Конспект и презентация урока болдинская осень пушкина

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина, увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию школьников, разнообразить учебный процесс, путем использования ИКТ; развивать связную речь учащихся

2. Слово учителя с опорой на презентацию.

Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Обратите внимание на иллюстрации с видами мест, связанных с жизнью и творчеством А.Пушкина.

Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени".

Первый раз Пушкин приехал в Болдино в сентябре 1830 г. и предполагал пробыть там не более месяца. Шла подготовка к свадьбе с Натальей Николаевной Гончаровой, и Пушкин приехал в Болдино в связи с имущественными делами. Но началась эпидемия холеры, и возвращение в Москву стало невозможным, и Александр Сергеевич был задержан карантином и прожил почти всю осень, до декабря. Но, несмотря на это, поэт пережил здесь удивительный прилив вдохновения.

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне

Излиться, наконец, свободным проявленьем.

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута - и стихи свободно потекут.

(А.С. Пушкин. "Осень")

3. Работа с учебником.

Задание: найти в учебнике примеры произведений разных жанров. Обратить внимание на разнообразие этих жанров, написанных в Болдино.

За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Среди них: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", последние главы романа "Евгений Онегин", сказки, стихи, множество критических статей и набросков.

Если мы сделаем простой список того, что и когда было им написано, то есть закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будет красноречивее всяких объяснений.

Приехал в Болдино Пушкин 3 сентября,

9-го уже закончил “Гробовщика” ,

14-го “Станционного смотрителя” ,

25-го - девятую главу романа “Евгений Онегин” ;

между 5 и 10-м написан “Домик в Коломне” ,

между 12 и 14-м - “Выстрел” ,

20-го окончена “Метель” ,

23-го - “Скупой рыцарь” ,

26 - го - “Моцарт и Сальери” ,

и в октябре же окончено “Путешествие Онегина” ,

4 ноября окончен “Каменный гость” ,

и в ноябре же написан “Пир во время чумы” .

вывод: За эти болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений.

- Осень 1833 г., после поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: "Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:". А в другом письме к Наталье Николаевне Пушкин описал свой трудовой день: "Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3-х часов. (Поэт имел привычку работать в постели - Г.Т.) В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем, да грешневой кашей. До 9 часов - читаю". За осень 1833 г. Александр Cергеевич написал "Медного всадника", "Анджело", "Сказку о мертвой царевне", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Пиковую даму", несколько стихотворений, закончил "Историю Пугачева".

- Последний раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц. Но в этот раз он был настолько утомлен и истерзан душевно, что в середине октября вернулся в Петербург, написав лишь "Сказку о золотом петушке". В мае 1835 г. в письме к болдинскому управляющему поэт писал: "В июне думаю быть у вас". Однако намерения поэта не осуществились.

- В каком году и при каких обстоятельствах А.С.Пушкин оказался в своём имении в Болдино?

- Какие произведения относятся в этому творческому периоду? Назовите их.

- Назовите сроки написания произведений, относящихся к болдинскому периоду жизни А.С.Пушкина.

Вывод: Болдинская осень в жизни А.С.Пушкина – творческий праздник.

Презентация на тему: " Александр Сергеевич Пушкин Болдинская осень 1830 год ПРЕЗЕНТАЦИЯ." — Транскрипт:

1 Александр Сергеевич Пушкин Болдинская осень 1830 год ПРЕЗЕНТАЦИЯ

2 История имения Евстафий Михайлович Пушкин, посол при дворе Ивана Грозного, получил Болдино в поместье земельное владение, дававшееся дворянам на время службы. Позднее оно стало вотчиной (родовым имением, которое могло переходить по наследству) Пушкиных. Деду А. С. Пушкина принадлежали довольно крупные земельные владения вокруг Болдина. После его смерти земля была поделена между многочисленными наследниками, и в результате раздробления началось разорение старинного рода. Болдино досталось дяде Пушкина, Василию Львовичу, и отцу, Сергею Львовичу. После смерти Василия Львовича северо-западная часть села со старой барской усадьбой была продана. Отцу Пушкина принадлежала юго-восточная часть Болдина (с барским домом и другими постройками) 140 крестьянских дворов, более 1000 душ, и село Кистенево. Дом Пушкина.Болдино.

10 Расположенная рядом с усадьбой церковь Успения была построена в е гг. дедом поэта, Львом Александровичем Пушкиным. Знаменательно, что освящение храма произошло в год рождения поэта. В настоящее время почти разрушенная в советское время церковь восстанавливается. В состав музея-заповедника входит также и заповедная роща Лучинник, где, по преданию, любил гулять поэт, и расположенное в 8 км от Болдина село Львовка. Когда-то оно было довольно большим, но в последние десятилетия осталось почти без жителей. Здесь с х гг. сохранилась барская усадьба с парком и небольшим двухэтажным домом. Когда-то она принадлежала старшему сыну поэта Александру Александровичу Пушкину. В ближайшие годы здесь начнутся реставрационные работы. Вишнёвая аллея

Болдинская Осень А.С.Пушкина

№ слайда 1

Болдинская Осень А.С.Пушкина

Среди памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особе

№ слайда 2

Среди памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени".

Унылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное п

№ слайда 5

1830 год Поэт прибыл в имение Болдино (Нижегородской губернии), где улаживал нас

№ слайда 6

1830 год Поэт прибыл в имение Болдино (Нижегородской губернии), где улаживал наследственные дела перед женитьбой на Наталье Гончаровой. За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Среди них: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", последние главы романа "Евгений Онегин", сказки, стихи, множество критических статей и набросков.

1833 год После поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене:

№ слайда 7

1833 год После поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: "Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:". Александр Cергеевич написал "Медного всадника", "Анджело", "Сказку о мертвой царевне", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Пиковую даму", несколько стихотворений, закончил "Историю Пугачева".

1833 год После поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене:

№ слайда 8

1833 год После поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: "Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:". Александр Cергеевич написал "Медного всадника", "Анджело", "Сказку о мертвой царевне", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Пиковую даму", несколько стихотворений, закончил "Историю Пугачева".

Болдинская осень была самой удивительной в жизни поэта. Тишина и уединение, ощущ

№ слайда 9

Прощание с прошлым Болдинская осень ознаменовалась необыкновенным приливом вдохн

№ слайда 10

Прощание с прошлым Болдинская осень ознаменовалась необыкновенным приливом вдохновения. Словно знал поэт, что после женитьбы уже не будет такой свободы, сосредоточенности. С благодарной нежностью Пушкин прощается с женщинами, которых знал и любил когда- то, которые подарили ему минуты счастья и вдохновения. Он прощается с юностью, с ее мечтами и надеждами: Какие б чувства ни таились Тогда во мне- теперь их нет: Они прошли иль изменились… Мир вам, тревоги прошлых лет!

Источники: http://images.yandex.ru http://www.pushkiniada.ru/referat/001-5.html

№ слайда 11

КОНЕЦ!

№ слайда 12

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Путешествие в Болдинскую осень" - это не совсем обычный урок. Это заочное путешествие по любимым пушкинским местам, где были созданы его прекрасные произведения, местам, которые до сих пор помнят и любят великого Пушкина. Основная цель данного урока: воспитание любви и уважения к творчеству Александра Сергеевича Пушкина и к его гениальным произведениям.

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Тополевской ООШ Барабинского района Новосибирской области

Штерцер Антонина Петровна

Урок внеклассного чтения в 8 классе

Тема: Путешествие в Болдинскую осень Александра Сергеевича Пушкина


Цель урока: Воспитывать любовь и уважение к творчеству Пушкина, гордость за свою литературу и свою нацию.

Оборудование урока : слайд-презентация, тексты произведения, , иллюстративно-раздаточный материал.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

"Повести Белкина" - это "драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества" А.С. Пушкин.

"Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". Ф.М. Достоевский.

"Повести Белкина - одна из вершин русской философской прозы.

"Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в 7 раз в своей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие". Л. Н.Толстой.

Слово учителя:

Пушкин в Болдино… Это созвучие полно глубокого смысла. Именно здесь, в далекой от больших городов деревеньке, Пушкин писал так, как, наверное, не писал нигде. Болдино стало родиной стихам, , поэме, повестям, маленьким трагедиям, сказкам, главам романа в стихах.

Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок – путешествие в Болдинскую осень Пушкина. Мне хочется, чтобы вы побывали (пусть заочно) в местах, дорогих Пушкину, местах, которые помнят его и любят.

Наше путешествие будет состоять из трех этапов:

*Путешествие в Болдино 1830 года

*Путешествие в мир произведений, написанных Пушкиным в Болдино

*Путешествие в мир героев болдинских произведений

- Итак, наше путешествие начинается:

Мы начинаем. За каждый правильный ответ игроки – путешественники получают осенний листок. В конце нашего путешествия мы вместе посчитаем листочки и оценим ваше участие.

Конкурс первый. “Разминка”

(Ответ. Пять повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”.)

2. Почему А.С. Пушкин “доверил” рассказать повести (истории) Ивану Петровичу Белкину? Каким вы его себе представляете?

(Ответ. Судя по предисловию к повестям, И.П. Белкин — небогатый помещик, добрый, кроткий, немного ленивый. Он не писатель, к творчеству обратился от скуки, свои сюжеты черпая из рассказов знакомых ему людей. Пушкин “доверил” ему повести с тем, чтобы придать им большую достоверность.)

Конкурс второй “Литературное домино”

Командам раздаётся по десять карточек, на которых записаны цитаты из текстов. В течение пяти минут необходимо расположить их в том порядке, в каком они идут в повести. (Можно пользоваться текстами.)

1. Повесть “Выстрел”. “Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио”. “Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: “Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме””. “Он довольствовался очень лёгким объяснением и примирился”. “Я не имею права подвергать себя смерти”. “Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни”. “Ныне час мой настал”. “Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую”. “Выстрел за мною, я приехал разрядить свой пистолет, готов ли ты”. “Я доволен; я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести”. “Сильвио. был убит в сражении под Скулянами”.

2. Повесть “Барышня-крестьянка”. “Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед”. “Сын Берестова приехал к нему в деревню”. “Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом”. “Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается”. “Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе”. “Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне”. “. А покамест намерен я тебя женить!” “Он написал Акулине письмо. объявляя ей о грозящей им погибели. ” “Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским. вскоре превратилось в дружбу”. “Он вошёл. и остолбенел! Лиза. Нет, Акулина, милая смуглая Акулина. сидела перед окном и читала его письмо”.

Вставьте пропущенное слово в пушкинском тексте.

(По два вопроса каждой команде.)

1. В повести “Метель” А.С. Пушкин пишет: “Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание”. Какие из ниже перечисленных пословиц упоминаются в повести, по какому поводу они были сказаны: “Терпенье и труд всё перетрут”, “Суженого конём не объедешь”, “Бедность не порок”, “Жить не с богатством, а с человеком”, “Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом”.

(Ответ. Упоминаются вторая, третья и четвёртая пословицы, когда родители Марии Гавриловны во время её тяжёлой болезни решили выдать её замуж за Владимира.)

2. Вспомните, что за история представлена на “картинках, украшавших смиренную, но опрятную обитель” Самсона Вырина и его дочери? С какой целью, по-вашему, автор так подробно останавливается на них в самом начале повести “Станционный смотритель”?

(Ответ. На картинках была представлена библейская история о блудном сыне; автор уделяет ей много внимания, поскольку весь сюжет повести по-своему передаёт эту историю.)

(Ответ. Свадьба Алексея Берестова и Лизы Муромской.)

4. Анна Ахматова писала: “Пушкин считал смерть только тогда страшной, когда есть счастье”. Дождался ли Сильвио подходящего момента для отмщения графу? (Повесть “Выстрел”.)

(Ответ. Да, он решил сделать свой выстрел в тот момент, когда граф женился и очень дорожил своим счастьем.).

Уверена, что они вам запомнились и даже полюбились. Вспомним о них с помощью вопросов викторины.

(За каждый правильный ответ игроки – путешественники получают осенний листок)

1. Узнайте героя по портрету.

1) “Человек лет пятидесяти, свежий и добрый, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах” (Самсон Вырин, станционный смотритель);

“Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола” (Сильвио).

2) “…Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав” (Иван Петрович Белкин);

2. События какой повести происходят в следующем месте? Кому из героев оно принадлежит?

“…Жёлтый домик… купленный… за порядочную сумму” (гробовщику Андриану Прохорову).

3. С каким героем связан следующий предмет?

1) красная шапка с золотой кистью с галуном (Сильвио);

французские романы (Марья Гавриловна).

2) чёрное кольцо с изображением мёртвой головы (Алексей Берестов);

картина, изображающая какой-то вид из Швейцарии (граф и графиня, Сильвио).

4. Какую героиню автор называет

5. О ком следующие слова:

“умирала со скуки в этой варварской России”;

“схватил себя за волосы и оставался недвижим, как человек, приговорённый к смерти”;

“с Георгием в петлице и с интересной бледностию”;

“мрачный и разочарованный, говорил об утраченных радостях”;

его нрав “совершенно соответствовал мрачному его ремеслу”;

рассказывает с “вечными своими подробностями”;

“набелённая и затянутая в рюмочку”;

“отпустил усы на всякий случай”?

Учитель: Наше путешествие мне хотелось бы закончить словами: «Вряд ли еще в какой-нибудь стране мира огромная масса людей, живущих в этой стране, любит своего давно умершего великого соотечественника так, как мы любим Пушкина. У России не было и, вероятно, не будет более совершенного, более всеобъемлющего, более гармоничного поэта, чем Пушкин.

В этом году Россия отмечает 180 годовщину Болдинской осени Пушкина. А это значит, что Пушкин жив, читаем, любим. Любите Пушкина, любите его книги, его героев.

Читайте также: