Конспект экскурсии русская изба

Обновлено: 07.07.2024

Цель : формирование духовной культуры обучающихся 10-11 лет через организацию экскурсионной деятельности.

познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

развивать память, логическое мышление, воображение.

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов.

Место проведения: школьный музей "Русская изба".

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ "РУССКАЯ ИЗБА"

- Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я рада видеть вас в своей горнице. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать - зима на дворе. А какое сегодня число? (17 декабря). По народным приметам, в этот день Варвара мостит мосты ледяные. Есть даже такая поговорка: "Трещит Варюха: "Береги нос и ухо".

Веками в народе отмечались приметы предстоящих изменений в природе, в погоде. Наблюдения запоминались, проверялись и передавались из поколения в поколение. И сегодня народные приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

- Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

-А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

- А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

В старые года, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам – пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как свидетельствует народная сказка про Лутонюшку, была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправил наш герой в пылающую русскую печь дочку злой колдуньи. Хлебную лопату делали из целого куска дерева: липового, осинового или ольхового кряжа толщиной не менее 25 см.

Почетное место в избе – красный угол. Там висели иконы, стояли стол и лавки. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Холщовая скатерть на стол стелилась даже в самых бедных домах. Перекрестившись, хозяйка раскидывала ее по столу и ставила одно общее блюдо со щами. У каждого за столом имелось свое место. Хозяин резал хлеб и солил похлебку, укрощал не в меру активных и подгонял задумчивых. Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени также не полагалось.

С давних времён на Руси человек хранил в сундуке своё имущество: одежду, посуду и даже драгоценности. В доме стоял сундук, он всегда стоял на видном месте, поскольку свидетельствовал о богатстве хозяина. Лучшими считались дубовые сундуки, обитые полосками жести. Переднюю стенку украшали орнаментом, рельефными фигурками. Сундук закрывался на массивный замок, часто со звоном. Чем богаче становился человек, тем больше у него появлялось в доме сундуков. Поставленные друг на друга, они напоминали современный шкаф.

На Руси до чая пили разные напитки: капустный и огуречный рассолы, морс, квас, кисель. Первыми чай в России узнали в Сибири. И вскоре чай стал национальным напитком русских. Именно на Руси изобрели прибор для приготовления чая – самовар. Перед вами угольный самовар и более современные электрические самовары. Они разные по размеру, но выполняют одну и ту же функцию. Одна из главных особенностей русского угольного самовара в том, что он может кипеть до конца чаепития, для чего достаточно держать трубу слегка открытой. Во время войн, в голодные годы самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем и утешителем. За неимением чаю-сахару заваривали морковную вяленицу, зверобой, лист смородины и т.д.

Почему-то в тяжкие времена крестьянский самовар становился объектом особого внимания (та же судьба была, впрочем, и у русских колоколов). Но не всегда его, уносимого из избы, сопровождали печальные женские причитания. Во время Великой Отечественной войны русские бабы по призыву собирать цветной металл без единого вздоха отдавали в фонд войны свои последние самоваришки, после чего воду приходилось кипятить в чугунках. Нынче самовар повсеместно вытесняется электрочайником, в чем есть и свои плюсы, и свои минусы.

Перед вами утюги: угольный и цельнометаллический. Угольные утюги делали с крышкой вверху и с отверстиями внизу. Отверстия внизу утюга нужны были для того, чтобы туда поступал воздух. Перед тем как начать гладить, открывали крышку и насыпали горячих углей. Угли нагревали дно утюга и после прогрева его, начинали гладить белье. Цельнометаллический, выполнялся в основном из чугуна, был тяжеловат. Чтобы погладить бельё, надо было его нагреть на огне. Такими утюгами пользовались до 1975 года.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

- Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

- Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать?

- Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

• Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

• Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)

Материалы и оборудование:

• Предметы домашнего обихода

• Пластилин, дощечки для лепки, стека

Интеграция с другими образовательными областями:

• Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Содержание экскурсии

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол - избы.

-А для чего она нужна? (ответ детей).

-Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим:

- Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).

- В чугунке варили кашу, щи.

- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Вот какую загадку загадаю, послушайте:

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок).

Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

- Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.

- Вам понравилось? (Ответ детей).

- Что нового вы узнали? (Ответ детей).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

конспект образовательной деятельности

(для детей старших и подготовительных групп)

hello_html_m4d77a2b3.jpg

подготовила и провела:

воспитатель первой квалификационной категории

подготовительной группы №9 Дымова И.В.

г. Долгопрудный, 2016

Цель: познакомить детей с бытом русского народа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.

Образовательные:

Открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).

Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

Воспитывающие :

Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол, гребень.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.

Ход занятия:

игра с лентой (в группе).

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Да за ленточку держись!

hello_html_72f6466d.jpg

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

А мы пойдем за ним! ( выходят за клубком из группы).

Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

Дети : в русскую избу.

Воспитатель : правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным - давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?

hello_html_m783ba99b.jpg

Дети : печка!

Воспитатель:

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Воспитатель : ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Воспитатель: печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило , в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда ( щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины ).

Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Воспитатель: в нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье . Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. ( показывает утварь )

Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка . Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: для отдыха и сна людей.

Воспитатель: правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь ( простудные заболевания ),сушили одежду ( валенки, носки и чулки) .

Воспитатель: ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Дети и Воспитатель ( имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Ребята, а какие дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).

( Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).

В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить.

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

hello_html_16466997.jpg

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Дети : чугунок

Воспитатель : чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

А мы будем , в русской печи, готовит вкусные щи и ароматную кашу!

hello_html_22039b8a.jpg

Воспитатель: чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

А сам в угол идет.

Дети: ставят с помощью ухвата чугунки с кашей и щами в печку.

Воспитатель : ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети : ребенок

Воспитатель : посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

hello_html_7422a986.jpg

Дети и Воспитатель (поют колыбельную)

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Дети: самовар.

Воспитатель: да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля. Д . Чугунок.

В . Плита. Д. Печь.

В . Туфли . Д. Лапти.

В . Чайник . Д . Самовар.

В. Шкаф . Д. Сундук.

В . Дом. Д. Изба.

Воспитатель : раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Дети : ответы детей.

Воспитатель: русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

Воспитатель : женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель ( шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Воспитатель: ребятки, а для чего пряжа нужна была?

Дети : чтобы вязать носки, одежду.

Воспитатель : хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину.

Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,

Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! И Барыня - Субботинушка пожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться – танцевать, выходные деньки встречать!

Автор: Игнатенко Тамара Владимировна

Организация: МАДОУ ЦРР д/с №7

Населенный пункт: Амурская область, г. Завитинск

Задачи:

Образовательные: Продолжить знакомить детей с традициями русского народа, с применением музейной технологии, открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, народной музыкой. Закреплять умение рисовать с использованием нетрадиционных техник и материалов.

Развивающие: Развивать у детей способности воспринимать музейную информацию, интерес к музейной деятельности, монологическую речь; коммуникативные умения, исполнительские навыки в области пения и движения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес, бережное отношение к русской старине, народной музыке, культуру слушания и зрительного восприятия.

Словарная работа:

Изба, кочерга, печь, ухват, крынка, онучи, оборы, божница, рубель, коклюшки, экспонат, люлька.

Предварительная работа:

Оборудование:

Ход занятия:

Под русские народные музыки дети заходят в зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, гость на порог – хозяину радость. Давайте поздороваемся с гостями по старинному русскому обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу. Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята знаете ли вы как называется наша Родина?

- ответы детей (Россия)

Воспитатель: А где можно узнать, как жили в старину наши предки?

-ответы детей (ответы детей: из книг, фильмов, музеев).

Воспитатель: Вы знаете, что такое музей?

Рассуждения детей. (Место где собирают, хранятся, выставляются старинные предметы, картины, игрушки и многое другое).

Воспитатель: В нашем детском саду тоже есть музей. Музей русского быта. И вас, и наших гостей я хочу пригласить на экскурсию в этот музей.

Воспитатель: Знаете ли вы кто проводит экскурсии в музеи? (экскурсовод)

Воспитатель: Сегодня я буду вашим экскурсоводом (воспитатель накидывает шаль на плечи). Начинаем нашу экскурсию.

Воспитатель читает стихотворение:

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской старины.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра.

Воспитатель: Многие экспонаты вам знакомы, а с некоторыми вы сегодня познакомитесь.

1 экспонат – печка.

Вопросы: Знаете ли вы, как в старину на Руси дом называли? (Изба).

Сколько комнат было в избе? (Одна).

Большую часть избы занимала? (Печь).

Воспитатель: В старину как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку греть дом, готовить еду. Что ещё вы знаете про печь?

-ответы детей (на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду, собранные травы, пекли хлеб, пироги, при помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли болезни, например, простудные заболевания)

Воспитатель: Как называется место где спали? (полати.)

Воспитатель: Без печи изба – не изба, говорили в старину.

Воспитатель: Ребята, в нашем музее можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Отгадайте загадки о музейных экспонатах:

-Книзу узок, верх широк не кастрюля – а …(чугунок).

-Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает, а что схватит - отдает? (ухват).

Воспитатель: Какие пословицы про печку вы знаете?

Дети рассказывают знакомые пословицы

- Около печи нельзя не нагреться.

-Печка греет, печка кормит, печка – мать родная.

-Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Гости на печь глядят, видно есть хотят.

2 экспонат – иконы. (Дети подходят к следующему столу). На столе лежат иконы.

-ответы детей (Красивый, светлый, хороший).

-ответы детей (Это полочки, на которые ставили иконы).

Воспитатель: В красном углу стояли лавки. Если приходили гости, они могли сесть на лавки?

-ответы детей (Нет, их должны пригласить хозяева).

3 экспонат – утварь. (Переходим к следующим экспонатам).

Воспитатель загадывает загадки, а дети находят отгадки и рассказывают о предмете.

-Из глины мастера лепили, а хозяйки молоко хранили? (Крынка)

-Что еще наливали в крынку? (Квас, воду).

-И шипит, и кряхтит, воду быстро кипятит.

-Он наелся угольков, вот для нас и чай готов. (Самовар)

Воспитатель: Именно в нем готовили чай. А как? Кто знает?

-Ответы детей (В трубу засыпали сосновые шишки или сухие щепки, поджигали лучинкой, раздували огонь, и вода в нем быстро закипала и долго не остывала.)

Воспитатель: За самоваром собиралась большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, семейного покоя.

Воспитатель: а почему самовар так назвали? (Сам варит).

Загадки: -Вот идет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать (утюг).

Воспитатель: Как работал утюг?

-ответы детей (Во внутрь утюга засыпали угольки, они нагревались и можно гладить, или ставили на в печь).

Воспитатель: А это новый для вас экспонат, им тоже в старину гладили одежду. Называется он необычно – рубель (детям предлагается рассмотреть рубель, попробовать погладить).

Воспитатель загадывает загадки

-Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит воду (коромысло).

(Детям предлагается взять коромысло с ведрами).

-Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет клетки кладет,

Отвяжешь останутся. (Лапти)
Воспитатель: Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Из чего плели лапти?

-ответы детей (их плели из коры деревьев: липы, ивы, берёзы, дуба.)

Воспитатель: На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.

С чем носили? (с онучами)

А что такое онучи?

-ответы детей (полоска ткани белого или коричневого цвета)

А завязывали оборами (длинные веревки).

Как вы думаете, удобно ли было в них ходить? (рассуждения детей).

4 экспонат – люлька

Воспитатель: Как вы думаете, что это за экспонат? (Люлька). Люльку подвешивали к потолку длинными веревками, пола она не касалась. В старину верили, что так ребенок находится под защитой небесных сил.

5 экспонат – прялка.

Загадка: -Что за барыня такая,

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает. (Прялка).

Воспитатель: В каждой избе обязательно была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать варежки и другие вещи.

Пословицы: - Пряха не Бог, а рубаху дает.

-Какая пряха, такая на ней и рубаха.

Воспитатель: Прясть пряжу – работа не простая, трудоемкая, кропотливая, требует терпения и усидчивости. Для того, чтобы мастерицам работалось легче, они пели народные песни. С песней и дело спорится.

Воспитатель: Как здорово у вас получается, хорошо работаете, хорошо поете!

Воспитатель: А как пляшете?

Ребенок: Мы возьмём желанные ложки деревянные

И исполним вам сейчас

Задорный русский перепляс.

(Танец с ложками)

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, постарались от души! Пели и играли, красиво танцевали! С ложками вы плясали, а что про ложки еще знаете?

Дети: В старину у каждого была своя ложка, даже в гости со своими ложками ходили.

6 экспонат – сундук.

Воспитатель: следующий экспонат – сундук. Что хранили в сундуках? (Одежду, полотенца). Давайте заглянем в сундук (Достают кружевные салфетки).

В старину на Руси было много мастериц, они умели прясть, вышивать, плести вот такие красивые салфетки. Плели их крючком, спицами, коклюшками. Мастериц, которые плетут кружева называли кружевницами.

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь кружевницам? Коклюшек у нас нет, вязать мы не умеем, а как мы сможем помочь кружевницам?

- ответы детей (можем нарисовать). Детям предлагается пройти и сесть за столы.

Воспитатель: Рисовать мы будем клеем. С его помощью нужно наносить красивый узор на свои салфетки. Узор должен быть симметричный, линии - тонкие. Поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок солью. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты солью (показать). После этого лишнюю соль стряхиваете на лист бумаги.

С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем на CD диске.

А что делать потом? (Засыпать солью весь рисунок).

Воспитатель. Молодцы! Не забудьте, что лишнюю соль необходимо ссыпать на чистый лист. Прежде чем начнете рисовать, мы сделаем пальчиковую гимнастику

- Я шариком круги катаю, взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку,

А потом сожму немножко, как сжимает лапку кошка.

Каждым пальчиком прижму и рукой другой начну.

Самостоятельная работа детей. Играет музыка, индивидуальная помощь.

Рефлексия: Молодцы ребята салфетки получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А самое главное, что каждый смог нарисовать именно свою салфетку. Давайте покажем салфетки гостям. Когда работы высохнут, мы сложим салфетки в посылку и отправим вологодским кружевницам. Вам понравилась экскурсия? А сможете вы сами провести экскурсию? Для кого вы бы хотели рассказать о экспонатах музея? Сейчас давайте прощаться с гостями. Милости просим, приходите еще к нам в гости.

Используемая литература:

1 О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: ДетствоПресс,2004.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, др. –СПБ: ДетствоПресс,2004.

3.Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ ДетствоПресс,2004.

Читайте также: