Конспект логопедического занятия пересказ

Обновлено: 06.07.2024

Цель занятия: Формировать навыки самостоятельного связного пересказа.

Задачи занятия:

1. Коррекционные задачи:

  • Развитие навыков текущего контроля за построением развёрнутого высказывания.
  • Развитие лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных
  • Работа над словообразованием: образование родственных слов.
  • Развитие координации речи с движением.

2. Образовательные задачи:

  • Учить детей составлять пересказ сказки.
  • Формирование навыков планирования содержания пересказа.
  • Развитие умения анализировать содержания прослушанного текста (отражение содержания рассказа с помощью наглядной схемы-плана).
  • Активизация и обогащение словарного запаса.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитание любви к животным и родной природе.

Ход занятия

Приветствие детей и гостей.

2. Отгадывание загадок о персонажах сказки.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному лесу. Посмотрите, что это лежит на нашем волшебном ковре?

(На ковре у входа разбросаны конверты с изображением следов собаки, зайца, волка, медведя).

Дети: Это следы животных!

Учитель-логопед: Дети, сегодня мы поиграем в следопытов и попробуем угадать, чьи это следы. Сейчас я попрошу вас разделиться на две команды.

(Дети делятся на 2 команды).

Давайте узнаем, с кем нам сегодня придётся встретиться. Послушайте загадки, отгадайте их и найдите следы отгаданного вами животного. Итак, слушайте внимательно.

Подгрупповое логопедическое занятие по обучению детей пересказу с детьми подготовительной группы группы

Юнок Анастася Петровна

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

1. Формирование активного зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Развитие связной монологической речи.

3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых

Графические схемы, картина-трансформер, картинки с изображением времен года, магнитная доска, магниты (10 шт.).

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию текста.

  • чтение первой части рассказа
  • чтение второй части рассказа
  • чтение третьей части рассказа
  • чтение четвертой части рассказа

4. Беседа по содержанию текста.

6. Лексико-грамматические упражнения.

7. Повторное чтение рассказа.

8. Составление графического плана рассказа.

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

1. Формирование активного зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Развитие связной монологической речи.

3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых

Чтение, беседа, лексико-грамматические упражнения по тексту, картина-трансформер, рассматривание графических схем, составление графического плана рассказа.

Графические схемы, картина-трансформер, картинки с изображением времен года, магнитная доска, магниты (10 шт.).

• Упражнение в составлении предложно-падежных конструкций.

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по структуре

Коньках, сенокос, сене,восторг, желание, прелесть

Саночках, книжку, речке

Накатался, набегался, настало, кувыркался, приказал

Кувыркался, отправились, повеселился, отправились

Ледяной, румяной, карманную, пестрыми, душистом

Замерзшей, карманную, пестрыми

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.

Педагог загадывает загадки:

После осени пришла.

И сугробы намела.

Дети отгадывают загадку (зима) и вешают на магнитную доску соответствующую сюжетную картинку.

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса.

Значит, К нам пришла…

Дети отгадывают загадку (весна) и вешают на магнитную доску соответствующую сюжетную картинку.

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться … .

Дети отгадывают загадку (лето) и вешают на магнитную доску соответствующую сюжетную картинку.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

Дети отгадывают загадку (осенью) и вешают на магнитную доску соответствующую сюжетную картинку.

2. Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.

— О чем говорится в рассказе? ( О желаниях Мити. ).

— Вспомните времена года, описанные в рассказе? ( Зима. Весна. Лето. Осень. ).

— Какое время года больше всего понравилось Мите? ( Каждое время года нравилось Мите по-своему ).

а) чтение первой части рассказа.

— Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

— Что понравилось Мите зимой? ( Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей речке) .

— Что сказал отец сделать Мите, когда тот пожелал, чтобы всегда была зима ? (Записать своё желание в записную книжку).

б) чтение второй части рассказа.

Отец опять вынул записную книжку и приказал Мите записать свое желание.

— Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? ( Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками).

— Как мальчик говорил о весне? ( Что за прелесть эта весна!) .

— Хотел бы Митя, чтобы весна никогда не кончалась? (Да ).

— Куда Митя записал свое желание? ( Митя записал свое желание в записную книжку).

в) чтение третьей части рассказа.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

— Куда мальчик отправился с отцом летом? ( На сенокос) .

— Как Митя веселился весь день? ( Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене).

— Что сказала мальчик отцу вечером? ( Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету не было конца!).

—Куда Митя записал свое желание? (Митя записал свое желание в записную книжку).

г) чтение четвертой части рассказа.

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

— Что собирали в саду осенью? ( Румяные яблоки и желтые груши).

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

На вопросы дети отвечают полными предложениями.

— Какое время года было первым в рассказе?

Первой в рассказе была зима .

— Про какое время года Митя сказал, что хотел бы, чтобы оно было всегда?

Митя про каждое время года, которое наступало, говорил, что хотел бы, чтобы оно было всегда .

— Что произошло в конце рассказа?

Отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он хотел, чтобы всегда была и весна, и зима, и лето, и осень.

Это значит, что он хотел бы, что зима была ВСЕГДА.

— Отправились на сенокос — отправились срезать траву и сушить её.

— Если гора покрыта льдом — значит она ледяная.

6. Лексико-грамматические упражнения .

— Что сделал Митя? ( накатался, прибежал, набегался, нарвал, повеселился)

Дети выполняют задание.

— Одна бабочка, а если их много, то это. ( бабочки ).

— Митя собирал большие яблоки. А если бы они были маленькими, то как бы мы их назвали ( яблочки ), а одно ( яблочко ).

— Погода весной какая? ( Весенняя ).

— Назовите Митю ласково. ( Митенька, Митюша ).

Дети выполняют задание.

— Погода теплая, а наоборот — холодная.

— Осень ранняя, а наоборот — поздняя .

— Облако белое — туча черная .

— День длинный, а наоборот — короткий.

— Вода замерзает, а лед — тает .

— Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются .

— День грустный, а наоборот — веселый .

— Настроение плохое, а наоборот — хорошее .

Дети выполняют задание.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания предложение

Внимательно послушайте еще раз рассказ и постарайтесь запомнить.

8. Составление графического плана рассказа . Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.

Педагог знакомит детей с графическими схемами и предлагает самостоятельно составить графический план рассказа.

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

Дети пересказывают рассказ индивидуально, парами, по цепочке.

10. Итог. Оценка работы детей.

- Какое время года все-таки самое лучшее?

Во время каждого времени года хорошо по-своему.

- Чей пересказ понравился больше?

Дети выбирают того, чей пересказ был более интересным.

Дети дают развернутый ответ.

Сегодня у … почти все получилось, в следующий раз получится лучше, а … был умницей, все правильно сделал. Спасибо!

Закрепление изученного материала вне занятия:

Приемы работы по развитию связной речи дошкольников (на основе анализа методического пособия Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой).

1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий. Организуется игровая ситуация, в которой принимают участие взрослые, 1—2 ребенка (можно привлечь и несколько кукол). Один из детей — ведущий. Ему тихо дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Другой ребенок, внимательно следя за серией действий, запоминает их, а потом рассказывает об увиденном.

В процессе игры возможен диалог типа:

Кому давались задания?

Откуда встал Митя?

Что Митя взял с верхней полки?

А что с нижней полки?

Куда он отнес большой красный мяч?

Куда он положил маленький синенький мячик?

Кому Митя дал задание?

Вначале основную роль при составлении рассказа играет взрослый, а затем под его руководством дети самостоятельно составляют небольшие рассказы.

3. Составление рассказа по картинке и серии картинок. Подготовительная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого ребенку. По прочтении рассказа полезно предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. При этом важно помочь ребенку осмыслить взаимосвязь событий, их временную последовательность. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

Упражнения с деформированными предложениями помогают ребенку отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2-3 фразами. Первоначально дети должны придать им правильную форму, а затем, опираясь на предложенную сюжетную картинку, составить рассказ.

Для активизации речи детей, развития навыков самостоятельной речи широко используются сюжетные картинки. Их многообразие позволяет работать над восприятием и воспроизведением детьми текстов разной степени сложности.

Дети испытывают большие трудности в последовательном изложении речевого материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа не отклоняясь от его темы.

4. Составление рассказов-описаний. Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. К. Д. Ушинский писал о том, что сравнение является основой всякого понимания и мышления, что мир познается через сравнение. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Поэтому как только ребенок познакомится с 2-3 новыми предметами, его надо учить их сравнивать.

5. Пересказ текстов. Обучать детей пересказу можно тогда, когда они уже овладеют фразовой развернутой речью, научатся слушать и понимать содержание текста, а также когда захотят рассказать о том, что им прочитали. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление.

6. Разучивание стихотворений. Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и рассказать. При выборе стихотворного материала надо прежде всего обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

Приемы работы над цельностью и связностью текста с использованием серии картин.

Картинки даются по принципу нарастающей трудности .

2. Детям раздаются предметные картинки, а взрослый, показывая отдельные эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Дети подбирают к соответствующей серии предметные картинки, называя их, определяют их назначение.

4. Взрослый читает рассказ и расставляет на наборном полотне картинки. Затем он снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и построить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.

5. На наборном полотне выставлены сюжетные картинки. Дети задают вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.

6. Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Дается план рассказа, по которому дети должны разложить их в нужном порядке. Вслед за этим детям предлагается составить рассказ.

7. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

8. Дети получают по одной картинке и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключение один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.

9. Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача — подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.

10. Все картинки перемешиваются, каждому ребенку раздается по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужну ю серию.

11. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

12 . Получив серию картинок , дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.

13. Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.

14. Составив рассказ по серии картинок, ребята придумывают к нему название, а также дополняют его описанием предыдущего или последующего события.

15. После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети в лицах передают его содержание. Важно при этом учить детей строить не только повествовательные, но и описательные рассказы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, тренировать обучающихся в составлении плана рассказа и рассказыванию по плану. Знакомится с возможными вариантами составления плана.

Цель: тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану.

Образовательные.

Учиться правильному рассказыванию по плану.

Знакомиться с возможными вариантами составления плана.

3. Учить правильно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие

Развивать внимание, умение анализировать, работать по алгоритму.

Уточнять, активизировать словарный запас.

Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию.

Воспитательные

Формировать учебную мотивацию.

Учить принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Учиться отвечать на учебные вопросы.

Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся придумать предложение про ласточку по картинке.

1) Логопед читает рассказ.

Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.

Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна.
2) Ответы на вопросы.

Логопед предлагает учащимся ответить на вопросы одним словом.
Что случилось с ласточкой? (Беда.)

Что оказали ласточке ее подруги? (Помощь.)

Где оказалась ласточка? (На свободе.) 3) Деление рассказа на части. Логопед. На сколько частей можно разделить рассказ? Придумайте название каждой части.

Учащиеся вместе с логопедом составляют план рассказа.

Л о го п е д. Ответьте на вопросы: О чем будете рассказывать в первой части? О ком будете рассказывать во второй части? О чем расскажете в третьей части?

Пересказ рассказа целиком.

Логопед спрашивает учащихся. Что можно сказать про ласточек? (Хорошие подруги.)

Конспект логопедического занятия по развитию речи у детей с ОНР “Пересказ сказки “Случай в лесу”.

Куханова И., учитель-логопед.

Цель: Формирование навыка подробного пересказа текста с использованием графического плана.

Расширение и уточнение словаря по теме “Дикие животные”.

Совершенствование грамматического строя речи.

Активизация речевой деятельности детей.

Развитие монологической речи.

Развитие навыка подробного пересказа.

Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти.

Формирование положительной установки на участие в занятии.

Формирование доброжелательных отношений между педагогом и детьми.

Приобретение детьми опыта коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.

Оборудование: разрезные картинки животных; конверт, аудиокассета, магнитофон; фигурки ежа (5),25 прищепок (5 с картинками яблок, 5 с картинками грибов и т.д.); модели героев по тексту.

1.Оргмомент. (1-2 минуты.). Дети здороваются с гостями.

Ребята, нам сегодня пришло письмо, интересно кто его нам прислал. А что бы узнать от кого оно, надо собрать картинки.

Игра “Собери картинку” (развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса 2-3 минуты).

Логопед: Посмотрите, ребята, ветерок подул, и наши картинки разлетелись. Соберите картинки, и вы узнаете, с кем мы сегодня познакомимся.

Молодцы: еж, белка, волк, медведь, лиса.

А вот письмо у нас не простое, здесь еще лежит кассета. Давайте внимательно послушаем, что на ней записано.

3. Прослушивание сказки на магнитофоне. (4-5 минут)

Традиционная работа по пересказу текста.

Логопед задает подробные вопросы, восстанавливающие структуру текста. Дети отвечают на них близко к тексту, усваивая и синтаксические конструкции, и лексику текста.

Что вы прослушали? (Сказку)

Кто главный герой сказки? (Ёжик).

Что увидел Ёжик в лесу? (Кленовые листья).

Что Ёжик сделал с кленовыми листьями? ( Надел их на иголки).

Кого встретил Ёжик? (Волчонка)

Чем помог Ёжик Волчонку? (Ёжик укрыл Волчонка листьями).

Что росло вдоль дороги? ( Грибы).

Что Ёжик сделал с грибами? (Нанизал их на иголки)

Кого встретил на полянке Ёжик? (Медвежонка).

Что делал Медвежонок на полянке? (Медвежонок искал еду).

Что сделал Ёжик? (Отдал грибы Медвежонку).

Где лежали яблоки, когда их заметил Ёжик? (Яблоки лежали под деревом).

Что Ёжик сделал с яблоками? (Ёжик нацепил яблоки на иголки).

Кого встретил Ёжик ? (Белочку).

Какая была Белочка? (Белочка была грустная, потому что ей было одиноко и скучно).

Что сделал Ёжик? (Ёжик угостил Белочку яблоками).

Кого встретил Ёжик ? (Лису).

Что сказала Лиса? ( “Ёжик я тебя съем!”. )

Что сделал Ёжик после этого? (Ёжик испугался, свернулся клубком, выставил иголки).

Кто пришел на помощь Ёжику? (На помощь пришли Волк, Медведь и Белка).

4.Физминутка “ Хитрый ежик ” (развитие мелкой моторики рук с прищепками; закрепление согласования числительного 5 с существительными. 4-5 минут).

Хитрый ежик-чудачек
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в лесу по травке,
Натыкает на булавки
Листья, шишку - всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым возвращается к ежатам.

Логопед: Помогите, ребята, Ёжику нанизать на иголки подарки для своих ежат.

Дети: Я нанизал на иголки 5 листьев, 5 цветков, 5 яблок, 5 грибов, 5 шишек.

4.Знакомство с текстом сказки “Случай в лесу” и выкладывание графического плана. (Развитие связной речи. Формирование навыка подробного пересказа текста с опорой на графический план.10-15 минут).

Слушанье текста . (Развитие речевого слуха).

Логопед читает текст сказки “Случай в лесу”.

Нашел Ёжик кленовые листья и надел их на иголки. Встретил он Волчонка, дрожит от холода. Укрыл его Ёжик листьями и побежал дальше.

Увидел Ёжик вдоль дороги грибы и нанизал их на иголки. Встретил он Медвежонка на полянке. Ищет Медвежонок еду, а найти ничего не может. Отдал Ёжик ему грибы и продолжил путь.

Заметил Ёжик под деревом яблоки и нацепил их на иголки. Встретил он Белочку. Грустно Белочке одной в лесу. Угостил ее Ёжик яблоками.

Пошел Ёжик дальше. А на встречу ему, Лиса и говорит: “Ёжик я тебя съем!”. Испугался Ёжик, свернулся в клубок, иголки выставил. Тут и помощь подоспела. Выскочили из леса Волк, Медведь и Белка и прогнали Лису.

Логопед объясняет детям по ходу чтения текста значение слов: “ клубок ” - шар, “ подоспели ”- пришли во время. А на доске по ходу чтения вывешивает картинки героев и “предметов- участников” текста (ёж, кленовые листья, волк, грибы, медведь, яблоки, белка, лиса, клубок ).

Пересказ детьми текста с вывешиванием на доске фигурок героев сказки и “предметов- участников” текста. Логопед следит за точностью и логичностью пересказа.

5.Окончание занятия .(1-2 минуты).

Игра “Фотографии” (формирование правильного выдоха). Ребята, а лесные жители оставили для вас свои фотографии. Интересно, кто спрятался за шторкой? Чтобы узнать, кто спрятался за шторкой, надо на картинку подуть. Вдох носом, щеки не надуваем, выдох через рот.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, что им понравилось, какие игры запомнились. Оценка работы детей на занятии.

Читайте также: