Конспект логопедического занятия цирк

Обновлено: 16.05.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида МДОУ № 31

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему:

Выполнила: Лучкина Л.С. (учитель-логопед)

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему:

Лексическая тема: Цирк, цирковые профессии.

Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

- продолжать учить образовывать существительные, обозначающие название профессий;

- закреплять навыки образования женского рода имен существительных от существительных мужского рода;

- закреплять умение определять наличие и место звука [р] в словах;

- закреплять навыки образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; - обучать умению составлять предложения по сюжетным картинкам и отвечать на вопросы полным предложением;

- совершенствовать умение координировать речь и движения;

- развивать мыслительную деятельность;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, голос.

- развивать речевое дыхание;

- совершенствовать фонематический слух;

- развивать навык звукового и слогового анализа;

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, воображение;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

- воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

- костюм фокусницы (цилиндр, плащ, перчатки, волшебная палочка);

- картинки для артикуляционной гимнастики;

- предметные картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова; схемы слов, три корзинки;

- магнитная доска, предметные картинки с изображениями животных;

- волшебная коробка с предметами со звуком [р] большого и маленького размера;

Предварительная работа:

I. Вводная часть. ( дети под музыку входят в зал и встают полукругом)

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь. /Здравствуйте !/

Логопед: Обратите внимание, как много здесь воздушных шариков. Они яркие, красивые. Посмотрите, один шарик взлетел вверх, этот шарик не простой –

На ниточке у него письмо

Интересно от кого?

Нет здесь адреса на нем?

Давайте посмотрим, что же в нем?

Логопед открывает письмо:

Артисты цирка приглашают,

Видеть нас, с вами желают!

Будет скоро представление,

Нам с вами на удивление!

Логопед: Ну что, отправимся на представление в цирк? /да/ Вспомним названия цирковых артистов, сами станем участниками циркового представления, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].

II.Основная часть. Беседа о цирке.

Логопед: - Что такое цирк? /ответы детей/ -Чем в цирке занимаются артисты? -Как называется сцена, где выступают артисты цирка? -А какой она формы? А как по - другому называют арену цирка? /манеж/

В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? - Какой бывает цирк?

Логопед: - Давайте расскажем и покажем, что мы еще знаем о цирке.

Цирк-шапито

Это сказочный сверкающий шатёр. ( показывают круг руками).

А в центре шатра расстелен ковер, ( присаживаются, имитируют как расстилают ковёр).

Мимо пройти не захочет никто, (встают, показывают отрицательный жест рукой).

Все приглашаются в цирк-шапито. (показывают пригласительный жест руками)

Это пестрые летящие мячи, (имитация движений руками)
Это гнущие подковы силачи. (имитация движений руками)

Это смелые под куполом прыжки, (прыжки)

Это громкие и звонкие хлопки. (хлопки руками)

Это лошадки танцующие вприсядку, (ставят руки на пояс, приседают).

И собачки решающие задачку. (пальцы у висков, изображают мыслительную деятельность).

Всем здесь весело, всем интересно. (разводя руки, полуповорачиваются вправо-влево).

Занимайте, пожалуйста, место. (показывают на стульчики).

Логопед: Вижу, что вы много знаете о цирке и, наверное, быстро отгадаете мою загадку, и узнаете, в кого из цирковых артистов я сейчас превращусь:

Вот человек на арене стоит,

Всех людей он вмиг удивит.

Может он кролика из цилиндра достать,

А еще может он шпаги глотать. (Фокусник.)

Логопед: - Верно, это фокусник. А как мы назовем женщину, работающую по этой профессии? (фокусница). Итак, я превращаюсь в фокусницу (логопед надевает атрибуты фокусницы: цилиндр, перчатки, плащ).(звучит музыка превращения)

Логопед: - Теперь пора отправляться в путь! А на чём же мы можем добраться до цирка? (ответы детей)

Логопед: - Верно, на этом транспорте мы доедем до цирка, но так как я сегодня настоящая фокусница, то и транспорт я вам предложу необычный. Мы полетим до цирка на волшебном ковре самолёте.

Аутотренинг. Развитие речевого дыхания.

Логопед: - Приглашаю вас всех занять места на ковре-самолете. Закройте глаза. Начинается полет. (Звучит музыка.)

Ковёр поднимает нас всё выше и выше, мы пролетаем над домами, детскими садами и площадками, воздух становится прохладным и свежим. Давай подышим этим воздухом.

Положите руку на живот: вдох – наш животик надувается, как воздушный шар, выдох – шарик сдувается. Еще раз медленно: вдох – выдох. Наконец, ковёр-самолёт стал снижаться и вот мы уже на земле.

Развитие мимики.

Логопед: - Цирк – это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке зрители испытывают много эмоций. Давайте их изобразим. ( они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются и мечтают хоть немного попробовать себя в роли циркового артиста).

Развитие артикуляционной моторики. (дети под музыку встают у своих стульчиков)

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед: Ну вот мы и в цирке, посмотрите, кто же нас здесь встречает?

Логопед: - Что за хохот? Что за крик?

Обезьянка показала язык.
Очень редко языки
Так бывают велики!

Логопед: - Давайте представим, что наш язычок стал артистом цирка, и сейчас он будет выполнять разные упражнения, а помогать ему будут наши руки.

1. Цирк по улице идет,

2.Цирковое представленье

3. Хоботок слоненок тянет,

4. А спортсменка-акробатка

5.Мишка едет по канату!

6. На качели гимнасты сели,

7. Выполнив удачный трюк,

8.В стороне Жонглер стоит

9. А клоун всех нас рассмешит,

10. В цирке очень весело

Развитие словаря и фонематического слуха. (дети садятся на стульчики)

Логопед: - Пока не началось представление, я хочу предложить вам вспомнить цирковые профессии. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

- Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

- Мячи искусно ловит он – этот циркач зовётся (жонглёр).

- Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

- Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

- Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

- Палочкой помашет – тигры пляшут.
Нахмурит лицо – тигр прыгнет в кольцо.
Он что, повелитель? Нет, это. (укротитель)

- Летает, но не птица. Высоты не боится.
Под куполом вращается, на землю возвращается (воздушный гимнаст)

-Назовите цирковых артистов со звуком [р]. (жонглёр, акробат, укротитель).

Логопед: — Представление начинается. Посмотрите на арене цирка дрессированный попугай! Он может копировать многих животных.

Ну-ка не зевайте за попугаем эхом повторяйте.

Логопед: - Как вы думаете, какое животное могло произносить этот звук?

( тигр, тигренок, лев…). А что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим этот звук? Какой это звук? Молодцы, а теперь продолжим.

Попугай: РА – ра – ра БРЫ – бры – бры!

ру - РУ –– ру ор-ор, ор-ор-ор

ры – ры - РЫ ар-ар-ар, ар-ар

Логопед: - Молодцы ребята, у вас это хорошо получается!

Автоматизация звука [р] в словах. Развитие звукового анализа.

Логопед:— А представление в это время продолжается. Перед нами выступают умные собачки. Они по команде перекладывают разноцветные мячи в три корзинки. Командой для них служит картинка. Первая корзинка для картинок, где звук Р в начале слова, вторая — для картинок, где звук Р – в середине, а в третью – звук Р в конце слова. Давайте мы им поможем.
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает картинки в нужную корзинку).

Логопед: - Аты-баты, аты-баты – выступают акробаты (демонстрируется картинка с акробатической пирамидой). Этот номер называется акробатическая пирамида.

Логопед: - А мы с вами сейчас поможем зверятам – акробатам построить пирамиду, только она будет не совсем обычная, слоговая. Внизу 4 места, значит, здесь будут стоять звери, названия которых из 4х слогов (черепаха, обезьяна, антилопа, гиппопотам). Выше 3 места, значит здесь будут звери, названия которых из 3 слогов и т.д. (дикобраз, носорог, крокодил). Ещё выше 2 места (жираф, зебра ), 1 (рысь). (Дети стоят перед доской, подходят по очереди, выбирают и прикрепляют по одной картинке).

Логопед: - А сейчас я объявляю антракт.

( дети под музыку выполняют комплекс логоритмической гимнастики).

В веселом цирке мы в гостях.
Жонглер бросает шарики.

И клоун зрителей смешит,

Смешит больших и маленьких.

Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.

Силач старается поднять
Стальные гири новые.

Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело.

А мы мороженое едим

И хлопаем под песенку. (дети выполняют движения согласно тексту и садятся на стульчики).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: - Представление продолжается. Когда фокусница на арену выходит, то разные чудеса происходят.

Логопед: -Ребята, я буду показывать фокусы, а вы будете мне помогать, большие предметы в маленькие превращать:

Раз, два, три, четыре, пять

Дружно мы руками хлопнем - раз, два, три

И ногами бойко топнем - раз, два, три

По коробке постучим - раз, два, три

Что в коробке поглядим!

(карандаш - карандашик, паровоз – паровозик, груша-грушка, ракушка – ракушечка, крокодил – крокодильчик, корова – коровка, зебра – зеброчка и т.д .)

Игра “Жонглеры”

Номер с превращением слов и жонглированием мячей.

Логопед: - -Сейчас на арену выйдет жонглер, и будет мячами жонглировать он. -Ребята, давайте поможем жонглеру, ведь жонглировать мячами очень трудно. Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч.

Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы возвращая мне мяч, заменяете первый звук в слове на звук [р]. Слова: Мак – рак, нога - , кот - , мука - , хобот - , забота - , танец - , мычать - , поза - , Тома - , пугать - .

Логопед: На арену цирка выходит клоун. Как вы думаете, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка). Клоун смешит в цирке детей, вот и вас он тоже хочет рассмешить. Послушай, правильно ли он говорит и исправьте, если нужно ошибки.

– Прыжок совершил леопарда.

– Сахар ест мартышку.

– Коробка сидит в кобре.

– Обруч прыгает через тигра.

–Шары несут клоуна.

– Шар надувает Рому.

- Мяч играет с носорогом.

- Торт несет жирафа.

- Морковь грызёт кролика.

- Лесенка идет по барсуку.

- Рубашка стирает енота.

(Ребенок исправляет деформированные предложения, выделяя в словах звук [р]).

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Логопед: - Заключительный номер программы – дрессированные звери. Посмотрим, чему же научил зверей дрессировщик Роман.

(Показ слайдов, составление предложений)

- Что делает медведь? (Медведь крутит обруч.)

- Чему научил Роман медведя? (Роман научил медведя крутить обруч.)

- Что делает мартышка? (Мартышка идёт по канату.)

- Чему научил Роман мартышку? (Роман научил мартышку ходить по канату.)

- Где спрятался кролик? (Кролик спрятался в шляпе.)

- Чему научил Роман кролика? (Роман научил кролика прятаться в шляпе.)

- Что делает дикобраз? (Дикобраз взбирается по лесенке).

- Чему научил Роман дикобраза? (Роман научил дикобраза взбираться по лесенке.)

- Что делает тигр? (Тигр прыгает через обруч).

- Чему научил Роман тигра? (Роман научил тигра прыгать через обруч.)

- Что делает носорог? (Носорог бросает (крутит) мяч).

- Чему научил Роман носорога? (Роман научил носорога бросать мяч).

- На чем катается попугай? (Попугай катается на роликах).

- Чему научил Роман попугая? (Роман научил попугая кататься на роликах.)

Прощание с цирком.

Логопед:- Представление окончено,

Пора прощаться нам,

Давайте все похлопаем

Веселым циркачам. (Аплодисменты.)

Логопед:- Ой, чуть не забыла!

Самый главный фокус не пропустите!

Теперь они слетели.

Девочки и мальчики

Взяли в руки шарики,

Друг на друга поглядели

И все разом полетели.

III. Заключительная часть.

Логопед: - Ну, вот мы и оказались в детском саду. Понравилось вам в цирке? Какими цирковыми артистами вы хотели бы стать?

-Каких животных хотели бы дрессировать? (дети под музыку уходят из зала).

- развивать мимику, артикуляционную и мелкую моторику; внимание, память,
мышление.

4. Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятия;

- положительный эмоциональный настрой, самоконтроль за речью, активность в течение всего занятия;
5. Здоровьесберегающие:

- соблюдать правильную посадку;

- соблюдать режим охраны зрения;

- чередовать статические и динамические задания;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Логопед: Поздоровайся с гостями. Доброе утро всем!

  • Послушай загадку, попытайтесь отгадать и ответить, что это?

«Это сказочный сверкающий шатер,

Это кольцами играющий жонглер,

Это пестрые летящие мячи,

Это гнущие подковы силачи,

Это лошади танцующие вальс,

  • Правильно, мы сегодня отправимся в цирк на представление. (Слайд 1 - цирк)
  • Но сначала мы сделаем гимнастику для язычка.
  1. - На цирковой арене нас будут встречать веселые артисты, а мы будем широко улыбаться им.
  1. - А сейчас наш язычок превратится в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

С тобой в цирке побываем, За фокусами понаблюдаем, Но и сами мы с усами, Фокусы покажем сами.

  1. - После нас будут приветствовать цирковые лошадки. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Рот пошире открывай, На гармошке поиграй.

6 .- А ещё в цирке будет играть оркестр и барабанщики.

Барабанщик очень занят, д-д-Д, д-д-Д,

Барабанщик барабанит, д-д-Д, д- д-Д,

Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д.

- На чем можно ехать в цирк? ( на машине, автобусе)

- Сейчас заведем моторчик и поедем в цирк.

Сенсорные - дорожки. (разные виды круп, нитки)

Заводит моторчик - мотор рычит р- р- р. (по звуковой дорожке ведёт пальчиком и произносит звук Р-р-р.)

Характеристика звука [Р].Анализ артикуляции: ( по карточкам)

- Какой звук ты сейчас произносил? (Р) -Что делают губы? (губы улыбаются) -Что делают зубы?( зубы разомкнуты)

Что делает язычок? (поднимается к бугоркам за верхние зубы и дрожит)

«Чтобы четко говорить

Надо с пальцами дружить.

1,2,3,4,5 -буду с мячиком играть:

  • Вот мы и в цирке, (звучит музыка ). Представление начинается.

1)Автоматизация звука в слогах:

  • Нас встречает клоун Рома, (игрушка ) (слайд - клоун с воздушными шарами).
  • Он продаёт воздушные шары, но чтобы их купить, нужно прочитать слоги на воздушных шарах.

(ра, ро. ру, ры, ар, ор,ур, ыр)

  • Кра (цифра 3), бры (цифра 2), дро (цифра 4), тру (цифра 5), кры (цифра 3)
  • Молодец! Ты хорошо умеешь рычать.

Автоматизация в словах:

Он может из большого предмета сделать маленький. Поможем ему.

Большое ведро, а маленькое - ведёрко

--Фокусник ещё может из одного предмета сделать много: Один помидор - много помидоров, одна ромашка - много ромашек, один арбуз - много арбузов, одна ракета - много ракет, один друг-много друзей, одна ворона - много ворон

-А сейчас выступает клоун Рома (слайд- клоун)

Автоматизация в предложениях:

-А что делает клоун в цирке? (всех смешит). Послушай, правильно ли он говорит и исправь его ошибки.

--Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова) -Сахар грызёт Иру. ( Ира грызёт сахар) -Дорога едет по грузовику. ( Грузовик едет по дороге) -Градусник несёт врача. (Врач несёт градусник) -Забор красит Рому. (Рома красит забор)

А ещё у клоуна Ромы есть скороговорки. Давай расскажем их: -Очень рад баран: у барана барабан. -У сороки и вороны в сковородке макароны.

- У Егора огород, там морковка и горох, в огороде у Федоры: огурцы и помидоры. -Трое трубачей в трубы трубят.

Правой рукой зажать нос, левой рукой взять правое ухо. Хлопнуть в ладоши и поменять: левой рукой зажать нос, а правой рукой левое ухо. Хлопнуть и поменять.

Глазами поведи вокруг-

Перед тобой арены круг.

На арену вниз смотри-

Там борцы - богатыри.

Вверх глаза подняли –

Влево, вправо посмотрели:

Как качают их качели.

11) Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающих названия профессий.

-В цирке играет цирковой оркестр, (слайд)

  • Какие музыкальные инструменты есть в оркестре. Посмотри внимательно и назови только те инструменты, в названиях которых есть звук [р]: труба, барабан, пианино, гитара, бубен, гармошка.
  • Молодец! Правильно назвала инструменты!

-Как называется человек, который играет на гитаре? Отвечай полным ответом. (На гитаре играет гитарист).

-- Кто играет на барабане?(На барабане играет барабанщик).

  • Кто играет на гармошке? (На гармошке играет гармонист).
  • Кто играет на трубе? (На трубе играет трубач)

12) Развитие звукового анализа.

  • А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный тигр, (слайд)
  • Тигр должен забраться на одну из трех тумб. Если звук [ Р] в слове находится в начале слова, заберется на первую тумбу, если звук [ Р] в середине слова- на вторую тумбу, если звук [ Р] в конце слова- на третью тумбу.

Логопед показывает картинки: помидор, рысь, забор, морковь, рубашка, груша…

13) Автоматизация в предложениях, (мнемотехника)

Логопед: -Вот и подходит к концу наше путешествие в цирк. Давай расскажем, кто выступал в цирке.

14) Итог занятия.

-Понравилось ли тебе в цирке? Кто больше всего понравился?

-Клоун Рома прощается с тобой. Давай сделаем ему подарок. (улыбка клоуна)

-Молодец, ты очень хорошо справился со всеми заданиями! Клоун Рома приготовил угощение – конфетка.

C:\Users\User1\Desktop\фото занятия\20180205_102823.jpg

C:\Users\User1\Desktop\фото занятия\20180205_102553.jpg

C:\Users\User1\Desktop\фото занятия\20180205_103008.jpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през.


Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология логопедического (лицевого) массажа. В конспе.



Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: - автоматизация звука [л] в слогах и словах-.


Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи.


Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи.

Этап: автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.

- закреплять знания о механизме образования звука [р];

- закрепить умение определять наличие и места звука [р] в словах.

- уточнить акустико-артикуляционный образ звука [р] ;

- развивать артикуляционную, мелкую моторику;

- развивать голос, дыхание;

- упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях;

- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий;

- продолжать учить составлять предложения по опорным словам;

- развивать восприятие, память;

- формировать интерес к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно - вибрационный и акустический контроль.

магнитофонная запись (цирковой оркестр).

Ход занятия:

1. Организационный момент: создание эмоционально-положительного настроя, доброжелательной обстановки.

Логопед. Прежде, чем мы начнём занятие, вспомните правило, которое мы всегда помним и не забываем:

- Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим, никогда мы не спешим.

Логопед. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать. Слушайте

- Приходить туда мы рады утром, вечером и днём,

Тигры, клоун, акробаты выступают в доме том.

Логопед. Как вы думаете, что это? (Цирк). Правильно, ребята, вы отгадали эту загадку. Это цирк.

- Сегодня нас ждёт интересное, увлекательное представление в цирке и встреча с нашим знакомым звуком [р]. Для начала мы сделаем речевую зарядку.

3. Анализ артикуляции:

Логопед. Давайте проверим, правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук [р].

- В каком положении губы? (В улыбке).

- Открыт или закрыт рот? (Приоткрыт).

- Где находится кончик языка? (Поднимается к бугоркам за верхними зубами и дрожит).

- Сильная или слабая воздушная струя? (Сильная, она заставляет дрожать кончик языка).

Логопед. Молодцы! Вспомнили, как правильно нужно произносить звук [р]. А теперь с правильной артикуляцией произнесите его. Индивидуальная работа с Юлей.

4. Характеристика звука:

Логопед. Вспомните какой звук [р]? (Согласный).

- Правильно, согласный, потому что язычок создаёт преграду воздуху.

- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Назовите мягкий звук [Р].

-Звонкий или глухой? (Звонкий).

5. Развитие мелкой моторики:

Логопед. Перед вами на столе лежат разрезные картинки. Возьмите их. Когда вы их соберёте, то узнаете, на каком транспорте мы поедем в цирк. Давайте собирайте быстрее, чтобы поскорее узнать, на чём же мы отправимся в цирк. Работа детей.

- На каком транспорте мы поедем в цирк? (На автобусе).

Какой звук произносится, когда вы заводите мотор? (Р-Р-Р.)

6. Закрепление произношения звука в изолированном виде:

Индивидуальная работа с детьми.

7. Закрепление произношения звука в слогах:

- Хотите проверить? (Да. Хотим).

- Возьмите карточки с цифрами и по очереди показывайте их собачкам. Собачки

- Вот какие молодцы, собачки. Давайте мы им похлопаем.

- А теперь вы будете произносить слоги столько раз, сколько показывает цифра.

- Буду показывать карточки с цифрами и называть разные слоги, а вы их произносить. Будьте внимательны.

- Слог ТРА. Показываю цифру 4. Сколько раз надо произнести слог ТРА? (4).

- Слог ДРУ. Показываю цифру 3. Произнесите.

- Слог БРО. Показываю цифру 1.

- Слог РАР. Показываю цифру 5.

- Слог РУР. Показываю цифру 2.

- Произнесите слог ТРА вместе.

Логопед.

- Да, в слогах звук [р] произносить сложно. Но вы неплохо справились с этим заданием. Очень старались.

- А теперь мы немного отдохнём. Вставайте. Вы как фокусники будете превращать большие предметы в маленькие. Давайте попробуем.

- Кому брошу мяч, тот и называет маленький предмет. (Оценка речи детей в ходе игры).

- Понравилась игра? (Да).

9. Развитие фонематического слуха:

Логопед. Во время представления громко играет цирковой оркестр.

- Назовите музыкальные инструменты, в названии которых есть звук [Р] : флейта, барабан, гитара, балалайка, труба, пианино, тромбон, гармошка, рояль.

- Вы правильно выбрали инструменты. Но кто же на них играет?

- Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик).

- На трубе? (Трубач). На гармошке? (Гармонист). На гитаре? (Гитарист).

10. Развитие звукового анализа:

Логопед. Представление продолжается. На арену выходит Львёнок Рыжик. Рыжик умеет определять положение звука [р] в словах: в начале, в середине, в конце.

- Юля, ты будешь выполнять роль Рыжика, а ты Филипп - роль дрессировщика.

Ты будешь показывать картинку, а Рыжик будет определять на каком месте находится звук [р]. Если звук [р] в начале слова Рыжик встанет на первую тумбу, если в середине - на вторую, а если в конце слова - на третью тумбу.

- Теперь поменяйтесь ролями.

- Дрессировщица показывай картинку Рыжику, произнеси слово так, чтобы узнать, где находится звук [р].

Индивидуальная работа с Филиппом.

10. Закрепление произношения звука в предложениях:

Логопед. На арене выступает дрессированный тюлень.

- С какими предметами он выступает? (Тюлень выступает с разноцветными кольцами).

- Теперь выберете по 2 кольца.

- Юля, назови свои картинки.

- А у тебя Филипп, что нарисовано на картинках?

11. Закрепление звука в самостоятельной речи:

Логопед. Представление заканчивается. Артисты выходят на арену, чтобы попрощаться с вами. Им понравилось, как вы произносили звук [р] в слогах, словах и предложениях. Они дарят за вашу работу подарки. Эти шары.

- Тебе, Юля, оранжевый, Филиппу - красный.

- Теперь вместе с артистами порадуемся и произнесём весё лые чистоговорки:

Ра-Ра-Ра - радуется детвора!

Ры-Ры-Ры - шары в руках у детворы.

Ру-Ру-Ру - в цирке тигры, кенгуру,

Ра-Ра-Ра - до свидания, детвора!

Ра-Ра-Ра - артистам отдыхать пора.

12. Итог занятия :

- Вам понравились весёлые чистоговорки? (Да).

- Я перепишу их в ваши тетради, и вы поупражняетесь в произношении звука [р] в этих чистоговорках. Придумайте дома по 3 слова, чтобы в этих словах звук находился в одном слове - в начале, во 2-ом - в середине, а в 3-ем - в конце. Молодцы. Хорошо занимались.

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы (звуки С-З): 1. Развитие внимания, памяти, мышления. 2. Совершенствование фонематического слуха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка логопедического занятия направлена на дифференциацию звуков С-Ш в словах и фразах с учащимися ОВЗ 1 класса.

Данная методическая разработка логопедического занятия направлена на дифференциацию звуков С-Ш в словах и фразах с учащимися ОВЗ 1 класса.

Данную разработку занятия могут практиковать в своей деятельности учителя-логопеды, дефектологи и учителя начальных классов. А также, материал может быть использован родителями, для развития речи своих детей.

Тема: Дифференциация звуков [с – ш] в словах и фразах.

Форма работы: индивидуальное занятие.

Цель: совершенствование речевой стороны, посредствам различения звуков [с – ш] в словах и фразах.

уточнить артикуляционный уклад и закрепить кинестетический образ (ощущения положения органов артикуляции) звуков [с] и [ш];

совершенствовать движения артику­ляционного аппарата;

развивать элементарный фонематический анализ (учить различать звуки [с] и [ш] на слух в слогах, словах и предложениях);

закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш] в словах и фразах различной слоговой структуры, рифмованных текстах;

обогатить и активизировать речевую практику детей;

расширить и уточнить словарный запас детей по темам "Цирк".

создать благоприятный микроклимат на занятии;

учить снимать умственное напряжение через активизацию мелкой, общей моторики и при использовании дыхательной зарядки .

развивать слуховое, зрительное внимание и память;

развивать мимику, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику;

формировать каллиграфические умения.

Воспитательные:

воспитывать стремление овладеть правильной речью;

воспитывать внимание к обращенной речи;

развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия.

1.Орг. момент: Презентация, слайд №1,2.

(Гостей и ученика встречает логопед в костюме клоуна Стёпы).

Цирк, цирк, цирк-
Это сказочный, сверкающий шатер.
Цирк, цирк, цирк-
Это кольцами играющий жонглер.
Это тигров полосатых рев
Это музыка и свет прожекторов!

Клоун: Здравствуйте, мои друзья.

Не узнали вы меня?

Клоун Стёпа вас встречает.
Клоун Стёпа гостей забавляет!

Приглашаю вас на цирковое представление.

(Обращаясь к ученику)

- Как ты думаешь, Богдан, зачем люди ходят в цирк? Назови артистов цирка. Сегодня мы вместе с артистами цирка будем выполнять интересные, увлекательные задания.

2.Повторение. Уточнение артикуляционного уклада звуков [с], [ш].

Клоун: Произнесем волшебные слова:

«Закрой глаза и повернись.

-Внимание! Внимание! Представление начинается!

2.1.Мимическая гимнастика.

Клоун: Ну-ка, милые друзья. Делайте все как я!

(Дети выполняют мимическую гимнастику вместе с клоуном).

-Из данного набора составь рожицы, которые мы изображали (Выдаётся игровой набор ребёнку).

2.2. Артикуляционная гимнастика.

Клоун: А сейчас выступают необыкновенные артисты – веселые животные!

Мы вместе с ними выполним гимнастику для языка.

На арене цирка – забавные обезьянки! Презентация, слайд №3.

-У обезьянок за щекой банан (Поочередный упор языка в щеки)

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику вместе с клоуном).

2.3.Характеристика звуков. Презентация, слайд №4.

Клоун: Посмотри, Богдан, кто нас поджидает у входа в цирковой шатёр?

Отвёт ученика: буквы.

Правильно. Это наши друзья – шипелочка и свистелочка. Эти звуки из одной семейки из какой? Какие это звуки?

Ответ ученика: Это согласные звуки.

Клоун: Почему их называют согласными?

Ответ ученика: При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает преграду.

Клоун: У всех согласных разный характер. Звуки добрые-мягкие и сердитые-твёрдые. Подбери фишки согласно характеру звука [с].

Ответ ученика: звук [с] бывает твердый и мягкий.

Клоун: Какой характер у звука[ш]?

Ответ ученика: звук [ш] всегда твёрдый.

Клоун: Молодцы! Сегодня на занятии мы будем учиться произносить и различать твердые согласные звуки [с] и [ш] в словах и предложениях.

2.4.Произнесение звуков, выработка речевого выдоха. Презентация, слайд №5.

Клоун: Гимнаст Бегемот приготовил для нас задание. Презентация, слайд №6.

-Посмотри на схему. Угадай, где какой звук? Произнеси. Молодец!

Ответ ученика: Это звук [ш] и звук [с].

Клоун: Выполним гимнастическое упражнение на доске. Проведём шарик по лабиринту с протяжным произношением звука [с] – как насос. Вдох через нос в живот, выдох – С. На остановках повторный вдох.

(Ученик выполняет.)

Клоун: Проведём шарик по лабиринту с протяжным произношением звука [ш]. Вдох через нос в живот, выдох – Ш – как шина шипит. На остановках повторный вдох.

(Ученик выполняет.)

2.5.Обозначение звука буквами.

Клоун: посмотри ещё раз на лабиринт и найди буквы, которыми обозначаются звуки [с] и [ш]. (Ученик показывает). Презентация, слайд № 7.

- Уберём теперь лишние кубики. Это письменные буквы. Обведи буквы карандашом шариком вниз.

Презентация, слайд № 8.

Задание от Стёпы: а теперь моё задание. Найди шары с буквой С и нарисуй от них нитку к левой руке. От шаров с буквой Ш – к правой руке. (Работа по карточке из приложения 1).

3. Основная часть. Дифференциация звуков в словах и фразах. 3.1.Логоритмическая разминка.

Презентация, слайд № 9.

Клоун: Посмотрите на арене цирка веселый попугай!
Итак, Богдан, ты не зевай,
За попугаем повторяй:

Ша-ша-ша-в лесу два шалаша

Шу-шу-шу-я стою и не дышу.

Са-са-са-прилетела к нам оса.

Сы-сы-сы-не боимся мы осы.

Вдруг откуда не возьмись

А в руке его горит

3.2. Дифференциация звуков в словах. Презентация, слайд №10.

Нужно помочь ей развешать картинки на верёвки. На одной верёвке развешаем слова со звуком Ш, на другой – со звуком С.

(Установить на доску-основу штыри, закрепить резинки, прищёпками ученик прикрепляет предметные картинки на резинки).

Клоун: Назови картинки, в названии которых есть звук [Ш] и звук [С].

Ответ ученика: Ш – груша, кошка, карандаш, крыша, пшеница.

С – пылесос, весы, кастрюля, градусник, коляска.

Клоун: Определи место звука в слове. На соответствующий кубик помести фишку, определяя место звука: начало, середина и конец слова. Слова: свитер, пылесос, груша, карандаш.

(Работа по игровому набору).

Клоун: Молодец! Наша собачка умеет сочинять короткие стишки – рифмы. Например: сок-шок. Шок – это такой шоколад. Что изменилось?

Ответ ученика: С-Ш

Клоун: А теперь и ты попробуй! Я назову слово, а ты подбери, пару изменяя букву.

Ответ ученика: сок-шок, кашка-каска, миска-мишка.

Клоун: А вот и мой друг - клоун Лом, он жонглёр. Лом перемешал все буквы и у него получились странные слова. Послушай и определи, что не так.

(Звучит звукозапись). Презентация, слайд №13.

Какие буквы должны быть в словах? (Работа по карточке из приложения 2). Запиши нужные буквы. (Выполнение задания). Проверим вместе. (Слова на слайде презентации).

Физкультминутка. Презентация, слайд № 14.

Клоун: На арене цирка грациозные лошадки.

Грациозные лошадки
Вы по кругу пошагайте (ходьба вокруг себя)
Ноги выше поднимайте! (ходьба с высоким подниманием колена)
А теперь быстрей, быстрей,
Поскакали веселей! (галоп на месте).

3.3. Закрепление правильного произношения звуков во фразе.

Презентация, слайд №15.

Клоун: А вот и фокусник творящий чудеса! Из волшебного цилиндра он достанет… Что? Презентация, слайд №16.

Ответ ученика: шапка.

Клоун: Какая она по цвету: синяя. Скажи полным ответом.

Ответ ученика: Синяя шапка.

Клоун: Следующая картинка, какой шкаф по размеру широкий.

(На экране слайда по очереди появляются картинки: шапка синяя).

3.4. Работа с предложениями. Презентация, слайд №17.

Клоун: Цирковая программа продолжается. Выступление дрессированных животных с акробатами. И вот на арене лиса. Предлагаю тебе восстановить слова во фразе и правильно записать недостающий слог. Я буду читать начало, а ты последнее слово. Оно выделено жирным текстом.

(Выполнение задания по карточке из приложения 3).
III. Итог Презентация, слайд №18.

Клоун: Наше представление закончилось. Пора сказать друг другу до свидания!

А теперь, произнесем волшебные слова:

«Закрой глаза и повернись.

Клоун: расскажи, где мы были? Кого мы видели? Какие звуки были вместе с нами? Не забывай правильно их произносить! И от клоуна Стёпы тебе сюрприз – воздушный шарик! Обязательно приходи ещё раз в цирк!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое логопедическое занятие на тему: "Автоматизация звука [ р]: "Мы идем сегодня в цирк".

Конспект открытого занятия

учителя-логопеда

Ситниковой М.н.

Цель: автоматизация звука [ р] в словах и чистоговорках.

Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, и чистоговорках.

Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.

Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, составления картинки из частей, слов из букв, составлением чистоговорки из слов.

Создание ситуации успеха.

Стимулирование речевой активности.

Оборудование: пуговицы, презентация по теме занятия, 2 цветных листа и 2 игрушечных автомобиля, речевой профиль и картинки для характеристики звука, картинки с изображением артистов цирка, крупное изображение жонглёра, нарисованные мячи с буквами, картинка хищного зверя, 3 картиноки с тумбами, разрезная картинка с изображением жонглера, 2 раскраски

Ход занятия:

Организационный момент - психогимнастика.

- Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день, и вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я вам улыбнулась, а вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохнете. И еще раз - вдох и выдох. Молодцы!

- Я хочу начать наше занятие с пожелания.

Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Ответы детей.

II. Прослушивание образца правильной речи

- Послушайте стихотворение - загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

Задание к тексту:

О чем идет речь? О цирке.

Скажите, над произношением какого звука мы работали на прошлом занятии? [р]

Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько пуговиц, сколько слов со звуком [р] услышите. 8

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

III Объявление темы занятия

- Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору? Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых артистов, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].

IV. Логопедическая зарядка

Общее расслабление

- Давайте приготовимся к поездке в цирк. Давайте представим, как будто мы с вами цирковые артисты-силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться. Расслабьте все тело.

Самомассаж лица и шеи.

- Мы расслабили с вами тело, руки и ноги, а сейчас надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Уголками губ мы щечки подниманием

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручейком стекаем

- Хорошо, ребята, мы расслабили мышцы лица и шеи

Развитие мимики

- В цирке зрители испытывают много эмоций. Давайте мы с вами тоже изобразим эти эмоции: смех, удивление, иногда грусть и даже сердитость, но чаще всего зрители радуются.

- Итак, мы изобразили эмоции, которые могут испытывать люди во время циркового представления.

Артикуляционная гимнастика

- В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.

Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

Представим на цирковой арене фокусника.

С вами в цирке побываем,

За фокусами понаблюдаем,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем сами.

А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-

А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь - прокачу!

Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.

Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

- Вот мы и вспомнили некоторые цирковые номера и заодно подготовили наши язычки к работе на занятии.

V. Произнесение изолированного звука [р]

- Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Возьмите листок с изображением дороги и машинку. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу:

Поставьте автомобиль в крайний правый нижний угол листа. Едем в верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в верхний левый угол, в центр листа. Заглушили моторы. Вот мы и приехали.

VI. Характеристика звука [р]

- Давайте дадим характеристику звуку [р]. Возьмите зеркала и положите руку на горлышко. Произнесите звук Р. Посмотрите на профиль артикуляции звука – кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Давайте сделаем вывод: звук Р – согласный, звонкий, твердый.

- Итак, мы дали характеристику звуку Р.

VII. Автоматизация звука [р] в словах

Развитие слухового внимания и кратковременной памяти

- Вот мы и в цирке.

Звучит марш.

- Откуда же льётся музыка? Кто это играет? Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр? Это оркестр.

Сейчас мы будем учиться не только слушать, но и запоминать услышанное. Давайте представим, что мы оркестр. Я буду пропевать мелодию, а должны ее повторить:

Читайте также: