал:

Бланк протокола игры (Приложение 1);

Компьютерная презентация, иллюстрирующая содержание семинара - практикума;

Разрезные картинки – 3 шт. (каждая делится на количество частей, соответствующих одной третьей части всего коллектива педагогов);

Три магнитных мольберта с магнитами;

Флажки на каждую команду – 3 шт.;

Фонограммы (минус) детских песен – 12 треков;

Аудиозаписи с вопросами детей – 6 вариантов;

Ход семинара – практикума:

(Перед началом мероприятия каждый педагог получает часть разрезной картинки. Все педагоги рассаживаются полукругом. На экране – первый слайд презентации с названием семинара – практикума (см. Рисунок 1)).

hello_html_m55bbb0c3.jpg

Итак, Клуб Веселых и Находчивых открывает свои волшебные двери в детском саду № 67, где работают талантливые, умные, находчивые и, несомненно, веселые педагоги.

И конечно, какой КВН без команд? Взгляните на части картинки, одну из которых каждая из вас получила, заходя сегодня в зал. Сейчас мы без труда разделимся на три замечательные команды. За одну минуту вам предстоит объединить ваши части и получить три полноценные картинки. А составив картинку, не расходитесь! Так мы и определим составы наших команд. …

(Педагоги свободно перемещаются по залу, определяют по схожести изображения и составляют свои картинки. Составив картинки, располагаются вокруг собранного изображения. По завершению задания команды рассаживаются на стульях, располагаясь тремя небольшими полукругами (место расположения каждой команды обозначено заранее поставленными мольбертами)).

Превосходно! Пожелаем нашим командам блестяще выступить и покорить своим мастерством и шармом строгое, но справедливое жюри!

Итак, я объявляю жюри… Но постойте! В нашем жюри еще три свободных места! Кто же займет эти места. Пусть же определит это Его величество Случай (или Фортуна, как кому будет приятнее). Посмотрите под свои стулья: на ножке лишь трех из них (один в каждой команде) находится метка. На чьем стуле обнаружился сей загадочный предмет, тот и становится счастливым членом нашего многоуважаемого жюри. Итак, я прошу занять место в жюри … ( называются И.О. )!

А теперь представляю наше высококомпетентное, и от того не менее находчивое и веселое жюри:

председатель жюри – заведующий нашего ДОУ Е.П. Климова!

А мне позвольте взять на себя роль ведущего сегодняшней игры КВН.

Команды созданы, жюри представлено… Все готовы начинать? …

По истечению отведенного времени: Итак, я готова представить вашему вниманию наши команды. Встречайте первую команду! (…вторую!, … третью!) .

(Председатель жюри вписывает названия команд в протокол игры).

Суть конкурса такова. Вам будут предложены части фраз, описывающих принципы организации развивающей среды и примеры реализации этих принципов в практике работы ДОУ. Ваша задача – за две минуты подобрать и расположить эти части (каждая команда на своем мольберте) в таком порядке: название принципа, рядом – его описание, рядом – пример его реализации. Как только будете готовы, поднимайте вверх свой флажок! Т.к. скорость выполнения задания даст вам в каждом конкурсе дополнительное очко! Если вам всё понятно, то по одному представителю от команд прошу подойти за заданием.

Дадим слово нашему жюри: максимальное количество баллов за второй конкурс – 4 балла. (При оценке учитывается: правильность расположения частей + дополнительный балл за скорость подготовки)

Дадим слово жюри: максимальное количество баллов за третий конкурс – 3 балла. (При оценке учитывается: точность формулировки цели (максимальная приближенность к оригиналу), убедительность, доказательность, научная основа объяснений своего видения цели, скорость выполнения задания).

В течение года ( на экране отображается исходная модель (см. Рисунок №2) ) мы с вами обязательно подробно еще раз остановимся на данной технологии, т.к. именно она, на мой взгляд, является основой построения современного образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также на других технологиях, предлагаемых для работы с детьми дошкольного возраста.

hello_html_m122aacb1.jpg

Дадим слово жюри: сколько баллов смогла набрать каждая команда? …

(Последовательно включаются фонограммы (минус) известных детских песен. Право ответа получает команда, первой поднявшая свой флажок).

Но не только ваши вопросы прозвучат в этом конкурсе – каждой команде предстоит ответить и на вопросы наших детей, которые были отобраны в случайном порядке. Итак, если все готовы, мы начинаем! …

Дадим слово жюри: максимальное количество баллов за третий конкурс – 9 баллов. (При оценке вопроса учитывается: четкость формулировки вопроса, соответствие вопроса теме конкурса; при оценке ответа учитывается лаконичность, полнота ответа и научность знаний + дополнительный балл за скорость ответа на каждый вопрос; при оценке ответа на детские вопросы учитывается: грамотность ответа, оригинальность, педагогическая ценность + дополнительный балл за скорость ответа на каждый вопрос).

Дадим слово жюри: максимальное количество баллов за третий конкурс – 6 баллов. (При оценке учитывается: полнота раскрытия идеи, отражение в девизе личностно-ориентированных установок педагогов; чувство юмора, творческая презентация, использование дополнительных условий представления, количество участников).

Превосходно! Что ж, это был последний конкурс нашего Клуба веселых и находчивых. Я искренне надеюсь, что этот день принес вам не только возможность еще раз окунуться в Федеральный стандарт дошкольного образования, увидеть его с разных сторон, понять то, что было непонятным, но и почувствовать свою причастность к коллективу, забыть ненадолго свои переживания и проблемы, и окунуться в мир радости от путешествия на прекрасном корабле детства, где все мы плывем рука об руку, и каждый день вместе открываем новые пространства и горизонты.

Пока жюри ведет последний подсчет баллов и определяет итог нашего КВН, я предлагаю вам подвести итог нашей работе. Предлагаю вам устроиться поудобнее и посмотреть на экран.

(Подведение итогов сопровождается сменой слайдов презентации (см. Рисунки 3-10)).

Итак, ФГОС пришел на смену ФГТ, согласно ( сменить слайд ) приказу Министерства образования РФ № 1155 от 17.10.2013, вступив в силу с 01 января 2014 года.

hello_html_m54ae13ee.jpg

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к ( сменить слайд ):

1) структуре основной образовательной программы (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему);

2) условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому и иному обеспечению;

3) результатам освоения основной образовательной программы.

hello_html_2519c487.jpg

Обратите внимание, что в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Требования к результатам представлены во ФГОС в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые преемственны с интегративными качествами ребенка (вспоминайте ФГТ). Посмотрите на следующий слайд… ( сменить слайд ) Здесь отражена эта преемственность требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

hello_html_m72a576cd.jpg

Требования к структуре ООП ДО ( см. слайд ) также изменились. Но мы с вами просмотрим сейчас это очень кратко: наличие двух составных частей ООП осталось прежним – обязательная часть и вариативная, однако изменилось соотношение этих частей.

hello_html_78c3f901.jpg

Содержание программы (и здесь не делайте, пожалуйста, ошибок!) также изменилось ( см. слайд ): в ФГТ было десять образовательных областей, которые объединялись в направления развития ребенка, а во ФГОС это деление изменили – теперь мы говорим только о пяти образовательных областях! Давайте вспомним, какие это области. ( после высказываний педагогов см. слайд )

hello_html_7c203217.jpg

Сама структура представления содержания ООП также значительно изменилась, но на этом нам нет смысла сегодня останавливаться. Важнее другое: изменилось понимание того, на что направлена программа ( см. слайд ): в ФГТ ООП была направлена, в том числе, на развитие качеств детей (интеллектуальных, личностных, физических…), а во ФГОС основное направление ООП выражено в создании условий!

hello_html_m1147333a.jpg

Сами авторы ФГОС отмечают это основной особенностью ФГОС ДО, его отличием от стандартов начальной и основной школы – то, что это, в первую очередь, стандарт условий! ( сменить слайд )

hello_html_47dc7169.jpg

Требования к предметно-пространственной развивающей среде ( сменить слайд ) – это принципы, на основе которых она должна строиться: мы их рассматривали сегодня.

hello_html_m6e51a0b6.jpg

( Вернуть предыдущий слайд ) Характер взаимодействия со взрослым – это ни что иное, как личностно-ориентированное взаимодействие, т.е. та технология, о которой мы сегодня говорили. Взаимоотношения ребенка со сверстниками и его отношение к внешнему миру – это следствие включения его во взаимоотношения с вами как педагогами, включения родителей в общую схему взаимоотношений как также важнейших (если не сказать, – главных) образцов для ребенка, и, конечно, поддержки детского развития и инициативы. Всё это – предмет нашего изучения с вами в текущем и следующем году. Надеюсь, на сегодняшний день вам понятен ФГОС: что он принес, какие изменения, и каких изменений он ждет и от нас с вами.

А сейчас давайте в последний на сегодня раз дадим слово нашему уважаемому жюри с оглашением результатов сначала последнего конкурса, а затем и общего итога игры. …

Знакомство с кейс-технологией педагогов ДОУ. Повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.

ВложениеРазмер
7._konspekt_netraditsionnoy_formy_raboty_s_sotrudnikami_dou.docx 23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нетрадиционной формы работы для воспитателей.

Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.

  • расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОО профессиональных компетенций;
  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;
  • повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников;

Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.

Оснащение : мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждую малую группу (текст кейса, таблицы анализа).

У каждого педагога лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.

Вывод: все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе.

2. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.

В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом.

Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность использования в сочетании традиционных форм методической работы и активных.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Любое мероприятие, проводимое с педагогами, родителями, коллегами можно сделать интересным и содержательным, используя интерактивные игры. Проводить их можно на встречах со своими педагогами, предлагаю их применять воспитателям в общении с родителями. В упрощенном варианте их можно провести с детьми.

В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их педагогам;

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

В) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.

Кейсы также классифицируются по разным признакам и параметрам.

Отмечу главное, что должен содержать в себе кейс:

  • Сюжетная часть (совокупность действий, событий);
  • Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
  • Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).
  1. Особенности работы с кейс-технологией.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. знакомство с ситуацией, её особенностями

2. выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

5. решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

7.Рефлексия хода решения кейса.

  1. Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода .

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Для понимания кейс-метода каждому из вас я приготовила файл с документами. Предлагаю заглянуть внутрь и познакомиться с содержимым файла. Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информации.

Педагоги делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников.

Шаг 1. Знакомство с ситуацией. ( Например: месяц назад, у нас в детском саду, случилась такая ситуация…”). Требования к случаю: должен быть основан на реальной ситуации; четко определена задача (проблема), вокруг которой строится анализ. Случай должен содержать следующие пункты: места, позиции и роли основных действующих лиц (например: педагог, родитель, и т.п.); краткое описание - только факты - основных этапов развития событий и действий действующих лиц.

Шаг 2.Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.

Шаг 3. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа. В ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в кейсе:

  1. Восстановите последовательность событий.
  2. Проанализируйте ситуацию (состояние участников, мотивационную оценку характера взаимоотношений).
  3. Выделите сильные стороны ситуации.
  4. Выделите слабые стороны ситуации.
  5. Определите угрозы (возможность возникновения конфликта) и возможности.
  6. Выделите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.

Шаг 4. Решение проблемы мини группой. Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.

Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам.

Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-ведущего, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.

Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу волшебную палочку.

- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!

Можно сделать вывод: во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.

Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.

В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.

В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.

Список используемой литературы и электронных источников:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста".


План - конспект нетрадиционной формы работы с родителями: "На пороге Новый год"

дата: 1 неделя декабря.возрастная группа: старшаяколичество родителей: 20 человекцель: Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.Задачи:1.

Родительское собрание "Кризис трех лет" (Конспект нетрадиционной формы работы с родителями)

Знаете ли, какой самый верный способсделать вашего ребенка несчастным-это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж-Ж. Руссо Воспитатель - Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из в.

Цель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов поведения в контактах с родителями.

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится,жури. Начнем нашу игру с названия команд.

Ход занятия:

1 часть: Разминка.

Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

Что такое родина? (это территория, на которой живёт наш народ).

Что означает слово род? (это начало всего живого, сама жизнь).

В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)

Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

2 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Вопросы к упражнению:

Что было проще создать образ или угадать его?

Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?

Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы.

Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

По завершении делается общий вывод.

3 часть.

1. Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки:

Воспитатель детского сада – это:

Работа с родителями – это:

Воспитать детей – значит:

Обучать детей – это значит:

Слова для первой команды – физкультура, прогулка, музыкальное занятие.

Слова для второй команды – тихий час, план, экскурсия.

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения: Одни изображают идеальную семью, другие современную. Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении. Рассказать о своём представлении семьи. (Подчеркнуть ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе).

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

5. Подведение итогов.

Давайте же воспитывать достойное поколение.

Добрый день! Предлагаю Вашему вниманию сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме "Творческий педагог - творческие дети", который вы можете использовать в своей педагогической деятельности.

Содержимое публикации

Сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме "Творческий педагог - творческие дети"

Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

Действительно, результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим! Как метко об этом сказал Борис Пастернак:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Печально, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

И надо жить без самозванства –

Жить так, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

способность быстро анализировать ситуацию,

находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,

умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе,

оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.

К решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у нас – своих наставников. Педагог – это не просто профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча: в сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверен, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь.

И сегодня в раках организационно-деятельностный игры с элементами тренинга я предлагаю вам поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Итак, открываем новый сезон в саду идей.

Для начала я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, методист или заместитель директора, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

Такие откровения убеждают в неповторимости, незаменимости педагогических личностей, в том, что в надёжных руках Центр, когда педагоги ощущают собственную ценность, уважают коллег, любят детей.

Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

Эксперимент – отступление.

Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 20 известных педагогов. Затем эта работа делается коллективно. Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.

Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы. Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:

обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры;

откровенность и доброжелательность в общении;

помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.

Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

Т – талант, терпение

В- восторг, великолепие

О- оригинальность, организованность

Р- развитие, результат, развития интуиция

Ч- чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность

С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность

(т- труд, терпение, толерантность; в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера; о- оригинальность, одарённость, организованность; р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность; ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность; е- единство целей и действий, естественность; с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование; т- талант, творчество, трудолюбие; в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие; о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.)

Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.

Что бы я сказал, если бы был ребенком?

Что бы я сказал, если бы был директором?

Что бы я сказал, если бы был министром образования и науки?

Каждый ли может быть педагогом-исследователем?

Мозги ржавеют без употребления?

Творчество и мастерство - одно и то же или нет?

Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.

Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт.

Творчество в педагогической работе можно спланировать.

Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда

Назовите несколько вещей, к которым слово "творчество" не относится.

Назовите несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово "творчество".

Как именно вы могли бы передать свое понимание слова "творчество" другому человеку?

Каким слово "творчество" кажется вам сейчас?

Как ваше определение слова "творчество" помогает вам быть свободным? достигать успеха в жизни?

Что препятствует творчеству?

как вариант: Систематизация мнений (работа с интерактивной доской, слайд для записи с «пустыми облаками)

Для того, чтобы нас знали и ценили наши профессиональные качества, мы должны уметь себя презентовать и можно даже сказать, рекламировать.

Задание: в течение 5 минут каждая команда составляет рекламное объявление об одном/нескольких творческих объединениях или о Центре в целом для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Объявление должно отражать профессиональную уникальность и включать нечто такое, чего не может предложить другое творческое объединение, учебное заведение.

Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой. Заслушиваем объявления…. Какие объявления представляются вам самыми интересными и оригинальными?

Следующее задание развивает способность видеть в привычном необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной. Материалы: зажим для бумаг, точилка для карандашей, файл, скотч (предметы в нескольких экземплярах) Задание: За пять минут найдите как можно больше применений для полученных предметов.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

О чем заставило задуматься это упражнение?

Представьте ситуацию. Вы разработали и провели интересное, на ваш взгляд, воспитательное мероприятие/учебное занятие, на котором присутствовал завуч. Вы остались довольны собой, детям понравилось. При анализе вашей работы завуч сказал, что ей ваше мероприятие не понравилось, что дети много шумели, выполняя задания, ходили по классу и т.д. Как вы поступите, если вам придется снова дать открытое творческое занятие?

Представьте себе следующую ситуацию: вы разработали занятие в нетрадиционной форме с применением современных педагогических и информационных технологий, но после его проведения поняли, что многое не получилось, что некоторые ваши задумки оказались неэффективными. Будете ли вы экспериментировать в следующий раз?

Вам предстоит провести открытое занятие, на котором будут присутствовать завуч, коллеги. Будете ли вы стремится разработать что-то новое или воспользуетесь готовыми методическими разработками?

Представьте такую ситуацию: у вас в группе обучающийся, который постоянно задает вопросы (и по темезанятия, и нет), часто дополняет ваш рассказ. Выразите, пожалуйста, ваше отношение к этому воспитаннику. Предположите, как вы будете с ним общаться.

Вас попросили прийти в группу, в котором Вы не работаете, на замену. Вы пришли и обнаружили, что обучающиеся не обращают внимания на Вас, выполнять Ваши требования отказываются.

Важное условие раскрытия творческого потенциала ребенка –взаимодействие с семьей. Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха зависит от того, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и педагог. Какие бы задачи общество ни ставило перед учреждениями образования, без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличии у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование.

Участники композиции поясняют, что они хотели выразить и почему.

Остальные выступают в роли аналитиков.

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

ручки. Задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят сделать более творческой собственную жизнь, и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п). Пример:

1. Регулярно выполнять физические упражнения;

2. Овладеть техникой медитации и релаксации.

3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

Контрольный тест на креативность.

Не нужно ни бумаги, ни карандаша, ни калькулятора.

Просто следуйте моим инструкциям - так быстро как сможете. Не надо записывать задания и ответы, считайте в уме.

Я знаю, вычисления - это тяжелая работа, но финиш близок. Еще немного.

А теперь БЫСТРО! ЗАДУМАЙТЕ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И ЦВЕТ!

Итак…..Вы только что задумали красный молоток, не так ли?

Если нет, то вы среди 2% людей, кто имеет "другое" или "нестандартное" мышление. 98% людей отвечают в этом тесте "красный молоток". Если вы не верите в это, проверьте на своих родственниках и знакомых.

Будущее за теми, кто приучил себя мыслить нестандартно. Впрочем, прошлое тоже!

Команды в конвертах получают задания. Необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи.

Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

На игру мы приходили, где нас с вами научили…

Креативность – что за птица?

Нам запомнилось так ярко…

Завершилась наша встреча…

Игра "Проблема на ладошке”

- Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему развития, совершенствования творческого потенциала как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке.

(ведущий держит на ладошке красивый мяч)

- Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.

И что нового я узнал на деловой игре?

(Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество если буду обогащать свой словарный запас.

(музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

(участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.)

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

“Все в твоих руках”

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно

- Мы имеем творческий потенциал

- Мы хотим реализовать его

- Мы уверены, что у нас всё получится

- Мы склонны рисковать

- Мы умеем видеть проблему и возможности её преодоления

- Мы имеем критическое и гибкое мышление

- Мы воспитываем творческих детей!

Ну и напоследок поделюсь с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия. Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!

Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:

• 12 порций мудрости,

• 11 порций терпения,

• 10 порций храбрости,

• 9 порций работоспособности,

• 8 порций оптимизма,

• 7 порций преданности своёму делу,

• 6 порций вольнодумия и свободомыслия,

• 5 порций доброты,

• 4 порции отдыха и заботы о здоровье,

• 1 порцию веры в каждого своего воспитанника.

Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.

Цель: овладение умениями подготовки и проведения мероприятия по повышению профессиональной компетентности воспитателей.

Решающим фактором развития ребенка сегодня становится личность педагога. На первый план сейчас выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя, которые позволяют ему успешно осуществлять педагогическую деятельность, направленную на создание каждому воспитаннику необходимых условий для получения дошкольного образования. Профессиональная компетентность – это единство личностных и профессиональных качеств педагога, а повышение профессиональной компетентности воспитателя – это одно из психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в ДОО.

С позиции Майера А. А. модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования и о себе, как о субъекте профессиональной деятельности.

По мнению Майера достижение конечного результата - определенного уровня развитости профессиональной компетентности- возможно только при формировании основных ее компонентовв такой последовательности: центром структурно-функциональной модели проф. компетентности является мотивационная готовность педагога. Второй компонент – это теоретическая готовность. Третий компонент- это технологическая готовность. Четвертый компонент – это результативная готовность

Опираясь на данную модель, учитывая требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации программ ДО специалисты НИРО Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р предлагают структуру профессионально-педагогической компетентности педагога(компетентностную модель) с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога, которая включает методическую, коммуникативную, технологическую, деятельностную, креативную, игровую и рефлексивную компетентности. Названия говорят о содержании каждой компетентности.

Расшифровка тех компетентностей, которые необходимо развивать у педагогов с целью повышения качества проведения НОД и его результативность.

Методическая компетентность в контексте ФГОС ДО:

Воспитатель способен выявить цели и задачи собственной педагогической деятельности; структурирует и выстраивает процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; осуществляет педагогическую диагностику и на основании ее проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника; четко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных ее форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т. д.); прописывает необходимое методическое обеспечение, описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;

Деятельностная компетентность в контексте ФГОС ДО:

Ориентируется в специфике ДО и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности; способен на высоком профессиональном уровне планировать и организовывать виды деятельности: предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную и другие; мастерски использует методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценивать развитие ребенка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс; организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Коммуникативная компетентность в контексте ФГОС ДО:

Создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса; умеет оказывать эмоциональную поддержку; владеет навыками аргументации и поведением активного слушателя, обратной связи; способен к языковой гибкости, говорит понятно и доступно для других; создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности.

Рефлексивная компетентность в контексте ФГС ДО:

Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции; осознает уровень собственной деятельности, своих способностей; видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности; анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса; соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО.

Чтобы планировать методическую работу по повышению профессионализма и качества работы воспитателей, необходимо сделать анализ кадрового обеспечения ДОУ. Анализ показал, что 60% имеют среднее -специальное образование, 40% педагогов имеют стаж менее 5 лет, до 20 лет -24%, более 20 лет – тоже 24%, наличие первой и высшей квал. категории у 52% педагогов(половина, из 25 человек, КПК – 100%.

Исходя из полученных данных были поставлены следующие задачи:

1) Способствовать формированию мотивационно-ценностного и эмоционально-оценочного отношения педагогов к педагогической деятельности.

2) Изучать уровень сформированности компетентностной модели педагогов при просмотре и анализе разных форм работы с воспитанниками, в том числе НОД.

3) Создавать условия для повышения профессиональной компетентности воспитателей, используя наиболее эффективные формы методической работы.

4) Оказывать помощь в овладении коммуникативной компетентности

1. Высокий уровень мотивации педагогов на формирование своего профессионализма.

2. Сформированная коммуникативная компетентность как основа педагогической деятельности.

3. Повышение качества организации образовательной деятельности в ДОУ, в частности, проведение НОД.

Решение поставленных задач должно привести к достижению общей цели методического сопровождения: совершенствовать теоретический уровень профессиональной компетентности и повышать практический уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ, направленные на развитие как воспитателей, так и воспитанников ДОУ.

Первый шаг - тематическая проверка, цель которой является

определить уровень эффективности работы педагогического коллектива по формированию речевых умений у воспитанников ДОУ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической деятельности, направленной на речевое развитие детей.

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи анализировалась по специальной карте, в которой прописаны критерии занятия, уровни и степень выполнения, и краткий комментарий. В конце таблицы идут выводы и рекомендации. Результативность проведения образовательной деятельности детей на занятии напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателя, в частности, от основных четырех компетентностей – это методическая, деятельностная, коммуникативная и рефлексивная.

Методическая компетентностьпроявляется в следующих критериях: умение подобрать и сформулировать конкретные задачи НОД в соответствии с программными требованиями и возможностями детей (возрастными и индивидуальными, содержание занятия в целом, подбор и использование демонстрационного и раздаточного материала.

Деятельностная компетентностьпроявляется в следующих критериях: использование здоровьесберегающих технологий, разные виды и формы организации детской деятельности, наличие компонентов развивающего занятия- это подбор методов и приемов, направленные на мотивацию детей, на организацию процесса совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

Коммуникативная компетентностьпроявляется в следующих критериях: речь педагога, подход к детям, коммуникативное взаимодействие детей.

Рефлексивная компетентностьпроявляется в следующих критериях: деятельность детей и организация обсуждения результатов деятельности детей.

Проведение занятия оценивается по балловой системе, которую предлагает К. Ю.Белая:

3 балла – высокий уровень проф. компетентности в данном критерии, 2 балла – допустимый уровень, 1 балл – критический и 0 баллов – недопустимый уровень, то есть компетентность отсутствует при организации данного компонента занятия.

Получается максимальное количество баллов – 30 баллов

В результате анализа занятий по развитию речи выявились факторы, которые мешают решить в полном объеме поставленные задачи НОД: в недостаточной степени сформирована деятельностная и коммуникативная компетентности воспитателей – они испытывают трудности при проведении разнообразной совместной и самостоятельной деятельности детей, небольшая речевая активность каждого ребенка (не в полном объеме осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, а также допускают ошибки при формулировке и количестве вопросов(доступность, сами много говорят (преобладает прием объяснения, рассказывания)

Цель данных бесед: провести анализ содержания НОД с точки зрения сформировнности четырех компетентностей и решить, будет ли этот воспитатель показывать занятие другим коллегам(если набрали от 25 до 33 баллов) или посетит аналогичные занятия у других педагогов, чтобы поучиться (если набрали менее 22 баллов).

Организуетсяпрактическую деятельность - взаимопосещения НОД воспитателями по схеме: молодой педагог - стажист, стажист- молодой воспитатель, коллега-коллега по одной возрастной группе с последующим парным обсуждением - анализом. Далее семинар-практикум по составлению общего конспекта, коллективный просмотр занятия в старшей группе и тематический педсовет.

Воспитатели посещают занятия своих коллег, далее проходит его обсуждение, которое строится вокруг цели и задач, а также трех его частей – мотивация, вовлечение в деятельность и осмысление. Используется специальный вопросник(его не зачитывать): Вопросник к анализу занятия:

1) Получилось ли мотивировать каждого ребенка к деятельности?

2) Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?

3) Сколько времени вы уделили новому материалу? Из каких частей состояло занятие?

4) Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы?

5) Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая оценки?

6) Каковы итоги работы в зоне ближайшего развития (через неделю научились ли дети самостоятельно выполнять то, что было предложено воспитателем?

7) Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в деятельность?

8) Все ли дети были вовлечены?

9) Проявились ли творческие способности?

Цель работы педагогов: применить свои знания и умения, связанные с составлением интересного и содержательного занятия в конкретной возрастной группе и по конкретному типу НОД, использовать коммуникативные умения при работе с коллегами.

1. Объединение в 4-5 подгрупп с условием, чтобы не работали в одной возрастной группе вместе и не друзья.

2. Самостоятельная работа в творческих подгруппах (15 минут).

3. Совместное обсуждение результатов (коллективный анализ конспектов).

4. Совместное составление общего конспекта НОД из самых интересных частей предложенных конспектов.

Цель: систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи детей как раннего, так и дошкольного возраста; повышение своей коммуникативной компетентности, как условия эффективной педагогической деятельности.

Педсовет строился на принципе диалога.

• Просмотр выставки пособий по речевому развитию детей

В кругу мы обсуждали содержание карт для самооценки, в двух подгруппах анализировали занятие, одна подгруппа высказывала положительные стороны, другая – отрицательные, также в кругу воспитатель проводила дидактические игры с воспитателями, как с детьми, далее коллеги оценивали уровень развития ее коммуникативной компетентности. Также активно проходил просмотр и анализ пособий по речевому развитию детей. То есть педагоги тоже как и дети перемещались во время педсовета, взаимодействовали, общались, имели возможность выбора.

В основе коммуникативной компетентности лежат коммуникативные умения воспитателя (умения педагогического общения) и если мы на них внимательно посмотрим, то увидим структуру занятия: Коммуникативная атака- мотивационный компонент, психологический контакт и устойчивый интерес детей – деятельностный компонент, обратная связь – рефлексивный компонент.

Работа педагога-психолога по формированию умений педагогического общения(коммуникативных умений)

Обучение приемам, позволяющим повысить эффективность педагогического общения проводит педагог-психолог. Обучение проводится в форме семинаров и практикумов (темы представлены на слайде). Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры воспитателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет педагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми как бы со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике (тематика на слайде).

Подгрупповые формы работы:

Групповые формы работы:

Читайте также: