Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему хлеб
Обновлено: 07.07.2024
Дата публикации: 19.05.2020
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение:
Населенный пункт: Владимирская область, г.Александров
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Конспект фронтального логопедического занятия
с детьми подготовительной группы
Подготовила : учитель-логопед МБДОУ№27
закрепление и расширение знаний детей о профессиях и технике по теме;
образование существительных во множественном числе Родит.падежа;
закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий; подбор прилагательных к существительному; обучение детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.
развивать у детей память, внимание, монологическую речь.
воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей, к результатам их труда.
1. Организационный момент.
Логопед вносит поднос со свежим хлебом, накрытым чистым полотенцам.
- Как вы думаете? Что там может лежать? А как вы догадались?
Конечно, такой аромат может идти только от хлеба.
Чтение стихотворения С. Погореловского:
- Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
в нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
2. Объявление темы занятия.
- Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Какой бывает хлеб? (мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный).- Где мы покупаем хлеб?
-Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Сегодня мы узнаем, кто и как выращивает хлеб.
- Рассмотрите картинки; расставьте их по порядку.
- Какое время года изображено на первой картинке? Докажите. Где работает трактор? Какую работу он выполняет? Как называется профессия человека, который на нем работает? Какое приспособление прицеплено к трактору?
- Что делает трактор на второй картинке? Зачем это нужно? Как называется это приспособление?
- Как называется техника, которую вы видите на следующей картинке? Какую работу выполняет сеялка? Зачем сеют зерно?
- Что произошло с полем на четвертой картинке? Кто появился на поле? Что делают насекомые – вредители? Какую работу выполняет самолет? Зачем это нужно? Кто летает на самолете?
- Когда зерно созрело? С помощью чего убирают урожай? Как называется профессия человека, который работает на комбайне? Куда сыпется зерно? Кто работает на грузовике? Что дальше нужно будет сделать с зерном, чтобы из него могли испечь хлеб?
- Куда везет зерно грузовик на следующей картинке? Кто работает на мукомольном заводе? Что они делают?
- Наконец мука готова. Куда ее везут дальше? Кто работает в пекарне? Какую работу они выполняют?
- Куда затем везут хлеб? Как называется этот магазин? Кто нам продает хлеб?
- В хлебном магазине много баранок. В хлебном магазине много булок…
Физкультурная разминка “Калачи”:
6. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Наступила весна. Растаял снег. На поле вышли трактора с плугом. Они вспахали землю. Затем к тракторам прицепили борону, и они взрыхлили землю, чтобы земля стала мягкой и зерна засевались лучше. Потом рабочие засыпали в сеялки зерно и сеялки стали рассеивать зерно по полю. Наконец зерно взошло. На поле появились насекомые вредители, которые стали обгрызать молодые ростки. Тогда в небо поднялся самолет. Летчик рассыпал над полем удобрения и вредные насекомые погибли. В конце лета зерно поспело. Вышли на поле комбайны. Они собрали зерно в грузовики, а грузовики повезли его на мукомольный завод. Там зерно перемололи и получилась мука. Муку в больших мешках отправили в пекарню, где пекари испекли из нее хлеб. Из пекарни хлеб доставили в хлебный магазин. Там его купили люди.
7. Беседа о бережном отношении к хлебу. Закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий.
- Разные люди принимали участие в выращивании и производстве хлеба: работает на тракторе - …тракторист, сеет зерно - …сеятель, выращивает хлеб – …хлебороб, печет хлеб - …пекарь. Все они очень долго и много работали, чтобы на ваших столах появились эти ароматные батоны и буханки.
- Как же нужно относиться к хлебу? Почему? Об уважении к нелегкому труду хлеборобов говорит и это стихотворение Я. Аким:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Заучивание стихотворения хором.
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
- Помните, чем закончилась сказка "Колосок"? Петушок не пустил мышат за стол.
- Почему? (ответы детей)
- Потому что "кто не работает, тот не ест". А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: "Не трудиться - хлеба не добиться". И еще говорят: "Хочешь, есть калачи не сиди на печи".
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Запомните ребята, не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Рос сперва на воле в поле. Летом цвел и колосился,А когда обмолотили. Он в зерно вдруг превратилсяИз зерна - в муку и тесто,В магазине занял место.(Хлеб)
- Объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь. О каких продуктах мы сегодня говорили? Что вы узнали о хлебных продуктах? В какие игры играли?
Физкультминутка ( пальчиковая гимнастика )
Из пшеничной из муки Испекли мы пироги ( пекут ) Плюшки, пряники, печенье Кексы, торты, калачи ( загибают пальчики ) Булки, бублики, баранки ( произносят медленно ) И достали из печи ( одновременно протягивают обе руки ) Вот румяный каравай ( соединяют руки в каравай ) Приходите к нам на чай ( поклон от груди
Но хлеб – это не только еда. В нём труд многих людей. Люди, которые взращивают хлеб называются хлеборобами . Родится хлебный каравай на широком поле.
Выращивать хлеб помогают сильные машины. Сначала по полю пройдёт трактор с плугом. ( Слайд ) Что трактор делает с землёй?
Д: Трактор землю пашет, боронит. ( Слайд )
В: Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
Д: На тракторе работает тракторист.
В: Вот земля стала мягкой, рыхлой. Теперь можно что делать?
Д: Когда землю вспахали, можно сеять.
В: В старину это было так: к этому событию готовились. Мылись в бане. Надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером слева направо. ( Слайд )
В: Давайте представим себе, что мы сеятели. Как вы думаете, какая должна быть погода?
Д: Погода должна быть хорошая, безветренная.
Д: Чтобы семена не относило в одну сторону.
В: Вот и надеялись люди на хорошую погоду, что солнце и дождь в меру и песенку пели:
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Это было раньше так.
В: А сейчас что цепляют к трактору?
Д: К трактору цепляют сеялку.
В: И в земляные борозды ровными рядами упадут зёрна.
В землю зёрнышко упало (приседают )
Прорастать на солнце стало ( руки над головой ладошки вместе )
Дождик землю поливал ( встряхивание кистями рук )
И росточек подрастал ( медленно встают )
К свету и теплу тянулся ( встать на носочки )
И красавец обернулся ( руки на пояс, повороты вправо влево ).
В: Всё лето зёрна созревают в колосьях. Поле в это время очень красивое, золотое. ( Слайд )
Расскажи о колоске.
Котик: Колосок, мои друзья
Он усатенький, как я.
В: Пришло время убирать хлеб с поля. Раньше это делали так: мужчины брали косы, женщины серпы. Колосья срезали вручную и собирали в снопы. Когда снопы высыхали, начиналась молотьба.
В: Не гром грохочет, не пальба
Идёт грохочет молотьба.
Давайте постараемся проговорить чистоговорку.
Чу –Чу –Чу — я зерно молочу ( дети стучат кулаками друг о друга )
Чу –Чу –Чу — жернова кручу ( потирают ладони друг о друга вращательными движениями )
Чу –Чу –Чу — муку получу ( щёлкают пальчиками )
Чо –Чо –Чо — в печке горячо ( то вытягивают руки вперёд, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди )
Ачики –Ачики — вкусные калачики ( хлопают в ладоши )
В: Так было раньше, а в наше время, какая техника выходит на поля убирать урожай?
Д: Убирать урожай на поля выходит зерноуборочные комбайны. ( Слайд )
В: Кто работает на комбайнах?
Д: На комбайнах работают комбайнёры.
В: Комбайны срежут стебли, отделят зёрна от колосков. На поле останутся копны жёлтой соломы, а зерно погрузят в машины и увезут на элеватор, где сушат и очищают семян сорняков.
В: Потом зерно попадает куда?
Д: Зерно попадает на мельницу или на мукомольный комбинат. ( Слайд )
В: Кто там работает?
Д: Там работает мельник или мукомол. ( Слайд )
В: Там из зерна мелют муку. Какую?
Из пшеницы — пшеничную
Из овса — овсяную
Из ячменя — ячменную
Из кукурузы — кукурузную
Из гречи — гречневую
В: Куда дальше повезут муку?
Д: Муку повезут на хлебозавод.
В: Муку вывезли на хлебозавод, где испекут много разнообразной продукции. Давайте и мы поможем печь.
В: Послушайте внимательно текст и назовите слова – родственники, слова –звучащие одинаково.
Я у мамы не нахлебник, в магазин схожу за хлебом.
Захвачу и хлебный квас, два пакета про запас.
В хлебницу весь хлеб сложу, затем маму подожду.
Хлебушка кусок отрежу, маму чаем угощу.
Д: Нахлебник, хлеб, хлебный, хлебница, хлебушек.
В: Какие слова – родственники вы ещё можете назвать?
Д: Хлебороб, хлебопечь, хлебозавод, хлеборезка, хлебосольный, хлебобулочные, хлебоуборочный.
В: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного, трудового хлеба?
Д: Он пахнет полем, печкой, небом, а главное работой пахнет, хлебом.
В: Вот какой долгий и трудный путь хлеба к нашему столу. Поэтому нам надо очень бережно относиться к хлебу. С древних времён к хлебу относились по особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью.
Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми (умение вести диалог, умение грамматически правильно строить своё высказывание).
Познание – расширение кругозора детей (систематизация знаний о хлебе, его компонентах).
Социализация – развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (взаимодействие детей с педагогами).
Здоровье – сохранение и укрепление физического здоровья (смена видов деятельности, осанка, физ. минутка).
Виды детской деятельности и формы работы:
• проблемно-поисковая (решение проблемной ситуации);
• игровая (психогимнастика, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры);
• коммуникативная (беседа, подводящий диалог, загадки, пересказ рассказа по сериям картин).
1. Образовывать относительные прилагательные.
2. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.
3. Формировать слоговую структуру слова.
4. Развивать диалогическую речь, последовательность, объединяя в единый сюжет.
5. Развивать общую, пальчиковую, мимическую моторику.
6. Развивать зрительный гнозис и восприятие.
1. Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности.
2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей выращивающих хлеб.
Форма организации детей: подгрупповая.
Количество детей: 8 детей.
Раздаточный материал: палочки для выкладывания колоска, разрезные картинки (пряник, сушка, баранка, пирожок, кулич, каравай, тарелочки.
Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Ш], [Ж] у Дианы У., Насти Я., Светы С., звука [Л] у Максима Д., следить за осанкой у Снежаны А.
Ход конспекта:
Логопед : Света нам загадает загадку, а вы отгадайте.
Света: Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратиться.
Грусть тоска её боится.
Логопед : подарим друг другу улыбки.
Логопед : отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём сегодня будем говорить.
Даша: Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелым.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
Дети: хлеб.
Логопед : вы правильно отгадали. А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб?
Дети: мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый.
Воспитатель: вам посылка.
Логопед : посмотрим, что там? Письмо, прочитаем?
Логопед : чтобы помочь мышатам Круть и Верть, необходимо выполнить задания. Справимся?
Логопед : нам помогут подсказки.
Дети присаживаются за столы.
Логопед : как называют человека, который выращивает хлеб?
Дети: хлеборобы.
Логопед : что сеют хлеборобы на полях?
Дети: зёрна овса, пшеницы, ржи.
Логопед : мы вырастим колоски. Выложите из палочек колоски по схеме.
Дети выкладывают колоски из палочек.
Логопед : выросли колоски в поле. Вот и первая подсказка мышатам Круть и Верть. Хлеборобы вырастили из зёрен колосья. В поле вышли комбайны. У комбайнёров трудная и нужная работа.
Логопед выставляет первую картину.
Логопед приглашает детей к столу, где находятся зёрна пшеницы, овса, ржи.
Испекли мы пироги, загибают по одному пальцу,
Плюшки, пряники, печенье, перечисляя то, что испекли из муки.
Кексы, торты, калачи.
Булки, бублики, баранки
И достали из печи. Дети одновременно протягивают обе руки,
Приходите к нам на чай. кланяются с движением руки от груди.
Логопед : какие зёрна получили из пшеницы?
Дети: пшеничные зёрна.
Логопед : какая мука получится из пшеничных зёрен?
Дети: пшеничная мука.
Логопед : какой будет хлеб из пшеничной муки?
Дети: пшеничный хлеб.
Логопед : какие получили зёрна изо ржи?
Дети: ржаные зёрна.
Логопед : какая мука получится из ржаных зёрен?
Дети: ржаная мука.
Логопед : какой будет хлеб из ржаной муки?
Дети: ржаной хлеб.
Логопед : овсяное печенье, из какой муки приготовили?
Дети: из овсяной муки.
Логопед : какие зёрна использовали для её приготовления?
Логопед : как же называются колоски, которые дают нам овсяные зёрна?
Логопед выставляет вторую картинку.
Логопед : зёрна отвозят на элеватор. На элеваторе зёрна перемалывают в муку. Муку отвозят на хлебозавод.
Логопед : на хлебозаводе пекари из муки заводят тесто. Что можно приготовить из теста вы узнаете, когда сложите картинки.
Дети выкладывают картинки.
Логопед : Настя, как называется изделие, которое ты выложила?
Логопед : Дима, как называется изделие, которое ты выложила?
Логопед : Коля, как называется изделие, которое ты выложила?
Логопед : как можно назвать одним словом эти изделия?
Дети: хлебобулочные изделия.
Логопед : ребята, вот ещё одна подсказка. На хлебозаводе пекари их муки заводят тесто. Из теста пекут много хлебобулочных изделий : булочки, хлеб, пирожки, сушки, баранки, печенье.
Потянулось к солнышку. Потянулись.
С ветерком оно играет, Руки вверх.
Ветерок его качает, Прогнулись.
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели.
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. Ходьба до пяти.
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться.
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. Наклоны в сторону.
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! Прыжки до шести.
Логопед : как вы думаете, где можно купить хлебобулочные изделия?
Дети: в хлебном магазине.
Логопед : Снежана, на какую полочку поместишь булочку?
Снежана: на третью.
Логопед : почему?
Снежана: в слове булочка три слога.
Дети расставляют на магнитной доске картинки по количеству слогов.
Логопед : вот и четвёртая картинка. Хлебобулочные изделия развозят по магазинам. В хлебных магазинах можно купить мягкие, вкусные, пышные хлебобулочные изделия.
Дети присаживаются за столы.
Логопед : послушайте, что у нас получилось.
Хлеборобы вырастили из зёрен колосья. В поле вышли комбайны. У комбайнёров трудная и нужная работа. Зёрна отвозят на элеватор. На элеваторе зёрна перемалывают в муку. Муку отвозят на хлебозавод. На хлебозаводе пекари их муки заводят тесто. Из теста пекут много хлебобулочных изделий : булочки, хлеб, пирожки, сушки, баранки, печенье. Хлебобулочные изделия развозят по магазинам. В хлебных магазинах можно купить мягкие, вкусные, пышные хлебобулочные изделия.
Пересказ рассказа по сериям картин.
1-й ребё нок: хлеборобы вырастили из зёрен колосья. В поле вышли комбайны. У комбайнёров трудная и нужная работа.
2-й ребё нок: зёрна отвозят на элеватор. На элеваторе зёрна перемалывают в муку. Муку отвозят на хлебозавод.
3-й ребё нок: на хлебозаводе пекари их муки заводят тесто. Из теста пекут много хлебобулочных изделий : булочки, хлеб, пирожки, сушки, баранки, печенье.
4-й ребё нок: хлебобулочные изделия развозят по магазинам. В хлебных магазинах можно купить мягкие, вкусные, пышные хлебобулочные изделия.
Логопед : Даша расскажет рассказ. (Даша рассказывает рассказ).
Логопед : нам сегодня было интересно и познавательно. Кому мы помогли?
Дети: мышатам Круть и Верть.
Логопед : что мы делали? Как помогли?
Логопед : мы помогли мышатам Круть и Верть узнать откуда берётся хлеб. Кто выращивает пшеницу, рожь, овёс на полях?
Дети: хлеборобы.
Логопед : что делают из зёрен на элеваторе?
Дети: из зёрен на элеваторе перемалывают муку.
Логопед : из чего пекари пекут хлебобулочные изделия?
Дети: хлебобулочные изделия пекут из теста.
Логопед : вот эти картинки оправлю по почте мышатам Круть и Верть. В посылке лежит тесто, наверное нам мышата Круть и Верть отправили. Вы хотите испечь из теста хлебобулочные изделия?
Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Кировского района г. Саратова
Конспект НОД
в подготовительной логопедической группе
Учитель-логопед: Алахверенова З.М.
г. Саратов 2017 г.
Цель: Уточнить и закрепить представление детей о хлебе.
Коррекционно – образовательные: расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи: (образование однокоренных слов, совершенствование навыка составления предложений), развитие связной речи.
Коррекционно - развивающие: закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве; упражнять в объяснении слов – действий, связанных с выращиванием хлеба.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.
Словесные: беседа-разговор; наглядные: демонстрация; познавательные игры; загадки в рифму;
рожь, пшеница, зерно, поле, колос, комбайн, уборка, элеватор, хлебороб, мука, пшеничный, ржаной.
Сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий.
Предварительная работа: Беседы о хлебе. Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе. Чтение стихов, рассказов о том, как выращивают хлеб.
Ход занятия
Логопед: Ребята к нам приплыл корабль с грузом, что же на нем привезли? Посмотрите еще и мешочек, вам интересно что в этом мешочке?
Логопед: Заглядываю в мешочек… Сейчас вы узнаете, что в этом красивом мешочке находится. А для этого внимательно послушайте мою загадку:
Ответы детей.
Открываю картинку №1.
Логопед: Ребята как вы догадались, что это хлеб? (Выслушать ответы детей)
Логопед: Катя, а ты знаешь из чего пекут хлеб? А ты Данил знаешь?
Ответ ребенка или нескольких детей.
Логопед: Правильно из муки. (Открываю картинку №2) А кто из вас знает из чего получается мука?
Дети: Из зерна.
Открываю картинку № 3.
Логопед: Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи). (Открываю картинку №4)
Логопед: А теперь выполним звуковой анализ слова ХЛЕБ. Сколько в этом слове букв? (Четыре). Сколько в нем согласных звуков? (Три- [Х], [Л], [Б]). Сколько гласных букв? (Одна – [Е]) (Использую картинки с буквами)
Логопед: Давайте немного отдохнём и вспомним физминутку.
Физминутка.
Вырос в поле колосок:
Он не низок, не высок.
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет.
Колоски мы все пожнем –
Много хлеба напечём,
А ещё наварим каши
И подкрепим силы наши.
Логопед: Ой ребята, на вкусный запах заглянул волк.
Однажды встретил волк в лесу детей и просит:
— Дай мне хлеба!
Дети дали. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк детям:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня! (подходит к ребенку)
— Ладно , — согласились дети и начали учить волка. — Сперва надо вспахать землю … (Картинка №5)
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять. (Картинка №6)
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет. (Картинка №7)
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать . (Картинка №8)
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить. (Картинка №9)
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб. (Картинка №10)
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— А вы сами умеете печь? Может вы покажите как вы делаете?
Логопед: Мы столько говорили про хлеб, давайте попробуем вместе приготовить. М ы свами превратимся в пекарей, одевайте колпачки и фартуки и будем готовить.
Во время замеса теста проводится игра
Логопед: Хлеб по запаху (какой?)
Ответы детей: Пахучий, душистый, ароматный.
Логопед: Хлеб на вкус (какой?)
Ответы детей: Вкусный, приятный
Логопед: Хлеб на ощупь (какой?)
Ответы детей: Свежий, мягкий, пышный, твёрдый.
Под песню логопед вместе с детьми крендельки, бублики, булочки и т.д.
Логопед: А теперь давайте отправим наши хлебобулочные изделия в печку готовится. Ставит в печку. (Картинка №11)
Логопед: Пока наши булочки пекутся мы с вами вспомним, о чем мы сегодня говорили, что мы видели и делали? Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Вы сегодня все молодцы, очень старались и давайте посмотрим что же у нас с вами получилось. (достает из печки поднос с хлебобулочными изделиями)
3. – воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Оборудование: репродукция картин Шишкина “Рожь”, иллюстрации СС изображением пира, застолья, засушенные колоски ржи, пшеницы, метелки овса. Початок кукурузы, виды хлеба и хлебобулочных изделий, четные палочки, сюжетные картинки для сопровождения беседы “Хлеб – наше богатство”.
- рассматривание репродукции картины Шишкина “Рожь”;
- беседа “Откуда хлеб пришел”;
- экскурсия в хлебобулочный магазин;
- изготовление хлебобулочных изделий из соленного теста для сюжетно – ролевых игр;
- разучивание стихов и пословиц о хлебе.
Ход занятия
1. Рассматривание репродукции картины “Рожь”, иллюстрации с изображением пира, застолья.
Логопед: Посмотрите на репродукцию Кто может вспомнить название картины и фамилию ее художника?
Когда – то человек попробовал зерна, и они ему понравились. Человек тал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, а затем люди придумали заквашивать тесто и получился вкусный, пышный хлеб. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Дорогих гостей встречали солью и хлебом. Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус.
2. Рассматривание засушенных колосков ржи и пшеницы, метелки овса, початок кукурузы.
Рассмотрите. Как называются эти растения?
Обратите внимание, что говорят колосья ржи и пшеницы, метелка овса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. Из них готовят хлеб.
3. Выкладывание колоса пшеницы четными палочками.
4. Игра “Назови какой, какая, какое?”
Хлеб из ржи – ржаной.
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Каша из пшена – пшенная.
Каша из овса – овсяная.
Каша из ячменя – ячневая.
Каша из кукурузы – кукурузная.
Каша из гречихи – гречневая.
Поле с рожью – ржаное.
Поле с пшеницей – пшеничное.
Поле с овсом – овсяное.
Поле с ячменем – ячменное.
Поле с кукурузой – кукурузное.
Поле с гречихой – гречишное.
Поле с просом – просяное.
5. Игра “Доскажи словечко”
Логопед: Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу.
Я знаю пословицу о ….
Мама купила пшеничный ….
Дети едят суп с …
Ваня пошел в магазин за …
Я не люблю есть суп без ….
У меня дома нет …
6. Физминутка. Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в стихотворение:
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
7. Беседа “Хлеб – наше богатство”.
Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
Говорят: “Хлеб всему голова”.
Кто знает пословицы о хлебе и труде (Кто не работает – тот не ест. Не трудиться – хлеба не добиться. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.).
Хлеб ржаной, батон и булки
не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
8. Рассматривание выставки натуральных хлебобулочных изделий.
Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет?
Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?
9. Составление предложений.
Выберите, кого бы вы хотели угостить и чем, и составьте предложение. Например: Я угощу Таню тортом.
Читайте также:
- Конспект занятия по рисованию на тему сказочный домик теремок в средней группе
- Музыкальная культура барокко конспект урока 11 класс
- Конспект по биологии 7 класс пасечник параграф 16 голосеменные отдел семенных растений
- Научное познание философские основания науки этические проблемы современной науки конспект кратко
- План конспект игры с природным материалом