Конспект изображение бытового жанра

Обновлено: 06.07.2024

Создать условия для формирования представлений о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал как яркие проявления народного духа, национального характера, образы счастья; способствовать пониманию учащимися значения праздника в культуре народов разных эпох, развитию представлений о средствах выразительности в изобразительном искусстве

Научатся определять сюжет праздника в изобразительном искусстве.

Получат возможность на-учиться выбирать различные художественные материалы и работать с ними, создавая композиции в технике
коллажа на тему карнавала
и праздника.

Познакомятся: со средствами выразительности в изобразительном искусстве; с приемами работы в технике коллажа; с произведениями изобразительного искусства

Познавательные: развивают воображение и фантазию, приобретая представления о сюжете праздника в изобразительном искусстве; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему; понимают способы достижения цели в процессе создания коллажной композиции; используют речевые средства в соответствии с ситуацией.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); организуют работу в паре; распределяют роли; вырабатывают решения; анализируют произведения по заданным критериям; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных; выбирают, как поступить в определенной учебной ситуации

Методы и формы обучения

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, игра.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Бумага, клей, ножницы; карандаш; журналы, газеты и другой типографский материал

Основные понятия и термины

Композиция, динамика, ритм, акценты, пластика

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Бытовой жанр в русском искусстве.

Образовательная цель: способствовать формированию у учащихся предметных компетенций:

- расширить и углубить знания о бытовом жанре, мастерах жанровой живописи в России;

- вырабатывать умение быстро мыслить и излагать свои мысли;

- продолжить развивать у учащихся общеучебные умения по формированию информационной компетентности: умение находить необходимые сведения в тексте, словаре, энциклопедии, анализировать картины.

Развивающая цель: способствовать развитию у учащихся метапредметных компетенций:

- интеллектуальных и творческих способностей школьников, а также способности к рефлексии; интереса к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, навыки публичных выступлений.

Воспитательная цель: способствовать формированию у учащихся личностных компетенций:

- смыслообразование – умение субъективного целеполагания;

- воспитание взаимовыручки в группе;

- воспитывать любовь к России и ее национальному искусству.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование и материалы:

1. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. 5 - 8 классы.

2. Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.

3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

4. Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство. Ч 2.

5. Материалы для проведения поисковой работы.

6. Творческие работы учащихся.

7. Репродукции картин П. Федотова, А. Венецианова, Ф. Решетникова, В. Сурикова, О. Кипренского.

Бытовой жанр — это раздел живописи, в котором художник изображает на картинах сцены из повседневной жизни обычных людей — своих современников. Основой для сюжета произведений служат всевозможные обыденные события: трудовые будни и минуты отдыха, веселые забавы, торжественные праздники и трагические моменты. Картины бытового жанра служат прекрасным инструментом для изучения нравов, обычаев и особенностей взаимоотношений людей разных исторических эпох.

История развития бытового жанра

Бытовой жанр в изобразительном искусстве зародился еще в Древнем Египте. На росписях стен гробниц и дворцов часто встречаются обычные сцены из жизни крестьян. Но эти картинки занимают второстепенное положение на фоне монументальных религиозных изображений.

Бытовой жанр. Стенопись с бытовыми сценами в Древнем Египте

Бытовой жанр в античном мире также играл незначительную роль в изобразительном искусстве. Древние римляне и греки предпочитали создавать произведения на героическую, религиозную и мифологическую тематики.

В странах Востока рисунки на темы быта чаще всего носили поучительный или юмористический характер. До наших дней дошли немногочисленные произведения мастеров из Китая, Японии, Кореи и Индии. А мусульманские мастера искусства вынуждены были считаться с запретом изображения фигур человека и животных.

Бытовой жанр. Неизвестный индийский художник XVII века. Бытовая сцена

Только в эпоху Возрождения в Европе бытовой жанр начал постепенно набирать популярность. Мастера Ренессанса стали добавлять в свои картины на религиозную тематику ранее недопустимые изображения из повседневной жизни. Появились первые миниатюры, гравюры и светские росписи, посвященные народному быту.

В XVII веке наступил Золотой век голландской живописи. В этот период многие художники обращаются в своем творчестве к быту соотечественников. Появляется огромное количество картин на всевозможные повседневные сюжеты:

  • с пиршествами и застольями в кабаках;
  • из жизни провинциальных воинов;
  • о выполнении рутинной городской домашней работы.

К новой тематике обращаются даже признанные мэтры того времени: Веласкес (Diego Velázquez) и Рубенс (Pieter Paul Rubens). Огромное влияние на становление жанра оказали Франс Халс (Frans Hals), Виллем Корнелис Дейстер, Ян Стэн (Jan Steen).

Но к концу XVII века голландское искусство становится все более ориентированным на вкусы правящего класса. Художники отдают предпочтение написанию картин из жизни дворян и зажиточных мещан.

В XVIII веке Франция становится ведущей державой в мировой живописи. Местные аристократы начинают собирать первые крупные коллекции. Художникам этой поры было свойственно рисовать сцены в идеализированной и сентиментальной манере.

Большим спросом пользуются работы Антуана Ватто (Antoine Watteau), Франсуа Буше (François Boucher), Жан-Батиста Грёза (Jean-Baptiste Greuze). В Англии растет популярность Томаса Гейнсборо, в Испании пишет картины со сценками быта Франциско Гойя (Francisco Goya).

В XIX веке происходит дальнейшее развитие жанра. На смену пышному рококо приходит совершенно другое искусство. Живописцы начинают рисовать отверженных людей, нищих, калек, представителей самых низов общества. Герои на картинах страдают, переживают сильную боль, становятся приговором обществу.

К тематике благоволят представители разных направлений живописи столетия:

В это время творят Теодор Руссо (Théodore Rousseau), Эдгар Дега, Алексей Венецианов, Поль Гоген (Paul Gauguin), Илья Репин, Уинслоу Хомер.

Не утратил своего значения в искусстве жанр в XX и в наступившем XXI веке. Художники рисовали и продолжают запечатлевать на холсте сцены из жизни современников, чтобы сохранить для потомков яркую и противоречивую картину новейшей эпохи. Мастера кисти в своих произведениях поднимают острые социальные проблемы общества, помогают людям обрести уверенность в будущем.

Знаменитые художники бытового жанра

Жанровыми произведениями славятся многие живописцы разных эпох. Наша статья отдает дань уважения лишь нескольким знаковым мастерам кисти:

  • Виллем Корнелис Дейстер (Willem Cornelisz Duyster) — (1599 -1635) — известный голландский жанровый мастер, любил рисовать праздники и сценки из жизни военных.
    (Thomas Gainsborough) — (1727-1788) — основатель британской пейзажной школы, яркий представитель романтизма.
    (Winslow Homer) — (1836-1910) — основоположник американского реализма в изобразительном искусстве, создатель собственной художественной школы.
    (Edgar Degas) — (1834-1917) — выдающийся импрессионист, известный полотнами на незамысловатые сюжеты из обычной жизни горожан.
    (1844-1930) — ключевая фигура русского реализма в живописи, мастер портрета, бытового и исторического жанра.

Бытовой жанр был и остается востребованным среди ценителей живописи. А на сайте Very Important Lot посетители могут принять участие в аукционах и приобрести произведения искусства. Здесь также можно купить картины современных художников напрямую у авторов.


Цель. Создать условия для знакомства с новым живописным жанром - бытовым и репродукциями картин этого жанра, научиться рисовать картины бытового жанра.

Познакомить с бытовым жанром и репродукциями картин этого жанра;

Создать условия для развития способности анализировать, сравнивать картины;

Содействовать воспитанию художественного вкуса.

Технология развивающего обучения

Оборудование (Образовательные ресурсы):

для учителя – презентация;

для учащихся – гуашь, кисти, альбом.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я, меня зовут Евгения Викторовна! Давайте глазами проверим готовность к уроку.

а) вводная беседа

-Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром живописи - это бытовой жанр. Но для начала, давайте повторим, с какими жанрами вы уже знакомы?

-Кто попробует дать определение этим жанрам?

-Как вы думаете, что называют бытовым жанром?

- Бытовой жанр-это жанр изобразительного искусства, изображение событий и сцен повседневной частной жизни человека. Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно, считался низким, недостойным внимания художника.

- Один из представителей бытового жанра, является Павел Андреевич Федотов-русский живописец и график. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью.

К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье, так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха.

- Павел Федотов умело, использует вещи, заставляет их говорить. Предметы в его картинах всегда написаны с поразительным умением и точностью.

Надо думать, что именно таким победительным, величественным и гордым до надменности ощущал себя чиновник. Но античный герой, вознесшийся среди ломаных стульев, пустых бутылок и черепков, мог быть только смешон, и смешон унизительно — все убожество его амбиций вылезало наружу.

б) объяснение задания.

- Ваша задача будет нарисовать композицию на тему будничной человеческой жизни. Постарайтесь выбрать интересные моменты из повседневной жизни, например: Завтрак, На уроке, Игры во дворе.

Самостоятельная работа

- Можете приступать к работе. После того как вы нарисуете в карандаше. Приступайте к работе в цвете. Цвета берите чистые, яркие. Постарайтесь цветом выделить главного героя.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Какой жанр мы с вами изучали?

Завершающий этап. Подведение итогов.

- Ребята, а сейчас я попрошу тех ребят, которых назвала, пройти к доске и показать всему классу свои получившиеся рисунки.

-Ребята, которые стоят у доски, получили отлично. Остальные подойдите ко мне, я вам скажу оценки, а Владимир Павлович поставит вам их в дневник.

-Уберите свои места. Спасибо за урок. Урок окончен.

Ребята приветствуют учителя. Проверяют готовку к уроку.

- Натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр.

-Натюрморт - изображение неодушевлённых предметов.

-Портрет - изображение какого-либо человека либо группы людей.

- Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

-Анималистический жанр – это изображение животных в живописи, скульптуре и графике.

Читайте также: