Конспект логопедического занятия по дифференциации звука ш дислалия

Обновлено: 30.06.2024

Конспект интегрированного занятия. Тема: Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. Интеграция: логопедия, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация. Цель: закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.

Конспект открытого занятия. Тема: Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. Логопедическое занятие.

Тема: звук Ш, дифференциация звуков С-Ш.

  • закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.
  • закрепить произношение звука Ш, дифференциация звуков С-Ш в словах;
  • учить разгадывать загадки;
  • активизировать и обогащать словарь детей новыми словами(чум, малица, тундра);
  • продолжать совершенствовать умение образовывать мн.число существительных, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные множественного числа;
  • развивать фонематическое восприятие и слух.
  • продолжать формировать способы установления теплых отношений с членами семьи, проявления заботы, помощи, уважения;
  • развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, давать объективную оценку своим и чужим поступкам.
  • чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Мне здороваться не лень!

- Сегодня мы закрепим звуки [c], [ш].

- Я вам сейчас раздам геометрические фигуры и буду произносить разные слова. Если вы услышите в слове звук “С”, то поднимите круг, если в слове есть звук “Ш” — треугольник. Звук может быть в начале, середине или конце слова. Победит тот, кто меньше ошибётся.

Слова: шуба, сапоги, коса, лиса, лапша, посуда, шарф, машина, класс, брошь.

4. Изолированное произношение звуков:

- Р., Вы любите кататься на велосипеде? Представьте, что мы выехали на велосипедную прогулку. Вдруг у нас стало спускаться колесо.

- Какой звук мы услышим? (Ш-Ш-Ш) (слайд 10)

- Достанем насос и накачаем колесо! (С-С-С) (Слайд 11)

- Но колесо снова спустилось. Какой звук услышали? (Ш-Ш-Ш) (Слайд 12)

- Но мы не расстроились, а заклеили колесо и снова накачали насосом! Как это мы сделали? (С-С-С) (Слайд 13)

5. Логоритмика.

- На дороге мы увидели змею. Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш) (Слайд 14)

- Но она нас не испугала, ведь мы знаем песенку змеи? Давайте её споем!

Шуршит змея -ш-ш-ш, шипит змея — ш-ш-ш
Ползет, ползет старается — ш-ш-ш.
Опасная — ш-ш-ш, ужасная ш-ш-ш
Пружиной извивается.
Обманчив тихий шорох и покой,
Напасть она готова в миг любой.
Не принимай змеиный комплимент,
Змея тебя предаст в любой момент.

Кто на ёлке, на суку
Счёт ведет ку-ку, ку-ку?
(Кукушка.)

11. Скороговорка.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушонок в капюшоне смешон.

- Какие незнакомые слова встретились в этой сказке?

- Эти слова характеризуют быт народа, который и сочинил сказку. Какой народ ее сочинил?

- О ком эта сказка?

- Почему мама стала кукушкой?

- Вспомните сказку и закончите предложение.

- Что делали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?

- Почему по тундре красный мох стелется?

- Что вы можете сказать о детях, какие они?

- Как надо относиться к маме?

14.- Давайте встанем в круг и поиграем.

(Игра с мячом) Расскажите мне о том, какая ваша мама.

15. Итог занятия. Рефлексия.

Презентация к занятию:

Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах и словах.

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные задачи:
  • автоматизация произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, слоговых сочетаниях, словах);
  • закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
  • закрепление знания графического изображения буквы Ш;
  • развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Ш и С в словах)
  1. Коррекционно - развивающие задачи:
  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления.
  • Развитие правильности выдоха при произношении шипящих звуков.
  1. Коррекционно – воспитательные задачи:
  • Формирование навыков самостоятельности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям;

Технология: применение элементов технологии решения изобретательных задач (ТРИЗ).

- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Ш. Но сначала давайте с вами поздороваемся.

- С добрым утром глазки! Вы проснулись? ( поглаживают веки глаз)

- С добрым утром ушки! Вы проснулись ? (поглаживают уши)

- С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки)

- С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)

- С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

2. Дыхательная гимнастика.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(вдох носом - живот наполняется воздухом, выдох ртом - воздух медленно выходит)

3. Артикуляционная гимнастика.

Работа с настенным зеркалом.

Упражнения для звука "Ш":

1. Наказать непослушный язычок.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносит звуки пя-пя-пя. Теперь покусываем язык зубами, произносим та-та-та…

2. Сделать язык широким.

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

3. Вкусное варенье.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

4. Приклей конфетку.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край положить кусочек ириски, приклеить его к небу за верхними зубами.

4. Уточнение артикуляционного уклада и характеристика звука Ш.

Когда мы произносим звук [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. Голосовые связки не дрожат, значит, звук глухой. Звук [ш] согласный, потому, что встречается преграда – язык.

5. Автоматизация звука Ш изолированно.

Длительное произношение звука "Ш" по подражанию.

Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш.

Логопед называет слова: шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.

6. Автоматизация звука Ш в слогах и слоговых сочетаний:

ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты

ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку

шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма

Затем ребенок берет мячик су-джока, делает круговые движения и произносит сочетания со звуком Ш:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

7. Автоматизация звука Ш в словах:

Логопед: Давай поиграем в игру “Подари игрушку”. Но помни, что мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук Ш.

Предметные картинки и картинка с изображением мальчика лежат на столе. Ребенок берет картинку, правильно ее называет и “дарит мальчику” картинки со звуком Ш.

Картинки: шапка, шуба, шина, машина, кувшин, башня, душ, карандаш, ландыш.

8. Знакомство с буквой Ш (элементы технологии М.Монтессори).

Логопед: Давай познакомимся с буковкой Ш. Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой.

Звук Ш – мы обозначаем вот такой буквой, она похожа на расческу. Возьми карточку с шершавой буквой, обведи ее двумя пальцами (указательным и средним). А потом попробуй прописать букву на манке. Буквы можно не только прочитать, почувствовать пальцем, но и написать на манке.

9. Физминутка

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

10. Дифференциация звуков С и Ш.

Логопед: Как ты думаешь, что случится, если вдруг звук Ш исчезнет из русского языка и заменится звуком С? Вот, например, посмотри на картинки (мишка и миска). Что здесь нарисовано? Произнеси, только помни, что звук Ш поменялся на С.

Ребёнок: Миска – миска.

Логопед: Слова звучат одинаково, но предметы разные. А если я тебя попрошу “покажи мишку”, а говорить буду “покажи миску”. Что ты покажешь?

Ребёнок показывает миску.

Логопед: Что же получится?

Ребёнок: Получится путаница. Мы не будем друг друга понимать.

Логопед: Правильно. Вставай, поиграем с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а ты в этих словах С меняй на Ш, получая новые слова. (Мяч кидаем друг другу при каждом слове).

усы - уши, коса - каша, крыса - крыша,

сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,

миска - мишка, сесть - шесть…

10. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Перед тобой картинки, возьми карандаш и раскрась только те предметы, в названии которых есть звук Ш, и назови их.


Логопед: Какие предметы ты не раскрасил? Почему?

Ребенок: Не раскрасил предметы: носок, санки, парус, потому что в этих словах звук С, а не Ш.

11. Итог занятия.

Логопед: Над каким звуком мы работали?

Как он произносится?

Скажи, пожалуйста, что такое важное ты узнал сегодня?

Ребёнок: Надо правильно произносить звук Ш в словах, чтобы не было путаницы, чтобы мы друг друга понимали.

Логопед: Молодец, сегодня ты замечательно позанимался.

ВложениеРазмер
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx 77.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах и словах.

  1. Коррекционно - образовательные задачи:
  • автоматизация произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, слоговых сочетаниях, словах);
  • закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
  • закрепление знания графического изображения буквы Ш;
  • развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Ш и С в словах)
  1. Коррекционно - развивающие задачи :
  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления.
  • Развитие правильности выдоха при произношении шипящих звуков.
  1. Коррекционно – воспитательные задачи :
  • Формирование навыков самостоятельности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям;

Технология: применение элементов технологии решения изобретательных задач (ТРИЗ).

- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Ш. Но сначала давайте с вами поздороваемся.

- С добрым утром глазки! Вы проснулись? ( поглаживают веки глаз)

- С добрым утром ушки! Вы проснулись ? (поглаживают уши)

- С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки)

- С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)

- С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

2. Дыхательная гимнастика.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(вдох носом - живот наполняется воздухом, выдох ртом - воздух медленно выходит)

3. Артикуляционная гимнастика.

Работа с настенным зеркалом.

Упражнения для звука "Ш":

1. Наказать непослушный язычок.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносит звуки пя-пя-пя. Теперь покусываем язык зубами, произносим та-та-та…

2. Сделать язык широким.

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

3. Вкусное варенье.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

4. Приклей конфетку.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край положить кусочек ириски, приклеить его к небу за верхними зубами.

4. Уточнение артикуляционного уклада и характеристика звука Ш.

Когда мы произносим звук [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. Голосовые связки не дрожат, значит, звук глухой. Звук [ш] согласный, потому, что встречается преграда – язык.

5. Автоматизация звука Ш изолированно.

Длительное произношение звука "Ш" по подражанию.

Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш.

Логопед называет слова: шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.

6. Автоматизация звука Ш в слогах и слоговых сочетаний:

ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты

ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку

шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма

Затем ребенок берет мячик су-джока, делает круговые движения и произносит сочетания со звуком Ш:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

7. Автоматизация звука Ш в словах:

Логопед : Давай поиграем в игру “Подари игрушку” . Но помни, что мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук Ш.

Предметные картинки и картинка с изображением мальчика лежат на столе. Ребенок берет картинку, правильно ее называет и “дарит мальчику” картинки со звуком Ш.

Картинки: шапка, шуба, шина, машина, кувшин, башня, душ, карандаш, ландыш.

8. Знакомство с буквой Ш (элементы технологии М.Монтессори).

Логопед : Давай познакомимся с буковкой Ш. Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой.

Звук Ш – мы обозначаем вот такой буквой, она похожа на расческу. Возьми карточку с шершавой буквой, обведи ее двумя пальцами (указательным и средним). А потом попробуй прописать букву на манке. Буквы можно не только прочитать, почувствовать пальцем, но и написать на манке.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

10. Дифференциация звуков С и Ш.

Логопед : Как ты думаешь, что случится, если вдруг звук Ш исчезнет из русского языка и заменится звуком С? Вот, например, посмотри на картинки (мишка и миска). Что здесь нарисовано? Произнеси, только помни, что звук Ш поменялся на С.

Ребёнок : Миска – миска.

Логопед: Слова звучат одинаково, но предметы разные. А если я тебя попрошу “покажи мишку”, а говорить буду “покажи миску”. Что ты покажешь?

Ребёнок показывает миску.

Логопед : Что же получится?

Ребёнок : Получится путаница. Мы не будем друг друга понимать.

Логопед : Правильно. Вставай, поиграем с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а ты в этих словах С меняй на Ш, получая новые слова. (Мяч кидаем друг другу при каждом слове).

усы - уши, коса - каша, крыса - крыша,

сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,

миска - мишка, сесть - шесть…

10. Развитие мелкой моторики.

Логопед : Перед тобой картинки, возьми карандаш и раскрась только те предметы, в названии которых есть звук Ш, и назови их.

Логопед : Какие предметы ты не раскрасил? Почему?

Ребенок : Не раскрасил предметы: носок, санки, парус, потому что в этих словах звук С, а не Ш.

11. Итог занятия.

Логопед : Над каким звуком мы работали?

Как он произносится?

Скажи, пожалуйста, что такое важное ты узнал сегодня?

Ребёнок : Надо правильно произносить звук Ш в словах, чтобы не было путаницы, чтобы мы друг друга понимали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект коррекционного занятия при дислалии звука [ш]

Цель: Подготовка речевого аппарата к постановке звука [ш]

Уточнение фонетической характеристики звука [ш].

Уточнение артикуляционного уклада звука [ш]

Выработка артикуляционного уклада звука [ш].

Вызывание звука [ш].

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.

Зайчишка-трусишка хочет с тобой поиграть он будет тебе говорить слова если ты услышишь звук [ш] нужно подпрыгнуть хлопнуть в ладоши.

шапка, шуба, шина, шов, мышата, мешок, сова, зонт, лиса , лес, коза, кашка, ушко, мышка, ваш, башня, мушка, пышка

Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.

Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]

(шапка, шуба, шина, машина, бабушка, дедушка, подушка, мыши, камыши)

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а зайчишка будет наблюдать за нами.

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.

"Фокус"

Давай зайчишке покажем фокус

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

"Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

Прыгай в лукошко!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.

Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

Артикуляция и характеристика звука [ш].

В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).

Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).

Воздух встречает преграду? (Да)

Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

Кто был у нас сегодня в гостях? ("Зайчишка-трусишка")

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 902 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.02.2016 4768
  • DOCX 20.4 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Савченко Екатерина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Научить дифференцировать [с] - [ш] в слогах, словах.

Задачи: Образовательная: Закрепить знания о звуках [с] - [ш].

Коррекционная: Развитие высших психических функций.

Воспитательная: Формирование контроля за собственной речью.

Оборудование: картинки, конверты, палочки, кружочки и прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.

Ход занятия: 1. Орг. момент

2. Введение в тему: - Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое. - Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы. ( Шапка, сумка). Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки. Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].

3. Арт. Гимнастика: Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения (горка – чашечка, улыбка – рупор )

4. Анализ артикуляции: А чем различаются звуки [с] [ш]? ( Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш]? Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]? Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш])? А что в этих звуках общего? Какие они? - Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.

5. Дифференциация в слогах: - Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ; АСА-АША;АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)

6. Развитие мелкой моторики: - Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ. Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги, а теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.

7. Развитие фонематического слуха, дифференциация в словах: - Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок. (КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ; )

8. Развитие мышления: не будем задерживаться на этой станции, нам нужно спешить. Наступила ночь. - А что это виднеется впереди нашего поезда? (Ребёнку даётся картинка с изображением силуэтов предметов). (ШАПКА, ВИШНЯ, МЫШКА, МЕШОК, САРАФАН, СТОЛ, СТУПЕНЬКИ, ДОСКА АНАНАС)

9. Звуко-слоговой анализ: - Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?

10. Развитие мышления: Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.

Цель: дифференциация звуков [С-Ш].

- уточнить представления о звуке [С-Ш];

- закрепить умение определять место звука в слове, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком;

- закрепить навыки правильного произношения звуков [с- ш] изолированно, в слогах, словах.

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память;

- развивать фонематические процессы (восприятие, воспроизведение, логическое мышление.

- формировать положительную мотивацию на занятии, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки- действия, лепестки слоги, лепестки-слова, карточки со словами для индивидуальной работы, домики для определения слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : - Дети, добрый день всегда начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

2. Дифференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.

Логопед : В наш детский сад пришел гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как мы здороваемся с солнцем?

Здравствуй, солнце золотое (дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка,земля (наклон руки вниз)

Здравствуйте, все мои друзья! (касаются ладонями друг- друга)

Дети, к нам прилетел еще один гость.

Давайте отгадает кто он.

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко : ссссссс.

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра : шшшш.

Логопед : - Вспомним дети,

Как змея шипит? (Шшшшш.)

В роще как ручей журчит? (Ссс.)

Как шумят у птицы крылья? (Шшш.)

Как самолет летит (сссс.)

Как листочек шелестит (шшшш.)

Как насос качается (ссссс.)

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

Логопед : предлагаю вам пройти за столы, на которых стоят зеркала.

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Логопед : - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с) и звук ветра (ш). Дети смотрят в зеркала и произносят звуки.

Логопед : Что делают губы, когда произносим звук С?

Дети: Улыбаются, зубы заборчиком.

Логопед : Хорошо. Теперь произнесем звук Ш. Что делают губы?

Дети: Тянутся вперед, губы трубочкой, зубы заборчиком.

Логопед : Молодцы. Опять произнесем звук С. Где находится язычок?

Дети: Внизу, за нижними зубками.

Логопед : Правильно. И мы будем его обозначать стрелочкой вниз.

Логопед : Молодцы. Произнесем звук Ш. Где находится язычок?

Логопед : Правильно. И мы будем его обозначать стрелочкой вверх.

Логопед : А теперь поднесем руку к губам и произносим звук С, какой ветерок дует?

Дети: Холодный ветерок.

Логопед : А теперь преподнесем руку к губам и произносим звук Ш, какой ветерок дует?

Дети: Теплый ветерок.

Логопед : Какие это звуки согласные или гласные?

Логопед : Каким цветом обозначаем?

Логопед : Какие это звуки твердые или мягкие?

Логопед : Звонкие или глухие?

4. Развитие фонематического слуха.

Логопед : - Сейчас мы с вами прогуляемся, до волшебного цветка. А первым к цветку дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с - ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.

(Са, су, ша, шо, сы, шу, со, шы)

5. Дифференциация звуков (с, (ш) в слогах.

(игра проводится на ковре)

Логопед : - Над цветком ветер пролетел и ромашка потеряла свои лепестки.

К лепесткам слогов (са, со, су, сы, ша, шо, шу, ши) найдите лепестки слова.

Са – сани Ша - шапка

Со – сова Шо - шорты

Су- сумка Ши - шило

Сы - сыр Шу – шуба

(дети собирают ромашку, подбирая слоги к словам).

Логопед : – продолжаем играть, предлагаю вам пройти за столы и присесть на свои места.

6. Дифференциация звуков (с, (ш) в словах.

Логопед : - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками в названии которых спрятались звуки Си Ш. Вы должны определить, место звука в слове (в начале, середине, в конце) и соответственно раскрасить схему, указав место звука синим карандашом.

Разделите слова на слоги с карточки с предметными картинками.

Мы с вами такие молодцы ребята. Столько заданий выполнили, скажите, о каких звуках мы с вами говорили и выполняли задания?

- В какую игру хотели бы поиг рать ещё раз? - Что было трудным для вас?

Читайте также: