Конспект логопедического занятия звук и буква с

Обновлено: 05.07.2024

2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.

3. Учить определять место заданного звука в слове.

4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.

5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.

6. Познакомить с буквой С.

7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.

8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.

9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Упражнение проводится с мячом.

- Сядет тот, кто правильно повторит:

са – со – су су – са – со ус – ис – ос

си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось

со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис

сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась

2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.

- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).

- Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).

- Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).

Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).

Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).

2. Выделение звука на слух:

- Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.

- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.

- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.

Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.

- Стул. В начале слова слышится твердый звук С.

- Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.

4. Работа со слоговыми схемами.

Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.

- Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).

- Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).

Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.

Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).

На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.

- Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.

Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.

5. Знакомство с буквой С.

Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.

- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим).

С – как серп рисуем с вами:

С – свернулся сом с усами.

На снегу – подкован след.

С – сверкает силуэт.

С – С – С – салют сверкает,

Искры вниз, светясь, слетают.

Искры падают с небес,

След от них – как буква С.

- Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.

После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.

6. Динамическая пауза:

У нас славная осанка -

Мы свели лопатки.

Мы шагаем на носках

И пойдём на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну а если надоест, то пойдём

Мы косолапо, как медведи ходят в лес.

7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.

1) Попросить детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.

- Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?

Объяснить детям, как пишется буква С.

- Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.

Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.

- Прорисуем букву С в воздухе.

Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.

2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.

- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится?

Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС?

Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА?

Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС?

Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО?

Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ).

Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)

После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.

Цель: закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [с] - [с’] в слогах, словах, фразах.

- учить дифференцировать звуки [с] - [с’] по твёрдости-мягкости;

- учить словообразованию относительных прилагательных, согласованию их с существительными;

- закрепить умение рассказа стихотворения по мнемотаблице;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать навыки фонематического анализа и синтеза;

- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление).

- закреплять умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

- самостоятельно оценивать собственную деятельность.

- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;

- учиться корректировать и оценивать выполненные задания.

- сравнивать и группировать звуки и их образы;

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- поиск и выделение необходимой информации;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

- самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель-логопед :

Чайник на плите стоит,

В чайнике вода кипит,

Этот чайник не молчит,

Он свистит, свистит, свистит: С - С - С!

Учитель-логопед : Как свистит чайник?

Учитель-логопед :Как будет свистеть чайничек?

Учитель-логопед : Вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать?

Обучающиеся: Звуки [с] – [с’].

Учитель-логопед : Начнём мы наше занятие с артикуляционной гимнастики.

Характеристика звуков [с] - [с’]

Учитель-логопед : Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Обучающиеся: Звук [с] – согласный, так как есть преграда – язык, твердый, глухой, свистящий. При его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы. Звук [с’] - согласный, глухой, мягкий.

2. Основная часть

Учитель-логопед называет слоги (са, ся, со, сё, сю, су, сы, сэ, се, си, слова (сад, лиса, лисята, коса, поросята, роса, сом, село, сёмга, нос, рысь, записка, василёк, рис, а обучающиеся записывают только букву С - синим или зелёным цветом. Взаимопроверка.

Чтение слогов по слоговой таблице (Приложение №1)

Учитель-логопед : Подберите украшения для чайничка и чайничка, обведите картинки синим цветом – со звуком [с], зелёным – со звуком [с’].Работа на карточках. Самопроверка.

Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)

Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте.)

апельсин -. (спаниель)

атлас-… (салат)

волос- … (слово)

колос - … (сокол)

ласка -… (скала) лиса - … (сила)

лось- … (соль)

насос. (сосна)

носчик- … (сочник)

седелка- (селёдка)

Учитель-логопед :Запишите слова в два столбика.

Словообразование относительных прилагательных

Учитель-логопед : Сок из абрикоса – абрикосовый, а сок из апельсина (ананаса, сливы, цитрусовых, кокоса….

Учитель-логопед :Салат из мяса— мясной, а из фасоли (сыра,капусты)

Заучивание стихотворения по мнемотаблице (Приложение №3) :

Из кискиной миски пёс

А киска у пса из миски

Ест с аппетитом сосиски.

Звукослоговой анализ слов

Учитель-логопед проводит звукослоговой анализ слов : сок, сено, сумка.

3. Итог занятия

Учитель-логопед : Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с нашими гостями? Что вам запомнилось больше всего?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Познакомить детей со звуком [ C ] и буквой С.

Научить правильно произносить звук [С]

Развивать фонематическое восприятие

Развивать звуко-слоговой анализ и синтез

Совершенствовать слуховое и зрительное внимание; слуховую память; логическое мышление

Развивать связную речь (продолжать учить отвечать полным предложением)

Закреплять умения определять последовательность звуков в слове

Закреплять умения подбирать обобщающие слова

Упражнять в практическом употреблении предлогов: ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ

Продолжать учить образовывать относительные прилагательные

10. Продолжать учить согласованию притяжательных местоимений с

11. Учить подбирать существительные к глаголам

12. Учить преобразовывать слова

13. Развивать мелкую и общую моторику

Ход занятия.

Организационный момент

1. Развитие слухового внимания; логического мышления

Ребята, кто же к нам стучится? Если вы отгадаете загадку, то узнаете об этом!

В дом не пускает

- Давайте ее впустим!

(один из ребят открывает дверь – запускает собачку с конвертом)

- Ребята, здравствуйте! У меня для вас есть письмо. Только кто мне его передал, я пока не скажу. Прочитайте его!

- Ну что прочитаем?

- Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я пока не скажу вам, кто Я. Но Я очень хочу пригласить Вас к себе в гости в Сказочную Страну. Там мы с вами и немножко отдохнем, и поиграем, а также Я попрошу Вас выполнить мои несложные задания.

А может быть, вы и сами по ходу занятия догадаетесь, КТО Я.

2. Развитие слухового внимания; умения подбирать обобщающие слова

Вы должны назвать лишнее слово, выбрать нужную картинку на столе и поставить на доску:

*диван, сани, шкаф, кровать

*шапка, пальто, капуста, шарф

*груша, сапоги, яблоко, банан

*матрос, чайка, воробей, голубь

- (Лишнее слово сани, потому что это то, на чем ездят.)

- Как можно назвать одним словом оставшиеся предметы?

- (Диван, кровать, шкаф – это мебель)

- Садитесь. Ребята, а теперь вам нужно узнать пароль, который поможет попасть в сказочную страну.

Скажите, какой один и тот же звук встречается во всех словах

- (Во всех словах встречается звук [С])

3. Характеристика звука

Ребята, мы уже с вами знаем пароль. Давайте его все вместе произнесем: с-с-с-с-с-с

- Как мы произносим звук [ C ] длинно или коротко?

- (Звук [ C ] мы произносим коротко)

- Значит это какой звук?

- (Звук [ C ] согласный)

- Дима, выбери нужную карточку на полу и поставь на доску.

- Какое положение занимают наши губы и зубы, когда мы произносим звук [ C ]?

- (Когда мы произносим звук [ C ] губы слегка в улыбке, а зубы раскрыты)

- Влад, выбери карточку

- Какое положение занимает кончик языка?

- (Кончик языка направлен вверх)

- Артем, выбери карточку.

- Приложите руку ко рту. Какая струя воздуха теплая или холодная?

- (Струя воздуха холодная)

- Рома, выбери карточку.

- Садитесь. Артем, скажи нам, какой звук [ C ]?

- Какой буквой обозначается звук [ C ]?

- (Звук [ C ] обозначается буквой С)

- Правильно! (показ буквы)

Ребята, скажите, в какую сторону открыты воротца буквы С?

- (Они открыты в правую сторону)

4. Развитие фонематического восприятия

- Молодцы! И вот мы с вами оказались в сказочной стране. Посмотрите, как здесь красиво!

- Я хочу проверить, как вы запомнили пароль. Встаньте около стола. Вы должны будете прыгнуть о хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [ C ]:

*м, р, с, ш, ф, с, з, н, с…..

*са, ло, му, су, ро, сы, да, со

5. Развитие слухового внимания и памяти

Послушайте и повторите за мной.

са-са-са - хитрая лиса

со-со-со – катим колесо

су-су-су – я коня пасу

сы-сы-сы – длинные усы

- Ребята, вместе с письмом, которое передала собачка, лежали картинки.

( раздается по 2 каждому)

- Назовите, что у вас.

- (Слон, колесо, ананас, стол, кресло, автобус, сани, лиса, абрикос)

6. Развитие звукового анализа; определение последовательности звука в

- Для того чтобы идти дальше по сказочной стране, вам нужно выбрать по какой дороге мы пойдем.

Сейчас каждый из вас выйдет к доске, определит место звука [ C ] в своих словах и расставит картинки по дорожкам.

На 1 дорожку мы поставим картинки, в названии которых звук[ C ] стоит в начале слова. На 2 – в середине. На 3 – в конце.

Если вы это сделаете правильно, мы сможем пойти дальше.

- ( В слове слон звук [ C ] стоит в начале слова, поэтому ставим его на первую дорожку)

- Молодцы! Все картинки расставлены по своим дорожкам! Идем дальше!

7. Развитие слогового анализа; слухового внимания

- Ребята, а теперь найдите картинки, в названии которых вот столько слогов, частей – три удара в бубен.

8. Развитие зрительного внимания

- Артем подойди к доске и убери картинки, на которой изображены предметы мебели.

- (Я убираю стол. Я убираю кресло.)

- Рома уберет фрукты.

- (Я убираю ананас. Я убираю абрикос.)

- Назовите, какие картинки остались?

- (Слон, сани, колесо, лиса, автобус)

9. Практическое употребление предлогов: ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ;

развитие зрительного внимания

- Назовите первую картинку, последнюю, за слоном, перед автобусом, между санями и лисой.

10. Упражнение в согласовании притяжательных местоимений с существительными

- Найдите картинки, к названиям которых подойдут слова моя, мой, моё, мои

- (Моя лиса. Мой слон. Мой автобус. Мое колесо. Мои сани.)

11. Образование относительных прилагательных; развитие общей

*слон (какой?) – большой, сильный

*сани – деревянные, быстрые

*лиса – пушистая, рыжая, хитрая

*автобус – городской, пригородный

- Садимся на места. А теперь давайте с вами узнаем, что может делать каждый предмет?

12. Развитие умения подбирать существительные к глаголам

* Скажите, что здесь может катиться? (колесо, сани)

* А что может ездить? (автобус)

* Кто может ходить, бегать? (лиса, слон)

- (Катиться может колесо, сани)

- Вспомните, что еще может катиться, ездить, ходить?

- (Мяч, бревно; машина, велосипед; человек, собака)

13. Развитие звукового анализа и синтеза

- Молодцы! Ребята, вам передали зашифрованное послание. Давайте попробуем его прочитать!

- Как вы думаете, какой здесь 1 звук?

- С каким звуком мы сегодня с вами знакомились?

- (Сегодня мы знакомились со звуком [ C ])

- Значит, под синий квадратик мы поставим букву С. А какие вы гласные знаете?

- (так меняются все гласные буквы)

- Ребята, у нас с вами получился слог СО. Но мы же говорим с вами словами, чтобы понимать друг друга, а не слогами.

14. Учить преобразовывать слова

Скажите, какую букву можно добавить, чтобы получилась усатая рыба.

- (Нужно добавить букву М)

- А на какую букву можно заменить букву М, чтобы получился напиток?

- (Нужно заменить на букву К)

- На какую букву можно заменить, чтобы получилось слово: когда мы спим, мы видим что?

15. Развитие звукового анализа и синтеза

- А теперь посмотрите на столе у вас лежат картинки, выложите слово: сон, сом, сок.

- Сколько гласных в слове? Сколько полосочек берем?

- (В слове одна гласная, значит, берем одну полосочку)

- Какой 1 звук, последний? Каким цветом обозначим?

16. Развитие мелкой моторики

-Молодцы! А сейчас возьмите карточки, закройте все неправильные буквы С и посчитайте сколько правильных.

- Ребята, вы догадались, кто пригласил нас в сказочную страну? С каким звуком и буквой мы знакомились?

- Молодцы, ребята! Звуку [ C ] очень понравилось, как легко вы справлялись с его заданиями. Он ждет еще раз вас в гости!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 899 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.02.2018 1694
  • DOCX 33.5 кбайт
  • 20 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Туркова Дарья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Формирование фонематического восприятия.

2. Уточнение артикуляции звука С.

3. Знакомство с характеристиками звука С как согласного глухого звука.

1. Закреплять навык выделения звука в ряду звуков, слогов, слов.

2. Формировать слоговую структуру слова.

3. Учить определять место звука в слове.

4. Учить определять количество слогов в слове.

5. Учить составлять слог из заданных звуков и определять место звука в слоге.

6. Тренировать в подборе слов-антонимов.

8. Познакомить с буквой С.

9. Закреплять навык звукового анализа.

Конспект логопедического занятия

по формированию звукопроизношения

1. Формирование фонематического восприятия.

2. Уточнение артикуляции звука С.

3. Знакомство с характеристиками звука С как согласного глухого звука.

1. Закреплять навык выделения звука в ряду звуков, слогов, слов.

2. Формировать слоговую структуру слова.

3. Учить определять место звука в слове.

4. Учить определять количество слогов в слове.

5. Учить составлять слог из заданных звуков и определять место звука в слоге.

6. Тренировать в подборе слов-антонимов.

8. Познакомить с буквой С.

9. Закреплять навык звукового анализа.

Интеграция образовательных областей:

• Физическое развитие (подвижная игра,

• Художественное развитие (работа с пластилином,

• Коммуникативное развитие (работа в парах).

Логопед: Соня с синей сумкой сидит на станции. Скоро смотритель станции даст сигнал. Из трубы поезда пойдет пар – С-С-С. Соня собирается Съездить в гости к Сане.

Какой звук вы слышите чаще других в этом рассказе?

Дети: Мы слышим звук С.

2. Объявление темы.

Логопед: Верно, мы сегодня будем говорить о звуке С и познакомимся с буквой С. Мы вместе с Соней отправимся в путь на чудесном поезде в гости с Сане.

Но перед долгой дорогой обязательно надо размяться.

3. Артикуляционная гимнастика:

4. Уточнение артикуляции и характеристики звука.

Логопед: Пока мы разминали наши язычки, смотритель станции уже дает сигнал, слышите? С-С-С. Давайте поможем ему и тоже посигналим машинисту.

Логопед: Как вы думаете, какой это звук?

Логопед: Верно, а почему?

Дети: Его нельзя пропеть, во рту есть преграда.

Логопед: Когда мы произносим С, участвует ли голос?

Дети: Нет. Он глухой.

Логопед: Мы произносим С твердо или мягко?

Выделение звука С из ряда:

звуков: м, п, с, к, ш, т, с, ф, к, д, с, т и т. д. ;

слогов: ка, та, са, по, шо, со, ну, ку, ву, су, пы, ты, ды, сы и т. д. ;

слов: сад, дом, сын, пил, кот, сук, лаз, ночь, суп и т. д.

7. Определение места звука в слове.

Логопед: Вот мы и поймали, и собрали все непослушные звуки, а теперь возвращаемся к Соне на станцию. Здесь в зале ожидания собралось множество слов. Они толпятся и шумят. Надо навести здесь порядок. Разместим слова с С в начале слова в первом зале, с С в середине слова В среднем зале, а слова с С в конце, в третьем зале.

Логопед: Молодцы, вы справились. Все слова заняли свои места в зале ожидания. И мы можем отдохнуть и размяться.

Эй, ребята, отдохните!

На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг!

Вместе все - веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево,

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Шаг назад и два - вперед!

Вправо, влево поворот!

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок!

Станет тесным наш кружок!

Логопед: Я кидаю вам мяч и говорю слово, а вы возвращаете мне мяч и говорите слово с противоположным значением:

соленый огурец - (свежий,

тесная обувь – (свободная,

кислое яблоко – (сладкое,

горькое лекарство – (сладкое,

темная комната – (светлая,

вареная картошка – (сырая,

новая игрушка – (старая)

9. Определение количества слогов в слове.

Логопед: Время пролетело быстро, и нашим словам-путешественникам пора в путь. Вы будете диспетчерами на вокзале и должны разместить всех пассажиров по поездам. В коротком поезде с одним вагончиком поедут слова, в которых только один слог, в поезде с двумя вагончиками поедут слова из двух слогов, а в самом длинном поезде с тремя вагончиками поедут слова из трех слов.

Вы работаете в парах. Из карточек на столе выберите те, на которых слово из 1 слога, из 2 слогов, или из трех слогов.

Логопед: Ну вот, наши путешественники отправились в путь, теперь мы не скоро увидимся. А как же нам общаться на расстоянии?

Дети: Можно позвонить по телефону, можно написать письмо.

Дети: (отвечают по одному по таблице) Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, читаем и пишем.

11. Знакомство с буквой С.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Дети: Буква С похожа на месяц.

Давайте сложим ее из пальцев.

Давайте вылепим ее из пластилина.

12. Чтение и анализ обратных и прямых слогов.

Логопед: Теперь мы сможем написать письма нашим путешественникам. Давайте потренируемся.

Выкладывание и чтение обратных слогов, затем прямых слогов. Обговариваем, какой звук первый, какой второй.

Дети: В слоге АС первый звук А, а второй звук С. Звук А гласный, потому что его можно пропеть, звук С согласный, потому что его нельзя пропеть, есть преграда во рту, глухой, твердый. В слоге СО первый звук С, он согласный, потому что его нельзя пропеть, есть преграда во рту, глухой, твердый. Второй звук А, гласный, потому что его можно пропеть.

13. Подведение итогов занятия.

Логопед: Наше занятие подходит к концу. О каком звуке мы говорили сегодня? Какой этот звук? С какой буквой мы познакомились? Что вам понравилось больше всего на занятии?

Читайте также: