Конспект экскурсии в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель и задачи: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру; учить определять названия деревьев по листьям; расширять знания детей о природе; закреплять знание геометрических фигур; упражнять в рисовании различных видов деревьев на песке.

Программное содержание:

Обобщать и конкретизировать представления детей о парке.

Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и приспособлением растений и птиц к этим изменениям.

Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.

Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в парке.

Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, положительных эмоций, возвращению ощущений приятных переживаний.

Формировать представления детей о поведении в общественных местах.

Упражнять детей в умении поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом.

Активизация словаря: осень, листопад, ветер, птицы, золотая осень, парк.

Оборудование: кукла Незнайка, листья различных деревьев, ведерки, большая корзинка для сбора природного материала.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о правилах поведения на улице, во время перехода в парк, а также в парке.

Воспитатель обращает внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

Ход экскурсии.

Организационный момент.

Воспитатель сообщает детям, что они сегодня идут на экскурсию в парк. Вместе с ними попросился Незнайка, который сообщил детям, что очень любит гулять в парке летом. Дети согласились взять его с собой, чтобы полюбоваться красотой осеннего парка и научить Незнайку отличать летнюю природу от осенней.

По дороге воспитатель предлагает детям назвать деревья, кустарники, которые дети увидят.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы пришли?

Дети: в парк.

Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядел парк летом?

Дети: было много травы, цветов, было тепло, светило солнце и т.п.

Воспитатель: Верно! Как изменился парк с приходом осени?

Дети: листья пожелтели, стали опадать, солнышко спряталось за тучу. Воспитатель: Молодцы, правильно! Стало холоднее, листья пожелтели и стали опадать.

Дальше воспитатель предлагает отгадать загадки о деревьях:

«Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

«Вот бочонок с шапочкой

Год прошел – и деревцом

«Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

«Что за деревцо растет?

Снег в июне нам несет.

Снег же тот не тает.

В парке воспитатель обращает внимание детей на красоту природы, показывает заготовленные заранее листочки от разных деревьев: тополя, клена, каштана, дуба. Дети рассматривают листья на солнышке, а воспитатель рассказывает о прожилках на листьях, зачем они нужны. Обращает внимание детей на то, что у листочков от разных деревьев по – разному расположены прожилки. И от этого зависит форма листочка. Задает вопросы:

- В какую геометрическую форму уложится дубовый листочек? (Овал)

- Что еще бывает такой формы? (ответы детей)

На песке рисую различные деревья, дети называют их.

- А теперь вы нарисуйте, а я отгадаю.

Дети рисуют деревья, отражая характерные особенности, присущие данному виду деревьев .

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Птицы жёлтые летят…

Может и не птицы это

Собрались в далёкий путь?

Может это просто лето

Отдохнёт, сил наберётся

И обратно к нам вернётся.

Ребята, как вы думаете, про каких жёлтых птиц говорится в стихотворении? Дети: про листья.

Воспитатель: Правильно, листики летят по ветру и такое ощущение, что это птички.

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть. Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?

Дети: ветер шелестит листиками.

Воспитатель : А кто знает, что такое ветер?

Дети: ветер – это воздух, который постоянно движется.

Воспитатель: Ребята, мы с вами гуляли по парку, увидели, какие изменения в природе произошли с приходом осени.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Возьмите, пожалуйста, в каждую руку по листочку.

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки. ( Дети стоят врассыпную, руки с

Мы на веточке сидели, листочками подняты вверх –

Ветер дунул – полетели. раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали . (Дети разбегаются в разные стороны,

Перестал дуть ветерок – помахивая листочками - приседают,

Мы присели все в кружок. поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул. (Вновь разбегаются, помахивая

Все листочки полетели листочками , подбрасывают их

И на землю тихо сели. вверх, изображая листопад).

(Дети собирают в корзину природный материал).

Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора прощаться с осенним парком. Вам понравилась экскурсия в парк и почему? ( Ответы детей).

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и говорит, что они правильно вели себя в парке: не ломали ветки, а собирали листья на земле , не трясли деревья, т.е. помнили те правила поведения на природе, которые обсуждали все вместе перед экскурсией.

- пополнение уголка природы иллюстрациями, репродукциями, фотографиями с изображением деревьев, летнего леса.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в парк, и посмотрим, какие деревья растут в парке (дети встают парами и идут за воспитателем). Какая сегодня погода? (солнечная, тёплая)

Ребята, послушайте загадку:

«На одной ноге стоит,

Все ветвями шевелит,

-Ребята, посмотрите как много деревьев в парке.

-А кто сможет назвать части дерева? (есть корни, ствол, ветки, листья).

- Чем покрыт ствол дерева? Для чего нужны дереву корни, кора? (через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). Молодцы, правильно назвали строение дерева.

-Что происходит с деревьями после зимы? (на деревьях набухают почки; появляются сережки и листья).

- Молодцы, а давайте с вами сегодня соберем красивый букет из листьев и плоды деревьев, чтобы сделать поделки из природного материала и гербарий.

-Ребята, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её:

«Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(береза)

- Правильно, это берёза. Давайте постоим около берёзы и полюбуемся её светом и чистотой. Посмотрите, над головой шелестит листва, которую пронизывают лучи солнца. Здесь легко дышится. Берёза единственное в мире белоствольное дерево. В народе её называют берёзонькой белоствольной, русской красавицей. Её ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья треугольной формы с зазубринками на концах, на березе есть сережки.

Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике,

С красивыми застежками, с зелеными сережками. (С. Есенин)

-Ребята, рядом с берёзками растут и вот эти деревья. Послушайте загадку:

Ягоды – не сладость,

Зато людям – радость.

- Молодцы! Посмотрите, какая красавица рябина! Ее еще называют кудрявой, тонкой! Листочки у нее резные и ярко-зеленые. Ягодки у рябинки кислые и витаминные, а после первых морозов они становятся сладкими. В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое дерево.

- А сейчас послушайте стихотворение:

Клён ты мой опавший, клён заледенелый!

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

- Пойдёмте, и найдём, где растёт клён.

Вот он ребятки, ствол у клена темно-серый, обратите внимание на форму и размер кленовых листьев с пятью острыми концами. Особенно красив клён осенью, листочки окрашиваются в разные цвета: жёлтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. А плоды клёна похожи на маленькие пропеллеры или ещё их называют носики - курносики.

Клён встречает самый первый

Кружит в воздухе весёлый

Землю быстро укрывает

Пусть родная засыпает

Долгим зимним сном.

-Ребята, а теперь к какому дереву мы подошли?

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч,

Я кормлю свиней и бело

Ничего, что плод мой мелок.

-Верно, ребята это дуб. Дуб - могучее, сильное дерево, его мощный ствол покрыт коричнево - серой плотной, крепкой корой, листья овальной формы, с волнистым краем, кроме листьев у дуба есть желуди. Живут дубы 400-500 лет.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Ведь до поздней осени

Значит я выносливый,

- Ну, а эту красавицу вы узнали?

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

- Правильно, это дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год. Ель высокое дерево, ствол прямой, покрыт серой или красновато-бурой корой, с пушистыми ветками, покрытыми хвоей, а ещё есть шишки.

Если у других деревьев листья желтеют и опадают, то у хвойных - хвоинки остаются зелёными и в зимнюю пору.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая как ёж,

Зимою в платье летнем.

Ребятки, все эти деревья растут в России, мы их очень любим.

- Ребята, как называются леса, которых растут одни березы? (роща)

Как называются леса, где растут дубы? (дубрава)

Как называются леса, где растут сосны? (сосновый бор)

Как называются леса, где растут ели? (ельник)

А если деревья разные в лесу? (смешанный лес)

- Куда мы с вами ходили?

- Какие деревья видели?

- Как называют в народе берёзу?

- Как называют дуб?

Наша природа подарила нам эти необыкновенной красоты деревья. Мы ими должны не только любоваться и использовать в своих целях, но и заботиться и беречь и тогда они будут радовать нас своей красотой.

- А, сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"

Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями.


Экскурсия - 1 Старшая группа 27.10.2014 год Тверская область Калининский район п.Орша Тема экскурсии: "Наша малая Родина!"

Фотоотчёт экскурсии 1 старшая группа Тема экскурсии: "Наша малая Родина!".



совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.

Цели: · Увидеть, как природа готовится к зиме.· Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·.


Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор.


Конспект экскурсии с детьми подготовительной к школе группы "Осенний сквер" Тема экскурсии: Осенний сквер.

Конспект экскурсии с детьми подготовительной группе "Осенний сквер".

Экскурсия "Экскурсия в домашний птичий зоопарк"

Дать детям общее представление о многообразии птиц живущих в домашних условиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе. Формирование представлений детей о парке.

Программные задачи:

Расширять и обогащать знания детей о летних изменениях в природе.

Способствовать формированию интереса детей к природе.

Побуждать детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее, появились растения, насекомые.

Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий), применения приёмов моделирования.

Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.

Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.

Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.

Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.

Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.

Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.

Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.

Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. Содействовать развитию интереса у детей к природе, умение видеть её красоту.

Интеграция Образовательных Областей:

Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.

Предварительная работа:

Организационный момент

Отгадайте время года:

Жаркая стоит погода,

Рано солнышко встает,

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо,

Не ленись, до собирай.

В поле рожь шумит, как море,

Соловьи поют на зорях,

травы сочные стоят,

Косари в луга спешат. (Лето)

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:

-Какая сегодня погода? (ответы детей)

-Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

-Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

-Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

- Сколько вы знаете летних месяцев? С какого месяца начинается лето? (с июня).

- Вижу, вы действительно готовы помочь Лету. Тогда отправляемся в путь.

Дети с воспитателями отправляются в Новокасторенский парк.

Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда зимой и весной? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей). Чтобы мы ничего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты).

Лето приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

- Ребята, нас с вами встречает аллея.

- Какие деревья встречаются вдоль дорожки? (клены)

Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу).

- Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)

(Дети отправляются дальше, описывая и рассматривая знакомые деревья.)

- Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Накинута на спинку

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты. (березку)!

- Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают её)

- Что вы знаете о березе?

- Чем отличается кора?

- Как человек использует древесину дерева? (дети делятся знаниями)

- Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается).

- Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки — не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)

Воспитатель: Первые следы мы разгадали. Это - следы деревьев.

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, цветы и т.д.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!

Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники).

- А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)

- Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

(Воспитатель показывает экологические знаки)

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

- Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)

Воспитатель: Следы птиц мы тоже изучили. У нас хорошо получается.

Мы все любим ходить в парк, но там встречается много насекомых

А теперь отгадайте загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,

А песню слышно. (комар)

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами. (муха)

На берёзовую ветку

Повесил сетку? (паук)

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом)

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).

Дождик закапал (встряхивают кистями рук),

паучка смывает (движения рук вниз).

Солнышко встало (разводят руки в стороны),

лужи высыхают (движения рук внизу).

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).

Воспитатель: — О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук). Почему?

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых: надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.

Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Вот и вы стали насекомыми - насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю. Разлетайтесь по лужайке, а я посмотрю, кто из вас в какое насекомое превратился.

Воспитатель: Как здорово искать следы! Вы молодцы!

- Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых (свободное наблюдение).

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами). Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей).

Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать.

Воспитатель: Найдите лист цветка. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают).

Воспитатель: Следы цветов самое красивое занятие.

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?

- Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии).

- Мы помогли лету, а на прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о лете и выйдем из парка.

• Люди рады лету, а пчела цвету.
• Плохое лето, коли солнца нету.
• По дважды в год лета не бывает.
• Роса да туман живут по утрам.
• Солнце летом греет, а зимой морозит.
• Худо лето, коль солнца нету.
• Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Ребята, а вам понравилась сегодняшняя прогулка? Что вам больше всего запомнилось? Вы все были молодцы, все хорошо отвечали на вопросы, отгадывали загадки и играли в игры.

Развивать эмоционально — эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.
Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: лупы, ведерки (корзинки), грабельки (лопатки), перчатки для сбора мусора.


В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко — желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.

Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени — золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.


Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!


Читайте также: