Конспект деревья в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Дети, организованы на ковре.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел необычный старичок, очень важный мужичок, в лесу гуляет, лес охраняет. Кто этот старичок? (Старичок – лесовичок).
Воспитатель: Да, это Старичок – лесовичок. (слайд с изображением). И сегодня он приглашает вас совершить экскурсию в лес.
- Готовы? (да)
- Дети, скажите, как нужно вести себя в лесу? (ответы)
Воспитатель: 1,2 - вокруг себя обернись, 3,4 - в лесу очутись.
Воспитатель: Ну вот мы и в лесу. (на экране слайд с изображением леса).
- Дети, какое сейчас время года? (осень)
- А если осень, то лес какой? (осенний).
Старичок - лесовичок хочет познакомить вас с жителями леса. А что это за жители, узнаете, отгадав загадки. Проходите на лесную полянку, садитесь и будьте внимательны.
Воспитатель читает загадки. На каждую отгадку появляется слайд с изображением дерева.
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды. (Ель)

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза)

Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)

Ну не дерево, а диво!
Разноцветный и красивый
Лист ладошкою раскрылся.
Ветер дунул, лист свалился. (Клён)

Тёмной он покрыт корой.
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей. (Дуб)

Всегда от холода трясусь,
Всего-всего в лесу боюсь.
Не берёза, не рябина,
Я – пугливая… (Осина)

Цель: углублять и совершенствовать знания детей о деревьях нашего леса.

ВложениеРазмер
konspekt_neposredstvenno.docx 20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе

Староверова Елена Ивановна

Цель: Углублять и совершенствовать знания детей о деревьях нашего леса.

Закреплять знания о строении деревьев и значении их в жизни человека;

активизировать мыслительную деятельность;

Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям.

Предварительная работа: Наблюдения за деревьями на прогулке,

чтение стихов и рассказов о деревьях; рассматривание иллюстраций о лесе.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети, послушайте загадку:

Воспитатель: Ребята, докажите, что вы дали правильный ответ.

Дети: Весной дерево цветет, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих фруктовых деревьях поспевают плоды. Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печь.

Воспитатель: Молодцы, правильно , деревья высокие, они служат пищей, укрытием, домом.

Ребята, давайте поразмышляем: выросло высокое дерево. Это хорошо?

Дети: Хорошо. От дерева прохлада, свежий воздух, красиво.

Воспитатель: А может быть плохо?

Дети: Закрывает свет солнца, во время сильного ветра может упасть и что нибудь разрушить.

Воспитатель: Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей. Что же надо делать?

Дети: Деревья надо обрезать, старые, гнилые вырубать, сажать и выращивать новые.

Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите из каких частей состоит дерево?

Дети: Ствол дерева: внизу толстый, кверху тоньше, покрыт корой. От ствола идут ветки, на них есть листья или иголки, в плодах есть семена. Корни находятся глубоко в земле.

Воспитатель: Что случится, если у дерева повредить кору?

Дети: Дерево может погибнуть, будет болеть.

Воспитатель: А что будет, если у дерева подрезать ветки?

Дети: Если не очень коротко, то крона станет еще гуще.

Воспитатель: Скажите, может дерево жить без корней?

Дети: Нет, дерево корнями держится в земле, корни из почвы берут воду, минеральные вещества.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! ( потягивание, руки в стороны ).

К небу, к солнцу тянется ( потягивание, руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли (наклоны вперед)

Вправо – влево, взад – вперед-

Так деревья ветер гнет (наклоны вправо- влево, вперед- назад)

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет ? (вращение туловищем)

Ветер стих, взошла луна,

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, послушайте еще одну загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем!

Воспитатель: Давайте поразмышляем.

Дети: В лес можно зайти с любой стороны, у него нет дверей. В лесу много деревьев. Летом они все зеленые, поэтому дом зеленый. Если пойдет дождь, можно в лесу спрятаться, как под крышей.

Воспитатель: А какие чудеса в лесу? Что растет в лесу под деревьями?

Дети: Мох, ягоды, грибы, цветы. В лесу живут разные звери, птицы.

Воспитатель: Вот какие чудеса есть в лесу. Как вы думаете, хорошо ходить в лес?

Дети: В лесу свежий воздух, там прохладно летом, много кислорода, красиво. В лесу хорошо отдыхать, слушать пение птиц, собирать ягоды, цветы.

Воспитатель: А может быть плохо в лесу? Кто как думает?

Дети: Можно заблудиться, испугаться, встретить змею. Может закружиться голова от свежего воздуха.

Воспитатель: Можно ли ходить детям в лес?

Дети: Можно, но со взрослыми.

Воспитатель: Да, ребята, в лес надо ходить только со взрослыми. Слушаться их, не отставать, быть очень внимательными, осторожными.

А дерево сразу становится большим?

Дети: Вначале оно низкое, тонкое.

Воспитатель: А еще раньше чем оно было?

Воспитатель: При каких условиях из семечки вырастает стебелек?

Дети: Нужны вода, свет, тепло.

Воспитатель: Молодцы, все были внимательные. Скажите, как называется лес, где растут одни березы?

Дети: Березовая роща.

Воспитатель: А вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб один из лесных долгожителей, где растут дубы?

Воспитатель: (показывает картину с елью). А это дерево вы сразу узнаете. Лес, где растут ели, как называется?

Воспитатель: А у этих деревьев даже верхушек не видно. Эти деревья наперегонки тянутся вверх, к солнцу, к свету. Какие это деревья?

Воспитатель: Как называется лес с этими стройными , высокими деревьями?

Дети: Сосновый бор.

Воспитатель: Молодцы, все хорошо отвечали. А сейчас отдохнем.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Есенина.

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

О каком времени года говорится в стихотворении?

Воспитатель : Что за белая косынка на сосне?

Воспитатель : Давайте с вами отправимся в зимний лес. Красивым убранством встречает нас лес. Как можно зимой узнать деревья в лесу?

Дети: По цвету коры, расположению веток.

Воспитатель: Вот мы пробираемся по лесу, и перед нами береза. Как мы узнали, что это береза?

Воспитатель : Легче всех можно узнать березу. Ее светлая с черными пятнышками кора видна издалека. У березы крупные боковые ветки прижаты к стволу, а молодые веточки свисают вниз.

А как можно узнать липу?

Дети : На некоторых ветках сохраняются плоды: орешки с крылатками.

Воспитатель: Как мы узнаем осину?

Дети: У осины кора гладкая, зеленая, в нижней части с желто- оранжевыми пятнами.

Воспитатель: Какие деревья можно узнать зимой?

Дети: елку и сосну по зеленым иголкам.

Воспитатель: красив зимний лес. Глубокие сугробы лежат под деревьями. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно- зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие и неподвижные спят сосны. Тихо в спящем зимнем лесу.

Ребята, давайте нарисуем зимний лес.

Рефлексия: О чем мы говорили на занятии?

Воспитатель: Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали. Деревья не только украшение нашей Земли, но и наши друзья и помощники. Давайте будем беречь и защищать их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по программе для одаренный детей "УТРО В ЛЕСУ"

Развивитие умения видеть единство содержания и средств выразительности живописи.Формирование восприятия единства поэтического, изобразительного и музыкального образа.(автор-составитель Хорольская Свет.

Развитие связной речи, актуализация словаря по теме "Дикие животные" в подготовительной логопедической группе.


Конспект по экологии "Сказка о волшебном лесе" (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ Занятия по экологии в .



Закреплять знания детей о составе числа, количественный и порядковый счет. - формировать представления о четных и нечетных цифрах, - продолжать знакомить детей с задачей и ее составляющими, -развивать.


Конспект занятия в подготовительной группе "В осеннем лесу"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе, с использованием предметных карт.

конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:" Что будет, если из леса исчезнут птицы." или "Кто в лесу главный"

Изучить с детьми последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц. Дать знания о лесе( это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга ) Воспи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе.

воспитатель Орловская Виктория Сергеевна

Программное содержание:

Цель : Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.

Образовательные: Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листа).

Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный, слуховой.

Приемы: Рассказ- беседа, игры,

Предварительная работа:

Чтение стихов и рассказов о деревьях. Рассматривание иллюстраций о лесе.

Материал: Стих, загадки, картинки с изображением различных деревьев.

Оформление: Слайды, иллюстрации и картинки с деревьями.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков образовательные области

Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит шум леса.

Воспитатель: Ребята , что это за звуки, где их можно услышать?

Дети: В лесу, в парке.

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу. (Дерево)

В:Чем похожи деревья между собой?

Дети: У них есть корень, ствол, ветки, листья, крона.

В:Где ещё растут деревья?

Дети: В лесу. парке, в саду, вдоль дорог.

Основная часть:

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке

В белом сарафане. (Берёза)

Не загадка это даже,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! (Дуб)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат.

Нет, не все еще - у этих

Листья тихо шелестят. (Осины)

Каждый год на нем с охотой

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет. (Клен)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветки — только на макушке.(Сосна)

В. Как вы думайте, чем отличаются берёза от остальных деревьев?

Дети. Цветом ствола. У берёзки ствол белый с чёрными черточками, а у остальных ствол одноцветный.

В. Как можно сказать, одним словом о белом стволе берёзы?

Берёза – единственное в мире дерево с белой корой.

В. Ребята, для чего берёзе черные черточки?

Оказывается, берёза дышит через них и называются они чечевички.

Чем ещё отличаются деревья?

Обратите внимание на листья, они одинаковые?

Дети называют листья к картинке-дереву.

Лист с березы – берёзовый лист

Лист с клена - кленовый

Лист с дуба - дубовый

Лист с осины - осиновый

Лист с ивы – ивовый

Лист с липы - липовый

В:Рассматривание иллюстрации. Как называется такой лес?

(Берёзовой рощей или березняком).

Лес, в котором растут только осины (Осинник).

Как называется дубовий лес? (Дубрава)

Как называются лес в котором растут только ели? (Ельник).

Как называется сосновый лес? (Сосняк или сосновый бор).

Лес, где растут – берёзы, осины и другие деревья, имеющие листву, называются лиственными.

Лес где растут - Сосновый , ели и кедровый называется хвойным.

Физ. минутка

Мы по лесу погуляли

И немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём

Руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете:.

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали,

Великанами вдруг стали.

Дружно мы похлопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

В:А какие правила поведения в лесу вы знаете?

внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.

-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

Назовите, какие правила поведения были нарушены.

В: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и

нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего

нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лес

Дети: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем

показывают и объясняют их значение.

1.Не разжигай костёр вблизи дерева или чтобы не случился пожар

2.Не разоряй муравейник! Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

3.Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор.

4.Не оставляй костёр непотушенным.

5.Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его снова.

6.Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек.

7.Не разоряй гнёзд - не губи малых

8. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, пернатых друзей. учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

9.Не врывайся в лес с криком, проявляйте

10.Не ломай деревья - они тоже живые, только уважение к местам обитания диких не могут ни убежать, ни закричать, ни животных. защититься.

11.Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, украшая нашу землю, радуя взор красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

12.Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – это может быть последний экземпляр на всей земле.

13.Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с корневищами или луковицами для размножения.

14.Не сбивай ногами и не топчи грибы, ими лечатся лесные жители.

15.Не убивай лягушек и жаб – в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

Цель: систематизация знаний детей о деревьях наших лесов.

- расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев;
- уточнить строение деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья);
- формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, дать представления о способах распространения семян;
- закреплять знания о значении деревьев в жизни человека;

- продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;

- воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Словарная работа: расширять словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Материалы: картинки с изображением деревьев, стихи, загадки.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну (чтение стихотворения).

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса.

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий.

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.

- Ребята, а кто главные жители этой сказочной страны? (Ответы детей.)

- Правильно! Конечно деревья!

- А какую пользу деревья приносят лесу? (Ответы детей.)

- Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!

- Ребята, скажите, где можно встретить очень много деревьев? (Ответы детей.)

- Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (Ответы детей.)

- Правильно. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья, кричать, разжигать костры и мусорить. (Чтение стихотворения.)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть,

Только, чур, не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломать —

Никогда не забывать.

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги —

Ведь они нам не враги.

- А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают леса? (Ответы детей.)

- Как называется лес, в котором растут деревья: береза, осина, дуб и т.д.

Лиственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнее-зелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?(Хвойные, а лес хвойный — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: (сосны, ели, пихты, лиственницы и др.).
А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.

- Наши леса богаты разными деревьями.

- Ребята, а вы знаете, строение дерева? (Ствол, ветки, крона, корни, кора, листья.) Деревья у нас живые и как все живое они растут, питаются и размножаются. Как деревья питаются? (Корнями пьют воду, листьями дышат и получают солнечную энергию.)

- Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки. (Читаю первую загадку.)

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

- Правильно! Берёза! (Показ картинки с изображением берёзы.)

- Ребята, а как выглядит берёза? (Ответы детей.)

- Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.

- Какую пользу берёза приносит человеку? (Ответы детей.)

- Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями, так как от них больше тепла. Почки и листья берёзы применяют в медицине. Из них делают различные отвары, настойки, элексиры. Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.

- А как называются плоды березы? (Сережки.)

- Давайте послушаем с вами вторую загадку:

Стоит над кручей

Руки пораскинул. (Дуб.)

- Правильно! Дуб! (Показ картинки с изображением дуба.)

- Скажите дети, а какой ствол у дуба? (Ответы детей.)

- Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.

- А как называются плоды дуба? (Ответы детей.)

- Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?

- Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

- А какую пользу дуб приносит для человека? (Ответы детей.)

- Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве, потому что это самое крепкое и прочное дерево. Дуб наиболее широко из лиственных пород используется при изготовлении мебели из массива, благодаря отличному сочетанию показателей прочности и красоты текстуры. Если дуб долго пролежит в воде (несколько десятков лет), его древесина приобретает редкий темно-фиолетовый окрас с зеленым отливом. Дубовая древесина плохо поддается полировке, требует оборудование с резцами высокой закалки.

Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

- Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? (Ответы детей.) (Показ картинки с изображением дуба.) - Правильно! Ёлку!

- Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? (Ответы детей.)

- Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

- У ели плоды – шишки. (Ответы детей.)

- Давайте послушаем с вами следующую загадку:

Плоды - летучие (Тополь). (Показ картинки с изображением дуба) - Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? (Ответы детей.)

- Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Древесина у тополя мягкая, легкая, белая, она хорошо обрабатывается и широко используется для технических целей: сырье для бумаги, изготовление спичечной соломки, для получения искусственного шелка, пиломатериалов, долблёных лодок, тары и многого другого.

Используется древесина и для изготовления древесного угля, дров, в некоторых вариантах идет на постройку зданий. Применяется для облицовки мебели, изготовления шпона, корыт, лопат.

- А теперь давайте с вами немного отдохнём!

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх.)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)

- Немножко отдохнули, а сейчас поиграем

- Посмотрите, ребята у вас на столе лежат очень красивые листочки, возьмите листочки, которые лежат у вас на столах и раскрасьте их. А потом меняйтесь друг с другом. Предлагаю раскрасить листики разными цветами осени. Какие это цвета? (желтый, красный, оранжевый, коричневый, багряный).
Воспитатель:
С какими деревьями мы сегодня познакомились? Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

Словарная работа: расширять и обогащать словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов.

Образовательная задача: учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.

Коррекционно-развивающая задача: продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;

Воспитательная задача: воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Словарная работа: расширять и обогащать словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Материалы: картинки с изображением деревьев, стихи, загадки.

Ход занятия

Организационный момент

Повторение пройденного материала

– Дети, о чём мы говорили с вами на прошлом занятии? (ответы детей)

– Правильно! Мы говорили с вами о строении дерева. Дерево состоит из ствола, кроны и корней. Крона дерева в свою очередь состоит из веток и листьев. Это верхняя часть дерева, являющаяся ответвлением от ствола до самой высокой точки дерева. Кроны бывают разными по форме и плотности. Ствол дерева является основой для кроны. Снаружи он покрывается слоем коры. Корни деревьев – это особая часть дерева, которая соединяет со стволом и находится под землей. Основная цель корней дерева впитать в себя все необходимые вещества и передать их к стволу.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну (чтение стихотворения)

Сказка леса
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса.
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий.
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.

– Ребята, а кто главные жители этой сказочной страны? (ответы детей)

– Правильно! Конечно деревья!

– А какую пользу деревья приносят лесу? (ответы детей)

– Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!

Основная часть

– Наши леса богаты разными деревьями. Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки (читаю первую загадку)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)

– Правильно! Берёза! (показ картинки с изображением берёзы)

– Ребята, а как выглядит берёза? (ответы детей)

– Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.

– Какую пользу берёза приносит человеку? (ответы детей)

– Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями. Почки и листья берёзы применяют в медицине . Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.

– Давайте послушаем с вами вторую загадку:

Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул. (Дуб)

– Правильно! Дуб! (показ картинки с изображением дуба)

– Скажите дети, а какой ствол у дуба? (ответы детей)

– Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.

– А как называются плоды дуба? (ответы детей)

– Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?

– Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

– А какую пользу дуб приносит для человека? (ответы детей)

– Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве.

Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

– Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? (ответы детей).

– Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? (ответы детей).

– Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

– Давайте послушаем с вами следующую загадку:

Почки – пахучие,
Листья – липучие,
Плоды – летучие (Тополь)

– Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? (ответы детей)

– Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода.

– А теперь давайте с вами немного отдохнём!

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

– Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (ответы детей)

– Правильно. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья, кричать, разжигать костры и мусорить (чтение стихотворения)

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть,
Только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать —
Никогда не забывать.
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги —
Ведь они нам не враги.

Дети делятся на две группы: первая команда – ветер, вторая – деревья.

Команды встают друг против друга.

Воспитатель напоминает правило: дышим правильно.

Ветер дует тихо, качаются веточки – пальчики, ветер набирает силу – качаются большие веточки – руки, подул сильный ветер – качаются стволы деревьев.

Читайте также: