Конспект коррекционно развивающего занятия психолога в школе 8 вида

Обновлено: 05.07.2024

Конспект коррекционно-развивающего занятия (7 класс, школа VIII вида)

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

2. Развивать слуховое восприятие.

3. Развивать внимание.

4. Развивать умение детей расслабляться.

Коррекционно-образовательные цели:

1. Расширять объём знаний и представлений об окружающем мире.

2. Расширять лексический запас учащихся.

3. Совершенствовать навыки чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать речевую активность

2. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Карточки, тетради, ручки, запись на доске, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Релаксация.

Учитель предлагает детям релаксационные упражнения (расслабление по контрасту с напряжением):

1. Сжать кисти рук в кулаки – разжать.

2. Поднять руки над головой – уронить.

3. Запрокинуть голову вверх – уронить на грудь.

4. Повернуть голову влево – уронить на грудь.

5. Повернуть голову вправо – уронить на грудь.

2. Развитие слухового внимания и переключаемости.

3. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Учащимся раздаются карточки, они должны прочитать слова, написанные наоборот, записать их правильно в тетради.

Запись на карточке:

Дети записывают слова правильно и отвечают на вопросы педагога: Какое слово лишнее? (Зима.) Как назвать эти слова вместе? (Дни недели.)

4. Развитие слухового восприятия и мышления.

Учитель просит детей ответить на вопросы, выбрав два нужных слова из перечисленных.

Без чего не может быть …:

сада (растение, садовник, собака, забор, земля);

реки (берег, рыба, рыболов, тина, вода);

города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);

сарая (сеновал, лошади, крыша, коровы, стены);

кубика (углы, чертёж, сторона, камень, дерево);

чтения (глаза, книга, картинка, печать, буквы);

игры (карты, игроки, кубики, наказания, правила);

войны (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) ?

5. Развитие слухового внимания и переключаемости.

6. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

На доске запись:

Стрелка большая, стрелка маленькая, цифры.

4 ножки, спинка, сиденье.

Стены, окна, крыша, дверь.

Носик, крышка, донышко, ручка.

Рукава, воротник, пуговицы, подол.

Рама, стёкла, ручки, форточка.

Педагог предлагает ученикам угадать и записать, что это.

Записи в тетради у детей: часы, стул, дом, чайник, платье, окно.

7. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

2. Развивать слуховое восприятие.

3. Развивать внимание.

4. Развивать умение детей расслабляться.

Коррекционно-образовательные цели:

1. Расширять объём знаний и представлений об окружающем мире.

2. Расширять лексический запас учащихся.

3. Совершенствовать навыки чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать речевую активность

2. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Карточки, тетради, ручки, запись на доске, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Релаксация.

Учитель предлагает детям релаксационные упражнения (расслабление по контрасту с напряжением):

1. Сжать кисти рук в кулаки – разжать.

2. Поднять руки над головой – уронить.

3. Запрокинуть голову вверх – уронить на грудь.

4. Повернуть голову влево – уронить на грудь.

5. Повернуть голову вправо – уронить на грудь.

2. Развитие слухового внимания и переключаемости.

3. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Учащимся раздаются карточки, они должны прочитать слова, написанные наоборот, записать их правильно в тетради.

Запись на карточке:

Дети записывают слова правильно и отвечают на вопросы педагога: Какое слово лишнее? (Зима.) Как назвать эти слова вместе? (Дни недели.)

4. Развитие слухового восприятия и мышления.

Учитель просит детей ответить на вопросы, выбрав два нужных слова из перечисленных.

Без чего не может быть …:

сада (растение, садовник, собака, забор, земля);

реки (берег, рыба, рыболов, тина, вода);

города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);

сарая (сеновал, лошади, крыша, коровы, стены);

кубика (углы, чертёж, сторона, камень, дерево);

чтения (глаза, книга, картинка, печать, буквы);

игры (карты, игроки, кубики, наказания, правила);

войны (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) ?

5. Развитие слухового внимания и переключаемости.

6. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

На доске запись:

Стрелка большая, стрелка маленькая, цифры.

4 ножки, спинка, сиденье.

Стены, окна, крыша, дверь.

Носик, крышка, донышко, ручка.

Рукава, воротник, пуговицы, подол.

Рама, стёкла, ручки, форточка.

Педагог предлагает ученикам угадать и записать, что это.

Записи в тетради у детей: часы, стул, дом, чайник, платье, окно.

7. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

2. Развивать слуховое восприятие.

3. Развивать внимание.

4. Развивать умение детей расслабляться.

Коррекционно-образовательные цели:

1. Расширять объём знаний и представлений об окружающем мире.

2. Расширять лексический запас учащихся.

3. Совершенствовать навыки чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать речевую активность

2. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Карточки, тетради, ручки, запись на доске, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Релаксация.

Учитель предлагает детям релаксационные упражнения (расслабление по контрасту с напряжением):

1. Сжать кисти рук в кулаки – разжать.

2. Поднять руки над головой – уронить.

3. Запрокинуть голову вверх – уронить на грудь.

4. Повернуть голову влево – уронить на грудь.

5. Повернуть голову вправо – уронить на грудь.

2. Развитие слухового внимания и переключаемости.

3. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Учащимся раздаются карточки, они должны прочитать слова, написанные наоборот, записать их правильно в тетради.

Запись на карточке:

Дети записывают слова правильно и отвечают на вопросы педагога: Какое слово лишнее? (Зима.) Как назвать эти слова вместе? (Дни недели.)

4. Развитие слухового восприятия и мышления.

Учитель просит детей ответить на вопросы, выбрав два нужных слова из перечисленных.

Без чего не может быть …:

сада (растение, садовник, собака, забор, земля);

реки (берег, рыба, рыболов, тина, вода);

города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);

сарая (сеновал, лошади, крыша, коровы, стены);

кубика (углы, чертёж, сторона, камень, дерево);

чтения (глаза, книга, картинка, печать, буквы);

игры (карты, игроки, кубики, наказания, правила);

войны (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) ?

5. Развитие слухового внимания и переключаемости.

6. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

На доске запись:

Стрелка большая, стрелка маленькая, цифры.

4 ножки, спинка, сиденье.

Стены, окна, крыша, дверь.

Носик, крышка, донышко, ручка.

Рукава, воротник, пуговицы, подол.

Рама, стёкла, ручки, форточка.

Педагог предлагает ученикам угадать и записать, что это.

Записи в тетради у детей: часы, стул, дом, чайник, платье, окно.

7. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Описание материала: предлагаю конспект коррекционно-развивающего занятия с ребятами для учащихся 3-4 классов коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются разные игровые задания, упражнения на развитие познавательной сферы (внимания, памяти, мыслительных операций), а также эмоционально-волевой сферы. Этот материал будет интересен педагогам - психологам, учителям начальных классов, воспитателям, молодым специалистам.
Цель: коррекция и развитие когнитивных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.
Задачи:
- создание условий для развития слуховой и зрительной памяти через систему игровых упражнений;
- развитие внимания, словесно-логического мышления, общей осведомленности;
- развитие умения самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом;
- развитие коммуникативных навыков речи, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, повышение мотивации к обучению.


ХОД ИГРЫ
I. Вступительное слово. Приветствие. Разминка.
- Здравствуйте, ребята! Перед тем как, мы начнём занятие, давайте настроимся на интересную работу и поприветствуем друг друга. Для этого давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
Психолог: Сегодня у нас будет не обычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие вместе со сказочным героем. А для того, чтобы узнать, кто это, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Смотрите внимательно до конца, там будет подсказка на вопросы одного задания, которое нам предстоит выполнить.(Видеоролик)

Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти ;

- Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления;

- Развитие речи и мышления.

Образовательные:

- Развитие умения ориентироваться на листе бумаги

- Закрепления понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

- Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

- Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

План занятия:

Продолжение основной части

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог: Ребята, представьте, что мы с вами снежинки (цветочки, листочки – зависит от времени года).

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Педагог: Любите ли вы сказки? А что больше слушать или читать? Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке и вспомним любимых героев. Отгадайте загадки.

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж …

Сказку заново прочтёшь!

Она по полю пошла,

В поле денежку нашла,

Самовар себе купила

И гостей чайком поила.

Веселились все вокруг,

Но вмешался злой паук…

Пауков боится Муха,

На ней жениться хочет

Слепой и жадный крот,

Мышь над ней хохочет,

А ласточка спасёт!

Подскажи мне, Томочка,

Кто это. (Дюймовочка).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Педагог: Замечательно!

2. Основная часть

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта. (приложение 1).

Педагог: Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось? В каких сказках встречаются такие герои?

Цель: развитию зрительного восприятия.

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. (приложение 2)

Педагог: Ребята, повторите за мной: (повторяем 3 раза)(повторяем 3 раем за мной: ит

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Педагог: Молодцы! Продолжаем занятие!

Педагог: Из набора геометрических фигур необходимо сложить изображение по образцу. (Задание можно усложнить, если геометрических фигур положить больше, чем необходимо.) (приложение 3). У вас у всех получилось? В чем испытали затруднение?

Педагог: Сказки мы слушаем и читаем. А сейчас попробуем составить сами. Перед вами картинки, подумайте и составьте по ним рассказ. (приложение 4)

Понравилось составлять рассказы? Какие трудности вы испытали при составлении?

3. Динамическая пауза

4. Продолжение основной части

Педагог: Молодцы! Отдохнули мы на славу! И нас ждут новые гости и задания. Кто же это?

С Пятачком он ходит в гости,

Любит мёд, варенье просит…

Это кто, скажите вслух!

«Ребята, ребята, давайте жить дружно!

Не нужно ругаться и злиться не нужно,

Поёт добродушный кот…(Леопольд).

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу.

Даже дырку на картине

Учащимся предлагается сравнивать предметы, противопоставляя один предмет другому по ряду признаков. Педагог зачитывает начало предложений, а учащиеся продолжают, что подходит по смыслу.

Грач чёрный, а воробей …

Грач – крупная птица, а воробей…

Грач – перелётная птица, а воробей…

У грача клюв длинный, а у воробья …

Сахар сладкий, а перец …

Зима холодная, а лето … и др.

Педагог: Необходимо назвать, одним словом ряды конкретных понятий: (можно приготовить картинки с обобщающими словами, чтобы все дети участвовали, показывая их, а не говоря)

-берёза, липа, ель…(деревья);

- стол, стул, диван … (мебель).

-чиж, грач, сова, воробей … (птицы).

-ножницы, молоток, пила, грабли … (инструменты)

-шарф, варежки, брюки, пальто … (одежда)

- окунь, карась, сом, щука…(рыбы) и др.

Педагог: Вот и подошло к завершению наше сегодняшнее занятие. Мы очень хорошо потрудились. Ребята, понравилось ли вам наше занятие? Покажите смайлики, с каким настроением вы занятие.(приложение 5) Спасибо за работу! До новых встреч!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей ОВЗ.

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога

1.Формирование навыков пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

2.Коррекция концентрации внимания и памяти через цвето и сказкотерапию.

3. Воспитание самоконтроля поведения на занятии.

Формы и методы работы: психогимнастика, беседа, практические задания, графическое рисование.

Длительность занятия: 35 мин

Материалы и оборудование: картинки, цветные карандаши, ручка, карточки с заданиями

Ход занятия:

Приветствие.

Цель: активизация внимания, создание позитивной рабочей атмосферы.

Педагог-психолог договаривается что,

На первом этапе делается совместно с педагогом-психологом, затем – с опорой на команды психолога, затем – ребенок выполняет упражнение, следуя указаниям психолога, а психолог может путать ребенка, выполняя неверные действия.

Задание 2. Разминка (вопросы – ответы) (2мин.)

1. Дней в неделе, из них выходных.

2. Пальцев на правой ноге.

3. Задних и передних лап у гуся.

4. Времён года, осенних месяцев.

5. Месяцев в году, кроме летних.

6. Гномов у Белоснежки.

7. Глаз и бровей у человека.

8. Букв в названии нашей страны.

9. Углов у квадрата.

10. Хвостов у двух котов.

3. Практические задания на карточках. (7 мин)

Цель: развитие концентрации внимания, памяти, пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Упражнение№1 "НАЙДИ ПАРУ"

Среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой.


Какие группы получились?

Упражнение №2 "НАЙДИ ОТЛИЧИЯ"


Сколько отличий нашел?


Педагог-психолог показывает движения, означающие следующие слова:

Нос – ведущий кладёт указательный палец на свой нос;

Потолок – поднимает указательный палец вверх;

Пол – опускает указательный палец вниз.

Дальше психолог предупреждает, что сейчас он в произвольном порядке будет называть вышеперечисленные понятие, а задача участника их показывать так, как он только что продемонстрировал. При этом ведущий будет путать, называть одно, а показывать другое.

Инструкция: Сегодня на занятии я расскажу сказку. Ты будешь историю не просто слушать. Услышав название какого-либо цвета, берете карандаш такого же цвета и закрашиваете квадрат в тетради.

Примечание: в сказке используются цвета из набора карандашей, имеющегося на занятии.

Стоял теремок на зеленой полянке (выделяются интонационно названия цветов);

(если ребёнок забыл или не понял, что нужно делать, подскажите ему).

Над ним солнышко желтое светило.

По голубому небу облака плыли.

Бежала как-то мимо серая мышка.

- Кто в теремке живет? Никого, значит, буду я жить!

Скачет мимо лягушка с розовым ведерком.

- Кто в теремке живет? – Я, мышка. – Пусти и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

Бежит мимо зайчик в синей рубашке.

- Кто в теремке живет? – Мы, мышка и лягушка. – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

Пробегает мимо лисичка в оранжевой шубке.

- Кто в теремке живет? – Мы, мышка, лягушка и зайчик. – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

Шел мимо волк в черных сапогах.

- Кто в теремке живет? – Мы, мышка и лягушка, зайчик и лисичка. – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

А тут и медведь в коричневом кафтане пришел.

- Кто в теремке живет? – Мы, мышка и лягушка, зайчик, лисичка и волк . – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

Но вот беда – не влезает медведь в дверь. Скинул он на землю свою шапку фиолетовую, полез на крышу, да и развалил теремок, еле из него жители выскочить успели.

Решили тогда звери новый теремок выстроить, с салатовым крылечком, и побольше, поновее – и выстроили! Может и сейчас в нем живут.

Перескажи, Антон, мне эту сказку с помощью цветовой картины.

Исходное положение - сидя за партой.

Инструкция: Представь, что перед тобой большая свеча. Сделай глубокий вдох и постарайся одним выдохом задуть свечу.

А теперь представь перед собой 5 маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и задуй эти свечи маленькими порциями воздуха.

7.Рефлексия(2-3 мин)

Антон, какое задание на занятии сегодня тебя заинтересовало больше всего?

Читайте также: