Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему хлеб

Обновлено: 07.07.2024

Дата публикации: 19.05.2020

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение:

Населенный пункт: Владимирская область, г.Александров

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект фронтального логопедического занятия

с детьми подготовительной группы

Подготовила : учитель-логопед МБДОУ№27

закрепление и расширение знаний детей о профессиях и технике по теме;

образование существительных во множественном числе Родит.падежа;

закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий; подбор прилагательных к существительному; обучение детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.

развивать у детей память, внимание, монологическую речь.

воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей, к результатам их труда.

1. Организационный момент.

Логопед вносит поднос со свежим хлебом, накрытым чистым полотенцам.

- Как вы думаете? Что там может лежать? А как вы догадались?

Конечно, такой аромат может идти только от хлеба.

Чтение стихотворения С. Погореловского:

- Вот он - хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

в нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

2. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы будем говорить о хлебе.

- Какой бывает хлеб? (мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный).- Где мы покупаем хлеб?

-Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Сегодня мы узнаем, кто и как выращивает хлеб.

- Рассмотрите картинки; расставьте их по порядку.

- Какое время года изображено на первой картинке? Докажите. Где работает трактор? Какую работу он выполняет? Как называется профессия человека, который на нем работает? Какое приспособление прицеплено к трактору?

- Что делает трактор на второй картинке? Зачем это нужно? Как называется это приспособление?

- Как называется техника, которую вы видите на следующей картинке? Какую работу выполняет сеялка? Зачем сеют зерно?

- Что произошло с полем на четвертой картинке? Кто появился на поле? Что делают насекомые – вредители? Какую работу выполняет самолет? Зачем это нужно? Кто летает на самолете?

- Когда зерно созрело? С помощью чего убирают урожай? Как называется профессия человека, который работает на комбайне? Куда сыпется зерно? Кто работает на грузовике? Что дальше нужно будет сделать с зерном, чтобы из него могли испечь хлеб?

- Куда везет зерно грузовик на следующей картинке? Кто работает на мукомольном заводе? Что они делают?

- Наконец мука готова. Куда ее везут дальше? Кто работает в пекарне? Какую работу они выполняют?

- Куда затем везут хлеб? Как называется этот магазин? Кто нам продает хлеб?

- В хлебном магазине много баранок. В хлебном магазине много булок…

Физкультурная разминка “Калачи”:

6. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Наступила весна. Растаял снег. На поле вышли трактора с плугом. Они вспахали землю. Затем к тракторам прицепили борону, и они взрыхлили землю, чтобы земля стала мягкой и зерна засевались лучше. Потом рабочие засыпали в сеялки зерно и сеялки стали рассеивать зерно по полю. Наконец зерно взошло. На поле появились насекомые вредители, которые стали обгрызать молодые ростки. Тогда в небо поднялся самолет. Летчик рассыпал над полем удобрения и вредные насекомые погибли. В конце лета зерно поспело. Вышли на поле комбайны. Они собрали зерно в грузовики, а грузовики повезли его на мукомольный завод. Там зерно перемололи и получилась мука. Муку в больших мешках отправили в пекарню, где пекари испекли из нее хлеб. Из пекарни хлеб доставили в хлебный магазин. Там его купили люди.

7. Беседа о бережном отношении к хлебу. Закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий.

- Разные люди принимали участие в выращивании и производстве хлеба: работает на тракторе - …тракторист, сеет зерно - …сеятель, выращивает хлеб – …хлебороб, печет хлеб - …пекарь. Все они очень долго и много работали, чтобы на ваших столах появились эти ароматные батоны и буханки.

- Как же нужно относиться к хлебу? Почему? Об уважении к нелегкому труду хлеборобов говорит и это стихотворение Я. Аким:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Заучивание стихотворения хором.

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

- Помните, чем закончилась сказка "Колосок"? Петушок не пустил мышат за стол.

- Почему? (ответы детей)

- Потому что "кто не работает, тот не ест". А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: "Не трудиться - хлеба не добиться". И еще говорят: "Хочешь, есть калачи не сиди на печи".

Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Запомните ребята, не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!

Рос сперва на воле в поле. Летом цвел и колосился,А когда обмолотили. Он в зерно вдруг превратилсяИз зерна - в муку и тесто,В магазине занял место.(Хлеб)

- Объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь. О каких продуктах мы сегодня говорили? Что вы узнали о хлебных продуктах? В какие игры играли?

Физкультминутка ( пальчиковая гимнастика )

Из пшеничной из муки Испекли мы пироги ( пекут ) Плюшки, пряники, печенье Кексы, торты, калачи ( загибают пальчики ) Булки, бублики, баранки ( произносят медленно ) И достали из печи ( одновременно протягивают обе руки ) Вот румяный каравай ( соединяют руки в каравай ) Приходите к нам на чай ( поклон от груди

Но хлеб – это не только еда. В нём труд многих людей. Люди, которые взращивают хлеб называются хлеборобами . Родится хлебный каравай на широком поле.

Выращивать хлеб помогают сильные машины. Сначала по полю пройдёт трактор с плугом. ( Слайд ) Что трактор делает с землёй?

Д: Трактор землю пашет, боронит. ( Слайд )

В: Как называется профессия человека, который работает на тракторе?

Д: На тракторе работает тракторист.

В: Вот земля стала мягкой, рыхлой. Теперь можно что делать?

Д: Когда землю вспахали, можно сеять.

В: В старину это было так: к этому событию готовились. Мылись в бане. Надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером слева направо. ( Слайд )

В: Давайте представим себе, что мы сеятели. Как вы думаете, какая должна быть погода?

Д: Погода должна быть хорошая, безветренная.

Д: Чтобы семена не относило в одну сторону.

В: Вот и надеялись люди на хорошую погоду, что солнце и дождь в меру и песенку пели:

Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Это было раньше так.

В: А сейчас что цепляют к трактору?

Д: К трактору цепляют сеялку.

В: И в земляные борозды ровными рядами упадут зёрна.

В землю зёрнышко упало (приседают )

Прорастать на солнце стало ( руки над головой ладошки вместе )

Дождик землю поливал ( встряхивание кистями рук )

И росточек подрастал ( медленно встают )

К свету и теплу тянулся ( встать на носочки )

И красавец обернулся ( руки на пояс, повороты вправо влево ).

В: Всё лето зёрна созревают в колосьях. Поле в это время очень красивое, золотое. ( Слайд )

Расскажи о колоске.

Котик: Колосок, мои друзья

Он усатенький, как я.

В: Пришло время убирать хлеб с поля. Раньше это делали так: мужчины брали косы, женщины серпы. Колосья срезали вручную и собирали в снопы. Когда снопы высыхали, начиналась молотьба.

В: Не гром грохочет, не пальба

Идёт грохочет молотьба.

Давайте постараемся проговорить чистоговорку.

Чу –Чу –Чу — я зерно молочу ( дети стучат кулаками друг о друга )

Чу –Чу –Чу — жернова кручу ( потирают ладони друг о друга вращательными движениями )

Чу –Чу –Чу — муку получу ( щёлкают пальчиками )

Чо –Чо –Чо — в печке горячо ( то вытягивают руки вперёд, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди )

Ачики –Ачики — вкусные калачики ( хлопают в ладоши )

В: Так было раньше, а в наше время, какая техника выходит на поля убирать урожай?

Д: Убирать урожай на поля выходит зерноуборочные комбайны. ( Слайд )

В: Кто работает на комбайнах?

Д: На комбайнах работают комбайнёры.

В: Комбайны срежут стебли, отделят зёрна от колосков. На поле останутся копны жёлтой соломы, а зерно погрузят в машины и увезут на элеватор, где сушат и очищают семян сорняков.

В: Потом зерно попадает куда?

Д: Зерно попадает на мельницу или на мукомольный комбинат. ( Слайд )

В: Кто там работает?

Д: Там работает мельник или мукомол. ( Слайд )

В: Там из зерна мелют муку. Какую?

Из пшеницы — пшеничную

Из овса — овсяную

Из ячменя — ячменную

Из кукурузы — кукурузную

Из гречи — гречневую

В: Куда дальше повезут муку?

Д: Муку повезут на хлебозавод.

В: Муку вывезли на хлебозавод, где испекут много разнообразной продукции. Давайте и мы поможем печь.

В: Послушайте внимательно текст и назовите слова – родственники, слова –звучащие одинаково.

Я у мамы не нахлебник, в магазин схожу за хлебом.

Захвачу и хлебный квас, два пакета про запас.

В хлебницу весь хлеб сложу, затем маму подожду.

Хлебушка кусок отрежу, маму чаем угощу.

Д: Нахлебник, хлеб, хлебный, хлебница, хлебушек.

В: Какие слова – родственники вы ещё можете назвать?

Д: Хлебороб, хлебопечь, хлебозавод, хлеборезка, хлебосольный, хлебобулочные, хлебоуборочный.

В: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного, трудового хлеба?

Д: Он пахнет полем, печкой, небом, а главное работой пахнет, хлебом.

В: Вот какой долгий и трудный путь хлеба к нашему столу. Поэтому нам надо очень бережно относиться к хлебу. С древних времён к хлебу относились по особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью.

Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми (умение вести диалог, умение грамматически правильно строить своё высказывание).

Познание – расширение кругозора детей (систематизация знаний о хлебе, его компонентах).

Социализация – развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (взаимодействие детей с педагогами).

Здоровье – сохранение и укрепление физического здоровья (смена видов деятельности, осанка, физ. минутка).

Виды детской деятельности и формы работы:

• проблемно-поисковая (решение проблемной ситуации);

• игровая (психогимнастика, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры);

• коммуникативная (беседа, подводящий диалог, загадки, пересказ рассказа по сериям картин).

1. Образовывать относительные прилагательные.

2. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

3. Формировать слоговую структуру слова.

4. Развивать диалогическую речь, последовательность, объединяя в единый сюжет.

5. Развивать общую, пальчиковую, мимическую моторику.

6. Развивать зрительный гнозис и восприятие.

1. Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей выращивающих хлеб.

Форма организации детей: подгрупповая.

Количество детей: 8 детей.

Раздаточный материал: палочки для выкладывания колоска, разрезные картинки (пряник, сушка, баранка, пирожок, кулич, каравай, тарелочки.

Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Ш], [Ж] у Дианы У., Насти Я., Светы С., звука [Л] у Максима Д., следить за осанкой у Снежаны А.

Ход конспекта:

Логопед : Света нам загадает загадку, а вы отгадайте.

Света: Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратиться.

Грусть тоска её боится.

Логопед : подарим друг другу улыбки.

Логопед : отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём сегодня будем говорить.

Даша: Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелым.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

Дети: хлеб.

Логопед : вы правильно отгадали. А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб?

Дети: мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый.

Воспитатель: вам посылка.

Логопед : посмотрим, что там? Письмо, прочитаем?

Логопед : чтобы помочь мышатам Круть и Верть, необходимо выполнить задания. Справимся?

Логопед : нам помогут подсказки.

Дети присаживаются за столы.

Логопед : как называют человека, который выращивает хлеб?

Дети: хлеборобы.

Логопед : что сеют хлеборобы на полях?

Дети: зёрна овса, пшеницы, ржи.

Логопед : мы вырастим колоски. Выложите из палочек колоски по схеме.

Дети выкладывают колоски из палочек.

Логопед : выросли колоски в поле. Вот и первая подсказка мышатам Круть и Верть. Хлеборобы вырастили из зёрен колосья. В поле вышли комбайны. У комбайнёров трудная и нужная работа.

Логопед выставляет первую картину.

Логопед приглашает детей к столу, где находятся зёрна пшеницы, овса, ржи.

Испекли мы пироги, загибают по одному пальцу,

Плюшки, пряники, печенье, перечисляя то, что испекли из муки.

Кексы, торты, калачи.

Булки, бублики, баранки

И достали из печи. Дети одновременно протягивают обе руки,

Приходите к нам на чай. кланяются с движением руки от груди.

Логопед : какие зёрна получили из пшеницы?

Дети: пшеничные зёрна.

Логопед : какая мука получится из пшеничных зёрен?

Дети: пшеничная мука.

Логопед : какой будет хлеб из пшеничной муки?

Дети: пшеничный хлеб.

Логопед : какие получили зёрна изо ржи?

Дети: ржаные зёрна.

Логопед : какая мука получится из ржаных зёрен?

Дети: ржаная мука.

Логопед : какой будет хлеб из ржаной муки?

Дети: ржаной хлеб.

Логопед : овсяное печенье, из какой муки приготовили?

Дети: из овсяной муки.

Логопед : какие зёрна использовали для её приготовления?

Логопед : как же называются колоски, которые дают нам овсяные зёрна?

Логопед выставляет вторую картинку.

Логопед : зёрна отвозят на элеватор. На элеваторе зёрна перемалывают в муку. Муку отвозят на хлебозавод.

Логопед : на хлебозаводе пекари из муки заводят тесто. Что можно приготовить из теста вы узнаете, когда сложите картинки.

Дети выкладывают картинки.

Логопед : Настя, как называется изделие, которое ты выложила?

Логопед : Дима, как называется изделие, которое ты выложила?

Логопед : Коля, как называется изделие, которое ты выложила?

Логопед : как можно назвать одним словом эти изделия?

Дети: хлебобулочные изделия.

Логопед : ребята, вот ещё одна подсказка. На хлебозаводе пекари их муки заводят тесто. Из теста пекут много хлебобулочных изделий : булочки, хлеб, пирожки, сушки, баранки, печенье.

Потянулось к солнышку. Потянулись.

С ветерком оно играет, Руки вверх.

Ветерок его качает, Прогнулись.

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели.

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. Ходьба до пяти.

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться.

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. Наклоны в сторону.

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! Прыжки до шести.

Логопед : как вы думаете, где можно купить хлебобулочные изделия?

Дети: в хлебном магазине.

Логопед : Снежана, на какую полочку поместишь булочку?

Снежана: на третью.

Логопед : почему?

Снежана: в слове булочка три слога.

Дети расставляют на магнитной доске картинки по количеству слогов.

Логопед : вот и четвёртая картинка. Хлебобулочные изделия развозят по магазинам. В хлебных магазинах можно купить мягкие, вкусные, пышные хлебобулочные изделия.

Дети присаживаются за столы.

Логопед : послушайте, что у нас получилось.

Хлеборобы вырастили из зёрен колосья. В поле вышли комбайны. У комбайнёров трудная и нужная работа. Зёрна отвозят на элеватор. На элеваторе зёрна перемалывают в муку. Муку отвозят на хлебозавод. На хлебозаводе пекари их муки заводят тесто. Из теста пекут много хлебобулочных изделий : булочки, хлеб, пирожки, сушки, баранки, печенье. Хлебобулочные изделия развозят по магазинам. В хлебных магазинах можно купить мягкие, вкусные, пышные хлебобулочные изделия.

Пересказ рассказа по сериям картин.

1-й ребё нок: хлеборобы вырастили из зёрен колосья. В поле вышли комбайны. У комбайнёров трудная и нужная работа.

2-й ребё нок: зёрна отвозят на элеватор. На элеваторе зёрна перемалывают в муку. Муку отвозят на хлебозавод.

3-й ребё нок: на хлебозаводе пекари их муки заводят тесто. Из теста пекут много хлебобулочных изделий : булочки, хлеб, пирожки, сушки, баранки, печенье.

4-й ребё нок: хлебобулочные изделия развозят по магазинам. В хлебных магазинах можно купить мягкие, вкусные, пышные хлебобулочные изделия.

Логопед : Даша расскажет рассказ. (Даша рассказывает рассказ).

Логопед : нам сегодня было интересно и познавательно. Кому мы помогли?

Дети: мышатам Круть и Верть.

Логопед : что мы делали? Как помогли?

Логопед : мы помогли мышатам Круть и Верть узнать откуда берётся хлеб. Кто выращивает пшеницу, рожь, овёс на полях?

Дети: хлеборобы.

Логопед : что делают из зёрен на элеваторе?

Дети: из зёрен на элеваторе перемалывают муку.

Логопед : из чего пекари пекут хлебобулочные изделия?

Дети: хлебобулочные изделия пекут из теста.

Логопед : вот эти картинки оправлю по почте мышатам Круть и Верть. В посылке лежит тесто, наверное нам мышата Круть и Верть отправили. Вы хотите испечь из теста хлебобулочные изделия?

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Кировского района г. Саратова

Конспект НОД

в подготовительной логопедической группе

Учитель-логопед: Алахверенова З.М.

г. Саратов 2017 г.

Цель: Уточнить и закрепить представление детей о хлебе.

Коррекционно – образовательные: расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи: (образование однокоренных слов, совершенствование навыка составления предложений), развитие связной речи.

Коррекционно - развивающие: закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве; упражнять в объяснении слов – действий, связанных с выращиванием хлеба.

Коррекционно - воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.

Словесные: беседа-разговор; наглядные: демонстрация; познавательные игры; загадки в рифму;

рожь, пшеница, зерно, поле, колос, комбайн, уборка, элеватор, хлебороб, мука, пшеничный, ржаной.

Сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий.

Предварительная работа: Беседы о хлебе. Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе. Чтение стихов, рассказов о том, как выращивают хлеб.

Ход занятия

Логопед: Ребята к нам приплыл корабль с грузом, что же на нем привезли? Посмотрите еще и мешочек, вам интересно что в этом мешочке?

Логопед: Заглядываю в мешочек… Сейчас вы узнаете, что в этом красивом мешочке находится. А для этого внимательно послушайте мою загадку:

Ответы детей.

Открываю картинку №1.

Логопед: Ребята как вы догадались, что это хлеб? (Выслушать ответы детей)

Логопед: Катя, а ты знаешь из чего пекут хлеб? А ты Данил знаешь?

Ответ ребенка или нескольких детей.

Логопед: Правильно из муки. (Открываю картинку №2) А кто из вас знает из чего получается мука?

Дети: Из зерна.

Открываю картинку № 3.

Логопед: Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи). (Открываю картинку №4)

Логопед: А теперь выполним звуковой анализ слова ХЛЕБ. Сколько в этом слове букв? (Четыре). Сколько в нем согласных звуков? (Три- [Х], [Л], [Б]). Сколько гласных букв? (Одна – [Е]) (Использую картинки с буквами)

Логопед: Давайте немного отдохнём и вспомним физминутку.

Физминутка.

Вырос в поле колосок:

Он не низок, не высок.

Ветерок его качает,

Влево, вправо наклоняет.

Колоски мы все пожнем –

Много хлеба напечём,

А ещё наварим каши

И подкрепим силы наши.

Логопед: Ой ребята, на вкусный запах заглянул волк.

Однажды встретил волк в лесу детей и просит:
— Дай мне хлеба!
Дети дали. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк детям:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
(подходит к ребенку)
— Ладно , — согласились дети и начали учить волка. — Сперва надо вспахать землю (Картинка №5)
— А когда вспашешь, можно уж есть?
Ещё нет. Надо рожь посеять. (Картинка №6)
— А когда посеешь, можно уж есть?
Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет. (Картинка №7)
— А когда вырастет, можно уж есть?
Ещё нет. Надо её убрать . (Картинка №8)
— А когда уберёшь, можно уж есть?
Ещё нет. Надо её смолотить. (Картинка №9)
— А когда смолотишь, можно уж есть?
Ещё нет. Надо испечь хлеб. (Картинка №10)
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— А вы сами умеете печь? Может вы покажите как вы делаете?

Логопед: Мы столько говорили про хлеб, давайте попробуем вместе приготовить. М ы свами превратимся в пекарей, одевайте колпачки и фартуки и будем готовить.

Во время замеса теста проводится игра

Логопед: Хлеб по запаху (какой?)

Ответы детей: Пахучий, душистый, ароматный.

Логопед: Хлеб на вкус (какой?)

Ответы детей: Вкусный, приятный

Логопед: Хлеб на ощупь (какой?)

Ответы детей: Свежий, мягкий, пышный, твёрдый.

Под песню логопед вместе с детьми крендельки, бублики, булочки и т.д.

Логопед: А теперь давайте отправим наши хлебобулочные изделия в печку готовится. Ставит в печку. (Картинка №11)

Логопед: Пока наши булочки пекутся мы с вами вспомним, о чем мы сегодня говорили, что мы видели и делали? Ребята, а что вам больше всего понравилось?

Вы сегодня все молодцы, очень старались и давайте посмотрим что же у нас с вами получилось. (достает из печки поднос с хлебобулочными изделиями)

3. – воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Оборудование: репродукция картин Шишкина “Рожь”, иллюстрации СС изображением пира, застолья, засушенные колоски ржи, пшеницы, метелки овса. Початок кукурузы, виды хлеба и хлебобулочных изделий, четные палочки, сюжетные картинки для сопровождения беседы “Хлеб – наше богатство”.

  • рассматривание репродукции картины Шишкина “Рожь”;
  • беседа “Откуда хлеб пришел”;
  • экскурсия в хлебобулочный магазин;
  • изготовление хлебобулочных изделий из соленного теста для сюжетно – ролевых игр;
  • разучивание стихов и пословиц о хлебе.

Ход занятия

1. Рассматривание репродукции картины “Рожь”, иллюстрации с изображением пира, застолья.

Логопед: Посмотрите на репродукцию Кто может вспомнить название картины и фамилию ее художника?

Когда – то человек попробовал зерна, и они ему понравились. Человек тал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, а затем люди придумали заквашивать тесто и получился вкусный, пышный хлеб. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Дорогих гостей встречали солью и хлебом. Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус.

2. Рассматривание засушенных колосков ржи и пшеницы, метелки овса, початок кукурузы.

Рассмотрите. Как называются эти растения?

Обратите внимание, что говорят колосья ржи и пшеницы, метелка овса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. Из них готовят хлеб.

3. Выкладывание колоса пшеницы четными палочками.

4. Игра “Назови какой, какая, какое?”

Хлеб из ржи – ржаной.

Хлеб из пшеницы – пшеничный.

Каша из пшена – пшенная.

Каша из овса – овсяная.

Каша из ячменя – ячневая.

Каша из кукурузы – кукурузная.

Каша из гречихи – гречневая.

Поле с рожью – ржаное.

Поле с пшеницей – пшеничное.

Поле с овсом – овсяное.

Поле с ячменем – ячменное.

Поле с кукурузой – кукурузное.

Поле с гречихой – гречишное.

Поле с просом – просяное.

5. Игра “Доскажи словечко”

Логопед: Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу.

Я знаю пословицу о ….

Мама купила пшеничный ….

Дети едят суп с …

Ваня пошел в магазин за …

Я не люблю есть суп без ….

У меня дома нет …

6. Физминутка. Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в стихотворение:

Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

7. Беседа “Хлеб – наше богатство”.

Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.

Говорят: “Хлеб всему голова”.

Кто знает пословицы о хлебе и труде (Кто не работает – тот не ест. Не трудиться – хлеба не добиться. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.).

Хлеб ржаной, батон и булки
не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.

8. Рассматривание выставки натуральных хлебобулочных изделий.

Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет?

Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?

9. Составление предложений.

Выберите, кого бы вы хотели угостить и чем, и составьте предложение. Например: Я угощу Таню тортом.

Читайте также: