Конспект экология нашего города

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: карта Казахстана, картины с изображением достопримечательностей нашего города; картинки с изображением объектов живой и неживой природы; карточки, изображающие облака различной формы; запрещающие знаки поведения в природе; рисунки детей; круги черного и белого цветов, музыкальные записи: СD диск “Прикоснись к природе” - “Таинственный лес”.

Пояснение: круги черного и белого цветов необходимы для игры “Хорошо – плохо”

Словарь: экология, экологические проблемы, смог, вредные выбросы, выхлопные газы, запрещающие знаки поведения в природе.

Предварительная работа: Беседы с использованием наглядного материала: “Мой край – Казахстан”, “Достопримечательные места нашего города”, “Различие: аула и города”, “Что такое ОБЛАКА?”

Рассказы воспитателя о природных зонах, растительном и животном мире нашей республики, о заповедниках Казахстана, Красной книге РК.

Экскурсии по экологической тропе детского сада в разное время года.

Методические приемы: Беседа, рассказ; использование элементов ТРИЗ: игра “Хорошо - плохо”, фантастическое путешествие, игры: “Посмотри и узнай”, “Распредели правильно”, “Что будет, если…”; использование художественного слова, работа с картой, решение проблемных ситуаций.

Данное занятие было проведено в подготовительной группе детского сада.

1. Организационный момент.

Здравствуйте гости! Здравствуй Солнышко! Твои лучи теплые и ласковые, согрели и разбудили нас. Стало нам радостно и весело. Твои лучики зовут нас к себе. Спасибо, Солнышко, мы подросли и тянемся к тебе, улыбаемся тебе, желаем друг другу и всем гостям здоровья и радости. Подарим друг другу дружбу и радостное настроение. Пусть оно поможет нам стать добрее и лучше. Будь, Солнышко, сегодня с нами и возьми хорошее Настроение.

На чем можно путешествовать? (На поезде, самолете, автомобиле…)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)

- А, вы, хотите полететь на облаках?

- Ребята, посмотрите, какие разные бывают облака. Они принимают самые необычные формы. На что они похожи? (Игра “Посмотри и узнай”).

А теперь закройте глаза. Мы отправляемся в путешествие на облаках. Каждый может выбрать себе облако по желанию.

Мы летим над нашей страной. Как она называется? (Казахстан)

- А, вы, можете сказать, почему наша Земля с высоты птичьего полета, имеет разную окраску? (Это разные природные зоны)

- Какие природные зоны на территории Казахстана, вы можете назвать? (Лесостепи, степи, полупустыни и горные ландшафты)

Работа с картой. Ребята, посмотрите вниз, что, за голубые пятна мы видим? (Ответы детей)

- А, какие моря, озера, вы, знаете? (Каспийское и Аральское моря, озеро Боровое, Зайсан, Алаколь, Тенгиз, озеро Балхаш)

- Что, вы, можете сказать об Аральском море? (Аральское море погибает, его вода высыхает и на берегах остается много соли. Сильные ветры разносят ее с берегов в разные стороны на многие километры. От этого соленого ветра страдают люди и природа. Это зона экологического бедствия)

- В Казахстане есть уникальное озеро, в котором одна половина с пресной водой, а другая – с соленой. Вода из двух частей озера никогда не перемешивается. Что это, за озеро? (Балхаш)

- Какие реки протекают по территории Казахстана? (Иртыш, Урал, Сырдарья, Или, Чу, Аксу, Лепсы…)

- Какие крупные города в нашей республике вы знаете? (Астана, Алматы, Караганда, Костанай, Усть-Каменогорск, Атырау, Актау, Тараз, Шымкент, Байконур)

Посмотрите дети, мы пролетаем с вами населенный пункт: невысокие дома, кое-где юрты, по степи всадники скачут на конях, не видно автобусов, троллейбусов, трамваев, нет дымящихся труб заводов и фабрик. Воздух очень чистый и свежий, красивая природа, в реке чистая вода.

- Что же, это? (Аул). Показ картины.

Ребенок читает стихотворение:

Степь. Султан Калиев.

Хорошо жить в городе большом,
Но когда я побывал в ауле,
То забыл свой трехэтажный дом
И машинный запах гулких улиц.
За аулом степь, кругом цветы,
Важно смотрят на меня верблюды…
Тишь и синь… Людской нет суеты.
Словом,
Степь, - как сказочное чудо.

Полетели дальше. Смотрите, смотрите высокие горы со снежными вершинами.

- Что это, за горы? (Горы Заилийского Алатау)

- Как переводится, это название? (Пестрые горы)

- Вы, видите, какие бесстрашные лыжники катаются с гор. Какое яркое солнце и голубое небо? Узнали, это место? (Это Шымбулак)

- Смотрите, мы спускаемся к высокогорному катку. Какой ровный лед, а сколько людей дышат чистым, свежим воздухом и любуются красотами Тянь-Шанских елей. Как называется этот каток?

- Подлетаем к городу. Смотрите еще гора, на ней телевизионная вышка, очень высокая. Что это за гора, как, вы, думаете? (Кок-Тюбе) (Показ картины)

- А что за город, раскинулся перед нами? (Алматы)

Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение Д. Снегина:

Есть город в Казахстане,
Чудесный горд сад.
У самых гор Тянь-Шаня
Дворцы его стоят.
В том городе заветном
Стоят деревья в ряд
И под весенним ветром
Они шумят, шумят.
А в небе над дворцами
Фонтанами цветами
Пестрит Алма-Ата.

- Как переводится название нашего города? (Алматы – “яблочное место”)

- Но над городом мы видим дым или туман. Что это? (Смог)

- А, что такое смог? (Это серая “пелена” из дыма и копоти. Таким загрязненным воздухом людям трудно дышать)

- Откуда взялся этот дым? (От фабрик и заводов, выхлопных газов машин)

Да, ребята, а еще наш город находится в котловине, как в чаше, отсюда плохая проветриваемость города.

- Что же делать, чтобы воздух был чище?

Ребята, представьте, что люди остановят все заводы, фабрики, ТЭЦ, но ведь они нам необходимы…

  1. На фабриках, заводах можно поставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
  2. Надо изобрести новые машины.
  3. Люди должны посадить больше деревьев…
  1. Растения очищают воздух.
  2. Растения дают нам кислород.
  3. Растения приглушают шум на городских улицах.
  4. Растения – дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь).

Подвижная игра: “Замри” (Дети превращаются в любое животное, растение. Назвав в кого, они превратились, разрешается передвигаться по группе, сохраняя повадки животного. Растение может слегка раскачиваться, тянуться к солнышку)

Воспитатель: Да, растения образуют парки, сады… Красота природы – это растения. Недаром говорится: растения – зеленое одеяло земли, ее легкие.

Игра “Хорошо – плохо”

- Давайте вспомним, какие водоемы есть на территории и нашего города? (озеро Сайран, р. Большая и Малая Алматинки, Каргалинка, Казачка, Весновка).

- Посмотрите на воду, которую я набрала в реке и на чистую кипяченую воду. Хотели бы, вы, попробовать такую воду? (Ответы детей: она мутная, грязная, в ней что-то плавает)

Дети, что нужно сделать, чтобы водоемы стали чище? (Очищать их, собирать мусор. Вывозить мусор)

Ребенок читает стихотворение:

Не умываться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем, везде нужна вода!

Почему люди стали больше болеть? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и очень зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ненужных, лишних. Человек тоже часть природы. Без нее он не может жить. Если человек неправильно ведет себя в природе, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, то ему становится самому плохо жить. (Показ запрещающих знаков “Осторожно! Природа!”)

Чтение расссказа воспитателем (разрешение проблемной ситуации).

“Девочка в лесу” (по В. А. Сухомлинскому).

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на траву и пообедать. После обеда Оля собрала остатки пищи в бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки, и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Лида тихо ответила подруге…

- Что, по-вашему, ответила Лида? Кто поступил правильно?

Грязные воздух и вода, зараженная земля вызывают разные заболевания и даже гибель людей. Уничтожение животных ведет к исчезновению некоторых животных. Помните о том, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню.

- Ребята, кто скажет, как, вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ? (Ответы детей)

Да, экология изучает сообщества живых организмов и неживую среду. Экология это наука о доме, о месте жительства. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих.

- Облака – это живая природа или неживая? (Неживая природа).

Игра “Разложи правильно”

- Какие еще объекты относятся к неживой природе? (вода, воздух, почва, песок, камни, глина, небесные тела)

- А, что относится к живой природе? (Люди, животные, насекомые, растения, рыбы, птицы)

- Чем отличаются объекты живой природы? (Живые объекты живут, питаются, размножаются, дышат)

Природа как израненная птица просит нас о помощи. В нашу группу пришло письмо от Лесовичка, он первым услышал этот зов, т.к. ближе всех к природе.

Дети отвечают на вопросы Лесовичка.

Игра “Что будет если…”

- Добрый день, ребята. Скажите, пожалуйста, какие правила поведения в природе вам известны? Сейчас я, буду вам о них рассказывать, а вы будете отвечать, так ли вы себя ведете в природе.

- Ветки не ломаете, деревья не калечите, не травинку, ни лист зря не рвете…

- В лесу, парке играете: листьями бросаетесь, венки плетете, букеты рвете. Говорите: “Подумаешь, много зелени – еще вырастет!”

- На природе вы шумите, кричите, аукаете и, главное, вы никому не мешаете.

- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, мокрую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!

- А может быть, вы, говорите, что звери всякие нужны. Каждый делает в природе свое полезное дело.

- Молодцы ребята, за вас я спокойна. Я вижу, что вы любите природу и будете ее беречь.

Цель – уточнить знания детей о воздухе, как среде обитания человека. Сформировать представление о влиянии промышленных предприятий на чистоту воздушного бассейна города. Воспитывать любовь к родному городу. Вызвать желание содержать город в чистоте.

Активизация словаря: предприятия, отходы, свалка, выхлопные газы, кислород, мусор, контейнер.

Обогащение словаря: токсины

Дети сидят перед воспитателем полукругом.

- Как называется наш город?

- Какие предприятия в городе Рязани вы знаете? (хлебокомбинат, молокозавод, мясокомбинат, нефтезавод, химический завод, радиозавод и т.д.)

- Что производят на этих предприятиях?

- А как вы думаете хорошо это или плохо, если б рядом с нашим детским садом или вашим домом находилось такое промышленное предприятие? Почему?

- От любого процесса изготовления всегда остаются отходы. Вот, например, когда ваша мама чистит картошку, у нее остаются очистки – это есть бытовые отходы. Что делает мама с этими отходами?

- Да, она относит их в контейнер, мусоропровод, потом приезжают специальные машины, которые забирают мусор и отвозят их на свалку. Так же и на предприятиях в процессе работы всегда остаются отходы.

- А что делают предприятия со своими отходами? (отвозят на свалки, сжигают)

- Что попадает в воздух? (вредные для человека газы, пыль, сажа). Правильно и еще токсины. (объяснение слова и закрепление)

От чистоты воздуха зависит здоровье людей, их самочувствие, настроение. Некоторые промышленные предприятия отвозят свои отходы на свалку и сжигают. На первый взгляд это похоже на очень хороший выход из положения. Но если бы эта свалка оказалась рядом с нашими домами, да еще бы жгли мусор, легко ли бы нам было дышать? Почему? Те ребята, кто живет рядом в доме на верхних этажах, наверное, видели вдалеке горящий факел – это нефтезавод сжигает свои отходы и над заводом стоит облако из отработанных газов. Эти газы смешиваются с воздухом. Если ветер дует в сторону города, то все отработанные газы двигаются к нам, и мы вдыхаем их вместе с воздухом.

- Дети, а что нужно людям для дыхания? (кислород)

- Оказывается, когда что-то горит, сжигается кислород в воздухе, именно тот газ, которым мы дышим. Заводские выбросы наносят большой вред воздуху, дышать становится тяжело, растения постепенно погибают, возникают разные болезни у детей и взрослых.

- Как же с этим бороться? Что надо сделать, чтобы около заводов легче дышалось? (сажать больше зелени)

- А почему столько деревьев, кустарников на улице города около дорог, здесь же нет рядом заводов? Зачем они нужны? (на улице много машин, которые выбрасывают в воздух выхлопные газы и загрязняют его)

- Вы обращали внимание, что иногда жарким безветренным летним вечером вы выходите погулять, и видите, что город в какой-то дымке, в тумане и пахнет плохо. После такой прогулки приходишь домой не отдохнувшей, а с головной болью. Иногда плохо спится, и снятся страшные сны. Почему так бывает?

- Причину я знаю. Оказывается машины, которые ездят по нашему городу, точно также сжигают кислород и выделяют выхлопные газы, от которых тяжело дышать. А представьте, сколько машин в нашем городе и каждая выделяет ядовитый газ. Полезно ли это для нашего здоровья?

- Так что же являются основными загрязнителями воздуха? (выбросы, отходы производства, выхлопные газы автомобилей)

- Теперь вы можете мне сказать, зачем нужны деревья, кустарники, парки, аллеи возле дорог?

- Растения необходимы для жизни человека, поэтому мы должны беречь их. Постоянно проявлять заботу о деревьях, кустарниках, цветах. Летом чаще выезжать на природу, чтобы подышать свежим воздухом. Дети, посмотрите, у нас в группе тоже много растений, от них у нас не только красиво, они помогают нам дышать.

- А сейчас, ребята, представьте, что вы архитекторы. Кто такие архитекторы?

(это люди, которые проектируют дома, где, в каком месте построить школу, детский сад, больницу, театр, разбить скверы, парки). Я принесла в группу маленькую частицу нашего города. Посмотрите все ли правильно на этой картине, или вы хотите что-нибудь изменить?

Дети работают с коллажем.

Воспитатель беседует с детьми:

- Почему предприятия вы вынесли за черту города? А чем дорога помешала? В нашем городе так уже сделали. Раньше машины с большими грузами проезжали через наш город в другие города. И поэтому для таких машин в нашем городе сделали объездную окружную дорогу. Почему вы здесь посадили деревья и цветы? (здесь находится школа, детский сад, жилые дома) Молодцы, в нашем городе даже погода улучшилась, выглянуло солнышко, рассеялись тучи. Теперь я еще раз хочу услышать, что же нам мешает жить, дышать в нашем городе.

- Я вижу, что вы теперь знаете, что делать, чтобы в нашем городе было чисто, красиво, легче дышалось людям. Из вас получились настоящие архитекторы.

ВложениеРазмер
ekologiya_rodnogo_goroda.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей подготовительной к школе группе

Цель – уточнить знания детей о воздухе, как среде обитания человека. Сформировать представление о влиянии промышленных предприятий на чистоту воздушного бассейна города. Воспитывать любовь к родному городу. Вызвать желание содержать город в чистоте.

Активизация словаря: предприятия, отходы, свалка, выхлопные газы, кислород, мусор, контейнер.

Обогащение словаря: токсины

Дети сидят перед воспитателем полукругом.

- Как называется наш город?

- Какие предприятия в городе Рязани вы знаете? (хлебокомбинат, молокозавод, мясокомбинат, нефтезавод, химический завод, радиозавод и т.д.) - Что производят на этих предприятиях?

- А как вы думаете хорошо это или плохо, если б рядом с нашим детским садом или вашим домом находилось такое промышленное предприятие? Почему?

- От любого процесса изготовления всегда остаются отходы. Вот, например, когда ваша мама чистит картошку, у нее остаются очистки – это есть бытовые отходы. Что делает мама с этими отходами?

- Да, она относит их в контейнер, мусоропровод, потом приезжают специальные машины, которые забирают мусор и отвозят их на свалку. Так же и на предприятиях в процессе работы всегда остаются отходы.

- А что делают предприятия со своими отходами? (отвозят на свалки, сжигают)

- Что попадает в воздух? (вредные для человека газы, пыль, сажа). Правильно и еще токсины. (объяснение слова и закрепление)

От чистоты воздуха зависит здоровье людей, их самочувствие, настроение. Некоторые промышленные предприятия отвозят свои отходы на свалку и сжигают. На первый взгляд это похоже на очень хороший выход из положения. Но если бы эта свалка оказалась рядом с нашими домами, да еще бы жгли мусор, легко ли бы нам было дышать? Почему? Те ребята, кто живет рядом в доме на верхних этажах, наверное, видели вдалеке горящий факел – это нефтезавод сжигает свои отходы и над заводом стоит облако из отработанных газов. Эти газы смешиваются с воздухом. Если ветер дует в сторону города, то все отработанные газы двигаются к нам, и мы вдыхаем их вместе с воздухом.

- Дети, а что нужно людям для дыхания? (кислород)

- Оказывается, когда что-то горит, сжигается кислород в воздухе, именно тот газ, которым мы дышим. Заводские выбросы наносят большой вред воздуху, дышать становится тяжело, растения постепенно погибают, возникают разные болезни у детей и взрослых.

- Как же с этим бороться? Что надо сделать, чтобы около заводов легче дышалось? (сажать больше зелени)

- А почему столько деревьев, кустарников на улице города около дорог, здесь же нет рядом заводов? Зачем они нужны? (на улице много машин, которые выбрасывают в воздух выхлопные газы и загрязняют его)

- Вы обращали внимание, что иногда жарким безветренным летним вечером вы выходите погулять, и видите, что город в какой-то дымке, в тумане и пахнет плохо. После такой прогулки приходишь домой не отдохнувшей, а с головной болью. Иногда плохо спится, и снятся страшные сны. Почему так бывает?

- Причину я знаю. Оказывается машины, которые ездят по нашему городу, точно также сжигают кислород и выделяют выхлопные газы, от которых тяжело дышать. А представьте, сколько машин в нашем городе и каждая выделяет ядовитый газ. Полезно ли это для нашего здоровья?

- Так что же являются основными загрязнителями воздуха? (выбросы, отходы производства, выхлопные газы автомобилей)

- Теперь вы можете мне сказать, зачем нужны деревья, кустарники, парки, аллеи возле дорог?

- Растения необходимы для жизни человека, поэтому мы должны беречь их. Постоянно проявлять заботу о деревьях, кустарниках, цветах. Летом чаще выезжать на природу, чтобы подышать свежим воздухом. Дети, посмотрите, у нас в группе тоже много растений, от них у нас не только красиво, они помогают нам дышать.

- А сейчас, ребята, представьте, что вы архитекторы. Кто такие архитекторы?

(это люди, которые проектируют дома, где, в каком месте построить школу, детский сад, больницу, театр, разбить скверы, парки). Я принесла в группу маленькую частицу нашего города. Посмотрите все ли правильно на этой картине, или вы хотите что-нибудь изменить?

Дети работают с коллажем.

Воспитатель беседует с детьми:

- Почему предприятия вы вынесли за черту города? А чем дорога помешала? В нашем городе так уже сделали. Раньше машины с большими грузами проезжали через наш город в другие города. И поэтому для таких машин в нашем городе сделали объездную окружную дорогу. Почему вы здесь посадили деревья и цветы? (здесь находится школа, детский сад, жилые дома) Молодцы, в нашем городе даже погода улучшилась, выглянуло солнышко, рассеялись тучи. Теперь я еще раз хочу услышать, что же нам мешает жить, дышать в нашем городе.

- Я вижу, что вы теперь знаете, что делать, чтобы в нашем городе было чисто, красиво, легче дышалось людям. Из вас получились настоящие архитекторы.

Экология нашего города.

Цель. Дать детям представление об экологических проблемах родного города, о влиянии экологии на здоровье человека.

Задачи.

формировать у детей осознанное отношение к природе и понятие об участие человека в сохранении природы и ее богатств;

развивать любознательность, стремление лучше узнать экологическое состояние города.

развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми;

умение делать умозаключение и выводы;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

обогащать словарный запас.

учить соблюдать правила поведения при опытно-исследовательской деятельности.

учить слушать музыкальные произведения, ритмично двигаться.

воспитывать потребность трудиться;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование к занятию: костюмы Воды, Земли; слайды изделий из бросового материала; слайды с изображением города; аудиозаписи; пробирки с морской, проточной, озёрной, грязной водой; фильтр; атрибуты для танца из бросового материала; воздушные шарики; проектор; компьютер.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильм экологической направленности, беседы с детьми, опыты с водой, воздухом, чтение художественной литературы.

Ход занятия

Дети входят в зал, становятся в полу круг.

Ребёнок читает стих о Железнодорожном.

Дети, посмотрите как прекрасен наш город.

(Просмотр слайдов № 2-10)

Смотрят на слайд № 11,12 на котором город с яркими красками постепенно блекнет.

Дети вы заметили что с ним произошло что-то неладное, страшное.

(Ответы детей: стал мрачном, изменился цвет и т. д.)

Далее дети читают стихи:

Да, изменилось всё кругом

Уж это не надёжный дом.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Чистый воздух загрязняет

Фабрик и заводов смог.

Гибнет рыба в водоёмах

Нет раздолья малькам.

А здесь ребята отдыхали

и за собою не убрали.

Да, мы говорим о самом важном,

Взглянуть на город стало страшно,

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух - сколько грязи в нем!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной,

Погибнуть может всё живое,

Любимый город что с тобою?

Далее за кадром звучит голос города

(Слайд № 13 с аудиозаписью)

И в этом, только лишь вина людей

Вода грязна, отравлен воздух,

Природа гибнет, а вам веселье?

За всё, что натворили вы,

Придётся вам ответить)

Постой наш милый город!

Ведь мы за взрослых не в ответе.

Да, люди мы, но только дети.

Позволь нам разобраться в том,

Чем болен ты, тебе помочь

Вернуть былую красоту.

- Давайте проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло? (Нечем дышать, не хватает воздуха). Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие. Проведем опыт. (Дети надувают шарики). Вот как работают наши легкие. Чем мы дышим? (Кислородом). А что выдыхаем? (Углекислый газ). Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух? (Наши легкие повиснут, как эти воздушные шарики, люди не смогут жить). Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? (Воздух очень загрязненный). Почему так происходит? (Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами).

Но город жаловался и на ….

(Звучит музыка, имитирующая шум воды)

Я царица, я Вода,

Без меня вам никуда.

Я и в озере, ив море,

В океанском я просторе,

В ручейке и в луже я,

Не прожить вам без меня.

Но как же вы не понимаете,

Что меня вы отравляете?

Ко мне относитесь беспечно,

Считаете, что бесконечна!

Ребёнок: Да ведь на земле очень много воды.

Воспитатель: Но, всю ли воду можно пить?

Проведём исследования в лаборатории.

Опыт 2 (дети проверяют состав воды.)




Совсем недавно люди могли воду пить прямо из под крана она была чистой и вкусной, а теперь посмотрите какой она стала. (показывает)

Обижена на людей вода. Если мы не будем беречь воду, то с каждым годом она будет становиться всё грязнее и грязнее, а потом и вовсе исчезнет.

Людям всем нужна вода,

Потому она важна-

Есть и пить, расти, друзья,

Без неё никак нельзя!

Ребёнок: Будем мы беречь тебя

Закрывать покрепче кран,

Чтоб не лились капли там.

Взрослым же мы скажем твёрдо,

Чтоб отходы все с заводов,

Не сливали в стоки вод!

Воспитатель: Но есть ещё одна проблема.

Воспитатель загадывает загадку о земле:

Черным - черно, но не страшна,

Всем людям мать-кормилица она.


Когда-то раньше я была

И лесом, и цветущим садом,

Шумела ярким листопадом,

Была красавицей земля,

Была кормилицей для вас,

И плодородной, и могучей,

А стала мусорною кучей, -

Такой вы сделали меня!

Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы наш город. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.

Что же делать с мусором? Сжигать его нельзя, т. к. выделяет вредный дым, закапывать тоже нельзя, т. к. не всё сгнивает.

Ребёнок: его надо сортировать: бумагу в макулатуру, железо на металлолом, бутылки на стеклотару на повторное использование.

Воспитатель: Отличная идея. А ещё из ненужных вещей (мусора) можно делать разные полезные в хозяйстве вещи, например одежду и украшения.







В природе есть очень важные правила.

В природе всё взаимосвязано,

Разумно и необходимо.

Надо природу беречь и лелеять.

Ловить и стрелять, не подряд, а с умом,

Что ныне посеешь, то завтра пожнешь.

Вы многое рассказали о природе и способах её охраны.

(детям выдаются специальные эмблемы).


В конце занятия ребёнок в костюме земли подносит детям корзину с угощениями со словами:


Надежду хрупкую свою

Друзья, навеки вам дарю.

Берите, что есть дорогое,

Вам дальше жить на этом свете,

И быть всегда за нас в ответе.


Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Воспитание чувства беспокойства за экологическое состояние города и желания созидательно взаимодействовать с природой.

Воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды, родного города.

Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля и месту, где ты живешь.

Развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Актуализация знаний

Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было не полей .ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной обуви и одежды.

Но постепенно многое изменилось. Людям стало казаться, что они не зависят от природы, что они сильнее её. Более того, человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил, себя всемогущим, решил, что ему на планете подвластно.

Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к многочисленным проблемам. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят её.

Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой . Погубят её , они погибнут сами. Так кем же должен быть человек- сыном природы или её покорителем?

Может ли планета заболеть? Оказывается может.

Именно это произошло с Землей по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем очень много. Обсудим некоторые из них

1. Проблема первая:

Как защитить океан от загрязнения?

Причины загрязнения океана.

От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

80% загрязнений океана – это результат деятельности человека на суше

Какие меры для защиты от загрязнения вы могли бы предложить?

2. Проблема вторая :

Как спасти тропические леса?

Причины уничтожения лесов.

В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных , в том числе и человеке, потому что человек занимает свое определенное место в этой цепи

Что по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

3. Проблема третья:

Как избавиться от мусора?

В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. А в год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков , чтобы эту гору вывезти

Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?

Решением проблемы мусора является его сортировка и переработка, строительство мусороперерабатывающих заводов.

Всегда ли они безопасны с точки зрения экологии?

Какой способ лучше?

Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.( слайды)

4. Лечить планету сообща.

Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Для её решения необходимо широкое сотрудничество. Созданы различные международные фонды, служащие делу охраны природы.

Одна из них – всемирный фонд дикой природы.

Эмблемой организации служит изображение панды- одного из самых редких животных мира.

Гринпис -(англ.зелёный мир) -международная экологическая организация, которая активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов ,океана ,рыбных запасов, редких видов растений и животных.


С помощью этого видеоурока учащиеся узнают, какие экологические проблемы существуют в крупных городах. Разберутся, как экологическая обстановка города влияет на человека. Рассмотрят пути решения проблем.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Экология городов"

Жизнь в городах имеет свои преимущества. В них более комфортное жильё, более широкие возможности получить образование, работу, медицинскую помощь. Это центры духовной жизни, здесь сосредоточены новейшие достижения науки и техники, памятники культуры, театры, музеи, картинные галереи.

Вместе с тем, преследуя благую цель — создать для своей жизни наиболее благоприятные условия, горожане до неузнаваемости изменяют природную среду. Естественные компоненты экосистемы города вытесняются искусственными. Особенно сильно меняются растительность и животный мир.

В крупных городах очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы городов связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий.

По экспертным оценкам, уже около половины человечества проживает в городах, а к 2050 году этот показатель возрастёт до 70 % и превысит 80 % в промышленно развитых странах.

Для большинства крупных городов характерно чрезвычайно сильное и интенсивное загрязнение атмосферы.

Все вы, конечно, видели, как валит дым из труб заводов и фабрик. На самом деле из труб не обязательно идёт дым, т. е. продукт сгорания топлива. Иногда это просто сконденсировавшийся водяной пар. Поэтому правильнее называть его не дымом, а газовыми выбросами. Но в любом случае, пар это или дым, в газовых выбросах содержится немало загрязняющих веществ. Эти вещества смешиваются в атмосферной влаге и образуют смог — плотный густой туман. Смог особенно хорошо заметен при сильных морозах. Холодный тяжёлый воздух опускается к земле и прижимает к ней частицы смога.


Мало того, что смог уменьшает видимость, он также оказывает отрицательное воздействие на здоровье. Последствия его воздействия на здоровье человека варьируются от небольшого раздражения глаз и носоглотки до потенциально смертельных заболеваний, таких как рак лёгких. Сила этих последствий зависит от длительности существования тумана, его плотности, концентрации и уровня опасности веществ, которые в нём содержатся. Смог может вызвать или усугубить такие заболевания, как астма, хронический бронхит и т. д.

Вы все знаете, как много сейчас в городах автомобилей, дороги буквально запружены ими. Большинство из них работает за счёт сжигания бензина, угля, мазута, дизельного топлива. При работе моторов автомобилей расходуется кислород, а взамен в атмосферу поступают продукты сгорания — выхлопные газы. Выхлопные газы поступают в атмосферу, включаются в состав смога и ещё больше отравляют воздух, которым мы дышим. И не только мы: им дышат животные и растения, он растворяется в воде водоёмов и т. д.


Жилая застройка снижает скорость ветра, что способствует концентрации загрязняющих веществ в воздухе. В условиях современного города концентрация загрязняющих веществ в 5—25 раз может превышать нормативные уровни.


Промышленные производства, как и автомобили, выбрасывают в атмосферу колоссальные объёмы углекислого газа. Это приводит к уменьшению толщины озонового слоя, защищающего поверхность Земли от смертоносного ультрафиолетового излучения Солнца.

За последние 30 лет концентрация озона над некоторыми участками планеты уменьшилась в десятки раз. Ещё немного — и в нём появятся дыры, залатать которые человеку не под силу. Углекислый газ никуда не улетучивается из нижних слоёв атмосферы Земли. Он является главной причиной глобального потепления, так как происходит повышение средней температуры на Земле.

В больших городах температура воздуха в среднем выше на 1—2 °С. Причины такой тепловой аномалии — посторонние примеси, своеобразие воздушных потоков (к центру города), нарушение естественного радиационного режима.

Ещё большее количество бытовых отходов, а попросту мусора, выбрасывают на помойки жители.


Каждый человек в год производит более одной тонны мусора, скопление отходов на окраинах крупных городов способно полностью уничтожить экосистему данной местности. В результате изменений условий жизни ежедневно уменьшается разнообразие растительного и животного мира.

Всё это нужно удалять из города. Из городов на свалки вывозят тысячи тонн мусора. Для свалок чаще всего используют отработанные карьеры. Сваливаемый в них мусор распространяет неприятный запах на много километров. Кроме того, свалки становятся местами размножения крыс, мышей и мух — переносчиков возбудителей разных заболеваний.

Положение усугубляется тем, что вместе с пищевыми отходами, бумагой, стеклянной, полимерной, и металлической тарой выбрасываются разбитые ртутьсодержащие люминесцентные лампы и термометры, лекарства с истёкшим сроком годности, тара с остатками лаков, красок, ядохимикатов и т. п.м 3

Чем выше уровень жизни, тем больше человек расходует воды. В развитых странах человек тратит до 700 литров за сутки.

Вся отработанная жидкость образует так называемые бытовые сточные воды и поступает в канализацию. В растворенном виде в ней присутствует огромное количество мыла, стиральных порошков, моющих средств, отбеливателей и другой бытовой химии.

Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может не отразиться на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением.

Но на самом деле крупнейший источник загрязнения воды городов в развитых странах — промышленность. Больше всего сточных вод дают такие отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, чёрная металлургия и химическая промышленность.

Следует упомянуть о так называемом тепловом загрязнении, когда в реки и озера выбрасывается вроде как и чистая вода, но её температура чуть выше в сравнении с температурой воды в водоёме. Это может быть довольно опасным. Известны примеры, когда из-за повышения температуры воды в водоёме гибла рыба, чрезмерно разрастались водоросли и сорные водные растения. В итоге претерпевала изменения вся водная среда.

В крупных городах высокий уровень населённости. Люди, соприкасаясь в транспорте, в очередях, в магазинах, быстрее распространяют инфекционные заболевания (эпидемии). Огромный вред здоровью наносят курильщики. Они не только сами вдыхают вредные вещества, но и загрязняют атмосферу, подвергают опасности других людей.

Разрастание городов — ещё один процесс, который вытесняет природные ландшафты с поверхности нашей планеты. Города и связывающие их дороги занимают все больше места. Крупные города являются местом концентрации транспорта и промышленных предприятий, становятся мощным фактором, воздействующим на ландшафты окружающих территорий.

Постоянная жизнь в городах, особенно крупных, вдали от природы приводит к быстрому утомлению и усталости людей. Например, необходимость длительных перемещений в транспорте и связанная с ней специфическая транспортная усталость.

В больших городах всё больше людей предпочитает жить в многоквартирных домах, находящихся в экологически чистых районах и в окружении разнообразных мест для отдыха — парков, водоёмов, игровых и спортивных площадок и т. д. Другие же вообще переселяются за город.

Конечно, экологическая ситуация в разных городах отличается.


Но любой город оказывает негативное влияние на окружающую среду. Происходит нарушение всех географических оболочек. А реакция человеческого организма на плохую экологию зависит от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья.

Читайте также: