Конспект ф и тютчев еще земли печален вид как неожиданно и ярко 4 класс презентация

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Дата: 06.11.2018

Учитель: Другова З.А.

Поэтическая тетрадь № 1 ( 8 ч)

Тип урока : изучение нового материала

Цель: познакомить с новым разделом; расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; формировать умение анализировать поэтический текст , развивать память, речь, мышление, наблюдательность

предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.

Ресурсы урока : портрет и выставка книг Ф.И. Тютчева, аудио-приложение к учебнику.

- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

II .Мотивация учебной деятельности

— Расшифруйте, что здесь написано. (Поэтическая тетрадь.)

-Сформулируйте задачи урока

III .. Работа по теме урока

1. Прогнозирование

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

2.Актуализация знаний

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

( Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, средства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ - метафорические высказывания в художественном тексте, связанные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения,

стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговорной — мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произведениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

- Сегодня мы будем изучать стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

- Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

• Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

• Чтение стихотворения вслух учащимися.

• Беседа после чтения.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

• Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.

• Средства художественной выразительности

Риторические вопросы ( " или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : " или. или. "

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

• Выразительное чтение стихотворения.

IV . Физкультминутка

V . Продолжение работы по теме урока

• История создания

• Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику

• . Беседа после чтения.

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ(потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Какие еще слова и выражения были непонятны?

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" ,

Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.

Метафора: воздушная воздвигалась арка.

• Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

• Выразительное чтение стихотворения

VI . Рефлексия . Подведение итогов урока

- Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?

- Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф.И. Тютчева?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Откройте учебнике на с.137. Прочитайте название раздела. Определите, с какими.

Откройте учебнике на с.137. Прочитайте название раздела. Определите, с какими авторами и их произведениями мы будем знакомиться.

Не то, что мните вы – природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа.

Не то, что мните вы – природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь и есть язык… (Ф.И.Тютчев)

Назовите тему урока. Определите цель урока.

Назовите тему урока. Определите цель урока.

Фёдор Иванович Тютчев 23.11.1803 – 15.07.1873 русский поэт, дипломат, публицист

Фёдор Иванович Тютчев 23.11.1803 – 15.07.1873 русский поэт, дипломат, публицист

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уез.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии. Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком.

Его отец, Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служ.

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич.

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллег.

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения. В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками.

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был.

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Николай Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу. В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Первый сборник поэта, в который наряду со старыми стихами 1820-30-х гг. вошли.

Первый сборник поэта, в который наряду со старыми стихами 1820-30-х гг. вошли и новые, написанные в начале 1850-х гг. и посвященные преимущественно молодой возлюбленной Тютчева Елене Денисьевой. Страстный и мучительный роман длился 14 лет вплоть до 1864, когда Елена скончалась от туберкулеза. Тютчев очень болезненно переживал эту утрату, откликом на несчастье стали стихи так называемого денисьевского цикла – вершина любовной лирики поэта.

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жи.

Федор Иванович Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы В его родовой.

Федор Иванович Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы В его родовой усадьбе в Овстюге открылся мемориальный музей.

Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя - в своих произведениях

Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя - в своих произведениях


Из глубокого колодца Солнце медленно встает. Свет его на нас прольется Луч ег.

Из глубокого колодца Солнце медленно встает. Свет его на нас прольется Луч его нам улыбнется Новый день оно начнет! О каком времени года говорится в стихотворении?

Речевая разминка воздвиглась вонзила обхватила изнемогла нега мгновенье побле.

Речевая разминка воздвиглась вонзила обхватила изнемогла нега мгновенье побледнело всецело печален дышит колышет шевелит проснулась редеющий послышала улыбнулась

“колышет”- слегка покачивает. “невольно”- случайный. “редеющего”- уменьшается.

“колышет”- слегка покачивает. “невольно”- случайный. “редеющего”- уменьшается, становится редким. “воздвиглась” - построить. “вонзить”- воткнуть острием. “изнемочь”- потерять силы, ослабеть. “нега”- приятное состояние. “всецело”- полностью, целиком.

Как Тютчеву удаётся показать раннюю весну? Какие выразительные средства испол.

Как Тютчеву удаётся показать раннюю весну? Какие выразительные средства использует автор для изображения унылой картины природы? Какая часть речи преобладает в стихотворении? Почему ?

Как Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность.

Как Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность радужного видения? Каким настроением проникнуто стихотворение? Объясни.

Итог урока: Что запомнили? Какое стихотворение понравилось? Почему?

Итог урока: Что запомнили? Какое стихотворение понравилось? Почему?

Домашнее задание С. 138 – 140 выучить стихотворение наизусть по выбору.

Домашнее задание С. 138 – 140 выучить стихотворение наизусть по выбору.

http://ru.wikipedia.org http://www.foxdesign.ru http://www.litra.ru http://to.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 200 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022


- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

II.Мотивация учебной деятельности

-Сформулируйте задачи урока

III.. Работа по теме урока

1. Прогнозирование

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

2.Актуализация знаний

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, сред­ства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рису­нок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ -метафорические высказывания в художественном тексте, связан­ные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор спле­тается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополни­тельные значения,

стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную лите­ратуру.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговор­ной — мы, не задумываясь, используем все выразительные сред­ства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают ме­тафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произве­дениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно опре­делять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и лю­бить ее.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

- Сегодня мы будем изучать стихи заме­чательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образова­ние получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние ко­торого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Москов­ский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иност­ранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

- Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

•Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

•Чтение стихо­творения вслух учащимися.

• Беседа после чтения.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

•Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.

•Средства художественной выразительности

Риторические вопросы ( " или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : " или. или. "

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”.

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

•Вырази­тельное чтение стихотворения.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

• История создания

•Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику

•. Беседа после чтения.

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ(потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Какие еще слова и выражения были непонятны?

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" ,

Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.

Метафора: воздушная воздвигалась арка.

•Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

•Выразительное чтение стихотворения

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?

- Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сего­дня стихотворений Ф.И. Тютчева?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку знакомит детей с биографией и творчеством Ф. И.Тютчева.

Великие русские писатели

Великие русские писатели

Фёдор Иванович Тютчев русский поэт, дипломат, публицист 23.11.1803 – 15.07.1873

Фёдор Иванович Тютчев

русский поэт, дипломат, публицист

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии. Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг.

Фёдор Иванович Тютчев

родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии. Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг.

Его отец, Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника. Мать будущего поэта, Екатерина Львовна (урождённая Толстая), женщина умная, занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Мать будущего поэта,

Екатерина Львовна (урождённая Толстая),

женщина умная, занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы.

Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.

Осенью 1819 года Тютчев стал студентом словесного факультета Московского университета,

который окончил в 1821 году со степенью кандидата.

В эти годы он сблизился с писателем Владимиром Одоевским и литературным критиком Иваном Киреевским.

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения. В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками.

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения.

В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками.

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник".

Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Николай Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом. Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.

В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений. В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар. 15 июля 1873 года поэт скончался в Царском селе.

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений.

В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар. 15 июля 1873 года поэт скончался в Царском селе.

Читайте также: