Конспект логопедического занятия 2 класс мягкий знак

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Проблема учащихся: нарушены дифференциация звуков по твердости-мягкости, обозначение мягкости согласных на письме.

Нарушение: дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания.

Образовательные:

Закрепление представлений учащихся о твердых и мягких согласных

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в словах

Закрепление навыка обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака

Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти

Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза

Развитие орфографической зоркости

Развитие логического мышления в ходе разгадывания загадок

Развитие межполушарного взаимодействия в процессе динамической паузы

Расширение словарного запаса за счет образования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Развитие умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы

Воспитательные:

Воспитание самоконтроля при выполнении определенных учебных действий.

Формирование положительной мотивации к занятиям.

Совершенствование навыков общения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы занятия: индивидуальная, фронтальная работа

Используемые технологии: 1.Технология на основе деятельностного подхода.

2. Здоровьесберегающие технологии

3. Информационно-коммуникативные технологии

4. Технология поэтапного формирования умственных действий

Планируемые результаты.

учиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь;

учиться выполнять звукобуквенный анализ слов;

учиться писать слова, словосочетания, используя прием комментирования;

учиться правильно оформлять письменные задания, следуя инструкции учителя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

выполнять последовательность необходимых операций;

развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причины

Познавательные УУД:

развивать логическое мышление;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии,

на основе анализа изучаемого материала делать выводы

Коммуникативные УУД:

высказывать свою мысль, уметь доказать ее в устной речи;

развивать умение слушать и понимать других

проявлять интерес к процессу обучения;

развивать способность адекватно относиться к своему успеху и неуспеху в учении;

уметь работать самостоятельно и в команде;

уметь выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога.

Ход занятия.

I. Организационный этап. Приветствие, положительный настрой на занятие

II этап. Актуализация знаний. Постановка цели занятия.

-Послушайте предложение, все ли вам в нем понравится?

Дети учились танцевать полку.

Исправьте предложение. Какое слово вы заменили? Почему? Сравните слова полка и полька. Что изменилось при произнесении этого слова? Как на письме показать, что согласный звук стал произноситься мягко?

-Мягкий знак-это звук или буква?

-На какую согласную влияет мягкий знак: ту, которая стоит перед ним или после него?

-Где в слове может стоять мягкий знак: в начале, в середине или в конце?

-Почему он не может стоять в начале слова?

-Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

III этап. Обобщение и систематизация знаний

Учитель, медведь, школьник, пальто, альбом, школьница, тетрадь, учительница.

Записать в тетради только те слова, которые имеют отношение к школе.

Загадки: -Без головы, а в шляпе, одна нога и та без сапога (Гвоздь)

-Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен, поднимают (Якорь)

-Это что же за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (Ель)

-Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели и хвалили? (Картофель)

-Кто в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна? (Медведь)

-Белый гвоздь на крыше растет, солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)

-Летом папа наш принес в белом ящике мороз, и теперь мороз седой с нами летом и зимой, бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (Холодильник)

IV этап Динамическая пауза.

Предметные картинки на слайдах: туфли, фонарь, морковь, лодка, улитка, цепь, лимон, крыльцо, соль, моряк, клюква, календарь

V этап. Применение знаний и умений в самостоятельной работе

Саша –Сашенька береза- березонька белый -беленький

Лиза - кухня – красный -

Миша - лиса – желтый -

Даша - киска – толстый -

Маша - рука – узкий -

Катя - нога - чистый –

Петя - рыба - сладкий –

А теперь поменяемся с соседом тетрадями и попробуем отыскать ошибки, исправлять их можно простым карандашом

Источник:1С:Образование 4. Школа. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки) –Повторяем способы обозначения мягкости согласных на письме

VI этап. Рефлексия (подведение итогов логопедического занятия)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Логопедическое занятие с группой 2 класса Стойкие нарушения чтения и письма, обусловленные ЗПР, ОНР.

Учитель логопед: Курских Н.В.

Цели: 1.Закрепить представление о том, что Ь знак является показателем мягкости согласного.

2. На основе практических упражнений закрепить правило написания разделительного Ь в словах.

3. Развитие слухового внимания.

4.Развитие четкости артикуляции и выразительного чтения.

5.Совершенствование координации движений и развитие интегрирования обоих полушарий мозга.

1.Сядет тот, кто правильно заменит в конце слова твердый согласный на мягкий: стал, брат, ел, лез, любит, мел, угол, вес.

Что общего во всех словах? (Мягкий согласный на конце слова.)

Что надо писать во всех получившихся словах?

Что обозначает здесь Ь знак?

2. На доске написаны слова: Какая буква потерялась? (Разделительный Ь)

«Слова собрал я здесь не зря: деревья, листья и скамья,

Колосья, братья и семья --

Что в них за правило, друзья?

Вывод: В этих словах надо писать разделительный Ь знак.

4.Давайте вспомним, перед какими буквами пишется разделительный Ь знак?

А для этого прочитаем стихотворение.

Карточка. Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в словах стою, друзья.

Здесь моя семья, жильё—

Перед какими же буквами пишется разделительный Ь знак? Назовите в этом стихотворении слова с разделительным Ь знаком? Перед какими буквами он стоит? Давайте еще раз выразительно прочитаем это стихотворение. (Отработка четкости артикуляции).

5. На доске: Чтение слогов хором и по цепочке.

ля-лья пя-пья ня-нья

лю-лью пю-пью ню-нью

ли-льи пи-пьи ни-ньи

ле-лье пе-пье не-нье

лё-льё пё-пьё нё-ньё

вью, вья, вье, вьи, вьё Произнесите эти сочетания без Ь знака.

бью, бья, бье, бьи, бьё,

чью, чья, чье, чьи, чьё

6.Запись этих слогов в тетради под диктовку. Слоги диктуются с Ь и без.

Проверка записи. (Дети читают по цепочке.)

Встаньте прямо, голова по средней линии тела.

Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги, которое двигается навстречу. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. (Упражнение делается медленно, 4-8 повторов. Улучшает учебные навыки чтения, письма, усвоения информации., интегрирует работу обоих полушарий мозга, развивает координацию движений.)

8. Поднимите руку, если в слове нужно писать разделительный Ь знак.

Логопед диктует слова: хлопья, пламя, лисьи, варенье, прополю, полью, наварю, волчьи, соловей, соловьи, колосья, заячьи.

9.Под диктовку записать слова во множественном числе: перо, крыло, дерево, платье, муравей, воробей, пальто. (При проверке обращаем внимание, что слово пальто не изменяется.) Подчеркните Ь одной чертой, а букву, перед которой он стоит, двумя.

Цель: Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме.

- закреплять знания о смягчении согласных при помощи гласных е,ё,ю,я,и;

- закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова;

- работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза;

- обогащать словарный запас;

- развивать грамматический строй речи.

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать артикуляционную моторику.

- воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, карточки с текстом

Ход занятия.

1. Организационный момент

Мы пришли сюда учится

Не лениться, а трудиться.

Основная часть. 1. Повторение пройденного материала.

Логопед : давайте вспомним какие гласные звуки смягчают согласные : и, ё, е, ю, я.

2. Знакомство с темой занятия.

Но для смягчения согласных в алфавите есть еще одна буква. Может быть кто- вспомнит её.

Послушайте стихотворение о белочке.

Белка хвостик изогнула,

У пенечка отдохнула

Распушила хвост, да так –

Стала словно мягкий знак. (вывешивается буква ь)

3. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.

Логопед : вспомните, есть ли у мягкого знака звук. Нет. Но он также важен, как и остальные буквы. чтобы в этом убедится, послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?

Сказка о мягком знаке.

Жили – были буквы – гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Например: вставали друг за другом буквы С,А,Н,И и можно было прочесть слово – САНИ, а становились буквы К,О,Н,И и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

Давайте ответим на вопрос, который я поставила перед вами перед тем, как прочитать сказку: для чего нужен Ь?

4. Закрепление знаний о мягком знаке при смягчении согласных на конце слова.

Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова при написании.

Угол – уголь, брат – брать, ел – ель, мел – мель

Логопед : согласный в конце слова звучит мягко потому, что его смягчает мягкий знак.

Как произносится согласный, если в конце слова после него стоит Ь.

4. Измените слова так, чтобы в конце появился мягкий знак. Нужно чтобы много слова стали обозначать один предмет.

Рыси, звери, гуси, кони, гости, метели, голуби, караси, олени.

6. Прописать букву ь.

7. Записать слова, подчеркнуть согласную, которую смягчает ь.

Сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь.

Если слово без мягкого знака – хлопнули в ладоши, если слово с мягким знаком – подпрыгнули.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

Вставь где это необходимо ь.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар…. Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

10. Развитие грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными.

Логопед : мы с вами пойдем в магазин покупать посуду. При покупке мы будем пользоваться цифрами, но только теми, в названии которых есть ь. какие это цифры: пять, шесть, семь, восемь, девять и десять.

Дети выбирают предмет посуды, составляют предложение, согласовывая числительное с существительным.

Например: Я купила в магазине пять ножей. Мама купила семь тарелок. Бабушка купила десять стаканов.

11. Итог занятия. Какую буквы мы вспомнили. Имеет ли мягкий знак звук. Для чего служит мягкий знак. Как произносится согласный, если в конце слова после него стоит ь.

Оценка работы учащихся.

Сказка о мягком знаке.

Жили – были буквы – гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Например: вставали друг за другом буквы С,А,Н,И и можно было прочесть слово – САНИ, а становились буквы К,О,Н,И и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

Давайте ответим на вопрос, который я поставила перед вами перед тем, как прочитать сказку: для чего нужен Ь?

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел… .Плот сел на мел… .

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Первым сядет тот, кто ответит на вопрос:

– Какое время года сейчас? (Зима)

– Называем приметы зимы и садимся (мороз, много снега, метель)

– Подул сильный ветер, закружил снежинки в воздухе, а на снежинках слоги. Расставьте их в правильном порядке, чтобы получились слова.

Слайд 2 Слайд 3

– Назовите слова, которые вы собрали. (Сосулька, коньки, метель)

– Что общего в названии этих слов? (во всех словах есть мягкий знак)

– Для чего нужен мягкий знак?

– Назовите согласные, которые смягчает мягкий знак.

– Где находится мягкий знак?

– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?

– Какова цель нашего занятия?

2. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового учебного материала

Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

– На улице мороз, разомнемся, согреемся.

Кинезиологические упражнения

Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй! ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь

Речевая зарядка

– Молодцы, размяли тело, а теперь разомнем наш язычок. Запомните и повторите.

Аль-уль-ель-ыль поль-толь-коль-воль
Омь-умь-емь-ямь топь-тупь-тапь-тыпь
Узь-ызь-азь-язь варь-ворь-вурь-вырь
Ель-ель-ель – разукрасили мы ель
Тель-тель-тель ох, и разыгралась же метель
Ки-ки-ки быстро нас несут коньки

Развитие фонематического анализа

– Я загадала картинку в названии, которой 5 звуков, 6 букв (коньки);

– В названии этой картинки 7 звуков, 8 букв (сосулька)

– В названии этой картинки 5 звуков, 6 букв (метель)

– Я загадала картинку в названии, которой 3 звука, 4 буквы

– В названии данной картинки 3 звука и 3 буквы

– Какая картинка лишняя, почему?

3. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний и умений)

Основная задача этапа: создать условия для формирования умения различать на слух твердые и мягкие фонемы, для развития слогового анализа и синтеза

– Почему в словах: КОНЬКИ, СОСУЛЬКА, МЕТЕЛЬ, КОНЬ звуков меньше, чем букв?

– Почему в слове: ЕЛЬ равное количество звуков и букв?

Сделаем вывод: Слайд 7

– Мягкий знак не дает звук, он только смягчает впереди стоящую согласную. В словах он пишется в середине и конце слова

– Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

– Назовите согласные, которые смягчает ь

– Где находится мягкий знак?

– Измените, названия месяцев так, чтобы мягкий знак был в середине слова. В помощь вам слово ДЕНЬ

– В названии, какого месяца мягкий знак исчез? Почему?

4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

Основная задача этапа: закреплять навыки правописания слов с мягким согласным в середине слова, устранять пробелы в развитии слогового анализа и синтеза, развивать функции словообразования

Развитие слогового анализа

– Делим слова на слоги, записываем в тетради (ДЕКАБРЬ, ДЕКАБРЬСКИЕ, ЯНВАРЬ, ЯНВАРСКИЕ, ФЕВРАЛЬ, ФЕВРАЛЬСКИЕ)

– Назовите слова, в которых 2 слога: (декабрь, январь, февраль)

– Назовите слова, в которых 3 слога: ( )

– Назовите слова, в которых 4 слога: (декабрьские, январские, февральские)

– Какое слово лишнее (январские), почему?

– Назовите слова, в которых мягкий знак в середине слова: (декабрьские, февральские).

– Закрепление правила: При делении на слоги и переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ней буквы.

Развитие слогового синтеза

– Подул сильный ветер, и слоги в словах перемешал, соберите из слогов слова.

– Какое время года, напомнили вам эти слова? (Весна)

– Назовите, весенние месяцы. (Март, апрель, май)

– Назовите согласную, которую, смягчает мягкий знак. (Апрель ЛЬ)

– Весна, волшебное время года. Мы с вами тоже будем волшебниками.

Игра с мячом

– Вставь мягкий знак в конец слова

Спрячь мягкий знак в середине слова

  • хорек –
  • конёк –
  • уголек
  • пенек –
  • окунек –
  • василек –

5. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная дидактическая задача этапа: закрепить полученные знания на уроке

Загадки

Теплый длинный, длинный день
В полдень крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос.
Дозревает земляника,
Что, за месяц, подскажи-ка?

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?

Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки:
Сливы, яблоки и груши
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он последний месяц лета,
Осень рядом, близко где-то.

– Вспомните летние месяцы. В названии, каких месяцев есть мягкий знак? Назовите согласные, которые он смягчает

Работа над словосочетанием

– Из данных слов составьте словосочетание, вставьте пропущенный мягкий знак.

  • июн_ полден_
  • июл_ ноч_
  • сила ливен_
  • грибы дожд_

Работа над предложением

– У каждого из вас на парте листочек. На листочке написана пословица, но вот беда слова склеились. Определите сколько слов в предложении. Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.

СЕНТЯБРЬКРАСНОЕЛЕТОПРОВОЖАЕТ,ОСЕНЬЗОЛОТУЮВСТРЕЧАЕТ
ОКТЯБРЬЗЕМЛЮПОКРОЕТ,ГДЕЛИСТКОМ,ГДЕСНЕГОМ
НЕСКОВАТЬРЕКУЗИМЕБЕЗНОЯБРЯ-КУЗНЕЦА
ОСЕНЬПОГОДВОСЕМЬ

– Назовите, осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Назовите согласные, которые смягчает ь. Измените, слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.

6 этап. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

– На протяжении всего занятия мы с вами вспоминали названия месяцев. Дома вам нужно расшифровать словосочетания. Цифра указывает порядковый номер месяца в году.

Д/з 2 метель, 4 капель, 6 полдень, 7 ливень, 9 день, 10 дождь, 11 слякоть, 12 оттепель.

– Это словосочетание? (Нет, слова не связаны по смыслу). Измените, первое слово так, чтобы получилось словосочетание

7. Этап рефлексивно-оценочный

Основная задача этапа: подвести итог деятельности, осуществить самооценку своих результатов.

Мягкий знак служит для обозначения твердости согласных __________

Мягкий знак пишется в середине слова и в конце слова _____________

В году 13 месяцев ______

В году 4 времени года и 12 месяцев _______

Я узнал для себя сегодня новое _______

Мне было интересно ________

– Я благодарю вас за работу, в каждом углу нашего кабинета спрятаны призы, найдете, если правильно прочитаете карту.

Читайте также: