Конспект имя прилагательное пнш

Обновлено: 07.07.2024

Цель: знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.

- познакомить учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками, кратких имен прилагательных;

- самостоятельно формулировать определение кратких имён прилагательных;

- различать краткие и полные имёна прилагательные;

- наблюдать за подвижностью ударения в кратких формах имён прилагательных;

- определять роль кратких прилагательных в предложении.

- сравнивать полную и краткую форму имён прилагательных по составу, грамматическим признакам, лексич., значению и роли в предложении;

- уметь анализировать, обобщать и делать выводы о подвижности ударений, о грамматических особенностях и роли кратких прилагательных в предложении;

- развивать устную и письменную речь.

- прививать учащимся любовь к родному языку;

- учить сопоставлять черты портрета человека с красотой его души и с поступками;

- быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся О.У.У.Н.

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- применять правила и пользоваться особенными закономерностями;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- проверять свою работу и работу учащиеся;

- решать проблемы различного характера;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Вид урока: формулирование новых знаний.

Таблица (в редакции автора)

- Найдите упражнение 113.

1. Не открывая обратного словаря, догадайтесь к какой части речи будут относиться слова на -гий, жий, кий?

Докажите свой выбор.

- Давайте проверим по учебнику (4 № 2, стр. 133) правы ли вы?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что ещё вы знаете об этой части речи?

- Для чего мы используем прилагательные в речи?

2. Используя слова для справок, данные на доске (легкая, умелые, пушистые, карие, курносый, румяное), подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительными:

- Прочитайте, что у нас получилось?

А теперь посмотрите, какой литературный портрет дан вам на стр. 146 учебника

- Эти слова будут относиться к именам прилагательным, т.к. у этой части речи в ед.ч., муж. роде будет окончание “ий”.

- Один человек читает вслух прилагательные на -гий, жий, кий.

- Она относятся к именам прилагательным.

- Слова отвечают на вопрос “какой?”, обозначают признак предмета.

- Имеет грамматические признаки: род, число, падеж;

- В предложении является определением.

- Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет или явление окружающей действительности.

Два учащихся выполняют задание на доске, остальные самостоятельно в тетради.

Это словесный портрет человека.

Открывают стр. 146, читают (вверху).

Познавательные УУД (решать проблему).

Выпишите их в столбик

- Что вы можете сказать о царевне? Какая она?

- А соответствует ли внешность царевны её поступкам?

- Какой вывод мы можем из этого сделать?

- От каких слов образованы слова, записанные на доске? Запишите эти слова во второй столбик.

- Слова какого столбика вам знакомы?

- К какой части речи они относятся?

- Сравните слова первого и второго столбиков?

- Кто догадался с какой частью речи мы сегодня будим знакомиться?

- Вывешивает на доску табличку “краткие прилагательные”.

- Кто из вас знает, что это за часть речи?

Записывают в столбик, один человек работает у доски.

Дети дают описание её внешности.

- Учащиеся дают оценку поступкам царевны.

- Человек должен быть красив душой.

- Дети пишут в тетрадях напротив первого столбика второй:

К именам прилагательным

1. Значение слов

- На какой вопрос отвечают краткие прилагательные.

краткие прилагательные – какова?

Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам.

- Как будут звучать вопросы кратких прилагательных в м.р., ср. р. и во мн. числе?

- А как вы думатете, какие прилагательные появились в языке раньше?

- Посмотрите как сказано об этом на стр. 144, 145.

- Как образовались полные прилагательные?

- Что ещё нового вы узнали из прочитанного?

Дети высказывают своё мнение.

- От кратких прилагательных при помощи окончаний.

-У кратких прилагательных в ж.р. нулевое окончание.

Проверьте и оцените работу друг друга.

- Кто всё сделал правильно?

- Кто допустил ошибки?

- Как образовалась краткая форма прилагательных?

В каком слове поставим ударение? Что заметили?

- Прочитайте вывод на плакате летучей мыши в учебнике на стр. 146.

- Что вы поняли об ударении в полной и краткой форме прилагательных?

Лёгкий - лёгок, легка.

Мягкий - мягок, мягка.

Гладкий - гладок, гладка.

Сладкий - сладок, сладка.

Проверяют и оценивают работы друг друга.

При помощи усечения морфемы + белый гласный.

Ставят ударения в словах.

- Ударение меняет место в словах.

- Один из учащихся читает в слух.

- Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте.

2. Запишите под диктовку предложения - Падает пушистый снег. Зимний снег пушист.

Работая в группах

- Определите какими членами предложения здесь будут имена прилагательные?

- Укажите грамматические признаки этих прилагательных.

- Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных.

Мы заканчиваем нашу схему.

Вывод: ударение в этих словах неподвижно.

Учащиеся записывают предложения под диктовку.

Слово зимний является в предложении определением, а слово пушист - сказуемым.

Пушистый - м.р., ед.ч.

- В предложении они являются сказуемыми.

- Имеют грамматические признаки: род, число, падеж.

Не изменяются по падежам.

- Краткое прилагательное - это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Имя прилагательное,значение и употребление" 4 класс "Перспективная начальная школа".

Тема: Имя прилагательное, значение и употребление.

Цель: систематизация знаний об имени прилагательном как части речи

​ пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;

​ обратить внимание на роль прилагательных в речи;

​ закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных

развивающие:

​ развивать каллиграфические навыки;

​ прививать основы орфографической грамотности;

​ развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;

​ развитие умения формулировать вопросы к заданию;

​ развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;

воспитательные:

​ воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;

​ воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;

​ воспитывать уважение к одноклассникам;

​ воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).

I.​ Орг. момент. Запись числа.

II.​ Минутка чистописания.

III.​ Словарь: автомобиль, аккуратно, багаж, библиотека, вокзал, воробей, дорога, земляника, комбайн, огурец, пшеница, суббота.(Сакина)

Сделайте синтаксический разбор предложения:

Мы украсили ёлку серебряным дождём, разноцветными шарами и мандаринами.(Аня).

Сделайте звукобуквенный разбор слова сердце:

с (с , )-согл.,глух., парн., мягк., парн.

р (р)-согл.,зв., непарн., сонорн., тв., парн.

ц (ц)-согл.,глух. непарн., ,тв., непарн.

IV.​ Формулирование темы и целей урока.

3.​ Работа по теме урока.стр.13 упр.7.

1.Крепкое дерево (ср.р.), крепкий (м.р.) чай, крепкая(ж.р.) вера.

2.Крепкие верёвки, крепкие морозы, крепкие нервы.

4.Физминутка.

- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы отдохнём. (все встали, один ученик у доски показывает движения и говорит).

Учащиеся совершают действия, описанные в физминутке. Объекты (птенчик, дупло, лиса появляются со строчкой, в которой о них говорится)

Мы пришли сегодня в лес. Сколько тут чудес!

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем.

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

5. Работа с текстом .Отредактируй текст.

(Текст написан без прилагательных)

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

– Прочитайте текст. Понравился вам он? Какой это текст: описание или повествование?

- Чего не хватает в тексте-описании?

Выслушиваются тексты, составленные детьми.

– А теперь придумайте название тексту. ( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…)

-Спишите текст, ставя прилагательные в нужном падеже.

- С какой частью речи согласуется прилагательное?

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Взаимопроверка работ. Работа в парах.

Сравните свой результат

С работой соседа.

Исправьте ошибки, если нашли.

Не просто исправьте, а докажите,

Что он не прав, а правы вы.

Работа по учебнику упр 8 стр.14

VII.​ Итог урока. Что мы узнали о прилагательном

VIII.​ Рефлексия. Вам понравился урок? Всё ли вам было понятно?

VIV.​ Домашнее задание. Стр. 16 упр. 9

I. Организация внимания учащихся. Психологический настрой

Урок начинается с психологической разминки:

Тихо мы за парты встали

И друг другу покивали.

И на место мы вернулись.

-Дети, посмотрите на меня. Я желаю вам сегодня, чтобы день принёс вам радость общения друг с другом.

II. Минутка чистописания. (слайд 2)

Открыли тетради. Записали число. Классная работа.

На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь.

о а е и ы

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

- Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)

- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы

Один ученик у доски


- Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)

III. Словарно-орфографическая работа (слайд 3,4)

-Ребята, внимательно послушайте загадки и по прилагательным, узнайте о ком идёт речь. Запишите эти слова в тетради, подчеркните орфограммы.

( слова отгадки появляются по щелчку (слайд)). Один ученик у доски.

1.​ Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

2.​ Кто в беретке ярко красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (дятел)

3.​ Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)

4.​ Непоседа пестрая, птица длиннохвостая

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья- белобока, зовут её …… (сорока)

5.​ Спинка зелёненькая, животик жёлтенький.

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

-Какие орфограммы подчеркнули? (тот, кто у доски -объясняет)

-А какие это птицы? (зимующие)

-Встречаются ли они в Башкортостане? (Да)

Воспитательный момент.

-Ребята, сейчас зима и птицам очень тяжело. Как мы должны им помочь? (Делать кормушки, кормить птци ) (слайд 5)

- Правильно! Чтобы птицам было легче пережить морозы, мы с вами будем насыпать в кормушки зёрна.

IV. Формулирование темы и целей урока.

- Какие слова помогли узнать о ком идет речь, когда вы отгадывали загадки о птицах?(имена прилагательные – красногрудый, чернокрылый, яркокрасный, атласной, маленький, в сером, пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая, зелёненькая, жёлтенький, чёрненькая.)

- Кто может мне определить тему нашего урока. (дети отвечают: имя прилагательное)

Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. (слайд 6)

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Определение целей урока.

А какова цель нашего урока?

(дети отвечают: вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном;

имена прилагательные изменяются по числам и по родам;

в предложении являются второстепенными членами предложения)

-Да, ребята, мы с вами повторим всё, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных).

- И, одновременно с этим, мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные. (Выходит ученик - рассказывает стихотворение:

V. Обобщение и систематизация изученного.

1.​ Наблюдение над словами именами прилагательными.

Поэтическая пятиминутка. Работа над стихотворением (слайд 7)

Чтение стихотворения сопровождается показом зимних пейзажей, которые сменяются автоматически с интервалом 4 секунды. По окончании чтения появляется сам текст стихотворения.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

- С помощью, каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)

2. Обобщающая беседа.

Что мы знаем о прилагательном.

- Какие это части речи? (Это имена прилагательные.)

- А что же такое прилагательное? (Ответы детей, проверка – слайды).

-На какие вопросы отвечает. Что обозначает? (слайд 8)

-С какой частью речи согласуется? (слайд 9)

- Как изменяются имена прилагательные? (слайд 10)

(по числам, в единственном числе по родам)

- Зачем используются прилагательные в речи?

(Они делают нашу речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета).

3. Работа с текстом . Отредактируй текст. (слайд 11)

- Какой это текст: описание или повествование?

- Чего не хватает в тексте-описании? (дети: имён прилагательных)

- Что надо сделать, чтобы текст более образно описывал картину?

( подобрать имена прилагательные).

Вставьте подходящие имена прилагательные.

(Текст написан без прилагательных)

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Выслушиваются тексты, составленные детьми. (слайд 11)

– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…)

- С какой частью речи согласуется прилагательное? (ответы детей- с именами существительными)

- А согласуются ли в нашем тексте имена прилагательные с именами существительными (нет)

- Что для этого нужно сделать? ( изменить окончание)

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Запишите этот текст, изменив окончания имён прилагательных

Взаимопроверка работ. Работа в парах.

_ Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга, простым карандашом исправьте ошибки и поставьте оценки.

4.Физминутка. (слайд 13)

- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы отдохнём. (все встали, один ученик у доски показывает движения и говорит).

Учащиеся совершают действия, описанные в физминутке. Объекты (птенчик, дупло, лиса появляются со строчкой, в которой о них говорится)

Мы пришли сегодня в лес. Сколько тут чудес!

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем.

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Листок с изображением данных предметов у каждой группы.

1 группа – заяц

2 группа – снегирь

3 группа – ель

4группа – сосулька

Каждый представитель группы зачитывает слова. (Оцениваю работы групп, где больше слов придумано)

- Молодцы, ребята! Все группы справились с заданием.

6. Выборочное списывание. Разноуровневая самостоятельная работа

А теперь переходим к работе с учебником. (стр.56 упр.153)

Прочитайте стихотворение в упражнении 150 - Сейчас вы выберите себе одно из заданий, с которым бы вы справились.

1 уровень.

Выпишите из текста сочетания сущ.+прил.

2 уровень.

Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число

3 уровень.

Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж

(Дети выбирают себе задание по уровню, записывают в тетрадь.)

Я проверю ваши работы к следующему уроку.

7. Зарядка для глаз . (слайд 16)

- Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем зарядку. Проследите за снежинкой.

8. Тестирование.

- Ребята, проверим свои знания. Приготовьтесь к тестированию..

1 Выберите верное утверждение: (слайд 17)

а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета

б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает предмет

в) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы (слайд 18)

б) Какие? Какая? Какое? Какой?

в) Что делать? Что сделать?

3.Имя прилагательное согласутся с

в) не согласуется

4. В какой строке даны только прилагательные: (слайд 19)

а) синий, синь, синеть

б) надежда, белый, синий

в) надежный, синенький, синий

5. У прилагательного нет следующего признака:

а) числа б) рода в) времени

Проверка. Ответы на слайде

VI. Итог урока.

Чем мы занимались на уроке? (Ответы детей)

Урок подходит уж к концу и требует оценки.

Каким он был. Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.

Дети записывают 2-3прилагательных (Это задание – дополнительное, если останется время)

VII. Рефлексия. (слайд 22)

- Что вам больше всего понравилось в уроке?

- Все ли у вас получилось на уроке?

- Что вам хочется сказать самому себе?

IX.​ Домашнее задание. (слайд 21)

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока с использованием электронной формы учебника

Выполнила Волкова Валентина Евгеньевна, учитель МБОУ СОШ№7 г. Георгиевска

Предмет: русский язык 3 класс

Тема : Имя прилагательное

Тип урока: урок формирование новых предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель урока: создать условия для усвоения нового понятия

Планируемые результаты:

Уметь: определять части речи; работать с толковым словарем; работать с обратным словарем;

Метапредметные и личностные (УУД):

Личностные : понимать важность изучения родного языка, проявлять положительное отношение к школе

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные: свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужное правило, выделенный фрагмент текста, строчки и слова на странице и развороте; работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями).

Коммуникативные: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом.

- Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 3 класс, авт. Т. А. Байкова, с. 21-25

+ плакат летучей мыши

1.Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места.

Запись числа и вида работы.

2. Целепологание .

- Откройте оглавление, найдите тему последнего нашего урока ( Части речи. Имя существительное)

- На какие две группы делятся части речи? ( Самостоятельные и служебные ).

- Что такое самостоятельные части речи? ( Самостоятельные части речи называют либо предметы, либо признаки, либо действия ).

-Что такое служебные части речи? ( Служебные части речи ничего сами не называют. К ним относятся предлоги).

- Что такое имя существительное? ( правило на стр. 30 )

- Какая следующая тема? ( Части речи. Имя прилагательное.) (тема высвечивается на интерактивной доске ).

hello_html_m769589d2.jpg

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Сегодня на уроке мы узнаем, что такое имя прилагательное, научимся находить его в предложении, узнаем, на какие вопросы отвечает прилагательное ).

3. Работа по теме урока.

- Упр. № 24 на стр. 32

По материалам собственных наблюдений школьники приходят к выводу, что прилагательное в своих изменениях зависит от имени существительного, к которому относится, и что оно изменяется по родам и числам. Существительные братик Миша– м.р., а значит, и зависимое от них имя прилагательное рыжий– тоже м.р. Прочитав первые две строчки по-другому (Ох, до чего ж она рыжая, моя новая сестричка Маша!), дети убеждаются в том, что род прилагательного рыжий изменился, поскольку изменился род существительных, к которым оно относится: рыжая сестричка Маша. В стихотворении есть две формы множественного числа этого

прилагательного: волосы – рыжие, ресницы – рыжие. Это позволит детям прийти к выводу, что имя прилагательное изменяется по родам и числам.

- Прочитайте отрывок из стихотворения. ( Дети читают самостоятельно ).

- Найдите имена существительные, к которым относится выделенное слово - название признака. ( Миша, ).

- Какого они рода? ( Миша – М.р., Волосы – Ср. р., Ресницы – Ср. р.).

- А слово название – признака этого же рода? ( Да ).

- Представь, что у героя стихотворения появился не братик Миша, а сестричка Маша. Прочитай первые две строчки по-другому, учитывая это обстоятельство. Изменился ли род слова – названия признака? ( Да изменился, слово – названия признака тоже стало ж.р. )

-Есть ли у слова – названия признака свой собственный род? ( Нет )

- Изменяется ли это слово по родам? ( Да ).

- А по числам? ( Да).

- Найдите подтверждение этого в тексте стихотворения. ( Рыжий - братик Миша. И волосы – рыжие. И ресницы - рыжие.)

- Прочитайте диалог Анишит Йокоповны и Миши. За А. Й. читает ________, за Мишу ___________.

Упражнение № 25 на стр. 33

hello_html_m2afc382.jpg

В толковом словаре на букву В только два прилагательных, которые должны обнаружить дети: вешний, взрытый.

Форма записи:

Вешний, яя, ее.

Взрытый, ая, ое.

Записав прилагательные, согласно требованиям учебника, дети сообщают, что прилагательные в словаре стоят в начальной форме, то есть в форме мужского рода, а буквосочетания, стоящие за ними, указывают на изменения по родам: на форму женского и среднего рода. После этого дети читают определение прилагательного на плакате летучей Мыши на с. 34 и иллюстрируют его своими примерами.

- Что обозначает данный значок напротив упражнения? ( Что мы будем работать с толковым словарем.)

-Откройте толковый словарь на букву В. Найдите и выпишите 2 прилагательных, а так же все буквосочетания, которые следуют за ними . ( Вешний, яя, ее.

Взрытый, ая, ое.)

- В какой форме стоит прилагательное в словаре? ( В начальной .)

-О чем говорят следующие за ними буквосочетания? ( Каким будет окончание в зависимости от рода.)

- Посмотрите на интерактивную доску, какое определение имени прилагательного на плакате летучей мыши. Подтвердите строчки выделенные цветом своим примером.

hello_html_m50eecb9c.jpg

4. Физкультминутка

Упражнение № 256на стр. 34

- Выпишите из предложения любое прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит. Дай ему устную характеристику как части речи по образцу на стр. 35 ( По широкому листу, маленькие букашки.)

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Имя прилагательное как часть речи

Раздел кодификатора ОГЭ: 4.1 Самостоятельные части речи.

Имя прилагательное

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает при­знак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? , что определяет зависимость его основных категорий (рода, числа и падежа) от рода, числа и падежа имени существительного.

Понятие признака охватывает множество самых разных значений: цвет (зе­лёный, синий), величину (большой, маленький), протяженность (длинный, ко­роткий), пространственные и временные отношения (прибрежный, вечерний), материал (шерстяной, бронзовый), принадлежность (мамин, дядин), внутренние и внешние качества (умный, худой) и др.

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Начальная форма имени прилагательного — именительный падеж един­ственного числа мужского рода.

Синтаксическая функция: определение или именная часть сказуемого (в крат­кой форме), реже — другие члены предложения.

Разряды имён прилагательных (краткий обзор)

Качественные прилагательные:
1. Имеют степени сравнения (светлее, светлейший).
2. Имеют краткую форму (светлая — светла).
3. Образуют наречия (светло).
4. Могут образовывать (путём повтора слова) сложные прилагательные (синий-синий).
5. Могут образовывать прилагательные с приставкой не-(недобрый).
6. Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкатель-ным суффиксом (миленький).
7. К ним можно подобрать синонимы и антонимы (поразительный — удивительный, дивный, потрясающий; хороший — плохой, добрый — злой).

Относительные прилагательные обозначают признаки предмета, которые проявляются через отношение к другому предмету (шерстяной — из шерсти, приморский — около моря, осенний — относящийся к осени).

Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности предмета лицу (отцовский дом) или животному (кошкин дом) и отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?

Переход прилагательных в существительные
(СУБСТАНТИВАЦИЯ)

1. Имена прилагательные могут переходить в существительные: военный парад (прил.) — красивый военный (сущ.). Такие существительные (субстантивированные имена прилагательные) называют:

  • лицо: рабочий, служащий;
  • помещение: столовая, детская;
  • блюда, напитки: заливное, шампанское;
  • документы: проездной.

2. Имена существительные, образованные путем перехода из прилагательных:

  • принадлежат к определенному роду: рабочий (м. р.), прачечная (ж. р.), шампанское (ср. р)
  • не согласуются с существительными, а имеют при себе согласованные определения: добросовестный рабочий, новая прачечная
  • имеют окончание прилагательных и склоняются как прилагательные (адъективный тип склонения): учёный, учёного и т. д.
  • в предложении могут быть подлежащим, сказуемым, дополнением.


Читайте также: