Конспект занятия в 1 классе коррекционной школе 8 вида по теме народный календарь март

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 1656 0

Тутаринова Елена Анатольевна

Учитель начальных классов

Тема урока. Март – капельник.

Цели урока: расширение знаний обучающихся о первом месяце весны и его особенностях, формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны.

Задачи.Образовательные:обобщать и систематизировать представления детей о временах года;уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной. Познакомить детей с основными весенними изменениями в природе;научить определять последовательность событий в природе и их связи;

познакомить с изменениями в жизни растений, животных и птиц с приходом весны. Совершенствовать умение определять цель урока;обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

Развивающие:развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание устную речь; развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение.

Воспитательные:формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика; предупреждать утомляемости детей.

Формировать УУД.

- Личностные:выражать свои эмоции после прослушивания музыки.

-Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

-Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат.

Предметные: Знать признаки весны. Уметь наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Личностные: Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные:Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

I .Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Мы пришли сюда учиться!

Не лениться, а трудиться.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и в группах.

Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом радости и успеха.

II .Актуализация знаний.

- А сейчас мы постараемся определить тему нашего урока, а поможет нам в этом загадка.

1) Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)

- После какого времени года наступает весна?

2) Чтение стихотворения о весне.

Солнце греет горячо,

По нему ещё на лыжах

Что смеются ручейки.

- О каких весенних изменениях вы услышали в стихотворении?

- Какой сейчас месяц?

- Какие ещё весенние месяцы вам известны?

III .Постановка проблемы.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к одному из месяцев. А к какому, вам поможет узнать загадка.

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Март)

- Прочитайте тему нашего урока.

- Какова цель урока? (Почему март называют капельником, какие изменения произошли в неживой природе, какие изменения произошли в живой природе)

IV . Динамическая минутка (считалочка с движениями)

- Давайте поиграем! Я начну, а вы продолжайте:

На – на – на – наконец пришла…. (весна).

Чи – чи – чи- прилетели к нам …… (грачи).

Ло – ло – ло – всем от солнышка ….. (тепло).

V .Совместное открытие.

1) - По каким признакам мы узнаем, что наступила весна?

- Какое время года изобразил художник?

- Назовите объекты живой и неживой природы, изображённые на картине.

- Страна наша огромна, погода в разных краях разнообразна, и весна наступает в разные сроки. Красавица весна приносит с собой птичье пение, первые цветы. Солнышко сразу становится добрее, веселее. Вот в нашей Астраханской области весна сменяет зиму незаметно, постепенно. Весна у нас короткая, всего лишь полтора месяца, с середины марта до первых чисел мая. Нарастание тепла идёт очень быстро. Разрушается снежный покров, происходит полное оттаивание почв, на реках вскрывается лед.

2) Работа в парах.

- Возьмитекарточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к марту месяцу.

(Стало холоднее. Стало теплее.

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

- Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2 столбике?

3) Подведение этого этапа урока (проверка).

VI . Совместное открытие (продолжение)

3) Работа в группах.

- Мы с вами выяснили, какие изменения происходят в неживой природе. А изменилась ли жизнь животных?

- Сейчас мы с вами выполним поисковую работу, и работать вы будете в группах. На карточках у вас даны задания, которые вы должны выполнить.

1 группа отвечает на вопросы (с. 56 – учебник)

У каких животных появляются весной детёныши?

Что делает медведь в первом месяце весны?

Какие птицы прилетают с юга первыми?

Где они строят гнёзда?

Какие птицы прилетают вторыми?

3 группа отвечает на вопросы (используют ТПО с.65).

С какой стороны домов сосульки растают быстрее? Почему?

4 группа отвечает на вопросы, используя текст, записанный на карточке.

(Как только солнышко стало пригревать, на деревьях начинают набухать и лопаться почки. Внимательный человек, проходя мимо одного и того же куста или дерева, ежедневно отмечает изменения. Всю зиму оставались почки в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидать свою коричневую шелуху и развёртываться в зелёные листья.)

Почему начинают набухать на деревьях почки?

Как изменяется почка?

- А теперь давайте дадим слово каждой группе. Капитаны дайте оценку работы своей группы.

VII . Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

VIII . Первичное закрепление.

- Ребята у вас на карточках написаны слова. Прочитайте их. Выберите из них только те, которые относятся к марту месяцу (слова поделены на 4 группы)

1)рождение лисят, день увеличивается, день уменьшается

2) прилетели грачи, снег тает, улетели грачи на юг

3) капель, проталины, река замерзает

4) набухают почки, стало теплее, стало холоднее

- Сейчас, используя знания, полученные на уроке, составим схему, как измения в неживой природе повлияли на живую природу.

День увеличивается - стало теплее - снег тает - капель - проталины - набухают почки - прилетели грачи - рождение лисят.

Красну весну принесите!

Нам зима-то надоела,

И весь хлеб у нас поела,

И дрова все пожгла,

И солому всю пожгла,

Молоко всё унесла!

IX . Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошёл к концу. Сегодня мы с вами провели исследование весеннего месяца марта.

- Что нового узнали в ходе исследования?

полезно или бесполезно?

интересно или скучно?

- Придумай различные окончания предложения (с.64 –ТПО)

- Молодцы. Оцените свою работу в ходе коллективного исследования. Раскрасте одно солнышко.

Задачи:

- учить правильно, произносить слова и предложения из сказки;

- развивать воображение, речь;

- расширять кругозор учащихся;

- воспитывать интерес к чтению сказок.

ВложениеРазмер
urok_chteniya_1kl._kolobok.docx 19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе

- учить правильно, произносить слова и предложения из сказки;

- развивать воображение, речь;

- расширять кругозор учащихся;

- воспитывать интерес к чтению сказок.

- Вот и прозвенел звонок

Очень тихо вы садитесь,

И работать не ленитесь.

- Сейчас у нас урок чтения.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одной сказкой и даже попробуем себя в роли актёров.

-Но сначала скажите мне, какое у вас настроение сегодня? ( хорошее)

- Давайте улыбнёмся друг другу.

- И я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

- А сейчас вспомним правила поведения на уроке.

- Как нужно сидеть за партой?

- Как отвечаем на уроке?

- Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся чётко проговаривать слова.

- Скажите, какое сейчас время года? (осень)

-Какие признаки осени вы знаете? ( солнце светит мало, греет слабо, становится прохладно , небо серое, хмурое, часто идут дожди , птицы улетают на юг, листья желтеют, краснеют и опадают)

- А кто мне скажет какой сейчас месяц? (сентябрь)

- Да, сегодня 17 сентября. (повтори …)

- А какая погода сегодня, посмотрите в окно. (повтори …)

- Ребята, а вы любите сказки?

- А вам мамы читают сказки дома?

Вот сейчас я и проверю, каких героев сказок вы знаете. Я буду читать вам загадки про героев сказок, а вы их угадывать.

- загадки (отгадки повторяем хором)

1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

2. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор. (Айболит)

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …

4. Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? —. БУРАТИНО

5. Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.

6. Был он сделан из полена,
И в каморке с папой жил.
А вот нос его, наверно,
Самым длинным в мире был.
(Буратино)

- Молодцы, вы много знаете сказок и их героев.

- Сегодня мы с вами вспомним ещё одну сказку, а вот какую угадайте.

-Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела

-Я сейчас расскажу вам сказку, но в сказке встретятся незнакомые вам слова:

- Итак, я вам расскажу сказку, а вы внимательно слушаете и потом мне скажите, кого встретил Колобок по дороге?

Чтение сказки, вывешивание картинок.

- Вам понравилась сказка?

- Кого встретил Колобок по дороге?

- Смог Колобок убежать от лисы? Почему? (она его съела)

- А как вы думаете, Колобок был послушным? (нет)

- Почему? (он сбежал от бабушки и дедушки)

- Как вы думаете, что было бы, если бы Колобок не сбежал от них?

- Чему учит нас эта сказка?( быть послушными и всегда слушаться взрослых)

- Ребята, а кто-нибудь из вас ходил в театр?

- А что делают в театре? (смотрят спектакли)

- А кто знает, как называют людей, которые работают в театре и показывают нам спектакли?

- Давайте представим, что вы актёры и сейчас мы покажем спектакль.

- Угадайте кто это?

(достаю героев, называем их, раздаю героев)

- А теперь все актёры выйдите сюда, а зрители вам похлопают. Молодцы, садитесь на место.

- Вам понравилось быть актёрами?

- У нас будут ещё уроки, на которых мы попробуем сыграть и другие роли героев сказок.

- Какую сказку мы сегодня с вами повторили?

- Кто главный герой этой сказки?

- Кого первого встретил Колобок по дороге? Кого потом? И т.д.

- Чему учит нас эта сказка?

- Сегодня вы все молодцы, хорошо работали на уроке, правильно отвечали на вопросы.

- Вам понравился урок?

- Какое у вас настроение сейчас? Надеюсь такое настроение у вас останется до конца дня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В году весною ранней
Бывает только раз.
Такой хороший праздник
У мамы и у нас.

Маму, бабушку, девчонок,
Хором станем поздравлять.
Женский день, 8 марта,
Будем дружно отмечать.
3.

Пусть звучат сегодня в зале,
Песни, музыка и смех.
Мы на праздник мам позвали
Наши мамы лучше всех!

4. Мы улыбками встречаем

Дорогих своих гостей.

Праздник наш мы начинаем

Звонкой песенкой своей!

ПЕСНЯ

Конкурсная программа:

Ведущая: Молодцы детки! Хорошую песенку спели! А сейчас объявляется конкурс. Приглашаются 2 девочки и 2 мамы мальчиков(?).

ПЕРВЫЙ КОНКУРС: Заплети косичку.

Ведущая: Девочки держат ленточки, мамы заплетают косички из лент. Кто быстрее, красивее и правильнее!? А в это время мамам мешают мальчики. Все награждаются сюрпризами.

Ведущая: У нас на очереди следующий конкурс

ВТОРОЙ КОНКУРС: Мамина помощница (Разобрать носки по парам)

Приглашаются 2 команды: мама и дочка. Все девочки помогают мамочкам в домашних делах. Сегодня вам предстоит вместе белье постиранное разобрать. В тазиках по 10 пар вывернутых носочков. Нужно найти одинаковые, вывернуть их на правую сторону и соединить пары.

Ведущая:

И снова чтецы на сцену идут.

Сейчас они вместе стихи вам прочтут.

На сцену приглашаются:

Читают дети:

Мы проснулись, потянулись,

Милым мамам улыбнулись.

Ведь сегодня праздник мамин

От души мы их поздравим!

2.

С днем 8 марта, с праздником весенним,
С первыми цветами в этот светлый час!
мамы наши, Дорогие
Мы хотим поздравить вас!

Солнышко в окно стучится,
Распускаются цветы,
Женщин всех мы поздравляем,
Всем добра и красоты!

ТРЕТИЙ КОНКУРС: Конкурс для мальчиков. (Нежные слова для наших мам)

Ведущая:

Объявляется конкурс для мальчиков (3-4 человека). День сегодня просто замечательный! Мы хотим сказать нашим добрым и любимым мамам много нежных слов. Вам нужно по очереди похвалить маму, сказать ей приятные и нежные слова. Какая твоя мама хорошая (самая добрая….)

Ведущая:

Как много хороших слов сейчас вы сказали нашим любимым мамочкам. Давайте чаще говорить такие слова нашим родным и близким, не только 8 марта. Давайте будем беречь их каждый день и будем всегда о них заботиться.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС: Золушка (перебрать фасоль и горох)

Ведущая: В следующем конкурсе мы определим, какие вы хозяйки. Приглашаются 2 девочки. На столах перемешаны фасоль и горох. Вам нужно отделить их друг от друга и разложить по тарелочкам.

Ведущая: А сейчас разрешите представить! Ученики 1б класса.

Читают дети:

Если был бы я девчонкой,

Я вставал бы на заре,

Получал одни пятерки

И не дрался во дворе.

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял,

Я б на улице не бегал,

А задачки бы решал.

Если был бы я девчонкой,

Я б куда умнее был,

Я б тогда не только шею,

Но и руки тоже мыл.

Почему мы не девчонки?

Вот беда, вот так беда,

Нас тогда восьмого Марта

Поздравляли бы всегда.

Следующий номер я объявляю,

Танцоров на сцену я приглашаю.

Пусть порадуют гостей

Веселой пляскою своей…

ТАНЕЦ

Ведущая: Девочек поздравили и спешим продолжить нашу конкурсную программу. Приглашаю участниц, присутствующих девочек. Нам нужно 2 участницы

ПЯТЫЙ КОНКУРС: Определи белое вещество (мука, сахар, соль, манка)

На столах стоят стаканчики с белыми веществами. Вам нужно определить, что же это такое. На взгляд, на ощупь, на вкус - как захотите.

Ведущая: У нас на очереди загадки. Загадки про девочек, но не простых, а про сказочных героинь. Слушаем внимательно!

ШЕСТОЙ КОНКУРС: отгадай сказочную героиню

Сегодня на целом свете

Праздник большой и светлый.

Смотрите, мамы, и слушайте-

Вас поздравляют дети!

СЦЕНКА

СЕДЬМОЙ КОНКУРС: Бусы из макарон

Ведущая: Я приглашаю сюда еще 2 девочек. На столах стоит по коробочке с макаронами и по шнурку. По сигналу нужно надеть макароны на шнурок, чтобы получились бусы. А потом эти бусы надеть на мамочку. Кто быстрее и красивее.

Ведущая: А есть ли у нас в гостях бабушки? Примите так же наши поздравления! Объявляется конкурс Бабушкин борщ (каша, …)

ВОСЬМОЙ КОНКУРС: Исключи лишнее (выбери продукты для )

А сейчас расскажем, как мы готовили для вас подарок. Приглашаются дети

Читают дети.

С папой мы давно решили

В праздник маму удивить.

Мыли, чистили, варили и конечно удивили.

Мама похвалила нас….и уборкой занялась.

2.
Я подарок разноцветный подарить хотела маме.
Я старалась, рисовала четырьмя карандашами.
Но сначала я на красный слишком сильно нажимала,
А потом за красным сразу фиолетовый сломала.
А потом сломался синий, и оранжевый сломала.
Все равно букет красивый, потому что это маме!

Показ видео. Вручение подарков.

От души споем сейчас
Песню, мамочки, о вас.
О красивых, дорогих,
Милых, добрых и родных.
Пусть узнает целый свет,
Что добрее мамы нет!

Как живется вам, милые мамы?
Нелегко, ведь так много хлопот,
Но привыкли держать спину прямо,
Унывать вам любовь не дает.
Та любовь, что зовется семьею,
Та любовь, что в ребячьих глазах,
Нам единственной светит звездою
И согреет как шаль на плечах!

Вот и праздник кончается, вам хотим пожелать

Никогда не печалиться и не унывать.

Пусть улыбки весенние вас согреют теплом

И хорошее настроение пусть придёт в каждый дом.

За то, что слушали вы нас внимательно
И хлопали вы так старательно,
Спасибо всем вам за внимание,
Мы говорим Вам до свидания.

Подготовила: Осташова Анастасия Викторовна, преподаватель МАУ ДО Омутинская ДШИ, с.Омутинское.

  • Дать представление о гармоничном соотношении сезонного труда и развлечений в течение круглого года на примере русского земледельческого календаря.
  • Познакомить детей с праздниками и обычаями русского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к народным традициям;
  • научить приёмам и методам практической работы с различными материалами;
  • развивать самостоятельность, творческую активность;

Материалы:

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный нами дидактический материала можно использовать и на уроках рисования в школе, и на занятиях в художественных классах.

Ход занятия.

Когда мы говорим и календаре, мы имеем в виду разные календари: гражданские, церковные, лунные, огородные. А что же такое народный календарь?

Наши предки исстари занимались земледелием, поэтому культура в целом и основная масса праздников носила земледельческий характер. На протяжении многих веков крестьяне наблюдали за погодными явлениями, осмысляли полученный опыт и создавали обряды и нормы общественной жизни, также многое другое.

Так постепенно сложился народный календарь – это своего рода дневник и энциклопедия крестьянского быта сего праздниками и буднями.

Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь сменой времен года. Поворотными сроками солнечного календаря.

В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми, но в основном это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили колядовщики с песнями, желающими богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в вывороченную мехом наружу овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.

У многих народов мира переход от зимы к весне отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали в первую очередь дети. На детей, получивших первый блин, возлагалась особенно ответственный обряд – закликание весны.

Кульминация праздника – костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, в воскресенье Масленицу, как образ уходящей зимы, сжигали.

С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.

Существовало такое поверье: в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник; нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.


Творческая деятельность учащихся.

1. Проанализируйте произведения художников на тему русских народных праздников.

3. Выберите сюжет, в котором можно передать наиболее характерные виды праздничного действия: угощение блинами на масленицу, хороводы на Ивана Купалу, пение колядовщиков возле домов односельчан, ярмарочные осенние торги.

4. До начала творческой работы решите, из каких материалов можно выполнить тот или иной мотив панорамы. Как лучше использовать свойства различных материалов для передачи материальности.

5. Изготовление различных элементов панорамы: фигур и декораций.

6. Завершающий этап работы над коллективной композицией связан с обобщением и объединением разных сюжетов в единую композицию.

Итоги занятия:

Читайте также: