Конспект индивидуального логопедического занятия грамматический строй речи

Обновлено: 05.07.2024

упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций;развивать навык согласования существительных с числительными;развивать навык словообразования;развивать ВПФ;развивать навык координации речи с движением;развивать навык подбора прилагательных к существительным;упражнять в подборе антонимов к словам;упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.Коррекционно-воспитывающие:

воспитывать навык самоконтроля;воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК, презентация.

- Здравствуй, Миша! Сегодня я тебе принесла картинку. Скажи, пожалуйста, какое время года на ней изображено? (весна)

Введение в тему занятия

- Какие весенние месяцы ты знаешь? (март, апрель, май) Правильно! Теперь разложи картинки по порядку (сначала март, затем апрель и май). Почему ты разложил именно в этом порядке? (признаки весны)

- День какой? (солнечный, ясный…)

- Весной солнце какое? (яркое, лучистое, теплое, ласковое…)

- Настроение весной, какое? (радостное, весёлое. )

Зимой солнце тусклое, а весной -

Зимой погода пасмурная, а весной –

Зимой животные впадают в спячку, а весной –

Зимой день короткий, а весной –

- Тает снежинка или слезинка?

- Журчат грачи или ручьи?

- Набухают почки или листочки?

- Молодец, ты правильно исправил все ошибки.

Как называют места, где снег протаял до земли? Проталина

Как называется явление, когда с крыши свисают и капают сосульки? Капель

Как называется явление, когда на реке ломается лёд? Ледоход

Как называют растения, которые первые цветут ранней весной? Первоцветы

проталина, а много - . (проталин),

капля, а много - . (капель),

капель, а много - …(капелей),

сосулька, а много - …(сосулек)

лужа, а много - … (луж)

скворец, а много -… (скворцов)

Улыбаются все люди, весна-весна-весна!

Она везде, повсюду, красна-красна-красна!

По лугу, лесу и полянке – идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться нас зовет!

И в ручейке лесном задорно звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке задорной журчит, журчит, журчит!

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

Поднимаем руки над головой и ритмично хлопаем, повороты туловища

Ритмично шагаем на месте

Ритмично щелкаем пальцами рук

Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы

бабочка подлетела (к) цветкубабочка села (на) цветокбабочка отлетела (от) цветкабабочка спряталась (за) листокбабочка перелетела (через) цветок

Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам- Миша, у меня есть таблица, в которой написаны слова. Давай их прочитаем и постараемся составить при помощи этих слов рассказ о весне.

Наступила весна. Март первый месяц весны. Солнышко ярко светит, его лучи греют землю. Небо голубое и по нему плывут облака. Начинается таяние снега. На пригорках появляются проталины и на них распускаются первые подснежники. На полях журчат ручьи. Просыпаются медведи, ежи, барсуки, ежи. Из норок полезли жучки, паучки. Они греются на солнышке. Все рады весне.

- Какой красивый рассказ у тебя получился! Молодец!

Итог занятия. Рефлексия

- Наше занятие подошло к концу. Мне кажется оно получилось интересным, а как ты думаешь? О чем мы сегодня говорили на занятии? Что тебе понравилось? Что показалось трудным?

- Ты справился со всеми заданиями. Молодец! До свидания!

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Эта работа поможет преодолеть аграмматизмы в речи, подготовит ребенка к правильному написанию предлогов и приставок.

ВложениеРазмер
konspekt_individualnogo_zanyatiya_s_rebenkom_podgotovitelnoy_gruppy.docx 76.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы

Наш Коля делает все одновременно. Сегодня он смотрел телевизор, ел печенье с вареньем и выполнял домашние задания. Коля все перепутал. Вот что он написал в тетрадке:

Шишки висели над елк е .

Мышка выбежала с норк и .

Кошка спит из диван е .

Лягушонок перепрыгнул с луж у .

Поезд подъехал от станц ии .

Поезд отъехал к перрон а .

Вопросы и задания

1. Читая ребенку рассказ, голосом выделяйте предлог и окончание

2. Выучите с ребенком стишок.

Эти маленькие слова

Мы запомнили навсегда:

Из норки, к стулу, по дивану,

За кустиком, с кровати, в яму,

От печки, через забор, у дороги —

из норки — из , от печки — от , за кустиком — за , у дороги — у ,

к стулу — к , по дивану — по , с кровати — с , в яму — в и т. д.

над под через за из-за из – под

4. Нарисуйте с ребенком схемы предложений.

Шишки висели на елке. — —— V ——.

Мышка выбежала из норки. —— —— V —— .

Над крышею груша,

На крыше Андрюша.

Крошка кошка на окошке

Кашку кушает по крошке.

выделяя голосом предлоги из , из-за (эти сложные предлоги часто отсутствуют в активном словаре детей).

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далеких из полей

Покажите разницу предлогов схематично.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Пусть ребенок самостоятельно найдет схему предлога из-под.

. Покатился в огород,

до катился до ворот,

под катился под ворота,

до бежал до п оворота.

Нарисуйте схему предложения.

начинает высказывание, ребенок заканчивает:

Добежал до (речки).

Доплыл до (берега).

Пополз по (дереву).

Побежал по (дороге).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Логопедические упражнения на развитие грамматического строя речи

Итоговое занятие для закрепления представлений детей о предлогах, их роли в нашей речи.

Формирование словаря,развитие связной речи, формирование звукопроизношения.


Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Антонова Анна Сергеевна

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.

Цель: Обобщение знаний об овощах и фруктах.

Образовательные:

- повышать уровень познавательной активности;

- закрепить представление об овощах и фруктах, и их разнообразии;

- развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам;

- упражняться в образовании уменьшительно - ласкательных суффиксов;

- упражняться в образовании множественного числа существительных в родительном падеже.

Воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии;

- формировать любознательность к окружающим предметам;

Коррекционно – развивающие:

- развитие зрительного внимания, анализа и синтеза;

- развитие фонематического слуха;

- развитие мелкой моторики;

- развитие связной речи.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Здравствуй, Наташа присаживайся. А ты любишь путешествовать?

- Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие с гостями.

- А где растут овощи?

- Овощи растут на грядке.

- Правильно, а где растут фрукты?

- Фрукты растут на деревьях.

- Но сначала сделаем веселую зарядку для язычка.

3. Артикуляционная гимнастика.

- Вспомним, какие упражнения помогут нам правильно говорить.

а) Улыбка" ("заборчик")

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу.

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

4. Развитие умения характеризовать предмет по нескольким признакам

- По дороге кто - то обронил корзинки, давай соберем в одну корзинку овощи, а в другую фрукты.

(картошка, свекла, помидор, огурец, капуста, яблоко, груша, банан)

5. Образование уменьшительно - ласкательных суффиксов

- Молодец. Вот у нас две корзинки овощей и фруктов давай их ласково назовем.

- Картошка, а ласково?

- Огурец, а ласково?

(капусточка, яблочко, грушечка, бананчик)

6. Физкультминутка

Будем мы варить компот. Показывают круговые движения.

Фруктов нужно много. Вот. Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот , показывают круговые движения.

Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.

7.Образование множественного числа существительных в родительном падеже

- моркови, картошки, лука, огурцов, яблок, груш, бананов, винограда.

8. Развитие связной речи (составление описательного рассказа по схеме)

Какой на вкус

- Это морковь. Она треугольной формы. Красного цвета. Очень сладкая на вкус. Это яблоко. Оно круглой формы. Зеленого цвета. Очень сладкая на вкус.

Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

развитие лексико-грамматического строя речи

Коррекционно-развивающие :

Развитие навыков словообразования и словоизменения

Употребление предложно-падежных форм

Развитие навыков согласования

формирование познавательной активности

Оборудование: Картинка с изображением кукол (самосвалов) разных размеров и цветов, сюжетная картинка, схема с картинками, су-джок шарик.

Ход занятия:

Организационный момент: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем в интересные игры, узнаем много интересного. Готовы?

Цель: согласование с существительным в роде, числе и падеже.

Логопед показывает детям три картинки, на которых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла — в жёлтом платье, средняя кукла — в белом платье, маленькая кукла- в зелёном платье.

Для мальчиков показываются самосвалы разных цветов.

Цель: употребление предложно-падежных конструкций

С куклой мы пойдём гулять шагаем на месте

Будем куклу одевать:

правой рукой погладили левую руку, а затем левой – правую)

Кофту тёплую, штаны, двумя руками погладили сначала грудь, затем ноги

А на ноги – сапоги, потопали ногами

Шапку, шарфик и пальто погладили голову, шею и скрестили руки на груди

Будет куколке тепло! руки скрещены на груди, повороты корпуса влево– вправо

Выполнять действия в соответствии с текстом

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Цель: учить образовывать слова прибавляя суффиксы.

Цель: составление предложения по схеме, правильно согласовывая слова.

Логопед: к нам в гости пришли сказочные герои, но не с пустыми руками. Они принесли подарки. Посмотри на табличку и скажи, что подарил каждый герой.

Цель: Сформировать навык согласования прилагательного с существительным в предложении.

Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, используют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах.

Молодцы! Как Вы думаете, со всеми заданиями вы справились? Что у Вас получилось лучше всего?

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Логопедические занятия по развитию речи включают задания по формированию грамматического строя речи. Эти задания тесно связаны с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе, сами же словоформы связываются по законам грамматики. Необходима целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных и глаголов. Дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в изменении слов по числам, падежам, родам и в согласовании слов между собой в соответствии с грамматическими нормами языка.

Наряду с фронтальными логопедическими занятиями проводится систематическая индивидуальная работа по формированию грамматического строя устной речи детей, страдающих общим недоразвитием речи. На индивидуальных занятиях важно специально упражнять детей в правильном употреблении отдельных грамматических форм, в словообразовании и в правильном построении фраз. Мы предлагаем практический материал для индивидуальных логопедических занятий, включающий задания для работы над словоизменением и словообразованием.

1).Образование множественного числа имен существительных:

дом – …(дома) лес – … бок – … глаз – … берег – …
поезд – … парус – … пояс – … повар – … вечер – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один кот – два кота – три кота – четыре кота – пять котов

Один петух – …
Один волк – …
Один страус – …
Один крот – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

дом – домик гном – … слон – … кот – … двор – …
ключ – … бант – … бинт – … луч – … стол – …

4).Образование относительных прилагательных:

Шапка из меха – меховая шапка
Шапка из шерсти – …
Шапка из кожи – …
Платье из шёлка – …
Платье из бархата – …

5).Окончания глаголов:

Я играю, ты… он… мы… вы… они…
Я пилю, ты… он… мы… вы… они…
Я считаю, ты… он… мы… вы… они…
Я рублю, ты… он… мы… вы… они…

1).Образование множественного числа имен существительных:

платок – … венок – … щенок – … грибок – … молоток – …
колосок – … жучок – … потолок – … дубок – … звонок – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один лев – два льва – три льва – четыре льва – пять львов
Один орёл – …
Один муравей – …
Один воробей – …
Один дятел – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

кошка – кошечка чашка – … сушка – … пушка – … шишка – …
ложка – … кружка – … стружка – … ромашка – … игрушка – …

4).Образование относительных прилагательных:

Кувшин из глины – глиняный кувшин
Кувшин из стекла – …
Кувшин из хрусталя – …
Кувшин из серебра – …

5).Окончания глаголов:

Я читаю, ты… он… мы… вы… они…
Я смотрю, ты… он… мы… вы… они…
Я рисую, ты… он… мы… вы… они…
Я спешу, ты… он… мы… вы… они…

1).Образование множественного числа имен существительных:

стул – … лист – … колос – … копьё – … крыло – …
клок – … ком – … платье – … дерево – … перо – …

2).Согласование существительных с числительными:

Одно кольцо – два кольца – три кольца – четыре кольца – пять колец

Одно кресло – …
Одно стекло – …
Одно окно – …
Одно сердце – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

жук – жучок паук – … червяк – … старик – … хомяк – …
рак – … моряк – … каблук – … башмак – … клок – …

4).Образование относительных прилагательных:

Ложка из дерева – деревянная ложка
Ложка из серебра – …
Ложка из стали – …
Ложка из пластмассы – …
Ложка из олова – …

5).Окончания глаголов:

Я вяжу, ты… он… мы… вы… они…
Я строю, ты… он… мы… вы… они…
Я режу, ты… он… мы… вы… они…
Я ношу, ты… он… мы… вы… они…

1).Образование множественного числа имен существительных:

поле – … море – … озеро – … число – … кресло – …
окно – … ведро – … весло – … стекло – … облако – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один корень – два корня – три корня – четыре корня – пять корней
Один врач – …
Один фонарь – …
Один зверь – …
Один корабль – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

конфета – конфетка осина – … берёза – … рябина – … картина – …
голова – … трава – … туча – … рука – … река – …

4).Образование относительных прилагательных:

Котлета из рыбы – рыбная котлета
Котлета из мяса – …
Котлета из моркови – …
Котлета из капусты – …
Котлета из картофеля – …

5).Окончания глаголов:

Я делаю, ты… он… мы… вы… они…
Я гружу, ты… он… мы… вы… они…
Я копаю, ты… он… мы… вы… они…
Я кошу, ты… он… мы… вы… они…

1).Образование множественного числа имен существительных:

день – … пень – … рот – … лоб – … лев – …
сон – … ров – … мох – … ухо – …

2).Согласование существительных с числительными:

Одно море – два моря – три моря – четыре моря – пять морей
Одно поле – …
Одно ухо – …
Одно слово – …
Одно дело – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

зеркало – зеркальце платье – … одеяло – … кресло – … масло – …
покрывало – … дело – … мыло – … сало – … тело – …

4).Образование относительных прилагательных:

Сок из яблок – яблочный сок
Сок из клюквы – …
Сок из вишни – …
Сок из клубники – …
Сок из апельсина – …

5).Окончания глаголов:

Я лаю, ты… он… мы… вы… они…
Я леплю, ты… он… мы… вы… они…
Я плаваю, ты… он… мы… вы… они…
Я глажу, ты… он… мы… вы… они…

1).Согласование существительных с числительными:

Одна голова – две головы – три головы – четыре головы – пять голов
Одна рука – …
Одна нога – …
Одна коса – …
Одна мыльница – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

балкон – … фонтан – … росток – … компот – … солдат – …
маска – … масло – … марка – … дудка – … ночник – …

3).Образование относительных прилагательных:

мёд с липы – …
суп с фасолью – …
пух тополей – …
шуба из соболя – …
малина из леса – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У мышки – мышонок, мышата
У ежа – …
У ужа – …
У лягушки – …
У осла – …

5).Окончания глаголов:

Я отсутствую … ты… он… мы… вы… они…
Я рассматриваю – …
Я воздействую – …
Я подглядываю – …

1).Согласование существительных с числительными:

Одна чернильница – 2… 3… 4… 5…
Одна картина– …
Одна люстра– …
Одна шляпа – …
Одна лента – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

чертёж – … журнал – … кафтан – … горшок – … ломоть – …
ларец – … желток – … ковёр – … карман – … кирпич – …

3).Образование относительных прилагательных:

жилет из кожи – …
одежда для молодёжи – …
джемпер из трикотажа – …
икра из баклажанов – …
полка для книг – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У медведя – медвежонок, медвежата
У верблюда – …
У зайца– …
У белки – …
У волка– …

5).Окончания глаголов:

Я останавливаюсь … ты… он… мы… вы… они…
Я регулирую – …
Я приближаюсь – …
Я разглядываю – …

1).Согласование существительных с числительными:

Одна шуба – 2… 3… 4… 5…
Одна роза– …
Одна река– …
Одна конфета – …
Одна сахарница – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

башмак – … фартук – … окно – … огонь – … утка – …
яхта – … осёл – … юбка – … изба – … овца – …

3).Образование относительных прилагательных:

сумка из соломы – …
салат из лука – …
морс из клубники – …
воротник из кружев – …
ассорти из фруктов – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У барсука – барсучонок, барсучата
У бурундука – …
У кролика – …
У козы – …
У лошади – …

5).Окончания глаголов:

Я вздрагиваю … ты… он… мы… вы… они…
Я встречусь– …
Я разгораюсь – …
Я присоединяюсь– …

1).Согласование существительных с числительными:

Одно дело – 2… 3… 4… 5…
Одно слово– …
Одно одеяло– …
Одно покрывало – …
Одно лицо – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

пальто – … полька – … капля – … фонарь – … письмо – …
майка – … вафля – … слойка – … венок – … лейка – …

3).Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:

высокая скала – …
сухой стакан – …
светлая спальня – …
сладкая слойка – …
сломанная скамейка – …

4).Образование названий детёнышей животных и птиц:

У коровы – телёнок, телята
У овцы – …
У свиньи – …
У собаки – …
У утки – …

5).Окончания глаголов:

Я вырисовываю … ты… он… мы… вы… они…
Я приветствую – …
Я раскрываю – …
Я совмещаю – …

1).Согласование существительных с числительными:

Одно село – 2… 3… 4… 5…
Одно колесо– …
Одно озеро– …
Одно зеркало – …
Одно письмо – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

банка – … ноготь – … винт – … ветка – … ведро – …
шорты – … санки – … капля – … норка – … песня – …

3). Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:

свободный студент – …
старый снаряд – …
полосатый свитер – …
усатый старик – …
светлая скатерть – …

4).Образование названий детёнышей птиц:

У гуся – гусёнок, гусята
У вороны – …
У грача – …
У орла – …
У журавля – …

5).Окончания глаголов:

Я взбираюсь … ты… он… мы… вы… они…
Я поддерживаю – …
Я показываю – …
Я беседую – …

Читайте также: