Конспект индивидуального занятия на тему овощи

Обновлено: 06.07.2024

Цель: развивать лексико — грамматический строй речи. Закрепить знания детей об овощах.

• Закрепление образования существительных множественного числа именительного и родительного падежа, образования существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

• Учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам.

• Согласовывать числительные в роде, числе и падеже.

• Развитие зрительного и слухового внимания.

• Развитие мелкой и общей моторики.

• Развитие мышления и воображения.

• Формировать познавательный интерес, активность и самостоятельность.

Оборудование: картинки зайчиха с зайчонком; овощи: капуста, картошка, свекла, морковь, редиска, лук, кабачок, огурец, помидор, тыква, перец, баклажан; картинки по 2 и 5 овощей на одной: морковь, огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, луковица.

Ход занятия:

Логопед: – логопед показывает детям картинку после того, как они назвали овощ.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок (лук).

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок).

И красавец-великан темно-синий (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Молодцы! Ну так что, догадались, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети: об овощах

Логопед: А где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде на грядках.

Морковь (корешки, помидор (вершки, лук (вершки и корешки)

Картофель (корешки, огурец (вершки, капуста (вершки, свекла (корешки)

Отлично! А теперь мы с вами подумаем, чего же много в огороде. Вот, например, у меня есть один огурец, а в огороде много огурцов.

У меня один горох, у тебя (много гороха).

У меня одна морковь, у тебя (много моркови).

У меня одна картошка, у тебя (много картошки).

У меня одна редиска, у тебя (много редиски).

У меня один баклажан, у тебя (много баклажанов-баклажан)

У меня один перец, у тебя (много перца).

У меня один лук, у тебя (много лука).

У меня один чеснок, у тебя (много чеснока).

У меня одна тыква, у тебя (много тыквы).

У меня одна редька, у тебя (много редьки).

У меня один кабачок, у тебя (много кабачков).

Мы картошку накопали, как будто капаем картошку

Огурцы с грядок сорвали, как будто срываем огурцы

Срезали капусту ловко. в стороны разводим руками поочередно

И в корзине от земли присели

Вам в подарок принесли. встали, руки вперед.

Логопед: хорошо, немного размялись, теперь садимся и продолжим наше занятие. Подумайте ребята, если одна морковь, а если их будет две, то, как мы скажем?

Дети: две морковки.

Логопед: а если их будет пять?

Дети: пять морковок.

Логопед: хорошо, а давайте теперь попробуем сосчитать другие овощи. Только не выкрикивайте, спрашивать буду по именам.

Один огурец, скажи, как мы скажем если их будет два? Пять?

Один помидор, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна тыква, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна картошка, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Один перец, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна редиска, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Одна луковица, скажи, как мы скажем, если их будет два? Пять?

Хорошо, а у меня есть вот такая картинка

Логопед показывает картинку, где изображена зайчиха с зайчонком

Логопед: сейчас мы с вами угостим зайчиху и зайчонка. Но сначала мы им расскажем какие у нас овощи есть. Я буду называть большой овощ, а вы назовете такой же овощ, только маленький, например, я говорю морковь, а вы говорите – морковочка. Попробуем?

Логопед и дети:

лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.

А вот теперь давайте угощать зайчиху и зайчика. «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайчиху – морковью, зайчонка – морковкой,

зайчиху – луком, зайчонка – лучком.

зайчиху – помидором, зайчонка – помидорчиком.

зайчиху – огурцом, зайчонка – огурчиком

зайчиху – укропом, зайчонка – укропчиком

зайчиху – картошкой, зайчонка – картошечкой

зайчиху – перцем, зайчонка – перчиком

зайчиху – чесноком, зайчонка – чесночочком

зайчиху – горохом, зайчонка – горошком

зайчиху – репой, зайчонка – репкой

отлично, молодцы. Вот и угостили зайчиху с зайчонком, теперь они наелись и пойдут отдыхать.

А мы с вами сделаем разминку для глазок

Ослик ходит, выбирает, Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, Посмотреть наверх,

А внизу растет крапива, Посмотреть вниз.

Слева – свекла, справа – брюква, Посмотреть влево – вправо.

Слева – тыква, справа – клюква, Посмотреть влево – вправо.

Снизу – свежая трава, Посмотреть вниз.

Сверху – сочная ботва. Посмотреть вверх.

Выбрать ничего не смог. Зажмурить глаза.

И без сил на землю лег. Поморгать 10 раз

Если в корзинке помидоры, то это корзинка с помидорами

А если в ней огурцы…

Хорошо, но и сейчас предлагаю приготовить сок

Из моркови, значит он какой будет? морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный

А теперь приготовим икру:

из овощей

Раз, два, три, четыре, пять — снова будем мы играть.

Нужно ответить на вопрос.

(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый).

Подведение итогов занятия:

Отлично, вы сегодня большие молодцы. О чем сегодня мы с вами говорили? Что нового сегодня узнали?

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной группе для детей с ОНР

Цель: Развивать лексико- грамматический строй речи. Закрепить знания детей об овощах.

Закреплять образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежа, образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах.

Развитие зрительного и слухового внимания, развитие мелкой и общей моторики, развитие мышления и воображения.

Формировать познавательный интерес; развивать активность и самостоятельность.

— Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста) .

Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку) .

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка. (свекла) .

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку) .

Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску) .

Помогает деду внук — собирает с грядок. (лук) .

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий. (кабачок) .

И красавец-великан темно-синий. (баклажан) .

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

— Догадайтесь, чем мы с вами сегодня будем говорить ?

  • Об овощах
  • А где растут овощи?
  • Овощи растут в огороде на грядках.

Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй — это вершки.

Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят — вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх.

. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки).

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений)

Покажем Чиполлино, как мы собираем урожай. Будем пользоваться словами: я, ты, он, она, они, мы, вы.

На игровом поле — картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:

  • Я срезаю капусту. Кабачок . Он срезает капусту Она.

— Я срываю огурцы.помидоры. горох
— Я копаю картошку
— Я выдергиваю редиску. Морковь. свеклу

Корзинка с помидорами..( огурцы, перцы, баклажаны, бобы, кабачки. )

Из моркови – морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный и т. д.

А теперь приготовим икру:

Раз, два, три, четыре, пять — снова будем мы играть.

Надо ответить на вопрос.

(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) .

Поможем Незнайке закончить предложения :

Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зелёный, а свёкла…
Морковка в земле, а помидор…

Подведение итогов занятия:

Где мы побывали? Что мы узнали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект фронтального логопедического занятия (старшая группа для детей с заиканием)




Занятие на закрепление правильного произношения звука Ш в слогах, словах, предложении.


Цель: обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:

Они разные бывают,
В огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мама добавляет!

Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.

Под землёй росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пёс Артошка:
— Гав-гав-гав – привет, …!
(картошка)

Сто одежек –
Все без застежек.
(капуста)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

2. Основная часть.

Логопед : Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?

Дети: огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).

1) Пальчиковая гимнастика

Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.

В нашем огороде
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

Логопед: Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:

Дети: огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.

Логопед: Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.

Дети: огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.

Логопед: Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.

Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

Логопед: На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?

Срывают: (помидор, огурец),
Выдёргивают: (лук, морковь),
Срезают: (кабачок, капуста),
Выкапывают: (картофель).

Логопед: Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?

Логопед: Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?

Дети: Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор.
Салат: капуста, огурец, овощи.
Суп: помидор, картофель, овощи.

9) Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.

Дети: Морковь растет под землей и т.д.

Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.

Логопед: Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.

— Молодцы, ребята, а гномик приготовил для вас сюрприз, принес вам волшебные листочки, на них вы найдете разные овощи!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия для детей 5-6 лет.

Цель : Уточнить и расширить представления об овощах.

Коррекционно-образовательная:

- уточнить и активизировать словарь по теме;

- учить образованию имен существительных ед. и мн. числа с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

- учить образованию падежных окончаний существительных.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, мелкую моторику;

- развивать зрительное восприятие и графические навыки;

- развивать связную речь и координацию речи с движением.

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

Коррекционно-воспитательная:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать у детей аккуратность и трудолюбие.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл гость –Заяц. На поляне он нашёл мешок, в котором лежат предметы, давайте ему поможем и назовем эти предметы!

Педагог показывает муляжи овощей, дети их называют.

Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.

- Ребята, как можно это назвать одним словом? (Овощи)

Вводная беседа.

- Ты, Зайчик присядь и послушай, что ребята тебе расскажут про овощи.

Овощи растут на огороде. Овощи бывают разные по форме: круглые, овальные, похожие на треугольник. Разные по цвету. Некоторые овощи растут под землей, а другие на земле.

Игра. «Рассмотри овощи и ответь на вопрос.

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы:

- Какие овощи растут на земле?

-Какие овощи растут в земле?

Подбери слова признаки к овощам: визуально (размер, цвет, форма), вкус и запах.

Огурец: большой, зеленый, овальный, сладковатый, вкусный, ароматный.

Помидор: большой, красный, круглый, сладкий, ароматный и т.д.

Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Помидор - помидорчик; морковь-морковка

Огурец - огурчик; тыква - тыковка;

Лук - лучок; свёкла - свёколка;

Чеснок - чесночок; капуста - капустка;

Горох - горошек; картошка - картошечка.

Гимнастика для глаз

(профилактика нарушений зрения)

Нарисуем помидор круглый и сладкий.

И большой-пребольшой, очень вкусный такой.

Приходите в огород -шаги на месте.

Посмотреть, как все растет,-руки поднимать вверх.

Все растет, все цветет-потряхивание руками.

Никому не тесно. -руки разведены в стороны.

Приходите в огород! -прошагали на месте

Очень интересно. -наклон вперед, перекрестные движения перед собой.

Ребята, Зайчику было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.

Штриховка овощей цветными карандашами.

3.Итог занятия. Рефлексия.

Занятие подошло к концу, скажите, о чем мы говорили на занятии? Какие бывают овощи?

Спасибо всем большое, за то, что вы так хорошо справились с заданиями, все были умницами. Давайте себе за это похлопаем (дети хлопают в ладони).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 023 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.09.2019 310
  • DOCX 17.2 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Исламгулова Альфия Ахматсахиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор: Андреева Наталья Сергеевна

Организация: МКДОУ ЦРР - детский сад № 17 г. Россоши

Населенный пункт: Воронежская область, город Россошь

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закрепление умения пользоваться указательным жестом.

Закрепить умения различать предметы по цвету и величине.

Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.

Коррекционно – развивающие:

Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики; артикуляционной моторики; внимания.

Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения.

Побуждать к жестам и речевым вокализациям.

Побуждать ученика к коммуникации с педагогом.

Коррекционно – воспитательные: Воспитание интереса к занятиям, усидчивости, желания доводить начатое до конца.

Социализирующие: Установление эмоционального контакта, создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения).

Оборудование: Картинки бегемота, лягушки, лошадки, слона; модели игрушек; муляж грядки с овощами; муляжи овощей разных размеров; корзины; разрезная картинка огурца; разноцветные полоски; картинки с изображением геометрических фигур; яркие прищепки; картинки с изображением овощей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Далее ребёнок здоровается с моделями игрушек, которые помогают ребёнку в ходе занятия.

Посмотри, к нам пришёл зайка давай поздороваемся с зайчиком. Привет Зайка.

2. Артикуляционная гимнастика

А) Педагог показывает ребёнку картинки с изображением бегемота, лягушки, лошадки и т. д.

- Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! “А”

-Улыбаюсь, как лягушка, очень милая подружка! “И”.

-Подражаю я слону, губки хоботом тяну” “У”.

-Эй лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы”.

Б) Закрепление указательного жеста: “ - Покажи лошадку. Покажи лягушку. Покажи бегемота. Кто улыбается? Кто открыл рот? Кто показывает зубки?

3. Основная часть.

Зайчик просит помочь ему собрать овощи.

- Помоги зайке собрать овощи с грядки. У каждого овоща свой домик. Педагог сопровождает речью, каждое движение. Морковь мы дёргаем и кладем в корзину. Картофель капаем и кладем в корзину. Капусту мы срезаем и кладем в корзину, помидор мы срываем и кладем в корзину, огурец срываем и кладем в корзину, перец мы срываем и кладем в корзину. Посмотри, что в корзине? Это всё. - Овощи!

2. Массаж пальцев, рук, предплечья.

Массажным шариком Су-джок педагог производит вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь ребёнка, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия проводит с правой рукой).

Цель: Учить соотносить два одинаковых овоща.

Смотри, дай зайке такой же овощ.

4. Пальчиковая гимнастика

Цель: Переключение внимания. Развитие координации движений.

Наши пальчики устали, давай сделаем зарядку.

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем.

5. Игра собери картинку

Цель: Развивать мышление и память

Ребёнку даём инструкцию, собери картинку. Что у тебя получилось? Правильно, огурец. Найди огурец в корзине.

Какой огурец? На столе картинки (зелёный квадрат, овал, квадрат и т.д.) Ребёнок выбирает то, что подходит к огурцу (зеленый, шершавый, овальный и т. д). Где растет огурец?

- На огороде. А что еще растет на огороде?

Цель: Обогащение глагольного словаря

Покажи, на какой картинке овощи растут на земле? Покажи, на какой картинке овощи растут под землёй. Молодец!

Цель: Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.

8. Игра с прищепками

Цель: Учить согласовывать имена существительные и числительные.

А теперь зайчик, просит нас собрать помидоры в корзину.

Вешаем прищепки, на корзину прикрепляя по одному помидору, педагог проговаривает каждое действие: один помидор, два помидора и т.д.

Цель: Развивать зрительное восприятие

Посмотри, что на картинке? - Заяц с морковью. Какого цвета морковь? (перед ребёнком цветные полоски, задание выбрать полоску) – Оранжевого. Выбери оранжевый карандаш и раскрась морковь (заштриховать). Что в руках у зайца? – морковь. Угости нашего зайку морковкой. Спасибо Марат.

10. Волшебный мешочек

Цель: Развивать осязание при различении предметов на ощупь.

Посмотри, зайчик принес нам волшебный мешок. Что же там? Засунь руку в мешочек. Что в мешке? Покажи (перед ребёнком муляжи овощей) что там.

На ощупь он должен определить, какой это овощ.

11.Итог занятия

Список литературы:

  1. Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь.

Для детей 2,5–4 лет / Е. Ю. Климонтович. – Изд. 2-е. – М. : Теревинф, 2012.

Серия логопедических занятий по лексической теме "Овощи".

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА "ОВОЩИ"
Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры “Где чья тень?”
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КАПУСТА”
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)


(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)


2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)


3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….


4. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка


5. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны


6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
8. Игра “Где чья тень?”(найти тени овощей)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Подскажи словечко”.
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.


Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:


1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)


2 . Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)


3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….


4. Составление простого предложения (с опорой на картинку ).
Например: “У меня зеленый огурец” и т.п.


5. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая


6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили .
Игра “Четвертый лишний”.
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

Задания по теме Овощи

1. Родителям рекомендуется:

• Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
• Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
• Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

2. Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .

а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

3. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

3. Игра “Назови цвет” (устно)

Морковь (какая?) — оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

4. Игра “Один – много”

Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

Конспект индивидуального лексико-грамматического занятия.

Ф. И. ребёнка ______________________________(старшая группа).

  • Содружественное сходящееся косоглазие. Гиперметропия средней степени OD, высокой степени OS. Сложный миопический астигматизм.

Второй этап лечения. Окклюзия.

  • ноутбук, компьютерные изображения: герой мультфильма Копатыч, изображения сада, огорода, изображения овощей и фруктов, погреба; в конвертах: картинки 2-х банок с фруктами и 2-х банок с овощами, цветные круги (кочки); коробочка с фруктовой карамелью, на этикетке изображен фрукт; конверт с открыткой для письма Копатычу; фигурка Смешарика.

Ход занятия.

Организационный момент.

Л.: На электронную почту пришло письмо. Посмотрим от кого оно?

Логопед на ноутбуке открывает первую страницу письма (изображение Копатыча).

Л.: Кто это? Ты узнал его?

Л.: Интересно, что он нам написал? Откроем?

(Слайд 1- текст на компьютере).

Я передаю вам большой привет от всех Смешариков. Высылаю фотографии и игры для Вас и ваших ребят.

Л.: Как интересно, откроем дальше.

Основная часть.

(Слайд 2- изображения фруктов и овощей).

1.​ Л.: Что мы видим?

Красный лимон, оранжевую капусту, круглую морковь, квадратное яблоко, синий огурец. Копатыч пошутил, таких фруктов и овощей не бывает. Давай исправим ошибки.

Р.: Жёлтый лимон, зелёная капуста, треугольная морковь, круглое яблоко, зелёный огурец.

Л.: Ну вот, теперь правильно. Копатыч любит трудиться в саду и в огороде. Что может он выращивает в саду?

Р.: В саду растут фрукты.

Л.: А что в огороде?

Р.: В огороде — овощи.

Л.: Молодец, откроем следующую страницу письма. (Слайд 3- изображение сада Копатыча).

Л.: Чего много выросло в саду?

Р.: Много слив, яблок, груш.

(Слайд 4 – изображение огорода).

Л.: А на следующей странице фотография огорода. Чего много в огороде, на грядах?

Р.: Много огурцов, моркови, помидор, тыкв, лука.

Зрительная пауза: закрываем глаза и открываем, можно веки прижать пальчиком.

(Слайд 5 – картинка погреба).

2.​ Л.: У Копатыча всегда богатый урожай овощей и фруктов. И его нужно сохранить. Хранит он весь урожай в погребе. На полках стоят банки с компотом, с соком, с вареньем, банки с огурцами, помидорами, в корзинах хранится картофель, капуста, лук, морковь.

- Копатыч прислал нам 2 банки с фруктовым компотом. Посмотрим, из каких фруктов приготовлен он.

Конверт с вырезанными предметными картинками: 2 банки с фруктами и 2 банки с овощами.

(Логопед даёт образец ответа).

Л.: В этой банке 5 слив, 5 яблок, 4 груши. 3 вишни. А в другой?

Р.: А в этой банке 5 вишен, 2 яблока,3 груши, 4 сливы.

Л.: Ещё 2 банки с овощами. Какие же овощи в банках? В этой банке 1 луковица, а в другой банке сколько луковиц?

Р.: В этой банке 2 луковицы.

Л.:В этой банке 4 помидора, а в другой банке сколько помидор?

Р.: В этой банке 5 помидор и т.д. (2 перца-3 перца, 5 огурцов-3 огурца).

Л.: огурец, кабачок, мандарин, банан, перец, ананас, баклажан.

Конверт с большими кругами (кочки), картинки с изображением вишни, груши, кабачка и репы, фигурка Смешарика.

Из кругов выложить дорожку.

Л.: Тебе нужно делить слово на слоги и двигаться по кругам-кочкам, один слог – один шаг. Если ты правильно разделишь все слова, то остановишься перед фигуркой Смешарика.

Р.: Виш-ня, гру-ша, ка-ба-чок, ре-па.

4.​ Л.: Молодец! Давай, мы с тобой тоже напишем письмо Копатычу и вышлем ему и его друзьям угощение, конфеты с фруктовой начинкой.

- Смотри, какая начинка в этой конфете (обратить внимание на этикетку конфеты, где нарисован какой-либо фрукт, логопед даёт образец ответа. Нарисован апельсин — конфета апельсиновая).

Р.: апельсин — апельсиновая, лимон — лимонная, яблоко — яблочная, банан — банановая. Мы с тобой положим эти конфеты в коробку, напишем письмо и отправим эту посылку Копатычу и его друзьям. Я думаю, он будет рад. Что напишем?

Ребёнок и педагог вместе придумывают текст письма. (Здравствуй, Копатыч. Спасибо за интересные игры, мы с радостью поиграли. Высылаем тебе и твоим друзьям фруктовые конфеты к чаю. Приятного чаепития.)

Читайте также: