Конспект хороводной игры в подготовительной группе
Обновлено: 05.07.2024
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
1. Кукушка
Дети стоят в кругу.
В центре водящий с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:
Заинька-горностаинька
Некуда заиньки выскочить
Кругом заборы высокие
А у заиньки ножки коротенькие
Ну-ка зайка скоком-скоком,
Повернись-ка боком-боком,
Ну-ка зайка повернись
Кому хочешь, поклонись.
С окончание пения зайка выбирает нового водящего.
Дети идут по кругу взявшись за руки.
В центре круга водящий с завязанными глазами.
Все поют:
Как то вечерком на грядке
Репа свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки
Но сначала встали в круг
Останавливаются, считают загибая пальцы
Водящий кружится.
Рассчитались четко тут же
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше,
Прячься глубже.
Ну а ты иди искать.
Дети приседают, водящий идет искать.
Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.
Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Скорее догоняй.
С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.
Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.
Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.
Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:
Аист: Я над речкою гулял
Здесь я шапку потерял
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
Дети идут по кругу.
Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:
Ребенок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
С концом песни все останавливаются.
Ребенок: Ну попробуй догони
Свою шапку отними.
Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.
Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.
Звучит музыка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга ребенок с колокольчиком.
С началом пения идут противоходом.
Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу
На ребяток я гляжу
Колокольчик золотой
Кто плясать пойдет со мной?
В конце песни ребенок с колокольчиком
выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
Выбранный ребенок становится ведущим.
Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.
Дети идут по кругу вправо и поют:
В небе звездочки мигают
Звездам хочется играть
Звездочет считает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!
Припев: (идут в круг, отходят назад.)
Звездочет, звездочет,
Поиграй-ка с нами!
Что покажешь ты нам
Отгадаем сами.
Дети отгадывают, что делает звездочет.
2 вариант:
Мы позвли Звездочета
Пусть считает нас подряд
В нашем садике как в небе
Много звездочек –ребят.
Звездочет:
Отгадает кто из вас
Что я делаю сейчас?
Кто отгадает, что делает Звездочет. становится Звездочетом.
Дети:
Аист вышел на охоту
Ходит, ходит по болоту.
Аист:
Очень хочется лягушкой закусить,
Очень хочется лягушку проглотить!
Лягушки прыгают
Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.
Лягушки поют:
Кваки, кваки, ква-ква-ква.
С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит.
Кого поймал, то становится аистом.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
В центре круга стоит водящий.
На голове может быть маска зайца.
Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются.
С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару.
Тот кто не нашел себе пару становится водящим.
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:
Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!
После 2–3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.
Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.
Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту
Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.
Внешний круг — обезьянки поют:
Мы смешные обезьянки
Мы прыгучки, кувыркалки
Мы на месте не сидим
И бананы мы едим.
Внутренний круг – Тигры поют:
А мы тигры –не смешные
Мы голодные и злые
Спойте песню еще раз
Мы поймаем вас сейчас.
По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.
Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:
Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком
Ком все больше становился и быстрее покатился
Ком все больше становился и быстрее покатился
(ускоряемся и в речи и в движениях)
Ком все больше становился и быстрее покатился
Угодил в калитку! Бух! Развалился!
Из сугроба вылезаем
И одежду отряхаем.
Яша садится посреди луга.
Вокруг него водят хоровод, припевая:
Яша бросается за кем-либо.
Пойманный становится Яшей.
— Ай на горе мак, мак,
Под горою бел бел!
Ах вы маки-маковочки,
Золотые головочки!
Станьте вы в ряд,
Спросим-те про мак.
— Только землю вспахали.
Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно: «Сеяли ли мак?
Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.
Все становятся в круг и поют:
«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…
Показывают движениями рук вперёд:
«Потом отдыхал вот так…
Становятся сложив руки крест-накрест.
Потом кружатся в хороводе, припевая:
— Овёс, овёс, давай Бог, чтоб ты рос!
— Кто хочет знать, как жнут овёс?
— Отец мой жинал его так (показывают)
— Потом отдыхал он вот так (показывает)
После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).
Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.
Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:
Вейся вейся капустка моя
Вейся вейся белая
Как мне капустке виться
Как мне зимой не валиться!
Игра все время сопровождается пением.
Заинька, выйди в круг,
Серенький, выйди в круг,
Скорей, скорей, выйди в круг,
Скорей, скорей, выйди в круг!
Заинька, ты пройдись,
Серенький, ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись!
Заинька, умой ручки,
Серенький, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки!
Заинька, умой личико,
Серенький, умой личико.
Сверху донизу умой личико,
Сверху донизу умой личико!
Заинька, пригладь шерстку,
Серенький, пригладь шерстку.
Сзади, спереди пригладь шерстку,
Сзади, спереди пригладь шерстку!
Заинька, причешись,
Серенький, причешись.
Да получше причешись,
Да получше причешись!
Заинька, под бочка,
Серенький, под бочка.
Пляшет, пляшет казачка,
Пляшет, пляшет казачка!
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Паучок, паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Конспект проведения хороводной игры на тему
в подготовительной группе
МБДОУ № 133" Рябинка"
Заверил преподаватель УСПК:
1) продолжить знакомить детей с хороводом(музыка М. Иорданского, "Хоровод в лесу")
2) закрепить умения детей выполнять движения в соответствии с текстом;
3) развивать внимание, музыкальный слух, воображение, творческие способности;
4) воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
1) организовать детей, построить в круг;
2) предложить исполнить хоровод от начала до конца;
3) спросить детей (Кого мы ищем в лесу первой? Землянику(повторить движения)
4) спросить детей(Кого мы ищем потом? и т.д)
5) Разделить роли (ягод) с помощью считалки;
6) предложить детям исполнить хоровод от начала до конца;
7) во время исполнения хоровода следить чтобы дети выполняли движения в соответствием с текстом;
8) хоровод исполнить 2- 3 раза, меняя детей;
9) поощрить детей, отметить активных, похвалить детей;
1. Мы пойдем пойдем пойдем.
Землянику мы найдем.
Земляника-ягода.
Как же ты красна
Земляника-ягода,
Как же ты вкусна.
Земляника-ягода,
Руку нам давай!
Земляника-ягода
В хоровод вставай!
2. Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Ежевику мы найдем.
Ежевика-ягода,
Синий-синий цвет.
Ежевики-ягоды,
В хороводе нет!
Ежевика-ягода
Руку нам давай.
Ежевика-ягода.
В хоровод вставай!
3. Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Подосиновик найдем.
Краснй подосиновиик,
Где тебя найти?
Красный подосиновик,
Встретим на пути.
Красный подосиновик,
Руку нам давай.
Красный подосиновик,
В хоровод вставай
4. Мы пойдем, пойдем, пойдем,
И орешек мы найдем.
Ты орешек кругленький,
Не сиди в тени.
Ты на нас, на ягодки,
Поскорей взгляни!
Ты. орешек кругленький,
Руку нам давай,
Ты орешек кругленький,
В хоровод вставай!
Краткое описание документа:
ФГОС. Автор: Смирнова Е. О., Шиян О. А., Денисенкова Н. С., Белолуцкая А. К., Шиян И. Е., Короткова Ю. А., Титова Н. И. Серия: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
- Сейчас обучается 2328 человек из 83 регионов
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 610 920 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 11.09.2021 196
- DOCX 15.7 кбайт
- 0 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Ульянова Светлана Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие
Время чтения: 15 минут
Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
Никонорихи коров пасла, запустила в огород козла.
Никонорихи ругается, а козел – то ухмыляется.
Ну-ка, козлик, сделай рожки! (показывают рожки)
Ну-ка, козлик, топни ножкой! (топают ногами)
после чего догоняет детей и пытается осалить.
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
На одной ноге стоишь,
На болото ты глядишь,
А мы весело, прыг – скок,
Догони – ка нас, дружок!
Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Селезень утку догонял
Молодой утку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Содержание: Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:
К лесу – куролесу,
В огород залезу,
Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
«Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костромушки кисель с пирогом,
Ты ль здорова Кострома?
Цели: обучение детей различным танцевальным движениям; воспитание внимательности.
Мыши водят хоровод, а на печке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька кот, разобьет весь хоровод!
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
В середину круга встает водящий –
Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
«Бабка Ежка костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит: –
У меня нога болит.
Пошла она на улицу – раздавила курицу.
Пошла на базар – раздавила самовар.
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу
У ней белая коса.
С ней идут три тетки –
Метель, Вьюга да Пурга.
У тех теток есть слуга:
Злющий дядька Мороз,
Кого схватит –тот замерз!
Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:
Сверху репа зелена, посередке толста,
К концу востра, прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.
Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
Ты, березка, белена, белена,
А макушка зелена, зелена.
Где ты стоишь, там и шумишь!
По весне веселенька,
В чистом полюшке стоит
Да листочками шумит.
С ветрами играет.
А осенью слякотной,
С красотой прощается.
Картотека хороводных игр Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание.
Картотека коми народных хороводных игр Картотека коми народных хороводных игр 1. Белый шаман (Еджыд шаман)Звучит коми народная музыка. Играющие ходят по кругу, выполняют разные.
Хороводные игры и танцы известны с древних времён. Когда-то это были ритуальные движения, а сохранились в досуговой деятельности детей и юношества. Водить простой хоровод способны самые маленькие ребята. Со старшими дошкольниками проводятся хороводные игры с интересным сюжетом. Хоровод музыкально и двигательно развивает, веселит и сближает детей.
Хороводные игры в деятельности дошкольников: особенности и значение
В настоящее время наблюдается большое внимание к национальной культуре и искусству. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется через постоянное изучение фольклора, народных ремёсел и традиций. Популярность в работе с дошкольниками хороводные игры обрели неспроста. Хоровод — древнейший вид танца. Он сопровождал славян в различных жизненных ситуациях: во время обрядовых процессий, полевых работ, свадебных гуляний и др.
Русский хоровод издавна был не просто танцем, это образ жизни
Каким образом хороводные игры благоприятствуют развитию детей?
- Само построение хоровода — круг — воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создаёт ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребёнок понимает значимость движения в такт музыке, в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы.
- Хороводные игры являются музыкально-ритмическими. Дети двигаются по кругу и совершают дополнительные движения в такт музыке. Развивается звуковое восприятие и координация движений.
- В хороводных играх движения сочетаются с песенным и музыкальным сопровождением. К старшему дошкольному возрасту дети самостоятельно исполняют песни. Таким образом, развиваются исполнительские навыки.
- Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные песни. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру.
Хоровод даёт почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива
Таблица: задачи и приёмы освоения хороводных игр
- Развитие крупной моторики, координации движений.
- Формирование слухового внимания.
- Развитие умение двигаться в соответствии со словом, по тексту песни.
- Развитие музыкальных умений: двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыкам, подпевать.
- добавляются танцевальные движения (приседания, хлопки, галоп);
- включается имитация движений животных (зайчики прыгают, медведь топает, лисичка крадётся).
Песни исполняют взрослые, побуждая детей подпевать.
Игра-хоровод разучивается ежедневно: на досуге, во время музыкального занятия, на прогулке.
- Частичный показ движений (взрослыми или при помощи перчаточных кукол).
- Предварительный анализ песенных персонажей: каковы игровые образы, какой у них характер, повадки.
- Развитие умения петь хором.
- Синхронизация хороводного шага с темпом песенного исполнения.
- Развитие умения выразительно исполнять танцевальные и игровые движения.
- Формирование умения передавать эмоции в песне.
- Развитие внимания и ловкости (особенно во время хороводных перестроений).
- Дети осваивают игру через прослушивание устных инструкций. Возможен параллельный к объяснению показ: вызвавшиеся ребята демонстрируют движения, которые называет педагог.
- Самостоятельный анализ игровых образов.
- Обогащение хороводных игр через придумывание новых образов.
- Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (при построении хороводных фигур).
- Создание мотивации к самостоятельному песенно-игровому творчеству.
В хороводе-игре с младшими дошкольниками участвуют взрослые
Игры-хороводы относятся к фольклорному жанру. Танцевальные движения, сюжеты и мелодии песен придуманы народом и сохранились с древних времён. Существуют современные музыкальные обработки для хороводных игр, рекомендуется их использовать нечасто: на праздничных мероприятиях или спортивных занятиях. Основное значение в разучивании хороводов — соприкосновением с миром русского народного искусства. Пусть дети почувствуют красоту мелодий и движений в их простоте.
Детские хороводные игры бывают не только круговыми. Построение фигур заимствовано из народного танца:
Чаще всего хороводы с дошкольниками водятся по кругу
Хороводная цепочки при построении змейкой рисует зигзагообразный узор
Видео: как водить хороводы
Проведение и организация хороводных игр
Хороводные игры кажутся простым видом развлекательной деятельности. Но детям не под силу с первого показа или объяснения разыграть эту игру.
Таблица: этапы освоения хороводной игры
- изучить историю игры (была ли она в древности сакральной, в какое время года её проводили, кто участвовал в ней — дети могут спросить об истории игры);
- выучить текст песни, спрогнозировать возможные вопросы детей по содержанию, выделить слова, значение которых требуется пояснить;
- запомнить движения, чтобы продемонстрировать их детям.
- Создание мотивации к знакомству и разучиванию хоровода:
- рассматривание иллюстраций по теме игры;
- проведение познавательной беседы об истории и значении этой хороводной игры;
- продуктивное творчество по теме (сделать аппликацию или коллективную композицию из пластилиновых фигурок, нарисовать героев игры);
- просмотр презентации или видеоролика, как водят этот хоровод;
- изготовление атрибутов для игры (для масленичного хоровода дети могут нарисовать солнце, например, украсить ленточками деревце на площадке, сделать маски персонажей-животных).
- Знакомство детей с образами игры (каков характер персонажей, особенности движений).
- Если у песни сложный сюжет, следует разобрать содержание совместно с детьми: о чём поётся, настроение песни, проблематика.
- Разучивание песни.
- Разучивание танцевальных движений и хороводных перестроений.
Как было сказано ранее, с младшими и средними дошкольниками сначала учат песню, со старшими — последовательность и характер движений.
- утренник: праздник осени, новогодний бал, весенний праздник;
- народный праздник: рождественские (святочные) гуляния, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала;
- тематический досуг: спортивный праздник, неделя народных игр.
Хороводная игра может быть разучена к Празднику осени
Организация игры-хоровода
Дедушка Мороз и Снегурочка просят ребят показать им хоровод
Какими способами педагог включает детей в игровую ситуацию?
Хоровод-игра проводится с малышами на занятии-знакомстве с народным бытом
На праздниках, утренниках и досугах организовать хороводную игру помогает сказочный персонаж. При этом герой может быть наблюдателем или танцевать и петь вместе с ребятами. На праздничных гуляниях в детском саду такие персонажи привлекают к участию в хороводе и детей, и их родителей.
Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик завлекают ребят в хоровод на новогоднем утреннике.
Петрушка, Скоморохи, Барышни — на народных гуляниях.
Красавица Осень — на празднике урожая.
На прогулке хороводы водят вокруг деревьев, как делали в старину
Дети любят водить хороводы в свободное время
Таблица: картотека хороводных игр в детском саду
Длительность хороводной игры
Когда игра-хоровод проводится в свободное от занятий время (совместно с педагогом или самостоятельно детьми), её длительность зависит исключительно от состояния ребят. Дети веселятся и полны сил — игра продолжается! Младшие дошкольники обычно повторяют игру 2–3 раза. Старшие дошкольники могут повторять игру большее количество раз: их интерес разжигается сменной ролью водящего.
Воспитатель наблюдает за хороводной игрой. Когда замечены признаки усталости или угасания интереса к игре, взрослый направляет участников к завершению хоровода.
Хоровод длится в самостоятельной игровой деятельности столько, сколько сохраняется к нему интерес
Этап игры | Длительность |
Мотивирующее начало | 1 минута |
Объяснение правил, показ действий воспитателем | 1 минута |
Основная часть: повторение игры 2–3 раза | 2–3 минуты |
Рефлексия | 1 минута |
Хоровод по форме — подвижная игра. Организованная двигательная активность на прогулке в первой половине дня длится согласно нормам САНПИН:
младшие дошкольники — 6–10 минут;
средняя группа — 11–15 минут;
старшая группа — 16–21 минута;
подготовительная группа — 20–26 минут.
На вечерней прогулке подвижная игра-хоровод длится не более 15 минут во всех возрастных группах.
Хороводные игры проводятся во время прогулок на этапе физической активности
Этап игры | Длительность |
Мотивирующее начало | 1 минута |
Вводный этап: прослушивание песни; объяснений правил; первичное распределение ролей (зайчик и музыкант). | 3 минуты |
Основной этап: игра в 5–7 повторений. | 10–12 минут |
Рефлексия | 1–2 минуты |
Со старшими дошкольниками проводятся занятия по приобщению к народному творчеству. Это интегрированные формы обучения: сочетается художественная деятельность, физическая активность и познавательный элемент. Проведение занятия с акцентом на народные игры-танцы предполагает знание воспитанниками нескольких подвижных забав. Вождение хороводов перемежается с исполнением народных песен, изучением образцов декоративно-прикладного искусства, продуктивным творчеством. Игры проводятся без повторения, водящими в хороводах назначаются разные воспитанники.
На занятиях с национальными играми и песнями рекомендуется использовать элементы народного костюма.
Для девочек: сарафанчики, платки, венки, кокошники.
Для мальчиков: атласные пояса, картузы с цветком.
На занятиях по приобщению к народному искусству принято наряжаться соответственно
Анализ хороводных игр в детском саду
Проведение анализа игры призвано определить уровень организаторских способностей педагога. Развитие способностей детей во многом зависит от того, какой была предварительная работа по освоению хороводной игры. Достаточной ли была мотивация к участию в игре, какими приёмами создавался интерес у детей. Руководитель рассматривает игровую деятельность воспитанников во взаимосвязи со своей методикой.
Протокол самоанализа хороводной игры:Соответствие выбранного хоровода (песенного содержания, танцевальных движений, образов) возрасту и индивидуальным интересам детей.
Качество предварительной работы: что изучали или мастерили, возникновение увлечённости у воспитанников.
Освоение хоровода: насколько доступно было объяснение/показ.
Задачи проведения хороводной игры: если не реализованы, указать причины.
Оценка игровой деятельности детей:
следование правилам игры;
выразительность пения, танцевальных движений, мимики, жестов;
взаимодействие с партнёрами: если возникали конфликтные ситуации, проанализировать причины.
Завершение игры: эмоциональное и физическое состояние детей — приподнятое или угнетённое.
Краткое планирование последующей работы по обучению хороводным играм.
Хороводные игры содержат в основе развлекательный компонент. В наши дни они утратили сакральное значение и стали детской забавой. При всей своей простоте и краткости хоровод развивает в детях музыкальность, ловкость и смекалку. В хороводном кругу дети испытывают чувство единения и равенства, раскрепощаются и с удовольствием проявляют свои способности в пении и танце. Включение хороводов в занятия и игры способствует всестороннему развитию детей.
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Читайте также: