Конспект и презентация урока птичьи секреты 2 класс перспектива

Обновлено: 07.07.2024

Цель: познакомить с жизнью птиц с наступлением осени.

- определить причины, по которым перелетные птицы покидают родные края;

- учить различать зимующих и перелетных птиц;

- учить аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование : интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь к учебнику.

I . Организационный момент

II . Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

Давайте отгадаем загадки:

1) На одной ноге стоит, (слайд 2)

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это… (цапля) (слайд2)

2) С другом изумились мы: (слайд 3)

В буйный холод, средь зимы

Мы сорвать их захотели-

Мигом фрукты улетели. (Снегири) (слайд3)

3) Я весь день ловлю жучков, (слайд 4)

В теплый край не улетаю.

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей) (слайд 4)

- Что объединяет все эти загадки? (они птицах)

- О какой группе животных мы будем говорить сегодня на уроке?

III . Работа по теме.

- Чем группа птиц отличается от других групп животных? (ответы детей) (слайд 5)

- Отгадайте загадку: Пришла без красок (слайд6)

И перекрасила все листья (осень)

- Давайте вспомним, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением осени? (ответы детей) (слайд 7)

- Влияют ли эти изменения на жизнь птиц? Каким образом? (ответы детей)

-А что птицам страшнее – холод или голод? (ответы детей) (Слайд 8)

-На самом деле для птиц страшнее голод. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся, значит для птиц, которые питаются насекомыми нет возможности найти себе корм. (слайд 9)

Многие птицы все лето питаются семенами различных растений. Но большая часть семян, созревая, падают на землю и скрываются под снегом. Тем птицам, которые питаются семенами трудно найти их под снегом. (слайд 10)

Замерзают болота, реки, озера, а это значит, что водоплавающим птицам негде добывать себе пищу.(слайд 11)

Так что многие птицы из-за того, что не могут отыскать себе корм улетают. Такие птицы называются перелетными . (слайд 12)

- Кто знает какие птицы улетают от нас? (ответы детей). Давайте посмотрим, какие еще птицы покидают нас. (слайд 13)

- Как вы думаете, куда же они улетают? (ответы детей)

- Все ли птицы улетают сразу? (слайд 14) Сначала исчезают насекомые с наступлением холодов, потом с снег засыпает семена и плоды, затем замерзают водоемы.

- Но не все птицы улетают, некоторые птицы остаются. Такие птицы называются зимующими. (слайд 17)

_Назовите птиц, которые остаются. (ответы детей). Давайте посмотрим, какие еще птицы остаются (слайд 18).

- Как вы думаете, почему эти птицы не улетают? (ответы детей)

- Действительно, эти птицы могут добыть себе корм. Вот например, сойка выбирает самые крупные желуди и прячет их под мох, под корни, закапывает их в листву. (слайд 19). Поползень подбирает орехи, семена клена, липы и прячет их в щели коры деревьев. (слайд 20). Сова, например, прячет в дупла убитых мышей и мелких животных (слайд 21).

- То есть эти птицы делают запасы. А некоторые птицы обитают около жилища людей, например, воробьи.

IV . Работа по учебнику

-Рассмотрите рисунок. Назовите перелетных птиц. Назовите зимующих птиц.

(чтение текста детьми по цепочке)

- Объясните , почему птицы улетают?

- Почему некоторые птицы остаются? Приведите примеры, как добывают себе пропитание зимующие птицы.

- Прочитайте загадку и отгадайте ее.

- Какая из этих птиц – перелетная, какая относится к зимующей?

V . Закрепление изученного материала

(выполнение заданий в рабочей тетради)

С.56 задание 1 – самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.

С.57 задание 2- самостоятельное выполнение.

VI . Подведение итогов

Итак, давайте подведем итоги. Ответим на несколько вопросов. (слайд 22). Сделаем вывод.

Домашнее задание: с.94 – 97 – чтение текста, ответить на вопросы; рабочая тетрадь с.57 задание 3.


Слайд 1

Птичьи секреты Разработала: Токарева Анна Андреевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №65 г. Улан-Удэ Класс: 2


Слайд 2

Отгадай загадки: На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это …


Слайд 3

Отгадай загадки: С другом изумились мы: Яблоки созрели В буйный холод, средь зимы На колючей ели. Мы сорвать их захотелиМигом фрукты улетели.


Слайд 4

Отгадай загадки: Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю. Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

Изменения в неживой и живой природе  Дни короче, ночи длиннее  Часто идут холодные дожди  Похолодание  Заморозки  Листопад  Увядание трав  Исчезновение насекомых  Созревание плодов


Слайд 8


Слайд 9

Осенью исчезают насекомые: Одни погибают, другие прячутся. Значит насекомоядным птицам невозможно прокормиться зимой.


Слайд 10

Многие птицы питаются семенами разных растений. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20


Слайд 21


Слайд 22

Проверь себя: 1. Основная причина отлета птиц? 2. Назовите перелетных птиц. 3. Какие птицы улетают первыми, какие потом? 4. Как называются птицы, которые не улетают на зиму? 5. Назовите зимующих птиц. 6. Почему зимующие птицы не улетают?


Слайд 23


Слайд 24


Полный текст материала Разработка урока окружающего мира "Птичьи секреты"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:



Убери лишнюю картинку

Убери лишнюю картинку

Лишний паук, так как у него восемь лап, а у насекомых шесть.

Лишний паук, так как у него восемь лап, а у насекомых шесть.

Сегодня на уроке мы Поговорим о маленьких синицах О перелётных и зимующих зде.

Сегодня на уроке мы
Поговорим о маленьких синицах
О перелётных и зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уже мелькают красногруды снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.

Перелетные птицы

Ласточка Целых три месяца летят ласточки в Африку, пролетая за ночь около 500.

Ласточка
Целых три месяца летят ласточки в Африку, пролетая за ночь около 500 километров.

Стриж Стрижи - лучшие летуны среди птиц и могут пролетать до 100 километров в.

Стриж
Стрижи - лучшие летуны среди птиц и могут пролетать до 100 километров в час. В воздухе стрижи могут спать! Улетают далеко-далеко! В Африку!

Цапля Эту птицу можно встретить в лесах и болотах. Рост цапли достигает 1,5.

Грач Самая известная перелетная птица нашего региона Грачи не улетают на зимо.

Грач
Самая известная перелетная птица нашего региона Грачи не улетают на зимовку далеко- большинство этих птиц в холодное время года перебирается на юг Европы.

Скворец Скворец уже тем необыкновенен, что оперение его уникально красиво! Бо.

Скворец
Скворец уже тем необыкновенен, что оперение его уникально красиво!
Большинство этих птиц в холодное время года перебирается на юг Европы

Зимующие птицы

Дятел В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной Телеграфист: «Здорово, дро.

Воробей Маленький мальчишка В сером ярмячишке По дворам шныряет, Крошки соби.

Воробей
Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.

Синица Спинкою зеленовата, Животиком желтовата Шапочка чёрненькая , И полоско.

Синица
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Шапочка чёрненькая ,
И полоской шарфик.

Ворона . Кар! Кар! Кар!- Кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие.

Кар! Кар! Кар!-
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её?

Кольца на лапках птиц помогают узнавать больше об образе жизни.

Кольца на лапках птиц помогают узнавать больше об образе жизни птиц


Кроссворд по теме:

Кроссворд по теме:

Проверка! Павлин. Стриж. Синичка. Снегирь. Сова. Гуси. Индюк. Цыплёнок.

Домашняя работа РТ: стр. 56 - 57, упр. 1 - 3

Домашняя работа
РТ: стр. 56 - 57, упр. 1 - 3

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 068 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.07.2021 117
  • PPTX 1.6 мбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ломиворотова Дарина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ СОШ № 40 города Магнитогорска

(Урок окружающего мира во 2 классе.

Учитель начальных классов Демидова Светлана Ильинична

Тема урока. Птичьи секреты.

Задачи урока:

1. Дать понятия о зимующих и перелетных птицах.

2. Продолжить знакомство с птицами.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе в целом.

Планируемый результат:

1. Научиться объяснять и понимать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края.

2. Различать перелетных и зимующих птиц.

3. Учиться анализировать , рассуждать и делать выводы.

Оборудование:

термины Перелетные птицы, Зимующие птицы на формате А4.

Загадки и картинки-отгадки птиц: воробей, синица, грач, утка.

Фонограмма крика журавлей

Индивидуальные карточки для проверки домашнего задания.

Карточки для рефлексии.

Смайлики: (веселый, грустный)

I . Организационный момент.

– Ребята, посмотрите, сколько гостей пришли к нам на урок. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Итак, начинаем.- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, будем рассуждать, анализировать и делать выводы.

II . Проверка домашнего задания.

У обучающихся на партах карточки с рисунками насекомых, среди которых есть паук-крестовик. Обучающимся необходимо его зачеркнуть.

– Дети, посмотрите, верно ли выполнено задание у доски? Почему вы считаете его лишним? ( Ученик объясняет, что здесь все насекомые, а паук – не насекомое.)

– Каких насекомых вы еще знаете?

- Расскажите о превращениях бабочки?

- Расскажите о превращениях стрекозы?

III . Самоопределение к деятельности .

– Ребята, отгадайте загадки :

1. Спинкою зеленовата,

И полоска шарфика. (Синица) Картинка синицы – на доске.

2. Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки. (Воробей) Картинка воробья - на доске.

3. Черный, проворный

Червякам - враг. ( Грач) Картинка грача – на доске.

4. Она летает в стае.

Умеет плавать и нырять

А то отгадки не видать. ( Утка) Картинка утки – на доске.

- Посмотрите отгадки-картинки. Кто это? Дайте определение.

( Ответ детей: Это птицы. )

- О ком мы будем говорить сегодня? ( Ответ: Сегодня мы будем говорить о птицах.)

- Почему насекомые и пауки боятся птиц? ( Ответ: Птицы ими питаются)

- Какие опознавательные признаки отличают птиц от других животных? ( Ответ: Тело птиц покрыто перьями, 2 крыла, 2 ноги , развиваются от яиц.)

IV . Работа по теме урока.

- Замечали ли вы осенью стаи улетающих птиц? Какие это были птицы?

- Совершенно верно. С наступлением осени многие птицы улетают из наших мест, а весной возвращаются.

-Куда улетают птицы? И почему не все птицы улетают? Ведь, воробьи, сороки остаются. Почему ? ( Ответ: Многие птицы улетаю, потому что им голодно, им нечем питаться, негде отыскать корм зимой ).

- Да, ребята, птицы перелетают туда, где есть пища.

- Как можно назвать таких птиц, которые перелетают ? (Ответ: Перелетными.) Термин на доске

- Почему их так назвали? (Ответы детей)

2. Работа по учебнику. (с. 94)

- Рассмотрите картинки перелетных птиц. Какие это птицы? Назовите. (Ответы)

- Куда же улетают птицы? Это 1-ый птичий секрет!

Прочитаем об этом на с. 94 учебника

Слайд 2,3. Куда улетают птицы. 1 птичий секрет.

- Почему же птицы улетают? ( Ответы детей. Осенью в связи с похолоданием исчезают насекомые, замерзают водоемы, дни становятся короче, а ночи длиннее…)

Слайд 4. Почему же улетают птицы?

- Верно, ребята. Птицы о времени отлета узнают по длине светового дня.

- А как они находят дорогу в теплые края?

3. Рассказ учителя.

Ученые выяснили, что птицы обладают удивительной способностью ориентироваться . Они знают путь на юг. Днем они ориентируются по рекам, по горам, морям, а ночью - по звездам и Луне. Вторая причина заключается в том, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Магнитные линии располагаются по направлению северного магнитного полюса к южному. Возможно, именно эти линии и служат для птиц направляющими. Точного определения ученые пока не знают.

- Итак, какой же 2 птичий секрет вы узнали? (Ответ: Птицы – хорошие ориентиры.)

- Видели ли осенью стаи улетающих птиц? (Ответы детей)

Слайд 6. Как летят птицы.

Птицы по-разному летят в теплые края: стаей, шеренгой, клином и косяком.

- Но не все птицы улетают в теплые края. Те птицы, которые остаются на зиму зимовать , называют …? (Ответы-предположения обучающихся)

- Совершенно верно, зимующими ! Термин на доске.

Слайд 7. Зимующие птицы.

- Рассмотрите картинки зимующих птиц в учебнике на с.95, назовите их.

- Почему эти птицы не улетают ? (Ответы детей…)

-У некоторых птиц осень проходит в особых хлопотах.

- Что это за хлопоты? ( Ответы детей)

- Заготовки – это 3-ий птичий секрет!

Слайд 8,9,10,11,12. Птичьи хлопоты. Сойка. Поползень. Птичка-кедровка.

Самая известная птица, делающая запасы на зиму - это сойка. Она собирает желуди и относит их в еловые и сосновые леса (там, где зимой будет мало снега), а там зарывает под опавшую хвою. Также она может прятать орешки лещины, плоды ландыша, вишни и т.д. Сойка делает много запасов на зиму, и не о всех из них помнит, поэтому зимой, когда сойки отыскивают свои запасы, они не всегда находят именно свои. А многие "тайники" и не находят вовсе, чем помогают расселяться растениям - ведь из плода прорастает растение (например, из желудя вырастет дуб). Но сойкам не хватает их запасов на зиму, часто они выручают только в первые недели зимы.

Также делает запасы на зиму поползень - он запасает желуди, семена клена, липы, орехи лещины, все это прячет в трещинах коры. Причем поползень, в отличие от сойки, на свою "территорию" других птиц не пускает, его кладовые помогают ему выжить всю зиму. Если поползень находит запасы других птиц, он тут же перетаскивает их в свои кладовые, перепрятывает. Зимой поползень также пополняет по возможности свои кормушки.

В Сибири в кедровых лесах обитает птичка-кедровка, которая также запаслива, как и поползень - она делает запасы на зиму из кедровых орешков, может собрать их до нескольких десятков тысяч. За зиму она не всегда съедает весь запас, поэтому, также как и сойка, помогает расселению растений.

- Многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Склевывают с веток семена, ягоды. В городе птицы питаются пищевыми отходами.

- Нелегко зимой найти птицам корм. В холодную зиму им не так страшен холод, как голод. Поэтому зимой нужно особенно заботиться о птицах.

- А как это сделать? (Ответы: Изготовить и развесить кормушки. Не забывать подсыпать корм).

Слайд 14. Кормушки.

- В народном календаре есть праздник – Синичкин день. Отмечают его 12 ноября. Он нужен для того, чтобы люди не забывали о братьях наших меньших, не забывали подкармливать птиц.

V . Физминутка.

Лебеди летят, крыльями машут. (Дети машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой. (Дети наклоняются, качают головой)

Прямо и гордо умеют держаться. (Распрямляют спину)

Очень бесшумно на воду садятся. (Дети садятся за парты).

VI . Закрепление изученного материала.

1. Выполнение задания № 1 в рабочей тетради. ( с.56)

Задание выполняется в паре с последующей фронтальной проверкой.

2. Выполнение задания № 2 (с.57) индивидуально.

- Прочитайте, выполните задание самостоятельно.

- Каких птиц вписали? (Ответы детей).

3. Народные приметы. На с.96 учебника Обучающиеся читают странички народного календаря.

- Рассмотрите репродукцию картины.

-Расскажите, что вы видите на картине?

- Какая основная тема картины? ( Дети наблюдают удивительное явление осени, как улетают журавли).

- Послушайте их прощальную песню.

( Звучит фонограмма крика журавлей…)

VII . Рефлексия.

Птицы, которые улетают в теплые края, называются ______________.

Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются ______________.

Отлет перелетных птиц – одно из осенних ___________ в живой природе.

VIII . Итого урока.

-Чьи секреты мы сегодня разгадывали?

- Куда они улетают?

- Как называют птиц, которые улетают на юг?

- Как называют птиц, которые остаются с нами?

- Назовите 3-тий секрет птиц?

- Как мы будет помогать птицам зимой?

- Для чего это надо делать?

- Ребята, на столах у вас смайлики настроения. Если вам было интересно и вы узнали много нового – поднимите улыбающийся смайлик. Кому не понравился урок – поднимите грустный смайлик.

-Я вам всем говорю СПАСИБО! Вы – молодцы !

Домашнее задание.

стр. 94-97 в учебнике читать, ответить на вопросы.

сделать кормушки и принести их в школу.

Выполнить задание 3 в рабочей тетради (с.57)

Цель: продолжить знакомство с птицами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, различать перелетных и зимующих птиц, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о зимующих и перелетных птицах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

Особенность строения и внешнего вида

Группа животных

Насекомые

Птицы

Звери

Тело покрыто перьями

Тело покрыто шерстью

Три части тела: голова, грудь, брюшко

Два крыла, две ноги

Крылья и ноги прикрепляются к груди

3. Фронтальный опрос

— Каких вы знаете насекомых? Приведите примеры.

— Почему насекомых осенью становится меньше, а зимой они совсем исчезают?

— Расскажите о превращениях бабочки.

— Расскажите о превращениях стрекозы.

— По какому признаку паука можно отличить от насекомого?

III. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? (О животных.)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это. (цапля).

С другом изумились мы:

В буйный холод, средь зимы

Мы сорвать их захотели —

Мигом фрукты улетели. (Снегири.)

Я весь день ловлю жучков,

В теплый край не улетаю.

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый. (воробей).

Ну и кто так противно поет?

Не поет, а истошно орет!

Будто тянут беднягу за хвост.

Это кот или, может быть, пес?

Может, птица пытается петь.

(Встал ей на ухо, видно, медведь),

Голос малость у птички не чист.

Ну, давай покажись нам, артист! (Иволга.)

- О каких животных мы будем говорить на уроке? (О птицах.) Сегодня вы узнаете многое из жизни птиц, птицы откроют нам свои секреты.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

- Какие опознавательные признаки отличают птиц от других животных? (Тело покрыто перьями, имеют два крыла и две ноги, развиваются из яиц.)

- Давайте вспомним, какие изменения в неживой и живой природе происходят осенью.

(Учитель записывает на доске или прикрепляет таблички.) Дни стали короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные дожди. Похолодало. Солнце восходит поздно, а заходит рано. На почве заморозки. Листопад. Увядают травы. Исчезают насекомые. Созрели плоды.

- Влияют ли эти изменения в природе на жизнь птиц? (Влияют.)

- Объясните как. (Ответы учеников.)

- Что птицам страшнее — холод или голод? (Ответы учеников.) Если птицам страшнее холод, то почему они не все улетают?

Воробьи, вороны, сороки ведь остаются. К тому же некоторые пернатые путешественники улетают поздно - тогда, когда уже ударят морозы и закружатся первые снежинки. Нет, холод птицам нестрашен.

- Может, птицы боятся снега? (Ответы учеников.)

И да, и нет. Бывает, ранней весной гнезда уток, чаек, жаворонков, чибисов заметает снегом — и ничего, заботливые птичьи мамы все равно высиживают своих будущих малышей. Нет, самое главное, что улетающим птицам зимой нечего есть.

Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, т. е. таким, для которых насекомые — основная пища, зимой прокормиться невозможно.

Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом. Пойди их найди зимой!

Замерзают болота, речки, озера, а это значит, что уткам, чайкам, цаплям, журавлям, куличкам тоже негде добывать пищу. Возле крупных электростанций воду не могут сковать даже самые лютые морозы, и тут стайки уток зимуют как ни в чем не бывало, но таких мест мало.

Так что улетают многие птицы из-за того, что зимой не могут отыскать корм.

Таких птиц называют перелетными.

(Учитель записывает термин на доске.)

— Назовите перелетных птиц. (Соловьи, кукушки, ласточки, скворцы, стрижи, жаворонки, утки, журавли. )

(Учитель в течение урока показывает фотографии птиц.)

— Куда же они улетают? Это великий птичий секрет. Но, может быть, вы знаете тайну? (Ответы учеников.)

Ласточки, мухоловки, славки, пеночки — в Африку (совершают перелеты ночью), утки — на Каспийское море, полярные крачки — в Антарктиду, скворцы - в Туркмению (сначала летят молодые скворцы, потом — старые.)

— Все ли перелетные птицы улетают сразу? (Сначала улетают насекомоядные, потом зерноядные, последними — водоплавающие.)

— Объясните почему. (Осенью в связи с похолоданием сначала исчезают насекомые, потом снег засыпает семена и плоды растений, затем замерзают водоемы, т. е. в такой последовательности исчезает корм.)

Главным сигналом для подготовки к отлету является изменение длины светового дня, что происходит каждый год в одно и то же время. Как только день стал короче — пора готовиться к отлету.

(Учитель приводит интересные факты из жизни птиц.)

2. Рассказ учителя

Ученые выяснили, что, кроме врожденного чувства направления, птицы способны ориентироваться. Летящие днем — по горам, рекам, морям, крупным городам. Летящие ночью — по звездам, по Луне.

При дальних перелетах аисты могут спать на ходу, т. е. на лету.

Сердце птицы бьется с частотой 400 ударов в минуту, когда она отдыхает, и свыше 1000 ударов в минуту — во время полета.

Почему перелетные птицы часто летят клиньями? Дело в том, что каждая птица летит в воздушном потоке, который дают крылья соседа, и этот поток помогает птице сохранить силы. Вожаком стаи всегда становится старая, но еще сильная птица, которая точно знает путь. Таких птиц в стае несколько. Как только вожак устает, он летит в конец клина, а его место занимает другой. Так они чередуются на протяжении всего пути.

Если по каким-то причинам одна птица из стаи не может продолжать путь, то две другие покидают клин вместе с ней. Они оказывают ослабленной птице помощь и находятся возле нее до тех пор, пока она не выздоровеет или не умрет.

Скоро закончится отлет местных перелетных птиц, появятся зимние гости: снегири, свиристели, чечетки. Они питаются семенами и плодами рябины, шиповника, калины, прилетают к жилью человека, где легче отыскать корм.

Те птицы, которые остаются на зиму у нас, называются зимующими.

(Учитель записывает термин на доске.)

— Назовите зимующих птиц. (Глухари, голуби, клесты, дятлы. )

— Почему эти птицы не улетают? (Могут найти себе корм.)

— У многих зимующих птиц осень проходит в хлопотах, которые помогают им выжить зимой. Отгадайте, что это за хлопоты. (Примерный ответ. Птицы осенью делают себе запасы на зиму. Сойка выбирает самый крупные желуди и прячет их под мох, под корни, закапывает в листву. Поползень подбирает орехи, семена липы и клена, прячет их в щели коры деревьев. Запасы делает и маленькая сова — сычик. Она прячет в дупла убитых мышей и мелких птиц. Когда снег покроет землю, птицы начнут питаться этими запасами.)

3. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок. Объясните, почему эти птицы остаются или улетают. (Ответы учеников.)

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о птицах.)

Утка. Самая распространенная и известная из уток, населяющих наши озера и реки, — это кряква. От нее произошла домашняя утка, которая намного крупнее своей прародительницы. В природе же масса взрослых уток чаще всего не превышает 1,5 кг.

Самцы и самки уток сильно различаются по внешнему виду. Самка серенькая, невзрачная, а селезень в брачный период — настоящий красавец, отливающий чуть ли не всеми цветами радуги. Такой наряд самец носит с сентября до лета, когда у него начинается линька. После линьки самец становится похож на самку, только чуть темнее. В период линьки селезень очень уязвим, потому что у него почти одновременно выпадают маховые перья и он некоторое время не может летать.

Там, где на утку не очень интенсивно охотятся, ее можно встретить на любом водоеме, даже на городском пруду. Весной характерный крякающий призывный крик утки раздается далеко над поверхностью воды. Услышавший его самец отвечает ей свистящими и шипящими звуками и спускается на зов.

Пары недолго остаются вместе. Самка воспитывает потомство одна. Гнездо она строит недалеко от воды, делая его из стеблей и листьев болотных растений, внутри выстилает пухом. В основном гнезда располагаются на земле, изредка — на низких ветвях деревьев или в кустах. Уже в первой половине мая в гнезде появляются яйца, а спустя три недели вылупляются 8—10 птенцов.

Едва обсохнув, утята заходят в воду и начинают сами добывать себе пищу, правда под присмотром матери. Выводок утят в строгом порядке, косой линией или углом, плавает за уткой. Такое построение не случайно: рядом с каждым утенком образовывается свободное пространство, в котором он находит корм.

Утята начинают летать в июле. Выводок продолжает держаться вместе, готовясь присоединиться к какой-нибудь перелетной стае.

Питается кряква и растительной, и животной пищей. Охотно поедает ряску, другие водные растения, моллюсков, ракообразных, личинки насекомых, головастиков и мальков рыб. Встав на крыло, молодые утки вместе с родителями вечером или ночью делают отлеты на кормежку, посещая поля, засеянные злаковыми и бобовыми культурами.

К осени утки сильно жиреют, им необходимы запасы для долгого перелета в дальние края. Это время — любимый сезон охотников.

Цапля. Цапли - семейство птиц отряда аистообразных, или, как их еще называют, голенастых. Наиболее широко распространена в России серая цапля. Она самая крупная из всех наших цапель, в длину достигает 105—115 см, масса — до 2 кг.

Правда, если вы увидите цаплю на воде, то ни за что не поверите, что она весит чуть больше утки. Серая цапля кажется крупной птицей за счет длинных ног и очень рыхлого оперения, не плотно прилегающего к телу. Цапля хоть и распространена широко, но селится далеко не везде. Главные ее требования — наличие воды с обширными и богатыми зарослями камыша, тростника, других водных растений, а также отсутствие рядом человека.

Цапля — птица одинокая, молчаливая, ведущая скрытный образ жизни. Один вид ее, неподвижно стоящей на одной ноге и склонившей голову будто в задумчивости, навевает спокойствие и дремоту. Но цапля вовсе не спит, глаза ее открыты и зорко вглядываются в поверхность воды. Мелькнет ли серебристая спинка рыбки, шлепнется в воду лягушонок, проплывет водяной жук — все видит цапля. Ее неподвижность — чуткая настороженность охотника. Мгновение — и молниеносный удар мощного клюва поражает зазевавшуюся добычу.

Питается цапля в основном мелкой рыбой и лягушками, но может поймать и тритона, и змею, и мышонка, и птенца, расклевать яйца. Охотится цапля обычно ночью или в сумерки, там, где людей нет, может выходить на кормежку и днем. Весной цапли прилетают очень рано, когда кругом еще лежит снег, а лед начинает вскрываться только у берегов. Разбившись на пары, цапли приступают к постройке гнезда - довольно большого сооружения из веток и прутьев. Гнездятся цапли большими колониями, на одном дереве могут разместиться несколько гнезд.

Птенцы, покрытые сероватым пухом, появляются спустя 26 суток. Ухаживают за ними оба родителя. Птенцы очень прожорливы и требуют много пищи, за которой взрослым приходится летать иногда очень далеко. Чтобы не особо утруждаться в пути, цапли проглатывают предназначенный для птенцов корм, а в гнезде отрыгивают его.

В природе у цапли практически нет врагов. Хотя, казалось бы, она всегда на виду, спрятаться ей особо негде, плавает цапля плохо, бегает и того хуже — мешают длинные пальцы ног, летает медленно и неуклюже. Однако никого не боится цапля. Причина — смертоносное оружие, которое представляет собой ее длинный, крепкий и острый клюв. В обычном состоянии шея цапли сложена почти втрое, но при нанесении удара мгновенно, как пружина, распрямляется на полуметровую длину. Подходить к цапле близко не рекомендуется - это грозит серьезной раной, а то и потерей глаза.

Цапля владеет своим оружием в совершенстве, кончик клюва со снайперской точностью бьет в ту точку, на которую направлен взгляд птицы. Лишь молодняк иногда промахивается, взрослая птица - никогда.

Ворона. Серая ворона есть везде, где живет человек, а вот в малонаселенных местностях почти не встречается.

Люди ворон не любят, потому что они разоряют гнезда птиц, чье пение в парках и скверах услаждает измученный шумом слух горожан. Да и ворона людей недолюбливает, но извлекает выгоду из соседства с ними. Слишком уж много после них остается пищевых отходов, а лучшего для питания вороны и придумать нельзя.

Гнезда вороны начинают строить рано, с появлением первых проталин. Эти крупные сооружения из сухих веток можно заметить в кронах деревьев, на опорах ЛЭП и железнодорожных мостов, архитектурных украшениях зданий — в общем, везде, где вороне удобно. Самка откладывает от 3 до 6 яиц, которые насиживает в течение 18—21 дня. Самец носит ей пищу и иногда отпускает полетать, сменяя ее на гнезде. В течение месяца оба родителя выкармливают птенцов. И потом еще некоторое время опекают и защищают их.

Жизнь бок о бок с людьми научила ворону многому. Она безошибочно отличает мужчину от женщины. К первому относится с большей опаской. Ворона немедленно улетит, увидев человека с ружьем, но не обратит никакого внимания на человека с палкой.

Цены бы вороне не было за такой ум, если бы не хищнические повадки. Ловкость и сметка позволяют этой птице ловить мелких грызунов, ящериц, вредных насекомых и этим приносить пользу человеку. Но зачем утруждаться, когда вокруг полно отбросов и гнезд беззащитных птиц? Так что большинство ученых сходятся во мнении, что ворона — вредная птица.

Ворон питается падалью, а также ловит грызунов, чем приносит несомненную пользу. Гнезда же ворон разоряет только в редких случаях, чем выгодно отличается от ворон.

Грач. Появление и отлет грачей — яркая примета смены времен года. Эти птицы всегда селятся рядом с людьми, и внешность у них яркая — перья сплошь черные с фиолетовым отливом, клюв крупный и крепкий.

Не заметить того, что рядом поселились грачи, невозможно. Эти птицы селятся большими колониями, занимая вершины деревьев в рощах, парках, садах. Колония насчитывает десятки гнезд, и соседство с ней — порой тяжкое испытание для нервов людей.

Едва вернувшись из теплых стран, грачи начинают строить гнезда. Работа эта, у других птиц спокойно выполняемая супружеской парой, у грачей сопровождается страшным переполохом. Грачи ссорятся за лучшее место, за более подходящую ветку для гнезда, сопровождая выяснение отношений громкими криками.

Потом наступает затишье, длящееся 16—20 дней, пока грачи высиживают яйца. Однако шум при постройке гнезд — пустяки по сравнению с тем, что начинается с появлением птенцов. Представьте себе десятки гнезд, в каждом по 3—7 подрастающих грачат. Появление любого взрослого грача с червяком в клюве, а такое появление происходит ежеминутно, разом вызывает оглушительные крики у всего молодняка колонии, сотен грачат. Невероятный шум длится с раннего утра до позднего вечера.

Естественно, многие соседи грачей не выдерживают и пытаются избавиться от грачиной колонии. Сделать это очень сложно. Некоторые люди начинают разрушать гнезда, но грачи тут же начинают строить новые. Беда еще в том, что грачи очень привязаны к месту. Даже если оставить их без потомства в этом году, в следующем они все равно вернутся туда же. Лишь многолетнее целенаправленное разрушение гнезд может заставить грачей сменить место жительства.

Однако наслаждение тишиной и покоем у гонителей грачей быстро сменяется другой головной болью. Плодовые деревья и зерновые культуры начинают страдать от нашествия вредителей. Грач уничтожает огромное количество вредных насекомых и их личинок. Часто можно увидеть, как стая грачей следует за сельскохозяйственной машиной, вспахивающей поле. Они не просто гуляют, а выклевывают из почвы личинок майского жука, жука-щелкунчика и других вредителей, способных на корню погубить урожай.

Известны случаи, когда в иной год из-за нашествия майского жука яблони и другие плодовые деревья стояли голыми на километры окрест. И лишь там, где поселилась шумная и назойливая колония грачей, сохранялся оазис зелени.

Поэтому беспокойство, вызываемое грачами, ничто по сравнению с пользой, которую они приносят.

5. Работа по учебнику

Наши предки внимательно наблюдали за изменениями в природе осенью, и по отлету птиц могли определить погоду на предстоящую зиму.

28 сентября - Никитин день (православная церковь почитает в этот день святого великомученика Никиту), Никита-гусепролет.

Начинался перелет гусей: высоко летят — к дружному половодью, низко — к малой воде. Отмечался праздник гусятников — охотников на гусей. По домашним гусям оценивали погоду. Гусь лапу поджимает — к стуже, полощется в воде — к теплу, нос под крыло прячет — к ранней зиме.

В этот день, сдвинув шапки на затылок, вглядывались люди в осеннее небо. И если не видели ни одного журавлиного клина, то можно было на теплую солнечную погоду рассчитывать до 2 ноября. Если же полетели птицы на юг — на Покров (14 октября) ударят сильные морозы.

(Крестьянские дети провожают журавлиный клин.)

- О чем думают дети? Что чувствуют? (Улетают журавли, скоро придет суровая зима, не будет солнца, света, тепла. )

- Мы не видим лиц детей. Как вы почувствовали их настроение? Какие краски использует художник, чтобы показать надежду на возвращение журавлей, приход весны? (Нежно-розовый, светло-зеленый, голубой.)

Грустное и печальное настроение картины перекликается со стихотворением 3. Александровой.

Летят высоко журавли

Над опустевшими полями.

Лесам, где лето провели,

А в роще сонной и пустой

Дрожат от холода осины.

И долго листик золотой

Летит за стаей журавлиной.

12 ноября отмечали Синичкин день — день прилета первых зимних птиц: синиц, снегирей, чечеток, свиристелей. Птицы прилетали из северных и таежных районов.

V. Физкультминутка

Влез кулик молодой

На колоду — бултых в воду.

Вымок. Выкис. Вылез. Высох.

Влез на колоду — и снова в воду.

Совсем кулик головой поник.

Да вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной,

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

— Прочитайте, выполните задание.

VII. Рефлексия

(Учитель показывает фотографии птиц.)

— Какие птицы относятся к перелетным, а какие — к зимующим?

VIII. Подведение итогов урока

Сделаем вывод. Итак, птицы, которые улетают на зиму в теплые края, называются перелетными. Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются зимующими. Отлет перелетных птиц — одно из осенних явлений в живой природе.

Домашнее задание

2. Выполнить задание 3 (с. 57) в рабочей тетради.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему "Птичьи секреты" для учащихся 2 класса.

Конспект урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Цель: познакомить с разнообразием птиц родной страны, сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.

Предметные результаты:

Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края;

Различать перелетных и зимующих птиц;

Узнавать на рисунке изученных птиц;

Приводить примеры перелетных и зимующих птиц.

Метапредметные результаты:

Отвечать на вопросы о птицах; Классифицировать птиц по известным признакам;

Выделять в тексте учебника проблемные вопросы;

Высказывать предположения, отвечая на них;

осуществлять проверку своей деятельности.

Личностный результат: Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе в целом.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: коллективная, работа в группах, индивидуальная.

I. Мотивирование к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся, друг другу, чтобы создать хорошее настроение и другим. Садитесь.

Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, будем рассуждать, анализировать и делать выводы.

А чтоб урок пошёл вам впрок, Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний и умений.

2)Вопросы для обсуждения:

1)Ребята, узнали этот мультфильм?

2)В какой путь отправились птицы?

- Догадались, о чём мы будем говорить на уроке? (О птицах)

- Да, ребята. А всё ли мы о птицах знаем? Сегодня мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема нашего урока так и называется “Птичьи секреты” (на доску)

Ребята, а как вы думаете, какие секреты могут быть у птиц?

- К концу урока постараемся разгадать некоторые из них.

III. Открытие новых знаний

-Ребята, в мультфильме птицы улетают в тёплые края. Как называются такие птицы?

- Верно, таких птиц называют перелётными. ( на доску) Каких перелётных птиц вы знаете?

- А все ли птицы улетают в тёплые края? Как называются такие птицы? (Ответы-предположения обучающихся) - Совершенно верно, зимующими ! Термин на доске. Каких зимующих птиц знаете?

1). Работа в группах по тексту .

- А теперь будем добывать информацию о птичьих секретах. Для этого мы разделились на группыи будем искать информацию по текстам.

1 –я группа будет разгадывать секреты перелётных птиц .

-Почему улетают перелётные птицы?

- Что служит сигналом для отлёта птиц в тёплые края?

2- я группа будет разгадывать секреты зимующих птиц.

-Почему некоторые птицы не улетают?

- Чем питаются зимующие птицы?

-Свои ответы будете на тексте маркером.(Дети готовятся)

- Какая группа готова нам раскрыть секреты?

1 группа ( Выслушиваются ответы учащихся)

Вместе с учащимися делают ВЫВОД

Зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. И как мы с вами уже знаем таких птиц называют……/перелётными/.

О времени отлёта птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня. Это так называемые биологические часы.

2 группа ( Выслушиваются ответы учащихся)

Вместе с учащимися делают ВЫВОД

3 секрет.

Эти птицы не улетают потому, что в суровое зимнее время года могут найти себе корм.

Некоторые птицы (например, сойка, поползень) осенью прячут в укромные места жёлуди, орехи, разные семена. А потом зимой находят свои запасы и съедают их.

Другие питаются тем, что смогут найти: ягодами рябины, калины; оцепеневшими насекомыми, спрятавшимися в коре деревьев.

Учитель: А вы сами помогаете птицам? Как помогаете? (ответы учащихся)

- Молодцы! Не забывайте вовремя счищать с кормушек снег и подсыпать корма. Если каждая человек в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом

- А как птицы нам помогают? Чем они нам полезны?

Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах.

2) Работа по учебникам.

-Ребята, а теперь я вам прочитаю загадку. Угадайте, какая птица?

1) Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной. (Соловей)

- Это какая птица? (Перелётная)

-А теперь давайте откроем учебники и назовём остальных перелётных птиц.

2) Кто летает темной ночью

И схватить мышонка хочет? (Сова)

- А сова какая птица? (Зимующая)

Давайте теперь назовём зимующих птиц по учебнику

IV. Закрепление полученных знаний.

- Если на карточке будет зимующая птица, и она может прилететь на нашу кормушку, то мы будем её помещать на эту кормушку, а если перелётная то отправим в теплые края вместе с остальными птицами.

V. Итог урока.

1)Домашнее задание

- Вот как богат мир птиц! Мы сегодня познакомились лишь его малой частью. А вот дома, ребята, попробуйте подготовить информацию об одной птице. А для этого можете использовать различные источники. Не только интернет, но и энциклопедии, учебники. Их очень много. Будет приветствоваться , если будут птицы, которые нам не знакомы.

Читайте также: