Конспект дидактической игры по сенсорному развитию

Обновлено: 07.07.2024

Методическая разработка

«Сенсорное развитие детей раннего возраста

Подготовила: Савельева Е. Н.

Воспитатель I квалификационной категории

Современные педагогические технологии……………………………. 15

Пояснительная записка

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.

-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;

-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;

-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

Условия реализации: детские дошкольные учреждения.

Применение: о.о.д., дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.

Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.

Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Результативность использования данной методической разработки.

Принцип построения методической разработки:

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:

-будет подобран комплекс дидактических игр;

-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.

Ожидаемый результат:

-дети различают и называют основные цвета;

-различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, круг, квадрат, прямоугольник);

-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);

-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;

-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.

Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фребелем, современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего детства доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении шести лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету.

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Цели и задачи:

Цель: обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.

- познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый;

- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;

- закреплять названия цветов в активной речи детей.

- развивать цветовое восприятие детей;

- развивать у детей зрительную память;

- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;

- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;

- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art borders, Page borders, Borders and frames

Конспект дидактической игры на восприятие цвета

Задачи:

Цель:

Обратить внимание детей на цвет предмета. Учить подбирать предметы одинакового цвета. Воспитывать у детей доброжелательность, сочувствие.

Развивающая среда: Воздушные шарики (6-7) цветов, круги такого же цвета.

Ребятки, смотрите к нам пришли игрушки. Только они почему-то грустные. Вы не знаете, почему они грустят?

Оказывается, решили игрушки поиграть с воздушными шарами. Но подул сильный ветер, и шарики улетели, а у игрушек остались одни ниточки.

Ребятки, поможем игрушкам найти свои шарики? (Детям раздаются цветные ниточки).

Семён, у тебя какого цвета ниточка?

А у тебя Люба? (Дети говорят, какого цвета у них ниточки).

- Ребятки, какие вы молодцы, помогли игрушкам найти свои шарики.
Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных
шаров.

Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art borders, Page borders, Borders and frames

Конспект дидактической игры, развивающей осязательное

восприятие формы объёмных предметов

Задачи: -Учить находить самый большой предмет, Развивать внимание, творческие способности, нестандартное мышления, сообразительность, пространственное ориентирование.

Цель:

Выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребёнок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения.

Развивающая среда: Небольшие игрушки контрастной формы (кубики, шарики, игрушечная посуда, машинка и т.д.). Мешочек из плотной ткани.

Ребятки, хотите поиграть в прятки?

Что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что у него есть?

Миша, пойдём, ты будешь отгадывать, какая игрушка спряталась в мешочке. (Ребёнку предлагается отвернуться, закрыть глаза и не подглядывать. Вызываю ещё одного ребёнка, предлагаю ему выбрать игрушку и положить её в мешочек).

Миша, иди к нам и отгадай, что спрятано в мешочке.

Напоминаю остальным детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае не подсказывать и не мешать Мише самому отгадывать загадку. Когда ребёнок берёт мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать её, советую ребёнку держать предмет в обеих руках, левой держать предмет, а правой ощупывать его пальцами.

Ну, Миша, какая же игрушка спряталась? (Машинка).

А как ты узнал, что это машина? (У неё есть колёса, кузов). Достаём спрятанный предмет из мешочка.

Молодец, Миша, правильно угадал. Давайте ребятки, похлопаем Мише в ладошки.

Цель: Обогащение сенсорного опыта, создание игровых условий для развития воображения, мышления, памяти, познавательного интереса детей.

Задачи:

Обучающая: Помочь ребенку развивать его сенсорные возможности: зрительные, слуховые, тактильные, научить применять теоретические занятие на практике.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость,

вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим;

умение радоваться достигнутому результату, культуру честного соперничества.

Развивающая: развивать двигательную активность, коммуникативные способности, интерес к экспериментальной деятельности формирование уверенности в своих силах, укрепление физического и психического здоровья детей. Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, социально - коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовления продукта детского творчества.

Оборудование: разноцветные флажки, волшебный ящичек, мешочки с наполнителями (вата, камни, грецкие орехи, пуговицы и т. п., баночки с различными пахучими наполнителями (чеснок, сладкий перец, лук, огурец и т. п.) картинки с изображением этих предметов, детские стульчики.

- Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера,

- А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.

(Дети приветствуют друг друга)

- Вы любите играть?

- А вы знаете, как попасть в волшебную страну? Мы туда поедем на поезде!

- Интересно, что в сундучке?

(Дети высказывают предположения)

-В конце путешествия с помощью подсказок, мы узнаем, что находится в сундучке.

Садимся поудобнее в паровоз и… Поехали!

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

(Дети выходят из поезда и подходят к столикам, на которых разложены геометрические фигуры)

- Жителями этой станции будут цветные человечки, которых мы с вами придумаем. Вам необходимо собрать из геометрических фигур человечков. Что для этого потребуется?

- Я буду загадывать загадки, а отгаданную фигуру вы возьмёте и положите перед собой.

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ответы детей (круг).

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно -

Ответы детей (овал).

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Ответы детей (треугольник).

И фигуру получил.

Вам её представить рад,

А зовут её… (квадрат).

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник –

Ответы детей (прямоугольник).

- Ребята, чем отличаются геометрические фигуры?

Детям предлагается из угаданных фигур сделать человечков,

при помощи недостающих деталей и цветных скрепок и прищепок.

(Дети крепят прищепки, где недостаёт деталей, руки, ноги)

- Вот какие человечки получились! Спасибо, ребята! На этой станции ещё одно задание. Цветные человечки любят кататься на цветных автомобилях. Они у них разобраны. Поможем собрать?

(Дети собирают автомобили – пазлы, заодно, повторяем порядковый счёт)

- Цветные человечки хотят нам помочь узнать, что находится в сундучке и дают подсказку (конверт). - Спасибо, цветные человечки, а нам пора в путь! Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.

(Дети садятся в поезд, и под музыку едут на следующую станцию)

(Дети становятся полукругом и отвечают на вопросы воспитателя)

- Сколько ушей у собак?

-Сколько глаз у светофора?

- Сколько солнышек на небе?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Какое число больше 8, но меньше 10?

- Какое число стоит после 4?

- Сколько носов у двух котов?

- Сколько дней в неделе?

- Сколько в неделе выходных дней?

Детям раздаются листочки с названиями дней недели в хаотичном порядке

- Ребята, посмотрите, на этой станции перепутались дни недели. Нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности.

Воспитатель обращается к ребятам, символизирующим дни недели:

(Дети выстраиваются в нужном порядке)

- Вторник, топни ногой! Назови своих соседей!

Ответы детей (понедельник и среда).

- Пятница, хлопни в ладоши, назови своих соседей

Ответы детей (четверг и суббота).

- Суббота, помаши рукой, назови своих соседей.

Ответы детей (пятница, воскресенье).

- Молодцы! Все справились с заданием, и мы забираем конверт с подсказкой. Выходите на перрон, отдохнём немножко!

Воспитанники приглашаются в круг. У воспитателя в руках 4 флажка. При поднятии красного флажка все воспитанники должны присесть, жёлтого – попрыгать, зелёного – пошагать на месте, синего – побежать по кругу друг за другом.

(Дети выполняют движения)

- Садимся в паровоз, закрываем глазки (релаксация)

Звучит соответствующая музыка

Игра на развитие слуховых ощущений

Звучит запись различных звуков, дети отгадывают.

- А весёлый паровоз нас опять зовёт в дорогу (звучит музыка)

Чох, чох, чух, чух

Я далеко укачу! (2 раза)

Воспитанникам раздаются непрозрачные тканевые мешочки с разными наполнителями. Дети с помощью воспитателя исследуют мешочки, наполненные камушками, пуговицами и т. д.

Воспитатель показывает и открывает баночки с разными запахами (чеснока, лимона, лука, сладкого перца и т. п. и предлагает понюхать и определить, чем наполнена каждая баночка, а после этого, найти изображение этого наполнителя на картинке.

- Хорошо! Молодцы! Забираем еще одну подсказку!

Что это? Ответы детей

- Теперь уже пора догадаться, что же находиться в нашем сундучке? Правильно! Апельсины!

Каждый воспитанник достает из сундучка для себя апельсин.

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Ребята вам понравилось путешествие?

- Садимся в наш паровозик и возвращаемся!

А паровоз снова зовёт нас в путь.

По рельсам тарахтят,

Тук. Тук, тук, колёса,

Всех ребят он снова

В детский сад привёз!

- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что больше заполнилось в нашем путешествии?

- На столе лежат смайлики веселые и грустные. Давайте каждый выберет себе смайлик под свое настроение после нашего путешествия.


Конкурсные работы

igry-po-razvitiyu-sensoriki-i-melkoj-motoriki-dlya-doshkolnikov-s-normoj-razvitiya-i-ovz-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-do10

Важное значение для подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной активности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Дети, имеющие нарушение функций опорно-двигательного аппарата не имеют достаточный сенсомоторный опыт, испытывают затруднения в процессе развития мелкой моторики рук, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение общеобразовательной программы.

Одной из эффективных форм сенсорно-моторного воспитания у детей дошкольного возраста являются дидактические сенсорные и моторные игры. Игра – универсальный способ воспитания и образования маленького ребёнка. В ней развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе игровых действий. В своей работе по сенсорному воспитанию мы используем авторские игры.

Предлагаем опыт работы по использованию дидактических игр с прищепками с целью развития мелкой моторики, закрепления представлений о цвете и форме, формирования у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности.

Наши дидактические игры позволяют обеспечить у детей совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету (красный -синий; желтый — зеленый)
2. Развивать целенаправленное восприятие цвета в процессе зрительного соотнесения разнородных предметов с цветом образца.
3. Повышать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4. Развивать умение фиксировать в речи название цвета предметов.

Оборудование: круги красного, синего, желтого, зеленого цвета; прищепки с бабочками того же цвета что и круги.

Ход игры:

Воспитатель показывает круги красного и синего цвета. Поясняет, что это полянки красного и синего цвета. Затем показывает прищепки с бабочками красного и синего цвета и объясняет, что бабочки и полянки одинакового цвета и если посадить бабочку красного цвета на красную полянку (прикрепляет прищепку с бабочкой красного цвета на красный круг), то она спрячется. А если прищепку с синей бабочкой прикрепить на синюю полянку (демонстрирует) она тоже спрячется.

Затем педагог приглашает по очереди детей и предлагает каждому разместить 2 прищепки с бабочками разного цвета на полянки того же цвета что и бабочки.

После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), с цветами (красный, желтый, оранжевый; синий, зеленый, фиолетовый; серый, белый).
2. Развивать целенаправленное, осмысленное восприятие формы и цвета геометрических фигур в процессе зрительного соотнесения их с образцом.
3. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками и геометрическими фигурами разного цвета.
4. Повышать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
5. Развивать умение использовать в речи прилагательные обозначающие цвет предметов и существительные обозначающие названия геометрических фигур.
6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
1. Прищепки с геометрическими фигурами разного цвета
2. Сменные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета (красный, желтый, оранжевый; синий, зеленый, фиолетовый; серый, белый)
3. Круги, разделенные на 2- 3 спектра:
• Красный, желтый, оранжевый;
• Синий, зеленый, фиолетовый;
• Серый, белый.

Ход игры:

Педагог предлагает посмотреть на круг, который она принесла. Поясняет детям, что это не просто круг, а колесо обозрения. Обращает внимание что круг-колесо разделен на части. Просит назвать какого цвета эти части. Говорит, что на колесе обозрения любят кататься геометрические фигуры. Просит назвать детей, какие фигуры катаются на каждой части круга, и какого они цвета. Дальше показывает еще геометрические фигуры и просит детей тоже их покатать. Педагог приглашает по очереди детей и предлагает поместить прищепку с геометрической фигурой на подходящую часть круга. После того как ребенок прикрепит прищепку с фигурой педагог уточняет у ребенка на звание геометрической фигуры и цвет выбранной фигуры.

igry-po-razvitiyu-sensoriki-i-melkoj-motoriki-dlya-doshkolnikov-s-normoj-razvitiya-i-ovz-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-do4

Вариант:
1. Фигуры на круге могут быть все одинаковые (например, все круги), но разного цвета.
2. Часть геометрических фигур на прищепках могут быть другого цвета, чем те, что на круге. Ребенку необходимо будет отобрать только фигуры соответствующие цветам круга.

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1 Закреплять знания о цифрах от 0 до 10.
2 Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
3 Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4 Развивать слуховое восприятие в процессе определения количества воспроизводимых звуков
5 Развивать зрительное восприятие в процессе соотношения количества точек с цифрой.
6 Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
1 Прищепки с цифрами.
2 Круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе нарисовано определённое количество точек.

Ход игры:

Педагог предлагает ребёнку выбрать любой сектор, посчитать количество точек, и выбрать прищепку с цифрой соответствующую количеству точек.

igry-po-razvitiyu-sensoriki-i-melkoj-motoriki-dlya-doshkolnikov-s-normoj-razvitiya-i-ovz-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-do6

Вариант:
Педагог предлагает посчитать звуки, воспроизводимые взрослым (удары бубна). Определить их количество и обозначить цифрой соответствующий сектор круга.

igry-po-razvitiyu-sensoriki-i-melkoj-motoriki-dlya-doshkolnikov-s-normoj-razvitiya-i-ovz-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-do7

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1 Закреплять знания о цифрах от 0 до 10.
2 Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
3 Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4 Развивать зрительное восприятие в процессе соотношения предметов с цифрой.
5 Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
Прищепки с цифрами.
1 Круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе цифра
2 Круги — карточки на липучке (10 штук).

Ход игры:

igry-po-razvitiyu-sensoriki-i-melkoj-motoriki-dlya-doshkolnikov-s-normoj-razvitiya-i-ovz-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-do9

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Оборудование:
1 Прищепки с цифрами.
2 Круг, разделенный на 4 сектора,
3 Карточки на липучке с изображением задания.

Ход игры:

igry-po-razvitiyu-sensoriki-i-melkoj-motoriki-dlya-doshkolnikov-s-normoj-razvitiya-i-ovz-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-do10

Педагог предлагает посмотреть на любой сектор круга на котором прикреплена карточка с условием задачи и вместе с ребёнком проговаривает условие задачи. После этого спрашивает Сколько осталось? Сколько стало? Далее просит найти прищепку с цифрой соответствующей решению задачи и прикрепить к данному сектору круга.

Читайте также: