Цветовая гамма конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Занятие рассчитано на 2 занятия – 4 академических часа.

Автор: Московец ирина Вячеславовна

педагог дополнительного образования

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: рисование по представлению

Метод: объяснительно-иллюстративный

Приемы: педагогический показ, сравнение

Цель: Познакомить детей с тёплыми и холодными цветами и их оттенками, повторить основные и составные цвета сектора.

Задачи:

- ознакомить детей с классификацией цвета, с основными цветовыми группами: теплого и холодного оттенка;

- формировать умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета;

- научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в живописи.

- развивать внимание, память, точность движений, связную речь.

- развивать изобразительные способности, творческое пространственное воображение

- воспитать интерес к изобразительному искусству,

- расширить представления об окружающем мире.

Необходимое оснащение занятия:

- баночка для воды,

- заготовки – листы формата (А1) с разлинованными полосками (для выполнения упражнения по растяжки цвета)

- шаблоны различных видов кувшинов.

Ход занятия.

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем, какого цвета

- Прослушав это стихотворение, подумайте и скажите, о чем мы с вами будем сегодня на занятии разговаривать? (ответы детей: о цвете)

-Сегодня, мы с вами поговорим о тайне цвета. Мы сегодня с вами выясним - какие цвета относятся к тёплым, а какие к холодным.

Существует три основных цвета.

– Какие кто мне их назовёт? (красный, жёлтый, синий)

И почему они являются основными? (Их нельзя получить путем смешивания, поэтому они называются основными.)

Правильно они называются основными потому что их нельзя получить путем смешивания. Остальные цвета можно получить путем смешивания основных цветов в разных соотношениях, и делятся они на составные и производные.

Составные цвета – оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных.

Производные цвета - получают путем смешивания основных и составных цветов.

Для начала рассмотрим цветовой спектр….

- Как вы думаете, где можно встретить цветовой спектр в природе? (радуга.)

- А кто знает, сколько цветов в радуге? Назовите их.

В радуге 7 цветов. Если в цветовой спектр добавить цвета, то можно получить цветовой круг. Давайте его рассмотрим.

Все эти цветовые комбинации - основные, составные, производные цвета – элементарный цветовой круг.

Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета.

Как вы думаете, какие цвета можно назвать теплыми, а какие - холодными? Почему?

- Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей, например:

- Ребята, давайте представим себе летнее солнышко. Оно нас греет, и нам тепло.

- Каким цветом мы рисуем солнышко? (жёлтым) Значит жёлтый цвет – тёплый!

- А теперь представим костёр или огонь. Он тоже греет. А каким мы цветом изображаем костёр или огонь? (оранжевый, красный) значит красный и оранжевый тоже тёплые цвета!

- А вот если мы представим, что промокли под дождём, нам холодно.

Каким цветом изображают капли дождя или тучу? (синий, фиолетовый) Значит синий, фиолетовый холодные цвета

Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме.

А цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.

На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.

Ребята а как же зелёный цвет? К какому его можно отнести к тёплому или холодному?

Зеленый может быть теплым и холодным (если в нем больше желтого добавить он будет тёплым а если синего то холодным, точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка.

Плавный переход от одного цвета к другому называют цветовой растяжкой. Сегодня мы будем выполнять упражнение тональную растяжку одного цвета, которая выполняется одной краской. Цветовые переливы лежат в основе большинства живописных картин.

Тональная (иногда называют - тоновая) растяжка - это разбивка одного цвета на несколько тонов, например, от самого светлого тона до самого тёмного или до натурального цвета. Такое упражнение помогает прочувствовать тон цвета и его оттенки. Давайте поучимся делать тональную растяжку с холодным (синим) цветом.

Физкультминука:

Дождик, дождик, лей да лей.

(на ладошке пальцами показывают капли дождя)

Мокрых капель не жалей.

Мы в ладоши хлопаем

(хлопают в ладоши)

Мы ногами топаем.

Вышло солнышко опять и

дети все идут рисовать.

Дети продолжают выполнять упражнение.

Упражнение для детей:

Для начала я для вас приготовила листы, которые поделены на полоски, у каждого из вас будет по 7 полосок. Начнем с синего!

В ячейку палитры выложим много синей краски, так же выполняем первую полосу этим цветом. Далее добавим на кончике кисти белый. Хорошо размешаем. Полученным цветом закрасим следующую полосу. Далее в эту массу добавим еще немного белого и опять закрасим следующую часть. Таким образом, постепенно добавляя белую краску в эту ячейку мы будем закрашивать все части первого листа. Сейчас наглядно видно как изменяется тональность синего цвета.


Растяжка (синего цвета).

После выполнения упражнения выполняем первую часть основной работы на формате А4. Дети выбирают один из вариантов шаблонов кувшина, и располагая его по центру листа переводят. После чего делят вазу на три плоскости по форме кувшина и выполняют тональную растяжку на кувшине при помощи холодного синего цвета.

Теперь давайте рассмотрим наши кувшины.

Мы с вами при помощи тона и цвета выполнили предмет в объёме. У нас есть тень, это самая тёмная полоса. Также свет, где самая светлая полоса. И по середине это полутень. Если нам смягчить границы между цветами то мы увидим объём предмета, хотя изображён кувшин на плоском листе бумаги. Это у нас игра света, таким образом мы можем узнать с какой стороны у нас расположена лампочка и падает свет.

Второе занятие

- Сегодня мы продолжаем изучать тёплые и холодные цвета и их оттенки.

- Назовите мне три основных цвета. (красный, синий, жёлтый)

-И почему они являются основными? (Их нельзя получить путем смешивания, поэтому они называются основными.)

- Кроме основных, на какие ещё два вида делятся цвета. (составные и производные)

Правильно! Составные цвета это – оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных, а производные цвета - получают путем смешивания основных и составных цветов.

- Какие цвета можно назвать теплыми, а какие - холодными? Почему?

(все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме а цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.)

Как называется плавный переход от одного цвета к другому? (цветовой растяжкой.)

Какого цвета мы делали растяжку на прошлом занятии? (синего - холодного цвета)

Правильно! На прошлом занятии мы выполняли растяжку синего цвета, и после выполнили данное упражнение на наших кувшинах, тем самым наглядно увидели, что при помощи тона можно показать объём на предмете, не смотря на то что он изображён на плоском листе бумаги!

Также рассмотрели, что на любом предмете есть свет, тень и полутень!


Растяжка (жёлтого цвета)


Растяжка (красного цвета)

Сегодня нам нужно выполнить фон за кувшином, и мы будем выполнять его в теплых тонах. Но прежде чем выполнить фон, необходимо сделать также упражнение на растяжку тёплых тонов. Но выполним растяжку от красного к жёлтому. Также рассмотрим растяжку красного и жёлтого цвета.

Посмотрите на красный цвет. Если мы будем добавлять в него белый цвет, то какой у нас получится при смешивании этих цветов? (розовый) Правильно! Чем больше мы будем добавлять белого в красный цвет, тем светлее он получится. И рассмотрим жёлтый цвет при смешивании с белой краской. Какой получается цвет? (светло жёлтый) Правильно! А теперь нам нужно смешать жёлтый и красный и посмотрим как цвет будет манятся.


Растяжка (красного и жёлтого цвета)

Упражнение для детей:

Для начала я раздам вам листы, которые поделены также на полоски, у каждого из вас будет по 7 полосок. Начнем с красного!

В ячейку палитры выложим много красной краски, так же выполняем первую полосу этим цветом. Далее добавим на кончике кисти жёлтый. Хорошо размешаем. Полученным цветом закрасим следующую полосу. Далее в эту массу добавим еще немного жёлтого и опять закрасим следующую часть. Таким образом, постепенно добавляя жёлтую краску в эту ячейку, мы будем закрашивать все части полосок, а последняя у нас будет выполнена в жёлтый цвет, с баночки не смешивая уже не с каким другим цветом.

Сейчас наглядно видно как изменяется цвета. Какой цвет у нас получился при смешивании жёлтого и красного цвета? (оранжевый)

- Он относится к тёплому оттенку? (да)


Физкультминутка:

Дождик, дождик, лей да лей.

(на ладошке пальцами показывают капли дождя)

Мокрых капель не жалей.

Мы в ладоши хлопаем

(хлопают в ладоши)

Мы ногами топаем.

Вышло солнышко опять и

дети все идут рисовать.

Дети продолжают выполнять упражнение.

После выполнения упражнения выполняем фон. Делим его на геометрические плоскости и закрашиваем их в тёплых тонах которые мы рассмотрели ранее. Одинаковые цвета теплого оттенка не должны располагается рядом друг с другом! Дети выполняют фон на своей работе.

- Молодцы! Все справились.

(костёр, снеговик, снежинка, солнце, небо, дождь, аленький цветочек, вода, золотая рыбка, осенний лист)

- Молодцы, ребята. А теперь можете убирать рабочие места и быть свободными.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЦВЕТ В ЖиВОПИСИ 6 класс.

Преподаватель: Киселева Елена Михайловна

Цели деятельности учителя

Ознакомление с особенностями цвета, оттенков и тона; развитие чувства цвета, умений и навыков по нахождению дополнительных цветов и оттенков; привитие аккуратности при работе красками; о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников;

Формирование новых умений

Планируемые
образовательные

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия цвет, насыщенность, основные цвета ; сравнивать объекты по заданным критериям, , анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности цвета, выполнять изображения используя возможности цвета.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

Наглядно-демонстрационный материал

Цветовой круг; Репродукция картины З.К. Церетели. Цветы. Масло. Картины импрессионистов.

Основные понятия и термины

Цвет, насыщенность цвета, цветовой круг, контрастные цвета, родственные цвета, основные цвета.

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

(универсальные учебные действия)

I. Организационный

с постановкой проблемы

Осмысливают цель урока.

Регулятивные: определяют

цель и проблему в учебной деятельности.

проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их

II. Изучение нового материала

– Перед вами цветовой круг Цыет – это дитя света.

Как вы помните из курса начальной школы, цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок , называют основными. Это — красный, желтый и синий цвета. На ил. 47 они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник .

Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. На нашем примере они находятся также в треугольниках, но дальше от центра. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и других цветов.

Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным у такого красного будет желто-зеленый.

Ребята получают представление о цветах.

понятия цвет, основные цвета, дополнительные цвета и т.д.

Учатся Работать с цветовыи кругом.

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают

Продолжение табл.

Цветовой круг обычно делят на две части — теплую и холодную.

Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня , того, что в природе действительно дает тепло .

Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом.

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота .Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.
Цветовой тон
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д.

Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.
Насыщенность цвета
Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета (ил. 66).

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

проявляют познавательную активность

III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Создание двух рисунков состояния природы, используя теплую и холодную гамму.

Делят лист пополам, делают два рисунка в карандаше. После гуашью используя две разные гаммы делают рисунки мазками.

Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы.

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Выполняют задания по выбору. Ищут свои пути решения учебной задачи

осознают свои интересы и цели

IV. Итоги урока.

Оценка понимания основных понятий и умения отличать их. Индивидуальная работа с результатами учеников.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Вид урока по форме проведения: комбинированный, нетрадиционный с элементами игры.

Форма организации деятельности обучающихся: совместно-индивидуальная, групповая.

  1. Организационный этап.
  2. Вводный рассказ о цвете.
  3. Просмотр видео “Цветоведение” (Приложение 2)
  4. Выполнение заданий № 1 “Виды цветов” , № 2 “Качества цвета” (Приложение 1).
  5. Рассказ про 3 основных цвета.
  6. Просмотр видео “Три основных цвета” (Приложение 2).
  7. Выполнение практического задания № 3 “Смешение цветов” (Приложение 1).
  8. Вывод и рассказ про составные цвета.
  9. Просмотр видео “Цвет (про радугу)” (Приложение 2).
  10. Выполнение задания № 4 “Цвета радуги” (Приложение 1).
  11. Рассказ про цветовой круг.
  12. Просмотр видео “Цветовой круг” (Приложение 2).
  13. Рассказ про тёплые, холодные, нейтральные цвета.
  14. Выполнение задания № 5 “Цветовой круг” (Приложение 1).
  15. Рассказ про влияние цвета на характер человека.
  16. Выполнение задания № 6 “Влияние цвета на нервную систему человека” (Приложение 1).
  17. Рассказ про выбор цвета в интерьере.
  18. Просмотр Слайд-шоу “Цвет в интерьере” (Приложение 2).
  19. Подведение итогов (Приложение 1).
  20. Рефлексия (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Вводный рассказ о цвете.

В повседневной жизни нас окружают миллионы цветовых оттенков. Первое, на что мы реагируем, входя в незнакомое помещение, оказываясь в толпе прохожих или разглядывая рекламу, - это цвет. Цветовая гамма может поражать, успокаивать или очаровывать. Каждый из цветовых оттенков способен вызвать присущие только ему эмоции и психические состояния. Большинство людей ничего не знают о цветоведении - науке, с помощью которой можно создавать эффектные сочетания. Мы часто сталкиваемся с трудностью в подборе цвета деталей одежды, аксессуаров, украшений для дома, отделки помещений. Сколько цветов мы знаем? Давайте попробуем их вспомнить. Должно получиться не менее шести цветов. Именно столько содержится в самом простом наборе красок и карандашей: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный. Но наверняка, можно назвать и больше, и получить их можно, смешивая краски. В природе множество цветов и оттенков. Их гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. И, чтобы не запутаться в этом богатстве, люди придумали классификацию цветов.

3. Просмотр видео “Цветоведение” (Приложение 2).

4. Выполнение заданий № 1 “Виды цветов”, № 2 “Качества цвета” (Приложение 1).

5. Рассказ про 3 основных цвета.

Какая краска вам нравится больше всего? А есть ли краска самая главная, основная? А если бы вас попросили нарисовать яркое зрелище, например, цирк и разрешили взять только три краски, какие бы вы выбрали? Среди хроматических цветов выделяют три основных цвета: красный, желтый, синий. Их называют основными, потому что их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получаем дополнительные (составные) цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый и т.д. — бесчисленное множество. Например, зелёный цвет может быть изумрудным, а может быть “травяным”. Обычно оба этих цвета мы называем “зелёным”. Смешивание красного и желтого дает нам оранжевый, красного и синего - фиолетовый, синего и желтого - зеленый. Оранжевый, зеленый, фиолетовый - группа составных цветов. Перед тем, как выполнить практическую работу по смешению цветов, просмотрим видео.

6. Просмотр видео “Три основных цвета” (Приложение 2).

7. Выполнение практического задания № 3 “Смешение цветов” (Приложение 1).

Вывод: Итак, у нас получилось 6 цветов: 3 составных и 3 основных – это те цвета, которые составляют радугу. Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. Исключение составляет Голубой цвет, который не является составным, так как получается смешиванием (основного) синего с белым.

Наверное, вам приходилось наблюдать, как, упираясь одним концом в мокрое поле, другим в лесистый холм, горит радуга на фоне уходящей тучи. Семицветная красавица обязана своим появлением капелькам воды в воздухе: белый солнечный луч, преломляясь в них, образует так называемый солнечный спектр, в котором мы различаем красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи. В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет.

Прикрепить изображение радуги на доску.

8. Просмотр видео “Цвет (про радугу)” (Приложение 2).

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

10. Рассказ про цветовой круг.

Учёные говорят, что человеческий глаз воспринимает цвета индивидуально, в зависимости от того, как освещены предметы и как они отражают этот свет. Весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отраженного света. Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветных лучей, содержащихся в нем, поглощают, а часть отражают. Отраженные лучи дают ощущение цвета предмета. Снег, например, отражает почти все лучи, черная копоть – почти все лучи поглощает. Трава отражает зеленые лучи, лимон – желтые и так далее. Вернемся к трем основным и трем составным цветам. Для удобства эти цвета можно замкнуть в виде кольца, в котором цвета сменяют друг друга. Это и будет - цветовой круг.

11. Просмотр видео “Цветовой круг” (Приложение 2).

Контрастные цвета - Сочетание цветов, лежащих в цветовом круге напротив друг друга: если мы внимательно посмотрим на цветовой круг, то увидим, что напротив синего цвета – оранжевый, напротив красного цвета – зеленый, напротив желтого – фиолетовый. Эти цвета называют – контрастными. Свойство контрастных цветов таково, что красный рядом с зеленым кажется еще краснее, в свою очередь, зеленый – зеленее на фоне красного.

  • Зелёный, тёмно-зелёный, салатовый
  • Красный, тёмно-красный, малиновый
  • Жёлтый, светло-жёлтый, лимонный
  • Синий, тёмно-синий, васильковый
  • Жёлтый, жёлто-зелёный, жёлто-оранжевый
  • Красный, красно-оранжевый, красно-фиолетовый
  • Зелёный, жёлто-зелёный, сине-зелёный
  • Синий, сине-фиолетовый, сине-зелёный

Еще один из способов деления цветов по признакам – деление на теплые и холодные цвета. Само название говорит о том, что при взгляде на теплые цвета мы чувствуем тепло, а при взгляде на холодные – холод. Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня. В цветовом круге они держатся вместе. Также ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета сумерек, цвета зимы, мороза, льда, холодной воды. А как же зеленый, который остался в круге один? Оказывается, зеленый может быть и теплым, и холодным – нейтральный. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого, то зеленый теплый, а если синего, то холодный.

12. Выполнение задания № 5: “Цветовой круг” (Приложение 1).

13. Рассказ о влиянии цвета на человека.

Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т.д. Даже у маленьких детей есть свои любимые цвета: это легко определить по тому, с какими игрушками малыши чаще всего играют. В большинстве случаев - это красный цвет.

Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие "личную цветовую шкалу" как одно из проявлений индивидуальности. Все цвета, окружающие человека, влияют на его нервную систему и работоспособность.

14. Выполнение задания № 6: “Влияние цвета на нервную систему человека” (Приложение 1).

Цвет можно эффективно использовать в отделке помещений для повышения работоспособности, создания условий для отдыха, улучшения настроения. Психологи советуют при выборе одежды, обустройстве квартиры, даже при покупке автомобиля ориентироваться не на сиюминутную моду, а на собственную интуицию. Слишком яркие, кричащие, далёкие от естественных красок цвета утомляют зрение и раздражают нервную систему. Мягкие тона успокаивают, помогают восстановить силы.

Психологи утверждают, что, изменив окружающие Вас цвета, Вы можете существенно улучшить своё самочувствие и собственную жизнь. При обустройстве места, где Вы проводите больше всего времени, используйте стимулирующие тона. Иногда достаточно повесить картину или поставить небольшой красивый предмет дизайна интерьера, цветовое пятно которого позволит Вам зарядиться живительной энергией.

15. Просмотр Слайд-шоу “Цвет в интерьере” (Приложение 2).

Конспект урока для 2 класса учащихся детской школы искусств. На примере цветогого круга рассматриваются различные варианты цветовых гармоний: контрастной и родственной. Также дается описание практической части урока. Конспект поможет в работе как молодому специалисту, так и преподавателю со стажем.

Оценить 390 0

Конспект урока по декоративной композиции на тему:

Цель урока, задачи, используемые технические средства

План оформления классной доски

План – конспект урока по декоративной композиции

во 2 классе МБУДО ДШИ№8.

Преподаватель: Аблязова К.П..

Дата проведения: 23.04.2021

Тема урока: Цветовые гармонии.

Цель урока: Знакомство с законами сочетания цветов, выполнение упражнений

на изучение цветовых гармоний.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Беседа

Задачи урока:

формирование знаний по цветоведению;

знакомство с новыми понятиями, терминами;

формирование умений по составлению цветовой композиции;

развитие художественного восприятия;

развитие творческих способностей.

Методы, используемые на уроке:

Оборудование:

Наглядное пособие к уроку, демонстрирующее цветовые круги разной тональности;

Наглядное пособие, демонстрирующее примеры упражнений выполненных по теме Цветовые гармонии (однотоновая, родственная, контрастная, родственно-контрастная цветовые гармонии);

Мультимедийные слайды по данной теме.

Материалы к уроку:

Для учителя: конспект урока, наглядные пособия, мультимедийный проектор, презентация, разработанная для данной темы.

Для учащихся: лист бумаги с подготовленными карандашными эскизами упражнений, гуашь, палитра, кисти, ёмкость для воды.

Организационный момент – 1 мин.

Изложение нового материала – 26 мин.

Самостоятельная работа учащихся – 12 мин.

Итоги урока – 5 мин.

Примерная схема оформления классной доски.

Я озвучиваю тему сегодняшнего урока, мобилизую внимание учащихся, стараюсь заинтересовать их предстоящей работой.

III. Изложение нового материала.

Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, (одно из самых выразительных средств в искусстве). Первое, на что мы реагируем, входя в незнакомое помещение, оказываясь в толпе прохожих или разглядывая рекламу, - это цвет. Как верно сказал Уолт Дисней, "мы живём в восхитительном мире цвета". Скажите, ребята, у вас есть любимые цвета, какие и почему?

Цветовая гамма может поражать, успокаивать или очаровывать. Было бы скучно жить в мире, в котором отсутствует цвет

Большинство людей ничего не знают о цветоведении - науке, с помощью которой можно создавать эффектные сочетания. Мы часто сталкиваемся с трудностью в подборе цвета деталей одежды, аксессуаров, украшений для дома, пряжи для вязания, кусочков ткани. Все чаще стали прибегать к использованию продуманных цветовых гамм.

Сегодня мы познакомимся с законами сочетания цветов и составим, используя понравившееся сочетание, цветовую композицию.

Все цвета делятся на две основные группы: Одну группу составляют ахроматические (не цветные, т.е. черный белый и все серые (от самого темного до самого светлого), это так называемые нейтральные цвета), К другой группе относятся хроматические цвета. ("хроматос" в переводе с греческого "цвет"). (слайд)

Чтобы понять сложные взаимоотношения в мире цветов и красок, надо прояснить их родственные связи, то есть, кто кем кому приходится. У нас есть три основных цвета, вы их уже знаете (красный, жёлтый, синий).

Основные цвета смешиваются между собой, образуя составной цвет. (Вместе с детьми я повторяю, какие цвета получаются в результате смешивания основных цветов)

Рассмотрим полный цветовой круг. Средняя часть круга самая яркая, цвет насыщенный.

- Как изменяется оттенок цвета к центру и к краю круга?

Это получается за счёт смешивания цвета с ахроматическими цветами, черным и белым.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где тёплые и где холодные цвета. Это разделение условно, к теплым мы относим цвета близкие к цвету солнца, огня, а к холодным, цвета близкие к цвету воды, льда. Но из занятий по живописи вы уже на примере знаете, что многие цвета могут быть как теплыми, так и холодными. (слайд)

Как создать гамму, эстетически привлекательную? Для этого познакомимся с основными цветовыми гармониями.

1-ая Однотоновая цветовая гармония

Используется один цвет в сочетании со всеми его оттенками (слайд)

2-я Контрастная цветовая гармония

Контрастные цвета подчёркивают яркость друг друга. Красный рядом с зелёным становится ещё краснее, а зелёный рядом с красным - зеленее. Когда художник хочет что-нибудь выделить на картине, он использует контрастные цвета.

Это противоположные цвета в круге (слайд)

3-ая Родственная цветовая гармония

Используются смежные цвета, их оттенки, находящиеся в четверти круга (слайды) (Я комментирую каждый из показанных вариантов родственных цветовых сочетаний)

4-ая Родственно-контрастная цветовая гармония

Цвета расположены в соседних четвертях цветового круга (слайд) (Я комментирую варианты родственно-контрастных сочетаний)

Итак, ребята, мы с вами познакомились с 4-мя вариантами цветовых гармоний, теперь мы можем на практике применить свои знания.

Закрепление полученных знаний вопросы по теме:

Сейчас, ребята, я покажу вам несколько фотографий и несколько работ художников, а вы вспомните цветовые гармонии, и скажите, какая цветовая гармония преобладает в каждом изображении (Я показываю слайды с различными изображениями, дети определяют цветовую гармонию каждого)

У каждого из вас есть карандашный эскиз упражнения. Я предлагаю вам из всех гармоний выбрать одну, наиболее вам понравившуюся или ту, которая, по вашему мнению, больше всего подходит к вашему эскизу и выполнить его в этом цветовом сочетании. Не забывайте, что во всех цветовых гармониях вы можете использовать не только чистые цвета, но и цвета разные по тону, то есть один и тот же цвет у вас может быть более светлым и более темным. У нас на стендах есть все варианты цветовых сочетаний и цветовые круги, вы можете по ним ориентироваться в цвете. Сейчас, если у вас нет вопросов, можете начинать работу.

IV. Самостоятельная работа учащихся

Я слежу за ходом работы, помогаю разрешить возникшие в процессе вопросы. Работа может быть продолжена на следующем уроке.

Читайте также: