Конспект классного часа в мире профессий 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Проблемный вопрос: какая профессия самая главная?

Личностные УУД :

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать результаты задания;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД :

  • слушать и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах пов едения и общения и следовать им, задавать вопросы родителям, работникам школы.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в системе знаний;
  • осуществлять поиск информации;
  • выделять признаки профессий, давать краткую характеристику профессии.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Ход классного часа:

Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, нефтяники и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества.

Ребята, а почему я сегодня вас так приветствую? Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечѐте самый вкусный в мире торт, сошьѐте такие сапоги, что позавидует сама царица, или первыми откроете новые звезды.

Учитель: Но, вы ещё учитесь в школе. Какая задача стоит сейчас перед вами? (хорошо учиться). Чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Какое качество вам необходимо для того, чтобы хорошо учиться? (трудолюбие).

Учитель: Какова же тема нашего проекта? (ПРОФЕССИЯ)

Какие пословицы и поговорки о труде знаете? Пока мы учимся, мы узнаем как можно больше о разных профессиях, чтобы вам было легче выбрать себе будущую профессию. Какая проблема у нас возникла? (Какая профессия самая важная ) Что же мы решили? (Узнать как можно больше информации о разных профессиях. Какова цель классного часа? (Целью является знакомство с миром профессий).

Хочется обратить внимание на содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают - "профессия" и "специальность".
Профессия - форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - врач, специальность врача - терапевт, хирург, невропатолог, стоматолог и так далее. Профессия - основной род занятий. Термин "специалист" указывает на степень овладения знаниями и умениями в рамках определенной профессии. Иначе, специалист - это работник, который профессионально владеет какой-либо специальностью.

А какие специальности будут нужны в ближайшее время? Лет 30 назад профессия машинистки была весьма востребованной, сегодня о ней уже никто не вспоминает. Зато совершенно нормально звучит фраза “требуется веб-дизайнер”, хотя в тех же 1970-х было бы трудно объяснить, что это за специалист.

Учитель: Сегодня мы должны ответить на вопрос: Какая профессия самая важная?

Сегодня мы работаем в группах.

1 задание: знаете ли вы профессии?

Три группы работают с алфавитом:

А- архитектор, Б-банкир, В-врач. Г-геолог, Д-доктор, е-егерь, ж- животновод, з-землемер,

и-инженер, к-кассир, л- лесник, м- маляр, н-няня, о-охранник , п-продавец, р- радист, с-строитель,т-телефонист, у –учитель, ф-фрезеровщик, х-хлебороб, ц-цветовод, ч- часовщик, ш- шофёр, э- электрик, ю-юрист, я-ямщик.

Мы выяснили, что велик мир профессий.

Все профессии ученые разделили на типы.

Человек - знаковая система

Человек - художественный образ

Работа в группах: разделите все профессии по типам

3 задание: составьте небольшой рассказ о любой профессии

Учитель : Итак, на какой вопрос мы с вами искали ответ на протяжении нашего классного часа? (Какая профессия самая важная)

Теперь мы можем на него ответить? А почему? Какой вывод мы можем сделать? (Нет профессий ни главных, ни плохих, ни хороших. Каждая профессия важна, интересна и помогает людям. Поэтому, какую бы профессию вы не выбрали в будущем, она будет главной.) Какое качество нам необходимо, чтобы хорошо учиться в школе и в будущем получить понравившуюся профессию? (трудолюбие)

Учитель: Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь! А самая трудная профессия –быть человеком!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час в 4 классе

Цель : расширить представление учащихся о различных профессиях, побудить их к профессиональному выбору.

Образовательные: обогащать знания учащихся о мире профессий.

Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся.

Воспитательные: воспитывать уважение к труду, людям любой профессии.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, коробка-посылка с предметами, необходимыми человеку профессии швея и столяр, кубик игровой, конверты с ребусами по количеству детей.

Ход классного часа:

- Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Вступительное слово учителя: Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе, вы определите сами! Для этого мы проведем с вами игру-разминку. Вы бросаете кубик – выбираете конверт, смотрите, что там лежит и называете профессию, а также, чем она полезна. (На мультимедийной доске – конверты с номерами). (работа детей с доской)

2.Определение темы: Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (ответы детей) – Правильно, о профессиях!

Слово учителя : каждый из вас повзрослев выберет себе профессию по душе. Мы познакомимся с разнообразием мира профессий, узнаем, чем интересна и полезна для общества та или иная специальность.

Сколько профессий! И все хороши!

Каждый способен найти для души, каждое дело по – своему ценно!

И пригодится всегда, непременно!

Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть!

Но мы их сможем отгадать….

3.Игра – угадай профессию с помощью подсказок.

А теперь давайте попробуем отгадать задуманную профессию с помощью подсказок!

Итак, слушайте первую подсказку: варит кашу и бульон, добрый толстый …… (ответы детей)

Вторая подсказка: Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, супы и винегреты? (ответы детей). Давайте проверим (на мультимедийной доске выводится изображение повара)

Правильно, молодцы – это профессия повар! Без нее никак не обойтись! Почему? (ответы детей)

А теперь я задумала другую профессию, попробуйте угадать ее: ходит в форме и в погонах – разбирается в законах (варианты детей)

Вторая подсказка: он и летом и зимой охраняет наш покой! (ответы детей)

Давайте проверим (на мультимедийной доске выводится изображение полицейского)

Правильно, молодцы – это профессия полицейский! Это важная и ответственная профессия! Почему? (ответы детей)

Молодцы, вы очень хорошо поработали! Устали? Давайте разомнемся, моей помощницей будет Даша

Отлично, обратите внимание - у вас на столе лежат конверты! Откройте и посмотрите, что в них.

5.Игра с ребусами.

Правильно – это ребусы. Предлагаю вам их отгадать, посовещайтесь со своим соседом по парте – и когда будете готовы дать ответ – поднимите руку!

Работа по первому ребусу с учеником у мультимедийной доски.

Хорошо, какую профессию мы с вами угадали, правильно – это повар! Предлагаю вам узнать об этой профессии больше, посмотрев интересный мультфильм! (дети смотрят мультфильм)

Вам понравился мультфильм? Что нового вы узнали о профессии повар? (ответы детей)

Работа по второму ребусу с учеником у мультимедийной доски.

Хорошо, какую профессию мы с вами угадали, правильно — это почтальон?

Что вы знаете об этой профессии? (ответы детей). Умницы – я приготовила для вас еще один мультфильм, в котором вы можете увидеть настоящего почтальона! Смотрим!

(В конце мультфильма раздается стук в дверь класса)

6. Сюрпризный момент.

Ребята, откроем, посмотрим - кто к нам пришел?

Посмотрите, на посылке написано 4 класс? Вы в четвертом классе? Все правильно, значит это посылка для нас, сейчас мы посмотрим, что нам принес почтальон Печкин.

7.Знакомство с профессиями столяра и швеи.

Что это? Для чего нужен этот инструмент? (достаю рубанок, ответы детей). Что это? Для чего нужен этот инструмент? (достаю стамеску, ответы детей).

Что это? Для чего нужен этот инструмент? (достаю угольник, ответы детей).

Человеку, какой профессии необходимы инструменты? (ответы детей). Правильно, без этих инструментов не обойдется столяр. (Рассказ о профессии столяра).

Но в посылке еще остались предметы. Посмотрите, что это? Для чего нужно? (достаю поочередно ножницы, нитки, иголки). Скажите, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Правильно, это швея. (Рассказ о профессии швея).

В нашей школе есть специальные мастерские, где вы можете научиться этим шить и изготавливать изделия из дерева. И сегодня у нас есть возможность сходить туда на экскурсию и познакомиться с учителями, которые будут вас этому учить! Пойдемте!

8.Экскурсия в производственные мастерские с участием учителей-предметников.

9. Итог, рефлексия.

Сегодня мы с вами узнали о многих профессиях! Все работы хороши, но я хочу узнать, кем в будущем хочет стать каждый из вас? (ответы детей).

Цель: - Расширить знания о мире профессий путём формирования реальных представлений о возможностях приложения своих профессиональных намерений.

Задачи:

- Формирование реальных представлений об успешности, возможностях приложения своих профессиональных намерений.

- Коррекция и развитие речи через повышение информационной и коммуникационной компетентности воспитанников.

- Воспитание уважения к людям любой профессии.

Ход занятия

Дети приветствуют друг друга и воспитателя.

Воспитатель. Молодцы, вы отлично поприветствовали друг друга и теперь готовы к нашей беседе. Посмотрите внимательно на слайд и прочтите эпиграф к нашему сегодняшнему разговору.

Воспитатель. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (ответы детей)

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о выборе профессии, о профессиональном самоопределении. Как вы думаете, актуальна ли эта тема в настоящее время, ведь Крупская писала об этом в начале 20 века, а мы с вами живём в 21 веке?

Дети. Актуальна, ведь от правильного выбора профессии зависит успех всей жизни.

Воспитатель. Действительно, жизнь человека — вереница многочисленных выборов. Серьёзных, и повседневных, бытовых и тех, от которых зависит будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самому сложному выбору. Ведь это выбор того, какое место займёт профессия в вашей жизни, что вы сможете получить от своей будущей работы. Как вы понимаете слова Крупской?

Дети дают свои комментарии.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, зачем нужна профессия?

Дети. Чтобы найти работу.

Воспитатель. А зачем нужна работа?

Дети рассуждают.

Воспитатель. А как вы думаете, какой человек будет получать на работе больше зарплату? Дети. Больше зарплату будет получать успешный человек.

Воспитатель. А что значит быть успешным на работе? Как для этого нужно работать?

Давайте подумаем и составим формулу успеха на работе. Для этого, прежде всего, ответьте на вопрос: А чтобы быть успешным на сегодняшнем занятии, как вы должны работать?

Дети. Мы должны рассуждать, общаться, анализировать, доказывать свою точку зрения и т. д.)

Воспитатель. Верно, успешным или попросту благополучным, быть престижно и надежно.

Воспитатель. 1. Внутреннее спокойствие. (Вопросы - В каких случаях вы достигаете внутреннего спокойствия? Как можно достичь большего спокойствия, на ваш взгляд)

2. Здоровье и энергия. (Вопросы: - Подумайте над тем, как улучшить свое здоровье?

Как бы питались? От каких привычек стоит отказаться)

3. Отношения с окружающими. (Вопрос - Какие отношения для вас являются совершенными?)

4. Финансовая независимость. (Вопросы - Сколько вы хотите зарабатывать? Какой работой вы хотите заниматься? Сколько бы вы хотели иметь денег? Какое количество денег заставляло бы вас чувствовать себя комфортно)

5. Достойные цели и идеалы. (Вопрос – Как вы прокомментируете этот принцип)

Воспитатель. Все мы с рождения имеем право на счастье и на построение интересной и яркой жизни. Все дело в том, что далеко не все пользуются этим правом. Верьте в себя, знайте, что вы достойны большего!

6. Самопознание и самоанализ. (Советы - На протяжении всей нашей жизни мы стараемся изучать и понять себя. Кто-то более усерднее, кто-то менее, но все мы изучаем себя в какой-то степени. Знакомясь с людьми, читая книги, получая образование, занимаясь спортом, мы понимаем себя, свой потенциал и свои возможности. Необходимо понять себя, свой характер. Изучить то, что сильнее всего мотивирует вас делать что-либо. Примите себя таким какой вы есть, со своими положительными и отрицательными сторонами и работайте над собой.)

7. Самореализация. (Что же такое самореализация? Это осознание того, что вы становитесь тем, кем хотите стать.)

Воспитатель. Таким образом, успех — это определенная система положительных ситуаций в разных областях жизни. Успех может быть только неразделимым. Если вы больны, но у вас много денег — это не успех. Если у вас отличные отношения с окружающими, но вы не стремитесь к чему-то важному — это не успех. Неважно, как Брайан Трейси обозначил компоненты успеха. Подлинный успех — это достижение положительного результата во всех сферах жизни.

Физминутка.

- поднялся ветер (Потирают ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бёдрам);

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирают ладонями);

- а у нас сегодня солнце (руки вверх).

Воспитатель. Ребята, ещё раз прочитайте составляющие успеха на работе и скажите, чем они похожи на составляющие успеха на сегодняшнем занятии?

Дети рассуждают.

Воспитатель. Предлагаю, дальнейшую вашу работу оценивать в баллах и тот, кто наберёт большее количество баллов будет считаться успешным (в конце занятия баллы переведём в рубли и узнаем, кто же из вас получил сегодня больше денег, это конечно все условно (1 балл равен 100 рублям).

Воспитатель. Молодцы! Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее: чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Ребята, давайте с вами постараемся вместе определить факторы, которые влияют на выбор будущей профессии.

Дети с помощью воспитателя определяют факторы, которые влияют на выбор будущей профессии.

1. Знания о профессиях и их востребованность.

3. Способности, здоровье.

4. Уровень притязаний и самооценка.

5. Мнение родителей, семьи.

6. Мнение сверстников.

7. Профессиональное планирование.

Воспитатель. - Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

- Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам, подумайте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

Дети выполняют задание.

1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 2. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 4. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.).5. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 6. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 7. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 8. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.). 9. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 10. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 11. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 12. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 13. Работник торговли. (Продавец.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.)

Воспитатель. Молодцы! А теперь посчитайте заработанные вами деньги. Какие выводы из заработанных вами денег можно сделать для себя?

Дети рассуждают.

Воспитатель. И в заключение нашего занятия, я хочу вас попросить поделиться своими впечатлениями.

- Что для вас было важным на сегодняшнем занятии?

- Какие мысли, чувства вас посетили?

(Познакомились с новыми профессиями, услышали советы одноклассников, сделали еще один шаг в мире самоопределения, были активными, не боясь, высказывали своё собственное мнение)

Воспитатель. Большое спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Надеюсь, наше занятие дополнило ваши знания о мире профессий.

Желаю вам удачи в мире самоопределения и до новых встреч!

Цель: расширить представления детей о ценности и важности выбора профессии в современном мире.
Задачи:
- формировать единую картину о мире труда;
- познакомить с типами профессий;
-дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества;
- воспитывать уважение к людям разных профессий
Оборудование: презентация к уроку, задания для практической работы, книги, наклейки –смайлики, ватманы, маркеры.
Педагог: Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор на занятии.
Человек, что мне построил дом,
Был чужим,
Он не был мне знаком.
Но, присев устало на крыльце,
Думал он о будущем жильце.
Был не друг и вовсе не родня,
Тот, кто шил рубашку для меня.
Но и он, орудуя иглой,
Обо мне подумывал порой.
Никогда, нигде я не встречал
И того, кто туфли мне тачал.
А ведь он с собой наедине
Размышлял частенько обо мне.
Сколько их, друзей в моей стране,
Что все время помнят обо мне.
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем! (слайд 1)

Педагог: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в основном законе – Конституции РФ. Здесь есть статья 37, она гласит: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Педагог: А что обозначает слово-профессия? (слайд 2)
В современном мире более 40 тысяч профессий. Одни профессии исчезают, другие приходят им на смену, третьи существуют веками.

Все профессии можно условно разделить на 5 типов:

Педагог: Профессий много разных. Давайте попробуем составить алфавитный список профессий, определить их тип.

Работа в группах на листочках. На букву написать 1-2 профессии и указать тип. Ответы детей
Педагог: Все группы справились замечательно. А какими качествами должен обладать человек определенного типа профессии?
Задание группам: группа пишет на ватмане крупно главные качества, необходимые людям этих професси

Вывешиваются ватманы. Оглашают списки по очереди.
Человек-Техника
Аккуратность
Точность действий

Дисциплинированность
Техническая фантазия
изобретательность
Человек-человек
Коммуникабельность
Терпение
Хор настроение
Умение находить общий язык
Человек-природа
Любовь к природе
Доброта
Творчество
Готовность к непредвиденным событиям
Человек- художественный образ
Трудолюбие
Целеустремленность
Воображение, фантазия
Человек- знаковая система
Сосредоточенность
Усидчивость
Внимательность

Педагог: Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека.
Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: (Надо – могу – хочу)
Профессия должна быть нужна обществу (Надо), т.е. востребована на рынке труда;
У человека должны быть способности и знания (Могу);
Профессия должна приносить радость и доход (Хочу).

Конкурс “Бюро находок”.
В коробке лежат предметы (поварёшка, ножницы, бинт, мел, кисточка нитки и т.д.)
Представители команд по очереди должны сказать, кто потерял.

-воспитывать уважение к трудовой деятельности, людям труда.

I . Вступительное слово учителя.

– Ребята, сегодня подводим некоторые итоги нашего совместного знакомства с трудом взрослых, с профессиями ваших родителей.

– Вы хорошо знаете, что каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь.

Сегодня вы за школьной партой. Учение – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами встанет серьезный вопрос: “Кем быть?” Вы сейчас много мечтаете, и мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.

II . Формулирование целей по опорным словам : ЧТО…? (Что такое профессия?)Что делают…?(Что делают люди разных профессий?)

Какими …? (Какими качествами должны обладать люди разных профессий)

– Слово профессия для нас новое. Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы детей)

– Где мы можем найти точное толкование слова?

Профессия - род занятий, вид трудовой деятельности, специальность.

Презентация, слайд 1.

Ребята по фотографиям узнают профессии. (Применение ИКТ).

Учитель: - Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными,

каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого гражданина.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

-Шить платья мне не хочется,

И все б портные в городе

За ним ушли б домой

Ходили бы люди голые

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

- Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи

Ни стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал шофер:

- Возить людей не хочется!

И выключил мотор.

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:

-Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется,

Я в школу не приду!

Тетради и учебники.

Валялись бы в пыли

А вы бы неучеными

До старости росли.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда

И люди не откажутся

От нужного труда:

Придет на утро в класс

И пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят

Что им не поручи,

Портные и сапожники,

Мы все семьею дружною

В одной стране живём

И каждый честно трудится

На месте, на своём

Хирург, терапевт, стоматолог.

Летчик, дворник, кассир

Врач, плотник, бухгалтер.

Пастух, телятник, доярка.

Директор, продавец, парикмахер.

Проектирует новые здания:

Археолог, архитектор, адвокат.

Актер, лесник, пекарь.

Портной, шофер, кондитер

V . Наши родители на работах 1) Рассказ и показ Скляренко Л.Ю. о работе полиграфолога.

2) Рассказ детей о профессиях своих родителей. (применение ИКТ - презентация).

Как вы думаете, а может ли человек прожить, не обучившись ни какому ремеслу, никакой профессии?

Как вы думаете, а зачем людям нужно трудиться? Людям каких профессий необходимо трудиться?(Ответы детей.) Правильно, конечно, всех.

Читайте также: