Конспект логопедического занятия на тему предложение 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2505 0

Занятие по коррекции дислексии и дисграфии для учащихся 4 класса

Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

Тема: Предложение. Текст Лексическая тема: Весна.

Оборудование урока: Демонстрационные карточки с изображением признаков весны, птиц, карточки c о словами для составления предложений, тексты о временах года, учебные принадлежности.

Ход занятия:

I . Мобилизация внимания учащихся:

Настрой на занятие:

Дети поочерёдно соприкасаются пальцами, начиная с большого.

Желаю Успеха Большого Во всё И везде

Удачи тебе на занятии!

Запись числа.

- Скажите, пожалуйста, какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Какой сейчас месяц?

- Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы.

- Какое время года было перед весной?

Наступила, наконец, долгожданная всеми нами весна! А весна - это сначала время борьбы зимы и весны, которая может затянуться надолго.

Чтобы весна вступила в свои законные права, мы должны ей помочь – для этого нужно выполнить разные задания и определить тему нашего занятия.

- Чтобы узнать, какая тема занятия у нас будет, необходимо прочитать заколдованную запись- (заколдовала зима) ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Значит грамматическая тема нашего занятия – ПРЕДЛОЖЕНИЕ. И сегодня на занятии мы будем закреплять знания о предложении, будем составлять предложения из слов, находить предложения в тексте. Всё занятие будет посвящено замечательному времени года - Весна.

III . Работа по теме.

1.( СОЛНЦЕ-карточка)

Прочитайте на солнечных лучиках слова. наступила, весна, долгожданная

Что вы сейчас произнесли?

Наша речь состоит из …….

Предложение выражает законченную мысль.

Слова в предложении связаны по смыслу.

Какая ещё бывает весна? Полные ответы (Наступила ранняя весна.)

Прочитайте запись. Все ли здесь верно?

НАСТУПИЛА ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА.

НАСТУПИЛА ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА

НАСТУПИЛА ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА.

Как мы оформляем предложение? Какое правило?

2.КАРТОЧКА с зашифрованными весенними словами.

С заданием справились. Теперь солнце светит ярче. С крыш свисают сосульки. Когда пригревает солнышко, начинается капель. Капель-это слёзы зимы. Нужно помочь весне растопить сосульки.

На сосульках- ЗАШИФРОВАНЫ ВЕСЕННИЕ СЛОВА

КАПЕЛЬ, ЛЕДОХОД, РУЧЬИ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЫШКО, ПРОТАЛИНЫ

3.Составление предложений о весне с данными словами.

Составьте предложение с этими словами. Предложение должно начинаться со слова -ВЕСНОЙ

Весной солнце светит ярко. Весной появляются проталины. и т.д.

Назовите весенние месяцы.

Мы составили предложения и назвали приметы весны.

Запишем самые красивые предложения в тетрадь.

Не забываем о правиле оформления предложения на письме.

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

(Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз.

(Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться?

(Пожать плечами)
Стали каплями кидаться.

(Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели

(повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь,

(В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
Инасолнышкезвенели
И…растаяли.

Помогли весне растопить слёзы зимы.

4.Весной возвращаются птицы. Каких Вы знаете птиц?

Их называют вестниками весны. Давайте узнаем, какую весть они принесли для нас.

Вывод. Что сейчас прочитали? Что такое текст?

Птицы всегда являлись Вестниками весны. В народе существует множество примет, связанных с прилётом птиц.

П ервой птицей весной принято считать грача. Существует примета, по которой, весенний прилёт грача означает, что через месяц сойдёт снег. Прилетает он в марте.

Д алее к нам весной прилетают всеми любимые скворцы и жаворонки. Эти птицы тоже прилетают в марте.

А Вы знаете приметы, связанные с прилётом птиц? Узнаете приметы, если составите предложения.

весна, увидишь, скворца, крыльца, значит, у Если

к , жаворонок, теплу, летит

кличет, весну, гусь

Вот они какие — первые весенние птицы, которые к нам прилетают, приносят на крыльях нам весну, тепло и радость. Будем благодарны им за это.

YI . Итог урока

Над какой темой мы работали?

О каком времени года мы говорили?
-Как бы не злилась зима, и не пыталась помешать весне занять своё место в природе. Весна наступит и укатает землю в цветущую зелень. Ещё немного и всюду будет слышна капель, из-под снега будут тянуться подснежники и везде можно будет услышать пение птиц.

Зима. Весна.

Прочитай от самой большой буквы к маленькой

СКООНЫЛШ

ЛАКЕПЬ

ЛИОРПТАНЫ

СНЕПОДЖНИК

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по логопедии для 4 класса

Тема: Предложение. Слово.

Предметные: знать отличие слова от предложения и словосочетания; уметь составлять предложения из набора слов.

Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать мелкую и общую моторику; развивать монологическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя.

Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: раздаточный материал; карточки со словами; тетради.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ученики по очереди представляются, потом садятся за парты.

Артикуляционная гимнастика

(комплекс упражнений для постановки звука Р)

III . Уточнение знаний о речи, предложении, слове.

1.- Для чего нужна человеку речь? Какая бывает речь? (устная и письменная) Чем отличается письменная речь от устной?

Слово - это основная единица языка, которая служит для именования предметов и явлений. Слова в языке подразделяются на части речи.

Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

Предложение – это главная синтаксическая единица русского языка, которая содержит информационный посыл, побуждение или вопрос. Все предложение имеют грамматическую основу. Грамматическая основа – это наличие главных членов в предложении (подлежащего или сказуемого, или их обоих).

- Послушайте, что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит не совсем из слов, а из… предложений.

- А что такое предложение? Вот послушайте, что я скажу. Кошка, на, окно, стена, пол. Это предложение? Кошка села на окошко. А это - предложение?

- Вывод. Предложение – это законченная мысль.

2. Повторение правил о предложении .

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Задание 1. Подчеркни правильно написанные предложения:

мама связала сыну свитер.

Мама связала сыну свитер

Мама связала сыну свитер.

Осенью журавли улетают наюг.

Осенью журавли улетают на юг.

осенью журавли улетают на юг.

В кресле спит кот пушок.

Вкресле спит кот Пушок.

В кресле спит кот Пушок.

– Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Если вы услышите предложение, то поднимите правую руку вверх.

Желтый красный листья дерево

На ветках дерева желтые и красные листья.

Зоопарк зебра жираф звери.

В зоопарке мы видели жирафа.

Птицы собрались улетать на…

Птицы собрались улетать на юг.

V. Физминутка.

VI. Работа с деформированным предложением. (Задание на индивидуальных карточках)

- Откройте конверты. Что у вас на карточках? (Слова)

- Вам нужно из этих слов составить предложение.

Стало, реже, солнце, светить.

Красный, желтый, цвет, деревья, окрасились, в.

Чаще, дождь, идет.

Стаями, птицы, собираются, готовятся, и перелету, к.

Звери, лесные, зиме, к , готовятся.

- У кого какое предложение получилось? Запомните его.

V. Запись предложений, работа с текстом.

1.Вспомним правила о предложении.

- Как пишутся слова в предложении? Слитно или отдельно друг от друга?

- А как пишутся предлоги? Тоже отдельно от других слов.

- Что ставим в конце?

- С какой буквы начинаем писать первое слово?

2.- Запишем составленные предложения по памяти. (оставим одну строчку свободной)

3. Связаны ли эти предложения по смыслу? Да, значит, у нас получился текст. О чем в нем говорится? Какие признаки осени описаны? Что происходит в природе осенью? Как назовем наш текст? Запишите название в той строчке, которая у нас осталась свободной. Это название текста.

- научить распознавать текст, предложение, правильно оформлять на письме предложение;

- учить употреблять служебные части речи, формы слов, при помощи интонаций, пау з,

- формировать литерату рно - грамотн у ю речь, учить выделению главного (схема –

- развивать творческие способности, навык контроля и самоконтроля,

- развивать у детей наблюдательность, уме ние анализ ировать и делать выводы,

- развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воображение;

- развитие мелкой моторики, развитие артику ляционного аппарата;

Мы будем учиться слушать друг друга и разговаривать, стремясь друг друга понять. Мы

- Мы продолжаем наше пу тешествие и оказываемся в стране Воспоминаний, встретившись в

которой путешественники беседуют, вспоминая, в каких странах они побывали, что у знали

- Мы побывали в стране Текстов. ( На доске поворачивае тся карточка ТЕКСТ )

- Что же вы можете рассказать об этой стране ? (Дети дают определение текста ).

(состоит из предложений, связаны по смыслу, текст имеет или может иметь заголовок,

- Вот перед вами 4 текста. Скажите и докажите я права или нет.

Работать будем в парах. Цифру, которая стоит около текста, обведите красной ручкой.

1 текст – набор предложений не связанных по см ыслу.

2 текст – состоит из предложений связанных по смыс лу, нет заголовка.

Заголовок – это не просто слова: эти слова всему голова.

Найдите основную мысль текста – это и б у дет заголовок. (Скоро весна. Идет весна.)

3 текст – состоит из предложений связанных по смыс лу, но есть и лишни е предложения.

Подчеркните лишние. Прочитайте полу чившийся текст. Озаглавьте его. (Весной на полях.)

Прочитайте подчеркнутые предложения. Это текст? (да, предложения связаны по смыс лу)

4 текст – есть заголовок, но нет предложений, есть набор слов.

Март – первый месяц весны. Я учусь в школе. Около ручья растут незабудки.

Проходит долгая зима. Прибавились дни. Ярче стали солнечные лу чи, и сильно

греет в полдень. Потемнела белая пелена снега, почернели дороги. Вода

показалась на улицах. Уже март на исходе и апрель на дворе. Возвращаются

Солнце просушило землю. На поля выехал первый трактор. На проталинах

показалась зеленая трава. Он пахал землю. Летят домой с юга птицы. На шум

машины прилетело много грачей. В скверах, парках много людей. Они с мело

ходили по свежей земле. Птицы собирали и пое дали червей. Как хорошо сидеть

в парке стоял снеговик никто не обращал на него внимания только птицы

изредка садились на его шляпу или на тр у бку из угольных глаз снеговика

потекли крупные черные сле зы теперь все позабыли про снеговика идет весна

Слова связаны по смыслу – это предложение, а предложения связаны по смыслу – это текст,

- Перед вами стихотворение Корнея Ивановича Чу ковского, т олько вот в чем беда осталась

только одна точка. Помогите восстановить стихотворение.

Работа выполняется на карточке. Зачитываем с выражением всё стихотворение .

- Помогите определить из группы слов предложение. Докажите и запишите его в тетрадь.

Для каждого ученика своя карточка с четырьмя группами слов, среди которых н у жно найти

предложения. Дети подчеркивают предложения, ставят точку в конце, доказывают свой

выбор и записывают в тетрадь, на обратной стороне записан правильный вариант.

- В повествовательном предложении голос резко понижается на слове, которое является

главным по смыслу. Главное по смыслу слово может быть и в середине, и в начале

предложения, а значит и голос должен понижаться в начале, в середине или в конце

- Найди и прочитай слова, на которые падает логическое ударение.

В вопросительном предложении голос резко повышается на том слове, в котором содержится

вопрос. Таким вопросительным словом может быть любое слово в предложении, в

- Правильно прочитайте побудительные предложения и определите, где выражается призыв,

приказ или просьба. Побеждает команда , допустившая меньше ошибок.

- Перед вами шнуровка, соберите и объясните смыс л пословиц.

Переверните шнуровку и проверьте правильность выполненной работы.

- Ребята , на доске записаны предложения. Только я их не очень понимаю. Помогите мне.

Мы знаем, что предложение – это основная единица речи, которая выражае т законченн у ю

- В этих предложениях не правильно подобраны предлоги.

• Слова связаны по смыслу и по определенным правилам, пишу тся друг от друга

• Первое слово всегда пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.

В 3 - х ч. / под ред. Р.И. Лалаевой. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

2. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Развитие связной речи – М.: Гном, 201 1.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие для 4 классе по теме "Предлоги". Данный конспект соответствует требованиям ФГОС.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ 4-ГО КЛАССА.

Тема: Предлоги.

Цель: формирование представления о смысловом значении предлогов как отдельного слова.

Коррекционная: устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами;

Развивающая: развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов;

Образовательная:

работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;

Воспитательная:

формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

УУД (метапредметные):

регулятивные: учатся осуществлять контроль за своей деятельностью; учатся принимать и сохранять учебную задачу; осознают важность приобретения знаний; оценивают процесс и результаты;

познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, структуру знания; формируется умение воспроизводить текст; формируется умение извлекать необходимую информацию из объяснения учителя;

коммуникативные: формируется умение полно и грамотно выражать свои мысли, соблюдать нормы речевого общения, выступать перед сверстниками;

Оборудование: Карточки с заданиями, ручки , тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГ.МОМЕНТ. (приветствие, проверка готовности детей к занятию)

Пальчиковая гимнастика(развитие мелкой моторики) :

Паучок ходил по ветке (Руки скрещены . Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью , а затем по плечу другой руки.)
А за ним ходили детки.(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять. ("Паучки" ползают по голове.)

Для чего служат предлоги?

Правило

Предлоги служат для связи слов в предложении.

- Как пишутся предлоги со словами?

Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.

- С какой частью речи никогда не употребляются предлоги. (с глаголами)

- Предлог – это ….( Предлог – это часть речи, которая пишется раздельно с другими словами и служит для связи слов в предложении).

- Какие предлоги не могут быть приставками? (к, для, кроме)
- Приставка – это … (часть слова).
- Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? (к о за, к от)

3. Письмо по памяти.

Схема работы письма по памяти:
А) Самостоятельное запоминание;
Б) рассказывание друг другу;
В) при закрытом тексте записать в тетрадь;
Г) при открытом тексте само- или взаимопроверка.

Зависело б (от)мыла -

Веснушки я б(от)мыла.
- Какие орфограммы пропущены?
- Раскройте скобки и объясните.
- Чтение хором с орфографическим проговариванием.
- Запись текста по памяти.
- Самопроверка.

4.РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

А) Вставь пропущенные предлоги .

Лосьон … комаров.

Состав … выведения пятен.

Таблетки … кашля.

Крем … чистки обуви.

Капли … бессонницы.

Сделать … неделю.

Стоять …стола.

Прийти . . .другу.

Ходить …дома.

Отказаться ….нездоровья.

Говорить … погоде

Говорить … поводу похода

Б) Из данных слов составьте словосочетание и предложение.

Книга, стол, лежит (на, в, за, под, у, перед)

В) Прочитайте словосочетания , запишите в тетрадь раскрывая скобки:

(до)ехал (до)б. рёзы

(по)бежал (по)д. ревне

(про)читал (про) город

(от)мёл (от)комн. ты

(на)кричал (на)с. баку

(пере)бежал (перед)м. шиной.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Развитие пространственных представлений.

Г) Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

5. Развитие фонематического слуха.

Написать слитно или раздельно предлоги и приставки. Приставки обозначить графически.

(В) ходим (в) зал; (во) шел (во) двор; (по) плыли (по) реке; пароход (от) чалил (от) пристани; лодку (от) толкнули (от) берега; (до) води начатое дело (до) конца; (по) плыл (по) волнам; (до) плыли (до) знакомого села; (по) бежали (по) оврагу; (на) правился (на) стадион.

Читайте также: