Конспект как жанр речи построение и содержание урок в 8 классе презентация

Обновлено: 05.07.2024

1 Жанры публицистики. Учимся писать статью. Урок развития речи в 8 классе Учитель русского языка: Подоляк Е.С. МОУ СОШ с. Сыпчегур Читинского района Забайкальского края

2 Цели урока: 1. Знание особенностей и жанров публицистики. 2. Введение понятия о статье как о жанре. 3. Формирование умения узнавать высказывания публицистического стиля.

4 Цель публицистики: Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём- то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.

5 Жанры публицистики: Статья; Заметка; Эссе; Очерк; Репортаж; Интервью; Ораторская речь; Судебная речь; Выступление. Фельетон; Доклад; Рецензия.

6 Для жанров публицистики характерны: Оценочность ; Логичность ; Призывность Эмоциональность

7 Статья Газетная статья - жанр публицистики, при помощи которого привлекается внимание к проблеме, объясняются причины явлений, обобщаются факты и при этом проявляется позиция автора. Задача - привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какого-то утверждения.

8 Строение статьи 1.Зачин – постановка проблемы в виде вопроса. 2.Центральная часть – раскрытие проблемы, объяснение и доказательство: примеры (аргументы). 3.Концовка – вывод, заключение.

10 Во-первых, дорогие школьники, отправляйтесь в путь смолоду! Смолоду начинайте исследовать самостоятельно. Ищите свою тему с юных лет. Только в молодости дерзкие идеи кажутся реальными. Да и времени впереди уйма. Во-вторых, воспитывайте в себе волю и настойчивость, прилежание и упорство. Открыватель должен быть очень чутким, очень зорким, очень внимательным в наблюдении. Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большой тщательностью.

11 . И, конечно, нужны знания. Без знаний мысли бесполезны. Чтобы описать явление, нужны и физика, и химия, и математика, и биология, и ещё техника, и социальные науки, и гуманитарные. И, наконец, помните: служение науке – труд. Увлекательный труд во имя знания. Нелёгкий труд! Кто не любит трудиться, тому в науку не идти не надо! Итак., воля и упорство, знания и труд помогут вам, молодые путешественники в неведомое, преумножить славу русской науки. (Н.Семёнов, учёный-физик)

12 Анализ статьи 1. Какова тема статьи? 2. Проявляется ли авторская позиция? 3. Какова основная мысль? 4. Какую задачу поставил автор в своей статье? 5. Назовите языковые средства. 6. Как построена статья в целом?

13 Сравним наши мнения: 1.В статье рассматривается вопрос о том, какими качествами должен обладать человек, которому предстоит развивать науку будущего. 2.Автор заинтересован, доброжелателен, требователен. 3.Будущее закладывается сегодня, нужные качества для учёного воспитываются смолоду – это основная мысль. 4.Заинтересовать юного читателя, убедить его, дав информацию – вот задача автора.

14 5. В статье мы видим прямые обращения к читателю. Эмоциональность придают вопросительные, восклицательные и побудительные предложения. Есть повторы, ряды однородных членов, вводные конструкции. Особенность придаёт вопросно-ответное построение, создающее впечатление диалога автора и читателя. 6. Начинается статья с проблемы, зачин оформлен в виде ряда вопросов, ответ на которые даётся в основной части. В заключение – вывод, обобщающий повтор сказанного.

15 Что мы сегодня узнали? Какие жанры публицистики вспомнили? Что такое статья? Для чего она нужна? Как правильно построить статью? Кто может быть автором статьи? А смог бы я написать свою статью?

17 Спасибо за внимание

18 Список использованных источников: 1.Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы/ авт.-сост. О.А. Финтисова.- Волгоград: Учитель, Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы/ авт.-сост. О.А. Финтисова.- Волгоград: Учитель, Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы/ авт.-сост. О.А. Финтисова.- Волгоград: Учитель, 2005.

19 4. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. 5. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. 6. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе "Конспект как жанр речи: построение и содержание".

Тема: Конспект как жанр речи: построение и содержание

2. Формировать умения создавать плановый и опорный конспекты, использовать при кон­спектировании средства подчеркнутой логич­ности. Совершенствование умения выделять глав­ную и второстепенную информацию в тексте.

3. Воспитывать речевую культуру.

Этапы урока

Организационный момент

II. Анализ проверочной работы. Работа над ошибками

III. Объявление новой темы

— Что мы можем узнать и чему научиться на уроке?

IV. Работа с учебником

1. Упр. 34 на с. 22. Запись в тетради.

Конспект – краткая запись, изложение содержания какого-либо текста (книги, статьи).

В конспекте кратко передаётся самая важная, главная информация + ценная или интересная для того, кто составляет конспект.

Не конспектируется второстепенная (не главная) информация: длинные пояснения, повторение, примеры.

Конспект называют текстом для себя, потому что конспектируется информация, ценная или интересная для того, кто составляет конспект. Конспектирующий использует сокращения слов, зачастую понятные только ему.

Конспект может быть сделан в виде:

плана и пояснений по каждому пункту плана;

отрывков текста из конспектируемого источника (цитат);

план + цитаты + схемы = конспект в свободной форме.

2. Упр. 35 (устно).

3. Чтение правила на с. 23.

4. Упр. 36 (ра­бота над плано­вым конспектом).

Стиль речи: научный стиль. Трудные слова: совокупность, узловые разделы.

Физкультминутка

4. Упр. 37 (этимологиче­ская страничка, составление словосочетаний).

Словосочетания: конспектировать текст, законспектированная лекция, опытный конспектирующий.

5. Упр. 38 (работа над опорным кон­спектом).

6. Выпишите из любого школьного учебника пример использова­ния речевых и графических средств выделения главной информации.

V. Подведение итогов урока

— Как отличить главную информацию текста от второстепенной?

— Каковы признаки выделения главной информации?

VI. Рефлексия

— Что вызвало у вас наибольшие затруднения при составлении планового конспекта?

VII. Домашнее задание

§ 6. Упр. 39 (п.2 письменно).

§ 6. Соста­вить пла­новый или опорный конспект те­оретического материала из учебного пособия по русской ли­тературе (по указанию учителя) с. 11-14

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 8 классе на тему: Строение текста и стили речи. Презент.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 8 классе на тему: Строение текста и стили речи. Презент.

Урок русского языка в 8 классе на тему: Строение текста и стили речи. Презентацию подготовила: Васютова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №24, Республика Коми , г. Сыктывар.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: Заглавие (зависит от содержания). Тема (о чем этот текст?).

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: Заглавие (зависит от содержания). Тема (о чем этот текст?). Основная мысль, идея (в чем нас убеждает? ). Делимость на смысловые части: НАЧАЛО (то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более на более мелкие смысловые части), КОНЕЦ (последняя смысловая часть). Смысловая и структурная связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея). Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа). Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический).

Типы речи Повествование Описание Рассуждение

Типы речи Повествование Описание Рассуждение

Связь предложений в тексте Цепная Параллельная

Связь предложений в тексте Цепная Параллельная

Средства связи предложений: Морфологические Лексические Синтаксические

Средства связи предложений: Морфологические Лексические Синтаксические

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и.

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Сферы общения Стиль общение людей в быту Р.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Сферы общения Стиль общение людей в быту Разговорный общение граждан в учреждении Официально-деловой агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.) Публицистический научная деятельность (научные статьи, работы) Научный словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы) Художественный

Основные черты стилей 1) Разговорный — неофициальность, преобладание устной ф.

Основные черты стилей 1) Разговорный — неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики. 2) Научный — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.

3) Официально-деловой — официальность, преобладание письменной формы, стандар.

3) Официально-деловой — официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики. 4) Художественный — эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись). 5) Публицистический – доступность, рекламность, стремление к новизне, сочетание экспрессии и стандарта.

Основные жанры стилей 1) Разговорный — беседа, телефонный раз го нор, частная.

Основные жанры стилей 1) Разговорный — беседа, телефонный раз го нор, частная переписка, дневниковые записи. 2) Научный — монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение. 3) Официально-деловой — устав, закон, инструкция, акт, приказ, за явление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол. 4) Художественный — эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.э 5) Публицистический – репортаж, интервью, беседа, эссе, очерк.

Самостоятельная работа по карточке Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполн.

Самостоятельная работа по карточке Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1.1–1.3. (А) В мае все пробуждается к жизни: и каждая былинка, и каждая травинка. (Б) С обновлением природы в мае что-то, естественно, обновляется в самих людях. (В) Природа примеряет свои первые летние наряды, не жалея красок. (Г) Становится радостно на душе, и люди улыбаются весне каждый по-своему. Задание 1.1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) ВАГБ; 2) АВБГ; 3) БВГА; 4) ГБВА. Задание 1.2 Определите стиль и тип речи. 1) Публицистический стиль, описание. 2) Публицистический стиль, повествование. 3) Художественный стиль, рассуждение. 4) Художественный стиль, повествование. Задание 1.3 В каком предложении есть деепричастие? 1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

Урок развития речи 8 класс

Урок развития речи 8 класс

Статья как жанр публицистики

публицистическом стиле речи

Задачи:

Словарная работа Проблема – 1. Сложный вопрос, задача, требующие

разрешения, исследования. 2. перен. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществляемом (разг.) Проблемный – (к 1 знач.) Проблемная статья (ставящая проблемы). Проблематический (книжн.) То же, что и проблематичный. Проблематичный (книжн.) 1. Предположительный, еще не являющийся решением проблемы. Проблематичный вывод. 2. Маловероятный, сомнительный. Успех вашего мероприятия весьма проблематичен. Проблематичность.

Т и п ы р е ч и

Художественный публицистический научный официально-деловой

Специфика публицистического стиля

Информирование, передача общественно значимой информации, воздействие, убеждение, внушение определенных идей, взглядов, побуждение к определенным поступкам, действиям

Сфера употребления

Общественно – экономические, политические, культурные отношения

Определение понятия Задача жанра Тип речи и композиция Средства

создания Тематика жанра

Исследование теоретического материала

Определение понятия Задачи жанра Тип речи и композиция Языковые

средства Тематика жанра

Научное или публицистическое сочинение небольшого размера

Привлечь внимание людей к какому-либо важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-либо мысли.

Рассуждение с элементами повествования и описания. 1. Зачин – постановка проблемы. 2. Центральная часть – объяснение, аргументация. 3. Концовка – вывод, заключение.

Лексические: соединение высокой книжной с разговорной; общественно-политическая, иностранные слова, экспрессивно-окрашенные слова. Морфологические: глаголы в настоящем времени используются для описаний прошлых событий, глаголы в повелительном наклонении, превосходная степень прилагательных, несогласованные определения. Синтаксические: простые предложения, ряды однородных членов, обращения, вводные конструкции, причастные и деепричастные обороты, вопросительные и восклицательные предложения.

Многообразие тематик – все сферы человеческой жизни, вопросы, связанные с морально-этическими нормами.

Экология

Искусство

Памятники архитектуры

Рефлексия

Читайте также: