Конспект лекции по специальной психологии

Обновлено: 20.05.2024

1.Специальная психология (лат. specials – особый) – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами.

Специальная психология является комплексной наукой, включающей в себя ряд самостоятельных отраслей:

ü сурдопсихология – психология лиц с нарушениями слуха;

ü тифлопсихология – психология лиц с нарушениями зрения;

ü олигофренопсихология – психология лиц с нарушением интеллекта;

ü логопсихология и логопедия;

ü психология лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

ü психология лиц с эмоционально-волевыми нарушениями;

ü психология детей с ЗПР;

ü психология детей с социально-обусловленными нарушениями.

Специальная психология решает следующие задачи:

· Комплексное психологическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей, отклоняющихся от нормы;

· Определение качественного своеобразия структуры их нарушений;

· Разработка психологических классификаций различных категорий детей с нарушенным развитием. Обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании и обучении;

· Обоснование принципов организации систем разнообразных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;

· определение путей и средств профилактики возникновения вторичных нарушений психического развития детей.

2. Существуют различные классификации аномалий, но наиболее распространенной является классификация по времени возникновения.

Аномалии делятся на пренатальные (полученные до рождения), натальные (полученные во время рождения), постнатальные (полученные после рождения).

Причины пренатальных нарушений: наследственный фактор, генетический фактор, воздействие на плод вредных механических, химических, температурных влияний, нарушения питания плода, внутриутробная инфекция.

Причины натальных нарушений: родовая, акушерская травмы.

Причины постнатальных нарушений: инфекционные болезни, лекарственные средства, травмы.

3. Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития.

В зависимости от вида аномалии выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии:

ü Дети с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие). Слепые дети страдают полным отсутствием зрения, либо имеют остаточное зрение: от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу. Ослепшие дети – дети, потерявшие зрение, в результате перенесенного заболевания или травмы. В памяти таких детей уже с возраста 3-4 лет сохраняются зрительные образы окружающего мира. Слабовидящие дети – дети, страдающие значительным снижением остроты зрения.

ü Дети с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие). Глухие дети страдают глубоким стойким нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Оглохшие дети – дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление которой проходило на основе нормального слухового восприятия. Слабослышащие дети страдают понижением слуха, в результате чего у них возникает нарушение речи.




ü Дети с нарушениями речи. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому для таких детей существуют специальные детские сады и школы. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе.

ü Дети с эмоционально-волевыми нарушениями. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. Наиболее тяжелые эмоциональные нарушения встречаются при синдроме раннего детского аутизма (РДА); в некоторых случаях эмоциональные нарушения сочетаются с умственной отсталостью или задержкой психического развития. Эмоционально-волевые нарушения характерны также для детей и подростков, больных шизофренией.

ü Дети, имеющие сложные нарушения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению. Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения: - один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы); - оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери); - каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника); - оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома; - два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора. Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.

Лекция 2.Основные категории специальной психологии.

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.,1973

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.

3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М.,1999

Лекция 1. Общее понятие о специальной психологии.

1. Цели и задачи специальной психологии.

2. Причины возникновения отклонений в развитии.

3. Категории детей с отклонениями в развитии.

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1993

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч. в 6 т. т 5. М., 1983

4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990

5. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003

1.Специальная психология (лат. specials – особый) – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами.

Специальная психология является комплексной наукой, включающей в себя ряд самостоятельных отраслей:

ü сурдопсихология – психология лиц с нарушениями слуха;

ü тифлопсихология – психология лиц с нарушениями зрения;

ü олигофренопсихология – психология лиц с нарушением интеллекта;

ü логопсихология и логопедия;

ü психология лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

ü психология лиц с эмоционально-волевыми нарушениями;

ü психология детей с ЗПР;

ü психология детей с социально-обусловленными нарушениями.

Специальная психология решает следующие задачи:

· Комплексное психологическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей, отклоняющихся от нормы;

· Определение качественного своеобразия структуры их нарушений;

· Разработка психологических классификаций различных категорий детей с нарушенным развитием. Обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании и обучении;

· Обоснование принципов организации систем разнообразных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;

· определение путей и средств профилактики возникновения вторичных нарушений психического развития детей.

2. Существуют различные классификации аномалий, но наиболее распространенной является классификация по времени возникновения.

Аномалии делятся на пренатальные (полученные до рождения), натальные (полученные во время рождения), постнатальные (полученные после рождения).

Причины пренатальных нарушений: наследственный фактор, генетический фактор, воздействие на плод вредных механических, химических, температурных влияний, нарушения питания плода, внутриутробная инфекция.

Причины натальных нарушений: родовая, акушерская травмы.

Причины постнатальных нарушений: инфекционные болезни, лекарственные средства, травмы.

3. Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития.

В зависимости от вида аномалии выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии:

ü Дети с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие). Слепые дети страдают полным отсутствием зрения, либо имеют остаточное зрение: от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу. Ослепшие дети – дети, потерявшие зрение, в результате перенесенного заболевания или травмы. В памяти таких детей уже с возраста 3-4 лет сохраняются зрительные образы окружающего мира. Слабовидящие дети – дети, страдающие значительным снижением остроты зрения.

ü Дети с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие). Глухие дети страдают глубоким стойким нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Оглохшие дети – дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление которой проходило на основе нормального слухового восприятия. Слабослышащие дети страдают понижением слуха, в результате чего у них возникает нарушение речи.

ü Дети с нарушениями речи. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому для таких детей существуют специальные детские сады и школы. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе.

ü Дети с эмоционально-волевыми нарушениями. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. Наиболее тяжелые эмоциональные нарушения встречаются при синдроме раннего детского аутизма (РДА); в некоторых случаях эмоциональные нарушения сочетаются с умственной отсталостью или задержкой психического развития. Эмоционально-волевые нарушения характерны также для детей и подростков, больных шизофренией.

ü Дети, имеющие сложные нарушения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению. Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения: - один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы); - оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери); - каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника); - оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома; - два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора. Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.

Читайте также: