Интенсивность действия факторов среды конспект кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изменение интенсивности одного экологического фактора может сузить предел выносливости организма к другому фактору или, наоборот, увеличить его.

В природной среде действие факторов на организм может суммироваться, взаимно усиливаться или компенсироваться.

Суммация факторов. Пример: высокая радиоактивность среды и одновременное содержание нитратного азота в питьевой воде и пище в несколько раз увеличивают угрозу здоровью человека, чем каждый из этих факторов в отдельности.

Взаимное усиление (явление синергизма).Следствием этого является снижение жизнеспособности организма. Повышенная влажность значительно снижает устойчивость организма к перенесению высоких температур. Уменьшение содержания азота в почве приводит к снижению засухоустойчивости злаков.

Компенсация. Пример: утки, оставшиеся зимовать в умеренных широтах, недостаток тепла возмещают обильным питанием; бедность почвы во влажном экваториальном лесу компенсируется быстрым и эффективным круговоротом веществ; в местах, где много стронция, моллюски могут заменять в своих раковинах кальций стронцием. Оптимальная температура повышает выносливость к недостатку влаги и пищи.

В то же время ни один из необходимых организму факторов не может быть полностью заменен другим. Например, недостаток влаги замедляет процесс фотосинтеза даже при оптимальной освещенности и концентрации CO2 в атмосфере; недостаток тепла нельзя заменить обилием света, а минеральные элементы, необходимые для питания растений, — водой. Поэтому если значение хотя бы одного из необходимых факторов выходит за пределы диапазона толерантности, то существование организма становится невозможным (см. закон Либиха).

Интенсивность воздействия факторов среды находится в прямой зависимости от продолжительности этого воздействия. Длительное действие высоких или низких температур губительно для многих растений, тогда как кратковременные перепады растения переносят нормально.

Таким образом, факторы среды действуют на организмы совместно и одновременно. Присутствие и процветание организмов в том или ином местообитании зависят от целого комплекса условий.

Краткий конспект в тетрадь и решение задач до 7 апреля 23:00

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.

2. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора: а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма; б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального; в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального

3. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях. 1. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет. 2. Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода. 3. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет. 4. Для речной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород. 5. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.

4. Из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле: а) углекислый газ; б) кислород; в) гелий; г) ионы калия; д) газообразный азот.

5. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора?

Изменение интенсивности одного экологического фактора может сузить предел выносливости организма к другому фактору или, наоборот, увеличить его.

В природной среде действие факторов на организм может суммироваться, взаимно усиливаться или компенсироваться.

Суммация факторов. Пример: высокая радиоактивность среды и одновременное содержание нитратного азота в питьевой воде и пище в несколько раз увеличивают угрозу здоровью человека, чем каждый из этих факторов в отдельности.




Взаимное усиление (явление синергизма).Следствием этого является снижение жизнеспособности организма. Повышенная влажность значительно снижает устойчивость организма к перенесению высоких температур. Уменьшение содержания азота в почве приводит к снижению засухоустойчивости злаков.

Компенсация. Пример: утки, оставшиеся зимовать в умеренных широтах, недостаток тепла возмещают обильным питанием; бедность почвы во влажном экваториальном лесу компенсируется быстрым и эффективным круговоротом веществ; в местах, где много стронция, моллюски могут заменять в своих раковинах кальций стронцием. Оптимальная температура повышает выносливость к недостатку влаги и пищи.

В то же время ни один из необходимых организму факторов не может быть полностью заменен другим. Например, недостаток влаги замедляет процесс фотосинтеза даже при оптимальной освещенности и концентрации CO2 в атмосфере; недостаток тепла нельзя заменить обилием света, а минеральные элементы, необходимые для питания растений, — водой. Поэтому если значение хотя бы одного из необходимых факторов выходит за пределы диапазона толерантности, то существование организма становится невозможным (см. закон Либиха).

Интенсивность воздействия факторов среды находится в прямой зависимости от продолжительности этого воздействия. Длительное действие высоких или низких температур губительно для многих растений, тогда как кратковременные перепады растения переносят нормально.

Таким образом, факторы среды действуют на организмы совместно и одновременно. Присутствие и процветание организмов в том или ином местообитании зависят от целого комплекса условий.

Краткий конспект в тетрадь и решение задач до 7 апреля 23:00

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.

2. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора: а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма; б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального; в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального

3. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях. 1. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет. 2. Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода. 3. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет. 4. Для речной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород. 5. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.

4. Из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле: а) углекислый газ; б) кислород; в) гелий; г) ионы калия; д) газообразный азот.

5. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора?

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Интенсивность действия факторов среды

Многие экологические беды возникают из-за неосознанного нарушения человеком самых элементарных природных законов. Эти законы отражают разнообразные стороны действия факторов среды на организмы. Факторов среды – великое множество, и представители разных видов реагируют на них по-разному, однако можно выявить ряд общих законов действия факторов среды на организмы.


Закон оптимума (лат. optimum – "наилучшее") отражает реакцию видов на изменение силы действия любого фактора. Есть определенные границы действия каждого фактора, в пределах которых жизнеспособность организмов возрастает. Это зона оптимума . При отклонениях от данной зоны в сторону уменьшения или увеличения силы воздействия фактора жизнеспособность организмов падает. Это зона угнетения , или пессимума (лат. pessimus – "очень плохой"). Если действие фактора выходит за определенные, минимально или максимально возможные для вида пределы, организмы погибают. Губительное значение фактора называют критической точкой .

Пределы выносливости организмов по отношению к различным экологическим факторам сильно различаются. Набор соответствующих адаптаций и широта пределов выносливости определяют распространение данного вида и возможность его обитания в данной природной зоне.


На организм одновременно влияют многочисленные и разнообразные факторы среды. По отношению к одним организмы обладают широким диапазоном выносливости и выдерживают значительные отклонения от оптимальной величины. Однако чем сильнее отклонение от зоны оптимума, тем сильнее угнетающее действие данного фактора на организмы.

Виды чрезвычайно разнообразны по способности переносить изменения факторов среды. В природе выделяются два крайних варианта — узкая специализация и широкая выносливость.

Австралийский сумчатый медведь коала может жить только на тех видах эвкалиптов, листьями которых он питается.


У специализированных видов критические точки значения фактора сильно сближены, такие виды могут жить только в относительно постоянных условиях. Организмы с широкими диапазонами выносливости к разнообразным факторам среды распространены более широко.

Тихоходки способны переносить неблагоприятные условия и распространены повсеместно. При наступлении неблагоприятных условий они способны на годы впадать в состояние анабиоза, а при наступлении благоприятных условий довольно быстро оживать.

Закон оптимума имеет большое практическое значение. Нет всецело положительных или отрицательных факторов, все зависит от их дозировки. Все формы влияния среды на организмы имеют сугубо количественное выражение. Чтобы управлять жизнедеятельностью вида, следует прежде всего не допускать выхода различных экологических факторов за их критические значения и стараться выдерживать зону оптимума. Это очень важно для растениеводства, животноводства, лесного хозяйства и вообще всех областей взаимоотношений человека с живой природой. Это же правило относится и к самому человеку, особенно в области медицины.

Использование закона оптимума осложняется тем, что для каждого вида оптимальные дозировки факторов различны. То, что хорошо для одного вида, может быть пессимумом или выходить за критические пределы для другого. Например, при температуре 20°C тропическая обезьяна дрожит от холода, а северный обитатель – песец – изнывает от жары. Бабочки зимней пяденицы еще порхают в ноябре (при температуре 6°C), когда большинство других насекомых впадают в оцепенение. Рис выращивают на полях, залитых водой, а пшеница в таких условиях вымокает и погибает.

Закон ограничивающего фактора тесно связан с законом оптимума и вытекает из него. В окружающей среде нет всецело отрицательных или положительных факторов: все зависит от силы их действия. На живые существа одновременно действует множество факторов, и к тому же большинство из них переменчиво. Но в каждый конкретный период времени можно выделить самый главный фактор, от которого в наибольшей мере зависит жизнь. Им оказывается тот фактор среды, который сильнее всего отклоняется от оптимума, т. е. ограничивает жизнедеятельность организмов в данный период.


Ограничивающий , или лимитирующий, фактор — фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма.

Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора или закон минимума Либиха гласит: наиболее значимым является для организма тот фактор, который более всего отклоняется от своего оптимального значения.

Органичивающие факторы регулируют состояние организмов и экосистем — при значении какого-либо фактора, близкому к критическому, несмотря на оптимальные значения прочих факторов, организму или популяции грозит гибель.

Высота снежного покрова более 50 см является ограничивающим фактором для распространения оленей.

Взаимодействие факторов среды. Изменение одного фактора среды практически всегда вызывает изменение прочих факторов, либо компенсируя, либо усугубляя их действие.


Оптимальная зона и пределы выносливости организмов по отношению к какому-либо фактору среды могут смещаться в зависимости от его силы действия и от одновременного действия прочих факторов. Заменить полностью один фактор другим нельзя. Для каждого вида животных необходим свой набор экологических факторов определённой интенсивности. Интенсивность действия одних факторов природной среды относительно постоянна, других — изменчива.

Млекопитающие легче переносят жару в сухом, а не во влажном воздухе. Угроза замерзания выше при морозе с сильным ветром, нежели в безветренную погоду.

Взаимная компенсация действия факторов среды. Факторы среды действуют на организм не по отдельности, а в комплексе.

Такое совместное действие факторов можно разделить на четыре основных типа:

  • один из факторов подавляет действие остальных, и его величина имеет определяющее значение для организма;

Отсутствие или недостаточное нахождение в почве отдельных элементов минерального питания препятствует нормальному усвоению растениями прочих элементов.

Влажность почвы, содержание в ней нитратов и освещённость при улучшении обеспечения любым из них повышают эффект воздействия двух других.

  • взаимное исключение действия нескольких факторов;

Увеличение популяции саранчи способствует уменьшению пищевых ресурсов, и её популяция сокращается.

  • сочетание положительных и отрицательных для организма воздействий, при этом влияние вторых усилено влиянием первых.

Чем раньше наступает оттепель, тем сильнее растения страдают от последующих заморозков.

Факторы могут частично замещать друг друга: при ослаблении освещённости интенсивность фотосинтеза не изменится, если увеличить концентрацию углекислого газа в воздухе, что обычно и происходит в теплицах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интенсивность действия факторов среды. Биология 9 класс Учитель биологии и ге.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Интенсивность действия факторов среды. Биология 9 класс Учитель биологии и ге.

Интенсивность действия факторов среды. Биология 9 класс Учитель биологии и географии МБОУ СОШ №2 ст. Медведовской О.Н. Бондарь

Изменчивость экологических факторов. Постоянные свойства окружающей среды: си.

Изменчивость экологических факторов. Постоянные свойства окружающей среды: сила тяготения, интенсивность солнечного излучения, солевой состав океана, газовый состав атмосферы.

Изменчивость экологических факторов. Изменяющиеся свойства окружающей среды.

Изменчивость экологических факторов. Изменяющиеся свойства окружающей среды: температура, влажность, ветер, осадки, укрытия, хищники, паразиты, конкуренты … Меняются во времени и в пространстве.

Степень изменчивости зависит от условий среды обитания. лес пещера t0 зима -.

Степень изменчивости зависит от условий среды обитания. лес пещера t0 зима - 300, t0 +9 0 лето + 300

Степень изменчивости зависит от условий среды обитания. паразиты хищники избы.

Степень изменчивости зависит от условий среды обитания. паразиты хищники избыток пищи периодически - голод

Благоприятная сила воздействия называется зоной оптимума экологического факто.

Благоприятная сила воздействия называется зоной оптимума экологического фактора или просто оптимумом для организмов данного вида. нижний предел выносливости верхний предел выносливости

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0.

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0 экологическая толерантность диатомовые водоросли -10 +10

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) разновидность трески.

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) разновидность трески Notothenia coryceps t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0 экологическая толерантность -20 +20 У антарктических рыб в крови есть специальный химический элемент, который позволяет оставаться крови жидкой даже при температуре близкой к нулю.

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0.

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0 экологическая толерантность +100 +350 финиковая пальма

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) двоякодышащая рыба из.

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) двоякодышащая рыба из оз. Чад t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0 экологическая толерантность +100 +400

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0.

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0 экологическая толерантность -500 +300 даурская сосна песец

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0.

Пределы выносливости вида (экологическая толерантность) t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0 экологическая толерантность Какая взаимосвязь существует между широтой распространения водных и наземных организмов и экологической толерантностью? Объясните причины этих закономерностей.

t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0 экологическая толерантность водные организмы наземные ор.

t0 t0 t0 t0 t0 t0 t0 экологическая толерантность водные организмы наземные организмы экологическая толерантность экологическая толерантность экологическая толерантность экологическая толерантность экологическая толерантность

Группы организмов по отношению к факторам окружающей среды: теплолюбивые прес.

Группы организмов по отношению к факторам окружающей среды: теплолюбивые пресноводные сухолюбивые холодолюбивые морские влаголюбивые тепло влага соленость воды

Концентрация кислорода в воде Озерные рыбы Живут при низком содержании О2 Руч.

Концентрация кислорода в воде Озерные рыбы Живут при низком содержании О2 Ручьевая форель Живет при 2 мг/л О2 Погибает при 1,5 мг/л О2

Концентрация азота в почве. клевер крапива N2 N2

Концентрация азота в почве. клевер крапива N2 N2

Экологическая толерантность может меняться на разных этапах онтогенеза. Мельн.

Экологическая толерантность может меняться на разных этапах онтогенеза. Мельничная огневка критическая минимальная температура гусеница -70С0 имаго -220С0 яйца -270С0 Какое значение для выживаемости вида имеет это приспособление?

Вывод: Организмы с большей экологической толерантностью ко всем факторам сред.

Вывод: Организмы с большей экологической толерантностью ко всем факторам среды распространены более широко.

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. Отклонение интенсивност.

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. Отклонение интенсивности одного фактора от оптимальной величины может сузить пределы выносливости к другому фактору. содержание азота в почве засухоустойчивость

Ограничивающий фактор – тот, который находится в недостатке по сравнению с оп.

Ограничивающий фактор – тот, который находится в недостатке по сравнению с оптимальной величиной, он делает невозможным процветание вида в данных условиях. Ограничивающие факторы могут быть: абиотическими нехватка химического элемента в почве: недостаток тепла или влаги; биотическими занятие территории сильными конкурентами; недостаток опылителей для растений Юстус фон Либих (1803—1873), немецкий профессор органической химии

Многие факторы становятся ограничивающими в период размножения. Пределы вынос.

Многие факторы становятся ограничивающими в период размножения. Пределы выносливости для семян, яиц, эмбрионов, личинок обычно уже, чем для взрослых растений и животных. Крабы могут заходить в реки далеко вверх по течению, но их личинки в речной воде развиваться не могут – это и ограничивает пределы распространения вида.

Ареал промысловых птиц часто определяется влиянием климата на яйца или птенц.

Ареал промысловых птиц часто определяется влиянием климата на яйца или птенцов, а не на взрослых особей.

Повторим Как называют благоприятную для организмов интенсивность действия фак.

Повторим Как называют благоприятную для организмов интенсивность действия фактора внешней среды? Что называют пределом выносливости и что его определяет? Что такое ограничивающий фактор? Как меняется выносливость организмов к действию экологических факторов на разных стадиях онтогенеза?

Краткое описание документа:

Презентация по биологии на тему: "Интенсивность действия факторов среды" (9 класс) рассматривает изменчивость экологических факторов, пределы выносливости видов (экологическую толерантность) на примерах конкретных организмов с учетом широтной зональности. Указываются группы организмов по отношению к факторам окружающей среды. Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 920 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.05.2015 9601
  • PPTX 2.4 мбайт
  • 120 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бондарь Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Приведите примеры постоянных и вариабельных экологических факторов.

Постоянные факторы: сила тяготения, интенсивность солнечного излучения, солевой состав океана, газовый состав и свойства атмосферы.

Вариабельные фаторы: температура, ветер, влажность, количество осадков, хищники, паразиты, укрытия, конкуренты и пр.

2. Дайте определение понятия.

Зона оптиума экологического фактора - это оптимальная интенсивность воздействия любого фактора, которая наиболее благоприятна для жизнедеятельности.

3. Объясните, что называют верхним и нижним пределами выносливости.

Это пограничные значения фактора, за пределами которых наступает гибуль организма.

4. Известно, что по отношению к одному и тому же экологическому фактору (например, температуре) встречаются оргнаизмы с широким и узким диапазоном выносливости. Проиллюстрируйте это положение примерами из ботаники и зоологии.

Растения
с узким диапазоном выносливости к изменениям температуры с широким диапазоном выносливости к изменениям температуры
Растения тропиков, зеленые и днатомовые водоросли в полряных льдах и снегах высокогорий двурская лиственница
Животные
с узким диапазоном выносливости к изменениям температуры с широким диапазоном выносливости к изменениям температуры
антарктические виды рыб, глубоководные обитатели рыбы пустынь

5. Ответьте, могут ли изменяться значения границ выносливости в отношении того или иного экологического фактора на протяжении онтогенеза. Если да, приведите примеры.

На протяжении онтогенеза организмы могут проявлять неодинаковую выносливость к тому или иному фатору. Например, у бабочки огневки критическая минимальная температура для гусениц -7 градусов, ждя взрослых форм -22, а для яиц -27. Мороз -10 градусов погубит гусениц, но не принесет вреда яйцам и взрослым особям.

6. Дайте определение ограничивающего экологического фактора и приведите примеры таких факторов для конкретных организмов.

Ограничивающий фактор - экологический фактор, при выходе которого за границы максимума или минимума организму или популяции грозит гибель, это наиболее значимый для организма фактор, который более всего отклоняется от оптимального его знаечния.

Примеры: величина и устойчивость урожая определяется веществом, содержащимся в критически малом количестве, определенным количеством теплоты и влаги; биотические факторы,например, сильные онкуренты у хищных животных, недостаток опылителей у растений.

7. Как известно, экологический фактор может становиться ограничивающим только в определенную фазу жизненого цикла организмов. Примедите такие примеры.

В период размножения и начала развтия все животные и растения очень чувствительны к низким температурам, взрослые же особи это легко переносят.

Многие крабы могут заходить вверх по течению, но их личинки развиваться в воде не могут.

Ареал промысловых птиц определяется влиянием климата на яйца или птенцов, а не на взрослых особей.

Читайте также: