Конспект досуга по развитию речи

Обновлено: 06.07.2024

Подготовила учитель - логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ Детский сад № 30 "Берёзка" город Чусовой

Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе совместной игровой деятельности с родителями.

Задачи:
1) приобщить родителей к образовательному процессу;
2) познакомить родителей с некоторыми игровыми приёмами и упражнениями по развитию речи детей.
3.) помочь родителям увидеть учебную проблему ребенка или, наоборот, убедить в успешности освоения им знаний;
4) обеспечить психологический комфорт для всех участников развлечения.


Оборудование: запись мелодий для сопровождения мероприятия, презентация слайдов, диапроектор, магнитофон, карточки с цифрами для игры "Танцевальные цифры", листочки и ручки для заметок родителям, листы с предметными картинками на каждую команду - 4 шт., монетки и конфетки для команд, набор карточек с предметными картинками - 4 комплекта по 5 карточек для игры "Загадай предметы", набор серий сюжетных картинок - комплекта, шпаргалка с песней "Маленькая страна", мольберт.

Звучит мелодия № 1

Ведущий:

Сегодня мы проведём для вас ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ мероприятие по развитию речи ваших детей, которое одновременно будет стимулировать их мышление. Мы отправимся в путешествие к самой королеве правильной Речи. Будем выполнять разные задания, для того чтобы стать грамотными.

Для этого нам нужно разделиться на команды. В этом нам поможет игра "Танцевальные цифры".

Звучит мелодия № 2

(Взрослые делятся на подгруппы по 2, 3, 4 человека, а дети присоединяются к ним.)

Звучит мелодия № 3

(Выходит королева правильной речи)

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы проговаривать звуки правильно, нам поможет артикуляционная гимнастика в считалочке. слайд 2.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем;

Королева: Вот мы и оказались в моей стране.

Звучит мелодия № 4

слайд 3

Королева: . А вот и её первый житель - это СЛЫШ.

слайд 4

Он очень любит прислушиваться к разным звукам, узнавать их. Особенно он радуется звукам природы. Слыш записал для вас свои любимые звуки и спрятал их в красивую мелодию. Их нужно послушать, узнать и нарисовать источник звука на лист всем командам. Чья команда последней назовёт источник звука, та и получает денежку грамотейку. Эти денежки вы можете потом обменять на конфеты.

Звучит мелодия № 5

Королева:

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

Вот уж звуки встали в ряд

Ведущий: Да ребята, мы должны обязательно научиться выговаривать все звуки речи красиво, чтобы в школе правильно читать и писать. И сейчас вам дети споют весёлые логопедические частушки . А вы внимательно послушайте их!

слайд 5

Дети поют логопедические частушки.

Ведущий. Вот, что бывает, когда звуки речи не исправляют, придавайте большое значение правильности звукопроизношения!

Королева: После весёлой музыкальной паузы мы продолжаем своё путешествие по королевству. И вот нас встречает следующий герой. Вы узнали, кто это. Это Лунтик. слайд 6 .Он упал с луны на землю. Теперь он знакомится с жителями этой страны, с названиями многих предметов. А когда не знает названия предметов отправляется в королевство правильной речи за ответами на свои вопросы. Помогите Лунтику вспомнить названия предметов на картинках и подпишите на своих листочках

Звучит музыка № 6 слайд 7

А теперь скажите, к какому общему словечку относится овечка-это дом.животное

ЛОСЬ, ЭСКАЛАТОР, ИНДЮК, СТРЕКОЗА ,СОСНА, АНАНАС ,ЧЕРНИКА, ДУРШЛАК, ТАБУРЕТКА, АКУЛА, СОРОКА .

Ребята, про какой предмет можно сказать: рогатый, зубастая, глазастая, дырявый.

А какой предмет совершает такие действия: бодается, летает, болбочет, растёт.

Всему название дано

и зверю и предмету

вещей кругом полным полно, а безымянных нету

И всё что видит глаз над нами и под нами

и всё что в памяти у нас обозначено - . (словами)

Молодца, ребята! Получайте свои награды.

Королева: Наша дорога привела нас к одной избушке. Сейчас мы с вами погостим у "Бабушки - Загадушки."

Слайд 8

Она любит загадывать разные предметы, не называя само слово. Предлагаем загадать предметы и вам. Капитанам нужно загадать словами 5 предметов на картинках своей команде. Вы можете получить 5 монеток за каждое отгаданное словечко.

1 команда: банан , кровать , пенал ,сапоги, кошка;

2 команда: яблоко, диван ,самолёт ,зебра , карандаш;

3 команда: груша ,морковь, снег, шкаф ,тетрадь;

4 команда: ёлка, огурец, корова, барабан, ворона;

Королева: Еще Живёт в волшебном лесу "Сказочник"

Звучит музыка № 4 слайд 9

Он любит сочинять разные истории, но стал совсем старенький, не может вспомнить свои сказки по-порядку. Помогите ему определить "Что было сначала, а что потом". расскажите по -порядку картинки , расскажите свою историю. А можете даже дать название своему рассказу или сказке.

Чтобы выйти из королевства правильной речи, нам нужно , чтобы нас пропустила мудрая сова.

слайд 10

Она читает интересные книги, добрые сказки, умные энциклопедии, поэтому много знает. Она любит умных детей и выпускает из королевства только таких детей. Нам нужно ответить на все её умные вопросы правильно.

1. Блиц - опрос первой команде:

Кошка пушистая, а дельфин -. (гладкий)

Лодка плывёт, а машина -.

Птицы живут в гнёздах, а люди в -.

Лимоны кислые, а сахар -. (сладкий)

Из шерсти вяжут, а из ткани -. (шьют)

2. Блиц-опрос второй команде:

Лужа мелкая, а море-..(глубокое)

Дорога широкая, а тропинка - (узкая)

Подушка мягкая, а доска -. (твёрдая)

Мальчик молодой, а дедушка -. (пожилой)

Сосна высокая, а кустик -(низкий)

3. Блиц - опрос третьей команде:

Мышка маленькая, а слон -.(большой)

Ворона тяжёлая, а бабочка -..(лёгкая)

Булочка мягкая, а сухарик..(жёсткий)

Паутинка тонкая, а бревно - (толстое)

Буратино весёлый. а Пьеро - (грустный)

4. Блиц-опрос четвёртой команде:

Ведьма злая, а Фея -..(добрая)

Гольфы длинные, а носки -..(короткие)

Волк голодный, а собачка -..(сытая)

Летом тепло, а зимой -. (холодно)

Утром завтракаем, а вечером -. (ужинаем).

Королева:

Вместе дружно занимались

Звуки слышать мы старались

Будем говорим на пять

Можем дикторами стать.

Посчитайте сейчас ваши монетки, вы можете обменять на конфетки у жюри.

Ведущий. Пора нам, дети, возвращаться в детский сад. А поможет нам вернуться песня "маленькая страна" Звуки очень любят песни, с песней жить нам интересней.

Звучит Мелодия № 8 (фонограмма). Слайд 11

В эту страну попасть непросто

Грамота там живёт.

И по тропе красивой речи

Нас она поведёт.

Надо всем детям научиться

В эту страну тот час умчимся

Будем всегда там жить.

Там говорят и пишут верно

Звуки и все слова.

В этой стране не будет места

Грубым и злым словам.

Трудности и ошибки речи

Не приживутся там.

Нас логопед научит звуки

Будем всегда и везде стараться

Ведущий. Молодцы, дети и взрослые очень красивая песня. Вот и подошло к концу наше путешествие. Мне пора с вами прощаться.Я хочу на прощанье вам сказать эти важные слова:

1. Обобщить и закрепить знания детей о сказках (названия героев, их диалоги, последовательность сказок).

2. Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи, закреплять умение пользоваться при ответах различными типами предложений.

3. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом

1. Учить узнавать русские народные сказки.

2. Учить детей отвечать на вопросы.

Развивающие :

1. Развивать умение детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

3. Развивать память, внимание. логику.

4. Развивать умение с помощью графической аналогии. а также заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотехнике.

1. Воспитывать любовь к сказке, красоте русского языка.

2. Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, бережное отношение к животным, любовь к близким, природе.

3. Формировать бережное отношение к книге.

Чтение русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

работа по мнемотаблицам и мнемодорожкам.

Загадывание и отгадывание загадок.

1. Самостоятельное решение поставленных задач.

Методы и приемы.

Методы: игровые, практические, словесные. наглядные, индивидуальные.

Приемы: вопросы. указания. дополнения, напоминание, художественное слово, поощряющая оценка.

организация детей: свободная, за столом, на ковре.

Согласовывать существительные с прилагательными.

Закреплять в речи названия известных им животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются с гостями.)

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Воспитатель: Ребята, а кто придумывает сказки?

дети: Сказки придумывали люди и рассказывали друг другу, так через много-много лет сказки дошли до нас.

А еще сказки писатели сочиняют. и это будут авторские сказки, например, К. И. Чуковский

Воспитатель: Молодцы! А какие сказки вы знаете?

(Стук в дверь)

Воспитатель: К нам в гости пришла Сказочница.

Здравствуй, Сказочница

(Дети здороваются).

Сказочница : Здравствуйте, дети. гости.

Я помогу вам попасть в страну сказок, чудес, волшебства.

Ребята, а вы знаете, что такое сказка?

Дети: Это необыкновенные истории, где с героями случаются разные события.

- А ещё в сказках звери, вещи, птицы разговаривают.

Воспитатель: И так, в путь, в страну сказок!

Сказочница : А поможет нам волшебный клубочек, он и покажет дорогу.

(Дети идут, взявшись за руки, подходят к домику).

Сказочница : Клубочек привел нас к яблоньке.

Ребята, вы знаете, в какой сказке встречается яблонька?

Сказочница : А эта яблонька не простая, на ней яблочки, да с загадками. Отгадайте загадки, и клубочек дальше дорогу покажет.

Загадки по сказкам

1. В какой сказке девочка сломала мебель?

2. В какой сказке герой хитростью выманивает из дома петушка, а потом унёс его за темные леса?

3. В какой сказке один герой целый дом сломал?

4. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку?

5. В какой сказке вырос огромный овощ?

6. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

в ямке от копытца.

7. История, в которой битый небитого везет.

8. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.

9. История, в которой дружба помогла спастись от врагов.

Дети: Место, где зимуют звери.

Сказочкница : Молодцы, все загадки отгадали.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть :

Про внучку, бабку, дедку.

Волк и семеро козлят

Этим сказкам каждый рад!

Сказочница : Клубочек зовет нас в путь.

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Сказочница : Клубочек привел нас к избушке. Что это за избушка?

Дети: Избушка на курьих ножках, где живет Баба-Яга.

Воспитатель: Посмотрите, лежит конверт. Что же в нем?

Читает: «Извините, не могу вас встретить. Но, чтобы путь вам продолжать, выполните мои задания.

Задание. Около избушки стоит корзинка, в ней лежат предметы, ноя не знаю, чьи они. Их я нашла в лесу. Помогите найти хозяев этих предметов.

(Дети по очереди достают предметы из корзинки и говорят из какой сказки потеряна вещь.)

Воспитатель: Все предметы нашли своих хозяев.

Сказочница : Клубочек опять зовет нас в путь.

Дети идут змейкой по воображаемой тропинке. Вокруг кусты, деревья. Осторожно, впереди болото. Появились кочки. прыгают с кочки на кочку. Перешли болото.

Воспитатель: Ребята, чей это рыжий хвост мелькает в кустах.

Сказочница : Присаживайтесь на пенечки.

Воспитатель: Давайте Фее Сказок расскажем о лисе.

дети: Лиса – это не домашнее животное, а дикое. Она живет в лесу. У нее четыре лапы (ноги). Тело покрыто рыжей шерстью. Ушки – острые. похожи на треугольники. Хвост – большой и пушистый (длинный, мягкий, красивый, шикарный). У лися детеныши - лисята. Лиса – хищное животное, которое добывает себе еду: кур, петухов, мышей.

Сказочница : Ребята, вы знаете в каких сказках встречается лиса?

Сказочница : Молодцы! Действительно в этих сказках мы встречаемся с лисой, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика.

Сказочница : Молодцы!

Воспитатель: Как красиво в лесу! Птицы поют. (запись пения птиц в лесу)

Ребята, давайте узнаем, кто же живет в лесу.

Работа с тактильными дощечками.

Волк – злой, зубастый, страшный, серый, голодный.

Медведь – бурый, косолапый, толстопятый, толстый, большой, неуклюжий, сильный.

Заяц – белый, серый, трусливый, быстрый, косой, осторожный.

Ребенок: Я представляю. что это колобок. Он укатился от бабушки и дедушки в лес.

Колобок – гладкий, желтый, румяный, сладкий, масляный.

ребенок – мне кажется, что это дорога, по которой колобок укатился в лес.

Воспитатель: Какая дорога?

Дети: Широкая, узкая, ровная, извилистая, длинная, короткая, трудная.

Сказочница : Вот опять клубочек зовет нас в путь-дорогу.

(дети под музыку идут по кругу)

Воспитатель: Что это такое?

Сказочница : Этот сундук не простой, он волшебный. Давайте скажем волшебные слова:

Дети: Раз, два, три, сундук

Воспитатель: Сундук открылся! Кажется, здесь спряталась сказка, потому, что картинки со сказочными героями. Давайте расставим сказочных героев и составим коллаж.

(Дети расставляют сказочных героев на готовый фон (панно).

Воспитатель: Вот какой веселый коллаж у нас получился.

Сказочница : Ребята, что за сказка спряталась в коллаже?

Воспитатель: ребята, в какое время года произошли эти события?

Эта сказка украинская потому, что сочинил ее украинский народ.

Воспитатель: В сундуке еще что-то лежит. (Достает конверт с разрезанными картинками)

(Дети собирают из разрезанных картинок изображения и называют сказку).

Сказочница : Молодцы, ребята! Посмотрите, клубочек опять зовет нас в дорогу.

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки

Через ветви и пенечки

Очень долго мы шагали

Наши ноженьки устали

Сейчас сядем, отдохнем

Прямо в сказку попадем.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой. Фея сказок, поможешь нам?

Сказочница : Понравилось вам путешествовать в стране сказок?

Сказочница : Много сказок мы сегодня вспомнили. Я всегда буду рада встретиться с вами. Я хочу вам подарить подарки. (Передает корзину с подарками). А сейчас возьмитесь за руки, закройте глаза, скажите: «Раз, два, три

Воспитатель: А теперь пойдем в группу и будем читать новые сказки.

Дети получают подарки.

Цель: Создать у детей радостное настроение, атмосферу увлечённости и заинтересованности между взрослыми и детьми; воспитывать желание читать добрые сказки и смотреть старые, добрые мультфильмы.

ВложениеРазмер
konspekt_dosuga_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx 23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе

Выполнила Штреммель Елена Валерьевна

Из опыта работы Овчинниковой Светланы Владимировны

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель:
Создать у детей радостное настроение, атмосферу увлечённости и заинтересованности между взрослыми и детьми; воспитывать желание читать добрые сказки и смотреть старые, добрые мультфильмы.

Задачи:
Образовательные: Формировать представления детей о том, как создаются мультипликационные фильмы, их разновидностях (рисованные, пластилиновые, кукольные), профессиях людей, которые участвуют в их создании. Развивать творческую фантазию, воображение, наблюдательность, мелкую моторику. Воспитывать интерес к созданию мультфильмов. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценке качества потребляемой им мультпродукции.

Развивающие:
- Развивать умение использовать в речи простые и сложные предложения, развивать речь детей.
- Развить познавательную активность детей, мышление, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:
- Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
- Воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что все вы любите смотреть мультфильмы. Как вы думаете, а кто и как создает мультфильм?

Мультфильмы создаются в студии мультипликации. Над мультфильмом работают много людей. Сначала художники рисуют картинки, если это рисованный мультфильм. Если пластилиновый, то сначала художники вылепливают нужные фигуры и декорации, а для кукольного изготавливают кукол. Для того, чтобы стать художником – аниматором нужно иметь фантазию, чувствовать время, ритм, обладать огромным чувством юмора, уметь придумывать интересные и забавные истории, сюжеты. За одну секунду в мультфильме мы видим 24 кадра. 24 кадра должен нарисовать художник, чтобы движения казались естественными и забавными. Это не простое дело!

Затем режиссер с постановщиком устанавливают фигуры в том порядке, как им надо. После этого оператор снимает. Затем отснятые пленки монтируют, то есть выкладывают в нужной последовательности.

Далее актеры с помощью звукооператоров озвучивают мультфильм. Помимо звукорежиссера в кино есть чрезвычайно интересная профессия – звукооформитель. Есть такие мультфильмы, озвученные только шумами и звуковыми акцентами, когда герои не разговаривают, а просто издают какие-нибудь звуки. На каждой киностудии есть коллекция записей различных шумов: от колокольного звона до скрипа двери, от раската грома до пения птички. Также в озвучивании мультфильмов участвуют и актеры, которые разговаривают за героев мультфильмов.

И только после этого мультфильм можно показывать детям. Вот, оказывается, как не просто создать даже

- А теперь посмотрите на картинки из разных мультфильмов и назовите, к какому виду мультфильмов он относится.

Показ картинок из рисованных, пластилиновых и кукольных мультфильмов

- Ребята, а вы бы хотели побывать в мультипликационной студии?

Тогда я приглашаю вас в студию мультипликации. Предлагаю вам попробовать нарисовать несколько кадров с колобком, передать его эмоции. Первый кадр - колобок грустный при встрече с волком, последний - колобок веселый он укатился от волка. А между ними кадры называются промежуточные, на них нужно показать, как постепенно меняется выражение рта, когда он обхитрил волка

Дети рисуют на листах бумаги с изображением кадров

- Чтобы, герои мультфильма ожили, научились ходить, говорить, прыгать художники рисуют очень много картинок, которые отображают каждое движение героя. Затем эти рисунки или кукол снимают, а затем быстро показывают. И получается, что герой двигается. Сейчас вы попробуете показать как мальчик бросает мяч, а девочка прыгает. На мольберте прикреплено изображение пленки и картинки, вам нужно расположить на пленке картинки по порядку: первый кадр, промежуточные и последний.

Дети не большими группами подходят к мольберту, выбирают картинки, советуются, пробуют сами изобразить эти движения

- Молодцы, справились! А теперь давайте мы с вами тоже подвигаемся.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Все действия выполняют по тексту

- А сейчас предлагаю поиграть: послушайте и назовите из какого мультфильма эта песенка?

Дети слушают песенки.

Дети проходят в импровизированный кинотеатр.

Народная память испокон веков хранит сказки. А любая из них – будто драгоценный камень – самоцвет! У каждого народа свой язык, особые традиции и обычаи, а создатели мультфильма постарались нам это передать.

Контролер – ребенок выдает билеты с указанием ряда и места, дети рассаживаются на свои места

- Дети, давайте вспомним, чем мы с вами занимались.

О людях, каких профессий беседовали?

Чем бы вы хотели заниматься при создании мультфильма?

Длительность мероприятия соответствует нормам СаН ПиНа для детей данного возраста 25-30 мин. Занятие динамичное, что позволило избежать утомляемости детей.

Использовала методы : Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.

Использовала приемы : Просмотр картинок, мультфильмов , художественное слово (стихи, пояснения, поощрение), физминутка, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа : расширение словаря по теме – кто и как создает мультфильм .

Оборудование : Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, экран, столы, стульчики.

Вид занятия: Занятие-игра. Ребята отправляются в мультипликационную студию. Чтобы выполнить свою миссию, ребята должны научиться рисовать кадры как колобок грустит затем улыбается, пробуют сами изобразить эти движения. В процессе игры у детей развивается творческое воображение и логическое мышление.

Формы работы : Индивидуальная, коллективная.
Для лучшего усвоения программного материала я в свое занятие внесла игровую мотивацию, проблемную ситуацию – задания (расположить картинки по порядку кадров - первый кадр, промежуточные и последний.

Все моменты мероприятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Занятие осуществлялось в соответствии поставленными задачами.
Методы и приёмы носили игровой характер, что помогло добиться хороших результатов.
Этапы занятия взаимосвязаны. Игровая мотивация интерес у детей и активность была достаточно высокая.

С заданиями о песенках из мультфильмов дети справились легко.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли активность, эмоциональность, показали хорошие знания мультфильмов.

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. При умелом и тонком педагогически целесообразном подходе – киноискусство может стать одним из средств социализации ребенка и приобщения его к миру культуры.
Я думаю, что детям занятие очень понравилось и запомнилось, своими впечатлениями они обязательно поделятся со своим родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д.


Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "В стране Мультфильмия"

Формирование представления детей о том, как создаются мультипликационные фильмы, их разновидностях, профессиях людей, которые участвуют в их создании. Воспитывать интерес к созданию мультфильмов. Спос.


Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "История мультипликации"

В рамках объявленного в 2016 году "Года кино" в России предлагаю конспект досуга для детей старшей группы "История мультипликации". И дети и взрослые любят мультфильмы, а как они появились и когда зна.


Упражнять детей в образовании прилдагательных. Воспитание бережного отношения к окружающим,игрушкам.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В стране Здоровья».


На занятии дети знакомятся с понятием "крылатые выражения", почему выражения имеено так называют. Также дети узнают много крылатых выражений, что они обозначают и почему люди так говор.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект речевого досуга

для детей старшего дошкольного возраста

Нечаева Татьяна Владимировна

Конспект речевого досуга в старшей группе на тему:

Закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук;

Закрепить навыки правильного звукопроизношения;

Совершенствовать навыки слогового анализа слов;

Упражнять в употреблении увеличительных и уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Совершенствовать навыки словоизменения и словобразования;

Упражнять в работе с деформированным предложением;

Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

- Ребята, а вы знаете, что такое речь? Речь – это способность говорить. А из чего состоит наша речь? (Ответы детей). Разговариваем мы друг с другом при помощи предложений. А как получаются предложения? из звуков образуются слоги; слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения.

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в страну правильной красивой речи. Много лет я живу в этой стране. И с каждым днем жителей в ней становится все больше и больше, поскольку все хотят говорить правильно и красиво. Эта страна волшебная, но в ней есть города с самыми обычными названиями.

- Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы в путешествие собираетесь. Я тоже очень люблю путешествовать. Люблю разные приключения. Я однажды убежал от папы Карло и попал в страну Дураков. Вот было жутко интер-р-ресно.

- Да, да, я кое-что слышал о такой стране. Но я мало о ней знаю…

- Не переживай, Буратино! Хочешь, мы тебя возьмём с собой, и ты много узнаешь о родной речи?

- Отлично. В путешествии нас ждут разные приключения: задорные игры, веселые песни, интересные встречи. Итак, ребята, давайте собираться в путешествие. Для этого нужно собрать необходимые вещи.

А мы посмотрим, как вы умеете выделять звуки.

- Ребята, вам нужно назвать картинку, определить первый звук в этом слове и дать характеристику этого звука. Первую картинку назову я.

- Платье - этом слове первый звук [п]. Звук [п] согласный глухой, твердый. (Дети выполняют задание).

- Молодцы, ребята! А ну-ка, Буратино, попробуй и ты.

- Вы правильно справились с заданием можно отправляться в путешествие. А путешествовать с песней всегда веселее.

- Ребята, вот и первая остановка. Мы попали в Буквоград. А вот и Букворёшка. Букворёшка приготовил нам загадочные картинки. Посмотрите на эти картины. Что несет в корзинке ежик? А что несёт в мешке медведь? (Ответы детей).

- На самом деле вы не сможете точно ответить на этот вопрос. Поскольку корзинка ежика закрыта платочком, а мешок медведя завязан. Сейчас я помогу вам раскрыть эти секреты! В этом мне помогут волшебные таблицы. (Выдает двум участникам таблицу с буквами).

Если ты узнать захочешь
Что в корзинке, что в мешке?
Зачеркни скорее буквы
Те, что встретишь ты по две.

А оставшиеся буквы
В слово ты скорей сложи
И тогда узнать ты сможешь
То, что спрятано внутри.

Буквы: З М О Ё О Д З, ответ: мёд.

Буквы: Л И Я У И К Я, ответ: лук.

- Ребята, мы попали в поселок Слоговой. Посмотрите, нас встречает Мальвина. В своей школе она всех учит читать слова. Но, налетел ветер-озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберем рассыпанные слова.

Чтобы задание было легче выполнять, на доске есть картинки-подсказки. Прочитайте слоги и назовите фрукты!

Слоги: мо-ны-ли, на-ны-ба.

Молодцы, дети. А сейчас нам пора идти дальше. Мы оказались на улице поэтов. Нас встречает Незнайка.

Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!

На берегу росла сосна – а рядом с нею… (сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею… (звезды)
Стал красным-красным помидор – а рядом (помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – а вместе это (гномы)

- Ребята, мы приехали в город Писателей. Нас встречает Бериляка. Он говорит, что злая кикимора перепутал слова в предложениях. Давайте мы поможем ему.

Давайте подумаем и составим правильные предложения.

- На белке сидела елка. (На елке сидела белка).
- В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы).
- Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу).
- По кораблику плывет река. (По реке плывет кораблик).
- Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур).

- Молодцы, ребята! Пора идти дальше. А вот и переулок Спортивный. Нас встречает Спортик.

- Внимание, друзья! Эстафету объявляю я! (Звучит музыка).

- Молодцы! Справились с заданием Спортика!

Ну, вот и все, ребята. Наше путешествие по стране правильной красивой речи подошло к концу. Каждый из нас узнал что – то новое сегодня, и каждый показал свои знания и умения. Я думаю, что теперь вы будете постоянными жителями этой страны.

Спасибо ребята, я многому научился у вас. Вы такие умные, ловкие, умелые. Я хочу вас поздравить с победой и вручить грамоты.


Дети входят в зал под музыку.
Логопед. Здравствуйте, дорогие гости! Мы пригласили вас на наш итоговый речевой праздник! Ребята, но прежде, давайте вспомним секреты правильной и красивой речи.
1 ребенок. Говорим всегда красиво, смело, но неторопливо.
2 ребенок. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
3 ребенок. Говори на выдохе плавно и ясно.
4 ребенок. Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать.
Дети встают у зеркала.



К мальчику подходят девочки.

Девочки.
Витя, дома не сиди
Во двор лучше выходи!
Витя.
Не мешайте, не пойду
Книгу я читать хочу!
Девочки.
Витя, кто это, смотри!
К нам заходит, не стучит…
Звучит музыка. Выходит дед Буквоед.
Дед Буквоед.
Буквы все я заберу,
И по свету разнесу.
Буквоед забирает из книги буквы и уходит.
Витя.
Что мне делать, буквы где?
Как найти мне буквы все? (Плачет).
Логопед. Дети, поможем Вите?
Дети. Да.
Логопед.
Медлить нам совсем нельзя
В путь отправимся друзья!
Звучит музыка. Витя идет по залу и подходит к реке. На голубой ткани плоскостные изображения камней с ребусами, рыбки, на берегу бревна с предложениями.


Логопед.
Речушка перед ними, предстала на пути.
Речка.
Трудно мне, устала я.
Помогите мне, друзья!
Уберите камни!

Разгадывание ребусов.
Логопед. Нам надо разгадать ребусы и камень можно убрать из реки.
Дети разгадывают ребусы.




Речка дает первую букву.
Логопед.
Ребята, отгадайте, кто на берегу
С удочкой с утра сидит
И за поплавком следит?
Дети. Рыбак.



Рыбак.
Ох, спасибо, помогли
Рыбы много наловить.
С вами мне пора прощаться,
И с уловом домой возвращаться.
Рыбак дает вторую букву.
Логопед.
Букву Витя получил,
Дальше в путь он поспешил.
Звучит музыка. Витя идет по залу.
Логопед.
Куда мы попали?
Вот ковер лежит большой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!
Дети. На луг.



Логопед. Хозяйка луга - Фея Цветов.
Под музыку входит Фея Цветов с корзинкой, в которой картинки животных и детенышей.


Танец цветов и мотыльков.




Фея Цветов дает третью букву.
Логопед.
Букву Витя получил
Дальше в путь он поспешил.
Звучит музыка. Витя идет по залу.
Логопед.
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
Где мы оказались?
Дети. В лесу.



Логопед.
В лесу хозяйка другая.
Здесь живёт Фея Лесная.
Под музыку входит Фея Лесная с корзинкой, в которой карточки для игры "4 лишний".


Фея Лесная.
Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас видеть!
Волшебница — Лесная Фея
Я здесь главная в лесу.
Всё знаю и умею я,
Ем землянику, пью росу.



Фея Лесная. Пора прощаться с вами. Но я хочу познакомить вас со своими старыми знакомыми, сказочными гномами.


Гном 1.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Гном 2.
Мы два веселых гнома,
Живем мы сотни лет,
В красивом нашем домике
Суп нас ждёт в обед.



Гномы дают пятую букву.

Проговаривание скороговорок.
Логопед. Усядемся на пригорке, расскажем скороговорки.
Дети проговаривают разученные на индивидуальных занятиях скороговорки. Под музыку входит дед Буквоед.
Дед Буквоед.
Обхитрили, вот дела!
Рано радовался я.
Буквы Вам сейчас отдам,
Отгадайте их сперва.
И не думайте, что просто
Справится с заданьем Вам.
Буквоед исчезает.


Чтение предложений на карточках.
Дети читают предложения.


Логопед.
Вы, ребята, молодцы!
Вернуть буквы помогли.
Сможем книжки мы читать,
Выходите, танцевать!

Читайте также: