Конспект логопедического занятия перелетные птицы в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1592 0

Занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с детьми с общи недоразвитии речи III уровня речевого развития

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи

образовательные: уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах; расширение словарного запаса по лексической теме; образование притяжательных прилагательных; согласование притяжательных с существительными в роде, согласование существительных с числительными; развитие функции образование сложных слов; развитие связной речи;

развивающие: развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления;

воспитательные: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание любви к животному миру.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I . Вводная часть

Логопед: улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы. Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, предлагаю Вам отгадать:

Труд людей он уважает

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто? (скворец)

Логопед: Ребята, сейчас у нас какое время года? (Осень) Кто мне скажет, что происходит осенью в природе? Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? (Перелетные) Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? (перелетные)

Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, предлагаю отгадать. Согласны?

II . Основная часть

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда (кукушка)

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной (соловей)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей (грач)

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)

Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это… (гусь)

Этот старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

Во дворце певец… (скворец)

Логопед: назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Предлагаю назвать части тела птиц

Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)

У каждой птицы, разное оперение: у скворца – темный, с зеленоватым отливом; кукушка – серая, с полосатым брюшком; ласточка – у нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная; лебедь - белое оперение; гусь – белое или серое оперение, грач – черное оперение, аист – белое с черным оперение, соловей – коричневое оперение.

Логопед: ребята, а сейчас предлагаю Вам отвечать наоборот:

Журавль большой, а соловей…маленький.

Лебедь белый, а грач…. черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.

Логопед: давайте внимательно посмотрим на перелетных и птиц и сыграем в замечательную игру. Согласны?

У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.

У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.

Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.

У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

Ребята, устали? Предлагаю немного отдохнуть

III . Динамическая пауза

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

Молодцы, присаживайтесь. Давайте еще немного поиграем. Сейчас мы с вами будем считать птиц.

Одна ласточка, две ласточки; одна утка, две утки, пять уток; одна утка, две утки, пять уток; одна кукушка, две кукушки, пять кукушек; одна птица, две птицы, пять птиц; один аист, два аиста, пять аистов; один гусь, два гуся, пять гусей; одно гнездо, два гнезда, пять гнезд;.

Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом? (Лесной певец - соловей)

Составление рассказа по схеме

Составим рассказ по схеме о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица?

2. Почему их так называют?

3.Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Соловей - это перелётная птичка. Соловей маленький, серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла, длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище - гнездо.

IV . Итог занятия

Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой дороги.

Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего? Молодцы!

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза.

Коррекционно-образовательные задачи:

-закрепление и уточнение названий перелетных птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания;

- обогащение словаря по данной теме.

- развитие связной речи, составление рассказа – описания.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. учить образовывать сложные прилагательные

2. учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных.

3. активизировать глагольный словарь.

4. формировать фразовую речь.

5. закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах.

6. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие.

7. развивать мелкую, общую моторику, артикуляционную моторику, координацию движений с речью.

8. развивать речевое дыхание, голос.

Коррекционно-воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к птицам

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях

3. воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, рассказ логопеда о перелетных птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: перелетные птицы, соловей, жаворонок, ласточка, аист, скворец, длинноногий, длиннохвостый, теплолюбивая, звонкоголосый.

Оборудование: Предметные картинки перелетных птиц, дерево, маски птиц, листья для дыхательной гимнастики, мнемо-таблица для составления описательного рассказа.

Организационный момент:

Логопед: - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (осень). А назовите мне признаки осени.

(стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду).

Ход занятия.

Логопед: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в осенний лес.

Логопед: - Ребята, вот мы и оказались с вами в лесу.

Вы чувствуете какой здесь свежий воздух, давайте подышим с вами.

1. Дыхательная гимнастика:

Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.

2. Развитие речевого дыхания и голоса.

Слышите, как ветер в лесу запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)

А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)

А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Ветер в лесу стал стихать: з-з-з-з-з.

3. Артикуляционная гимнастика.

Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику “Птенчик”.

Язычок наш – это птенчик,

Он из гнездышка смотрел (язык лежит на нижней губе)

А потом он запорхал, (язык вверх – вниз)

Вокруг гнезда облетел, Язык облизывает губы по кругу)

Влево – вправо поглядел, (язык влево вправо)

А потом на ветку сел, (язык лежит на нижней губе)

Клювом воду набирал, (губы вытягивать трубочкой)

Всю до капли выпивал,

Потом дятлу подражал, (произносить: д-д-д-д-д-)

Словно червячка искал.

Логопед: - Ребята, а я сейчас слышу пение птиц (запись пения птиц).

Логопед: что вы услышали? (крики журавлей.)

Логопед: какими были крики (печальными, грустными.)

Логопед: Почему (Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной).

Логопед: а только журавли улетают в теплые края (нет)

Вот давайте мы с вами с помощью наших пальчиков и вспомним какие еще птицы улетают от нас.

4. Пальчиковая гимнастика.

Тили- тели, тили- тели-

На юг птицы полетели!

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

А весной все прилетели,

Песни звонкие запели!

Прикрепляются картинки на дерево.

5. Беседа по теме:

Логопед: - Ребята, какие вы молодцы. Хорошо знаете названия птиц

Дети, а какие это птицы? (перелетные)

- Почему их называют перелетными? (потому что птицы улетают в теплые края)

- А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

Логопед: -Что у птиц общего и чем они отличаются?

Дети отвечают. Общее – 2 крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, клюв, перья.

Логопед: Все согласны? Да, вы правильно сказали.

Логопед:А в чем их отличие (– размер, цвет оперения, пение, место обитания, гнездования, корм)

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает осенний листик. Победителем будет тот, у кого больше листьев.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

8. Физминутка. (Импровизация движений по тексту)

Логопед: - Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем. Я предлагаю надеть маски перелетных птиц.

Раз, два, три повернись и в перелетных птиц превратись.

Птицы учатся летать,

Чуть присели, полетели.

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

На деревья сели.

Кто сидит? – Я грач. Я скворец. Я аист. Я соловей. Я журавль. Я кукушка….

9. Составление описательного рассказа по мнемо - схеме:

Логопед: А теперь каждый про себя расскажет.

Логопед: - Молодцы, ребята. А теперь: Раз, два, три повернись и в детей превратись.

Перелет –опасный путь для птиц, поэтому давайте их согреем ласковыми словами. (Я произношу слово, а вы это слово произносите ласково.)

Пёстрая утка – (пёстренькая уточка)

Серая кукушка – (серенькая кукушечка)

Шустрая трясогузка – (шустренькая трясогузочка)

Добрая птица – (добренькая птичка)

Короткий хвост – (коротенький хвостик)

Тонкая шея – (тоненькая шейка)

Белое крыло – (беленькое крылышко)

Острый клюв – (остренький клювик)

- Очень хорошо мы справились с этим заданием.

Логопед: Но нашим птичкам пора улетать в теплые края. Путь далекий, нелегкий. Нам тоже пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в осеннем лесу)

-Понравилось ли вам наша прогулка?

Что было самым запоминающим, интересным, а что сложным?

- О ком мы беседовали? (о перелетных птицах)

- - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие и узнаем много интересного.

Нам придётся нелегко: ведь нужно открыть эти двери и узнать, кто за ними спрятался. Посмотрите, кто охраняет волшебные двери?

Дети: Драконы.

Логопед: Нужно сказать заклинание 3 раза с разной силой голоса: громко, тихо, шепотом – и драконы исчезнут.

Дети (хором): Зелёные драконы улетайте в норы.

3. Пальчиковая гимнастика с песком

Логопед: Чтобы открыть волшебные двери, нужна тренировка. Сделаем разминку для пальцев, они должны быть ловкими и послушными.

4. Артикуляционная гимнастика (под музыку)

5. Основная часть

Логопед. Ребята, вы готовы узнать, что за правой дверью?

Дети. Да.

Логопед. Куда мы попали?

Дети. Мы попали в лес.

Логопед. Какой сегодня солнечный весенний денёк. Давайте вдохнём глубоко свежий лесной воздух. А дышать будем так:

Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот – 3раза.

Логопед. Весна, прилетают птицы с юга…Что-то никого не видно в лесу?

Ребята, посмотрите, почтовый голубь с письмом. Что в нём?

Логопед читает письмо с заданиями .

Логопед. Злая колдунья поймала перелётных птиц и посадила их в клетку.

Логопед.Она выпустит птиц на волю, если мы выполним её задания.

Слышите, они просят нас о помощи? Вы согласны им помочь? Мы должны быть натренированными.

– Легко было выполнить это упражнение?
– Что нужно чтобы получилось?
– Достаточно ли верить в успех?

Вывод: нужно обязательно верить в успех, но еще надо добиваться результата добрыми делами и тренировками. Теперь проверим, готовы ли вы?

А вы ребята трусливые? – Храбрые.
Старые? – Молодые
Страшные? – Красивые
Грустные? – Весёлые
Грязные? – Чистые
Глупые? – Умные…
Тогда нам ничего не страшно.

Логопед читает задания. Колдунья спрашивает, каких птиц она посадила в клетку и сколько их.

Загадки.

Логопед. Загадки отгадали, теперь давайте посчитаем, сколько и каких птиц колдунья посадила в клетку.

Логопед. Ещё задание. Нужно сложить яйцо из скорлупок.

Колумбово яйцо (по числу детей). Работа детей на ковре.

– У грача – грачонок – грачата.
– У утки – утёнок – утята.
– У аиста – аистёнок – аистята.
– У журавля – журавленок – журавлята.
– У дрозда – дроздёнок – дроздята.

– Грач заботится о грачатах.
– Гусь заботится о гусятах.
– Утка заботится об утятах.
– Журавль заботится о журавлятах.
– Дрозд заботится о дроздятах.

Физ.минутка. Давайте немного отдохнем. Тем более, у нас гость. Эта птица является символом мудрости, и она задает вопрос.

Логопед. Ребята, колдунья ещё желает проверить ваши знания о птицах.

Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Пример: У журавля длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У сороки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У грача чёрные крылья, он … /чернокрылый/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.

Ребята, давайте вспомним, что могут делать птицы.

Ходить, клевать, взлетать, летать, прыгать, выводить(птенцов), вить(гнёзда), кормить, ухаживать, высиживать(яйца), петь.

Ещё одно задание. Упражнение "Нелепица". Ребята, внимательно послушайте предложения и скажите, как должно быть на самом деле.

– Птенцы высиживают яйца.
– Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
– Тело птицы покрыто шерстью.
– Скворец живёт в будке.

Логопед. Ура! Мы выполнили все задания колдуньи, и она выпустила лесных птиц из клетки.

Аудио запись щебета птиц и показ слайдов 9,10,11,12,13

Логопед. Пришло время открыть левую дверь.

Логопед. Ребята, птицы живут не только в лесу, но и на побережьях морей, озёр.

Вы узнали это озеро?

Дети. Это Байкал.

Логопед. Вокруг себя повернись, на берегу Байкала окажись.

Слайды №17, 18, 19

Логопед. А ещё на берегу Байкала живёт очень забавная птичка, и я хочу вас с ней познакомить.

Это – Турухтан.
Его еще называют полевым петушком, потому что, драчливый. Он меньше голубя.Смотрите, какой у него пышный воротник из разноцветных перьев. Турухтаны настолько внешне отличаются друг от друга, что ни найдешь, ни одной похожей по окраске птицы.

Слайд №21 (видеоролик)

6. Итог занятия

Логопед. Наше путешествие подошло к концу. Где мы побывали сегодня и чем занимались?

Дети. В лесу и на берегу Байкала. Спасали птиц от злой колдуньи.

Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

2. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: "Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие."

4. Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца-… (скворчата)

-У грача-… (грачата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

-У аиста-… (аистята)

-У лебедя-… (лебедята).

5. Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

6. Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

7. Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

Логопед называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, поочередно убирая изображения птиц с доски.

Читайте также: