Конспект урока тема и основная мысль текста 5 класс шмелев

Обновлено: 05.07.2024

Дата:
Цель урока

  • конкретизация полученных знаний о тексте;
  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
  • обогащение речи обучающихся
  • развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради

2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему записанные на карточках предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста? Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль.(Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста)

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

4. Работа по теме урока.

Ответьте на следующие вопросы по записанному тексту:

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

- Где можно посмотреть значение непонятных нам слов?

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

А теперь исходя из того, что мы только что с вами сказали о тексте, давайте сформулируем определение текст- это…

6. Закрепление.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

Прочитайте текст и выполните задания
(1) . (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому

В) Значит Г) Однако

7. Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

10. Рефлексия.


1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Приступина Наталья Михайловна 21.11. 2016 год

Урок русского языка в 5 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва).

Особенности данной темы: тема включает опорный учебный материал, необходимый для успешного обучения пятиклассников – признаки текста.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы:

Метод обучения: - диалог, в основе которого лежит проблема (словесный);

Приемы: 1) смысловое чтение (текст, схема,план),

3) прием игрового обучения (инсценирование басни).

7. Цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых компонентов.

воспитательные –воспитывать бережное отношение к окружающей среде, уважительное отношение к истории языка, к учебе, знаниям;

образовательные – выявить субъективный опыт обучающихся по теме;

Б. изучить признаки текста, формировать умение определять тему, основную мысль текста, ключевые слова;

П. формировать умение определять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;

развивающие – развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность

развитие познавательных УУД :

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели,

- контроль и оценка результатов деятельности,

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,

- анализ с целью выявления признаков, сравнение;

развитие коммуникативных УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

развитие регулятивных УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- оценка как осознание качества усвоения.

Структура урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднений (вопросы).

Постановка проблемы, задачи и тема урока (определяют учащиеся).

Включение в систему новых знаний (смысловое чтение (текст - преобразование информации в план, работа над правописанием, систематизация изученного).

Д/з (плавающий творческий этап, связь с живописью).

Закрепление (метапредметные знания):аудирование, восстановление последовательности частей текста, знакомство с финикийским алфавитом.

Итог, рефлексия, оценивание работы учащихся учителем.

Конспект урока.

- Доброе утро, садитесь. Ребята, что вы видите на доске? (запись)

2. Я люблю своего нового друга.

3. У нас появился щенок.

- Можно ли запись на доске назвать текстом? Почему?

Что нужно сделать, чтобы получился текст? О чем он? Что сообщает нам автор?

Целеполагание. Постановка проблемы.

Можем ли мы сейчас точно сказать, что отличает текст от группы разрозненных предложений? (не совсем)

Д УЗНАТЬ: - Что нужно узнать? (все признаки текста)

НАУЧИТЬСЯ: - Чему научиться? (определять тему, основную мысль текста, ключевые слова)

Итак, по какой теме мы будем работать?

Актуализация знаний и фиксация затруднений обучающихся.

Включение в систему новых знаний.

Изучающее чтение научного текста по абзацам с.122

Составление назывного плана (по абзацам)

Структура текста (начало, основная часть, концовка).

У92, с.123 (чтение, определение темы и основной мысли, подбор заголовков I -1, II - 3, III -5, Какие это заголовки по теме или основной мысли? Предложи свои заголовки по основной мысли).

Домашнее задание.

У 92 (2), с.123 творческое задание: создать иллюстрации , отразив тему и основную мысль текста с помощью красок и образов

5.Работа в паре с заголовками (убеждение) У94, с.124-125.

Закрепление материала.

Аудирование. У 95, с.125

Восстановление последовательности частей – ознакомительное чтение (В, А, Г, Б).

Работа с алфавитом, с.125.

Лингвистическая кладовая: буквица и буква.

* Работа в группах.

- Какова тема текста? Что выражает заголовок?

- Основная мысль? Где она выражена? (в морали)

- Актуальна ли басня в наши дни?

Итог, рефлексия.

- Как, по-вашему, мы выполнили свои задачи?

Д Знаю (что?) такое (тема и основная мысль текста)

Знаю (как?) определить(тему и основную мысль текста, ключевые слова)

Умею (составить план текста, отразить в заголовке тему и основную мысль)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 262 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.12.2016 2945
  • DOCX 19.2 кбайт
  • 37 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Приступина Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью.

Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

Список литературы

Обязательная литература:

    Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 32-35.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.10-13.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вам известно, что текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Все предложения выражают развёрнутую мысль.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Все предложения в этом стихотворении объединены общей темой (темой дружбы); раскрывают определённую идею (у природы мы учимся терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, бескорыстности и настоящей крепкой дружбе); предложения расположены в определённой последовательности и связаны между собой (например, первое предложение связано с остальными изменением формы слова учитучат, однокоренными словами учитобучает).

Рассмотрим подробнее основную мысль текста (идею). Владимир Орлов объясняет нам, что учиться дружбе нужно у природы, настоящая дружба ничего не требует взамен, то есть бескорыстна, она должна быть чистой, доброй, справедливой. Именно этому нас учит природа: все деревья и весь большой лесной народ.

Проведем лингвистический эксперимент для проверки последовательности и связности предложений. Переставим местами первые два предложения стихотворения:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

В этих строках потерялся смысл. Следовательно, предложения в тексте действительно расположены в определённом порядке и связаны языковыми средствами.

Текст может быть большого объёма. В тексте бывает несколько тем. Чтобы раскрыть тему, используют подтемы (по ним мы можем составить план текста). В каждой подтеме есть ключевые слова и предложения, которые являются основными для раскрытия темы (они содержат главную информацию). Остальные предложения (относятся к второстепенной информации) уточняют, поясняют и конкретизируют тему.

Текст бывает не только письменным, но и устным. Строить любое высказывание нужно с учётом основных признаков текста:

При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.

В подробном изложении необходимо воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, последовательно, раскрыть тему так, как это сделал автор, по возможности сохранив языковые особенности текста. Если план составлен хорошо, то он отражает основное содержание текста, помогает сохранить его последовательность; по удачно составленному плану ясно, о чём пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.

«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

План текста

  1. Сухие берестяные трубочки.
  2. Как попал орех в трубочку?
  3. Ещё одно открытие.

По составленному плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в изложении, кто действующие лица этой истории, а также узнать, что будет еще одно открытие, связанное с берестяной трубочкой.

Теоретический материал для углубленного изучения

То, что мы можем пересказать, – это сюжет. Изложение текста – это и есть пересказ порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.

Тема – это предмет изображения, отправная точка создания любого произведения. Например, тема дружбы, тема предательства, тема счастья. Темы есть в параграфах учебника, сочинения пишутся тоже на определённую тему, есть тема рисунка, тема выступления и так далее.

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

  1. Выберите правильный ответ из предложенного списка.

Основная мысль – это…

а) предмет речи; то, о чём говорится в тексте;

б) главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить;

в) несколько предложений, объединённых по смыслу.

Разбор задания. Вспоминаем, что основная мысль – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Ответ: Б.

  1. Найдите и выделите жёлтым цветом два признака текста.

Разбор задания. Внимательно читаем первую строчку. Находим связность – один из признаков текста. Затем внимательно читаем вторую строчку. Последовательность – второй спрятанный признак текста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику А.Д. Шмелёва по теме:

Урок провела: преподаватель русского языка и литературы И.В.Червонцева

Цель урока : бобщение и расширение знаний обучающихся о тексте.

Научиться выделять основную мысль текста

Оценить свои знания

1. Организационный момент (1,5 мин)

- Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

- Читаем вместе установку на урок. (на слайде №1)

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

- Записываем в тетради

2. Актуализация опорных знаний (5 мин.) путем постановки проблемного вопроса: (слайд №2)

- Почему записанные предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

- Что такое текст? (Эти предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств).

- Назовите тему ( В заглавии отражается тема текста)

- А какова основная мысль данного текста? ( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка – в этом предложении отражена основная мысль данного текста )

3. Определение темы урока детьми (3 мин.)

- Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Исходя из темы, давайте назовём цель и задачи.

- Ребята, а кто самый главный помощник в работе на уроке? (учебник)

4. Работа с учебником (открытие новых знаний) (2 – 3 мин.)

- Самостоятельно изучите материал учебника на стр. 122 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

- Какие четкие границы имеет текст? ( Текст имеет начало и конец).

- Как разделен данный текст? ( Данный текст разделен на абзацы)

- Что содержит каждый абзац? ( Каждый абзац содержит микротему)

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

- Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 92 (1 текст).

-Тема текста – зелёные листья деревьев либо листопад.

- Вывод: Чем мы занимались? (определяли тему и основную мысль текста)

- А теперь мы обратимся к поэтическому тексту ( на слайде №3) (4 мин.)

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

Вывод: - Ребята, вы внимательно работали с прозаическим и поэтическим текстом. Оказывается основную мысль можно определить и у прозаического, и у ………(поэтического текста).

6. Работа в паре. (6 мин)

- На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.

( Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. . А конь этот оказался не простым.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

- Почитайте выразительно тексты, которые у вас получились.

- Докажите, что перед вами текст.

- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Лексическое значение слов у вас дано после текстов. ( А ркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом )

- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?) (2 мин.)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство, начало –основная часть – конец, в тексте может быть заголовок)

7.Физкультминутка : (2 мин.)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (слайд №5)

- Как вы усвоили материал.

10.Основная мысль – это то, к чему призывает автор +

9. Домашнее задание: по выбору уч-ся: (3 мин.)

1.Упр.92 (1 в. – 2 текст, 2 в. – 3 текст) , составить таблицу признаки текста

10. Рефлексия. (1 мин.)

В конце урока попросить встать тех, кто всё понял и может объяснить другим, встать тех, кому было всё понятно, остаются сидеть те, у кого остались проблемы.

Читайте также: