Конспект количество вещества 8 класс химия

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Химия 8 класс

задачи урока:

1. Образовательные:

а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.

б) Дать представление о постоянной Авогадро.

в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

г) Научить решать задачи по химии.

д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.

2. Воспитательные:

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.

3. Развивающие:

а) Развивать умения применять знания на практике.

б) Развивать логическое мышление учащихся.

в) Развивать умение анализировать условия.

г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы, используемые на уроке: Объяснительно-

Этапы урока:

Организация начала 1 мин

Проверка домашнего задания 5 мин

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 3 мин

Усвоение новых знаний 17 мин

Закрепление знаний 7мин

Первичная проверка понимания 5 мин

Подведение итогов урока 5 мин

Информация о домашнем задании 2мин

1. Приветствие и подготовка учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания:

- Что такое неметаллы?

- Что такое аллотропия?

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями. Записываем тему урока в тетради: Количество вещества. Молярная масса вещества. Но сначала вспомним:

- Что такое химия?

- Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение?

- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?

4. Усвоение новых знаний

Учитель: Мы вспомнили, что химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Для получения определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Подумайте, в чём удобнее измерять вещества?

Учитель: Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам удобнее пересчитать её? Конечно мешками.

Что изучает химия? (наука о веществах) А в чем измерять вещества?

Температура измеряется в градусах, путь в метрах, масса – в граммах, килограммах.

Какие бы вы предложили единицы измерения?

Может быть, вспомнить из каких частиц состоит вещество?

- из молекул, атомов.

Но отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за малого размера. Вот если бы найти способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов). И ученые придумали. Если брать столько граммов вещества, какова его относительная молекулярная масса, сколько же там будет содержаться молекул?

Для О 2 – 32г / Mr ( O 2 ) = 32 /

Для O 3 – 48г / Mr ( O 3 ) = 48 /

Для H 2 O – 18г / Mr ( H 2 O ) = 18 /

Оказалось, что в 32г O 2 , в 48г О 3 , в 18г H 2 O и т.д. содержится одинаковое число молекул, равное 6∙10 23 . Это число назвали числом Авогадро (обозначается N A ).

Сделаем вывод: если мы возьмём такую массу вещества, которая равна атомной массе по величине, но взята в граммах, то там будет всегда (для любого вещества) 6,02∙10 23 атомов этого вещества.

Запись на доске.

N A = 6,02∙10 23 – постоянная Авогадро

Вот это количество вещества, которое содержит 6,02∙10 23 молекул какого – либо вещества, и назвали молем .

Что такое моль? (работа с учебником).

Моль – количество вещества, в котором содержится 6,02∙10 23 молекул, атомов или ионов, т.е. структурных единиц.( записывают определение в тетради)

Бывает моль молекул, моль атомов, моль ионов.

где n – число молей, N – число атомов или молекул, N A – постоянная Авогадро.

кМоль = 10 3 Моль, мМоль = 10 -3 Моль.

0,5 Mo ль – 3,01∙10 23

10 Моль – 60,02∙10 23

А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 Моль вещества?

Ответ: нужно взять столько граммов этого вещества, какова его Mr .

Вопрос: Чему равна масса 1 Моля вещества?

Масса 1 Моль вещества называется молярной массой, обозначается М .

Mr │=│ M

И вычисляется по формуле:

M = m / n , единицы измерения: г/Моль, кг/Моль, мг/Моль.

А в тысячу раз большая единица количества вещества (киломоль, кМоль). А в тысячу раз меньшая единица количества вещества (миллимоль, мМоль).

n = m / M , m = M ∙ n

Вывод: Масса Моль измеряется в г/Моль, масса кМоль измеряется в кг/кМоль, масса мМоль измеряется в мг/Моль.

Предлагается задача: Я взяла 64г О 2 . Какое количество вещества (сколько Молей) я взяла? (Два)

n = m / M , n = 64г/32г/Моль = 2Моль.

А сколько молекул кислорода будут содержать эти 64г его. Ответ: 4 Моль.

N = N A ∙ n , N = 6,02∙10 23 ∙ 2Моль = 12,04∙10 23 молекул.

Закрепление.

Число молекул

N = N A ∙ n

Молярная масса

M = m / n

Число Молей

Масса вещества

m = M ∙ n

N = 6,02 ∙10 23 ∙ 5 = 31 ∙10 23

H 2 SO 4

M(FeCl 2 ) = 127 г/Моль

Задача №1. Сколько молей составляют и сколько молекул содержат 8 г кислорода О 2 ?

Дано: m ( O 2 ) = 8г Решение: Mr ( O 2 ) = 16∙2=32.

Найти: n ( O 2 ); N ( O 2 ) n ( O 2 )= m ( O 2 )/ M ( O 2 )=8г/32г/моль=0,25 моль

N ( O 2 ) = N A ∙ n ( O 2 )= 6,02∙10 23 моль -1 ∙0,25 моль=1,505∙10 23

Ответ: 8г кислорода составляют 0,25 моль и содержат 1,505∙10 23 молекул.

Задача №2. Определите массу 0,25 моль серной кислоты.

n ( H 2 SO 4 ) = 0,25 моль 1. Находим молярную массу серной кислоты

Найти: m ( H 2 SO 4 ); 2. Найдем массу вещества m = n ∙ M ;

Ответ: масса 0,25 моль серной кислоты равна 24,5 г.

Повторим то, что мы с вами прошли на уроке:

1. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?

2. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?

3. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?

4. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна?

Итоги урока.

Общий вывод (предлагается записать в тетрадях основные определения и некоторые выводы).

Количество вещества – физическая величина, которая означает определённое число структурных элементов (молекул, атомов, ионов), обозначается n (эн), измеряется в Молях, в миллимолях, киломолях.

1Моль любого вещества содержит число молекул его, равное постоянной Авогадро N A (6,02∙10 23 ).

Чтобы отмерить 1Моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова его относительная масса Mr .

Масса 1Моль вещества называется молярной массой (М), она измеряется в г/Моль и численно равна Mr .

Домашнее задание. §15. Упр. 1-3, задания из рабочей тетради: разделы Количество вещества и Молярная масса

Найти массу 24 * 10 23 молекул озона.

n = 24 *10 23 /6 *10 23 = 4 моль

N = 24 * 10 23 молекул

Сколько молекул содержится в 111г гидроксида кальция Ca(OH) 2 ?

n = 111/74 = 1,5 моль

N = 6 *10 23 *1,5 = 9 *10 23 молекул

Учитель: Решим задачки устно:

1. Сколько молекул кислорода содержится в 2 моль его? Какую массу будет иметь это количество кислорода?

2. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве?

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

III. Изучение нового материала

1. Количество вещества – моль

Вещества вступают в реакцию в строго определённых соотношениях. Например, чтобы получить вещество вода нужно взять столько водорода и кислорода, чтобы на каждые две молекулы водорода приходилась одна молекула кислорода:

Чтобы получить вещество сульфид железа, нужно взять столько железа и серы, чтобы на каждый атом железа приходился один атом серы.

Чтобы получить вещество оксид фосфора, нужно взять столько молекул фосфора и кислорода, чтобы на четыре молекулы фосфора приходилось пять молекул кислорода.

Определить количество атомов, молекул и других частиц на практике невозможно – они слишком малы и не видны невооружённым глазом. Для определения числа структурных единиц (атомов, молекул) в химии применяют особую величину – количество вещества (v – ню). Единицей количества вещества является моль.

  • Моль – это количество вещества, которое содержит столько структурных частиц (атомов, молекул), сколько атомов содержится в 12 г углерода.

Экспериментально установлено, что 12 г углерода содержит 6·10 23 атомов. Значит один моль любого вещества, независимо от его агрегатного состояния содержит одинаковое число частиц – 6· 10 23 .

  • 1 моль кислорода (O2) содержит 6·10 23 молекул.
  • 1 моль водорода (Н2) содержит 6·10 23 молекул.
  • 1 моль воды (Н2O) содержит 6·10 23 молекул.
  • 1 моль железа (Fe) содержит 6·10 23 молекул.

Задание: Используя полученную информацию, ответьте на вопросы:

а) сколько атомов кислорода содержится в 1 моле кислорода?

б) сколько атомов водорода и кислорода содержится в 1 моле воды (Н2O)?

– 6·10 23 ·2 = 12· 10 23 атомов водорода и 6·10 23 атомов кислорода.

Число 6·10 23 названо постоянной Авогадро в честь итальянского учёного 19 века и обозначается NА. Единицы измерения атомы/моль или молекулы/моль.

2. Решение задач на нахождение количества вещества

Часто нужно знать, сколько частиц вещества содержится в определённом количестве вещества. Или же найти количество вещества по известному числу молекул. Эти расчёты можно сделать по формуле:

N = v·NА

где N – число молекул, NА – постоянная Авогадро, v – количество вещества. Из этой формулы можно выразить количество вещества.

v = N / NА

Задача 1. Сколько атомов содержится в 2 молях серы?

Задача 2. Сколько атомов содержится в 0,5 молях железа?

Задача 3. Сколько молекул содержится в 5 молях углекислого газа?

Задача 4. Какое количество вещества составляет 12·10 23 молекул этого вещества?

Задача 5. Какое количество вещества составляет 0,6·10 23 молекул этого вещества?

v = 0,6·10 23 / 6·10 23 = 0,1 моль.

Задача 6. Какое количество вещества составляет 3·10 23 молекул этого вещества?

3. Молярная масса

Для химических реакций нужно учитывать количество вещества в молях.

В: Но как на практике отмерить 2, или 2,5 моль вещества? В каких единицах лучше всего измерять массу веществ?

Для удобства в химии используют молярную массу.

Молярная масса – это масса одного моля вещества.

Обозначается – М. Измеряется в г/моль.

Молярная масса равна отношению массы вещества к соответствующему количеству вещества.

М = т / v

где М – молярная масса вещества, v – количество вещества, т – масса вещества.

v = т / М

Молярная масса – величина постоянная. Численное значение молярной массы соответствует значению относительной атомной или относительной молекулярной массы.

В: Как можно найти значения относительной атомной или относительной молекулярной массы?

Мr (S) = 32; M (S) = 32 г/моль – что соответствует 1 молю серы

Мr (Н2О) = 18; М (Н2О) = 18 г/моль – что соответствует 1 молю воды.

Например, Н2О соответствует одному молю молекулы воды.

В: Сколько молей атомов кислорода и водорода содержится в одном моле молекулы воды?

В одном моле молекулы воды содержится два моля атомов водорода и один моль атомов кислорода.

4. Решение задач на нахождение массы вещества

Задача 7. Определить массу 0,5 моль железа.

Задача 8. Определить массу 0,25 моль меди

Задача 9. Определить массу 2 моль углекислого газа (СO2)

Задача 10. Сколько молей оксида меди – CuО составляют 160 г оксида меди?

Задача 11. Сколько молей воды соответствуют 30 г воды

Задача 12. Сколько молей магния соответствует его 40 граммам?

IV. Закрепление

Фронтальный опрос:

Задачи:

  1. Сколько молекул содержится в 180 граммах воды?
  2. Сколько молекул составляет 80 г углекислого газа?

V. Домашнее задание

Изучить текст параграфа, составить две задачи: на нахождение количества вещества; на нахождение массы вещества.


Данный видеофрагмент дает объяснение нового понятия – количества вещества, единицы его измерения, а также знакомит с постоянной Авогадро и новыми формулами. При этом, на основе примеров, учащиеся видят, как находить количество вещества и число структурных единиц, что делает данную тему более доступной для понимания.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Количество вещества"

Следует различать массу и количество: 2 кг яблок – это масса, а 2 яблока – это количество. В жизни мы часто используем определённые порции, например, коробок спичек или мешок зерна, ведь никто из нас не будет поштучно покупать спички или зерно.


В химии для измерения количество вещества была выбрана единица, которая объединила в себе число частиц и массу. Эта единица называется моль и обозначается буквой n (эн). Чтобы измерить 1 моль любого вещества, нужно взять его столько грамм, какова относительная атомная или относительная молекулярная масса вещества.

Давайте посмотрим на вещества количеством один моль: сравните, как отличается 1 моль воды, соли, кислоты и сахара. Почему? У этих веществ различная относительная молекулярная масса. У воды – 18, соли – 58,5, кислоты – 98, а сахара – 332, поэтому и масса вещества их тоже различна.


Например, 1 моль воды имеет массу 18 г, т.к. относительная молекулярная масса вода равна 18; 1 моль азота имеет массу 28 г, потому что относительная молекулярная масса его равна 28; 1 моль меди равен 64 г, т.к. относительная молекулярная масса ее равна 64.


А если нам нужно узнать, какую массу имеет вода количеством 2 моль, то мы 2 умножим на 18, т.е. 36 г; 0,5 моль азота имеет массу 14 г, т.к. 0,5 умножить на 28, будет 14.


Количество вещества не только связано с массой, но и с числом частиц.


Установлено, что 1 моль любого вещества содержит одинаковое число частиц. Это число равно 6,02 · 10 23 . Это число называется постоянной Авогадро, в честь итальянского ученого А. Авогадро и обозначается оно NA.


Т.е. 1 моль воды имеет массу 18 г и содержит 6,02 · 10 23 частиц; 2 моль воды имеет массу 36 г и содержит 12,04 · 10 23 частиц; 0,5 моль азота имеет массу 14 г и содержит 3,01 · 10 23 частиц.


Для того чтобы узнать число частиц (N), которое содержится в определенном количестве вещества, можно использовать формулу:

N = NA · n

где n – количество вещества, т.е. число молей; N – число частиц.

Из этой формулы верны и следующие выражения:

NA = N/ n

n = N/ NA

Теперь дадим определение понятия моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6,02 · 10 23 частиц этого вещества.

Используя новые формулы, решим задачи.

1. Определите количество вещества кислорода, в котором содержится 18,06 · 10 23 молекул.

Нам дано число молекул кислорода, найти нужноколичество вещества кислорода. Для решения этой задачи используем формулу n = N/ NA, подставляем значения в выражение и находим результат (величина NA является потоянной). Получается 3 моль. Следовательно, количество кислорода равно 3 моль.


2. Определите число молекул хлора (Cl2) которое, содержится в порции этого газа количеством вещества 0,1 моль.

В этой задаче по условию нам дано количество вещества хлора. Найти нужно число молекул. Следовательно, используем формулу N = NA · n, подставим данные в формулу, получаем результат 0,602 · 10 23 молекул. Получается, что порция хлора количеством 0,1 моль содержит 0,602 · 10 23 молекул.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В текущем учебном году урок разработан для восьмиклассников.

Задачи урока:

воспитывающая: воспитывать взаимовыручку и взаимодействие через групповую форму работы;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и навыки самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы,

обучающая: формировать понятия о молярной массе и единицах ее измерения, показать взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных и математических

знаний для решения практических задач,

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать

собственный вклад в работу группы;

метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей,

самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение,

сотрудничество в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

предметные: установить взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса,

молярный объем газа.

Ученики знают понятия:

на повышенном уровне: киломоль, миллимоль.

на базовом уровне: называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых задач;

для повышенного уровня: видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач, производить белее сложные расчёты (например, находить массу вещества, если известен объем или число структурных частиц).

Межпредметные связи: математика, информатика, физика, биология.

Виды учебной деятельности: проводят соответствие между названием величин и их единиц измерения; внимательно прочитывают задачу, оформляют ее решение; работают с весами и измерительным цилиндром, проводят расчеты; доказывают свою точку зрения; решают задачу в программе Microsoft Office Excel.

Характер деятельности: частично-поисковый с элементами исследования.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; групповая работа по решению задач.

Используемые педагогические технологии: игровые, групповые, ИКТ, проблемно-поисковый (дифференцированный, работа по схеме-алгоритму).

Оборудование: ИД, презентация, весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, кусочки мела, минеральная вода, сахар-рафинад.

В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются групповая форма работы, исследовательский метод, которые повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью Федеральных Государственных стандартов второго поколения.

Актуальность и оригинальность:

Материалы уроков могут быть использованы на уроках химии, информатики, математики, физики, биологии.

Приемы, методы, формы обучения соответствуют возрастным психологическим и педагогическим особенностям восьмиклассников.

Использование ИКТ на уроках химии позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний через поиск необходимой информации, развитие умений находить несколько способов решения проблемной задачи

При проведении уроков используются:

интерактивная доска, что позволяет сделать занятия интересными и развивают мотивацию; предоставляют больше возможностей учащимся для участия в коллективной работе, легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Школьники работают у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе. Учитель может своевременно вносить коррективы, организовать коллективное обсуждение,

электронные модули из базы ФЦИОР:

Читайте также: